дети ип мана что с ними стало
Биография Ип Мана
Ип Ман (1893-1972) – великий мастер боевого искусства в стиле Вин-Чунь. В Гонконге в середине ХХ века он впервые начал открытое обучение мастерству кунг-фу Вин-Чунь. Являлся наставником гонконгского актёра кино Брюса Ли, благодаря которому это боевое искусство стало доступно европейцам и американцам.
Семья, детские годы и знакомство с восточным искусством боя
Ип Ман появился на свет на юге Китая в провинции Гуандун, в центральном городе Фошань14 октября 1893 года. Это был важный сухопутный и морской транспортный узел, плодородный регион в дельте «Жемчужной реки» (Чжу Цзян). С древности Фошань считался в Китае крупнейшим историческим городом, здесь процветали торговля, ремесленничество и промышленность, а население проживало размеренно и довольно богато. В одном из таких уважаемых, состоятельных, аристократичных семейств и родился Ип Ман, который был младшим среди всех детей.
Глава семьи держал большую ферму, был богатым собственником, ему также принадлежали дома по всей длине улицы. Хоть по китайской традиции младшему сыну не полагалось наследовать семейный капитал и общественное положение, всё равно в будущем ему была уготована обеспеченная и беззаботная жизнь молодого дворянина. Но, к удивлению всех родных, у маленького Ип Мана в раннем возрасте проявилась необыкновенная тяга к изучению искусства боя. Как раз в тот период в Китае активно развивалась культура, неотъемлемой частью которой являлись восточные единоборства.
Постижение техники кунг-фу Вин-Чунь
Мальчик был ещё совсем маленьким, когда его отдали в традиционную китайскую школу получать образование. Так как неотъемлемой частью образовательной программы было изучение искусства боя, уже в возрасте шести лет Ип Ман занялся постижением кунг-фу Вин-Чунь.
Его наставник, известный мастер Чэнь Хуа Шунь, в тот момент находился уже в преклонных годах и скончался, когда Ип Ману едва исполнилось двенадцать лет. Перед смертью Чэнь Хуа Шунь обратился с просьбой к своему старшему ученику Нг Чун Со не бросать талантливого мальчишку и заниматься с ним. Так на жизненном пути Ип Мана появился второй наставник.
Его третьим учителем стал Лян Би, сын мастера Лян Цзаня. С ним Ип Ман познакомился в 1908 году, будучи уже пятнадцатилетним подростком, в Гонконге, куда в колледж Святого Стефана его направил отец, чтобы сын получил современное образование.
Жизненный период в Китае
Ип Ману было уже двадцать четыре года, когда он вновь приехал в Фошань. Молодой человек устроился служить в полицию офицером. При этом продолжал совершенствовать навыки в единоборстве, к тому времени он уже почти сформировался как мастер. Ип Ман участвовал в поединках с другими бойцами, а в саду возле дома проводил с ними совместные тренировки, что позволяло обмениваться опытом. Наряду с мастерством он приобретал в родном городе популярность.
Ип Ман сочетался законным браком с девушкой Чжан Юнчэн. У супругов было четверо детей – две девочки и два мальчика.
С момента возвращения в Фошань и до начала войны между Китаем и Японией Ип Ман официально не набирал учеников, но передавал свой опыт владения искусством боя Вин-Чунь коллегам по работе и родным.
В 1937 году оккупационные войска Японии вошли в Фошань. С ними Ип Ман контактировать и сотрудничать не желал, поэтому потерял работу, а вскоре у него не осталось и денег. Ему оказал материальную помощь друг, который владел хлопковой фабрикой, и Ип Ман выехал в Гонконг. Когда закончилась Вторая мировая война, он вернулся домой и вновь устроился работать полицейским.
Но потом началась гражданская война, и к 1949 году власть над континентальным Китаем перешла к коммунистам. Ип Ман был сторонником консервативного политического направления и к тому же работал полицейским, при власти Коммунистической партии у него не было уверенности в безопасном существовании. Он опять отправился в Гонконг, оставив семью в Китае.
Гонконгский период жизни
Ему было за пятьдесят, когда без денег, не имея знакомых, Ип Ман очутился в чужом краю. Выхода не было, кроме как отойти от традиционной передачи боевого единоборства Вин-Чунь. Он устроился в ассоциацию ресторанных работников на должность инструктора кунг-фу и стал преподавать уроки за определённую плату. После двух лет работы открыл свой зал. Это была не коммерция, а скорее вынужденные обстоятельства. Ученики обращались к нему сами, он с ними занимался, так Вин-Чунь постепенно превратилось в дело всей его жизни.
В 1962 году приехали сыновья и также начали обучение у отца. В Гонконге слухи о мастере разрослись довольно быстро, а к концу 1960-х годов добрались и до Европы с Америкой. И лишь в Китае имя мастера долго предавали забвению.
В 1967 году Ип Ман был инициатором создания «Атлетической ассоциации Вин-Чунь», в которой объединились его ученики. Целью и задачами этой организации было развивать и распространять боевое искусство. Сейчас ассоциация уже имеет международную форму, и её численность ежегодно увеличивается.
За несколько лет до смерти Ип Ман прекратил заниматься с группами, но некоторых учеников продолжал принимать дома. В 1972 году медики диагностировали у него онкологическое заболевание гортани. В этом же году 1 декабря Ип Ман ушёл из жизни. Буквально перед смертью он записал выполнение техники Вин-Чунь на плёнку, желая таким образом передать систему будущему поколению.
Лишь с наступлением XXI века историческую роль мастера признали на родине, в 2002 году в Фошане создали музей Ип Мана. При жизни он не получал титулов и званий, но на сегодняшний день Ип Мана признали великим мастером Вин-Чунь. Отцовские традиции продолжили сыновья, которые основали школы и преподают боевое единоборство.
Работа с учениками
Отбору талантливых учеников мастер уделял большое внимание. Он часто повторял: «Ученику нелегко попасть к хорошему Учителю, но ещё сложнее Учителю найти достойных учеников». В те времена сохранить такой тип мышления было сродни чему-то сверхъестественному, ведь за счёт боевого искусства приходилось выживать. Это говорило о том, что, отбирая учеников, мастер осознавал весь груз ответственности за них, потому и устанавливал строгие требования.
За все годы на входных дверях Ип Ман не разместил ни одного объявления о наборе учеников. Он всегда пытался сохранить за собой право самому их выбирать, данного принципа придерживался почти двадцать лет.
Несложное на первый взгляд искусство боя Вин-Чунь почти лишено «пёстрых» движений. Ип Ман, набирая учеников, сразу делал акцент на занятиях базовой техникой. Во время преподавания формы Сиу Ним Тао он строго требовал от учеников правильно использовать силу, принимать стойку, особенное внимание уделять положению поясницы. Часто мастер не начинал объяснение нового до той поры, пока ученик не доказывал ему, что усвоил предыдущую часть. Никогда Ип Ман не давал поверхностных уроков.
Ещё одной особенностью тренировок Ип Мана было то, что для каждого ученика он подбирал индивидуальный подход, в зависимости от образования, физической подготовки и даже от социального статуса. Но главное, на что обращал внимание мастер, – насколько способен ученик усваивать знания. Чтобы его подопечные обучались как можно легче, Ип Ман к каждому из них находил особенные пути.
Важной частью в процессе постижения искусства он считал отработку форм и свободные спарринги. С помощью таких подходов мастер воспитывал у подопечных любовь к искусству боя Вин-Чунь. Также он всегда давал наставление, что боевое искусство нельзя применять для плохих дел, а владеющий им должен быть воспитанным и вежливым.
Великий мастер в кинематографе
До 2008 года Ип Мана упоминали как второстепенного героя, лишь в документальных картинах о знаменитом актёре Брюсе Ли. В одном из таких фильмов роль мастера досталась его сыну Ип Чуну.
В основу фильма положены события, которые произошли в Фошане в период Второй японо-китайской войны (между 1930 и 1940 годами). Премьера картины состоялась в Гонконге в конце 2008 года, сразу же фильм получил множество положительных отзывов от кинокритиков и зрителей. Такая волна успеха послужила поводом для съёмок второй части фильма, вышедшего в 2010 году, здесь речь идёт о гонконгском периоде жизни мастера. В 2016 году почитатели таланта Ип Мана с удовольствием встретили третью часть картины.
В 2012 году гонконгский кинорежиссёр Вонг Карвай тоже снял художественный фильм «Великий мастер» о жизненном пути Ип Мана. Здесь затронут период с 1930-х годов и до конца жизни мастера. Главную роль сыграл гонконгский актёр Тони Люн Чу Вай. Мировая премьера прошла в Пекине в начале 2013 года, спустя месяц фильм стал открытием Берлинского кинофестиваля. В 2014 году картина номинировалась на «Оскар» в категориях «Лучшие костюмы» и «Лучшая операторская работа».
Также в 2013 году состоялась премьера ещё одного фильма о жизни мастера Вин-Чунь «Ип Ман: Последняя схватка». Картину снял режиссёр Херман Яу, главную роль сыграл актёр Энтони Вонг Чау-Санг.
Все вышедшие картины нельзя считать биографическими, в них отображена лишь часть реальных событий из жизненного пути Ип Мана.
Ип Ман. 120 лет самому известному мастеру Вин Чун, учителю Брюса Ли
Самый употребляемый в русском языке вариант написания имени «Ип Ман» соответствует прочтению иероглифов 葉問 на кантонском диалекте, распространенном как на родине Ип Мана —в китайской провинции Гуандун, — так и в Гонконге. Прочтение тех же иероглифов на путунхуа (стандартном китайском) даст совершенно отличное по звучанию имя «Е Вэнь»; этот вариант встречается редко.
Кроме того, существуют также варианты, появившиеся из-за неверного прочтения: «Ип Мань», «Ип Мэн», и даже «Йип Ман».
Детство и период обучения
Ип Ман родился 14 октября 1893 года в городе Фошань, в китайской провинции Гуандун. Родом Ип Ман был из аристократической и относительно богатой семьи, но как младший сын он не унаследовал ни общественного положения, ни значительного капитала.
В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чхань Васёня (Чэнь Хуашуня), известного мастера кунг-фу Вин-Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте. Чхань Васёнь умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Среди последних просьб, с которыми мастер обратился к старшему ученику, Нг Цзунгсоу (У Чунсу), был наказ продолжить обучение Ип Мана. Таким образом Нг Цзунсоу стал вторым учителем Ип Мана.
В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. В Гонконге он вскоре познакомился с Лёнг Биком (Лян Би), сыном и учеником мастера Лёнг Цзаня (Лян Цзаня), учителя Чхань Васёня. Ип Ман стал учеником Леун Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение кунг-фу Вин-Чунь всё той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чхань Васёня он взял хорошую базу, а изощрённые прикладные техники перенял у Лёнг Бика.
Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати четырёх лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росли как мастерство Ип Мана, так и его известность.
Основным занятием Ип Мана стала служба офицером полиции.
Ип Ман женился на девушке по имени Цзёнг Вингсинг (Чжан Юнчэн), у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам.
Перед Второй Мировой войной Ип Ман являлся членом богатого семейного клана, занимавшегося торговлей в южном китайском городе Фошань, который был расположен в провинции Гуаньдун. У него был большой дом, магазины в городе и усадьба в деревне. Ип Ман наслаждался безбедной жизнью с женой и детьми.
В период с 1937 по 1941 годы Ип Ман служит в китайской армии. Китай в этот период подвергся нападению со стороны Японии и войну эту проиграл. Ип Ман возвращается к семье в Фошань. После начала в 1937 году Японо-китайской войны, родной город Ип Мана, Фошань, быстро оказался под властью японских оккупационных сил.
Время было крайне тяжелое. Хозяйство, принадлежавшее ему в деревне — разорили. Жена была тяжело больна… Окончание войны принесло небольшое облегчение. Китай стал нуждаться в восстановлении разрушенных городов и деревень, однако, вместо этого, оказывается втянут в гражданскую войну.
В сложившейся обстановке Ип Ман решил избегать любого сотрудничества, да и вообще контактов с японской администрацией. В результате он сначала остался без работы, а затем и без средств к существованию. Один из друзей Ип Мана, владелец хлопковой фабрики, периодически помогал ему. Несмотря на это, Ип Ман решил переехать в Гонконг.
После окончания Второй мировой войны в 1945 году Ип Ман вернулся в Фошань из Гонконга и снова поступил на службу в полицию. Правительство Китая вербует Ип Мана на службу капитаном полицейского патруля в деревне Намхой. Это назначение правительства помогает Ип Ману восстановить хозяйство, но помощь подоспела уже слишком поздно.
В начавшейся гражданской войне он принял сторону консервативной партии Гоминьдан, формально правившей Китайской Республикой, но фактически терявшей контроль над территорией Китая. Когда в 1949 году весь континентальный Китай оказался в руках победившей Коммунистической партии, Ип Ман снова бежал сначала в Макао, а затем в Гонконг: ведь он был сторонником Гоминьдана, и к тому же служил в полиции; таким образом после прихода коммунистов к власти у него было достаточно причин беспокоиться о собственной безопасности. Жена Ип Мана и его дети остались в Китае.
Возраст Ип Мана в то время был где-то за 50 лет. В таком возрасте ему приходится начинать абсолютно новую жизнь на пустом месте.
«Когда в Китае к власти пришли коммунисты», — объясняет его ученик Вильям Чеун, — «он утратил все основные материальные ценности. Однако у него еще были остатки того, что ему удалось захватить с собой — деньги, золотые слитки, золотые украшения и т.п. Сам город Фошань, если сравнивать с Гонконгом или Макао был крайне маленьким городком, в котором находились множество жуликов. Ип Ман едва ли не моментально потерял значительную часть своих денег и сбережений благодаря людям, которые нагло его обманули». «Общая беда — потеря дома, жены и семьи добили его. Он начинает разочаровываться в жизни. Недавний богач и недавний полицейский очень быстро превратился в настоящего нищего».
Оказавшись в пятьдесят шесть лет без средств и почти без связей в чужой стране, Ип Ман принял решение нарушить клановую традицию передачи мастерства Вин-Чунь и стал открыто обучать этому искусству за плату. Его подход, впрочем, был далёк от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельству своего сына, ни разу в жизни мастер не давал рекламного объявления; как правило он даже не вешал вывески, гласившей, что он обучает боевому искусству. Будущие ученики находили его сами. Ип Ман же, не давая публичных обещаний обучить любого желающего, сохранял за собой право выбора: принять человека в ученики или нет. «Правда, что ученику трудно найти хорошего учителя, но ещё труднее учителю найти хорошего ученика», — говорил Ип Ман.
Несмотря на то, что Ип Ман начал открыто преподавать Вин-Чунь скорее под давлением обстоятельств, постепенно распространение и пропаганда кунг-фу стали делом его жизни. Ученики Ип Мана быстро обеспечили Вин-Чунь славу в Гонконге, а к началу 70-х годов XX века этот стиль уже преподавался в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин-Чунь от своего собственного имени.
В 1962 году сыновья Ип Мана Ип Чин и Ип Чунь, перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками.
Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки в своём доме. В 1972 году у него был обнаружен рак гортани, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался. Желая сохранить систему Вин-Чунь и передать её будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал своё исполнение основных форм на киноплёнку.
Воспоминания Брюса Ли об Ип Мане
В своей авторской работе, книге «Брюс Ли — Мужчина, которого знала только я» — Линда Ли (жена Брюса Ли) вспоминает о том отрывке, который написал Брюс Ли для преподавательницы английского языка в 1961 году. Воспоминание ярко демонстрирует тонкую тактику Ип Мана, которую он применял для того, чтобы повлиять на своих студентов.
«После 4-х лет тяжелого обучения искусству Кунг-фу, я стал осознавать и ощущать принцип мягкости – искусство нейтрализации усилий противника с помощью минимальных затрат энергии. Это было необходимо делать в спокойствии, без приложения усилий. Это звучит очень просто, но сделать это в реальности было весьма трудно. В те моменты, когда я бился с соперником, сознание мое было возбуждено и нестабильно. Особенно после взаимного обмена ударами руками и ногами — от моей теории мягкости не оставалось и следа. Единственная мысль крутилась у меня в голове: «несмотря ни на что, я должен был его бить и победить».
«Мой тренер, мастер Ип Ман, хозяин школы Вин Чун, как-то раз подошел ко мне со словами: «Лун, расслабься, успокой свое сознание. Забудь о самом себе и следуй движениям своего противника. Разреши своему сознанию на основе реальности противодействовать противнику без предварительного процесса обдумывания. Прежде всего, изучи искусство «не выбирания».
«Именно это и было тем, что нужно! Мне нужно было расслабиться. Но, принимая это решение, я сразу же совершал нечто такое, что противоречило моему желанию. Когда я говорил себе о том, что я «должен расслабиться», то само требование усилия в слове «должен», само по себе противоречило отсутствию усилий, которые отсутствуют в слове «расслабиться». Когда мое острое самосознание дошло до такого состояния, которое в психологии частенько называют состояние «двойной смеси», мой учитель снова подошел ко мне со словами: «Лун, будь спокоен, следуй естественному ходу событий, не вмешивайся в него. Никогда не занимайся противопоставлением себя природе, никогда не встречай любые проблемы «в лоб», но контролируй их, соприкасаясь с ними. Не практикуй на этой неделе. Возвращайся домой и подумай об этом».
Безусловно, в этом случае, Брюс Ли добавил некоторую часть своей гениальности в это пример, но все равно, все это иллюстрирует интеллектуальную и техническую высоты, к которым Ип Ман вел своих студентов.
И, в то же время, величайший мастер Вин Чун сохранял черты детства. Он очень любил необычные шутки Брюса Ли, даже несмотря на то, что иногда примириться с ними было очень трудно, например: если Брюс Ли приходил в класс с порошком, который вызывал зуд, или с необычным вибратором, трясущим руку во время рукопожатия, или с детскими водяными «брызгалками».
В Гонконге Ип Ман приобрёл известность ещё при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фошане на территории местного Исторического музея был открыт музей Ип Мана. Таким образом, историческая роль Ип Мана была в конце концов признана на его родине, несмотря на его прошлые политические убеждения.
В глазах практикующих Вин-Чунь самых разных ветвей образ Ип Мана неизменно окружён ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни Ип Ман не носил никакого официального титула, сегодня его называют патриархом или великим мастером Вин-Чунь.
Вклад в развитие боевых искусств
Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин-Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно — в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти «чистый» Вин-Чунь Ип Мана; тем более невозможно найти для сравнения образец кунфу его учителей. В целом Ип Ман все же преподавал традиционный Вин-Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля.
Если же Ип Мана называют иногда основателем современного Вин-Чунь, то это в первую очередь связано с его вкладом в теорию и методику преподавания этого вида боевого искусства. Сегодня Вин-Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов, исходя из которых он в дальнейшем может оценивать правильность исполнения и пригодность тех или иных технических действий. При этом теория Вин-Чунь формулируется в рациональных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее. Но в начале XX века в Вин-Чунь, как и в других стилях китайского кунг-фу, господствовала эзотерическая терминология, присутствовало также и подражание повадкам животных. Ип Ман придал системе Вин-Чунь её современную стройность и практически очистил методику преподавания этого стиля от религиозно-мистических и «звериных» элементов, как будто предвидя, что следующие поколения практикующих Вин-Чунь не будут знакомы ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками представителей местной фауны.
Незадолго до конца своей жизни Ип Ман решил создать ассоциацию, способную объединить его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг может показаться естественным, но в 1967 году его «Атлетическая ассоциация Вин-Чунь» стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, ставящей своими задачами распространение и развитие боевого искусства. Ассоциация давно превратилась в международную, число её членов постоянно растет.
Образ Ип Мана в кино
До 2008 года в кино Ип Ман возникал лишь как персонаж второго плана в фильмах о Брюсе Ли, в одном из них роль мастера исполнял его сын Ип Чунь.
В конце 2008 года вышел снятый в жанре драмы фильм «Ип Ман» (или «Е Вэнь»), рассказывающий о жизни мастера в годы оккупации Китая японскими войсками. Роль Ип Мана исполнил актёр Донни Йен.
В сюжете фильма нашли отражение некоторые реальные события из жизни Ип Мана, а демонстрируемая техника боя соответствует гонконгской ветви кунг-фу Вин-Чунь. Тем не менее, фильм нельзя считать биографическим. Следует отметить, что значительная часть событий не происходила в реальности. Главный герой, как и его исторический прообраз, пытается избегать контактов с японскими оккупационными силами, однако это ему не удаётся, и в итоге он становится чуть ли не местным символом народного сопротивления. Спасаясь от преследования со стороны японской администрации его родного города, герой фильма бежит в Гонконг вместе с женой и сыном.
Такая трактовка отъезда Ип Мана из континентального Китая не соответствует его реальной биографии ни по датам, ни по сути. Сегодня, когда исторические заслуги Ип Мана признаны на его родине, вполне понятно желание создателей фильма не акцентировать внимание на том, что мастер фактически находился в оппозиции к главенствующему в Китае по сей день режиму.
В 2010 году вышло продолжение кинофильма об Ип Мане — Ип Ман 2, рассказывающее о жизни мастера в Гонконге. Вторая часть гораздо сильнее отличается от реальной биографии учителя, нежели первая. Теперь уже Ип Ман олицетворяет защитника чести Китайских единоборств перед Английским боксом, что окончательно переводит жанровость фильма в псевдобиографическую. В конце показали мальчика, который был Брюсом Ли, он начал заниматься у мастера с 16-летнего возраста. В этом же году вышел ещё один фильм под названием «Ип Ман — рождение легенды». В этом фильме рассказывается о детстве Мастера и его учёбе кунг-фу.
В 2013 году вышел фильм Вонга Карвая «Великий мастер», в котором роль Ип Мана сыграл Тони Люн.
Также, в 2013 года вышел фильм режиссера Хермана Яу «Ип Ман: Последняя схватка», в котором роль Ип Мана сыгралЭнтони Вонг Чау-Санг.
Дети ип мана что с ними стало
Главная страница | |
Последние комментарии | |
Рейтинг модераторов | |
Реклама на сайте | |
Обратная связь | |
Как загрузить видео |
Авто | |
Вкуснятина. Готовим сами | |
Игры | |
Интересно | |
Кино и ТВ | |
Конкурсы | |
Красотки Якутии New! | |
Креатив | |
Мобильная связь | |
Музыка | |
Новости сайта | |
Новости Якутии | |
Политика | |
Приколы | |
Прикольные истории | |
Происшествия и криминал | |
Прочее | |
Спорт | |
Якутские блогеры | |
Якутская музыка | |
Якутские приколы | |
Якутское кино |
ZTCH | 85 | |
FastEast. | 43 | |
I0I | 37 | |
4 | Almara | 28 |
5 | Japaneese | 24 |
6 | rab | 19 |
7 | Askolon | 19 |
8 | bot109 | 14 |
9 | Коки_Теона | 9 |
10 | УФСО | 8 |
ZTCH | 64 | |
FastEast. | 43 | |
I0I | 23 | |
4 | Almara | 20 |
5 | Japaneese | 12 |
6 | rab | 9 |
7 | bot109 | 8 |
8 | Askolon | 8 |
9 | УФСО | 6 |
10 | обыватель777 | 4 |
Биография Ип Ман (что удалось накопать «во внешке») | Категория: Интересно |
Даты основных событий в жизни Ип Мана известны нам из хроники его жизни, написанной его сыном Ип Чунем. Детство и период обучения Ип Ман родился 14 октября 1893 года в городе Фошань, в китайской провинции Гуандун. Родом Ип Ман был из аристократической и относительно богатой семьи, но как младший сын он не унаследовал ни общественного положения, ни значительного капитала. В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чан Ва Шуня, известного мастера кунг-фу Вин Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте. Чан Ва Шунь умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Среди последних просьб, с которыми мастер обратился к старшему ученику, У Чан Со, был наказ продолжить обучение Ип Мана. Таким образом У Чан Со стал вторым учителем Ип Мана. В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. В Гонконге он вскоре познакомился с Леун Биком, сыном и учеником мастера Леун Цзана, учителя Чан Ва Шуня. Ип Ман стал учеником Леун Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение кунг-фу Вин Чунь всё той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чан Ва Шуня он взял хорошую базу, а изощренные прикладные техники перенял у Леун Бика. Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати с небольшим лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росло как мастерство Ип Мана, так и его известность. Основным занятием Ип Мана стала служба офицером полиции. Он не раз участвовал в задержании опасных преступников и при этом полагался на своё искусство — мастер с презрением относился к огнестрельному оружию и предпочитал им не пользоваться. Ип Ман женился на девушке по имени Чеун Вин Син, у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам. После начала в 1937 году Японо-китайской войны, родной город Ип Мана, Фошань, быстро оказался под властью японских оккупационных сил. В сложившейся обстановке Ип Ман решил избегать любого сотрудничества, да и вообще контактов с японской администрацией. В результате он сначала остался без работы, а затем и без средств к существованию. Один из друзей Ип Мана, владелец хлопковой фабрики, периодически помогал ему. В благодарность Ип Ман сначала взял в ученики его сына, а затем стал давать уроки кунфу Вин Чунь рабочим фабрики. Такая деятельность не осталась незамеченной японскими властями, и мастер получил предложение обучать рукопашному бою японских солдат. Не желая ни сотрудничать с оккупантами, ни идти с ними на открытый конфликт, Ип Ман был вынужден покинуть Фошань и скрываться в сельской местности. После окончания Второй мировой войны в 1945 году Ип Ман вернулся в Фошань и снова поступил на службу в полицию. В начавшейся гражданской войне он принял сторону консервативной партии Гоминьдан, формально правившей Китайской Республикой, но фактически терявшей контроль над территорией Китая. Когда в 1949 году весь континентальный Китай оказался в руках победившей Коммунистической партии, Ип Ман бежал сначала в Макао, а затем в Гонконг: ведь он был аристократом по происхождению, сторонником Гоминьдана, и к тому же служил в полиции; таким образом после прихода коммунистов к власти у него было достаточно причин беспокоиться о собственной безопасности. Жена Ип Мана и его дети остались в Китае. Оказавшись в 56 лет без средств и почти без связей в чужой стране, Ип Ман принял решение нарушить клановую традицию передачи мастерства Вин Чунь и стал открыто обучать этому искусству за плату. Его подход, впрочем, был далёк от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельству своего сына, ни разу в жизни мастер не давал рекламного объявления; как правило он даже не вешал вывески, гласившей, что он обучает боевому искусству. Будущие ученики находили его сами. Ип Ман же, не давая публичных обещаний обучить любого желающего, сохранял за собой право принять человека в ученики или нет. «Правда, что ученику трудно найти хорошего учителя, но еще труднее учителю найти хорошего ученика,» — говорил Ип Ман. Несмотря на то, что Ип Ман начал открыто преподавать Вин Чунь скорее под давлением обстоятельств, постепенно распространение и пропаганда кунфу стали делом его жизни. Ученики Ип Мана быстро обеспечили Вин Чунь славу в Гонконге, а к началу 70-х годов XX века этот стиль уже преподавался в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин Чунь от своего собственного имени. В 1962 году сыновья Ип Мана, Ип Чин и Ип Чунь, перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками. Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки в своём доме. В 1972 году у него был обнаружен рак горла, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался. Желая сохранить систему Вин Чунь и передать её будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал своё исполнение основных форм на киноплёнку. В Гонконге Ип Ман приобрёл известность ещё при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фошане на территории местного Исторического музея был открыт музей Ип Мана. Таким образом, историческая роль Ип Мана была в конце концов признана на его родине несмотря на его прошлые политические убеждения. В глазах практикующих Вин Чунь самых разных ветвей образ Ип Мана неизменно окружён ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни Ип Ман не носил никакого официального титула, сегодня его называют патриархом, или великим мастером Вин Чунь. Вклад в развитие боевых искусств Трудно переоценить вклад Ип Мана в распространение и популяризацию кунфу Вин Чунь. Именно он впервые отказался от закрытой клановой системы передачи знаний и стал брать учеников, оценивая лишь их способности и не придавая значения родственным или дружеским связям. В результате Вин Чунь стал чрезвычайно популярен в Гонконге, а вскоре был разнесен учениками Ип Мана по всему Свету. С одним из его учеников, Брюсом Ли, связывают всплеск интереса к кунг-фу в Европе и Америке в 70-е годы XX века: до той поры Западный мир был хорошо знаком с японскими боевыми искусствами, но не с китайскими. В то же время в самом Китае в результате Культурной революции традиционные боевые искусства оказались в опале, многие мастера подверглись гонениям. И если сегодня ушу активно поддерживается и пропагандируется китайским правительством, случилось это во многом благодаря его популярности за пределами Китая. Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно — в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти «чистый» Вин Чунь Ип Мана; тем более невозможно найти для сравнения образец кунфу его учителей. В целом Ип Ман все же преподавал традиционный Вин Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля. Если же Ип Мана называют иногда основателем современного Вин Чунь, то это в первую очередь связано с его вкладом в теорию и методику преподавания этого вида боевого искусства. Сегодня Вин Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов, исходя из которых он в дальнейшем может оценивать правильность исполнения и пригодность тех или иных технических действий. При этом теория Вин Чунь формулируется в рациональных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее. Но в начале XX века в Вин Чунь, как и в других стилях китайского кунфу, господствовала эзотерическая терминология, присутствовало также и подражание повадкам животных. Ип Ман придал системе Вин Чунь ее современную стройность и практически очистил методику преподавания этого стиля от религиозно-мистических и «звериных» элементов, как будто предвидя, что следующие поколения практикующих Вин Чунь не будут знакомы ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками представителей местной фауны. Незадолго до конца своей жизни Ип Ман решил создать ассоциацию, способную объединить его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг может показаться естественным, но в 1967 году его «Атлетическая ассоциация Вин Чунь» стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, ставящей своими задачами распространение и развитие боевого искусства. Ассоциация давно превратилась в международную, число ее членов постоянно растет. Авторство легенды о возникновении Вин Чунь Существует множество версий популярной легенды о возникновении стиля Вин Чунь, которые отличаются друг от друга в деталях, но совпадают в следующих ключевых моментах. В качестве источника исходного знания называется монастырь Южный Шаолинь — не тот Шаолинь, что благополучно просуществовал до XX-го века, а его монастырь-побратим, по легенде находившийся в провинции Фуцзянь и разрушенный манчжурскими правителями Китая не то в XVII, не то в XVIII веке. Далее, система Вин Чунь приобретает законченный вид под впечатлением от боя двух животных: журавля и змеи. И наконец, у истоков стиля мы видим двух женщин: монахиню и ее ученицу, простую деревенскую девушку, по имени которой стиль впоследствии и был назван. Сохранился автограф Ип Мана этой легенды. На первый взгляд написанный им текст может показаться сжатым пересказом полных, изобилующих живописными подробностями версий, однако в действительности ситуация скорее противоположна: никаких более ранних текстов этой легенды кажется не существует. Трудно определить, в какой мере при написании своего варианта Ип Ман опирался на сведения, полученные им в детстве от первого учителя Чан Ва Шуня, а в какой пользовался собственной фантазией. Тем не менее именно он придал легенде вид короткого связного рассказа и умело стилизовал его в соответствии с негласным каноном на произведения такого рода. В результате его версия происхождения стиля сначала была безоговорочно принята сообществом Вин Чунь, а затем стала даже обрастать дополнительными подробностями. Несмотря на постоянно предпринимаемые современными исследователями попытки разобраться в исторических корнях кунфу Вин Чунь, рассказанная Ип Маном легенда до сих пор остается не подтвержденной, но и не опровергнутой — как впрочем и все, что имеет отношение к мифическому монастырю Южный Шаолинь. В Интернете можно встретить приукрашенные варианты этой легенды, выдаваемые за подлинную историю Вин Чунь, при этом первоисточник — текст Ип Мана — как правило не упоминается. Элементы рассказанной Ип Маном легенды легли в основу сценария вышедшего в 1994 году фильма «Вин Чунь» и 2008 «Ип Ман», 2010 «Ип Ман2»
|