деятельность результат которой есть создание чего либо качественно нового
Творчество
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.
Содержание
Виды и функции творчества
Существуют разные виды творчества:
иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.
С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения». [1]
Творчество как способность
Творчество как процесс (творческое мышление)
Стадии творческого мышления
Г. Уоллес
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес [2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.
А. Пуанкаре
Анри Пуанкаре в своём докладе [3] в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.
Стадии
Теория
Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют к ней отношение. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Каковы же характеристики этих красивых комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон», — пишет Пуанкаре. — «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».
Из истории вопроса
Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:
Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.
Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.
Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.
Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.
Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь. [6]
Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века. [7]
Стадии изобретательского процесса
П. К. Энгельмейер (1910) [8] полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.
П. М. Якобсон (1934) [9] выделял следующие стадии:
Факторы, мешающие творческому мышлению
См. также
Творчество и личность
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Характер связи творчества и личности
В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:
Мотивация творчества
В. Н. Дружинин пишет:
В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом. [15]
Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.
Психическое здоровье, свобода и творчество
Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:
В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества. [16]
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:
Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит. [17]
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:
Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:
Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы. [19]
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
Деятельность результат которой есть создание чего либо качественно нового
Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.
В ответе должно быть дано теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое, и приведены два соответствующих примера:
1) примеры качественно новых целей деятельности (например, создание искусственного спутника Земли);
2) примеры качественно новых средств деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике);
3) примеры качественно новых результатов деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания. | 3 | |||||||||||
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера. | 2 | |||||||||||
Правильно названы одно–три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера. ИЛИ Правильно названы только три основания. ИЛИ Приведены только два-три примера. | 1 | |||||||||||
Правильно названы только одно-два основания. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ЕГЭ. Человек. Тема 6. ДеятельностьЧеловек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это. Что такое деятельность?Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей. Структура деятельностиТаким образом, структура деятельности такова: Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат Вся деятельность человека — это череда постоянных действий. Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата. По мотивам действия бывают ( по Веберу М): Виды деятельности1.Материальная (практическая): 2.Духовная Формы деятельностиТруд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Характерные черты труда как вида деятельности Виды труда Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный. Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат. Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу. Характерные черты игры как вида деятельности Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности. Виды учения Характерные черты учения как вида деятельности Человеческая деятельность имеет особенности: Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер. Что такое творчество?Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата. Механизм творческой деятельности: Отличие деятельности человека от активности животного
ОбщениеВ науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности. Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение). Функции общения Виды общения Следует отличать общение от коммуникации. Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников). Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет. Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой. Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю! Деятельность результат которой есть создание чего либо качественно новогоДеятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы. Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели. Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд. Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)]. Существует несколько классификаций общения. В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением: – общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства; – общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.; – общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат). Учение может приобрести характерсамообразования. По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения: – труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде; – труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный. Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека. В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни. Основные классификации деятельности По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей. Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения). Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.). Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы. Важнейшие механизмы творческой деятельности – Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний. – Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании. – Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов. – Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются. Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами: – сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты; – продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта); – преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя; – общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми. B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). Деятельность человека9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости. Структура деятельностиСхематично можно представить структуру деятельности таким образом: Разберем компоненты этой схемы по порядку. Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом. Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество. Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям. Цель деятельности — образ желаемого результата. Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность. Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата. Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта. Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы. Субъект деятельности Объект деятельности Статус на рынке труда Цель Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату Мотивы Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме Средства Сайты поиска вакансий Действия Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях Результат деятельности Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость Деятельность человека и активность животногоМожет показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве. Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру. Деятельность человека Активность животного Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения) Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело Деятельность человека носит созидательный характер Активность животного носит потребительский характер Отличительные признаки деятельностиДля деятельности характерны такие отличительные черты: Сознательность, то есть сознательная постановка целей. Продуктивность, то есть направленность на получение результата. Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя. Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата. Виды (формы) деятельностиВ рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение. Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков. Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями. Мотивы деятельностиКак мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность. Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития. Социальные установки — ориентация человека на что-либо. Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами. Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость. Классификация деятельностиВ обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности. В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной. Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества. Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает: познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме; ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира; прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности. Творческая деятельностьОсобым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые. Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя. Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности: комбинировать уже существующие знаний; создавать новые образы в сознании (воображение); создавать яркие, сильные представления (фантазия); получать знания неосознанно (интуиция). Вопросы для самопроверкиВспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них. Кто может быть субъектом деятельности? Ученики 5А класса средней школы №151. В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности? В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности? Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие? Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
|