диагноз невролога анс что это

Астено-невротический синдром у взрослых и детей

Астено-невротический синдром имеет много синонимов, среди которых наиболее известным является название «синдром хронической усталости». Но даже этот термин не дает полного понимания о природе расстройства, хотя и в большей мере объясняет его появление и характер. В целом под астено-невротическим синдромом понимают особую разновидность невроза, которому наибольше подвержены люди с чувствительной, ранимой психикой.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

В последние годы наблюдается резкое увеличение количества случаев диагностирования этого заболевания, называемого еще неврастенией. Причем среди пациентов оказываются не только взрослые люди, но и дети разного возраста! Подобное является ярким отражением современного образа жизни, но при этом астено-невротический синдром нельзя назвать безобидным состоянием, так как в запущенных случаях он приводит к тотальной апатии, глубокой депрессии или даже суицидальным наклонностям. Поэтому очень важно вовремя обратить внимание на подкрадывающуюся беду и найти эффективный способ с ней справиться.

Причины развития астено-невротического синдрома

Основной причиной возникновения данного вида заболевания является наличие расстройства работы вегетативной нервной системы, что под действием частых стрессов, выраженного недостатка отдыха и действия других факторов перерастает в полноценный невроз. Поскольку подавляющее большинство современных людей живет в условиях бешеного ритма жизни, ежедневно и повсеместно подвергается стрессам, страдает от вредных привычек и, как правило, питается на ходу, не особо заботясь, о сбалансированности рациона, это усугубляет имеющиеся нарушения и в конечном итоге приводит к возникновению астено-невротического синдрома.

Наиболее подвержены развитию этого нарушения ранимые люди и дети, которые сильно реагируют на любые неудачи и раздражители, а также пережили психологические травмы, имеют проблемы с самооценкой, воспитываются в авторитарном стиле или страдают от завышенных ожиданий родителей.

Количество предпосылок для развития астено-невротического синдрома настолько многообразно, что не всегда удается точно определить, какие из них послужили причиной для его возникновения. Наиболее распространенными из них являются:

У детей основными причинами развития астено-невротического синдрома становятся:

Астено-невротический синдром и ранее диагностировался у детей, но сегодня количество таких случаев увеличилось в разы. Этому также способствует изменение образа жизни и повышение уровня стресса. Даже дошкольники могут становиться жертвами этого расстройства, не говоря уже про детей школьного возраста, на которых возлагается огромная умственная нагрузка.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Симптомы синдрома хронической усталости

Астено-невротический синдром относится к числу тех нарушений, которые развиваются медленно и могут долгое время протекать незаметно. Его первые симптомы могут быть настолько обыденными, что человек обычно не придает им никакого значения, списывает на проявление усталости и тем более не спешит записаться к врачу. Но со временем под действием внешних и внутренних факторов расстройство прогрессирует и существенно изменяет жизнь человека, что уже не может остаться не замеченным. Но главная проблема при этом часто заключается в резком нежелании что-либо предпринимать для исправления ситуации.

Изначально синдром хронической усталости может заявлять о себе:

У детей астено-невротический синдром проявляется значительно ярче, чем у взрослых. На его возникновение могут указывать:

Обычно люди обращаются за медицинской помощью только тогда, когда проблема зашла уже слишком далеко и возможности самостоятельно справиться с депрессивным состоянием нет. При этом на консультацию к врачу обычно записывается не сам больной, а его близкие и друзья, так как у него полностью отсутствует желание что-либо предпринимать для улучшения своего самочувствия.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

В целом все симптомы астено-невротического синдрома можно разделить на 3 большие группы:

Стадии

В течении астено-невротического синдрома выделяют 3 стадии, которые последовательно сменяют друг друга при отсутствии своевременного вмешательства. На первой или гиперстенической стадии крайне редко сам больной или его близкие замечают наличие признаков отклонений от нормы. Постоянно увеличивающуюся усталость, раздражительность принимают за переутомление и временное явление.

Со временем человек начинает терять контроль над поведением, в результате чего он может внезапно рассмеяться или заплакать, но чаще реагирует даже на незначительные раздражители криком. Нередко наблюдается снижение памяти, способности к концентрации внимания, возникает бессонница, головные боли, слабость и резко падает трудоспособность. На этой стадии синдром хронической усталости или неврастения практически никогда не диагностируется. Поэтому он плавно переходит во вторую стадию развития.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

На 2-м этапе проявляется излишняя эмоциональность и возникают уже такие физические симптомы патологии, как головные боли, постоянная усталость, выраженное снижение работоспособности. Люди с астено-невротическим синдромом начинают испытывать проблемы со сном: их мучает бессонница и постоянная сонливость. Все время присутствует стойкое желание прилечь и отдохнуть. Проваливаясь в сон, больной может просыпаться от кошмара или нахлынувшего чувства тревоги, а отдых, даже продолжительный, не приносит желаемого ощущения бодрости и свежести. Каждое утро человек борется с собой, поднимаясь с постели не менее уставшим, чем ложился. При этом он становится плаксивым и обидчивым, любое даже случайно оброненное слово может его сильно ранить, что вызывает трудности при общении с другими людьми.

На третьей или гипостенической стадии признаки патологических изменений уже становятся очевидными. Постоянная усталость и беспокойство сменяются абсолютным безразличием ко всему, что происходит вокруг. Больной теряет интерес к новостям из внешнего мира и внутрисемейным, ему уже не интересны фильмы и развлечения, он старается изолироваться от общества и избегает общения с другими людьми. В итоге наступает затяжная депрессия, справиться с которой можно только с помощью адекватной медицинской помощи.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Последствия

Если игнорировать признаки неврастении и не провести соответствующее ситуации лечение, со временем заболевание может иметь достаточно опасные для физического здоровья последствия. Оно может приводить не только к хроническим головным болям, пищевым нарушениям, развитию фобий и снижению либидо, но и к:

Кроме того, нельзя забывать, что затяжные депрессии чреваты появлением стойких мыслей о суициде. Поэтому астено-невротический синдром может иметь весьма серьезные последствия, что не позволяет игнорировать его или относиться халатно.

Не менее опасен синдром хронической усталости и для детей. В силу не оконченного формирования организма у них он приводит к нарушению гормонального фона, следствием чего могут стать заболевания щитовидной железы, нарушения развития, а также сахарный диабет, а в дальнейшем и нарушения репродуктивной функции.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Диагностика и лечение астено-невротического синдрома

Для диагностики заболевания не требуется проведения сложных процедур. Для выявления неврастении достаточно опроса невролога, но важно, чтобы пациент был полностью откровенен и не скрывал никаких подробностей. Для опытного специалиста не составляет труда определить только по имеющейся клинической картине астено-невротический синдром еще на первых стадиях его развития, не говоря уже про третью. Потому и лечение назначается сразу же.

Главной трудностью диагностики является обнаружение причины или комплекса факторов, спровоцировавших развитие заболевания. Этому моменту всегда придается первостепенное значение, так как именно путем воздействия на причину можно полностью решить имеющуюся проблему, тогда как симптоматическая терапия даст эффект лишь на время. Но, к сожалению, сразу выявить все факторы удается не всегда.

Лечение астено-невротического синдрома всегда носит комплексный характер и подразумевает проведение:

При обнаружении заболевания у ребенка обычно достаточно скорректировать образ жизни. Устранения из меню откровенно вредных продуктов и содержащих кофеин напитков с заменой их на свежевыжатые соки, фрукты, овощи, ягоды, а также отказ от длительного просмотра телевизора, компьютерных игры и т. д. обычно помогает привести состояние ребенка в норму. Весьма полезны продолжительные прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном. При этом важно установить режим дня и строго его придерживаться, чтобы малыш ложился спать в одно и то же время и мог полноценно отдохнуть.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Медикаментозная терапия и физиотерапия

Характер медикаментозной терапии подбирается в соответствии с тяжестью течения синдрома хронической усталости. Поэтому если на 1-й стадии его развития достаточно использования фиточаев или средств народной медицины в сочетании с приемом комплексных витаминных препаратов, то при более серьезных изменениях требуется назначение ряда седативных препаратов и антидепрессантов.

Таким образом, медикаментозное лечение синдрома хронической усталости может включать:

Действие препаратов дополняют назначением физиотерапевтических процедур. Чаще всего при астено-невротическом синдроме рекомендуют пройти курс сеансов рефлексотерапии и электросна.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Многим приходится по душе аромотерапия. При отсутствии аллергии никто не может запретить пациенту использовать этот метод лечения для нормализации психологического состояния и преодоления имеющихся проблем. Но аромотерапия может выступать только в качестве вспомогательного метода лечения, не заменяя назначенной врачом схемы терапии.

Психотерапия

Поскольку в развитии астено-невротического синдрома большую роль играют особенности личности и психологические факторы, лечение заболевания, особенно на поздних стадиях развития, невозможно представить без помощи психотерапевта или психолога. Этот специалист поможет обнаружить глубинные проблемы личности, травмирующие ситуации и проработать их, чтобы устранить создаваемое ими давление.

Практически всегда больным рекомендуется найти для себя отдушину – какое-то хобби, которое будет доставлять удовольствие и помогать расслабляться. Это может быть любое занятие от вязания, рисования, до занятий с домашним животным, коллекционирования монет или чтения.

Особенно эффективными элементами психотерапии для больных с астено-невротическим синдромом является арттерапия и пескотерапия. Рисование в целом помогает справиться с напряжение и выплеснуть любые накопившиеся эмоции и переживания, а нередко оно помогает докопаться до глубинного смыслы проблемы и найти легкий путь ее решения.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Дыхательная гимнастика отличается большой пользой для людей с синдромом хронической усталости, поскольку она оказывает расслабляющее действие на тело и заряжает хорошим настроением.

Коррекция образа жизни

Поскольку образ жизни человека играет далеко не последнюю роль в развитии астено-невротического синдрома, большое внимание уделяется его коррекции. Зачастую рекомендуется:

Диета при астено-невротическом синдроме заключается в отказе от употребления синтетических энергетиков, а также минимизации потребления кофе, чая, а также других содержащих кофеин напитков. Их заменяют травяными сборами, настоем боярышника или шиповника, чаем с ромашкой, мятой, мелиссой и т. д. Обязательно ежедневный рацион обогащают свежими фруктами и овощами. При этом желательно минимизировать количество потребляемых жареных и жирных блюд, выпечки.

Лечебный массаж и мануальная терапия

Обе процедуры подразумевают воздействие руками на мягкие ткани спины, что обеспечивает выраженный расслабляющий и оздоровительный эффект. Но мануальная терапия отличается от лечебного массажа тем, что в ходе сеанса специалист прорабатывает еще и позвоночник. Как известно, от его состояния зависит качество функционирования всего организма и в особенности нервной системы. Поэтому сеансы мануальной терапии позволяют воздействовать на основное звено развития синдрома хронической усталости – вегетативные нарушения.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Следовательно, и лечебный массаж, и мануальная терапия оказывают положительное влияние на скорость выздоровления больного. Но если при легких формах нарушения достаточно только лечебного массажа, то при более серьезных расстройствах или желании добиться максимального эффекта предпочтение стоит отдавать мануальной терапии.

Таким образом, практически каждый может столкнуться с таким заболеванием, как астено-невротический синдром. На начальных стадиях развития его нельзя рассматривать в качестве опасного для жизни состояния, но при игнорировании проблемы он все же может перейти в разряд серьезных нарушений. Но своевременно начатое комплексное лечение позволит полностью справиться с ним и вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Источник

Лечение астено-невротического синдрома

Астено-невротический синдром сложное расстройство высшей нервной деятельности и его нельзя игнорировать. Лечение астено-невротического синдрома с нарушением сна и ощущением слабости, постоянной усталости имеет свои особенности. Для этого в клинике Преображение используются модернизированные нейрометаболические восстановительные программы. Терапия подбирается и проводится в индивидуальном режиме, в зависимости от специфики формирования и функционирования организма.

Астено-невротический синдром имеет накопительное свойство и возникает в результате серьезных психологических и физических нагрузок. Специалисты клиники эффективно борются с проблемами, проводя индивидуальную восстановительную терапию на основании выявленных причинно-следственных связей.

Методики лечения астено-невротического синдрома мы подбираем строго индивидуально, поэтому эффективность достигает 100%, а длительность терапии в несколько раз сокращена, в отличии от других способов.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Лечение астено-невротического синдрома в клинике

Астено-невротический синдром можно рассматривать как патологически модифицированный вариант адаптации нервной системы в ответ на физическое и психическое перенапряжение, интоксикацию, сосудистых и гормональных сбоев или нарушений. В последнее время особое распространение получили астенические и невротические нарушения нервной системы. Поэтому при лечении астено-невротических состояний особое значение приобретает необходимость применения специфической комплексной медикаментозной терапии. В следствии того, что основным ведущим звеном астено-невротического синдрома являются патологические процессы, связанные с функционированием высшей нервной деятельности, на первый план выходит необходимость применения комплексной нейрометаболической терапии.

Лечение астено-невротического синдрома требует применение как медикаментозных, так и немедикаментозных методик. Биологическая терапия предполагает применение иммуномодуляторов, витаминотерапии и корректоров, а также использование других средств в зависимости от симптоматики и причин патологии. В легких случаях эффективным может оказаться пребывание в санаторно-курортных учреждениях, где проводится комплекс специфических процедур.

Не медикаментозные методики

Лечение астено-невротического синдрома без применения медикаментов как правило не приносит хороших, стойких результатов. Однако, в комплексе мер борьбы с этой патологией необходимость без медикаментозных методик очевидно. Выбор этих методов проходит совместно с лечащим врачом в индивидуальном порядке. Набор таких средств достаточно широк.

Основные без медикаментозные методы лечения астено-невротического синдрома

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Если не лечить астено-невротический синдром

В момент этого расстройства нервная система ослаблена и уязвима для формирования различной психической патологии. Нарушения сна становятся более тяжелыми и переходят в хроническую фазу. Общее состояние больного ухудшается и его уже можно квалифицировать как синдром хронической усталости. Это следующая фаза развития заболевания.

Сильно снижается работоспособность и социальная активность. Человек ощущает постоянную, изнуряющую усталость, которая не проходит даже после длительного отдыха. Появляются боли в разных частях тела. Ощущается общее недомогание с жалобами на различные расстройства органов и систем.

Возникают проблемы в сексуальной сфере и часто могут происходить сбои месячных циклов у женщин. Нарушается гормональный обмен.

Симптоматика нарастает и на первый план начинает выходить депрессия, тревожные состояния, навязчивости. В крайней степени истощенности нервной системы могут возникать острые психотические состояния (психозы).

Основные причины возникновения

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Симптомы астено-невротического синдрома

Проявление этого заболевания весьма разнообразно и зависит от индивидуаных параметров формирования нервной системы. Однако, существуют наиболее распространенные жалобы.

Астено-невротический синдром, это патологическое состояние высшей нервной деятельности, которое проявляется в виде ощущения постоянной усталости, жалобами на головную боль, нарушения сна, аппетита. Человек начинает испытывать трудности с памятью, концентрацией внимания, снижается работоспособность, появляется леность. Быстрое истощение ресурсов нервной деятельности приводит к повышенной раздражимости, спадом настроения, повышается уровень тревожности. Человек становится более мнительным, подозрительным, его начинают раздражать громкие звуки (музыка), резкие запахи (духи, дезодаранты), яркий свет. Не редко фон настроения может иметь волнообразный характер от повышенного до депрессивного.

Астено-невротический синдром существенно влияет на качество жизни человека и окружающих его людей. Это пограничное психическое состояние, которое требует максимально быстрого обращения к врачу психиатру и необходимости комплексного лечения.

Синдром хронической усталости может существенно повлиять на качество жизни пациента и окружающих его людей, поэтому считается серьезным психосоматическим заболеванием, требующим комплексного лечения.

Астено-невротический синдром: диагностика

Астено-невротический синдром может развиваться как у детей, так и у взрослых. Обычно очень трудно диагностируется в связи с наличием соматических жалоб, которые выходят на первый план. Подростки часто жалуются на головную боль, боли в области сердца, усталость, сонливость.

У взрослых, симптомы астении обычно выражены значительно ярче и разнообразнее. Проявления заболевания обычно наблюдаются интенсивнее во второй половине дня, а к вечеру достигают максимума. Отмечаются слабость и апатия, отсутствие желания выполнять какую-либо работу и снижение концентрации внимания. При выполнении упражнений, требующих умственных усилий, отмечают трудности в принятии решений, рассеянность, раздражительность, нарушение памяти.

Эмоциональное напряжение приводит к усилению симптоматики, что в конечном итоге может спровоцировать развитие депрессии, неврозов, неврастении.

Помимо основной симптоматики на первый план может выходить нарушения вегетативной нервной системы, такие как:

Дифференциальный диагноз

Астено-невротический синдром не редко сопровождает начальные стадии таких соматических заболеваний как: Артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, стенокардия; нарушения мозгового кровообращения; атеросклероз и другие.

Поэтому мы проводим дифференцированную диагностику для исключения соматической патологии.

Если вы заметили у себя вышеуказанные симптомы, то не стоит затягивать. Запишитесь на прием к нашему специалисту и пройдите дифференциальную диагностику. Диагностика астении включает комплексное обследование, цель которого — выявить патологию, послужившую причиной возникновения заболевания.

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Астено-невротический синдром: рекомендуем

Рекомендуется употреблять в пищу продукты, богатые витамином B и триптофаном (мясо, бананы, бобы, сыр и творог, молочные продукты и т. Д.). Аминокислотный триптофан отвечает за нормальную работу нервной системы — сон, расслабление и эмоциональное состояние, и является источником «гормона счастья» — серотонина.

Квалифицированные специалисты клиники Преображение помогут составить эффективную терапевтическую программу с учетом как истинной причины развития болезни, так и индивидуальных факторов.

Источник

Диагноз невролога анс что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

диагноз невролога анс что это. Смотреть фото диагноз невролога анс что это. Смотреть картинку диагноз невролога анс что это. Картинка про диагноз невролога анс что это. Фото диагноз невролога анс что это

Аннотация: Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений.

Статья:

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами.

Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).

Из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения — у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

1. Цереброгенная астения.

Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением.

Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»).

Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.

2. Резидуальная астения.

Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития.

Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез.

Данная форма имела место в 16 % случаев.

3. Дизонтогенетическая астения.

Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода.

Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.

В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии.

Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа).

Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле?

К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом — и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости.

Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).

Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не
могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь
переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС — состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка.

У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим.

При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью.

Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей
или преподавателей.

3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя.

4. Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках.

Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

5. В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело.

Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы. Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно
медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или
психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследований, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению.

Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую — на устранение самих астенических симптомов; в третью — на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки. Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой. Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия.

Нужна оптимизация пищевого рациона:

Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В, ноотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.

Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.

Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе, что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации.

Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей — и к различным нервно-психическим расстройствам.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.

В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают
распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико-психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, по-
рой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы
своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том
числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт, большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны.

Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.

С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания. В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже о враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств:

Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

Литература:

1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. — 2010. — № 11.

3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. — СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. — СПб.: Речь, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *