детский дом что там происходит
Мама не услышит, мама не придет: как устроены детские дома России
Детским домом в нашей стране пугают некоторых непослушных детей. На самом деле, детский дом не вызывает радостных ассоциаций ни у кого: ежегодно в России выявляется около 100-130 тысяч детей-сирот, и в среднем каждый десятый из них обречен расти в детском доме. Будущее воспитанников приюта нельзя назвать радужным: несмотря на то, что по закону им положено жилье от государства, 85% детей-сирот остаются без квартиры и прописки. И это далеко не все трудности, которые их ждут за воротами детского дома. Складывается ощущение, что российский детский дом мало чем отличается от колонии, — и сейчас ты поймешь почему.
Детский дом — дом строгого режима
Начнем с того, что в приют чаще всего попадают дети, которые уже пережили травмирующий опыт. По идее, вся система детского дома должна строиться на устранении последствий этого опыта, создании условий для здоровой социализации. В идеале к каждому ребенку нужен инклюзивный, индивидуальный подход — государство должно позаботиться о том, чтобы дети, которые остались в одиночестве, получили все необходимое для полноценной жизни в обществе. Но что мы имеем по факту? Дети оказываются изолированы от мира, их снабжают всем необходимым для того, чтобы выжить, — но никому нет дела до того, что человек должен жить, а не выживать.
Вся их жизнь в детском доме подчинена распорядку. Подъем, завтрак, уроки, обед, ужин, отбой и общие мероприятия, обязательные к посещению. У ребенка нет права распоряжаться собственным временем и собственной жизнью: он не может лечь спать, если ему хочется, не может поесть, когда вздумается, не может хранить в тумбочке дорогие сердцу вещи — их или украдут, или отнимут.
Личное пространство
Воспитанникам детского дома приходится привыкать к отсутствию личного пространства. Общие душевые, туалеты без перегородок, спальни казарменного типа, где расстояние между кроватями измеряется десятком сантиметров. Об уединении можно забыть навсегда. Дети подвергаются постоянному стрессу, который медленно атрофирует чувство стыда, стеснения, личных границ. Впоследствии знакомство с этими границами проходит очень тяжело: это осложняет социализацию ребенка и в семье (если повезет), и в обществе. Что происходит с внутренним миром ребенка в таких условиях, догадаться несложно: это очень глубокие травмы на всю оставшуюся жизнь. Человек не может развиваться как личность, если ему не позволено даже остаться наедине с собой.
Детский дом — «территория безопасности»
Многие детские дома России, конечно, внешне изменились к лучшему. В них тепло, приличная мебель, новая сантехника, однако мало что в нашей стране делается действительно для людей. Сегодня существуют нормы и правила, которые призваны обеспечить «безопасность» воспитанников. Детей редко вовлекают в деятельность, которая доступна «домашним» (так сами воспитанники называют детей, у которых есть семья).
Мастерские, приусадебные участки и кухни, где ребята могут учиться готовить, — все это исчезло из детских домов под предлогом обеспечения детской безопасности. Никому не хочется нести ответственность за то, что они могут пораниться. Да и возиться с детдомовскими никому не хочется — воспитатели получают не самую большую зарплату, и мотивации для того, чтобы работать сверх необходимого минимума, у них мало. Поэтому им эти «доктрины безопасности» только на руку.
Готовит ли детдом к суровым будням?
Вся эта безопасность, режим и вездесущие ограничения, кроме которых ничего нет, — все это приучает детей к определенному укладу, далекому от реальности. Бытует мнение, что детдомовские дети очень независимы и самостоятельны, однако на деле все наоборот.
Воспитанники выходят из приюта совершенно неприспособленными к жизни — весь их мир состоял из упорядоченной, повторяющейся цепочки событий и людей, которые говорили им, что делать. Детдомовцев никто не учил работать, вести хозяйство, считать деньги, задумываться о том, откуда берется еда. Кроме того, те частички реальности, которые просачиваются в застенки приюта, как правило, состоят из подаренных игрушек и улыбающихся, ласковых студентов-волонтеров, обрушивающих на детей потоки любви и обожания. Это формирует у воспитанников стойкие иллюзии, и в итоге последующая социализация проходит еще больнее. Лишь немногие выпускники детских домов находят свое место в обществе — большую часть ждет незавидная судьба.
Как складывается судьба воспитанников?
Точной всероссийской статистики, которая рассказывает о судьбах выпускников детских домов, попросту не существует. Во-первых, потому что никто не заинтересован в сборе таких данных — цифры будут неутешительными, да и мало кому они нужны. Опросы проводят только благотворительные организации: например, фонд «Дети наши», который старается собирать данные по конкретным учреждениям.
Выборка последнего исследования состояла из 292 человек, и специалистам удалось отследить судьбу лишь 39% выпускников. Из них 20% окончили колледжи, освоили самые элементарные специальности и работают. Жизнь 12% складывается тяжелее: им не всегда хватает денег на одежду и еду. Оставшиеся 7% сидят в тюрьме, бедствуют или скончались — это примерно 20 человек.
Вроде бы не так плохо, но справедливо будет отметить, что все участники этого опроса проходили специальные программы социализации, которые реализует фонд, и это, конечно, сыграло свою роль. Однако это исключение, а не правило. К тому же ничего не известно о судьбах еще нескольких сотен людей — но вся существующая картина позволяет заключить, что вряд ли они сейчас живут роскошно, работают в IT-компаниях и каждый день завтракают панкейками в «Шоколаднице». Вряд ли их судьбам можно позавидовать: у воспитанников детского дома с ранних лет заложен паттерн: «Тебя не ждет ничего хорошего».
Детские дома — это бизнес
Изменить существующее положение вещей очень сложно. Огромная проблема состоит в том, что детские дома — это полноценный сегмент экономики, прибыльный бизнес, в который ежегодно вкачивают огромные деньги. Обслуживание, содержание, ремонт — все это многомилионные бюджеты, на которых имеют возможность нажиться областные и районные чиновники. Никто не даст просто так разрушить существующий порядок вещей. Для сравнения: во многих странах Европы суммы финансирования, которые получают детские дома, напрямую зависят от их эффективности. А эффективность, в свою очередь, определяется количеством детей, для которых нашли семью.
8 МИФОВ О ДЕТСКИХ ДОМАХ или что там происходит на самом деле. Говорят дети-сироты
Миф – вымышленная история или верование, которое препятствует осознанию реальности, иногда противопоставляется науке.Сегодня мы поговорим о мифах, связанных с детскими домами и об удобной с психологической точки зрения вере огромного количества людей и о том, как там живется по-настоящему.
МИФ 1: Детский дом помогает в социализации
Ваня, 16 лет (в приемной семье с 10 лет)
«Ненавижу вспоминать детский дом. Я сейчас это рассказываю, чтобы других тоже забрали. Нас в детском доме было больше 100 человек. Жили вперемешку, потому что мальчиков было больше, но воспитатели были по возрастам распределены. Просто, чтоб вы понимали, я приехал домой, и был как дикарь. Не знал, куда выкидывать мусор, что убирать в холодильник, а что можно оставить. Вообще не понимал тему, что еда может портиться. Денег в руках не держал, на цены в магазине вообще не обращал внимания, вот лежит, ну и пусть берут мне, думал.
Стиральный порошок кончается, мокрое полотенце на сушку вешать, обувь на разные сезоны нужна, все вот эти вещи, я ничего этого не знал. А еще про выбирать, я не мог решить сам ничего, мама говорит: «Вань, сначала гулять или уроки?», и я в ступор впадал, ждал, что мне скажут, чтобы подчиниться. После снега ботинки надо поставить сушиться, рваное можно починить, еда не сама в тарелках появляется. Мы ничего там не умели, как тупое стадо жили. Я вырвался, я спасся. Ну, меня спасли, точнее».
Система детских сиротских учреждений построена таким образом, что растит потребителя. Как, не обслуживая, организовать под одной крышей достойное содержание большого количества детей? Это просто невозможно. Дети растут в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром.
Быт – неотъемлемая часть жизни любой семьи, это то, чего лишен ребенок в детском доме. В результате выход в самостоятельную жизнь становится для него шоком.
МИФ 2: Дети из детских домов не хотят в семью
Кристина, 17 лет (воспитывается в детском доме)
«Первый раз меня хотели взять в семью, когда мне было 7 лет. Мне ужасно понравились те люди, женщина была такая добрая, с теплыми руками. Но потом девчонки мне стали говорить, что меня будут бить, что у них свои дети есть и они будут надо мной издеваться. Короче, я вообще к ним выходить не хотела, меня психолог притащила, а я вела себя как дура. Грубила и сказала, что я в их вонючий дом не хочу. Мне до сих пор стыдно. Если бы они пришли еще раз, я бы точно к ним пошла, но они не пришли.
Еще раз меня хотели забрать, мне уже 12 было. Тогда Оля, мы с ней в комнате жили, сказала, что она в семью ходила и там пропали деньги и все на нее повесили. Что и со мной так будет. Они еще были из другого города, я подумала, что меня там отправят в какой-то новый детский дом и написала отказ от того, чтобы к ним в семью идти. Они меня так уговаривали, говорили даже, что, наверное, мне наговорили чего-то, что это не так. Но я уже молчала. А через год выходить, никого нет у меня. Жалею сейчас».
Детям нужны отношения – прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире и силы жить. Только постоянное участие в жизни ребенка значимого взрослого позволяет личности раскрыться, реализоваться. Такие отношения возможны только в семье. Страх неизвестного, травматичный опыт взаимодействия со взрослыми в прошлом, истории возвратов и отказов от приемных детей, заставляют воспитанников детских домов отказываться от жизни в приемной семье.
Детей более старшего возраста можно брать домой в гости, постепенно знакомя с жизнью в семье, не давя и не настаивая на резкой смене обстановки.МИФ 3: Только детский дом сделает «людей» из детей алкоголиков и наркоманов
Андрей, 13 лет (воспитывается в приемной семье)
«Родители (*приемные) ко мне пришли, когда мне было 11 лет. Я уже пробовал водку и курил. Они меня увидели в передаче, папа сказал, что я похож на него. Я к ним пошел сразу, мне не нравилось жить в детском доме, всегда семейным в школе завидовал.
Я ничего не рассказывал о детском доме первое время, думал, что они от меня откажутся. Потом мы стали говорить о том, почему я вообще там оказался. Родители пили в общем, и меня забрали у них. Я никогда не буду пить. А если бы там остался, точно бы бухал, что там еще делать. Там все пьют».
По статистике, только 10% выпускников детских домов справляются со взрослой жизнью. Большинство не доживает до 40 лет, многие спиваются, совершают правонарушения, оказываются в тюрьме, повторяют судьбу биологических родителей.
ИФ 4: Дети из детских домов рады любому вниманию
Оля, 14 лет (воспитывается в детском доме)
«Мы – зверушки в контактном зоопарке. Приезжают, фоткаются с нами. Все такие добренькие, бесит страшно. Гости из разных компаний-спонсоров входят в наши комнаты, и мы еще должны радоваться. Я их что ли приглашала? Или на экскурсиях. Всегда все вокруг знают, что детдом привезли. И все смотрят. Как будто у нас у каждого на лбу будет светиться краткая история того, как в детдоме оказался. Это же им всем интересно. По-любому каждый разговор к этому свернет. А здесь, в детском доме, нам все равно – попал и попал».
Люди, которые не имеют опыта взаимодействия с сиротами, действительно считают, что ребенок, лишенный участия в его судьбе, страдающий от недостатка внимания, в любой момент своей жизни рад общению со взрослым со стороны. На самом деле, воспитанники детских домов с настороженностью и часто равнодушием воспринимают попытки незнакомых людей проявить к ним интерес. В жизни этих детей за годы сменились десятки воспитателей, учителей, волонтеров и кандидатов в приемные родители. Только постоянное, долгое и осмысленное участие в жизни такого ребенка может вызвать у него доверие и желание делиться своими проблемами, принимая помощь и советы.
МИФ 5: Воспитание в коллективе – то, что нужно детям
Сания, 23 года, выпусница детского дома. Отрывок из книги «Я – Сания» (автор Диана Машкова)
«Нас звали «Всеееее-встаааали» и «Всееее-выыыышли». А еще «Идите-сюда». И мы — много-много детей — существовали в доме ребенка как единое целое. Как стадо овец. Даже не так — как одна большая овца под общим названием «бесссстолочи». «Все-оделись», «Все-доели», «Все-встали», «Все-сели». Нас звали так…»
«Мы не догадывались, что у каждого человека — даже ребенка! — есть свой день рождения. Не понимали, что значит радость. Человеческое тепло. Любовь. Да о чем это я? Многие из нас никогда не слышали собственных имен. Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали. Единственное чувство, которое мы тогда испытывали, — был СТРАХ. И он остался со мной надолго».
Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.
Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее. Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.
МИФ 7: У них там все есть
Саша, 16 лет (воспитывается в детском доме)
Дети в детских домах действительно обеспечены всем необходимым для жизни. У них есть еда, одежда и кровать. Только этого недостаточно. Просто потому, что все это общее. Ребенка переводят из учреждения в учреждение без его согласия, кормят, не спрашивая, любит ли он это, выбирают одежду, не учитывая моду и предпочтения. У них все есть, кроме индивидуальности и личного отношения.
МИФ 8: После выхода из детского дома ребенок обеспечен всем необходимым
Антон, 17 лет (воспитывается в детском доме)
«Мне некуда идти. Я боюсь этого дня, когда нужно будет уйти из детского дома».______________________________________________________________________________
Очень многие считают, что сразу после выхода из детского дома на ребенка проливается золотой дождь в виде банковских накоплений и комфортабельной квартиры в центре города. В реальности сумма, которую получает 18-летний, не умеющий распоряжаться деньгами ребенок, кончается, примерно, месяца за три. Неумелые вложения, желание стать обладателем модных вещей, отсутствие опыта самостоятельной жизни – все это приводит к печальным последствиям.
Очередь на квартиры для сирот в некоторых регионах составляют 5-7 лет, до этого молодому человеку предлагается жить в общежитии, где компания никак не способствует здоровой и нормальной жизни. А порой и вообще проблема с их жильем не решается никак. Также важно учитывать то, что по закону отдельную квартиру получают только дети, которые не были нигде прописаны либо их жилье признается аварийным. Большинству же изъятых из неблагополучных семей детей предлагается после 18-летия вернуться к своим «родственникам».
Возвращаться к чужим, часто агрессивно настроенным и ведущим асоциальный образ жизни чужим людям не сильно хочется, и так выпускники детских домов оказываются на улице совершенно одни.
Насилие есть в каждом детском доме. И дело не в возрасте детей
Где заканчивается игра и начинаются унижения
Вчера в соцсетях появились чудовищные ролики, где старший подросток издевается над малышом в детском доме.
Однако сопровождалось это почему-то текстом про то, что это происходит из-за того, что малыша перевели в детский дом к его родным братьям и сестрам (с которыми его разлучили сразу при отобрании), и читателям активно предлагалось сделать вывод, что причина издевательств — именно разница возрастов. Разделите, мол, навсегда старших и помладше, никогда не соединяйте вместе братьев и сестер — и издевательства прекратятся.
Фото: скриншот видео
Не знаю, что движет людьми, которые такую версию высказали изначально. Если это не сотрудники самих учреждений, которым не хочется меняться, — то, скорее всего, совершеннейшее незнание вопроса.
Я понимаю, что люди, которые не знакомы с системой детских домов, имеют о ней весьма смутное представление и легко могут не понять, где правда, где ложь, что хорошо, а что плохо. Жаль, правда, что и многие СМИ даже не пытаются разобраться, повторяя изначальный тезис из «Телеграма», хотя, казалось бы, работа с информацией — их специальность.
Потому что воспитатели не справляются, а один агрессивный подросток без границ насилия построит всю армию других детей за пару дней в тотальное подчинение и страх.
Это не зависит от возраста детей, степени их родства между собой. Старшаки чаще всего буллят тех, кто младше (на год, на два, на десять — не важно). Так было 20 лет назад, десять лет назад, вчера, сегодня.
А иногда дети просто не понимают, где границы игры и начало унижений — потому что С НИМИ поступали так же дома или тут же, в детском доме.
Это было всегда. А не вдруг возникло, когда младшего ребенка перевели к старшим братьям и сестре.
Это, конечно же, не лечится никак еще большим разделением и сегрегацией детей (давайте тогда уж детские дома по возрастам прям: 11-летних на один край географии всех вместе в заключение, 12-летних — в другой и далее по списку).
В чем же на самом деле причина и как это лечится?
Почему дети попадают в детский дом
Представьте себе на секундочку, в каких ситуациях и почему дети попадают в детский дом? Просто попробуйте сделать такой мысленный эксперимент.
Нет, вариант «родители и все родственники разом разбились на машине» — не очень реалистичный.
Фото: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Родители умерли, а никто-никто из родных не забрал — вполне бывает, к сожалению. А теперь представьте себя на месте этого ребенка, его чувства и его переживания — и до и после попадания в детский дом. Детей, у которых родители реально умерли, в детских домах меньшинство. Но они есть, это дети, переживающие горе, травму потери. Как вы думаете, как именно с этими чувствами ребенка работают в детском доме? Угу, ровно как вы и подумали, в основном — никак. Они могут быть в непережитом горе, в депрессии — которую часто никто не замечает.
Чаще всего дети попадают из ситуации семейного неблагополучия, которое сопровождается зависимостью родителей. При этом одни родители в меру своих возможностей заботились, любили и никак не обижали своих детей. Представьте себя на минутку на месте этого ребенка, чью привычную ему жизнь оборвали чужие дяди и тети на казенной машине. Эти дети попадают в детский дом с болью разрыва привязанности, непониманием, почему их забрали, обидой и чувством вины. Дети часто винят в этом, увы, себя («если бы я молчал и никому не говорил, что родители пьют», «я плохо учился, и поэтому…»).
Есть дети из других семей — их били, они были жертвами сексуализированного использования, выживали сами, ели что попросят у соседей, и так далее. Что чувствуют они? Много злости, агрессии, недоверия взрослым, обиды.
Есть дети, которых родители разместили добровольно. Тоже из очень разных ситуаций, иногда вышеописанных, иногда других, где вообще-то семье нужна была помощь, которую никто не оказал.
Для ребенка это часто ощущается как предательство и нарушение базового доверия взрослыми. Если ты не доверяешь, предан, злишься — ты можешь вести себя как угодно, сложно как-то повлиять на тебя в этой ситуации и с этой картиной мира.
И всех этих детей мы придумали собирать в одно здание, кучей, с неподготовленными взрослыми. Шикарная идея.
Фото: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Весь свой тяжелый детский опыт, всю свою боль, травму, паттерны поведения дети приносят с собой в детский дом.
Зачастую нет ни одного взрослого, который прошел бы хоть какую-то подготовку по работе с последствием детской травмы, что-то понимает про жертв насилия, умеет с этим работать. Где. Этих взрослых может быть единовременно ОДИН на восемь таких травмированных с разным опытом и разным, соответственно, поведением детей. Где на учреждение в 50, 100, а то и 200 таких детей, собранных вместе, может быть ОДИН психолог, без специальной подготовки в вышеозначенных темах.
Но, конечно, вы продолжайте писать, что вся проблема в том, что нельзя старших детей с младшими держать.
Как живется сиротам в детдомах, и почему усыновление сравнивают с кругами ада
Папа вернулся
Недавно в Санкт-Петербурге разразился скандал, когда в интернет попало видео с привязанным трехлетним ребенком к стульчику в детской инфекционной больнице. Выяснилось, что он сирота. Рассмотрим, как в казенных учреждениях живут дети без родителей: тут многослойная палитра из неплохих бытовых условий, хорошего питания, спонсорской помощи, но частых возвратов детей новыми родителями, к сожалению. И педофилии тоже.
«Систематически лишали возможности передвигаться»
В середине сентября общественность потрясло видео, где в городской инфекционной больнице №3 (туберкулезное отделение) показан привязанный к стульчику трехлетний малыш. Следственное управление СК по Санкт-Петербургу возбудило уголовное дело по довольно редкой статье 127 УК РФ – «незаконное лишение свободы в отношении заведомо несовершеннолетнего», а местная пресса обсуждает низкие зарплаты медсестер в данном медицинском учреждении: всего 25 тысяч рублей. И, соответственно, большой кадровый дефицит младшего персонала. Что касается конкретики, то, по данным следствия, с 3 по 10 сентября 2021 года пока неустановленные сотрудники больницы «систематически лишали трехлетнего пациента туберкулезного отделения возможности передвигаться по собственному желанию и физическим нуждам — ребенка за колготки привязывали к кровати и детскому стулу для кормления».
Любопытно, что всю бучу подняла Instagram-блогер и сестра рэпера Славы КПСС Дарья, которой удалось заснять на телефон издевательство над мальчиком. Конечно, для общественности значимым моментом оказалось, что данный ребенок – сирота, в больницу попал из детского дома, по сути является совсем беззащитным и бесправным. Как удалось выяснить корреспонденту «Нашей версии», медицинский персонал давал пятерым следователям СК (да, сразу пятерым, ведь дело поставлено на личный контроль главой Следкома Александром Бастрыкиным) примерно такие показания: «Мальчик страдает синдромом гиперактивности, для него вообще требуется отдельный воспитатель (сиделка), потому что в группе он находиться не может по психико-психиатрическим показателям. Да, были допущены нарушения. Потому что сестрам не разорваться на всех, а данный ребенок один на один с собой оставаться не мог. Вот и привязали на время – чтобы просто отойти к другим».
Понятно, история мутная, но характерная для закрытых российский специальных учреждений – больниц, психбольниц, тюрем, домов престарелых, детдомов. Но, имея этот информационный повод, поговорим как живут в своем изолированном и непростом мире именно сироты. Автор бывал во многих детских домах северной столицы, в том числе для детей с различными нарушениями психики. И впечатления как противоречивые, так и болезненные.
Условия хорошие, а дети «маугли»
Про последнее прилагательное. Традиционно в детских домах малыши 3-10 лет тебя бурно встречают, липнут и кричат: «Папа! Папа!». «Военная хитрость» несчастных детей. Даже если они вполне довольны своим бытом в учреждении, мысль о родителях никогда не покидает. У ребят есть идеалистическое представление о семье, хотя большинство и не знает, что это такое. Это мечта. И да, когда дети тебе кричат «папа» и обнимают за ноги, становится не по себе. Комок в горле. А вот подростки уже ведут себя иначе – им важны подарки от многочисленных спонсоров, желательно всё продвинутое и по последнему писку моды – гаджеты, планшеты, электросамокаты. Избалованные. Это потом им мешает в жизни – после 18 лет никто ничего просто так уже не подарит, а привычка к халяве остается.
Приёмные семьи возвращают детей в детдома по ряду причин. Основными стали проблемы со здоровьем, сильное отставание в учёбе, сложности с поведением, отношения внутри семьи и другие.
Вообще нынешние бытовые условия у детдомовцев не идут ни в какое сравнение с 1990-ми и советскими временами. Корреспондент «Нашей версии» наблюдал в этих казенных учреждениях классное и разнообразное питание, хороший ремонт, отличные спортзалы, а кое-где имеются даже бассейны. Само собой, нет никаких проблем и со школьными принадлежностями – а вот «на воле» детей собирать в школу крайне накладно.
Сами дети поначалу выглядят весьма неблагополучно. Это объяснимо. Зачастую в учреждения попадают настоящие «маугли», только хуже. Маугли хоть волки воспитывали и кормили, а тут никто. Бывает, пьющие опустившиеся родители никогда не водили ребенка в садик, поликлинику, не говоря о школе. Такие дети, запертые в квартире, никогда не видели нормальной еды, часто бывали биты, но, может, самое страшное, что поначалу не имеют пользоваться столовыми приборами и даже туалетной бумагой. Про завязывание шнурков и не говорим. Задержка психомоторного развития, точнее отсутствие развития. Одна девочка поступила в питерский детдом без свидетельства о рождении, то есть её как бы вообще официально не было на свете. Сотрудники детского дома только после запроса в роддом смогли сделать ей документы. Конечно, памятник надо ставить таким педагогам, которые поднимают сложных ребят. Ведь в 10 лет у них порой уровень развития на уровне двухлетнего.
Но, как говорят воспитатели, случаи, когда родители берутся за ум, бросают пить, находят работу, и забирают, наконец, своего малыша из детдома, крайне редки. Даже исключительно редки. Чаще все же этих детей усыновляют посторонние люди.
Теперь о главных проблемах современных детдомов: законодательно-организационным фоном вокруг них и насилию над детьми. С последнего.
Самый громкий скандал, связанный с детдомами в Санкт-Петербурге, грянул в 2017 году. Следственный комитет возбудил уголовные дела против шести педагогов детского дома по Кировскому району №10. В нем корреспондент «Нашей версии» тоже бывал, еще в 2012 году, и беседовал с замдиректора Михаилом Елиным. Его в числе прочих также обвинили в сексуальном насилии. Конечно, сейчас удобно сказать, что в манерах воспитателя еще тогда просматривались подозрительные моменты. Но ведь и правда просматривались. В этом детдоме содержались инвалиды, все состояли на учете у психиатра. Скандал начался после того, как бывший выпускник 27-летний Яков Яблочник рассказал следствию и СМИ, что его и других ребят, преимущественно мальчиков, неоднократно склоняли к сексу и действиям сексуального характера. По данным Следкома, воспитатели, среди которых заслуженный учитель России Станислав Виноградов, систематически насиловали детей 15 лет, с 2003 по 2017 годы. Более того, якобы практиковались настоящие оргии и снималось гей-порно с несовершеннолетними. По словам Яблочника, «педагоги» добивались своего от детей, угрожая им отправкой в психушку. Хотя порой были и пряники – карманные деньги и походы в «макдак». Но и это еще не всё: сирота утверждал, что еще и старшие воспитанники насиловали младших. Анонимно это подтвердили несколько выпускников в телепередаче «Человек и закон».
Российская авиакомпания «Аэрофлот» начала продавать билеты на прямые рейсы из Москвы на курорты Египта – в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Полеты стартуют с октября и будут выполняться ежедневно.
Отметим, что все учителя были на хорошем счету, есть, к примеру, вот такая фотография одного из обвиняемых Кирилла Покуляка.
Обвиняемый Кирилл Покалюк (в центре) с бывшим губернатором Георгием Полтавченко (слева) и спикером Закса Вячеславом Макаровым (справа). Фото: «ВКонтакте»
А тот же Михаил Елин в 2008 году был награжден почетным знаком «За вклад в развитие Нарвского округа». Пока осужден один из насильников сроком на 6 лет.
«Эффективные менеджеры» и тут освоились
Теперь о другом, но тоже неприятном. Когда принимался пресловутый «закон Димы Яковлева», по которому запрещено усыновление российских детей гражданами США, такое решение бурно поддерживали директора отечественных детдомов. Казалось бы они как-то априори должны содействовать усыновлению несчастных ребят, но взять из приюта ребенка уже много лет чрезвычайно тяжело и гражданам России. Все круги ада на этом благородном пути подробно описал известный журналист Федор Погорелов. Каких только диковинных справок ему не пришлось собирать более чем год, чтобы у маленькой сиротки появилась полноценная семья.
Почему так? Автор задавал этот вопрос Ирине Соколовой, на тот момент депутату Государственной думы, работавшей в комитете по труду и социальной политике. По ее словам, всё дело объясняется просто – подушевым финансированием детских домов. Чем меньше детей, тем меньше денег даёт государство. А самое страшное для директоров – слияние, то есть укрупнение учреждений, а то и полная ликвидация. Если воспитанников совсем мало, это уже потеря работы. Поэтому вопреки гуманистической логике, руководители социальных учреждений совсем не заинтересованы в усыновлении воспитанников. Понятно, это не касается настоящих педагогов, воспитателей, всего персонала, который выполняет героическую работу. Не самую оплачиваемую. Но в России сейчас «эффективные менеджеры», которым, прежде всего, важно с аппетитом освоить государственные деньги, короновали почти все сферы – от космоса до поликлиник. Грустно, но детские дома тут не исключение.
В России в последние годы резко выросло количество возвратов усыновленных сирот. Конкретнее, на 10% с 2017 по 2020 годы. Тут, говорят воспитатели и семейные психологи, две основных причины – инфантильность приемных родителей и несовместимость «домашней» атмосферы для ребенка, который вел жизнь «волчонка». Поэтому усыновление действительно должно сопровождаться тщательными, но вменяемыми проверками новых родителей со стороны социальных педагогов. В том числе на предмет материальной заинтересованности в усыновлении, ведь на детей полагается неплохое пособие (в разных регионах действуют районные коэффициенты).