дети переживают процесс адаптации легче или тяжелее чем взрослые
В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации?
Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.
В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.
Содержание:
Что такое адаптация?
Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.
И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.
Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.
Степени адаптации
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Этапы привыкания
Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.
1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.
2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.
3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.
Влияние различных факторов на адаптацию
На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.
1. Возраст ребёнка
Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.
Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.
Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.
2. Состояние здоровья
Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.
Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.
3. Уровень развития умений и навыков
К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.
Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.
4. Уровень социализации
В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.
Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Правила успешной адаптации
Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.
Советы психолога
Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.
Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.
Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.
Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.
В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.
Что не рекомендуется делать в адаптационный период?
Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?
Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:
Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
С момента, когда ребенок первый раз видит свою новую семью, и до момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноценным членом семьи, проходит немало времени.
Сейчас и для вас и для ребенка наступает период адаптации.
Адаптация у всех проходит по-разному. Это достаточно сложный и длительный процесс, иногда он может занимать около года.
Наиболее сложным периодом в жизни вновь созданной семьи оказываются первые месяцы совместного проживания. Именно в этот период наиболее часто происходит отказ от приемных детей, возвращение их в интернатные учреждения.
Продолжительность адаптационного периода может варьироваться от следующих факторов:
-возраста ребенка, (чем старше ребенок, тем больше вероятность возникновения сложностей в процессе адаптации);
-личностных особенностей ребенка;
— истории развития ребенка, (воспитывался ли ранее ребенок в семье, либо с момента рождения находился в государственных учреждениях);
— периода знакомства замещающих родителей с приемным ребенком
— психофизическими особенностями ребенка.
Этот процесс занимает около года.
Успешность адаптации ребенка в семье, во многом зависит от признания родителями ценности наличия ребенка в семье независимо от пола, возраста, состояния здоровья, уровня развития, внешних данных, сформированности основных жизненных навыков и т.д.
Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.
Вторая стадия – «Возврат в прошлое» или «Вживание».
Третья стадия – «Привыкание» или «Медленное восстановление».
Первую стадию можно охарактеризовать как «Медовый месяц». Он начинается во время прихода ребенка в гости. Родителям хочется обогреть ребенка, стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему всю накопившуюся ласку и нежность. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения в семье и изо всех сил старается понравиться. Он наслаждается ситуацией, ему нравиться его новая семья, уютная квартира, доброе отношение, новые игрушки. Многие дети сразу начинают называть взрослых мамой и папой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили вас.
Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое» или «Вживание». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация.
Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Ребенок понимает, что это другие люди, в семье другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Создается впечатление, что ребенка подменили, так как у него резко ухудшается поведение. Конфликты и истерики в этот период носят спонтанный характер, и возникает «по ерунде». Случается, что они бывают специально спровоцированы ребенком. Одни становятся, слишком, требовательны и капризны, предпочитают играть с детьми младшего возраста, другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Также для этого периода характерно появление вредных привычек и возврат энуреза.
Не стоит пугаться – это закономерность.
Каковы же причины ухудшения поведения ребенка?
Во — первых, происходит нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье. Недоверчивый ребенок испытывает приемную семью на прочность. Такая «прочность» информирует о неполном благополучии во взаимоотношениях.
Во-вторых, ребенок не готов к появившимся новым требованиям. Важная ошибка взрослых на данном этапе – это ожидание благодарности от ребенка, за то, что его взяли в семью.
В-третьих, у ребенка возникают эмоциональные трудности из-за возможной встречи с биологическими родителями или другими родственниками.
В-четвертых, сказывается предыдущий травмирующий опыт.
В-пятых, ослабляется «эмоциональная пружина», т.к. на начальном этапе жизни в приемной семье ребенок напряжен от желания понравиться взрослым. Когда появляется доверие к приемным родителям, ребенок начинает позволять себе эмоционально реагировать на ситуацию, отстаивать свои права.
Взрослым следует порадоваться этим изменениям (втайне от ребенка). Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять причины, полезно обратиться к психологам центра сопровождения.
У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил и терпения. На этой стадии крайне важно проявить терпение и доброжелательность. У неподготовленного родителя поведение ребенка на этом этапе адаптации может вызвать чувство отчаяния, что может привести к ложным выводам: мне достался «не тот» ребенок, мне с ребенком не справиться. Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить, что на вас, как на приемном родителе лежит большая ответственность, а ребенку гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому. Тщательно следите за своими эмоциями. Но может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Если взрослые терпеливо преодолевают трудности данного периода, стараются помочь и поддержать ребенка, то постепенно он успокаивается и пытается искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Именно с этого момента у ребенка появляется осознание, что его «уже не вернут».
На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены семейной жизнью. Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее. Он с удовольствием начинает ходить в детский сад или школу. У ребенка появятся новые интересы и новые привязанности, которых ему так не хватало.
Вы прошли через трудности кризисного периода. Теперь вы гораздо лучше понимаете проблемы ребенка, да и свои тоже. Когда ребенок сталкивается с трудностями (их еще много), вы поддерживаете его. Напоминаете: мы вместе, мы справимся. Вы уже не предъявляете ребенку лавину требований, зная его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребенка вы (зачастую с помощью специалистов) ищите и находите причины проблемы, а также способы их смягчения. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания кровным детям, и он подобно приемному начинает себя плохо вести, но проблемы с приемным ребенком помогают родителям лучше понимать и проблемы своих детей.
На этом этапе и приемные родители, и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется внешность, чаще появляется улыбка на лице, исчезают аллергические проявления, прекращается энурез. Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние отношения.
Адаптация приемных родителей.
Появление чужого ребенка – это серьезное испытание для всей семьи. Ведь у родителей нет ни каникул, ни отпусков. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которую зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже когда рождается собственный ребенок. А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок.
Процесс становления внутрисемейных отношений достаточно длителен, он обязательно затрагивает всю семью и протекает болезненно для всех.
Первый месяц проходит ровно и практически «безболезненно».
Примерно через месяц картина семьи несколько изменяется. Большая часть приемных матерей выражают явное или неявное неудовлетворение своей новой ролью. Многие матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок отличается от их собственных детей. Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды.) Родители готовы продолжать свой тяжелый труд и с оптимизмом смотрят в будущее, хотя примерно половина отмечает, что привыкание проходило нелегко.
Через три-пять месяцев многие приемные родители начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно, они положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как «весьма хорошую». Им удалось найти свои собственные способы доверительного общения с усыновленным ребенком. Отмечают также значительные изменения у ребенка в лучшую сторону.
Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания. Многие родителя, создавая семью уверены, что смогут сделать ребенка счастливым. Но столкнувшись с трудностями, они теряются и нуждаются в поддержке. Требуется квалифицированная помощь специалистов. Иногда достаточно просто высказаться о проблеме (выпустить пар), напряжение проходит и наступает момент, когда можно принимать конструктивные решения. Когда родителям кажется, что ребенок стал лучше себя вести, и что они действительно смогли справиться с проблемами, то есть, естественно, вызывает чувство удовлетворения.
Именно в результате болезненной притирки родители и ребенок, меняясь внутренне, и образуют семью.
Теоретический блок «Адаптация ребенка в приемной семье».
С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.
И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации – приспособления к новым условиям.
На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.
Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.
Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.
Тематический буклет «У Вас будет ребенок? Шаг второй – адаптация ребенка в приемной семье».
1 этап «Медовый месяц» начинается еще во время первых визитов ребенка в гости. На этом этапе все идет обычно замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему накопившуюся ласку и нежность. Ребенок старается понравиться. Ему нравиться его новая семья, доброе отношение, новые игрушки.
Рекомендации для родителей. Отнеситесь бережно к чувствам ребенка. Не стоит сразу претендовать на родительство, называть его сыном или дочерью.
С точки зрения ребенка, он теряет свою семью не в тот момент, когда попадает в государственное учреждение, а в тот момент, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает чувство вины, чувствует себя предателем. Это может осложнить отношения с родителями.
Новые переживания могут негативно отразиться на самочувствии ребенка. Ребенок может испытывать тревогу, перемены настроения, плохо спать, потерять аппетит.
Не стремитесь загружать ребенка впечатлениями. Помогите ему постепенно освоить новое пространство, будьте рядом.
2 этап «Уже не гость».Для второго этапа адаптации ребенка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребенка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребенок перестает слушаться, ведет себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребенком.
Рекомендации родителям. Не стоит терять самообладание. Кризис отношений – это закономерный процесс, он свидетельствует о том, что отношения развиваются правильно.
Ухудшения в поведении ребенка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребенок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребенок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.
Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребенка.
Кризис помогает обнаружить проблемы ребенка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно и ребенок станет больше доверять вам.
3 этап «Вживание».Новая семья прошла через трудности кризисного периода. Родители гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы своего ребенка. Они хорошо знают его сильные и слабые стороны.
На этом этапе родители находят подход к ребенку. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, выполняет семейные правила. Улучшается его самочувствие, он прибавляет в весе, становится активнее и увереннее.
Рекомендации родителям. На этом этапе следует помнить, что любое изменение семейной ситуации может вызвать ухудшение в состоянии и поведении ребенка.
Ваш опыт поможет вам пережить временные трудности более спокойно.
4 этап «Стабилизация отношений».На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены отношениями.
Приемный ребенок уверен в своем будущем. Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет вспоминать о своей прежней жизни. У него появятся новые интересы и новые привязанности.
Улучшается качество жизни всех членов семьи. На этом этапе можно судить о том, удалась ли новая семья.
Адаптация приемных родителей.Приемным родителям ни в коем случае не стоит забывать про себя и свои чувства.
Надо обязательно помнить о том, что родители тоже испытывают стресс, как и приемный ребенок. Им нужна помощь со стороны супругов, других членов семьи, специалистов.
Рекомендации родителям. Вполне возможно, что у родителей были слишком радужные ожидания. Не стоит впадать в отчаяние. Построение гармоничных отношений с ребенком требует времени.
Помните о том, что вам, как любому другому человеку, нужен отдых. Не стесняйтесь обращаться за помощью, делиться своими чувствами и мыслями с близкими.
Это убережет от эмоциональных срывов и болезней.
Есть люди, которые, наверняка, помогут вам, возьмут на себя часть забот о ребенке.
Не забывайте о своем здоровье, вовремя обращайтесь к врачам.
Если Вас тревожит какой-то вопрос, обращайтесь к специалистам: психологу, социальному педагогу.
Поддерживайте общение с людьми, у которых сходные проблемы – с приемными родителями.
Проверьте Ваши знания:
1. Когда начинается процесс адаптации ребенка в приемной семье?
С момента переезда ребенка на постоянное место жительство в семью.
2. Дети переживают процесс адаптации труднее, чем другие члены семьи?
Период адаптации ребенка в семье труден для все членов семьи.
3. Почему первый этап адаптации называют «медовый месяц»?
На этом этапе ребенок и родители стараются понравиться друг другу.
4. Чем характеризуется второй этап адаптации?
5. О чем говорит ухудшение поведения ребенка в кризисный период?
Ребенок освоился в новой среде и стал больше доверять родителям.
6. Какие изменения происходят с ребенком при успешном прохождении кризиса?
Ребенок становится более спокойным и уверенным, улучшается его самочувствие, сон, аппетит, отношения с родителями.
7. Когда можно говорить об успешности адаптации ребенка в семье?
На этапе стабилизации отношений.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).