девочки лучше чем мальчики организуют процесс учебного познания
Как зависит успеваемость в учёбе от пола ребёнка?
С юных лет ребёнок начинает познавать мир и учиться жить в нем. В этом плане смело можно утверждать, что любопытство – главный двигатель прогресса. Родители привыкли к вечной любознательности маленьких почемучек: почему небо синее, почему идет дождь, почему люди видят сны? Все это нормально и свидетельствует о закономерном развитии ребёнка. Мальчики и девочки задаются тысячей вопросов и непременно хотят получить исчерпывающие ответы. Но как только ребёнок начинает учиться в школе, родители отмечают новую тенденцию. Девочки не теряют интереса к знаниям, прилежно учатся и высоко ценят собственную успеваемость. В то же время мальчики вдруг оказываются увлечены куда более животрепещущими вопросами: что это за птица села на забор или что будет, если бросить камень в окно? О чем свидетельствует такая закономерность?
Отличия в развитии девочек и мальчиков в дошкольном возрасте
Одно из объяснений высокой успешности девочек – у них более развито левое полушарие мозга, которое отвечает именно за логику и рациональное мышление. Неожиданные новости, не правда ли? У мальчиков доминирует правое полушарие, поэтому в целом они более творческие, но зато менее усидчивые.
Сама по себе разница в развитии полушарий не столь принципиальна. Гораздо большее значение имеет тот факт, что у девочек лучше сформировано мозолистое тело – оно на 20 % больше, чем у мальчиков. А это тело, представляющее собой ветвистый пучок нервов, соединяет полушария головного мозга.
Проще говоря, женский мозг с ранних лет работает в более слаженном режиме – полушария активно «контактируют» между собой. Кстати, именно этим объясняется то, что маленькие девочки способны удерживать в голове несколько идей одновременно и, что самое важное, это практически не сказывается на их концентрации внимания. А вот мальчики способны полноценно сосредоточиться только на одной идее или предмете. Если они отвлекутся от темы, вернуться к ней будет гораздо сложнее.
Отличия в развитии девочек и мальчиков в младшей школе
Учёные уже давно доказали, что в среднем девочки действительно учатся лучше мальчиков. Причина – в мозге, причем в буквальном смысле. Согласно исследованиям, женский мозг достигает зрелости гораздо раньше, чем мужской. Для девочек вообще характерно более быстрое созревание – как умственное, так и физическое. В 12-13 лет многие девочки уже выглядят вполне сформировавшимися девушками и довольно серьёзно смотрят на мир, в то время как их сверстники-мальчики все еще остаются детьми. Они игривые, гиперактивные и не настроены на решение взрослых вопросов.
Кроме того, учёные установили, что при решении определенной задачи у девочек активизируются различные участки головного мозга. У мальчишек же, как правило, максимально задействованным оказывается один.
Выводы очевидны: девочкам гораздо легче схватывать новую информацию и сразу приступать к ее обработке и использованию. Добавьте к этому большую усидчивость, любовь к чтению и прилежность – и вы поймёте, почему в основном девочки лучше учатся и получают более высокие оценки.
Отличия в развитии девочек и мальчиков в старшей школе
В старшей школе парни обычно вырываются вперед, стараются учиться лучше. Всё потому, что теперь их развитые качества (скорость реакции, развитое пространственное мышление) становятся востребованными в алгебре, физике, геометрии.
В целом, существующие условия школьного обучения более удобны именно для девочек. Их не стесняют стены, они не отвлекаются на баталии, разворачивающиеся прямо за школьным окном, им гораздо проще запоминать учебный материал. Тем не менее, в старшей школе парни полностью догоняют, а то и перегоняют девушек в развитии.
Невозможно точно сказать, кто умнее: мальчики или девочки. Конечно же, уровень успеваемости много в чем зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Есть мальчики, которым настолько интересно учиться, что никакие птицы за окном не заставят их оторваться от учебника, и девочки, которым не очень нравится зубрить школьную программу.
Многие родители и педагоги понимают эту закономерность на интуитивном уровне. Тем не менее, в нашем обществе распространены всевозможные мифы, согласно которым одни предметы легче даются девочкам, а другие – мальчикам. Некоторые из них соответствуют реальному положению вещей, другие же очень далеки от правды. Ниже приведен разбор самых распространенных мнений о гендерных различиях в склонности к обучению и успеваемости. Проверьте себя, может, вы до сих пор верите в давно разоблаченные факты и думаете, почему девочки умнее мальчиков.
Девочки vs мальчики: мифы и реальность
Совсем нет. Согласно исследованиям, мужчины тяготеют к дедукции, а женщины – к индукции. Проще говоря, мальчик усваивает некий общий принцип и на его основании анализирует частные случаи, а девочка лучше понимает конкретные примеры, которые потом применяет к общим случаям. Тесты и задачи с ограниченным временем для решения относятся как раз к дедуктивному методу познания. Видя множество вариантов, мальчик быстро делает выбор, исходя из усвоенного общего принципа. Девочка же немного теряется, ведь ей недостает тех самых конкретных примеров.
Поначалу в это сложно поверить, но нет. Как мы помним, именно у девочек лучше развито левое полушарие. Но это еще не всё – женщинам нужны не только конкретные, но и наглядные примеры. Другими словами, чтобы оперировать тем или иным предметом, им нужно его увидеть, потрогать и изучить. А мужчины отлично справляются с умозрительными задачами – им легче представить предмет, его характеристики и реакции на определённые воздействия.
Опять мимо. В большинстве случаев девочки используют простую обиходную речь. А вот мальчики придумывают собственные словесные шифры или даже секретные языки.
Далеко не всегда. Мы же помним: левое полушарие – логика, рациональное мышление. К слову, согласно недавнему исследованию американских ученых, девочки знают математику на 70 % лучше, чем мальчики. Впрочем, как и большинство других школьных предметов.
К сожалению, нет. Девочки более внимательно слушают учителя и запоминают то, что он рассказал на уроке. Никто не винит мальчиков в глупости – просто они чаще отвлекаются и большинство информации вылетает из левого уха, не успев задержаться в правом.
Тут не поспоришь. Мужчины лучше воспринимают символы, да и графический материал вообще. Может, поэтому среди инженеров и программистов больше представителей сильного пола?
И снова да. Девочки вполне хорошо чувствуют себя в замкнутом пространстве – недостаток свободной площади практически не сказывается на их внимании и концентрации. Мальчики же вскоре ощущают скуку и уныние – им гораздо меньше нравится сидеть в школьном классе.
Так почему же среди учёных женщин меньше, чем мужчин? Здесь нужно принимать в расчет гендерные стереотипы и шаблоны поведения, активно поддерживающиеся в нашем обществе. Большинство женщин выбирают семью вместо карьеры и поддержание домашнего уюта вместо научной деятельности. Тем не менее, особенности женского мозга дают массу преимуществ в плане социального продвижения. И счастливы те женщины, которые сумели гармонично соединить свои умственные способности, личные интересы и привычные установки.
Девочки лучше чем мальчики организуют процесс учебного познания
По уровню сформированности математической и естественнонаучной грамотности различия между девочками и мальчиками значительно ниже, чем по чтению. По математике почти в половине стран результаты мальчиков выше. В России результаты мальчиков ниже, но всего лишь на 2 балла, что позволяет говорить о равных результатах мальчиков и девочек по математике, так как эти различия статистически незначимы. Подобные данные возникают постоянно на протяжении 10 лет во всех международных сравнительных исследованиях качества математического образования. По естествознанию в разных странах встречаются противоположные ситуации. В России получено статистически значимое различие в пользу девочек (на 14 баллов). Эти данные противоречат тем, которые были получены в других международных исследованиях качества естественнонаучного образования. Результаты мальчиков всегда статистически значимо или незначимо были выше результатов девочек. Вероятно, полученные в исследовании PISA результаты можно объяснить спецификой теста, основанного на текстах различной формы и характера. В математике число текстов и их объем были значительно ниже, чем по естествознанию.
Важным результатом исследования является выявленная тенденция, свидетельствующая о том, что во всех странахучастницах вероятность того, что мальчики будут иметь самый низкий уровень подготовки по чтению, значительно выше, чем у девочек. В России число мальчиков, имеющих первый уровень грамотности чтения или ниже, почти в два раза больше числа девочек, имеющих тот же уровень подготовки. По математике получен противоположный результат: вероятность того, что мальчики будут иметь более высокие результаты, чем девочки, выше.
Исследование также показало, что во всех странах девочки проявляют больший интерес к чтению, чем мальчики. По математике наоборот. Мальчики проявляют больший интерес к математике, чем девочки.
Девочки лучше, чем мальчики организуют процесс учебного познания. Одновременно они чаще, чем мальчики, склонны использовать стратегии, ориентированные на запоминание учебного материала, а не на активные методы работы.
Приведенные выше данные показывают, что в организации учебного процесса нельзя не учитывать различные интересы, привычки и жизненный опыт мальчиков и девочек, так как они сильно влияют на результаты обучения.
Хорошо известно, что учащиеся, социальноэкономический статус семей которых выше (образование родителей, домашние ресурсы и др.), как правило, имеют более высокие результаты. В исследовании PISA изучалось влияние этих факторов на достижения учащихся.
Самое значительное влияние на результаты тестирования оказывает фактор, связанный с профессией родителей. Если учащихся распределить по международной шкале профессий их родителей и взять две крайние группы по 25%, имеющие самые высокие и самые низкие значения этого показателя, то результаты учащихся этих групп по грамотности чтения будут сильно отличаться. Наибольшее отличие в 114 баллов наблюдалось у учащихся Швейцарии и Германии. Для России это различие составляет 73 балла.
В исследовании было подтверждено влияние образования родителей на результаты тестирования. Однако значительное влияние (негативное) было обнаружено только для тех учащихся, у которых матери не имели среднего образования. Выявлено также, что наличие высшего образования у матери оказывает меньшее влияние на результаты тестирования, чем наличие среднего.
Другим важным определяющим фактором является степень общения родителей с детьми и характер их бесед. Выявлено влияние частоты общения с детьми на результаты в грамотности чтения. Наибольшее влияние оказывают беседы о прочитанных книгах, чем на другие темы, например, о делах в школе.
Подтверждено, что учащиеся из более обеспеченных семей имеют в среднем лучшие результаты. Значительное влияние оказывает сформированная дома культурная среда (наличие дома классической литературы, музыкальных инструментов и произведений искусств).
В исследовании удалось выделить особенности образовательных учреждений, которые значительно влияют на результаты обучения. К ним относятся: а) степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.); б) доля учителей, имеющих высокий профессиональный уровень; в) степень участия образовательного учреждения в принятии решений; г) уровень дисциплины в образовательном учреждении.
Социальноэкономический показатель школы (обобщенная характеристика всех семей учащихся, обучающихся в школе) является еще более сильным фактором, чем социальноэкономический показатель отдельных учащихся. В исследовании показано, что, например, если два ученика, имеющие одинаковые характеристики семей, будут обучаться в школах с различными социальноэкономическими показателями школы, то различия в их учебных результатах будут больше, чем, если бы они учились в одной и той же школе.
Выявлено также, что влияние социальноэкономических факторов на результаты грамотности чтения значительнее в странах с большей дифференциацией в образовании. В странах с сильной степенью дифференциации учащихся на основе социальноэкономических показателей более продвинутые школы имеют более квалифицированных учителей, лучшую материальную базу и учебные ресурсы.
Однако ряд стран, таких как Канада, Финляндия, Исландия, Япония, Корея и Швеция, продемонстрировали в данном исследовании противоположную тенденцию: возможность обеспечения высокого качества образования в стране при одновременном обеспечении равенства возможностей для детей разных социальных групп. Эти страны характеризуются высоким уровнем достижений в грамотности чтения (выше среднего международного) и низким уровнем влияния социальноэкономических факторов на эти результаты (ниже среднего международного).
В исследовании PISA, как и во всех других международных сравнительных исследованиях, делается вывод о том, что нет одного единственного фактора, объясняющего те или иные результаты различных стран. Взаимодействие факторов носит сложный характер и требует дополнительного многофакторного анализа с учетом показателей, характеризующих различные уровни и объекты системы образования.
Выводы и предложения На охарактеризованные в данном обзоре результаты российских школьников в проведенном международном исследовании PISA могли повлиять следующие основные причины, которые требуют дополнительного изучения и анализа.
1. Недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника.
2. Перегруженность программ и учебников учебными материалами.
3. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.
Названные недостатки программ и учебников – следствие крайностей академического и фундаментального подходов, реализуемых средним образованием в России. На наш взгляд, следует, не отказываясь от этих лучших традиций нашей школы, усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив развивающий его характер.
Сложившуюся ситуацию нельзя не учитывать при реформировании школы и обновлении содержания образования. Необходимо переориентировать школу с овладения большим запасом не всегда нужных для всех учащихся знаний к формированию грамотности и компетенций, необходимых для их профессионального и личностного развития.
Выявленные проблемы в результатах образования выходят за рамки отдельных предметов, их нужно решать комплексно и системно через все учебные дисциплины, разрабатывая учебный план, программы и их научнометодическое обеспечение.
Необходимо корректировать сами подходы к обучению в школе. Эта корректировка должна проходить как в отношении изменения содержания образования, так и в отношении методики изучения предмета, в частности, усиления практической направленности, достижения более оптимального соотношения между формированием системы знаний и интеллектуальным развитием учащихся.
Это потребует сократить содержание образования по каждой из учебных дисциплин, оставляя учебное время для развития творческих способностей школьников, пересмотреть требования к результатам обучения как составной части стандарта образования, ввести в программы и учебники материалы практикоориентированного характера, усилить диалогический характер гуманитарного образования, знакомя школьников с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства.
Все сказанное лишний раз подтверждает необходимость инициированной правительством модернизации российского образования и требует активного участия всего общества в реализации этой реформы. Если эти усилия не будут предприняты, то велика вероятность значительного снижения конкурентноспособности российского образования.
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Пол ребенка и успеваемость в обучении: существует ли связь?
Но что же происходит, когда для юных почемучек начинается пора обучения? Кто умнее: мальчики или девочки? У девочек учеба продвигается достаточно ровно: они серьезно относятся к оценкам и знаниям, в основном учатся успешно. Мальчики же оказываются не так сильно захваченными обучением, их внимание более рассеяно. Часто их волнуют куда более «жизненные» вопросы: куда бежит эта собака за окном класса? А что будет, если я попаду в окно мячом? Почему же так происходит?
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Кто лучше учится: мальчики или девочки? Ученые отмечают, разгадка в мозге. Это физиология: женский мозг развивается быстрее мужского, достигает зрелости раньше.
Но как это влияет на усвоение мозгом новой информации и обучение в целом? Ведь доказано, что детский мозг лучше воспринимает информацию, чем уже созревший взрослый.
Ученые говорят, что женский мозг с детства работает более слаженно. Что это значит? Полушария у женщин более активно взаимодействуют друг с другом: в нужный момент включается то одно, то другое. Поэтому женщинам легче удерживать в голове несколько идей и мыслей, а на общую концентрацию это практически не влияет. При этом для выполнения одной задачи женщины задействуют разные участки мозга, а у мужчин так не получается. Мужскому мозгу труднее перескакивать с идеи на идею, поэтому ребята могут полноценно сосредоточиться на чем-то одном.
Интересный и несколько неожиданный факт: у девочек более развитым считается левое полушарие, которое отвечает за логику и рационализм, а у мальчиков – правое. Это означает доминирование творчества и образного мышления, а также меньшую усидчивость. Но давние стереотипы говорят нам, что все наоборот, правда?
Основное отличие даже не в полушариях, потому что различия между ними не столь уж важны. Разница в формировании мозолистого тела мозга. У девочек оно на 20% больше и именно оно отвечает за взаимодействие полушарий.
Именно поэтому девочкам легче обрабатывать новую информацию и сразу же использовать ее. Усидчивость, исполнительность, любовь к чтению позволяют девочкам учиться лучше. Но нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные особенности каждого ребенка, не зависящих от пола.
Среди учителей и родителей все еще распространены устоявшиеся мнения о лучшей восприимчивости к тем или иным предметам в зависимости от пола. Некоторые из них действительно правильные, тогда как другие – уже давно развенчанные мифы.
Ниже самые распространенные из них. Например, почему девочки учатся лучше мальчиков? Правда ли это? Во что мы верим?
Известные мифы о девочках и мальчиках
Речь девочек более сложная и развитая по српвнению с мальчиками.
Это не так! Как показывают исследования, в большинстве случаев девочки используют слова из повседневной жизни, тогда как мальчики склонны к использованию секретных шифров и даже языков.
Мальчики рациональны, а девочки более склонны мыслить абстрактно.
Сложно отказаться от привычной мысли, но все совсем наоборот. У девочек лучше развито левое полушарие, и часто им нужна наглядность при решении задачи. Мальчикам же легче справиться с умозрительной задачей – представить предмет или идею и просчитать свои действия.
Математика – предмет «для мальчиков», она дается им лучше.
Как заявили американские ученые, девочки знают математику на 70% лучше мальчиков. И здесь снова стоит вспомнить «женское» левое полушарие.
Девочки более успешны в решении тестов и задач на время.
Это совершенно не так. Исследования показывают, что в мышлении мужчин первична дедукция, то есть движение мысли от общего к частному, отдельному, конкретному, а девочки склонны к индукции, то есть от частного к общему. Мальчики понимают общий принцип и проводят анализ отдельных случаев, а девочкам важна конкретика, детали, которые они затем могут применить к общему. Тесты на время – это дедукция, ведь в них представлено несколько вариантов. Среди вариантов мальчики быстро выбирают правильный, исходя из понятного общего принципа. Девушки же немного отстают, поскольку конкретики в таких тестах недостаточно.
Мальчики первые в усвоении новой информации.
Это не так. Девочки более внимательно слушают учителя, тогда как мальчики склонны отвлекаться на уроке и, соответственно, информация «пролетает мимо».
Разные таблицы, символы, графики мальчики воспринимают гораздо лучше.
Да, это действительно правда. Графические материалы – это стезя мужчин. Возможно поэтому инженеры и программисты более мужские профессии.
Физическая активность и движение важно для мальчиков.
Да, здесь не поспоришь. Мальчики испытывают подавленность, долго находясь в замкнутом пространстве. Девочки же меньше обращают на это внимание, и на их концентрации ограниченное пространство класса практически не сказывается.
Школьная система обучения более удобна для девочек. Они меньше отвлекаются, и школьный материал запоминают быстрее. Но после периода полового созревания мальчики догоняют девочек в развитии и резкие границы различий стираются.
А как же дальнейшая жизнь и построение карьеры? Ведь среди успешных людей бизнеса «леди» гораздо меньше, чем «менов». И среди ученых тоже наблюдается такая тенденция. Неужели девочки более успешны только в период обучения?
Определяющую роль здесь играют гендерные поведенческие шаблоны: женщины ставят на первое место семью.
Особенности мозга дают женщинам больше преимуществ, чтобы продвигаться социальной и карьерной лестнице, и дело каждой женщины – так построить свою жизнь, чтобы гармонично соединить свои способности и желания.
Отличия в дошкольном периоде
Женский мозг с ранних лет работает в более слаженном режиме – полушария активно «контактируют» между собой. Кстати, именно этим объясняется то, что маленькие девочки способны удерживать в голове несколько идей одновременно и, что самое важное, это практически не сказывается на их концентрации внимания. А вот мальчики способны полноценно сосредоточиться только на одной идее или предмете. Если они отвлекутся от темы, вернуться к ней будет гораздо сложнее.
Отличия в младшей школе
Ученые уже давно доказали, что в среднем девочки действительно учатся лучше мальчиков. А сила их сокрыта в мозге, причем в буквальном смысле. Согласно исследованиям, женский мозг достигает зрелости гораздо раньше, чем мужской. Для девочек вообще характерно более быстрое созревание – как умственное, так и физическое. В 12–13 лет многие девочки уже выглядят вполне сформировавшимися девушками и довольно серьезно смотрят на мир, в то время как их сверстники-мальчики все еще остаются детьми. Они игривые, гиперактивные и не настроены на решение взрослых вопросов.
Кроме того, ученые установили, что при решении определенной задачи у девочек активизируются различные участки головного мозга. У мальчишек же, как правило, максимально задействованным оказывается один.
Отличия в старшей школе
В старшей школе парни обычно вырываются вперед, стараются учиться лучше. Всё потому, что теперь их развитые качества (скорость реакции, развитое пространственное мышление) становятся востребованными в алгебре, физике, геометрии.
В целом, существующие условия школьного обучения более удобны именно для девочек. Их не стесняют стены, они не отвлекаются на баталии, разворачивающиеся прямо за школьным окном, им гораздо проще запоминать учебный материал. Тем не менее, в старшей школе парни полностью догоняют, а то и перегоняют девушек в развитии.
Ученые доказали глобальное превосходство девочек в учебе
Девочки в средней школе учатся лучше мальчиков в подавляющем большинстве стран мира. Образовательные успехи девочек не зависят от равенства полов, уровня экономического и социального развития (и равенства в обществе в целом). К такому выводу пришли американские ученые, собрав данные по успеваемости полутора миллионов 15-летних школьников 74 стран мира. Исследование представлено в журнале Intelligence, а коротко о нем сообщается в пресс-релизе Университета Миссури.
Ученые работали с информацией ООН, а также Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, собранной с 2000 по 2010 год. В отличие от большинства подобных исследований, посвященных лишь математике (где мальчики показывают сравнимые с девочками результаты), ученые взяли различные предметы: чтение, математику, естественные науки (физику, химию, биологию).
Оказалось, что в 70 процентах обследованных стран (регионов) девочки учатся лучше мальчиков. Исключением стали три региона: Колумбия, Коста-Рика и индийский штат Химачал Прадеш. О причинах попадания в список именно этих территорий ученые не знают (общего у них только то, что там выращивают кофе).
Материалы по теме
Интеллект по наследству
В развитых странах (Великобритании, США и некоторых других) разрыв в успеваемости у обоих полов сокращается до минимума. А больше всего девочки-школьницы обходят мальчиков в государствах, известных жестким неравенством полов: Катаре, Иордании, ОАЭ.
«Даже в странах, где свобода женщин подвергается существенным ограничениям, девочки к 15 годам лучше осваивают математику, чтение и естественные науки», — заявил руководитель исследования Дэвид Гири (David Geary). Иными словами, гендерное равенство в обществе в целом никак не влияет на успехи в успеваемости: в Финляндии и Катаре уровень девочек-школьниц оказался одинаковым.
Полученные выводы заставили ученых поставить вопрос: если по окончании средней школы девочки учатся лучше, почему они столь слабо представлены в политике, бизнесе и науке? Хотя в развивающихся странах это сильно связано с экономическими и социальными факторами, то в более богатых регионах планеты существуют еще и внутренние причины. Дело в том, что среди отличников в Европе, США и Японии мальчиков столько же, сколько и девочек (а иногда и больше). Таким образом, именно из этой когорты отличников, возможно, и рекрутируется будущая деловая, политическая и научная элита.