детонация винилового проигрывателя что это
Как влияет на звучание вертушки параметр Wow & Flutter (коэффициент детонации)?
Давно не дает покоя этот параметр —Wow & Flutter (уровень рокота или коэффициент детонации). Ведь как то он влияет на звучание? Как то смотрел тестовый сигнал 20 гц-20 кгц, сделанный на Yamaha GT-2000. Wow & Flutter у неё — 0.005%. Синусоиды сигналов были правильные вплоть до 20 кГц. Значит, получается и звук будет более правильный.
Делал свой тест. У меня 0.025%. Так у меня начиная с 1 кГц синусоиды обрезанные. Получается, что и звук нечеткий, размытый? Вот и интересно, почему сейчас с такими(!) технологиями не делают более точные двигатели для вертушек. Неужели этот параметр неважен? В 80-х делали. А сейчас и есть где, то цена конечно.
Ответы
Почему не делают? Делают конечно, но в соответствующем бюджете. Потому что в бюджете ниже можно только при большем объеме производства, а его нет в прежних масштабах.
К тому же, посчитайте сколько стоила бы Yamaha GT-2000 на современные деньги. Это ну ни разу не бюджетный аппарат даже тогда был.
Речь идет о детонации проигрывателя винила?
Какой смысл делать супер выдающиеся показатели именно по этому параметру, если все остальное в тракте не даст возможности эти усилия оценить.
а какие другие проблемы в современных вертушках?
«У меня 0.025%. Так у меня начиная с 1 кГц синусоиды обрезанные»-у вас Yamaha GT-2000?и каким прибором меряли детонацию?и каким прибором смотрели обрезанные синусоиды?ставили пластинку с записанными синусоидами?может быть корректор выдает ограниченный синус?
звуковой картой и программой адоб аудишн. про корректор не могу ничего сказать
эта программа показывает синусоиды?или вы по спектру сделали вывод об ограничении?
она всё показывает
если синус ограничен то конечно услышите искажения.только непонятно почему они начинаются с 1кГц?
вот сделал сейчас. первая синусоида на 2 кгц, более правильная. А вторая 10 кгц. И, странно, у меня так на разных картриджах, фонокорректорах, вертушках.
по моему дело в программе если результат не зависит от картриджей,фонокорректоров,вертушек.детонация по моему влияет только на форму спектра синусоиды-она не будет острой как у вас на первом снимке.второй снимок (10кГц)по моему и есть детонация но она в этом случае довольно большая.но если она есть то она должна быть на обоих снимках.а этого нет.
программа на это никак не может влиять. она просто записывает сигнал
имхо она работает некорректно и если она взломанная то тем более.
не взломана. с оф. сайта. даже если и взломана то на эту функцию никак не влияет
что-то вы так упорно отстаиваете свою позицию как будто знаете все лучше нас и зашли сюда «с какой-то альтернативной эмоционально-экспрессивной целью». впрочем подтверждаю что применять эту прогу даже установленную «портейблом» для просмотра формы синусоиды можно. даже если она чудит но вы видете разницу с двух аппаратов значит ее «чудес» хватает для этого отображения.
далее давайте по делу. то что вы прислали это не синусоида. это спектороанализатор. он уже сразу показывает амплитуду на разных частотах а не форуму сигнала. при этом показывает ее надо заметить с неслабым таким сглаживаением. иначе бы на 1 кгц у вас ровная палка стояла толщиной с волос. с один пискель. далее шкала у вас жутко нелинейная. на 2к шаг клетки махонький на 10к огромный(если считать шаг в герцах). отсюда большая визуально-информационная емкость верхних частот. что вводит в заблуждение.
следующая трудность. идентифицикация разных сигналов. т.е. где у вас детонация, где наводки на тонарм, где погрешность контакта иголоки с пластинкой, где шум корректора, где шум аналоговых цепей звуковухи, где шум ацп, где нелинейные(те что вверх по частоте) и интермодуляционные(те что вниз но усугубленные повторыми «бонусами» от нелинейных) гармоники, где математичечская ошибка в работе ацп, где математическая ошибка в преобразовании Фурье при построении графика спектра.
я думаю вы понимаете что чем выше частота тем выше уровень шума всех элеметнтов тракта? также я подозреваю что вы в курсе что чем выше частота тем выше и нелинейные искажения?(исключение здесь бас в силу некоторой специфики схемотехники с конденсаторами на входе полезного сигнала и консруктивными особенностями работы механики как картриджа так и акустики). вы так же наверняка слышали что на компакте верха какие то не правильные. т.е. что-то такое про матемаческие ошибки у которых тоже чем выше частота тем больше безобразий.
в общем первое. пробуйте делать эти же тесты но на разных частотах дискретизации. как вверх так и вниз. вплоть до 11 кгц дискретизации а то и до 8. просто чтобы посмотреть что получится. фильтр вч понятно полезный сигнал отсечет. а вот интермодуляция аналоговых цепей останется. вдруг вы через нее сможете определить какая частота исходной была?
это что касается анализа. что касается звука на разных детонациях. на вертушках начального и среднего ценового диапазона на 45 оборотах детонация ниже. и как итог если взять большой диск и сингл с треками с этого диска то можно услышать разницу. будет более детальный верх более живая серединка и даже бас поплотнее. т.е. данные цифорки детонации важны. при этом если посмотрите на флагманские вертушки то их параметрам в этом вопросе реально позавидуют даже студийные катушечники. т.е. крутые вертушки по всем параметрам все таки делают.
просто у вертушек есть проблемы с производством. для правильного вращения пластинки нужно обеспечить точно по центру ось врашения. причем в двух плоскостях. и точно по радиусу и чтобы наклонов не было. собственно поэтому у вертушек эти 2 параметра и упоминаются. один показатель попадания в радиус и качества работы мотора и его реализации а второй показатель вертикальной стабильности. при этом его дестабилизация вылезает в виде неприятного погромыхивания в колонках. если громкость поддать. тут нужно сделать одну поправку. этот вид нелинейности так же приводит и к детонациии. т.е. оба параметра ее отражают. просто в разных плоскостях и второй ко всему прочему еще и дополнительным нч шумом. кстати не совсем нч. он так же модулирует и все остальные частоты записанные на пластинке. что тоже может вылезать у вас на спектрограмме.
Спасибо! За углублённый ответ.
Ну как сказать, у PL-7L керамическая трубка тонарма и очень не плохая механика. Не получится этот аппарат назвать простым. А вот Кенвуд этот шляпа и звучит как шляпа, что бы там ни было в паспорте.
значит на этом параметре сильно заморачиваться не стОит?
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Винил: притворись его знатоком, статья. Журнал «АудиоМагазин»
В статьях о проигрывателях винила много внимания уделяется звучанию. Однако если просто перечислить технические проблемы, которые встают на пути получения действительно качественного, а не просто какого-нибудь звука, то трудно объяснить возрождение интереса к грампластинкам только уникальным звучанием отдельных изданий или экземпляров.
Сохранить и прочитать потом —
Современный проигрыватель грампластинок, масса которого может измеряться в центнерах, нередко стоит в одном ряду с такими признаками статуса его владельца, как спортивное авто, швейцарские часы, смартфон Vertu, запонки с бриллиантами. Можете продолжить сами.
В статьях о проигрывателях механических грамзаписей (кто не понял, речь идет о виниле) много внимания уделяется звучанию. Однако если просто перечислить технические проблемы, которые встают на пути получения действительно качественного, а не просто какого-нибудь звука, то трудно объяснить возрождение интереса к грампластинкам только уникальным звучанием отдельных изданий или экземпляров. И конечно, какую-то роль играет и оформление конверта — целое направление современного искусства.
Итак, предположим, что у нас есть идеальная грампластинка — блестящая, черная. Кстати, основной ее материал (до 97% массы) — винилитовая смола (сополимер винилхлорида с винилацетатом) — прозрачный, а черный цвет диску придает 0,5-процентная добавка газовой сажи. Некоторые производители полагают, что даже в таком количестве сажа вредна, и предлагают прозрачные грампластинки. Современный пример — Clarity Vinyl от Quality Record Pressings.
А что же проигрыватели? У большинства современных моделей детонация колеблется в диапазоне 0,1—0,15%. Вполне достаточно, поскольку люди чаще всего не замечают детонацию меньше 0,15%. Правда, производители этот показатель сегодня, как правило, не приводят: куда эффектнее смотрятся цифры в графе «масса».
Классический поворотный тонарм (обычно с эффективной длиной около 9 дюймов) требует точной установки и настройки — как самого тонарма, так и головки относительно него. При любых условиях существует неустранимая ошибка следования (угловые искажения) в силу того, что игла движется по дуге, а не по радиусу, как резец станка. Вследствие этого возникают гармонические искажения, способные достигать 0,5%, и только в двух точках зоны записи, в которых положение иглы идеально, они равны нулю. Чтобы уменьшить угловые искажения, тонарм делают изогнутым или головку на прямом тонарме устанавливают под углом. Есть модели с эффективной длиной 12 и даже 16 дюймов, однако они менее удобны в эксплуатации. Можно использовать тангенциальный тонарм, но его эффективная длина меньше. При проигрывании реальных грампластинок это приводит к увеличению детонации (стандартом для них допускается эксцентриситет и коробление до 0,2 мм). Например, для проигрывателя Revox В790 с эффективной длиной тангенциального тонарма около 40 мм такие пластинки оказываются самым трудным испытанием.
Прижимная сила головки для правильного воспроизведения сигнала должна быть больше, а для уменьшения износа — меньше. В основном у современных головок рабочее значение прижимной силы составляет около 2 г (у такой головки меньше гибкость подвижной системы, а значит, она проще в производстве). 30 лет назад считалось, что хорошая головка работает при давлении менее 1 г. Первые признаки изменения геометрии иглы, которые при дальнейшей эксплуатации при давлении 1,5 г приводят к необратимой порче канавки грампластинки, проявляются после 70 часов работы, что равнозначно проигрыванию около 110 дисков с двух сторон. Кстати, 100 проигрываний одной пластинки даже в идеальных условиях увеличивает ее шум на 1 дБ, то есть при каждом следующем проигрывании качество звука пусть немного, но неизбежно ухудшается. (Мы, конечно, не говорим об износе пластинки, которая проигрывалась звукоснимателем с пьезоэлектрическим преобразователем: стандартная прижимная сила для такой головки равна 7 г.) Продавцы же соответствующей продукции говорят сегодня о сроке службы в 700 или даже 1000 часов. Но ведь материалы-то за 30 лет не изменились! Было время, когда производители высококлассных проигрывателей придерживались негласного правила, касающегося измерительных пластинок: допускается несколько десятков проигрываний, а затем диск в течение какого-то периода будет пригоден для испытания только массовых моделей проигрывателей. Необходимо напомнить: заменить иглодержатель ММ-головки может сам пользователь, а МС-головки — только специалист.
Все тонармы позволяют регулировать прижимную силу и имеют соответствующую шкалу, правда довольно грубую. Потому для установки этого важного параметра необходимы весы, которые бывают как механические (классические модели Thorens и Shure), так и электронные. Вторые, новомодные, точнее, зато первые надежнее. Заметим, что у старинных весов (они родом из 1970-х) шкала начинается с 0,5 г: минимальное рабочее значение прижимной силы для такой головки, как, например, Shure М-97ХЕ, составляет 0,75 г, а для легендарной Shure V-15 — 1 г.
При следовании иглы по канавке из-за трения между ними на иглу действует сила, которая поворачивает тонарм к центру пластинки. Для обеспечения симметричного контакта иглы со стенками модулированной канавки при работе с прижимной силой менее 3 г поворотный тонарм должен быть оснащен устройством, компенсирующим эту силу. Такое устройство называется атнискейтингом и, как правило, тоже имеет шкалу, проградуированную в граммах прижимной силы.
Правильная настройка вертикального угла воспроизведения может осуществляться на глазок, однако профессионалы предлагают инструментальный метод. С измерительной грампластинки (например, с девятой дорожки диска «The Ultimate Analogue test LP» компании Analogue Productions) воспроизводится двухтональный сигнал, предназначенный для измерения интермодуляционных искажений (тоны с частотами 60 Гц и 4 кГц и соотношением амплитуд 4:1). На выходе корректирующего усилителя подключают измеритель интермодуляционных искажений и, регулируя высоту тонарма, добиваются минимума искажений, что и соответствует правильной установке вертикального угла воспроизведения. Заметим, что эта настройка сбивается при смене головки звукоснимателя с другой высотой или другой массой (нарушаются баланс и, как следствие, прижимная сила, поэтому тонарм нужно поднять или опустить) и даже при проигрывании грампластинок разной толщины. Последняя зависит от массы диска: у «гиганта» она может быть от 80 до 200 г.
Пластинка вращается с постоянной угловой скоростью, поэтому длина периода сигнала для одной и той же частоты на внутренних канавках (располагающихся ближе к центру диска) меньше, чем на внешних. Это создает дополнительные трудности при воспроизведении высоких частот на внутренних канавках, поэтому некоторые современные изготовители грампластинок уменьшают зону записи приблизительно на треть за счет внутренней области или делают запись на скорости 45 об/мин.
Неотъемлемой принадлежностью проигрывателя всегда была пылезащитная крышка, обычно прозрачная. У современных дизайнерских моделей ее, как правило, нет. Но пыли всегда достаточно в любой музыкальной комнате, не говоря о гостиной: это же не «чистые комнаты» для производства микросхем и CD с гарантированными пятьюдесятью пылинками. Даже помыв пластинку в специальной установке и специальным составом, мы избавляемся лишь от продуктов, оставшихся на дне канавки после предыдущих проигрываний, а пылинки появятся на диске сразу, как только мы возьмем его в руки.
Коллекционерам, которые хотят не только обладать раритетами, но и время от времени слушать, что на них записано, стоит напомнить, что при записи используются частотные предыскажения. Суть процесса заключается в том, что амплитуда низкочастотного сигнала уменьшается, а высокочастотного — увеличивается по отношению к сигналу частотой 1 кГц. При записи без предыскажений амплитуда низкочастотных составляющих была бы столь велика, что игла звукоснимателя при реально реализуемых величинах гибкости ее подвижной системы не смогла бы следовать по канавке. Корректирующий усилитель (фонокорректор) обеспечивает восстановление сквозной линейной характеристики от микрофона до громкоговорителя.
У корректирующего усилителя есть важный параметр, обусловливающий его качество: отклонение АЧХ от требований стандарта. Тут мы сталкиваемся со скрытой проблемой. Дело в том, что стандарт RIАА действует на территории США и, соответственно, соблюдается фирмами, выпускающими грампластинки в этой стране. Стандарты же, действующие в Европе (и национальные, и международный), чуть-чуть отличаются на краях рабочего диапазона частот. Таким образом, одни и те же грампластинки, записанные и отштампованные в США и в Европе, при воспроизведении посредством одного корректирующего усилителя будут звучать по-разному. Еще сложнее обстоит дело с воспроизведением шеллачных грампластинок на 78 об/мин. Во времена, когда они имели хождение, кривая коррекции вообще не была стандартизирована в мировом масштабе. Так что, просто заменив вставку в ММ-головке на другую, с иглой для широкой канавки, вы не получите желаемого результата. Корректор любителя ретропластинок должен иметь еще 3—4 дополнительных варианта частотной характеристики.
По цене современные проигрыватели винила нередко соизмеримы с автомобилями, но их технические характеристики отнюдь не лучше, а иногда и хуже, чем у топовых моделей тридцатилетней давности.
Подводя итог, можно отметить, что кому-то нравится добавлять в звучание четные гармоники (особенно вторую) при помощи ламповых усилителей, кто-то любит привносить третью, являющуюся неотъемлемой особенностью аналоговых магнитофонов. Наконец, есть те, кто в восторге от неповторимого пинч-эффекта, возникающего из-за несоответствия геометрии иглы звукоснимателя проигрывателя и резца станка для записи лакового мастера. Так где же истинная музыка?
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРИВОДАХ ПРОИГРЫВАТЕЛЕЙ ВИНИЛА
Широко известны три типа приводов: пассиковый, роликовый и прямой. Большинство современных вертушек оснащены пассиковыми приводами. Для недорогих и среднебюджетных моделей такой привод является самым выгодным в производстве – простой моторчик, резиновый пассик, и все крутится. Такая реализация привода – верный способ получить с винила плохой звук. У подобных вертушек очень высокий коэффициент детонации. Если посмотреть на вращающийся диск в микроскоп, вы увидите, что он вращается, делая как бы двадцать шагов вперед – один шаг назад. Это происходит из-за постоянного сжатия-растяжения резинового пассика, и на слух выражается в скрадывании микродинамики – потере струнных щипков, смягчении струнных и барабанных атак. Это может быть незаметно при первом прослушивании, но если вы некоторое время послушаете вертушку с прямым приводом, а потом запустите те же самые пластинки на среднебюджетном пассиковом вертаке, то с удивлением обнаружите, что звучит все вроде бы точно так же, но слушать стало почему-то скучно. Когда из музыки пропадают микродетали, которые хорошо передают прямоприводные столы, она становится постной, и постное воспроизведение – удел большинства пассиковых вертушек, включая достаточно дорогие SME и Avid, не говоря о ProJect-ах и прочих бюджетных моделях.
Прямоприводные проигрыватели пережили свой звездный час в 80х годах прошлого века, когда японские производители покорили мир точными и тихими моторами своих вертушек – Denon серии DP, Victor TT, Micro Seiki DDX и DD, Technics SL-1200 и других. Звучание проигрывателей с прямым приводом было более динамичным, сочным и естественным, чем у пассиковых собратьев тех лет. По этой причине, при выборе винтажных проигрывателей однозначно имеет смысл отдавать предпочтение прямоприводным а не пассиковым моделям.
Прямоприводная Micro Seiki DDX1000
Если бы коэффициент детонации был единственной конструктивной проблемой вертушки, прямой привод стал бы идеальным решением, но в сложном устройстве проигрывателя винила складывается так много факторов, что решая одну проблему, конструкторы немедленно сталкиваются с другой. Прямой привод передает на диск вибрацию от мотора, которую вы можете не слышать, но которая незаметно размывает звучание, делая расплывчатым второй план музыки. Кроме того, головка звукоснимателя постоянно находится в магнитном поле, которое создает двигатель, и это магнитное поле вмешивается в работу магнитной системы головки, незаметно зашумляя звук. У некоторых проигрывателей магнитное поле мотора настолько сильное, что буквально притягивает картридж, отчего по мере приближения звукоснимателя к шпинделю прижимная сила, действующая на иглу, возрастает на 0.3-0.5 гр. по сравнению с внешним краем пластинки. Еще один минус прямого привода – невозможность установки на вертушку тяжелого диска с большим моментом инерции. Диски прямоприводных вертушек обычно весят 2.5-3.5 кг, а фундаментальный звук появляется только при весе диска от 6 кг. и выше.
Конструкция прямого привода достаточно сложная. В 80е годы выпускалось огромное количество проигрывателей, и массовое производство позволяло окупать затраты на изготовление сложных устройств. В 90е и 2000-е годы производить прямоприводные вертушки стало невыгодно, и их полностью вытеснили пассиковые модели. Сегодня рост интереса к винилу и, соответственно, увеличение продаж проигрывателей, позволяют некоторым производителям возобновить производство прямоприводных фономоторов. В частности, этим занялись компания Torens и компания Thrax, для которой делает приводы немецкая фирма, возглавляемая бывшим главным инженером знаменитой европейской марки Dual.
Проигрыватели с роликовым приводом стоят особняком. Во-первых, потому что процент роликовых вертушек от общего числа относительно невелик – Garrard, Lenco и EMT – первое, что приходит на ум. Во-вторых, роликовый привод более требователен к обслуживанию, и найти сегодня тихий и плавный роликовый движок намного сложнее, чем приличный прямой или пассиковый. Половина винтажных роликовых столов, даже после обслуживания, играют с шумом и рокотом, вызывая насмешки и неприятие владельцев «директов» и «пассиков».
Роликовые столы грешат иногда излишне драйвовой подачей музыкального материала. Кажется, что музыканты перед выступлением приняли что-то стимулирующее и вышли на кураже. Нравится это не всем, а слушателей, привыкших к плавно-ленивой подаче пассика, даже тянет проверить – не крутится ли диск роликовой вертушки на 3-4 оборота в минуту быстрее стандартных 33.33.
Конструктивно хороший роликовый привод лишен недостатков директа и пассика, но имеет свои минусы, главный из которых – детонация ролика в точке соприкосновения с диском.
В сухом остатке, каждый привод имеет свои достоинства и недостатки, и если учитывать их при выборе проигрывателя, то это существенно упростит задачу, сразу отсекая большие классы вертушек.
Так, сразу отпадают все низко и среднебюджетные новодельные «вертаки». Мало того, что все они имеют плохо реализованный пассиковый привод, так у них к тому же легкие диски, высокий уровень трения в опорном подшипнике, моторы с нестабильной скоростью и легкие шасси. Про дрянные тонармы-палки я даже не говорю – здесь мы обсуждаем приводы.
При покупке проигрывателя среднего класса, стоимостью до 3500 евро за вертушку, я бы рекомендовал обращать внимание только на винтажные прямоприводные модели с возможностью установки отдельно приобретаемого тонарма. Примеры таких вертушек приведены в статье ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ ВИНИЛА. Да, на диск идет вибрация от мотора, да, головка работает в магнитном поле, но все же винтажные прямоприводные вертушки звучат намного живее и естественнее среднебюджетных пассиковых.
С более высоким бюджетом можно рассматривать топовые винтажные пассиковые вертушки типа Micro Seiki серии BL. У таких проигрывателей тяжелое основательное шасси, хороший опорный подшипник и тяжелый бронзовый диск. Для этих моделей есть пассики из нерастягиваемой прорезиненной ткани, а модель BL111 допускает установку пассика из кевларовой нити, что в сочетании с бронзовым диском делает этот проигрыватель лучшим в бюджете до 4000 долларов. При этом нужно учитывать, что все пассиковые Micro Seiki требуют серьезного профилактического обслуживания с заменой смазки и шлифовкой вала. Вертушка в состоянии «как есть» будет страдать заметной нехваткой динамики, даже стабильно выдавая требуемые 33.33 оборота. Проще говоря, вам все время будет казаться, что музыканты спят.
Если не хочется возни с ремонтом, то в бюджете от 3500 евро можно рассмотреть лучший на сегодня среднебюджетный проигрыватель Acoustic Signature Maximus NEO. Конструктивно это старая-добрая вертушка Micro Seiki серии BL, выполненная с применением современных технологий и не требующая обслуживания. Тяжелый диск, тяжелое инертное шасси на гелевых виброгасящих ножках, низкий коэффициент трения в опорном узле, выносной блок питания и мотор с высоким и стабильным крутящим моментом делают звучание этого проигрывателя сочным, фундаментальным и динамичным. Конечно, при наличии хорошего фонокартриджа.
Экспериментировать с роликовым проигрывателем имеет смысл, когда одна хорошая вертушка у вас уже есть и хочется разнообразия. Все-таки роликовый звук имеет свои особенности, которые могут не понравиться, или понравиться поначалу, а потом утомить. Очень может быть, что вам попадется прекрасный роликовый проигрыватель, и вы станете горячим приверженцем этого типа привода, но есть такая же вероятность, что проигрыватель окажется плохим и разочарует. Громкие имена вроде EMT или Garrard ничего не гарантируют – из двух EMT 927, прошедших одинаковое сервисное обслуживание, один может звучать фантастически, а второй скучнее прямоприводной вертушки. Чистая лотерея.
Есть еще один вариант потестировать роликовый привод, причем иметь его в качестве опции альтернативной пассику. Речь идет об автономном роликовом приводе, который устанавливается на стол рядом с вертушкой. Это очень интересный вариант, но подходит он только проигрывателям определенной конструкции – тем, у которых высокий тяжелый диск с гладкой боковиной установлен на трех или четырех-опорной станине, размеры которой не сильно превышают размеры самого диска. Ниже приведен пример вертушки такой конструкции и дана ссылка на видео, где заснят такой ролик в деле. О моем личном опыте использования такого привода вы можете прочитать в статье ЧУДО-РОЛИК.
Если вам требуется персональная консультация для выбора проигрывателя винила, вы можете заказать ее, написав по адресу hiendmusicru@gmail.com
Вы всегда можете послушать топовые виниловые тракты у меня в мастерской или в нашем шоу-руме Huge Sound.