девиационная башня что внутри
Секретный Киев: Девиационная башня
Посреди Днепра, неподалеку от Южного моста и Осокорков, находится объект в виде круглой выступающей из воды на несколько метров железобетонной башни. Её назначение известно единицам, поэтому башню тут же окрестили огневой точкой времен Великой Отечественной Войны, входом в сталинские тоннели, выводом из кессона сталинских тоннелей и ещё Бог весть чем…
На самом деле это, если говорить на языке моряков, пал — место, где настраивают корабельные компасы. Многие дачники на Осокорках и отдыхающие на теплоходах зачастую могут наблюдать странную картину — различные корабли иногда пришвартовываются к башне или делают вокруг нее несколько кругов.
Таким образом устраняется погрешность корабельных компасов, которая называется магнитной девиацией. Возникает она из-за давления больших масс металла, которые окружают компас или из-за магнитного поля Земли.
Каждое судно обязано раз в год устранять погрешности в работе своего магнитного компаса, а так как Киев находится на стыке двух водохранилищ, то любая ошибка в навигации может привести к трагическим последствиям. Даже те корабли, которые оснащены по последнему слову техники, обязаны проходить эту процедуру. Ведь электроника мало того что может выйти из строя, так ещё и электричество может пропасть — тогда надежда остается только на компас.
Интересные факты:
— настраивать компас умели ещё северные моряки-поморы и древние финикийцы, которые использовали для этого собственноручно изготовленный прибор из кости мамонта.
Приблизившись к башне, можно увидеть железные лестницы и ступеньки наверху, где находится железная основа предназначенная для швартовки кораблей. Ранее девиационная башня находилась на месте нынешнего Южного моста, но в связи с его постройкой её перенесли подальше, потратив на это около двух миллионов советских рублей. Строили её из монолитного бетона, стараясь применять минимум железных конструкций по понятной причине.
Настройка компаса судна происходит следующим образом: с помощью специального оборудования девиатор сверяет показания компаса с координатами башни и настраивает его на правильные показатели в случае отклонений. После этого девиатор выписывает судну справку и ставит «мокрую печать» — без этого документа корабль в плавание отправиться права не имеет. Сейчас в Киеве остался всего лишь один специалист-девиатор, а на всю Украину их едва ли наберется человек десять.
Где находится девиационная башня? Адрес: улица Набережно-Корчеватская, 90 (правый берег), улица Садовая, 86 (левый берег) Координаты: 50°21’50″N 30°34’40″E
Девиационная башня
Девиационная башня — а именно так называется странная конструкция посреди Днепра, исполняет ответственную миссию, о которой мы вам сейчас и расскажем.
Загадка среди Днепра
Прямо посреди главной водной артерии Киева, речки Днепр, напротив Осокорков и Южного моста и стоит это бетонное сооружение, похожее на большой ДОТ. Разные были предположения что же это собственно такое. Одни предполагали, что это огневая точка, оставшаяся тут со времён Второй Мировой Войны. Другие утверждали что это сооружение как-то связано со сталинскими тоннелями. Третьи думали что это какой-то очередной недострой недострой еще со времён ссср, когда денег на разные авантюрные проекты выделялось великое множество. Но правда в другом, и она не менее интересная. Это так называемый «ПАЛ», а если по простому, то место для настройки корабельных компасов.
Первый ПАЛ был построен еще в 1983 году, и находился на месте нынешнего южного моста, но в связи с постройкой моста перенесён на данное место. Цена новой постройки — больше 2 млн. рублей. Девиационная башня имеет круглое строение, и железные лестницы вокруг. Сверху железная основа, сделаная для швартовки. В башне почти нет железа, по сути это всё монолитный бетон. Так задумало специально, что бы компас настраивать безупречно.
Настройщик компасов
Жители дачных участков Осокорков или гуляющие по урочище Покал могли видеть эту странну картину. Когда корабль подплывает к девиационной башне и швартуется возле неё. Ну или делает несколько кругов вокруг. Есть такая штука, именуемой магнитная девиация. Возникает она из-за избытка давления металла, который вокруг компаса. Ну или магнитного поля нашей планеты. Так вот, по закону, минимум раз в год каждое судно должно исправлять погрешности своего компаса. Тем более что у нас в городе два водохранилища, и возможны водные катастрофы. Конечно, корабли уже давно оснащены разной електроникой, но она может перестать работать. Компас же, будет работать всегда. Если, конечно, он настроен.
Как это работает
Обьяснить принцип настройки не так и просто. Внутри девиацинной башни имеется специальное оборудование. Оно сравнивает данные с компаса с координатами самого ПАЛа. И если есть отклонения, то показания компаса исправляются. После настройки кораблю выдают справку, подкреплённую «мокрой печатью». И без этого документа нельзя плавать. В наши дни в Киеве есть всего один специалист-девиатор, а вообще в стране их около 10-ти. Понимание важности точности уносит нас в глубокую древность. Финикийские моряки тоже имели что-то подобное. Изготавливали палы из костей мамонта, это и была девиационная башня древности (рекомендуем прочитать про самый старый каштан Киева)
Киевская девиационная башня: для чего она нужна и где находится. Фото: Сергей Мухлынин
В Киеве есть немало интересных объектов. А некоторые из них, для большинства людей и вовсе загадочны. Киевская девиационная башня тому пример. Многие принимают ее за старинный форт с крепостью, военный дот или один из элементов сталинских тоннелей. Журналисты 44.ua решили рассказать, для чего на самом деле нужна эта башня, когда она появилась и как до нее добраться.
Строительство девиационной башни в Киеве и ее назначение
Девиационная башня в Киеве, Фото: Valeriy Kalinchuk
Рассматриваемый объект впервые был установлен на Днепре в 1983 году. Тогда башню расположили в районе Южного моста, пока того еще не было. Через время, решив построить мост, башню перенесли вниз по реке, несколько южнее.
Девиационная башня в Киеве, Фото: Anna Nazarenko
Основное назначение башни — девиационная настройка корабельных компасов. То есть, бетонный объект на речном просторе — это своего рода механизм для настройки точности компасов на кораблях. Причем используется объект и сегодня.
Девиационная башня в Киеве, Фото: Федор Мохонь
На вид башня имеет цилиндрическую форму. На ее стенах закреплены металлические тросы и лестницы, а на верхушке находится техническая конструкция из металла. Вся остальная часть башни выполнена из монолитного бетона. Это важно для точности ее работы.
Настройка корабельных компасов в Киеве
Девиационная башня в Киеве, Фото: Михайло Ковтун
На всех кораблях используются классические компасы. Современное электронное оборудование способно их заменить, но оно имеет риск выхода из строя, когда как механические системы куда надежнее. Вот только компасы, по целому ряду причин, имеют свойство со временем сбиваться. Поэтому их нужно периодически настраивать.
Существует регламент, согласно которому каждый корабль должен раз в год пройти процедуру настройки компаса на девиационной башне и получить соответствующую справку, дающую право эксплуатации судна.
Девиационная башня в Киеве, Фото: Сергей Мухлынин
Корабль подходит к девиационной башне, прикрепляет один из ее тросов к борту и начинает курсировать вокруг. Специалист на башне производит измерения. Сравниваются показания компаса на корабле с данными, получаемыми объектом. Отклонения устраняются, после чего компас считается правильным. Процесс иногда можно увидеть с берега.
Где находится девиационная башня в Киеве и как до нее добраться
Объект расположен посреди Днепра, между Осокорками и Жуковом островом. С правого берега — в районе Корчуватого. Вниз по Днепру расположен Водников остров, а выше, как уже упоминалось — Южный мост. Увидеть башню можно с берега, добравшись до 80-х садовых улиц Осокорков (частный сектор). Автобус 64 или маршрутка 452. Либо до яхт-клуба на Жуковом острове. Ближайший транспорт — автобус 20 и маршрутки 193 и 557.
Некоторые любители подплывают к башне на лодках и могут рассмотреть ее вблизи и даже забраться наверх. В холодное зимнее время, когда вода заморожена, до башни даже можно дойти пешком, но делать это следует с крайней осторожностью.
Загадка на Днепре
Посреди Днепра, неподалеку от Южного моста и Осокорков, находится объект в виде круглой выступающей из воды на несколько метров железобетонной башни. Её назначение известно единицам, поэтому башню тут же окрестили огневой точкой времен Великой Отечественной Войны, входом в сталинские тоннели, выводом из кессона сталинских тоннелей и ещё Бог весть чем…
Неподалеку от Корчеватого красуется необычное сооружение, которое также можно рассмотреть с автострады Южного моста. С виду оно больше всего похоже на корабль пришельцев, приводнившийся на наших речных волнах. Или на плавучий постамент для какой-то монументальной статуи. Круглая бетонная башня, увенчанная ступенчатой площадкой, расположилась недалеко от фарватера, на двенадцатиметровых сваях и находится здесь уже четверть века. Ее видно даже из космоса — в чем легко убедиться, рассматривая «викимапию», или карту «гугл».
Неудивительно, что киевляне сочинили за это время легенды о предназначении странного объекта. Экскурсоводы на следовавших в Канев «метеорах» уверенно говорили, что это — ДОТ, «долговременная огневая точка», построенная во время строительства знаменитой «Линии Сталина» и затопленная водохранилищем. А некоторые энтузиасты, исследующие историю проекта «Титул» — незаконченного строительства подземных железнодорожных тоннелей под Днепром, проводившееся тогда же, перед войной — предполагали, что это остатки «кессона» — шахты для подводно-подземных работ. Все это — вымыслы, как и то, что башня посредине реки якобы представляла собой резервуар горючего для речных судов или стационарную научную лабораторию для изучения подводных течений. Хотя баржи и корабли иногда пристают к башне или совершают странные маневры, огибая круглый бетонный остров, торчащий посредине реки.
Как оказалось, загадочная башня, именуемая на морском языке словом «пал», выполняет довольно экзотическую, как на сегодня, функцию. Здесь устраняют погрешности корабельных компасов, так называемую магнитную девиацию. То есть, отклонение стрелки компаса от магнитного меридиана, например, под влиянием больших масс металла или естественного магнитного поля земли. Это умели делать еще древние финикийцы и северные моряки-поморы, использовавшие для этого самодельный прибор из кости мамонта.
— Каждое судно должно хотя бы раз в год уничтожить погрешности в работе своего магнитного компаса. Киев находится на стыке двух водохранилищ, и на таких водоемах это обязательные процедуры. А для судов, которые следуют в море, они и вовсе необходимы. Даже сейчас, когда наши корабли оборудованы Р8, локаторами и прочей современной техникой. Ведь все они зависят от источника питания и могут выйти из строя в любой момент, тогда как старый добрый магнитный компас всегда будет показывать на север, — рассказывает Алексей Васильевич Колесниченко, начальник службы связи и радионавигации «Укрречфлота».
Чтобы попасть на башню, нужно пройти по уютным зеленым дворам жилмассива Корчеватое, затем перейти по дамбе на Жуков остров, поросший не вырубленными еще дубами. Здесь, на берегу Галерного залива расположился последний «народный» РОП — ремонтно-отстойный пункт, куда свезли старые лодки со всех прочих киевских станций, превратившихся в пристани для элитных яхт. Алексей, дирижер симфонического оркестра и капитан двухмачтовой лодки «Амиго», соглашается перевезти нас к днепровской башне, и вскоре мы подплываем к этому массивному бетонному сооружению — башне с железными лестницами и ступенями наверху, где видна железная крестовина «кнехтов», предназначенных для швартовки судов.
О ее предназначении рассказал нам Всеволод Александрович Дубовецкий. На визитной карточке этого специалиста, украшенной вензелем с магнитным компасом, лаконично указано слово «девиатор» — название уникальной профессии, которой владеют только около десяти украинских граждан. Девиатор Дубовецкий, обучавшийся своей профессии на курсах в Санкт-Петербурге, работает на киевском «пале» с момента его постройки в начале восьмидесятых. По его словам, изначально подобный объект стоял на месте нынешнего Южного моста, но затем девиационную «бочку» соорудили у берегов Корчеватого, затратив на это два миллиона советских рублей. Девиационная башня построена из монолитного бетона, с минимумом железных конструкций, необходимых для швартовки судов, на борту которых находится девиатор — обычно суда принимают его на пристани «Осокорки», около дач. С помощью специального прибора специалист сверяет показания корабельного компаса с координатами бетонной башни посредине реки, ориентированной на постоянные отметки — например, на заводские трубы или башни высоковольтных электролиний.
И настраивает компас по норд-осту или зюйд-весту, устраняя его погрешности. Хотя магнитный полюс земли не стоит на месте, и показания старых лоцманских карт Днепра шестидесятых годов, которые мы увидели в офисе «Укрречфлота», отличаются от нынешних нормативов более чем на два с половиной градуса.
Крупные теплоходы типа «река-море» налаживают свой компас, не швартуясь к «палу» — они просто оплывают ее по кругу, совершая странный маневр, которому не раз удивлялись многие киевские дачники и рыбаки. Но ни одно из суден не может выйти в большое плавание без справки о проведенных девиационных работах, которые заверяет красивая, украшенная якорем фирменная печать девиатора.
— На последней встрече в Одессе нас, девиаторов, собралось восемь человек, — сокрушается Всеволод Александрович. — А в Киеве я один такой — при том, что работаю седьмой год на пенсии, и смены мне нет. А магнитный компас — он вечен, как Полярная звезда. И нашему портовому городу не обойтись без него.
Девиационная башня что внутри
В Киеве есть немало интересных объектов. А некоторые из них, для большинства людей и вовсе загадочны. Киевская девиационная башня тому пример. Многие принимают ее за старинный форт с крепостью, военный дот или один из элементов сталинских тоннелей. Журналисты 44.ua решили рассказать, для чего на самом деле нужна эта башня, когда она появилась и как до нее добраться.
Строительство девиационной башни в Киеве и ее назначение
Рассматриваемый объект впервые был установлен на Днепре в 1983 году. Тогда башню расположили в районе Южного моста, пока того еще не было. Через время, решив построить мост, башню перенесли вниз по реке, несколько южнее.
Девиационная башня в Киеве, Фото: Anna Nazarenko
Основное назначение башни — девиационная настройка корабельных компасов. То есть, бетонный объект на речном просторе — это своего рода механизм для настройки точности компасов на кораблях. Причем используется объект и сегодня.
Девиационная башня в Киеве, Фото: Федор Мохонь
На вид башня имеет цилиндрическую форму. На ее стенах закреплены металлические тросы и лестницы, а на верхушке находится техническая конструкция из металла. Вся остальная часть башни выполнена из монолитного бетона. Это важно для точности ее работы.
Настройка корабельных компасов в Киеве
На всех кораблях используются классические компасы. Современное электронное оборудование способно их заменить, но оно имеет риск выхода из строя, когда как механические системы куда надежнее. Вот только компасы, по целому ряду причин, имеют свойство со временем сбиваться. Поэтому их нужно периодически настраивать.
Существует регламент, согласно которому каждый корабль должен раз в год пройти процедуру настройки компаса на девиационной башне и получить соответствующую справку, дающую право эксплуатации судна.
Девиационная башня в Киеве, Фото: Сергей Мухлынин
Корабль подходит к девиационной башне, прикрепляет один из ее тросов к борту и начинает курсировать вокруг. Специалист на башне производит измерения. Сравниваются показания компаса на корабле с данными, получаемыми объектом. Отклонения устраняются, после чего компас считается правильным. Процесс иногда можно увидеть с берега.
Где находится девиационная башня в Киеве и как до нее добраться
Объект расположен посреди Днепра, между Осокорками и Жуковом островом. С правого берега — в районе Корчуватого. Вниз по Днепру расположен Водников остров, а выше, как уже упоминалось — Южный мост. Увидеть башню можно с берега, добравшись до 80-х садовых улиц Осокорков (частный сектор). Автобус 64 или маршрутка 452. Либо до яхт-клуба на Жуковом острове. Ближайший транспорт — автобус 20 и маршрутки 193 и 557.
Некоторые любители подплывают к башне на лодках и могут рассмотреть ее вблизи и даже забраться наверх. В холодное зимнее время, когда вода заморожена, до башни даже можно дойти пешком, но делать это следует с крайней осторожностью.
Напомним, что ранее мы рассказывали об Автобусном парке №7 в Киеве, а также об упомянутых тоннелях под Днепром.
Жми кнопку «Нравится» и получай новости первым на Facebook девиационная_башня_в_Киеве история_Киева корабли_в_Киеве крепость_на_Днепре_в_Киеве