державин лебедь о чем оно
Гавриил Державин — Лебедь: Стих
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю — и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.
Анализ стихотворения «Лебедь» Державина
Произведение, написанное Державиным в 1804 году, завершает второй сборник стихотворений, опубликованный четыре года спустя после его написания. Это время характеризуется тем, что императрица перевела неуступчивого поэта в Сенат, лишив государственной деятельности. Г.Р.Державин вынужден уйти в отставку, занялся литературой.
Тема, идея
Стихотворение, состоящее из десяти строф, относится к гражданской поэзии и поднимает тему поэта. Оно отличается стройностью композиции. В первой строфе, которая начинается державинским «я», создан образ поэта, метафорически воплощенного в лебедя. Употребление в первой — второй строфах эпитетов «тленна», «нетленный» создает контраст между конечностью жизни и вечностью поэзии.
Мысль о независимости поэта раскрывается сознательно «приземленно» — через использование конкретных существительных, указывающих на земной характер жизни человека: «над завистью превознесенный», «оставлю блеск царств». Автобиографичность ярко выражена в третьей строфе: «родом не славен», «любимец муз», «другим вельможам не равен». Сравнение лирического героя со свирелью («цевница») подводит читателя к идее вечности творчества поэта.
Необычность сюжета
Во второй половине стиха показан процесс – превращение лирического героя в лебедя. Г.Р.Державин решил две проблемы: создал сюжетное единство лирического произведения, показал свою аудиторию и географически ее охват: «С Курильских островов до Буга, от Белых до Каспийских вод». Использованные в стихотворении старославянизмы: «днесь», «россы», «брань», «рекут», — создают атмосферу торжественности происходящего.
Высокое и низкое
Если в первой части стиха автор использовал высокий стиль: «врата», «нетленный», «мытарства», то во второй половине — общеупотребительная, разговорная лексика: «супруга», «вой», «мертвец». В последней строфе использованы риторические обращения. Это составляющая высокого стиля, что является признаком подлинной поэзии.
Предпоследняя строфа произведения – это своеобразное обозначение средства языка поэта и его основной задачи: «язык сердца», «проповедуя мир миру». Читатель догадывается, что первое – это разум, правда. Второе – мир, достигающийся за счет миролюбивых правил третейского совестного суда, которые так и не были приняты императором Александром при жизни самого поэта.
Финал произведения – обращение к друзьям, жене, музе. Державин утверждает мысль, что созданное им сохранится на века.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Лебедь»
Стихотворение «Лебедь», как и «Памятник», было особо выделено Белинским. Критик считал, что в них Державин наиболее полно «выразил сознание высокого своего призвания». Он называл «Лебедь» «странной пьесой» и еще «прелюдией к “Памятнику”». Критик, думается, ошибался в этом определении. Прелюдия, как известно, предвосхищает дальнейшее развитие темы в музыкальном или поэтическом произведениях. Однако «Лебедь» не предвосхищал мысль «Памятника», а продолжал и развивал ее. И делал это художественно и в высшей степени оригинально, используя удивительную сюжетную картину – метафору, растянувшуюся на пространстве целого стихотворения. «Лебедь» и создан спустя восемь лет после «Памятника». Создан на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Но в совершенно иной и, действительно, необычной тональности и манере.
Поэт уподобляется Лебедю, способному подняться ввысь и воспарить над «тленным миром». Именно это высокое парение делает и его душу, и его пение бессмертными. Однако Державин остается Державиным: он не может только «парить» над землей. Даже в метафорически преображенном образе поэта-лебедя мы узнаем конкретные черты Державина-человека. Даже в этой «странной пьесе», где автор всю композицию стиха подчинил задаче создания символического образа, он не может обойтись без бытовых деталей, без намеков вполне материального и земного характера. Читатель узнает о поэте, что «родом он не славен», зато «любимец Муз». Что он «не равен другим вельможам», зависть которых сумел преодолеть («Над завистью превознесенный») и т.д.
Четвертая строфа стихотворения содержит в себе прямую перекличку со строками «Памятника». В «Памятнике»:
Однако в «Лебеде» Державин пошел дальше: поставил перед собой немыслимую цель показать земные контуры бессмертия, перевести символ в конкретное действо. Потому уже первая строфа заканчивается сюжетной сценкой: «Как лебедь, в воздух подымусь». Начиная с пятой строфы, эта сюжетная линия приобретает материальные очертания. Смелый и непредсказуемый в использовании художественных приемов, Державин решается даже на то, чтобы запечатлеть процесс превращения поэта в крылатую птицу:
Автор втягивает в картину полета поэта-лебедя пространства российских морей, лесов, островов, равнинных земель, над которыми проплывает эта странная могучая птица. И вот уже россияне поднимают головы и «указывают перстом» на нее:
Таким образом Державин попытался одическому строю стиха придать сюжетно-живописный и психологический характер. Соединить то, что раньше представлялось несоединимым: условность символики и наглядность конкретики. Удалось ли ему это? Белинский считал, что не очень. Он писал с некоторым недоумением: «Странная и невыдержанная в целом пьеса “Лебедь” «. Мысль стихотворения критик называет «изысканной и неловко выраженной». Действительно, стихотворение похоже на поэтический эксперимент. Но какой интересный! Согласимся с критиком: эксперимент не вполне выдержан в едином эстетическом ключе. В первой строфе к созданию образа Лебедя, возносящегося от земной юдоли, привлечена высокая и строго упорядоченная лексика. В финальной же строфе, при сохраненной высоте и образа, и тематики, – лексика разговорная и даже сниженная («прочь погребенье!», «воющая супруга», «мнимый мертвец»).
Вероятно, нужно уметь замечать просчеты поэта. Но при этом не упустить главное. Державин в «Лебеде» осуществлял новую и очень сложную поэтическую установку: от персонифицированного образа и красочной метафоры перейти к символическому изображению Поэзии и одновременно сохранить конкретные земные очертания образа. Позже в полной мере это удастся Пушкину в его «Пророке», где на пространстве стиха Поэт органично воплощен в шестикрылого Серафима. Но ведь Пушкин многому учился у Державина и, наверное, и на просчетах учителя.
► Читайте также другие темы главы VI:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века
Анализ стихотворения «Лебедь» Гавриила Державина
Произведение, написанное Державиным в 1804 году, завершает второй сборник стихотворений, опубликованный четыре года спустя после его написания. Это время характеризуется тем, что императрица перевела неуступчивого поэта в Сенат, лишив государственной деятельности. Г.Р.Державин вынужден уйти в отставку, занялся литературой.
Тема, идея
Стихотворение, состоящее из десяти строф, относится к гражданской поэзии и поднимает тему поэта. Оно отличается стройностью композиции. В первой строфе, которая начинается державинским «я», создан образ поэта, метафорически воплощенного в лебедя. Употребление в первой — второй строфах эпитетов «тленна», «нетленный» создает контраст между конечностью жизни и вечностью поэзии.
Мысль о независимости поэта раскрывается сознательно «приземленно» — через использование конкретных существительных, указывающих на земной характер жизни человека: «над завистью превознесенный», «оставлю блеск царств». Автобиографичность ярко выражена в третьей строфе: «родом не славен», «любимец муз», «другим вельможам не равен». Сравнение лирического героя со свирелью («цевница») подводит читателя к идее вечности творчества поэта.
Необычность сюжета
Во второй половине стиха показан процесс – превращение лирического героя в лебедя. Г.Р.Державин решил две проблемы: создал сюжетное единство лирического произведения, показал свою аудиторию и географически ее охват: «С Курильских островов до Буга, от Белых до Каспийских вод». Использованные в стихотворении старославянизмы: «днесь», «россы», «брань», «рекут», — создают атмосферу торжественности происходящего.
Высокое и низкое
Если в первой части стиха автор использовал высокий стиль: «врата», «нетленный», «мытарства», то во второй половине — общеупотребительная, разговорная лексика: «супруга», «вой», «мертвец». В последней строфе использованы риторические обращения. Это составляющая высокого стиля, что является признаком подлинной поэзии.
Предпоследняя строфа произведения – это своеобразное обозначение средства языка поэта и его основной задачи: «язык сердца», «проповедуя мир миру». Читатель догадывается, что первое – это разум, правда. Второе – мир, достигающийся за счет миролюбивых правил третейского совестного суда, которые так и не были приняты императором Александром при жизни самого поэта.
Финал произведения – обращение к друзьям, жене, музе. Державин утверждает мысль, что созданное им сохранится на века.
Гаврила Державин Лебедь. Анализ стихотворения
Стихотворение «Лебедь» 1804 года- одно из поздних стихотворений Державина.
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь в воздух поднимусь.
Внутренне оно перекликается с «Памятником». «Лебедь» создан спустя восемь лет после него и на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Если памятник — нечто застывшее, окаменевшее, то здесь продолжением жизни становится ещё более динамичная жизнь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь
Не заключит меня гробница,
Средь звёзд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И сё уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
За порогом смерти последует новая ступень бытия, восхождение в небеса, откуда жизнь откроется уже в новом масштабе, с высоты птичьего полёта.
Лечу, парю — и под собою
Моря, лес, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
ЯзЫком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! Облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.