дезадаптивное мышление что это

ДЕЗАДАПТАЦИЯ (в психологии)

нарушение приспособительного поведения индивида в силу действия тех или иных внешних или внутренних причин – непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д. Основу Д., как правило, составляет конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении.

У детей Д. развивается по-разному, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, психического состояния, состояния здоровья и степени соци- ально-педагогической запущенности. Резко выраженные, спонтанные проявления Д. случаются довольно редко: спокойный, воспитанный ребенок вдруг неожиданно резко, конфликтно реагирует на непосильные или несправедливые требования учителя или родителей. Чаще всего дезадаптивное поведение формируется постепенно как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с к-рыми ребенок своими силами не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему правильно поступить в данной ситуации, выполнить данное, непосильное для него, непонятное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Напр., в ответ на грубость родителей или на их несправедливый, по его мнению, гнев по поводу плохой отметки или проступка ребенок, не зная, как поступить, теряется, обижается, плачет или замыкается в себе. Это состояние усложняется, если родители в одной и той же ситуации непостоянны в своих реакциях на учебные неуспехи (проступки) ребенка: то не обращают внимания, то сурово наказывают. Ребенок растерян, обеспокоен, т.е. психически дестабилизирован. Через нек-рое время эта растерянность проходит и он успокаивается. Если же такие проявления родителей повторяются часто, ребенок становится тревожным, озлобленным. При очередных неприятностях в школе он неохотно идет домой, пытается скрывать свои неудачи и промахи (обманывает, заводит дневник-дубликат, делает вид, что ничего не произошло) или начинает открыто враждовать с родителями. Возникают стойкий внутренний (недовольство собой, своим положением) и внешний (между ребенком и его родителями) конфликты, к-рые ведут к стойкому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

К сожалению, ответственность за такое поведение и его последствия несут обычно дети, хотя виновны взрослые. Эта несправедливость усугубляет конфликт и как его следствие – отклонения в поведении детей и подростков. Такое положение может привести к деструктивным формам поведения, вызывающим необратимые изменения личности (правонарушения, преступления, пьянство и алкоголизм, наркомания, токсикомания, половая распущенность). Предупреждение охарактеризованных выше ситуаций – основной путь профилактики дезадаптивного поведения детей и подростков. Но нельзя назвать дезадаптивным поведением протест подростка против несправедливости, грубости, жестокости в школе, в семье. Когда он не согласен с навязываемыми ему формами поведения или с поведением окружающих, он возмущен. Это свойственно подростковому возрасту, процессу становления личности.

Источник

Что такое расстройство адаптации (приспособительных реакций)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Николина В. В., психотерапевта со стажем в 33 года.

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что этодезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Определение болезни. Причины заболевания

Ключевые факторы для развития расстройства адаптации:

К развитию расстройства приспособительных реакций могут приводить следующие события:

Симптомы расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Проявление заболевания включает широкий спектр расстройств:

Симптоматика вариабельна по форме и тяжести, могут преобладать тревожные, депрессивные или поведенческие расстройства или наблюдаться смешанный вариант без одного выраженного вида нарушений. Преобладание тех или иных симптомов зависит от индивидуальных особенностей личности и от конкретного социального обстоятельства. Например, сензитивный молодой мужчина при изменении места жительства (миграция, одиночество, проблемы с трудоустройством) отмечает депрессивную реакцию, а в силу своей мнительности испытывает тревожные состояния из-за необходимости общения с незнакомыми людьми.

Депрессивная симптоматика в рамках расстройства адаптации может наблюдаться как в виде короткой депрессивной реакции (преходящего лёгкого депрессивного состояния) — не более одного месяца, так и в виде длительного депрессивного эпизода (в результате продолжительного действия стрессорной ситуации) — до двух лет.

Патогенез расстройства адаптации (приспособительных реакций)

В основе развития расстройство адаптации лежит сниженная способность человека анализировать, оценивать и приспосабливаться к меняющимся условиям и обстоятельствам жизни.

Инициирует развитие расстройства адаптации стрессовый фактор — ситуация или изменение условий, которые оцениваются и осознаются индивидом как угрожающие.

Стресс (по Т. Коксу, профессору психологии Ноттингемского университета) возникает как ответная реакция при значительных различиях между требованиями, предъявляемым к личности, и её способностью с этим требованиями справиться.

Невозможность достигнуть результатов, которые удовлетворяют значимые потребности, приводит к напряжённому состоянию. Ожидаемый результат, запланированные (смоделированные) состояния или события не всегда соответствуют реальности. Например, при переезде в другую страну человек может ожидать, что легко освоится и быстро найдёт работу, но сталкивается с трудностями и невозможностью воплотить свои планы. Именно это противоречие вызывает эмоциональную реакцию. Как следствие, активируются вегетативная нервная система и эндокринные механизмы, которые регулируют поведенческие реакции — выбрасывается в кровь адреналин из мозгового слоя надпочечников, секретируются кортиколиберин в гипоталамусе, адренокортикотропный гормон в гипофизе и глюкокортикоиды в коре надпочечников.

Таким образом, адаптационные реакции организма при хроническом психоэмоциональном напряжении и перенапряжении состоят в активации целого ряда биологических процессов. Этот комплекс вегетативных и энергетических сдвигов эквивалентен первой стадии стресса — мобилизации энергетических ресурсов для срочного решения жизненно важной задачи. Внезапное изменение условий существования вызывает реакцию тревоги, которая заключается в настораживании (поведение), выбросе в кровеносное русло стрессорных гормонов (эндокринология) и активации вегетативной системы (физиология). В дальнейшем тревога сменяется развернутым стрессорным ответом. Ущерб здоровью наносят неблагоприятные изменения условий существования, избежать которых не удалось к тому времени, когда защитные ресурсы организма оказались исчерпаны.

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Важное звено в развитии расстройств адаптации — индивидуальные особенности нервно-психического реагирования человека, его сверхчувствительность и уязвимость. Черты личности, предрасполагающие к появлению расстройства:

Развитию расстройств адаптации часто способствуют социальные факторы, такие как отсутствие поддержки со стороны окружения.

Классификация и стадии развития расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Виды расстройств адаптации:

Выделяют три стадии расстройства адаптации:

Осложнения расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Утяжеление имеющейся симптоматики и нарастание дезаптационных процессов. Аффективные реакции, депрессивная и смешанная тревожно-депрессивная симптоматика выходят за рамки собственно реакции (то есть кратковременного нарушения в течение нескольких дней), развертываясь в клинически сформированное депрессивное или тревожно-депрессивное расстройство. При этом происходит полный или частичный отрыв от первоначальной причины — стрессогенный фактор уже не является основной для развития развёрнутого клинического синдрома.

Формирование невротического (патохарактерологического) развития личности — хронизация невротических расстройств при неразрешении вызвавших их внешних причин. У пациента закрепляются и развиваются личностные невротические изменения — повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, психическая и поведенческая неустойчивость, астенизация. При этом непосредственная связь невротических расстройств с конкретными психогенными факторами теряется, часто возникает декомпенсация невротических нарушений. Как правило, при выраженных невротических расстройствах возникает через 3-5 лет.

Диагностика расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Диагностикой и лечением расстройств адаптации занимается врач-психотерапевт.

Для диагностики необходимо придерживаться основных критериев:

Для диагностики проводится психопатологическое изучение симптоматики, клиническая оценка состояния больного, учитываются анамнез, общесоматический и неврологический статус, анализируется динамика развития расстройства.

Клиническое психологическое исследование личности пациента проводится следующими методами [1] :

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Лечение расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Условия лечения. В большинстве случаев достаточно амбулаторного лечения. При выраженных расстройствах (например, при попытках суицида) для отстранения пациента от актуальной психотравмирующей ситуации, а также для подбора эффективной терапии при резистентных состояниях, показано стационарное лечение или условия дневного стационара.

Терапия данного вида расстройств включает фармакотерапию, психотерапию и терапию средой.

Фармакотерапия назначается с учётом характерной для невротических и эмоционально нестабильных больных чувствительности к побочному действию психотропных лекарственных средств. Для достижения терапевтического эффекта часто достаточно применения малых доз анксиолитиков, нормотимиков и антидепрессантов.

Для лечения расстройств адаптации, при наличии тревоги, применяют 1-3 недели курсы анксиолитиков:

При наличии депрессивной симптоматики применяют антидепрессанты — тианептин, пипофезин, препараты СИОЗС.

Для улучшения и стабилизации настроения (тимостабилизирующий эффект) применяют нормотимик карбамазепин, назначаемый в малых и средних дозах.

В качестве снотворных средств предпочтительны бензодиазепиноподобные препараты — кратковременные курсы зопиклона и золпидема.

Психотерапия при расстройствах адаптации зачастую играет ведущую роль. Наиболее эффективными подходами считаются:

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

При необходимости проводится семейное консультирование, социальная поддержка в виде семейной и групповой психотерапии. К таким видам психотерапии относятся совместная занятость по интересам с активной инициативой самих пациентов, комфортные и эстетически позитивные условия быта, проведение тренинговых занятий по обучению новым навыкам адаптации.

Длительность стационарного лечения составляет до 30 дней. После стационарного лечения рекомендуется амбулаторная (поддерживающая) терапия от трёх недель до 12 месяцев в случае неустойчивой ремиссии. Длительность амбулаторного лечения варьирует от трёх недель до 12 месяцев. Ожидаемые результаты лечения — полное или значительное уменьшение клинических симптомов расстройства адаптации.

Об успешности лечения можно судить по субъективным и объективным показателям.

Объективными показателями являются:

Субъективные показатели:

Прогноз. Профилактика

Повышение адаптационных возможностей организма, как правило, происходит на психобиологическом и психосоциальном уровне.

Профилактика на данном уровне включает:

Психосоциальный уровень включает поведенческие и коммуникативные навыки, обусловленные особенностями воспитания и культурными традициями семьи и среды проживания, а также степенью личностной зрелости индивида, особенностей самооценки и морально-этических установок. На психосоциальном уровне формируются специфические адаптационные механизмы:

Источник

Причины и симптомы состояния дезадаптации

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Для того, чтобы стать полноценным, признанным членом общества, человек должен усвоить его правила и нормы и соответствовать им.

Но иногда социальное окружение резко меняется — при смене работы, учебы или места жительства — и требуется за короткое время адаптироваться к нему.

А что делать, если возникают проблемы адаптации? Дезадаптация — что это такое и как с ней можно бороться?

О социальных нормах и их нарушении: десоциализации и ресоциализации, читайте здесь.

Основные определения

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Дезадаптация в психологии — это несоответствие психофизиологического состояния человека новым, изменившимся условиям жизни.

Дезадаптированность — неспособность человека проявить типичное для какой-либо среды общения поведение, несоответствие ее психофизиологическим нормам, отклонения в поведении, эмоциональном и физиологическом состоянии.

Понятие расстройства адаптации

При изменении привычных условий жизни, устоявшихся норм, социального окружения человек подвергается стрессу. В максимально короткое время он должен приспособиться к изменениям, сохраняя при этом возможность своей продуктивной деятельности.

В такие моменты включаются адаптационные механизмы, которые позволяют принять человеку новые ценности, наладить социальные контакты, обрести психологический и физиологический комфорт.

Однако далеко не всегда человек способен безболезненно это сделать, и при значительном стрессе может наступить срыв адаптационных возможностей — резкое снижение психофизиологического потенциала человека и в дальнейшем неспособность выполнять требуемые задачи.

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Что значит: не адаптирован, неприспособленный к жизни?

Практически на всех этапах жизни человек должен быть интегрирован в социальную среду, в которой пребывает, иметь единомышленников, строить и закреплять личные или профессиональные связи, добиваться признания и авторитета.

Бывает, что человек неспособен влиться в новый коллектив — причиной этому может быть и сниженная адаптация, как индивидуальная особенность человека, и сложность возникшей ситуации.

При всем этом он должен выполнять поставленные перед ним задачи — свои профессиональные обязанности, успевать в обучении, однако в связи с проблемами в адаптации оказывается неспособен качественно это сделать.

Например, руководитель может не добиться авторитета в возглавляемом им коллективе, школьник — не найти общий язык с одноклассниками, военнослужащий — не выдержать жесткой дисциплины и физических нагрузок на организм. В таком случае говорят, что человек не адаптирован, не приспособлен к жизни.

Дезадаптивное поведение — что это значит?

При возникновении ситуаций, в которых адаптация человека по той или иной причине невозможна, у него проявляется дезадаптивное поведение.

В этом случае он отказывается от реакций, которые помогли бы ему приспособиться к новым условиям — это может быть неприятие ценностей в новом коллективе, нежелание подчиниться внешним обстоятельствам, имеющим значение для остальных.

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

При этом проявление дезадаптивного поведения еще не означает, что человек выбрал для себя автономную позицию.

Он может испытывать внутренний конфликт, сомнения, колебания, однако не способен решить дилемму — подчиниться общим правилам или же вступить в конфликтную ситуацию, которая неизвестно чем может быть закончена.

Психологические защитные механизмы, которые включаются при этом, позволяют отложить это решение на потом, однако гораздо тяжелее исключить негативное влияние на личность данного деструктивного внутреннего противоречия, не нашедшего своевременного разрешения.

Виды дезадаптации

В это время подросток остро воспринимают любую критику, враждебно относятся к требованиям, которые предъявляет им школьные учителя, члены семьи и сверстники.

Психические состояния

Психические состояния представляют собой проявления эмоций и настроения, воли, внимания и воображения — эйфория, угнетенность, сомнения, решительность, мечты, растерянность, сосредоточенность.

При дезадаптивных психических состояниях у человека отсутствует или значительно снижен контроль над данными проявлениями.

Симптомы и признаки

При нарушении адаптации характерны следующие признаки, которые могут включать в себя и психические и соматические отклонения:

    дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Причины

Характерные причины дезадаптационного синдрома сходны в определенных ситуациях. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Хотя расстройства адаптации могут наблюдаться у школьников на протяжении всего периода обучения, наиболее ярко они выражены у первоклассников.

Причины дезадаптации первоклассников следующие:

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Дезадаптация при службе в армии. Нежелание служить, а также недостаточная мотивация достигать успехов, сложности при прохождении срочной службы у военнослужащих могут возникать при дезадаптации, причины которой могут быть следующими:

Профессиональная дезадаптация. При профессиональной дезадаптации человек не способен качественно выполнить свои непосредственные обязанности. Возникает она по следующим причинам:

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Причины дезадаптации могут быть разными в зависимости от ситуации и конкретной профессиональной деятельности — дезадаптация в педагогике, например, может быть вызвана интенсивным общением с большим количеством людей на фоне значительных психологических перегрузок — в каждом определенном случае данные причины могут меняться.

Однако существуют и общие причины — например, социальная дезадаптация, сложности с построением социальных связей, личные проблемы — развод, потеря близкого человека — все это может влиять на способность к адаптации.

Диагноз

В каких случаях ставится диагноз расстройство адаптации?

Диагностировать дезадаптацию у человека можно в том случае, когда он перестает воспринимать и адекватно реагировать на значимые события, происходящие в окружающем его мире.

При этом человек остается в его собственной, придуманной реальности со своими ценностями. В дальнейшем это приводит к утрате возможности полноценного общения с людьми и личностного роста.

Лечение

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Расстройства адаптации могут лечиться как психотерапевтическими методами, так и медикаментозно.

При психотерапии определяется ряд факторов, вызвавших дезадаптацию у личности.

Врач интерпретирует психотравмирующую ситуацию, чтобы в дальнейшем помочь человеку справиться со стрессом, провоцируемым данными явлениями.

При необходимости назначаются медикаменты, позволяющие устранить воздействия стресса — антидепрессанты, ноотропные препараты, транквилизаторы или нормотимики.

Профилактика

Наиболее необходимой является профилактика дезадаптации для первоклассников, так как дети еще не могут отдавать отчет собственным действиям.

Для этого педагогами проводятся следующие профилактические меры:

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Несмотря на то, что взрослый человек, как правило, осознает необходимость адаптации в профессиональном коллективе, руководитель также должен проявлять особое внимание к психологической атмосфере в отношениях между работниками:

Адаптационные способности каждой отдельной личности индивидуальны, к тому же на способность приспосабливаться к новым условиям влияет множество различных факторов.

Важно своевременно обнаружить проблемы при адаптации, чтобы самостоятельно или при помощи квалифицированного специалиста сохранить необходимый уровень трудоспособности, успехи в обучении и не допустить тяжелых последствий стресса.

Первичные признаки психофизиологической дезадаптации:

Источник

Дезадаптация: определение, разновидности — Причины дезадаптации

Дезадаптация (от латинской приставки де… или фр. des…) — означает, прежде всего, исчезновение, уничтожение, полное отсутствие, и лишь гораздо реже используется как уменьшение, сокращение. В ряде научных публикаций используется термин «дезадаптация» (от латинского dis — в первом значении — нарушение, искажение, деформация, гораздо реже — исчезновение).

Итак, если мы имеем в виду нарушение, искажение адаптации, то следует говорить о дезадаптации (через «и»), потому что полная потеря, исчезновение адаптации — это должно означать, применительно к мыслящему существу, прекращение осмысленного существования вообще, потому что пока это существо живо и сознательно, оно так или иначе приспособлено к среде. Здесь латинское de — читается и как «де», и как «ди». Следовательно, суть слова «дезадаптация» определяется тем, что в него вкладывается. Этот факт приводит к тому, что в отечественной литературе и на практике «несоответствие» и «дезадаптация» считаются синонимами.

Чаще всего под дезадаптацией (дезадаптированностью) понимают несоответствие социально-психологического и психофизиологического статуса человека требованиям жизненной ситуации, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться к условиям экзистенциальной среды. Явление дезадаптации может возникать как в своей собственной (типичной), так и в любой другой среде. Например, дома ребенок чувствует себя вполне комфортно и не испытывает дезадаптации, а в детском саду, наоборот, ощущает дискомфорт.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат личности.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптивных возможностей человека в среде жизнедеятельности или при определенных условиях (например, в детском саду, в классе, в группе и т.д.). Она может проявляться в течение длительного периода времени и приводить к самым разным последствиям. В частности, дезадаптация может иметь коварный и практически незаметный характер, а в определенный момент стать серьезной проблемой, которая резко проявляется, когда человек полностью дезадаптирован в конкретной ситуации и не находит себя. В этом случае последствия могут быть очень серьезными. Для ребенка стойкая дезадаптация связана с задержкой развития, формированием негативных установок и страхов.

Дезадаптация как проявление — это внешний признак неблагополучия человека, который проявляется в его нетипичном поведении, отношении и работоспособности в данных условиях среды. Формы его проявления различны у разных детей. Часто его нелегко распознать со стороны. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях. Умение вовремя распознать признаки дезадаптации позволяет ухаживающему лицу оперативно отреагировать на ситуацию и предотвратить глубокие негативные последствия. Цель — не создание тепличных условий для ученика, а предотвращение значительных негативных деформирующих последствий его дезадаптации.

Дезадаптация как результат свидетельствует о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, которое не соответствует условиям среды, не свойственно данному человеку, начиная с его прежнего поведения и отношения (воспитанник детского сада, студент и т.д.) к сверстникам, учебе и деятельности. По отношению к ребенку это свидетельство того, что его поведение, установки и результаты деятельности (в отношениях с детьми и взрослыми, учебе, игре и т.д.) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды.

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Причины дезадаптации

Основными причинами дезадаптации человека является группа факторов. Они включают: личные (внутренние), экологические (внешние) или и те, и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с неадекватной реализацией его социальных потребностей как личности.

Они могут включать в себя:

— ограниченные возможности общения ребенка с окружающей средой и людьми, отсутствие адекватного (с учетом его индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны окружения

— длительная изоляция человека независимо от его возраста (принудительная или насильственная) от среды повседневной жизни

— переход на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение других служебных обязанностей) и т.д.

Средовые факторы (внешние факторы) дезадаптации человека связаны с тем, что они непривычны для него, вызывают дискомфорт и каким-либо образом препятствуют развитию личности.

— отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

— подавление личности новым окружением (поступление ребенка в детский сад, школу, смена группы, класса).

— негативное проявление «рыночного воспитания», когда успех измеряется исключительно материальными благами. Поскольку человек не в состоянии обеспечить себе достаток, он находится в сложном депрессивном состоянии1;

— дезадаптивное влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает сильное напряжение, беспокойство. Такого человека называют дезадаптивным (дезадаптивный ребенок — группа) — это человек (группа), который в определенных условиях по отношению к среде (группе) или к отдельной личности выступает как фактор дезадаптации (влияет на самовыражение), тем самым ограничивая его активность, способность полностью реализовать свой потенциал. Примеры: девушка по отношению к парню, которому она безразлична; гинекологический ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый человек, активно играющий провокационную роль, по отношению к учителю (особенно молодому) и т.д;

Депрессия (от лат. depressio — угнетение, подавленность) — болезненное психическое состояние, выражающееся в переживании уныния и безысходности на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной вялости. Резко снижается привлекательность, мотивы, волевая активность и самооценка. Заторможенность, отсутствие инициативы и быстрая утомляемость характерны для поведения в этом состоянии.

— переутомление, связанное с «заботой» о развитии ребенка, не соответствующее возрасту и индивидуальным способностям и т.д. Это происходит, когда неподготовленного ребенка отправляют в школьный или гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным способностям; ребенка перегружают без учета его физических и умственных способностей (например, через занятия спортом, обучение в школе, участие в кружке по интересам).

Дезадаптация у детей и подростков

Дезадаптация у детей и подростков приводит к различным последствиям.

Чаще всего эти последствия носят негативный характер, включая:

— недостаток физического развития;

— возможной дисфункции мозга;

— типичные нервные расстройства (депрессия, вялость или возбудимость, агрессивность).

— одиночество — человек остается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека или отчуждением от самого себя;

— проблемы в отношениях со сверстниками, другими людьми и т.д. Такие проблемы могут привести к подавлению основного инстинкта самосохранения. Не имея возможности адаптироваться в существующих условиях, человек может пойти на крайние меры — самоубийство.

Возможно позитивное проявление дезадаптации путем качественных изменений в окружении девиантного ребенка или подростка.

Нередко дезадаптированными детьми считаются те, кто серьезно влияет на адаптацию другого человека (группы людей). В этом случае правильнее говорить о дезадаптированном человеке, группе.

«Беспризорных детей» также часто называют неадаптированными. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше адаптированы, чем взрослые. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат обращаться за помощью, которую им предлагают. Профессионалы обучены работать с ними, убеждать их и доставлять в приют или другое специализированное учреждение. Когда такого ребенка забирают с улицы и помещают в учреждение, поначалу может возникнуть несоответствие. По прошествии времени трудно предсказать, кто будет дезадаптирован — он сам или среда, в которой он находится.

Высокая адаптивность к среде новых детей с девиантным поведением часто приводит к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной группе детей. Практика показывает, что бывают случаи, когда появление такого ребенка требует определенных защитных усилий со стороны учителя, воспитателя по отношению ко всей группе (классу). Отдельные люди вполне могут оказывать негативное влияние на всю группу, что способствует их дезадаптации в плане обучения и дисциплины.

Все эти факторы представляют прямую угрозу, особенно для интеллектуального развития ребенка. Трудное воспитание, социально-педагогическая запущенность создают угрозу дезадаптации ребенка в сфере образования, воспитания и обучения, а также личности, группы. Практика убедительно доказывает, что ребенок, сам становясь жертвой дезадаптации к новой среде, в определенных условиях выступает как фактор дезадаптации других, в том числе и учителя.

Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо проводить профилактическую работу по ее предупреждению.

Основными способами предупреждения и преодоления последствий дезадаптации у детей и подростков являются:

— создание оптимальных условий окружающей среды для ребенка;

— предотвращение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня сложности обучения и индивидуальных способностей ребенка, а также организация процесса обучения;

— поддержка и помощь детям в адаптации к новой среде;

— поощрение ребенка к самодеятельности и самовыражению в окружающей среде, стимулирование его адаптации и т.д;

— создание специальных служб социальной, психологической и образовательной поддержки для различных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: Телефонные горячие линии, кабинеты социальной, психологической и педагогической помощи и кризисные центры.

— обучение родителей, учителей и воспитателей методам профилактики дезадаптации и преодоления ее последствий.

— подготовка специалистов по оказанию специализированных услуг по социальной, психологической и педагогической поддержке различных категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Неадаптированным детям нужны усилия, чтобы заботиться о них или помочь им преодолеть трудности. Такие мероприятия направлены на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация

Социально-психологический подход к проблеме дезадаптации

В процессе социально-психологической адаптации меняется и внутренний мир человека: появляются новые представления и знания о деятельности, которую он выполняет, что приводит к самокоррекции и самоопределению личности. Самооценка личности, связанная с новой деятельностью субъекта, его цели и задачи, трудности и требования, уровень требований, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими, также претерпевают изменения. На основе этих причин происходит изменение отношения к самоутверждению, человек приобретает необходимые знания, навыки и умения. Все это определяет суть его социально-психологической адаптации к обществу, успешность его обучения.

Рассматривая личностную дезадаптацию на социально-психологическом уровне, авторы выделяют три основных варианта личностной дезадаптации:

а) устойчивая ситуативная дезадаптация, которая возникает, когда человек в определенных социальных ситуациях (например, в составе определенных малых групп) не находит путей и средств адаптации, хотя и предпринимает такие попытки — это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптация, которая устраняется адекватными адаптивными мероприятиями, социальными и интрапсихическими действиями, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптация, представляющая собой состояние фрустрации, наличие которой активизирует формирование патологических защитных механизмов.

К проявлениям психологической дезадаптации относятся так называемая неэффективная дезадаптация, которая выражается в формировании психопатологических состояний, невротических или психопатических синдромов, а также неустойчивая адаптация в виде периодических невротических реакций, обострения акцентуированных черт личности.

Результатом социально-психологической дезадаптации является состояние личностной дезадаптации.

Конфликт формирует основу дезадаптивного поведения, и под его влиянием постепенно формируется неадекватная реакция на условия и требования окружающей среды в виде поведенческих отклонений в ответ на систематические, постоянно провоцирующие факторы, с которыми ребенок не в состоянии справиться. Вначале у ребенка наблюдается дезориентация: Он теряется, не знает, как вести себя в данной ситуации, чтобы справиться с этой перегрузкой, и либо не реагирует вообще, либо реагирует первым возможным способом. Поэтому на начальном этапе ребенок в определенной степени дестабилизирован. Через некоторое время это замешательство пройдет, и он успокоится; если такие признаки дестабилизации повторяются достаточно часто, это приведет к возникновению стойкого внутреннего (неудовлетворенность собой, положением) и внешнего (по отношению к окружению) конфликта, что приведет к постоянному психологическому дискомфорту и, как следствие такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Эту точку зрения поддерживают многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов,1986; М.А.Аммаскин,1979; М.С.Певзнер,1995; И.А.Невский,1981; А.С.Белкин,1981; К.С.Лебединская,1988 и др. ) Авторы определяют отклонения в «поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, вследствие чего, не имея возможности изменить среду, пребывание в которой для себя обременительно, осознание своей некомпетентности заставляет субъекта переходить на защитные формы поведения, создавать смысловые и эмоциональные барьеры по отношению к окружающим людям, снижать уровень притязаний и самооценку».

Эти исследования составляют основу теории, учитывающей компенсаторные возможности организма, где социально-психологическая дезадаптация понимается как психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсаторных возможностей и проявляющееся в недостаточной активности личности, в трудностях реализации ее основных социальных потребностей (потребности в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения.

Медицинский и онтогенетический подходы к проблеме дезадаптации.

Термин «дезадаптация» появился недавно, особенно в психиатрической литературе, для обозначения нарушения взаимодействия человека с окружающей средой. Его использование достаточно неоднозначно, что в основном отражается в оценке роли и места дезадаптационных состояний по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда трактовка дезадаптации как процесса, происходящего вне патологии и связанного с отвыканием от привычного образа жизни и, соответственно, с привыканием к окружающему. (Т.Г. Дичев, К.Е. Тарасов, 1976. проблема адаптации и здоровье человека. — M, 1976); maladjustment означает нарушения, возникающие при стрессах характера. (А.Е. Лычко. Психопатия и акцентуации характера у подростков. — M. Медицина, 1983; В.Е.Каган. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984, №4); Оценка предэвротических расстройств; Невротические состояния как наиболее универсальное проявление психологической дезадаптации. (Ю.А. Александровский. Психическая дезадаптация и компенсация. — М.: Медицина, 1976). Термин «дезадаптация», используемый в отношении психически больных, означает нарушение или потерю ценного взаимодействия индивида с окружающим миром.

Александровский определяет дезадаптацию как «сбои» в механизмах психологической адаптации при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активируют систему компенсаторных защитных реакций. По мнению С.Б. Семичева (Предисловие психических расстройств. — М, 1987), в понятии «дезадаптация» можно выделить два значения. В широком смысле дезадаптация может пониматься как расстройство адаптации (включающее непатологические формы), в узком смысле дезадаптация понимается только как предболезнь, т.е. процессы, выходящие за рамки психиатрической нормы, но не достигающие стадии болезни. Дезадаптация рассматривается как одно из промежуточных состояний здоровья человека от нормы до патологии, которое наиболее близко к клиническим проявлениям болезни. В.В. Ковалев характеризует состояние дезадаптации как повышенную готовность организма к возникновению заболевания, возникающую под влиянием различных неблагоприятных факторов. Описание проявлений дезадаптации весьма схоже с клиническим описанием симптоматики пограничных нервно-психических расстройств.

С точки зрения онтогенетического подхода к изучению механизмов дезадаптации особую ценность имеют кризисы — критические моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его «ситуации социального развития» (Л.С. Выготский, 1983), вызывающее необходимость перестройки сформированного типа адаптивного поведения. В связи с данной проблемой наибольший риск представляет момент поступления ребенка в школу — в период усвоения новых требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. Результаты многочисленных исследований показывают, что в младшем школьном возрасте наблюдается значительное увеличение распространенности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств по сравнению с дошкольным возрастом.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

дезадаптивное мышление что это. Смотреть фото дезадаптивное мышление что это. Смотреть картинку дезадаптивное мышление что это. Картинка про дезадаптивное мышление что это. Фото дезадаптивное мышление что это

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *