дети в три года что должен уметь
Дети в три года что должен уметь
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Существует мнение, что активно развивать малыша следует начинать только за год до школы. И это мнение ошибочно.
Статья:
По мнению психологов, три года — это самый удивительный возраст, который характеризуется для ребенка главным достижением: он уже не только слушает, но и слышит взрослых! Очень часто взрослые не в состоянии оценить возможности детей в возрасте трех лет, считая, что развивать их в этот период еще слишком рано.
Существует мнение, что активно развивать малыша следует начинать только за год до школы. И это мнение ошибочно. Слишком напористое обучение старшего дошкольника в стремлении идеально подготовить его к школе приведет к переутомлению ребенка и к исчезновению у него желания учиться. Так что развивать малыша нужно еще с трех лет, постепенно и размеренно.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
В три года малыш растет, но уже не так быстро, как в первые годы после рождения. Вес девочек в этом возрасте составляет от 13 до 16 килограммов, мальчиков – от 13,7 до 16 килограммов. Нет повода для беспокойства, если ребенок по весу не соответствует норме. Если малыш весит немного больше или меньше, то это можно списать на индивидуальные особенности его развития. То же касается и роста. В среднем ребенок в возрасте 3 лет должен достигать 1 метра в высоту. При этом мальчики, как правило, немного выше девочек в этом возрасте.
А вот если кроха начинает неравномерно расти, существенно прибавляя в росте и поправляясь в один месяц и резко худея в другой, то необходимо срочно обратиться в эндокринологу.
Развитие речи ребенка 3 лет
Если малыш в этом возрасте не проявляет интереса к общению, то нужно набраться терпения и подождать хотя бы несколько месяцев. В три года у ребенка наступает пик развития речи, поэтому, даже если в начале этого периода кроха не говорит, к концу третьего года он обязательно постарается наверстать упущенное. В возрасте от трех до четырех лет малыш должен уметь:
Как развиваются мыслительные процессы у трехлеток?
Трехлетний возраст детей многие родители запоминают по бесконечным вопросам чад, которые хотят знать все на свете. Они спрашивают о том, почему солнце светит и греет, почему летают птицы и лают собаки. Родители должны быть готовыми к тому, чтобы давать простые, понятные и вместе с тем правдивые и исчерпывающие ответы на вопросы маленьких почемучек.
Если мыслительные процессы проходят нормально, то в три года малыш должен уметь:
Развитие двигательных навыков у детей трех лет
Если ребенок физически развивается в соответствии с возрастом, то с трех до четырех лет он будет должен уметь:
Развитие моторики в три года
В три года ребенок по-прежнему гибкий и пластичный, а его мелкая моторика становится более совершенной. В это время младший дошкольник умеет:
Эмоциональное развитие ребенка трех лет
Трехлетний дошкольник становится развитым не только физически, но и эмоционально. Он уже более адекватен в общении, может контролировать собственные эмоции, в том числе и негативные, например в детском саду.
Более того, трехлетние малыши более коммуникабельны, чем двухлетние. Они уже способны находить общий язык со сверстниками, искать простые и эффективные решения для возникающих в процессе общения проблем.
Развитие считается нормальным, если в три года малыш умеет:
В этом же возрасте можно увидеть, как развивается воображение малыша. Ребенок с удовольствием фантазирует, чем иногда повергает родителей в шок. На самом деле фантазии — это совсем не плохо, главное — направить их в позитивное русло, стараясь обходить с малышом опасные темы, вызывающие у него страхи и напряжение.
Как мыслят и анализируют информацию трехлетние дети?
Развитие трехлетних малышей уже позволяет им строить причинно-следственные связи. Дошкольники способны выявлять отличия на картинках или в предметах, различать цвета, геометрические формы, действия. Ребенок в этот период особенно любопытен, он с удовольствием изучает окружающий мир, привлекая к процессу знакомства старших и задавая им бесконечные вопросы.
Задача родителей в это время — проявить терпение и постараться ответить на все интересующие малыша вопросы. Если ответа нет, то можно воспользоваться Интернетом или самой простой детской энциклопедией.
Трехлетний малыш уже умеет многое, что способно упростить ему жизнь. Кроха способен строить логические связи, одновременно удерживать в поле зрения несколько предметов, запоминать простые песенки и стихи, собирать пазлы и конструктор «Лего».
Детки в этом возрасте способны считать до пяти или даже до десяти, творчески мыслить, рисовать и чертить. Они наблюдательны и склонны к анализу всего, что происходит вокруг них. Родители должны помогать ребенку развивать творческое начало, вместе с ним решать поставленные задачи, усложняя их по мере развития малыша.
С ребенком в этом возрасте нужно заниматься в творческом направлении, много гулять, разговаривать, знакомя его с окружающим миром. Стимулировать развитие дошкольника будут развивающие настольные игры, книжки и картинки, краски, пластилин и разбирающиеся игрушки.
О развитии бытовых навыков
Ребенок после трех лет довольно независимый и самостоятельный. Ему уже не так важно, чтобы родители постоянно были с ним рядом. Малыш знает, где лежат его вещи и как их использовать по назначению. В этом возрасте малышу уже можно выделить собственную зубную щетку, полотенце и мыло, полку в шкафу и место для обуви в коридоре. Большинство деток в этом возрасте умеют:
На этом этапе очень важно, чтобы родители помогли малышу освоить как можно больше навыков, способных упростить ему жизнь и ускорить развитие. Это важно также и потому, что малышу рано или поздно нужно будет поступать в детский сад, где воспитатели не смогут ему уделять столько внимания, сколько уделяют родители. Научите кроху следить за вещами, помогать по дому, собирать за собой игрушки – и воспитатели в детском саду будут очень благодарны вам за проделанную работу.
Знакомство с окружающим миром
Малыш трех лет, развитие которого происходит по запланированному графику, должен уметь:
Знакомство с миром музыки
Развивать музыкальные способности ребенка можно с трехлетнего возраста. Одни детки более музыкальны, другие – менее, но каждый из них в этом возрасте уже должен уметь:
Кроме того, ребенок в этом возрасте должен иметь представление о звуках окружающего мира, различать пение птиц и рокот зверей, шелест деревьев и шум дождя.
Особенности развития внимания и памяти ребенка
Трехлетний малыш должен за несколько минут выполнять следующие задания:
О гармоничном развитии памяти малыша 3 лет будут свидетельствовать следующие умения:
В возрасте трех лет можно начинать развивать математические способности ребенка. Нормально развивающийся дошкольник должен уметь:
Когда время бить тревогу?
Развитие детей в три года происходит в каждом отдельном случае по-разному. Если один малыш развивается быстрее, радуя родителей, то другой может развиваться медленнее, и это не всегда является поводом для беспокойства.
Между тем, понимая, что ребенок развивается по индивидуальной схеме, важно не пропустить момент, чтобы вовремя выявить возможные признаки задержки развития и начать их корректировку. Итак, вам необходимо обратиться к детскому врачу, если у вашего трехлетнего малыша наблюдаются следующие признаки:
Если малыш в возрасте трех лет не способен делать то, что с легкостью делал еще несколько месяцев назад, то, скорее всего, это один из признаков нарушения развития. Чтобы не допустить осложнений, нужно будет срочно обратиться за консультацией к педиатру.
Календарь развития: как воспринимает мир и что умеет ребенок в 3 года
К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.
Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)
С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.
Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:
В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).
Развитие мелкой моторики у детей 3 лет
Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.
Развитие мышления в 3 года
Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.
Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.
Могут ли трехлетки быть внимательными?
Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.
Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.
Развитие памяти и воображения у детей 3 лет
У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).
Умственное развитие детей в 3 года
К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:
Развитие речи у детей трёх лет
Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.
Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.
Навыки общения
Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.
Выводы
К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.
Заключение
Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Ребёнку 3 года: возраст «почемучки» и первый кризис развития
Когда ребёнку исполняется 3 года — и родителей, и самого малыша ждут грандиозные перемены. Это и знаменитый кризис трёх лет, и возможное знакомство с детским садом, и впервые по-настоящему осмысленное поведение.
Темпы развития детей индивидуальны. Некоторые трёхлетки уже бойко разговаривают, проявляют интерес к учёбе и стремятся к полной самостоятельности. Другие дети в этом же возрасте развиваются не так активно, но это вовсе не отклонение. Однако общие нормы того, что должен уметь ребёнок в 3 года — существуют. И если вы беспокоитесь, своевременно ли развивается ваш малыш — ориентируйтесь на эти нормы и, скорее всего, вы убедитесь, что с вашим ребёнком всё в порядке!
Содержание:
Основные умения ребёнка в 3 года
Что ребёнок должен уметь в трехлётнем возрасте — базовые нормы:
Физическое развитие: основные показатели
Физическое развитие ребёнка оценивают по трём основным критериям: росту и весу, физическим умениям, двигательным навыкам.
Рост и вес
Рост и вес двух детей в возрасте трёх лет может значительно отличаться — эти физические параметры зависят от наследственных факторов и, в меньшей степени, от пола ребёнка и его образа жизни. В педиатрии «золотой серединой» для веса трехлётки считается 15 килограммов, для роста — 95 сантиметров.
Если рост вашего малыша меньше эталонных 95 сантиметров на 10% — это не повод для беспокойства, а, вероятнее всего, личная особенность развития. Но если рост вашего сына или дочери в 3 года меньше 85 сантиметров, стоит задуматься об исключении негативных факторов: попробуйте наладить режим питания крохи и организовать для ребёнка разумные физические нагрузки, предварительно проконсультировавшись с врачом.
В параметрах веса для ребёнка трёх лет допускаются отклонения в 20% в обе стороны от 15 килограммов. Если вес малыша меньше 12 или больше 18 килограммов — возможно, понадобится пересмотреть режим питания с учётом рекомендаций детских врачей.
Физические умения
Основные физические навыки трёхлетки:
Двигательные навыки
К трём годам двигательная активность ребёнка заметно развивается даже по сравнению с периодом в несколько предшествующих трёхлетию месяцев. Основные двигательные навыки малыша в три года:
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика трёхлетки становится всё более совершенной. У ребёнка развиваются прежние умения и появляются новые:
Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса
Слух трёхлетних детей требует особенно внимательного отношения. В этом возрасте дети часто простужаются, что может привести к отиту и, как следствие, к нарушению слуха.
Чтобы не навредить слуху ребёнка — обязательно учите его дышать носом, а не ртом, вовремя лечите насморк и старайтесь избегать резких перепадов температуры.
Зрение у трехлётних детей ещё недостаточно острое по сравнению с ребятами старшего дошкольного возраста. Полностью зрение формируется только к 6-7 годам. Не стоит пытаться научить ребёнка читать как можно раньше — детское зрение готово к чтению только в возрасте пяти лет. Показывать трёхлетке книжки, конечно, можно, но в книгах обязательно должен использоваться крупный шрифт. Чтобы сохранить хрупкое детское зрение, сократите контакт ребёнка с телефоном, компьютером, телевизором.
В 3 года осязание у детей развито хорошо: они различают холодную и горячую воду, тёплый и холодный ветер, шершавую и гладкую поверхность. Вкусовые рецепторы у трёхлетнего ребёнка развиты так же, как у взрослого. Он различает сладкий, горький, кислый и солёный вкус, отдавая предпочтение сладкому.
Нормы развития речи
У трёхлетнего ребёнка уже довольно богатый словарный запас: не меньше 1000 слов. Чистота речи в этом возрасте ещё не безупречна: малыш может коверкать слова и затрудняться с правильным произнесением отдельных звуков. Трёхлетка уже способен в простой форме рассуждать об увиденном предмете или событии.
Ребёнок в 3 года не говорит или мало говорит: что делать?
Речевые навыки у малыша в три года достаточно развиты, чтобы уметь объясниться с другими людьми. В норме ребёнок к возрасту трёх лет владеет следующими речевыми навыками:
Дети, которые почти или совсем не разговаривают в трёхлетнем возрасте встречаются довольно часто. Известный российский педиатр Евгений Комаровский советует родителям, чьи дети в 3 года ещё не говорят, обратить внимание на тип упорного молчания: молчит ли ребёнок оттого, что не понимает речь окружающих, или малыш всё понимает, но ничего не говорит?
Если ребёнок демонстрирует признаки понимания, не используя слова — возможно, молчаливость — его личная особенность. Трёхлетние молчуны, согласно статистике педиатров, чаще встречаются среди мальчиков — на одну не разговаривающую девочку приходится четыре таких мальчика. По данным той же статистики, не меньше 7% детей в возрасте трёх лет совсем не говорят.
В любом случае, если трёхлетний ребёнок совсем не говорит — необходимо посетить с ним педиатра. По результатам осмотра врач порекомендует способы решения проблемы или направит к профильным специалистам.
Навыки общения и эмоциональная сфера
Малыш в три года нуждается в общении со сверстниками больше, чем прежде. Ребёнок уже учится управлять эмоциями и пробует решать конфликты мирным путём. В то же время трёхлетка испытывает острую потребность проявлять своё «Я», что приводит к капризному поведению по отношению к родителям и другим близким людям. Ближе к четырём годам ребёнок начинает понимать чужие эмоции, учится владеть собой и чрезмерные капризы сходят на нет.
Эмоциональная сфера трёхлетних детей активно развивается: они начинают фантазировать. Ребята с самым богатым воображением даже удивляют окружающих историями собственного сочинения. В норме эмоционально развитый малыш в 3 года стремится повторять понравившиеся действия за другими людьми, умеет выражать симпатии и антипатии.
Умственное развитие
Вместе с кризисом трёх лет приходит и возраст «почемучки». Ребёнок расспрашивает взрослых обо всём на свете, сравнивает ответы, делает выводы.
Темпы умственного развития у разных детей могут отличаться в зависимости от личных способностей ребёнка и от вовлечённости взрослых в процесс развития. Интеллектуальное развитие в трёхлетнем возрасте считается нормальным, если малыш умеет:
Когнитивное развитие
В когнитивные навыки детей входит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. На скорость когнитивного развития влияет исследование ребёнком окружающего мира: чем больше малыш взаимодействует с разными предметами и чем больше наблюдает разных явлений — тем лучше развиваются когнитивные способности.
Трёхлетним детям важно познавать мир на практике, поэтому так важно подкреплять личный опыт малыша объяснениями взрослого. Например, разъяснять разницу между противоположными понятиями («узкая тропинка-широкая дорога»), поощрять желание ребёнка анализировать ситуации и события, акцентировать внимание на конкретных деталях предметов.
В возрасте трёх лет ребёнок с помощью восприятия составляет представление о свойствах предметов. Он учится сравнивать размеры и формы предметов, знает назначение разных вещей и правильно их использует.
Внимание малыша становится устойчивым: он сосредотачивается на интересном занятии на 10-20 минут, не выпускает из поля зрения несколько предметов одновременно. Но и отвлекается трёхлетка всё ещё достаточно легко.
Память в три года непроизвольная: ребёнок запоминает интересную для него информацию, а выучить что-то специально малышу пока нелегко.
Хотя ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи — его мышление ещё ограничено настоящим временем. Трёхлетний малыш оценивает ситуацию «здесь и сейчас», но по мере познания мира способности ребёнка к анализу постепенно развиваются. В 3 года дети особенно ярко чувствуют радость первооткрывателя, и чем больше событий происходит вокруг юного исследователя — тем лучше развивается его мышление.
Самостоятельность, навыки самообслуживания
Маленьким детям ещё не под силу обслужить себя полностью, но к трём годам ребёнок уже должен владеть некоторыми навыками самообслуживания:
Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
Малыш становится очень подвижным, и важно придерживаться режима дня, чтобы у ребёнка хватало сил. Конечно, режим ребёнка, который ходит в садик, будет отличаться от режима крохи, не посещающего дошкольное учреждение, но примерный распорядок дня для трёхлеток может быть таким:
07.00 | Подъём |
07.30 | Гигиенические процедуры, зарядка |
08.00 | Завтрак |
08.30 | Развивающие игры и занятия, помощь в быту |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
12.30 | Дневной сон |
15.00 | Пробуждение |
15.30 | Полдник |
16.00 | Подвижные и развивающие игры |
18.00 | Прогулка |
19.00 | Ужин |
19.30 | Спокойные занятия |
20.30 | Гигиенические процедуры |
21.00 | Ночной сон |
Уход за малышом в 3 года — проще ухода за младенцем, но пока ребёнку требуется ещё достаточно много помощи в самообслуживании.
Как организовать правильный уход за трёхлетними детьми:
Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?
Признаки, которые могут указывать на проблемы с развитием малыша:
Если вы замечаете за своим ребёнком похожие признаки — обратитесь к педиатру.
Как помочь ребёнку развиваться правильно?
Помогать трёхлетке развиваться можно и нужно — несмотря на стремление к самостоятельности, дети в этом возрасте охотно принимают помощь от взрослых. Особенно, если эта помощь преподнесена в форме игры.
Как помочь трёхлетним детям развивать важные навыки и умения в соответствии с рекомендациями педагогов:
Не беспокойтесь за развитие и безопасность ребёнка, особенно, когда он находится вдали от вас или дома. Три года и поход в детский сад — отличный повод купить малышу первые GPS-часы. С ними и приложением «Где мои дети», вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.
Игра — самое важное занятие для трёхлетнего малыша. В этом возрасте ребёнок получает удовольствие исключительно от процесса, не ставя цели научиться новому. Зато родители могут предложить сыну или дочери те игры, которые помогут детскому развитию.
Примеры развивающих игр для трёх лет:
Ещё одна особенность данного периода развития ребёнка — кризис трёх лет. Это непросто. Но его нужно пережить, проявляя терпение и помогая малышу развиваться. А когда трудности останутся позади — ребёнок станет отличным собеседником, партнером для игр и лучшим другом для своих родителей!