диагноз азс что это

Как понять, что заправился некачественным топливом, и что при этом делать

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Заправка – процесс привычный (для тех, кому он непривычен, мы написали отдельное руководство). А вот последствия заправки некачественным топливом – штука неизведанная для многих, но ошибиться в ее определении трудно. Как понять, что вы заправились плохим топливом, и что делать в такой ситуации?

Ошибиться здесь будет трудно: обо всем расскажет ваш автомобиль. Бензин плохой, если:

Стоит упомянуть и всевозможные «экспресс-тесты», предлагаемые для оценки качества топлива. Так, обычно говорится, что бензин должен быть прозрачным, а для его оценки нужно капнуть его на лист бумаги или на руку и взглянуть, что осталось после его полного испарения. Если на поверхности остались жирное пятно, черные точки или прочий мусор, это наглядно говорит о том, что бензин плохой. Все это правда, вот только проводить такой тест перед каждой заправкой попросту невозможно – как и следовать совету понюхать топливо на предмет запаха серы. Запах, исходящий от емкости с бензином, настолько силен, что вы вряд ли ощутите явный аромат серы до того, как вам станет дурно от вдыхаемых паров.

Прежде всего – порыться в машине и найти чек с АЗС: это ваше главное и единственное доказательство на случай дальнейших разбирательств. Дать однозначный совет по поводу продолжения движения нельзя. Да, в обычных условиях вам следует немедленно остановиться, заглушить мотор, вызвать эвакуатор и приступить к устранению последствий заправки и защите своих прав. Но если за окном лютый мороз, вы уже отъехали от заправки километров 50, а ближайший эвакуатор находится в областном центре, то риск замерзнуть на трассе куда страшнее, чем потенциальный ремонт мотора. Однако, продолжая движение, уже стоит понимать, что вы делаете это на свой страх и риск.

В идеальном же случае следует действовать так:

Прибывший эксперт возьмет пробы из вашего бака и колонки, где вы заправлялись. Проб должно быть по три: одна непосредственно для анализа, одна для АЗС и одна контрольная, с которой можно будет свериться при возникновении разногласий. Если результат анализа подтвердит, что топливо было некачественным, вам должны возместить как стоимость экспертизы, так и стоимость устранения последствий неудачной заправки. Правда, возмещение это может пройти как в досудебном, так и в судебном порядке.

Совет немедленно заглушить машину и прекратить движение из предыдущего пункта – вовсе не преувеличение. Если у вас современный автомобиль, последствия езды на плохом бензине могут быть весьма недешевыми. Первыми пострадают свечи: они, кстати, являются и элементом первичной диагностики. Налет на них – например, красный или черный – говорит о том, что топливо плохое. Следующим элементом, напрямую страдающим от «паленки», является топливная система: забиваются фильтры грубой очистки (сеточка на бензонасосе) и тонкой очистки, что увеличивает нагрузку на бензонасос и снижает его ресурс. Не очень хорошо себя чувствует система впрыска и датчики вроде лямбда-зонда. Еще одной дорогой деталью, чувствительной к качеству топлива, является катализатор. Ну а кроме всего прочего, возникающая при работе на плохом топливе с низким октановым числом детонация активно вредит цилиндропоршневой группе, повышая износ мотора в целом.

Некачественный бензин опасен еще и тем, что последствия его использования зачастую не заметны сразу же. Так, небольшое содержание влаги может не вызвать серьезных отклонений в работе мотора, а вот спровоцировать или усугубить коррозию топливной системы – вполне. Повышенное содержание серы, которое, как мы уже говорили выше, практически невозможно определить «на глаз», негативно сказывается на алюсиловом и никасиловом покрытии стенок цилиндров. Бензол и метанол тоже не заставят двигатель заглохнуть, но в долгосрочной перспективе станут причиной и малого ресурса катализатора, и коррозии в топливной системе. Поэтому, выбирая даже заправку «на каждый день», будьте максимально критичны в оценке.

Одна явно неудачная заправка обойдется вам дорого не только в случае поломки. Для абсолютно полного устранения последствий придется провести немало работ:

Разумеется, какие-то пункты вроде проверки форсунок чуть менее важны, чем промывка бензобака, и без них можно обойтись при последовательном выяснении последствий путем дальнейшей эксплуатации машины. Но при ведении диалога с АЗС и планировании ремонта учитывать их нужно обязательно.

Источник

Что делать, если заправился плохим бензином

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Большое количество свинца, ацетона, металлосодержащих присадок, воды и других лишних примесей в бензине и дизельном топливе может стать причиной быстрой поломки даже нового мотора. Залитый некачественный бензин может проявить себя не сразу — все зависит от уровня топлива в баке. Бывают ситуации, что двигатель глохнет практически мгновенно после посещения АЗС. А иногда плохой продукт добирается до топливопровода только после 20-30 километров. И уже потом мотор начинает троить и отказывается заводиться.

В таких случаях водители не сразу связывают возникшие проблемы двигателя с качеством топлива. Автомобилисты теряют чеки, забывают, где заправлялись в последнее время. Когда экспертиза вскрывает причины, может оказаться уже поздно. Поэтому одно из главных правил автовладельца — всегда хранить чеки с заправок. Так будет проще предъявить претензии АЗС в случае проблем.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Если мотор начал вести себя странно, не набирает обороты, слышен металлический стук — немедленно прекращайте движение. Чем меньше двигатель проработает на плохом бензине или дизеле, тем лучше. Если вы заправлялись недавно, немедленно возвращайтесь на АЗС и сообщите о проблеме. Также позвоните на горячую линию топливной компании. Сообщите время, количество залитого топлива, номер станции, которой вы пользовались.

Руководство автозаправки должно обеспечить вызов эксперта лицензированной лаборатории, который возьмет пробы топлива из колонки АЗС и из бака вашего автомобиля. Забор продукта должен обязательно проходить в присутствии представителя заправки и свидетелей. У крупных топливных брендов в распоряжении обычно есть собственные передвижные лаборатории. Анализ с их помощью можно провести очень быстро — в течение 15–20 минут. Если бензин окажется некачественным, стоимость ремонта должна возмещать сама заправка.

«Автомобилист заправился на АЗС, там ему продали товар — топливо. Если оно некачественное, вступает в силу действие закона «О защите прав потребителей, — объяснил автоюрист Александр Кравченко. — Уведомить АЗС о проблеме нужно как можно скорее. Также параллельно стоит направить жалобу в Росстандарт, который занимается проверкой работы заправок. Так шансы выявить некачественное топливо будут выше. Если технический эксперт в дилерском центре выявит проблему с двигателем именно из-за топлива, вы должны получить на руки экспертизу с этими выводами. На ее основе нужно отправить претензию в адрес заправочной стации. К ней приложить счет на оплату работ по ремонту или квитанции об оплате, если ремонт уже выполнен. И потребовать в течение десяти дней возместить все убытки, связанные с починкой. Претензию нужно обязательно отправлять с отметкой о получении».

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Заправка может согласиться с доводами автомобилиста и урегулировать конфликт в досудебном порядке, чтобы история не получила огласки. Но есть шанс получить отказ — тогда следует обращаться в суд. Водителю придется подтвердить, что он заправлялся на этой АЗС: нужно будет предъявить чеки, имеющиеся экспертизы. Возможно, в соцсетях получится найти других водителей, которые пользовались этой же АЗС и попали в такую же ситуацию.

Если чек потерян, ищите свидетелей или попробуйте получить записи с видеокамер, на которых виден процесс заправки. Суд обязательно назначит проведение новой экспертизы двигателя. Если автомобилист сможет доказать факт продажи ему некачественного топлива, АЗС придется компенсировать все расходы, включая стоимость ремонта и экспертиз.

Юристы предупреждают: иногда поломки могут быть связаны не с плохим бензином, а с самим двигателем. А если проблема проявилась давно, на АЗС уже могли залить всю неудачную партию топлива по другим автомобилям. Тогда выявить некачественный бензин при помощи проверки может не получиться. В таком случае стоимость судебной экспертизы и ремонт двигателя придется оплачивать самому водителю.

Источник

Пять признаков того, что вам залили плохой бензин

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

В случае отказа вызываем независимых экспертов, а заодно и сотрудников ГИБДД. Подозрительное топливо из бензобака позже следует слить, для чего имеет смысл воспользоваться эвакуатором и отбуксировать машину в сервис.

Однако в ряде случаев после заправки на подозрительной АЗС сильной детонации мотора не наблюдается, но тем не менее на глазах снижается приемистость машины, притупляются реакции на подачу газа, и двигатель, как говорят, перестает тянуть. Считайте, вам повезло, если причиной «овощных» реакций стала заправка бензином с низким октановым числом.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

В этом случае (если бак неполный) можно просто долить хорошего топлива на проверенной или вызывающей доверие сетевой заправке. В других случаях имеет смысл полностью слить горючее из бака, а возможно также промыть топливную систему.

Лакмусовой бумажкой в буквальном смысле может стать обычный лист бумаги. Капните на него горючим, вызвавшим ваше подозрение. Если субстанция будет жирной и быстро не высохнет, это признак того, что топливо изобилует примесями.

Черный дым из выхлопной трубы после заправки может свидетельствовать о том, что вам залили либо абсолютный контрафакт, либо, как вариант, солярку вместо бензина или наоборот (эффект черного дыма могут вызвать присадки, которые не соответствуют типу вашего двигателя).

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Однако чаще всего речь идет о контрафактном горючем, которое не может полностью сгореть и выводится вместе с отработанными газами. Особая ситуация с дизельными агрегатами.

Заправка некачественным или низкооктановым бензином как правило ведет также к резкому повышенному расходу топлива, о чем рано или поздно просигнализирует борткомпьютер.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Перерасход может происходить по причине засорения топливного фильтра (блок управления будет пытаться нормализовать подачу горючего и посылать сигнал о необходимости продолжительного открытия форсунок), выхода из строя датчика массового расхода воздуха (он либо засоряется, либо пропадает сигнал в разъеме питания), а также при закоксованных выпускных каналах ГБЦ или забитом каталитическом нейтрализаторе.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Источник

Кому не капает: как решить проблемы независимых АЗС

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Представители независимых АЗС обратились к премьер-министру Мишустину с просьбой вмешаться в ситуацию с убыточностью розничного бизнеса на внутреннем топливном рынке. В Совете Федерации и Госдуме заверили, что проблемы частных АЗС действительно требуют решения. Между тем правительство уже задумалось о мерах с целью сохранения независимых АЗС, которые в инфраструктуре топливообеспечения страны занимают весьма значительное место. Подробности — в материале «Известий».

Сохранить конкуренцию

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Правительство РФ намерено сохранить конкуренцию на рынке моторного топлива, поскольку необходимо создавать условия не только для крупных компаний, но также для малых и средних, что поможет удерживать рост цен в пределах инфляции. Об этом «Известиям» сообщил главный редактор информационно-аналитического департамента Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) Александр Швед.

— Сейчас независимые АЗС нуждаются в поддержке правительства, так как конкурировать с вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) объективно сложно, особенно если речь идет о государственных компаниях, — рассказал Александр Швед. — Государство будет создавать максимально благоприятные условия тем независимым АЗС, которые напрямую работают с крупными нефтяными компаниями и не создают монополию на локальных региональных рынках. Речи о закрытии независимых АЗС в России не идет.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Как сообщил прессе вице-премьер Александр Новак, правительство займется балансировкой рынка независимых АЗС. Чиновник отметил, что в настоящее время у независимых операторов АЗС ситуация хуже, чем у ВИНКов, так как они вынуждены покупать топливо по биржевым ценам.

Дело в том, что перед этим Российский топливный союз направил письмо (есть в распоряжении «Известий») премьер-министру Мишустину касательно ухудшения ценообразования на рынке моторных топлив. В документе предложен ряд мер, в том числе повышение экспортной пошлины на нефтепродукты. Также РТС предлагает увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15% по бензинам и до 10% по дизелю от объема производства, устранение покупок товара в основную торговую сессию нефтяными компаниями и аффилированными с ними лицами непосредственно или через третьих лиц. Подчеркивается необходимость исполнения поручения федерального правительства, данного почти два года назад, в части субсидирования железнодорожных перевозок топлива на Дальний Восток.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

— Сейчас правительство прежде всего обеспокоено пошатнувшимся состоянием заправок как бизнеса и, к сожалению, устранением собственной ошибки, — сказала управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. — Ошибка заключалась в том, что независимых заправщиков не услышали в 2020 году, когда те просили хотя бы признать их пострадавшей от коронавируса отраслью, чтобы воспользоваться льготами, и реализовать предложенные ими меры. В итоге если АЗС крупных компаний в 2020 году в условиях коллапса рынка могли позволить себе работать в убыток, мелкие компании были вынуждены выживать.

По опросам участников рынка, независимые АЗС на фоне скачков оптовых цен только в течение января-февраля на 11% работали в убыток. Вся прибыль уходила на обеспечение нужд бизнеса (налоги и отчисления, зарплата сотрудников и т.д.).

— Рост оптовых цен в течение года на 20–30% уже нельзя игнорировать, — говорит специалист WMT Consult. — Один из представителей независимых АЗС назвал комфортную стоимость литра бензина — плюс 5–6 рублей к нынешней розничной цене. Правительство такого резкого повышения цен, разумеется, не допустит, поэтому назрела необходимость заняться этой отраслью адресно.

Представитель ООО «УссурНефтеПродукт» Анна Иванова характеризовала условия, в которых приходится работать независимым АЗС, как «демпинг».

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

— Розничные сети независимых АЗС зажаты в тиски между негласно регулируемыми, в пределах инфляции, ценами на АЗС ВИНК и крупнооптовыми ценами, сформированными по результатам биржевых торгов, которые в наших реалиях не являются рыночными, — говорит Анна Иванова. — Так как процесс ценообразования регулируется предложением от производителей, учредителями биржи и с помощью манипулирования объемами продаж, особенно на дальневосточных базисах, цены в опте достигают максимальных значений, зачастую превышая розничные с учетом доставки товара до АЗС.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

То, что в 2021 году впервые в истории российского рынка нефтепродуктов сложилась очень сложная ситуация именно в сегменте независимых АЗС, подтвердил «Известиям» и управляющий партнер ООО «Петролеум Трейдинг» Дьяченко Максим.

Проблема убыточности независимых АЗС оказывает негативное влияние и на потребителей. По информации от участников рынка, отдельные операторы независимых сетей АЗС, стараясь минимизировать убытки, если и не закрываются совсем, то отказываются от торговли АИ-92, как продукта, реализация которого приносит самые ощутимые убытки. Увы, но еще одним способом повысить маржинальность торговли топлив на АЗС для независимых операторов является торговля суррогатами автобензина и дизтоплива, рассказывают в «Петромаркете».

«Известия» обратились за разъяснениями в Минэнерго, ФАС и в канцелярию заместителя председателя правительства России Александра Новака. Также «Известия» отправили запросы различным частным АЗС по всей стране, а также нескольким крупным ВИНКам.

Нагрузка растет

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Постоянный рост цен на нефтепродукты в России наблюдается с 2009 года, когда регуляторы стали активно вмешиваться в розничное ценообразование по принципу «инфляция минус», объяснил «Известиям» член Совета Федерации Геннадий Орденов.

— До этого периода мы наблюдали и рост, и падение цен на стелах вслед за динамикой нефти, — говорит сенатор. — Независимый сектор на рынке нефтепродуктов теряет свою долю год от года. По мнению предпринимателей, нет смысла строить новые заправки — эти инвестиции не окупятся. Налоговая нагрузка на внутренний рынок постоянно растет — акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо увеличились примерно в три раза с 2014 года, НДС был повышен на два процентных пункта.

Член комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич уточнил в беседе с «Известиями», что с 2018 года независимые АЗС находятся в рамках ценового диспаритета оптовых и розничных цен.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

— С момента подписания так называемого «протокола Козака» и определения индикативных цен на мелком опте и на стеле АЗС, розничные цены стали контролироваться ФАС, — разъясняет депутат. — Таким образом, был заложен механизм ограничения розничных цен на бензин и дизельное топливо уровнем «инфляция плюс налоги». И с того момента регуляторы начали активно декларировать, что они добились сдерживания роста цен на уровне инфляции, а иногда и ниже. Так случилось, что ряд вопросов, в том числе порученных к проработке лично президентом РФ, до сих пор не решен.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

По словам Станкевича, по сей день открыт вопрос с субсидированием перевозок топлива на Дальний Восток, не решен вопрос с разрешением торговли на АЗС слабоалкогольной продукцией, не увеличены до необходимых и реальных цифр обязательные нормы реализации на бирже, не решен вопрос с ограничениями нагрузки на ось, что ведет к перепробегам и дополнительным затратам при перевозке топлива с нефтебаз до АЗС автотранспортом, и множество других вопросов.

Исправить ситуацию с убыточностью розничной реализации топлива можно, отпустив розничные цены или любым способом воздействуя на оптовые (например, при помощи корректировки «демпфера»), считает руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая. В свою очередь, коммерческий директор «ОМТ-Консалт» Радик Саитов ожидает, что правительство РФ в ближайшее время пойдет на меры, которые «будут направлены на биржевую торговлю».

В ряду проблем

На сегодняшний день в России работают порядка 27 тыс. автозаправочных станций. Примерно 33–35% от этого количества принадлежат ВИНКам, а также «Газпрому», остальное — независимым игрокам. Такие данные предоставил «Известиям» Институт национальной энергетики. Однако по сведениям ОМТ-Консалт, по итогам 2020 года в РФ действовало 23 тыс. АЗС. Из них 14 850 принадлежат независимым АЗС (65%), и их доля в реализации моторного топлива в РФ составляет 31%.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

— При этом в объеме реализации моторных топлив пропорция противоположная: независимые реализуют лишь 30–40%, — рассказывает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Около половины всего бензина и дизельного топлива в России реализуется через сеть заправочных станций всего трех крупных компаний. Подчеркну, что часть независимых игроков работает на рынке на уровне крупнейших сетей ВИНКов, — говорит он. — Но другая часть в силу разных причин старается зарабатывать исключительно на топливе. И для них оптовые цены являются критическими. Некоторые из этих игроков жалуются на невозможность предлагать потребителям среднерыночные цены и при этом зарабатывать. Фактически такие «топливоориентированные» заправки находятся на предыдущей стадии рыночного развития.

Но кроме проблемы, связанной с топливной составляющей (маржой) бизнеса, есть еще целый ряд проблем, с которыми большая часть рынка АЗС сталкивается сегодня, включая высокую стоимость банковского обслуживания, в частности эквайринга, добавил старший менеджер отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ Евгений Шапин. На сегодняшний день комиссия по данным видам услуг составляет 1,4% (для сравнения, мировой бенчмарк — 0,4%). С учетом того, что объем транзакций по картам может составлять до 70% от всего числа операций, данный вид расходов может быть весьма существен для отдельных игроков.

Сопутствующие АЗС

Проблемы независимым АЗС создает волатильность цен на топливном рынке, полагает член экспертного совета института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), руководитель проекта Tekface Ирина Кезик. Если вертикально интегрированные компании более устойчивы к разнице цен на бирже и в рознице за счет своей структуры, то независимые испытывают проблемы в случае роста цен. Их маржинальность заметно снижается.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

— Регуляторы постоянно рекомендуют увеличивать объемы, торгуемые на бирже, но этих мер недостаточно, — считает Ирина Кезик. — Объем продаж бензина через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ) в январе–августе составил 23,3% от общего объема производства в России при нормативе по приказу ФАС и Минэнерго в 11%. Тем не менее проблемы возникают.

Специалистка ИРТТЭК замечает, что участники рынка неоднократно призывали к отмене или пересмотру демпферного механизма, который работает на разнице между экспортной ценой топлива и индикативной внутренней ценой, размер которой закреплен в законодательстве и ежегодно индексируется на 5%. На взгляд Ирины Кезик, чтобы поддержать независимых игроков рынка, можно было бы разрешить продажу сопутствующих товаров, которые, по разным оценкам, приносят АЗС 60–65% прибыли.

Источник

Независимые АЗС предупредили о волне банкротств

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Рынок бензина с начала года переживает серьезный кризис. При этом участники рынка отмечают, что многие АЗС работают себе в убыток, и ситуация с каждым днем только усугубляется. Волна банкротств на рынке — следующий этап развития сложившейся проблемы.

Участники рынка уже «кричат» о проблемах АЗС, заявил «Газете.Ru» президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов. По его словам, несмотря на то, что оптовые цены сейчас пошли чуть-чуть вниз, проблему это никак не решает.

«Независимые операторы сплошь и рядом находятся в убытках. И даже Shell, несмотря на несравнимо больший запас прочности, заявляет о проблемах. Просто накипело, и уже сложно молчать», — сказал он.

По оценкам Баженова, острее всего ситуация наблюдается в регионах, в которых сохраняется дефицит оптового предложения сырья. Традиционно хуже всего дела обстоят на Дальнем Востоке, непростые условия и в Восточной Сибири.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Ранее в корпорации Shell предупредили о риске банкротства некоторых АЗС в России в связи с тем, что топливная розница для компаний остается нерентабельной.

«Газета.Ru» направила запросы по рыночной ситуации в «Татнефть», Shell, «Сургутнефтегаз» и «Лукойл».

Когда обострились проблемы

Проблемы у независимых АЗС, не входящих в состав вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), таких как «Лукойл», «Татнефть» и т.д., начались не сегодня, отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. В течение нескольких лет их доля на рынке снижалась.

«Если еще три-четыре года назад доля независимых операторов составляла 70%, а доля реализованного топлива – 30%, то сейчас цифры выглядят по-другому. В настоящее время на долю независимых АЗС приходится 60% рынка продаж топлива и 25% реализованного топлива. В стране действует 23 тыс. АЗС, из которых больше 30% принадлежат крупным компаниям», — рассказал он «Газете.Ru».

По его словам, заправки терпят убытки, так как маржинальность бизнеса резко снизилась: им не хватает средств для покрытия затрат. При продаже бензина АИ-92 АЗС получают убыток в размере 1,3 руб. с проданного литра, при продаже АИ-95 и дизтоплива – теряют 30 копеек с литра.

«Сейчас заговорили об этом, поскольку ситуация становится напряженной. Если раньше АЗС еще надеялись, что рост стоимости топлива – явление временное, то сейчас все больше опасений относительно дальнейших потерь для бизнеса. В среднем, по разным прогнозам, до конца года рынок могут покинуть около 10% независимых АЗС в России», — рассказал он.

В чем причины такой ситуации

Оптовые цены образуются на рыночных условиях, а розничные де-факто регулируются, отметил президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов. Демпфирующий механизм, который был введен в России, по сути, является «дискриминирующим» по отношению к независимой рознице, заявил он.

Баженов считает, что нефтяные компании в рамках своего производства получают субсидию, и у них есть возможность, несмотря на достаточно высокие оптовые цены, держать «рыночно необоснованные» цены на своих заправках. Независимые операторы такого вычета не получают, и в силу конкуренции вынуждены подходить к ценообразованию, исходя из позиций других компаний. «Оптовые цены в таких условиях могут быть выше, чем розничные», — пояснил он.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

«Самое неприятное, что конца и края этой ситуации особо не видно. Особенно тревожно мы смотрим на следующий год. Сейчас в связи с тем, что рынок неизбежно войдет в низкий сезон, ситуация чуть-чуть должна улучшиться, но ненормально работать в условиях, когда восемь месяцев в году убыточная экономика», — заявил Павел Баженов.

Сейчас розничные сети ВИНКов «приопустили» цены, отметил в беседе с «Газетой.Ru» основатель сервиса по онлайн-оплате топлива на АЗС Benzuber Артем Скворцов.

По его словам, для независимых АЗС конкурентная среда стала «невыносимой», поскольку динамика оптовых цен отличается от розничных. Такие «коллизии», когда оптовая цена почти равна, а то и выше розничной, бывали и раньше, но это были сезонные факторы.

«Просто сейчас эти «сезонные колебания» почему-то затянулись, и причины, почему регулятор так долго не вмешивается, непонятны. Складывается нерыночная ситуация», — сказал Скворцов.

Он добавил, что большие компании могут позволить смещать себе центр прибыли в добычу или переработку, а у независимых от ВИНК АЗС, которые фактически занимаются распределением и являются последней точкой доставки топлива в бак потребителя, такой возможности нет.

«Если это продлится еще два-три месяца, то сети начнут «сжирать» собственную оборотку. У моносетей, бизнес которых связан только с продажей нефтепродуктов, и их учредителей, у которых нет параллельного бизнеса, откуда можно бы было «влить» ликвидности в бизнес АЗС, риск банкротства очень высок, — заявил Артем Скворцов.

По его словам, в случае приостановки работы АЗС даже на неделю-две, восстановление реализации потом может занять несколько месяцев. Поэтому участники рынка буквально «терпят», чтобы не потерять клиентов, и при этом генерируют убытки, сказал он.

Основная проблема – в России нет независимой переработки нефти, отметил в беседе с «Газетой.Ru» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Получается, что крупные предприятия, которые этим занимаются, также продают топливо на бирже. ВИНКи своим АЗС продают топливо дешевле, чем оно торгуется.

«Независимые АЗС покупают топливо на бирже и попадают в ситуацию, при которой у их конкурентов стоимость на АЗС, как правило, меньше. Им надо либо самим прижиматься и сокращать свою маржинальность, конкурировать по цене с ВИНКами, либо сохранять цену, и тогда клиенты уедут к ВИНКам на соседнюю заправку», — пояснил эксперт.

Также ситуацию усугубило то, что всплеск стоимости нефти на внешних рынках «подстегивал» крупные компании не направлять на биржу дополнительно какие-то нефтепродукты, а продавать их на внешние рынки, добавил Юшков.

Что может помочь исправить ситуацию на рынке

Для начала можно предпринять оперативные шаги, чтобы «потушить пожар», заявил Павел Баженов. Это кратное увеличение объемов реализации топлива на бирже: объединение, в частности, выступает за 25% от производства по бензину (это почти двукратное увеличение по сравнению с нынешними объемами), и 15% — по дизелю. Такая мера позволила бы снизить оптовую цену. Кроме того, ценообразование в рознице должно идти по рыночным принципам, добавил Баженов.

диагноз азс что это. Смотреть фото диагноз азс что это. Смотреть картинку диагноз азс что это. Картинка про диагноз азс что это. Фото диагноз азс что это

Повышение квот по идее должно «насытить рынок» топливом, и цены в рамках конкуренции понизятся, полагает Игорь Юшков. Однако, по его словам, эффективность этой меры пока оценить сложно.

Меры для стабилизации ситуации, которые уже принимаются, просто «нерадикальны», рассказал аналитик «ФИНАМ» Сергей Кауфман. Он отметил, что весной был скорректирован демпферный механизм, повышался норматив по продаже топлива на бирже. Кроме того, после переговоров с правительством нефтяные компании (преимущественно это «Сургутнефтегаз») решили почти полностью отказаться от экспорта для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, заявил эксперт.

«На фоне вышеописанных мер, а также конца сезона отпусков и ремонтов НПЗ, оптовая цена на топливо в последний месяц непрерывно падает, хотя и не очень сильно. Вероятно, прежде чем вводить возможные дополнительные меры, Минэнерго попробует подождать некоторое время, пока рынок полностью учтет существующие меры», — считает он.

Топливный рынок — одна из наиболее чувствительных тем для населения, подчеркнул Кафуман. «Маловероятно, что правительство может допустить полноценный кризис в нем. Если АЗС действительно будут на грани банкротства, можно ожидать агрессивных действий от правительства, включая запрет на экспорт бензина, повышение нормативов по продаже топлива на бирже, корректировку демпфера и даже временное изменение налоговой системы в нефтянке», — полагает эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *