дети эльфы болезнь что это
Дети эльфы болезнь что это
Синдром Вильямса (Вильямса-Бойрена) включает проблемы с питанием, транзиторную гиперкальциурию, специфические аномалии лица, лицевых костей и черепа («лицо эльфа») и различные варианты стенозов крупных кровеносных сосудов (в частности аорты).
Заболевание сочетается с генетическим синдромом, развивающимся в результате делеции определяющего участка 7q1.23, включающего несколько генов, в частности, ген эластина, повреждение которого приводит к большинству проявлений синдрома со стороны сердечно-сосудистой системы и гортани (Lowery et al, 1995; Nickerson et al., 1995, Vaux et al., 2003). Явная корреляция между генотипом и фенотипом отсутствует (Wang et al., 1999). Большая часть случаев имеет спорадический характер, хотя отмечаются случаи доминантной передачи. Другие проявления синдрома могут быть вызваны поражением соседних генов. Возможна диагностика с использованием FISH-метода (Borg et al., 1995).
Изучение частоты среди населения в целом никогда не проводилось, по примерным оценкам распространенность синдрома составляет около 1 на 10000 новорожденных. Зарегистрировано более 200 случаев заболевания. Соотношение мужчин и женщин составляет 1:1.
Клинические проявления разнообразны. Полностью выраженный синдром включает надклапанный аортальный стеноз, множественные стенозы периферических ветвей легочной артерии, «лицо эльфа», низкий рост, задержку умственного развития, характерные мальформации зубов и младенческую гиперкальциемию (Morris et al., 1988). У некоторых пациентов имеются признаки более распространенного поражения сосудов почечных и/или сонных и мозговых артерий (Ardinger et al., 1994). Примерно у половины пациентов возможна эпилепсия, большинство пациентов испытывает затруднения с крупной и мелкой моторикой, оральными двигательными навыками и функциями мозжечка (Trauner et al., 1989). У многих пациентов развиваются контрактуры суставов (Kaplan et al, 1989). Зарегистрирована взаимосвязь с мальформацией Киари 1 типа (Pober и Filiano, 1995).
Часто встречаются неполные формы с преобладанием проявлений со стороны сердца, метаболических отклонений (гиперкальцемии) или дисморфий. Предполагается, что синдром Вильямса наследуется аутосом-но-доминантным путем (Morris et al., 1993), но многие случаи являются спорадическими. Считается, что механизм развития гиперкальциемии не связан с высокой концентрацией 1,25-дигидрокси-витамина D в плазме (Kruse et al., 1992). Для многих пациентов характерен специфический психологический профиль с затруднениями речи и слухового восприятия (Meyerson и Frank, 1987; Crisco et al., 1988; Udwin и Dennis, 1995).
Приблизительно у 80% детей с синдромом Вильямса выявляются критерии как минимум одного психиатрического заболевания, чаще всего синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и тревожного расстройства (Leyfer et al., 2006). В ходе исследований был идентифицирован специфический поведенческий фенотип (Udwin et al., 1987; Udwin, 1990). В течение первых двух лет жизни часты серьезные проблемы с питанием, дети могут казаться капризными и иметь проблемы со сном. В дальнейшем отмечается замедление общего развития.
Некоторые дети с синдромом Вильямса демонстрируют аутистическое поведение в возрасте приблизительно до пяти лет. У небольшого количества данных детей выявляются все критерии аутистического нарушения/детского аутизма, но обычно в дальнейшем дети обретают нормальные социальные и коммуникативные навыки. К шестилетнему возрасту формируются типичные для синдрома Вильямса поведенческие/эмоциональные профили. Уровень интеллекта обычно слегка или умеренно снижен, но в некоторых случаях присутствует серьезная/глубокая умственная отсталость и еще реже встречается интеллектуальный уровень нижней границы нормы (Howlin и Udwin, 2006). Поверхностные речевые навыки обычно развиты относительно хорошо, а наиболее типичным проявлением служит умение втянуть собеседника в ничего не значащий разговор в якобы беззаботной манере.
Многословные вопросы повторяются настолько дружелюбно, что поначалу не вызывают раздражения своим однообразием. Предпосылкой такой поверхностной общительности обычно являются навязчивая тревожность и одержимость определенными идеями и эмоциональные проблемы, граничащие с хроническим тревожным состоянием. Обычно у пациентов имеются выраженные проблемы зрительного восприятия, но они могут эффективно маскироваться болтливостью. Тем не менее, в конечном счете, проблемы с учебой становятся все более явными.
В ходе исследований взрослых пациентов с синдромом Вильямса (Udwin et al.) было продемонстрировано, что многие поведенческие и эмоциональные проблемы детского и подросткового возраста сохраняются и во взрослой жизни. В таблице ниже приведена частота различных отклонений у детей и взрослых с синдромом Вильямса.
Необходимо обеспечить родителей современной информацией, касающейся типичных психологических проблем, встречающихся у большинства (или у всех) детей с данным синдромом. Это может существенно снизить чувство вины у родителей, полагающих, что они сами способствовали развитию характерного стиля поведения.
Проблемы сна и тревожные состояния больных детей иногда могут потребовать как минимум краткосрочного фармакологического лечения. Бензодиазепины должны применяться с осторожностью, так как они могут вызывать агрессивное поведение, а в редких случаях и привыкание. Иногда эффективно применение кломипрамина (10-75 мг для детей в возрасте до 12 лет, 25-150 мг для подростков).
Целесообразны специальные методики, включая инструктаж детей/подростков о невозможности попыток общения с незнакомцами на улице и задавания им множества вопросов. Для детей с проблемами в обучении часто необходимо посещение класса. Учителя должны быть информированы об эмоциональных/поведенческих особенностях детей с синдромом Вильямса; данное обстоятельство часто может значительно облегчить жизнь ребенка, семьи и учителя.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 6.12.2018
Синдром Вильямса
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Часто дети с таким диагнозом имеют поразительные ораторские способности, большие успехи в музыкальном искусстве, отличаются высоким уровнем эмпатии.
Код по МКБ-10
Эпидемиология
Синдром Уильямса встречается с частотой 1:10000, в равной степени у мужчин и женщин. В большинстве случаев является спорадическим.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]
Причины синдрома Вильямса
Причины синдрома Вильямса ещё до конца не изучены, но точно известно, что при этом заболевании парный набор хромосом сохраняется в полноценном виде.
Нарушение проявляется на генетическом уровне – теряется часть хромосомы из 7-й пары, из-за чего этот отсутствующий участок не передаётся в момент зачатия. Вследствие этого у ребёнка развиваются характерные синдрому Вильямса симптомы – у каждого из генов есть собственная «специализация», потому при отсутствии любого из них происходят специфические внешние и внутренние изменения.
Так как патология обычно возникает спонтанно (из-за хромосомной мутации при зачатии), можно сделать вывод, что характер болезни врождённый, а не наследственный. Лишь в редких случаях заболевание является наследственным – когда хотя бы у одного из родителей наблюдается синдром Вильямса.
Такие генетические аномалии обычно возникают как результат негативного воздействия на организм родителей ребёнка – «вредная» профессия, плохая экология в месте проживания будущих отца и матери, и пр. Но подобные мутации генов могут также появляться и самопроизвольно, без каких-либо видимых причин.
[8]
Патогенез
Практически во всех случаях синдрома Уильямса наблюдается гаплонедостаточность (то есть потеря 1 из 2 копии) из-за делеции в 7 хромосоме, в диапазоне 7q11.23, с отсутствием гена ELN, отвечающего за синтез эластина. Размер делеции может варьироваться.
Синдром Уильямса вызвано не только гаплонедостаточностью эластина, но и удалением области, которая охватывает более 28 генов и, следовательно, считается синдромом делеции смежных генов. Гаплонедостаточность эластина приводит к развитию сердечно-сосудистых патологий (в том числе надклапанного аортального стеноза), патологии соединительной и дисморфологии лица.
Другие гены в регионе делеции, такие как LIMK1, GTF1IRD1, GTF2IRD2, GTF2I, NCF1, STX1A, BAZ1B, clip2, TFII-1, LIMK1 и ряд других влияют на когнитивный профиль, развитие гиперкальциемии, нарушения углеводного обмена и гипертонии.
[9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]
Симптомы синдрома Вильямса
Дети с этим синдромом имеют особые черты лица, которые похожи на эльфа. Первым эту болезнь еще в 1961 году описал новозеландский детский врач-кардиолог Дж. Вильямс, изучавший сердечно-сосудистую систему пациентов, имевших задержку в умственном развитии и характерные проявления во внешности.
В отличие от других генетических расстройств, дети с синдромом Вильямса, как правило, социальные, дружелюбные и милые. Родители часто говорят, что они не замечают каких-либо отклонений в психическом развитии своих детей.
Но есть и другая сторона медали. Многие дети имеют опасные для жизни сердечно-сосудистые болезни. Детям с WS часто потребуются дорогостоящая и постоянная медицинская помощь и ранняя психологическая коррекция (например, речевое обучение или трудотерапия), которые не могут быть покрыты страхованием или государственным финансированием.
Многие взрослые с данным диагнозом работают в качестве добровольцев или наемных работников.
В школьном периоде дети часто испытывают сильную изоляцию, что может привести к развитию у них депрессии. Они чрезвычайно общительны и испытывают нормальную потребность общаться с другими людьми, однако часто не могут понять нюансы социального общения.
Лицо необычного вида, задержка в умственном развитии, а также серьёзные физические недостатки – главные признаки синдрома Вильямса. Среди них пороки сердца, плоскостопие либо косолапость, высокая эластичность суставов, проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Нередко формируется неправильный прикус (так как зубы у таких детей прорезаются довольно поздно). Помимо этого, зубы небольшие, широко расставленные, неправильной формы, зачастую поражены кариесом.
В первые 2 года жизни больные малыши очень слабы – едят плохо, у них сильная постоянная жажда, они часто страдают от запоров, на смену которым приходят поносы, а также от рвоты. Взрослея, дети приобретают новые отличительные особенности во внешности – удлинённую шею, узкую грудину, низкую посадку талии.
Если в младенческом возрасте эти дети сильно отстают от сверстников по росту и весу, то, становясь старше, они наоборот начинают страдать от лишнего веса. Зачастую при синдроме Вильямса наблюдаются проблемы с обменом веществ – повышенный уровень содержания кальция и холестерина в крови.
Заболевания сердца и кровеносных сосудов
Большинство людей с синдромом Вильямса имеют патологии сердца (наклапанный стеноз аорты) и кровеносных сосудов (стеноз легочной артерии, нисходящей части аорты и внутричерепных артерий) различной степени тяжести. Стеноз почечной артерии в 50% случаев приводит к развитию гипертонии.
[18], [19], [20], [21]
Гиперкальциемия (повышенный уровень кальция в крови)
Некоторые дети с WS имеют повышенный уровень кальция в крови. Частота и причина этой патологии неизвестны. Гиперкальциемия является частой причиной раздражительности и «колик» в детстве.
В большинстве случаев гиперкальциемия проходит сама по себе еще детстве без какого-либо лечения, но иногда она сохраняется на протяжении всей жизни.
Низкий вес при рождении / медленный набор веса
Большинство детей с синдромом Вильямса имеет более низкий при рождении вес, чем здоровые сверстники. Также характерно медленное увеличение веса, особенно в течение первых нескольких лет жизни.
Проблемы кормления
Многие маленькие дети имеют проблемы в процессе грудного вскармливания. Они связаны с низким мышечным тонусом, выраженным рвотным рефлексом, плохим сосанием / глотанием и т.д.
[22], [23], [24]
Желудочно-кишечные заболевания
Часто обнаруживают рефлюкс-гастрит, хронический запор и дивертикулит сигмовидной кишки.
Эндокринная патология
Взрослые с синдромом Вильямса чаще страдают ожирением, нарушением толерантности к глюкозе и сахарным диабетом по сравнению со здоровыми людьми. Также чаще встречается недоразвитие щитовидной железы с субклиническим гипотиреозом
[25], [26], [27]
Аномалии почек
Иногда встречаются аномалии структуры почек с нарушением их функциональной способности. Часто развивается почечно-каменная болезнь, дивертикулы мочевого пузыря.
Грыжи
Паховые и пупочные грыжи чаще встречаются при синдроме Вильямса, чем в общей популяции.
Гиперакузис (чувствительный слух)
У детей с данным диагнозом более чувствительный слух, чем других здоровых детей.
Опорно-двигательного аппарат
Маленькие дети часто имеют низкий мышечный тонус и нестабильность суставов. Когда они становятся старше может развиваться тугоподвижность суставов (контрактуры).
Чрезмерная дружелюбность (социальность)
Люди с синдромом Вильямса очень милые. Они имеют отличные ораторские способности и очень вежливые. Они, как правило, боятся незнакомых людей, и предпочитают общаться со взрослыми.
[28], [29], [30]
Задержка в психическом развитии, обучаемости и синдром дефицита внимания
Большинство людей с WS имеют проблемы в обучении и когнитивные нарушения.
Более 50% детей с синдромом Вильямса имеют расстройства дефицита внимания (ADD или ADHD), и около 50% имеют фобии, например, боязнь громких шумов.
К 30 годам, большинство людей с WS страдают от сахарного диабета или имеют преддиабет, легкую или умеренную нейросенсорную тугоухость (форма глухоты вследствие нарушения функции слухового нерва).
[31], [32]
Первые признаки
При распознавании у ребёнка симптомов синдрома Вильямса родителям помимо внешних проявлений нужно с ранних лет обращать внимание и на то, как он развивается. Больные дети имеют ослабленный организм, а также отстают от ровесников в развитии, как умственно, так и физически.
Физическое развитие больных детей нормализуется к 3-м годам, а вот в речи начинаются отклонения. Но родителям не всегда удаётся выявить проблему, так как малыш при этом очень общителен и активен. Также среди признаков, указывающих на синдром Вильямса – тембр голоса, хрипловатый и низкий.
Говорить дети с этим заболеванием начинают достаточно поздно – выяснилось, что первые слова они говорят лишь в 2-3 года, а произносить целые фразы у них получается только к 4-5 годам. При синдроме также наблюдаются проблемы со зрительной координацией и моторикой.
Движения у таких детей порывистые и довольно неловкие, им трудно осваивать даже самые простые навыки, они неспособны самостоятельно ухаживать за собой. Но при этом они очень интересуются музыкой и проявляют хорошие музыкальные способности.
[33], [34], [35]
Лицо эльфа при синдроме Вильямса
Люди, больные синдромом Вильямса, обладают особыми чертами лица, которые своим видом напоминают лицо эльфа:
Синдром Вильямса-Кэмпбелла
Так называемым синдромом Вильямса-Кэмпбелла называют патологию, возникающую из-за врождённого неполноценного развития в дистальной части бронхов эластической и хрящевой тканей (2-3/6-8 отделы ветвлений). Неполноценная структура стенки бронхов вызывает их гипотоническую дискинезию – они резко расширяются при выполнении вдоха и спадают при выдохе. Вильямс и Кэмпбелл в I960 году описали проявление генерализованных бронхоэктазов у 5-х детей (нарушение возникло вследствие врожденного неполноценного развития каркаса бронхов).
Диагностировать синдром можно ещё в раннем возрасте – болезнь проявляется в виде хронического обструктивного бронхита. Среди главных признаков – стридорозное дыхание, регулярный мокрый кашель, возникновение одышки при малых физ.нагрузках, слабый голос.
Осложнения и последствия
При синдроме Вильямса у ребёнка наблюдается повышенный уровень кальция в крови, что может выражаться в развитии определенных осложнений. Часто развивается артериальная гипертензия с развитием хронической сердечной недостаточности.
[36], [37], [38], [39], [40], [41], [42], [43]
Диагностика синдрома Вильямса
Постановка диагноза при определении синдрома Вильямса в первую очередь определяется на основании данных хромосомного анализа. Но, так как кое-какие аномалии простой анализ определить не способен, в процессе диагностики проводятся также специальные генетические тесты, которые способны подтвердить, что определённая часть одной хромосомы 7-й пары отсутствует.
Проведение пренатального скрининга может выявить признаки поликистозной диспластической почки, врожденные пороки сердца, повышенную затылочную прозрачность плода и пониженный уровень альфа-фетопротеина (MSAFP) в крови у матери.
[44], [45]
Анализы
При диагностировании синдрома Вильямса проводятся следующие анализы:
[46], [47], [48], [49]
Инструментальная диагностика
При синдроме Вильямса проводятся следующие инструментальные процедуры:
Дифференциальная диагностика
При синдроме Вильямса могут наблюдаться фенотипические проявления синдрома Нунан.
[50], [51], [52], [53], [54], [55]
Синдром Вильямса: что нужно знать о редком заболевании и как обращаться с особенными детьми
В России информированием об особенной болезни занимается фонд «Синдром Вильямса». В начале мая, месяце распространения знаний о синдроме, организация запустила онлайн-выставку «Это я. Я особенный», а мы спросили у ее основательницы, как правильно выстроить отношения с «вильямсятами».
Вероника Григорьева,
учредитель благотворительного фонда «Синдром Вильямса»
У Вероники Григорьевой трое детей. Средняя дочь Маруся — особенная. У нее редкий генетический диагноз — синдром Вильямса. Еще семь лет назад на русском языке практически не было информации об этой редкой болезни.
«В процессе изучения синдрома, в том числе переводов профильных иностранных статей, я пришла к выводу, что самое развитое сообщество существует в Америке. Восемь лет назад я поехала на конференцию, куда съехались семьи со всех Штатов: от родителей с младенцами на руках до пожилых людей. И мне захотелось организовать похожее в России»
Впервые данный синдром был описан в 1961 году кардиологом из Новой Зеландии Джоном Вильямсом. Он заметил, что у некоторых детей с сердечными проблемами имеются схожие внешние признаки. Вильямс также доказал генетическую природу этого недуга при помощи специального хромосомного анализа FISH. Диагноз может подтвердить лишь врач-генетик, к которому обычно направляют из поликлиники, если замечают отставание в развитии и сердечно-сосудистые нарушения.
Синдром Вильямса — редкая генетическая патология — один случай на 20 тысяч новорожденных. Мальчики и девочки болеют одинаково часто, независимо от условий рождения и национальности. Это генетическая, но не наследственная патология. В подавляющем большинстве случаев делеция ( хромосомные перестройки, при которых происходит потеря участка хромосомы. — Прим. BURO. ) генов происходит случайно, вследствие мутации, в момент зачатия ребенка, не передаваясь по наследству от родителей.
У синдрома есть и положительные стороны. Например, хорошая память на лица, большой словарный запас и способность к музыке. Среди заболевших встречаются способные музыканты с абсолютным слухом и отличным чувством ритма.
Человек с синдромом Вильямса
«Вильямсята» значительно отстают от сверстников как в физическом, так и в интеллектуальном развитии. Сложности возникают с концентрацией внимания, организацией и планированием деятельности. У некоторых гиперактивность сочетается с импульсивностью и излишней коммуникабельностью.
При заболевании в детском организме теряется от 25 до 29 генов, именно поэтому часто у ребенка может быть порок сердца и ортопедические проблемы. Потеря в одной из хромосом гена ELN приводит к недостаточному образованию эластина, из-за которого меняются черты лица, а голос становится хриплым.
Детей с синдромом еще называют детьми с «лицом эльфа» — это красивое наименование болезнь получила из-за внешних признаков, напоминающих облик сказочных героев: плоская переносица с округлым носом, увеличенный рот с приподнятыми вверх уголками, пухлые губы и полные щеки. Также характерной чертой является голубой цвет глаз. Все заболевшие становятся похожими друг на друга, как братья и сестры.
Синдром Вильямса можно частично скорректировать, а искренность, чувствительность и доброжелательность этих детей способны компенсировать физические и интеллектуальные недостатки.
Развитие и социализация ребенка с синдромом Вильямса
Специфической терапии не существует. Регулярное наблюдение за работой сердечно-сосудистой системы позволяет избежать тяжелых осложнений и повысить продолжительность жизни. А вот коррекционно-воспитательная работа и социальная адаптация очень важны. Как правило, это психолого-педагогическая реабилитация: занятия с логопедом, психологом, с музыкальными терапевтами, ЛФК, массажи и тренажеры.
В России слабо развита инклюзия, практически нет сопровождаемого трудоустройства. Таким детям приходится идти в коррекционную школу, а потом в коррекционный колледж. Там им предлагают профессии на выбор: озеленитель, упаковщик, специалист по печатному делу. Еще можно мастерить керамические поделки и продавать их на ярмарках. А что делать, если ребенок не хочет быть упаковщиком? Очень маленький выбор и отсутствие дальнейшей помощи в трудоустройстве приводит к тому, что взрослые ребята сидят дома. Да, родительские инициативы по организации сопровождаемого трудоустройства возникают, но их крайне мало.
Чтобы в открытом доступе было больше полезной информации о болезни, в прошлом году при поддержке фонда «Абсолют-помощь» мы сделали серию анимационно-информационных роликов про семьи, в которых растет особый ребенок.
Как можно помочь
За многие годы работы с синдромом Вильямса я пришла к выводу, что помощь, особенно психологическая, в первую очередь нужна именно родителям. Важно, чтобы быстро отошел первый шок и наступило принятие диагноза, и они поняли, что нужно делать, как помочь себе и своему ребенку жить полноценно.
Чтобы помочь семьям с детьми с синдромом Вильямса, я решила проводить в Подмосковье летние лагеря для детей и их родителей, также мы часто собираемся на территории «Зеленой школы» в Парке Горького и там же мы организовали занятия с педагогами для детей постарше раз в неделю. Они знакомятся, общаются, ставят спектакли и учатся выстраивать границы — дети с синдромом Вильямса дружелюбны и стремятся к общению, а еще они вежливые, обходительные, улыбчивые, но этим могут пользоваться окружающие не в благих целях.
Основное мероприятие нашего фонда — ежегодная встреча семей. Раз в год на нее съезжаются семьи со всей России и бывших стран СНГ, чтобы получить личные консультации у специалистов, послушать лекции и семинары и так восполнить информационный вакуум. Люди приезжают из регионов, где категорически мало специалистов, чтобы получить эмоциональную и психологическую поддержку, пообщавшись с такими же семьями. Часто в небольшом городе или регионе семья, которая растит ребенка с синдромом Вильямса, может быть совершенно одна и изолирована от людей с похожей историей.
В конце апреля мы перешли в онлайн из-за распространения коронавирусной инфекции и организовали конференцию для родителей. К нам присоединились участники как из многих городов России, так и из других стран.
На что существует фонд
Наши педагоги и специалисты готовы участвовать на добровольных началах, но все равно нам приходится привлекать средства на их проживание, питание и проезд. Мы используем разные пути сбора средств, к примеру, через краудфандинговые платформы.
Мы также проводили благотворительные распродажи совместно с Charity Shop, и в этом нам очень помогли Анна Попова, Яна Кушнер, Ксения Егармина, Карина Аскерова, Эльвира Тарноградская, Наталья Павликова и Анна Амарян. Финансово нас поддерживают люди знакомые и незнакомые, которые видят наши посты о проектах в социальных сетях. Также мы несколько раз мы собирали средства через платформу Meet for Charity.
О выставке «Это я. Я особенный»
Наша онлайн-выставка, изначально запланированная в Музее Москвы, стала возможна благодаря гранту в категории «Помощь людям с ментальными нарушениями» «Обмен социальным опытом России и США» фонда «Евразия». Мы долго думали над темой, чтобы она была актуальна для обеих стран (между Америкой и Россией слишком большая разница в социальном развитии, и вопросы, которые поднимаются у нас только сейчас, были озвучены там, по словам экспертов, примерно 30 лет назад). В итоге остановились на освещении принятия, потому что каждому человеку при встрече с непохожим на него приходится проходить несколько этапов принятия. Нужно узнать его, наладить контакт и понять. В этом вопросе наша команда уже стала экспертной, потому что мы очень много работаем в направлении принятия с родителями.
Этим проектом мы хотели донести, что каждый особенный, независимо от социальной принадлежности, расы, вероисповедания. В каждом человеке есть уникальные черты характера. Нам было важно передать внутренний мир «вильямсят», их необычность и непохожесть. Тем временем на видео наши особые подростки обсуждают темы, которые волнуют обычных взрослых людей.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.