DIADE ́ MA ( διάδημα ) — белая лента или повязка, которой обвивали голову (Val. Max. VI. 2, § 7). Это украшение имело восточное происхождение, и его часто изображали на головах восточных монархов. Отсюда греки перенесли их на своих богов. Плиний приписывает изобретение диадемы « отцу Либеру » (Liber pater, VII. § 191), и, соответственно, на монетах и других произведениях искусства Диониса изображают в диадеме или головной повязке, что можно увидеть на прилагаемой монете города Наксос на Сицилии (см. также изображение Диониса на с. 356). Подобным образом на монетах бруттиев изображены головы Аполлона и Геркулеса в диадеме (Eckhel, I. с. 166); а Плиний ( XXXIV. § 79) говорит о статуе Аполлона в диадеме (diadematus).
Диадему носили ассирийские цари. На древнейших памятниках головной убор монарха окружён лишь одной лентой, но позднее использовались две и более, как на прилагаемом рисунке (Layard, Nineveh, II. с. 320). Точно так же тиару или кидар персидских царей обвивала синяя лента, украшенная белыми точками. (Xen. Cyr. VIII. 3, § 13; Plut. de Frat. Am. C. 18; Lucian, Pisc. 15; « cidarim Persae vocabant regium capitis insigne: hoc caerulea fascia albo distincta circumibat » [1] Curt. III. 3, § 19; VI. 20, § 4: см. рисунок к статье Tiara ). Её заимствовал Александр после победы над Дарием (Justin, XII. 3; Lucian, Dial. Mort. 12, 3), и она стала признанным символом царской власти.
с. 620 Примеру диадохов последовали другие греческие цари, ибо, хотя Агафокл и не принял диадему (Diod. XXIV. 5), её носили последующие цари Сиракуз. Так, она встречается на монетах Гиерона II, хотя Эккель считает, что они могли быть отчеканены после его смерти, так как из слов Ливия (XXIV. 5) складывается впечатление, что первым диадему надел его внук Гиероним (Eckhel, I. с. 253).
Прежде чем диадемы стали носить римские императоры как символ верховной власти, римские женщины использовали её как головной убор. Так, Исидор (Orig. XIX. 31) определяет диадему как « ornamentum capitis matronarum ex auro contextum » [7] (Becker-Göll, Gallus, III. с. 279; Marquardt, Privatl., с. 681).
В предыдущих очерках мы говорили о том, какими головными уборами пользовались древние эллинистические цари и чем их заменили в ранней Римской империи. Теперь пришло время рассказать о первых императорских коронах позднего Рима и ранней Византии.
Бронзовая голова императора Константина Великого. 325-330 гг. Сербия. Белград. Национальный музей
III век в Римской истории был во многом переломным.
В первую очередь это отразилось в кризисе верховной власти. Демократические атавизмы системы принципата, в конце концов, стали работать против самого государственного правления. Ведь формально император считался избранником Сената и народа. А значит, любого полководца его легионеры могли провозгласить императором (ведь легионеры тоже народ). Наиболее удачливые из таких полководцев захватывали Рим, и Сенат вынужден был легитимизировать их власть. Менее успешные оказывались в провинции и при наличии сил могли пренебречь Римом и основать собственную мини-империю.
Так от империи отпадали Галлия, Иллирия и Пальмира, где правили собственные «параллельные» императоры.
В таких «малых империях» местный этнический элемент приобретал большее влияние, чем во всей Римской империи. И это способствовало на местах «варваризации» римского общества. «Варварские» обычаи проникали во все сферы римского быта, влияли и на моду. Другим катализатором «варваризации» римской культуры служили наемники из варваров, которых довольно много появляется в армии к этому периоду. Так, император Каракалла сформировал даже собственную гвардию из представителей германских племен.
Власть императора должна была быть достойно представлена и во внешних церемониальных формах. И для иностранных послов, и для собственных подданных император Рима обязан был демонстрировать свою власть наравне с восточными владыками и в первую очередь – не хуже парфяно-персидских соперников.
Император Аврелиан. Изображение на монете
Аврелиан, по-видимому, первый стал вводить восточный церемониал. Во всяком случае, у анонимного автора «Извлечений о нравах и жизни Римских Императоров», которые приписываются Аврелию Виктору, есть такое упоминание: «Он первый среди римлян надел на голову диадему, украшенную золотом и драгоценными камнями, что до того казалось совершенно чуждым римским обычаям» (1). О том, насколько болезненно римляне относились к диадемам, мы уже упоминали.
На самом деле диадема в императорской иконографии появляется только IV веке со времен Константина Великого. Однако, действительно, у императоров указанного периода, деятельность которых была направлена на укрепление государства, одновременно с реформами государственного аппарата, армии и т. д. наблюдается и тенденция более пышно репрезентовать свою власть за счет усложнения церемониала и введения драгоценных восточных одежд.
Но все же окончательно диадема становится официальной императорской регалией именно при первом христианском императоре. Вступление в должность преемников Равноапостольного Константина теперь уже обязательно сопровождается возложением диадемы. При ее отсутствии использовался предмет сходной формы, но коронование должно было свершиться непременно. Например, когда в 360 году в Галлии легионы провозгласили племянника Константина I – Юлиана (Отступника) императором, диадему заменили шейной цепью знаменосца (3).
Введение диадемы, как и восточный церемониал, целесообразнее, как уже говорилось, объяснить персидским влиянием, продолжающимся довольно долгое время. Новые персидские владыки переняли и древние ахеменидские, и новые эллинистические селевкидские формы представления власти. Диадема и у них была однозначным царским символом, наравне с древневосточной тиарой.
Император Рима, ни в чем не уступающий восточному «Царю Царей» и соперничающий с ним за власть над ближневосточными провинциями, не отставал и во внешнем выражении своего могущества.
Так римские императоры, несмотря на сопротивление сторонников республиканских традиций, которое длилось несколько веков, наконец приняли диадему. Сперва, по всей видимости, она имела вид своего эллинистического прототипа:
Но понятно, что белая повязка была уже слишком проста, чтобы олицетворять власть (вспомним пышные золотые венки с каменьями). Так что практически сразу диадему начинают расшивать жемчугом и драгоценностями.
А далее из расшитой ленты диадема становится сложным наборным украшением, где отдельные сегменты нанизывались на два шнура, а их концы завязывались на затылке. Это видно по императорским профильным портретам с монет. Конечно, изображение на монете обладает определенной условностью, но на некоторых выразительно показаны четыре конца двух шнуров диадемы. Впоследствии эти концы шнуров изменили свою функцию и стали одним из важных дополнений именно византийской императорской короны.
Итак, диадема формировалась из отдельных пластин (круглых и четырехугольных) в сочетании с крупными жемчужинами. Центральная пластина, располагавшаяся надо лбом, была, как правило, крупнее и часто сверху дополнительно украшалась жемчугом.
В основном диадемы комбинировались в двух вариантах: пластины перемежались с парой жемчужин, чаще всего каплевидной формы:
Императорская диадема первого типа. Рисунок автора
Или же пластины соединялись друг с другом, а жемчужные нити обрамляли их сверху и снизу:
Императорская диадема второго типа. Рисунок автора
Можно сказать, что императорские диадемы были своего рода гибридом повязки эллинистических царей и пышного золотого венка прежних римских императоров.
Форма диадемы довольно быстро (как по меркам древности) эволюционировала и уже через поколение стала меняться. В конце IV – начале V века произошла еще одна смена дизайна, которая превратила диадему (греч. διάδημα) в собственно корону, стемму (греч. στέμμα).
Ее можно увидеть на бронзовой статуе римского императора, которая ныне находится в итальянском городе Барлетте и так и называется – барлеттский колосс (высота статуи 4 с половиной метра). Кто именно изображен в бронзе, до сих пор является предметов споров историков (в последнее время считается, что это, скорее всего, восточно-римский император Феодосий Младший).
На первый взгляд, венец барлеттского колосса мало отличается от диадем эпохи первых христианских императоров. Но есть и существенные отличия.
Диадема превратилась в сплошной обруч, но завязки, некогда закреплявшие ее на затылке, несмотря на теперешнюю ненужность, были сохранены в виде подвесков и перенесены с затылка ближе к вискам:
Голова барлеттского колосса. За ушами можно видеть подвески, происходящие от завязок диадемы
С этих самых пор в течение многих столетий обруч с подвесками по бокам стал основной формой византийской императорской короны. Этот элемент в византийской литературе имеет несколько названий:
В российской популярной исторической литературе чаще всего используется слово препендулии (или пропендулии). Как видим, все вышеуказанные слова являются синонимами и означают «подвески, привески».
Но поскольку этот рудиментарный элемент был сохранен, можно заключить, что византийцы предавали этим подвескам некое значение.
Возможно, это было вызвано соперничеством с персидскими владыками династии Сасанидов, которые соединили восточную тиару с эллинской диадемой (причем диадема использовалась в первоначальной форме – тканной повязки). Так, например, на сасанидском рельефе в Накше-Рустам (скальной усыпальнице древних персидских царей) изображается царская инициация шаха Ардашира. На рельефе верховный бог персов Ахура-Мазда вручает шаху не корону, а именно диадему – тканную повязку с длинными плиссированными концами:
Этот элемент присутствует практически во всех изображениях сасанидских владык.
Позднеримские и византийские государи, разумеется, считали себя ничем не хуже персидских, и если персы соединили персидскую тиару с диадемой, то византийцы (короны которых уже сами по себе были модифицированными диадемами) акцентировали внимание на уже ненужных завязках, превратив их в подвески и перенеся в зону видимости с затылка к вискам.
Фрагмент консульского диптиха Проба Аниция (нач. V в.) с изображением императора Гонория, здесь заметны подвески, которые с первого взгляда можно принять за серьги
Возможно, подвески имели и определенное символическое значение, но византийская литература о нем не говорит. Хотя и появляется соблазн истолковать значение препендулий, оставим это любителям скрытых смыслов.
В остальном внешний вид стеммы почти не изменился. Это был такой же обруч, состоящий, как и раньше, из пластин, украшенных драгоценными камнями, обрамленными сверху и снизу жемчужными нитями или перемежающихся с крупными жемчужинами. Однако появилось еще одно новшество, изменившее вид центральной пластины, которая получила специфическую арочную форму. Как и подвески, эта центральная пластина в дальнейшем стала характерным признаком классической византийской императорской короны.
Ранняя византийская стемма. Рисунок автора
Впрочем, стоит отметить, что в нумизматике как довольно консервативном искусстве императоры еще довольно долго изображались в старом типе диадемы (с подвесками-завязками на затылке).
1) «Извлечения о нравах и жизни римских императоров». Глава XXXV, 5. 2) Аврелий Виктор. О Цезарях. Глава XXXIX, 2. 3) Аммиан Марцеллин. Римская история. Книга XX. 4. 17.
А диадема это тип корона, в частности, орнамент повязка на голову носили монархи и другие как знак королевской власти.
Слово происходит от Греческий διάδημα диадима, «тесьма» или «филе», [1] из διαδέω диадей, «Завязываю», или «застегиваю». [2] Первоначально этот термин относился к вышитой белой шелковой ленте, заканчивающейся узлом и двумя полосами с бахромой, часто перекинутыми через плечи, которые окружали голову человека. король для обозначения его власти. Такие ленты также использовались для коронации спортсменов-победителей в важных спортивных играх в древности. Позже он был нанесен на металл корона, как правило, в циркуляре или «филе»форма. Например, корона, которую носила королева Юлиана Нидерландская была диадема, как и диадема барон позже (в некоторых странах преодолены три глобуса). Древний Кельты считалось, что использовалась тонкая полуовальная золотая пластина, называемая разум (Древнеирландский) как диадему. [3] Некоторые из самых ранних примеров этих типов корон можно найти в Древнем Египте, от простого тканевого типа до более сложного металлического типа, а также в Эгейском мире. [4]
Диадема также представляет собой украшенное драгоценными камнями украшение в виде полукороны, которое носят женщины и надевают на лоб (в этом смысле также называют тиара). В некоторых обществах это может быть венок носится на голове. Древние персы носили высокую прямую королевскую тиару, обрамленную диадемой. Гера, королева греческие боги, носил золотую корону, называемую диадемой.
Король-жрец цивилизации долины Инда носил, вероятно, самый старый образец диадемы ок. 3000 г. до н.э.
В более широком смысле, «диадема» может использоваться в целом как эмблема королевской власти или достоинства. Головные регалии, которые носят Римские императоры, со времен Диоклетиан далее, в первоисточниках описывается как диадема. Именно этот объект Федератус Общее Одоакр вернулся к императору Зенон (Император Восточная Римская Империя) после изгнания узурпатора Ромул Август от Рим в 476 году нашей эры.
1. Венец или повязка с украшениями из драгоценных камней, которые надевались царями, верховными правителями, верховными жрецами в знак их сана. В замке Роз, под зеленою сенью плющей, В диадеме на троне Тамара сидит. Полонский, Тамара и певец ее Шота Руставель.
2. Женское драгоценное украшение в форме небольшой открытой короны. Мужчины в расшитых золотом мундирах, женщины в тяжелых бархатных платьях, в бриллиантовых диадемах с криками метались в пламени. Никулин, России верные сыны.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
диаде́ма
1. венец или повязка с украшениями из драгоценных камней, которые надевались царями, верховными правителями, верховными жрецами в знак их сана ◆ В замке Роз, под зелёною сенью плющей, В диадеме на троне Тамара сидит. Яков Полонский, «Тамара и певец её Шота Руставель», 1851 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС)) ◆ На голове сияла золотая диадема, как будто у него уже был сан кесаря. А. П. Ладинский, «Голубь над Понтом», 1937 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Дружбы среди владык Империи, конечно, не получилось; но преемство власти Диоклетиан обеспечил. Отрекаясь от диадемы после двадцати лет правления, он заставил отречься и своего напарника — Максимиана. Сергей Смирнов, «Было первое лето Господне…» // «Знание ― сила», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. женское драгоценное украшение в форме небольшой открытой короны ◆ В тот день её матовый лоб украшала диадема из светлых сапфиров, а платье было так же красно, как и цвет её румянца. Г. В. Алексеев, «Подземная Москва», 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Толстые золотые цепи в этом кругу вообще были в моде, на них носили не только часы и лорнеты, но и муфты. На шею надевали жемчужные и бриллиантовые нити, укладывали на голову диадему из драгоценных камней. Д. А. Засосов, В. И. Пызин, «Из жизни Петербурга 1890 –1910-х годов», (записки очевидцев), 1976 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: запинка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Диаде́ма (греч. Διάδημα от греческого слова diadeo означающего «обвязать» или «закрепить») — головное украшение в виде венца. Часто венец не замыкается в кольцо, а остаётся открытым. В некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к волосам.
Содержание
История
Древнейшие диадемы относятся к неолитическому периоду. В древности и в Средние века служила символом царского или жреческого достоинства.
ДИАДЕМА — (греч. diadema повязка). Повязка, которую древние императоры носили на лбу; она делалась из шелковой, шерстяной или льняной материи обыкновенно белого цвета и часто украшалась золотым шитьем, драгоценными камнями, лавровыми листьями. Теперь… … Словарь иностранных слов русского языка
Диадема — см. Венец, диадема … Библейская энциклопедия Брокгауза
диадема — инсигнии, убор, повязка, украшение Словарь русских синонимов. диадема сущ., кол во синонимов: 6 • город (2765) • звезда … Словарь синонимов
ДИАДЕМА — (греч. diadema) головное украшение в виде венца. В древности и в ср. века служила также символом царского или жреческого достоинства. См. Корона … Большой Энциклопедический словарь
ДИАДЕМА — [дэ], диадемы, жен. (греч. diadema) (книжн., поэт.). Женское головное драгоценное украшение в форме небольшой открытой короны. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
диадема — диадема. Произносится [диадэма] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
диадема — [дэ], ы; ж. [греч. diadēma] 1. Венец или повязка с украшениями из драгоценных камней как символ верховной власти. Царская д. Надеть диадему. 2. Женское драгоценное украшение в форме небольшой открытой короны. Носить диадему. * * * диадема (греч.… … Энциклопедический словарь
ДИАДЕМА — • Diadēma, διάδημα (от διαδέω), узкая, к середине расширявшаяся, шелковая, шерстяная или льняная головная повязка, служившая украшением государыней. На диадемах египетских богов и царей находилось изображение священной змеи.… … Реальный словарь классических древностей
Диадема — (греч. diadema головная повязка, венец) 1. Головная повязка древнегреческих жрецов; головной убор царей в древности и в средние века символ царской власти. Первоначально Д. представляла собой ленту из драгоценного металла, изгибающуюся… … Энциклопедия моды и одежды