дерево кадем что это
Что такое уд, и почему он стоит как самолет? 9 фактов от основателя самой удовой марки
Парфюмер и основатель марки The House Of Oud Андреа Казотти объясняет, почему уд так ценен, и правда ли, что это — афродизиак.
Несколько лет назад уд был самой популярной парфнотой, и не было бренда, который бы на этой волне не выпустил свою версию. Сейчас мода пошла на спад, и марки переключились на другие ингредиенты (например, туберозу). Однако есть и те, кто сделал уд частью своей ДНК. The House Of Oud — из таких.
Когда основатель марки Андреа Казотти приехал в Москву, мы узнали у него, кто такие удовые охотники, можно ли на этом разбогатеть, и почему по внешнему виду дерева нельзя определить, уд это или не уд?
Факт №1. Уд — дерево. Но не совсем
В переводе с арабского «уд» значит «дерево». Но на самом деле это не древесина, не листья и не корни. Все сложнее. В тропиках Юго-Восточной Азии растет агаровое дерево (еще его называют аквилария). Иногда оно заражается определенной бактерией (phialophora parasitica). Чтобы бороться с инфекцией, больная аквилария вырабатывает смолу, которая пропитывает древесину. Вот эта пропитанная смолой деревяшка и есть уд.
Факт №2. За удом охотятся
Аквилария растет исключительно в джунглях. Уд стоит дорого, поэтому люди становятся охотниками за этими деревьями. Однажды я тоже был в такой экспедиции. Представьте, вы высаживаетесь посреди тропиков, кишащих дикими животными, змеями и насекомыми, и вам надо найти какое-то больное дерево. Хорошо, я хоть жару люблю.
Факт №3. Чтобы получить уд, нужно ждать. Долго
Агаровое дерево живет лет 80-100. Заразиться оно может в любой момент. Но чем дольше болеет дерево, тем больше пропитывается смолой, и тем ценнее становится.
Бывает, что охотники встречают дерево, которое заболело только что, и в нем еще мало смолы. Чтобы получить хороший уд, нужно подождать. Примерно лет 15-20. Случается, что дерево это находится на чьей-то чужой территории. Тогда можно пойти к владельцу той части леса и заключить с ним договор о неприкосновенности агара.
Факт №4. Уд исчисляется каплями
Из одного дерева получают всего несколько граммов уда. Сколько именно — зависит от того, как долго оно болело, и каким способом потом получили масло. Причем, поскольку смола образуется только в сердцевине, нельзя срубить часть дерева: аквиларию спиливают полностью.
С другой стороны, это очень насыщенный запах. Если взять небольшую щепку и поджечь ее, аромат заполнит все помещение.
Факт №5. Уд это дорого. Очень
Все эти заморочки с поиском, выдержкой и обработкой сделали уд дороже золота. Самый драгоценный — тот, что найден в диком лесу. Некоторые древние редкие экземпляры стоят больше двухсот тысяч евро за килограмм.
Но сейчас люди научились заражать деревья искусственным путем. Засаживают целые плантации агара и подсаживают к ним бактерию.Такой уд дешевле, хотя это все равно гигантские деньги.
К примеру, мы используем индийский. Не самый дорогой — он стоит 20 000 евро за килограмм. Но нам в год нужно 1,5 килограмма и не только из Индии, а еще индонезийский — он еще дороже.
Факт №6. Каждый уд уникален
Уд очень разный. Индийский — резкий, анималистичный, даже примитивный. Индонезийский, мой любимый, более мягкий, благородный, сладковатый. Их даже сравнивать нельзя — настолько они непохожи. Если говорить о двух деревьях, выросших в одном диком лесу, — аромат тоже будет отличаться.
Факт №7. Удовые ароматы — восточные. Но не обязательно
Для арабской парфюмерии уд — главный ингредиент. Арабам нравится, когда он доминирует.
Для европейского носа такие композиции не годятся. Но уд — прекрасный бустер для других ингредиентов, он подчеркивает и раскрывает их грани. Мне нравится добавлять его именно с этой целью, чтобы показать, каким разным он бывает. Тогда ароматы превращаются в мостик между Востоком и Западом.
Факт №8. С удом сложно работать
Уд непредсказуем. Чуть переборщил — он перекрыл собой всю композицию. Я никогда не могу угадать, как он сработает с остальными ингредиентами. Например, Crop-2016 получился неожиданно мятным, хотя мяты там было пара капель. Но уд их буквально вытащил на поверхность, раскрыл. Для меня это до сих пор один из самых любимых ароматов.
Факт №9. Уд — афродизиак. Но это не точно
Во многих странах уду приписывают разные слегка магические свойства. В Индии, Японии и арабских странах считают, что он полезен для здоровья, его едят, пьют и используют как благовоние. И да, кто-то думает, что он работает как афродизиак. Наверное, из-за анималистичных нот. Но доказательств этому никаких нет)
А как вы относитесь к удовым ароматам? Какие любите?
Ароматы The House Of Oud можно попробовать в бутиках Molecule. Кстати, недавно там появилась коллекция THOO. Состоит из трех ароматов, посвященных времени. Каждая композиция выстроена вокруг (нет, не уда)) редкого ингредиента: гурманский Just Before с нотами пало санто (гваякового дерева), древесный Live in Colours с хиноки (японским кипарисом) и свежий The Time с голубым чаем.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
А теперь я вам расскажу, что такое это самое Орлиное дерево …
Масло ценится в парфюмерии, так как является сильным фиксатором, в малых дозах входит в рецептуры изысканных восточных духов. Аромату алойного дерево необходимо около 12 часов чтобы раскрыться, на коже аромат может сохранятся более суток. Оно особенно ценится в парфюмерии арабских шейхов и султанов. Аромат крепкий, сладко-древесный, почти бальзамический, сходный с запахом стиракса, ветивера, сладостью напоминающий сандал.
Аромат масла древесины агарового дерева (дерево Уд), относится к группе афродизиаков и отличается очень высокой стоимостью (дороже золота). Получение этого масла древнейший процесс, хранившийся в тайне тысячелетиями. Восточные ароматы с маслом дерева уд — это старинный рецепт, известный небольшому кругу посвященных.
На основе этого афродизиака изготавливаются дорогостоящие препараты, предназначенные для лечения полового бессилия.
Ботаническое название Aloexylon Agallochum происходит от греческого aloe и xylon можно предположить название — «дерево имеющее вкус алоэ». Очевидно когда орлиное дерево попало в Европу то определяющим фактором был его вкус горьковато-вяжущий. В Библии упоминается в Числах XXIV,6; в Песни Песней IV,14 под именем «Стакти»; ис. Сирах XXIV; Псалт. XLIV,9. В книге Исход Господь показал Моисею дерево, которое тот бросил в горькие воды Мерры, от чего они сделались сладкими. (Исход XV. 25)
На самом деле агаровое масло — результат болезни дерева. Оно формируется как защитная реакция на грибковое или бактериальное поражение. Атакованные деревья начинают выделять защитную смолу, которая накапливается в пораженных областях (корни, ветви, части ствола). Постепенно смола буквально пропитывает древесину, становясь все тверже и приобретая темно-коричневый, порой почти черный цвет. При этом сердцевина Aquilaria (центральная часть дерева, более темная и старая, чем заболонь) является самой беззащитной перед инфекцией. Именно по этой причине для получения масла часто приходится уничтожать все дерево, хотя выгоднее было бы срезать лишь зараженные его части.
Agarwood экспортируется в различных формах (древесная стружка, порошок, масло, а также в виде готовых продуктов, таких как духи, ароматические и лекарственные средства). Основными удовыми импортерами являются страны Ближнего и Дальнего Востока, в частности Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (где agarwood известен как oudh), а также Гонконг, Тайвань и Япония.
Методы получения
Известны три способа получения удового масла, а именно, гидро-дистилляция, паровая дистилляция и сверхкритическая CO2 экстракция. Первые два являются наиболее распространенными. Важным фактором, влияющим на итоговый продукт (масло) является возраст дерева. Старые деревья имеют, во-первых, более высокое содержание смолы, а, во-вторых, подобно вину, их смола становится лучше с возрастом. Говоря о классификации масла Agarwood, также надо сказать, что самое высококачественное получается при первой дистилляции. После каждой последующей дистилляции древесины качество масла снижается.
Масло получаемое при гидро-дистилляции ценится выше, чем полученное в результате паровой дистилляции. Как говорят эксперты, последнему не хватает объемных дымных нюансов, которые приходят во время гидро-дистилляции. В обоих методах полученное масло проходит фильтрацию, выставляется на солнце и выдерживается некоторое время. Чем больше выдержка масла, тем лучше будет его аромат.
Когда необходимы синтетические заменители?
Потребность в разработке синтетических заменителей (аналогов) обычно возникает в случае, когда регулярные поставки натурального сырья в необходимых количествах недоступны и/или дороги. Для ситуации с удом это очень актуально. И потому парфюм-индустрия уже активно использует его химические аналоги. Благодаря своей дешевизне они заняли значительный по объему, хотя и наименее выгодный сегмент рынка. Стоит отметить, что эти аналоги на самом деле даже близко не подошли к имитируемому натуральному продукту. Основные химические компоненты, ответственные за характерный аромат уда, сесквитерпены, в принципе могут быть синтезированы. Однако, синтезировать их очень сложно и дорого, что делает процесс коммерчески совершенно непривлекательным.
Таким образом, аромат натурального масла уда очень легко отличить от его синтетических аналогов. Настоящий уд пахнет волшебно — это полная дымных, древесных и бальзамических оттенков теплая аура с кисло-сладкими нюансами. Синтетический уд пахнет просто — это древесно-кожаный запах, которому не хватает объема и игры оттенков.
Погибшему главному дереву России задумали найти замену
Огромный дуб, посаженный писателем Иваном Тургеневым почти 200 лет назад в Орловской области и уничтоженный ураганом 30 ноября, задумали заменить новым. На месте дерева могут высадить его прямого «наследника» — в музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново», где росло дерево, сформирован фонд саженцев-потомков дуба. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Материалы по теме
«Мир еще не сталкивался с исчезновением страны из-за климата»
Россия годами загрязняла природу выбросами.
Директор заповедника Сергей Ступин в разговоре с изданием назвал гибель дуба «невосполнимой утратой, которую пока сложно осознать», а само дерево — «живым символом любви к родине». Дуб был признан главным деревом России в 2021 году, а в 2022-м должен был участвовать в конкурсе «Европейское дерево года».
По словам Ступина, увековечивание Тургеневского дуба будут обсуждать с общественностью и с Министерством культуры. Пока останки дерева законсервируют. «Может быть, мы на этом месте посадим прямого потомка дуба», — заявил директор музея.
Ранее сообщалось, что ураган уничтожил в «Спасском-Лутовиново» не только главное дерево России, но и несколько старых елей, ясеней, берез и деревьев на старинной липовой аллее. В настоящее время заповедник закрыт, идут восстановительные работы.
Два райских дерева: что это было?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» – читаем мы в книге Бытия (2:9). В дальнейшем одно из этих деревьев сыграет ключевую роль в истории грехопадения: именно плод с дерева познания добра и зла вкусит Ева, а потом угостит им Адама, вопреки ясному запрету. В результате оба окажутся изгнанными из рая, отрезанными от другого дерева – дерева жизни.
И что же это за деревья, интересуются читатели Библии? Причем тут вообще какая-то растительность?
Если мы обратимся к отцам Церкви, мы не найдем у них единого мнения. Св. Иоанн Златоуст считал, что само выражение «познание добра и зла» указывает на результат: Адам и Ева вкусили от плодов этого дерева и на собственном опыте убедились, что послушание Богу есть добро, а непослушание – зло (7-я беседа на Бытие). Он категорически отрицает мнение, будто само по себе дерево давало людям какое-то познание. Здесь Златоуст явно с кем-то спорит, но с кем?
На самой заре христианства существовала даже такая секта офитов (от греч. ὄφις «змей»). Это была разновидность гностицизма – широкого и расплывчатого течения, сторонники которого видели высшую ценность в тайном религиозном знании, недоступном простым смертным. Гностики создавали сложные мифологические системы со множеством всяких сущностей и действующих лиц – такое знание, действительно, не всякому доступно. Так вот, офиты, помимо прочего, верили, что в плодах этого самого дерева заключалось некоторое спасительное для людей знание, которого их хотело лишить злое божество. А доброе божество, обернувшись змеем, убедило их отведать плодов. Понятно, что прямому смыслу Библии такое толкование противоречит, и Златоуст его сходу отвергает.
Впрочем, мы видим, что Златоуст тут скорее рассуждает о грехопадении, а про дерево не говорит практически ничего конкретного. Он, как и другие богословы антиохийской школы, впрочем, считает это дерево вполне настоящим. Другая богословская школа, александрийская, как обычно, старалась интерпретировать его в аллегорическом духе. Так, св. Григорий Богослов считал, что «дерево греха есть созерцание божественных вещей, запрещенное несовершенным, но доступное совершенным» (Слово 38), подобное говорил и Св. Иоанн Дамаскин. Но при таком подходе получается, что никаких деревьев там вообще не было, что это всего лишь поэтическая фигура речи.
Итог дискуссиям подвел в VІІ в. Анастасий Синаит: «истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является необходимым для Церкви». Очень трезвый вывод, особенно для тех, кто считает, будто отцы Церкви ответили абсолютно на все вопросы и были притом вполне единомысленны меж собой.
А что можем сказать мы сами, исходя из библейского текста?
Во-первых, что такое «добро и зло?» Как «небо и земля» означает весь этот мир, а «день и ночь» – сутки (включая утро и вечер), так, по-видимому, это выражение относится ко всему спектру нравственных оценок. А что же тогда такое «познание»? В библейском языке это не просто «владение информацией»: муж познает свою жену в первую брачную ночь не в том смысле, что он узнает о ней нечто новое, а в том, что между ними возникает самая тесная близость, какая только возможна между людьми. Есть в Библии и выражение «познавать Бога» – не просто читать о Нем разные умные книги, а стремиться к жизни в единстве и гармонии с Ним, насколько это доступно человеку.
Итак, получаем что-то вроде «опытного проживания всех нравственных оценок». Туманно… Но не о том ли говорил и Златоуст? Именно плод этого дерева позволил Адаму и Еве на собственном опыте понять, что есть добро (жизнь с Богом) и что есть зло (преступление заповеди). Причем выбор они сделали сами. Если повернуть это немного иной стороной, у нас получится вот что: человек в какой-то момент принимает решение действовать самостоятельно, без Бога определять, что будет для него благом, а что – вредом. И это не просто умозрительное заключение, это действие, это опыт, это, если угодно, навык. Именно такой выбор, стремление самому выстроить для себя шкалу нравственных оценок, и уводит человека от Бога.
Возможно ли возвращение к этому дереву? Собственно, вся остальная Библия повествует о трудном обратном пути. В самом ее конце, в книге Откровения (22:2) рассказывается о Новом Иерусалиме, то есть новом мире, который возникнет, когда исчезнет этот: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов». Удивительный образ дерева, растущего одновременно по обе стороны реки, непредставим в нашем мире (хотя сразу вспоминаются рассказы физиков про электрон как волну и частицу и про принцип неопределенности). Видимо, это символическое указание на преодоление в Царствии Небесном всего, что разделяет нас здесь и сейчас.
Но были ли там настоящие деревья, или это просто такой красивый образ? Следуя за Анастасием Синаитом, мы можем только сказать: точно не известно, да и не обязательно нам это знать. В конце концов, и слова «рай» мы не найдем в оригинальных текстах Библии: еврейское גַּן, греческое παράδεισος означают просто «сад» или «парк» (такие были при дворцах персидских царей, собственно, греческое слово заимствовано из персидского языка). Понятно, что рай, каким бы мы себе его ни представляли, лишь похож на парк, но не является парком в том же смысле слова, что и, к примеру, Парк Культуры в Москве. Возможно, так было и с деревьями – мы имеем дело со сложной метафорой, если есть парк или сад, то должны быть и плодоносящие деревья, слово для обозначения рая само задает следующий за ним образ. Но может быть, там, в закрытой для нас глубине веков, действительно были какие-то деревья со своими плодами. В любом случае, мы верим, что тот мир, который существовал до грехопадения, был мало похож на наш, и деревья в том мире тоже должны были быть другими. Какими – нам не известно.
Да, и последнее. На многих изображениях мы видим, что плод с древа познания добра и зла выглядит как яблоко. Традиция это настолько сильна, что надкушенное яблоко было выбрано фирмой Apple в качестве своего логотипа (сегодня эта фирма не дает прямых отсылок к книге Бытия, но среди рекламных плакатов ее ранних лет есть и такие, которые явно указывают на историю грехопадения).
Что ж, фирма имеет на это полное право: мы все живем в падшем мире и символика этого грехопадения на наших айфонах и айпадах вполне может напоминать нам об этом. Тем более, что их использование и в самом деле может оказаться сродни тому, что произошло в райском саду, так что надкушенное яблоко здесь выглядит как предупреждение, как череп с костями на столбе с проводами высокого напряжения.
Вот только ниоткуда не следует, будто это было и в самом деле яблоко. Просто плод надо было как-то изобразить – а какой плод в Европе или даже на Ближнем Востоке привычней яблока? Стали изображать яблоки. Вечные истины вообще с трудом переводятся на повседневный язык, тут неизбежна большая доля условности. Но что поделать, если иначе о них не рассказать тем, кто живет в повседневности?