диффузная идентичность что делать
возможности терапии диффузной идентичности
возможности терапии диффузной идентичности
В терапии особое внимание уделяется тому, что делает «пограничный» клиент с диффузной идентичностью в сравнении с услвно-здоровыми образцами эмоционального реагирования и поведения.
Соответственно, ведущей целью терапии является актуализация у клиента более здоровых типов реагирования.
Интеграция диффузной идентичности, достигается:
Связь идентичности и эмоций в настоящее время подтверждается теориями и многочисленными исследованиями раннего развития. «Базовые блоки» психики собственно и представляют собой «помещенный внутрь» опыт ранних отношений Я – Другой. В качестве значимого Другого выступают, прежде всего, родители, опекуны. Связь между ребенком и родителем осуществляется посредством эмоций, которые субъективно окрашивают каждый эпизод взаимодействия и определяют направленность этих значимых моментов в отношения в дальнейшей жизни. Из тысяч таких, интегрированных в память, эмоционально окрашенных взаимодействий формируются устойчивые психические репрезентации Я и Другого, которые в результате и формируют идентичность. В этом плане успех или неудача в решении задач развития, привязанности, в плане эмпатии и резонанса со стороны заботящихся лиц, интеграции противоречивых переживаний и формирования навыков их регуляции являются определяющими факторами в формировании здоровой либо нарушенной личности.
Поэтому и терапия «пограничника» направлена на две цели: идентичность и эмоции, Именно эти сферы являются наиболее значимыми в плане прогноза и стратегий терапии.
Формирование эмоциональной зрелости у «пограничников» имеет свои особенности.
Они бывают крайне эмоционально нестабильны, что проявляется:
— Эмоциональными «бурями» с расстройством понимания и осмысления реальности;.
— Эмоциональной неустойчивостью в отношениях и оценках – в короткие промежутки времени интенсивные чувства к терапевту или окружению могут меняться несколько раз. Хаос в отношениях, негативные реакции окружения усугубляют дезадаптацию «пограничника»;
-Регрессией и конверсией эмоций в тело с психосоматическими проявлениями;
— Доминированием разрушительных примитивных аффектов в форме зависти, ярости, ненависти;
— Неразвитостью здоровых форм самоуспокоения. Чаще всего для нормализации эмоционального состояния «пограничниками» используются:
— «магические спасители», которым делегируется эта функция, в т.ч. и психотерапевт;
— психоактивные вещества, включая алкоголь и медикаменты;
— самодеструктивные действия (ожоги, порезы);
— манипуляции с телом (вызывание рвоты, расчёсывание кожи, изнурительные физические нагрузки и пр.).
Основной целью работы в этом плане является поддержка устойчивости к захлестывающим эмоциям. Этим достигается понимание, облегчение и знакомство с собственной эмоциональной жизнью. В процессе успешной терапии, чтобы удерживать эмоции в переносимых пределах интенсивности и продолжительности развиваются различные зрелые стратегии, приемы, которые снижают интенсивность дистресса и позволяют вернуться к полной сознательной оценке и анализу собственных переживаний с отказом от реакций «короткого замыкания» с «падающей шторкой» Зрелое обращение с собственными переживаниями ведет к отказу от избегающих стратегий с делегированием ответственности внешним объектам: психоактивным веществам, пище или магическим ритуалам и спасителям (медикам, психотерапевтам, партнерам).
Критериями эмоциональной зрелости являются:
-Осознание и различение разнообразных и меняющихся эмоциональных состояний;
-Интеграция противоречивых переживаний;
-Развитие устойчивости к переживанию интенсивных эмоций, использование их в качестве важных сигналов, появление способности регулировать их интенсивность;
Кернберг. НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИНДРОМ “ДИФФУЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ”
Кернберг. НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИНДРОМ “ДИФФУЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ”
Клинически “диффузная идентичность” представлена плохой интеграцией между концепциями Я (self) и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, непоследовательность поведения, которую невозможно интегрировать эмоционально осмысленным образом, и бледное, плоское, скудное восприятие других – все это проявления диффузной идентичности. Ее диагностическим признаком является то, что пациент не способен донести свои значимые взаимодействия с другими до терапевта, и поэтому последний не может эмоционально сопереживать концепциям его самого и значимых других.
С теоретической точки зрения недостаточность интеграции Я и концепций значимых других объясняют следующие гипотезы (Kernberg, 1975).
В психической организации пограничной личности существует достаточная дифференциация Я-репрезентаций от объект-репрезентаций, чтобы установить границу Эго (то есть четкий барьер между Я и другим). Психотическая структурная организация, напротив, предполагает регрессивный отказ от границы между Я – и объект-репрезентациями или нечеткость этой границы.
В отличие от невротических структур, где все Я-образы (и “хорошие”, и “плохие”) интегрированы в цельное Я и все “хорошие” и “плохие” образы других могут быть интегрированы в цельные образы, в психической организации пограничной личности такая интеграция не осуществляется, так что все Я – и объект-репрезентации остаются нецельными, взаимно противоречащими когнитивно-аффективными репрезентациями.
Неспособность интегрировать “хорошие” и “плохие” аспекты реальности Я и других связана с мощной ранней агрессией, активизированной у таких пациентов. Диссоциация между “хороши ми” и “плохими” Я – и объект-репрезентациями защищает любовь и “хорошее” от разрушения берущей верх ненавистью и “плохим”.
“Диффузная идентичность” раскрывается во время структурного интервью, когда терапевт узнает о крайне противоречивом поведении пациента в прошлом или когда переходы от одного эмоционального состояния к другому сопровождаются такими противоречиями в поведении и самовосприятии пациента, что терапевту очень трудно представить себе пациента одним целостным человеком. При тяжелой невротической патологии характера противоречивое межличностное поведение отражает патологический, но цельный взгляд пациента на себя и значимых других, а при пограничной организации личности сам этот внутренний взгляд на себя и других лишен целостности.
Так, например, пациентка с преобладанием истерической, то есть невротической, структуры личности сообщила во время интервью, что у нее сексуальные проблемы, но не смогла рассказать об этих проблемах. Когда терапевт указал ей на непоследовательность такого поведения, она ответила, что терапевт-мужчина будет получать удовольствие от того, что униженная женщина рассказывает ему о своих сексуальных проблемах, что в мужчинах может возникнуть сексуальное возбуждение, когда они смотрят на женщину как на низшее существо в сфере сексуальности. Концепция мужчины и сексуальности, унижающей женское достоинство, и разговор об этом является частью интегрированной, хотя и патологической, концепции себя и других.
Другая пациентка с инфантильной структурой характера и с пограничной личностной организацией выражала свое отвращение к мужчинам, которые используют женщину как сексуальный объект, рассказывала, как она защищалась от домогательств своего предыдущего начальника и как ей приходится избегать социальных контактов с людьми из-за грубости похотливых мужчин. Но в то же время она рассказала, что какое-то время работала “крошкой” в мужском клубе, и была крайне изумлена, когда терапевт заговорил о противоречиях между ее взглядами и выбором работы.
Диффузия идентичности проявляется и в том случае, если пациент описывает значимых людей, а терапевт не может собрать эти образы в цельную и ясную картину. Описания значимых других бывают настолько противоречивы, что больше походят на карикатуры, чем на живых людей. Одна женщина, которая жила в “тройном союзе” с мужчиной и другой женщиной, не могла описать ни их характеры, ни сексуальные взаимоотношения между этими людьми, и особенно свои отношения с каждым из них. Другая пограничная пациентка с мазохистической структурой личности описывала свою мать то как теплую, заботливую, чуткую к нуждам дочери женщину, то как холодную, равнодушную, бесчувственную, эгоистичную и замкнутую в себе. Попытки прояснить эти противоречия сначала усилили тревогу пациентки, а потом она почувствовала, что терапевт нападает на нее, критикует за такой противоречивый образ собственной матери и за “плохие” чувства к ней. Интерпретация, согласно которой пациентка проецирует свое чувство вины на терапевта, снизила ее тревогу, но причинила пациентке боль, когда она осознала, насколько хаотично ее восприятие собственной матери. Разумеется, пациент может описывать какого-то по-настоящему хаотичного человека, так что надо уметь отличать хаотическое описание другого от реалистического изображения человека, который хронически ведет себя противоречиво. Но на практике это легче, чем может показаться.
Структурное интервью часто дает нам возможность исследовать то, как пациент воспринимает терапевта и насколько пациенту трудно чувствовать эмпатию к стремлению терапевта собрать в единый образ восприятие пациентом терапевта. Короче говоря, структурное интервью представляет собой ситуацию исследования, в которой можно изучать и тестировать степень интеграции Я и восприятия объектов.
Четкая идентичность Эго является признаком невротической структуры личности с сохраненной способностью к тестированию реальности. Ненормальная, патологически-интегрированная идентичность встречается в некоторых случаях создания хронической бредовой системы как у пациентов с маниакально-депрессивным психозом, так и у шизофреников. Со структурной точки зрения, оба эти качества – интеграция и конгруэнтность с реальностью – позволяют различать психические организации личности невротика и психотика.
С этим неразрывно связана еще одна структурная тема: качество объектных отношений, то есть стабильность и глубина взаимоотношений со значимыми другими, что проявляется в душевном тепле, преданности, заботе и уважении. Другими качественными аспектами являются эмпатия, понимание и способность сохранять взаимоотношения в периоды конфликтов или фрустраций. Качество объектных отношений во многом определяется целостностью идентичности, включающей в себя не только степень интеграции, но и относительное постоянство Я-образа и образов других людей во времени. Обычно мы воспринимаем себя как нечто постоянное во времени, в разных обстоятельствах и с различными людьми и ощущаем конфликт, когда наш Я-образ становится противоречивым. То же самое можно сказать о нашем отношении к другим. Но при пограничной личностной организации это постоянство образа во времени утеряно, у таких пациентов страдает реальное восприятие другого человека. Продолжительные взаимоотношения пограничного пациента с другими обычно сопровождаются растущими искажениями восприятия. Такому человеку трудно чувствовать эмпатию, его взаимоотношения с другими хаотичны или бледны, а близкие отношения испорчены характерным для этих пациентов сгущением генитальных и прегенитальных конфликтов.
Качество объектных отношений данного пациента может проявляться в его взаимоотношениях с терапевтом на интервью. Несмотря на непродолжительность, эти диагностические взаимоотношения часто позволяют отличить невротика, который постепенно устанавливает нормальные личные отношения с терапевтом, от пограничного пациента, который всегда устанавливает отношения хаотичные, пустые, искаженные, если они вообще не блокируются. В том случае, когда мы встречаемся с психотической организацией личности, когда тестирование реальности утеряно, можно ожидать еще более серьезное нарушение взаимоотношений терапевта и пациента. Именно комбинация таких нарушений во взаимодействии с людьми, при которых сохраняется тестирование реальности, особенно характерна для пограничной личностной организации. Частое переключение внимания с актуального взаимодействия пациента и терапевта, проводящего интервью, на сложности пациента во взаимоотношениях со значимыми другими дает добавочный материал для оценки качества его объектных отношений.
Диффузная идентичность что делать
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
От травмы привязанности к » диффузной идентичности». Или про » дом на болотистой почв
» Диффузия идентичности проявляется и в том случае, если пациент описывает значимых людей, а терапевт не может собрать эти образы в цельную и ясную картину. Описания значимых других бывают настолько противоречивы, что больше походят на карикатуры, чем на живых людей. Одна женщина, которая жила в “тройном союзе” с мужчиной и другой женщиной, не могла описать ни их характеры, ни сексуальные взаимоотношения между этими людьми, и особенно свои отношения с каждым из них. Другая пограничная пациентка с мазохистической структурой личности описывала свою мать то как теплую, заботливую, чуткую к нуждам дочери женщину, то как холодную, равнодушную, бесчувственную, эгоистичную и замкнутую в себе. Попытки прояснить эти противоречия сначала усилили тревогу пациентки, а потом она почувствовала, что терапевт нападает на нее, критикует за такой противоречивый образ собственной матери и за “плохие” чувства к ней. Интерпретация, согласно которой пациентка проецирует свое чувство вины на терапевта, снизила ее тревогу, но причинила пациентке боль, когда она осознала, насколько хаотично ее восприятие собственной матери. Разумеется, пациент может описывать какого-то по-настоящему хаотичного человека, так что надо уметь отличать хаотическое описание другого от реалистического изображения человека, который хронически ведет себя противоречиво. Но на практике это легче, чем может показаться.»
Следовательно, обобщая всё вышесказанное, в формировании пограничной степени нарушенности, можно выделить следующую схему:
1. рождение ребёнка,
2. травма, полученная ребёнком, которая прерывает установление здорового симбиоза и привязанности с матерью,
3. несформированность привязанности с матерью блокирует формирование базового чувства безопасности к миру,
4. несформированность базового чувства безопасности к миру блокирует процесс психологического рождения,
5. заблокированное психологическое рождение блокирует процесс индивидуации,
6. неосуществившееся начало индивидуации блокирует формирование и развитие собственной прочной идентичности,
7. несформированность собственной идентичности структурирует так называемую » диффузную» или » расплывчатую» идентичность.
8. Не случившееся психологическое рождение моделирует пограничную структуру личности.
Идентичность. Кто я? Какой я?
В поле психологии понятие идентичности ввел Эрик Эриксон. Это сложная теоретическая концепция с серьезными, содержательными и практически полезными возможностями своего применения в психологической практике.
Попробуем посмотреть буквально «на пальцах» что это за штука, зачем нужна и какую пользу может принести.
Идентичность – это ответ на вопросы «кто Я» и «какой Я».
По сути, идентичность – это устойчивое динамическое самоопределение в различных областях и аспекта проявленности и потенциальной реализации Я.
Я – Вася, мужчина 32 лет, крутой ай-тишник, боюсь сенсорного мира, гантели считаю злом, неудачник с противоположным полом.
Я – Глаша, старая тетка 38 лет, вечно в долгах, невезучая во всем, со здоровьем как у космонавта.
Вот примеры двух идентичностей. То есть, того как человек себя определяет и во что он верит.
Дальше начинают работать различные процессы от самоисполняющегося пророчества до вытеснения и отрицания.
Вася умудряется не замечать, что минимум три симпатичные, интересные и умные девушки ищут его внимания и хотели бы с ним отношений. Он их «не видит», вполне искренне.
Глаша может игнорировать и давление «под двести», и свои возможности по прекращению затяжной операции по спасению мира и разбазариванию своих ресурсов, таким образом за неделю восстанавливающее ее финансовое состояние и возвращающее ей везение.
Если они начинают работать с психологом, то или рано или поздно выходят на тему самоидентификации и определяются с ней, или найденные решения будут работать несколько месяцев, а затем «само собой» будет происходить откат к прежнему образу жизни.
Идентичность – это очень мощная штука, буквально системообразующая для психики, при этом, что очень сильно радует, доступная для переопределения самим человеком.
Джеймс Марсия, канадский психолог, на базе концепции Э.Эриксона разработал поведенческие тесты для определения разных аспектов идентичности.
Он выделял четыре состояния идентичности.
Человек проживает определенные этапы своей жизни, проходит осознание, осмысление и делает выбор относительно своих целей, ценностей и убеждений о себе, о мире, и о других людях.
Наличие достигнутой идентичности позволяет ему с оптимизмом смотреть в будущее, уважать свое прошлое и настоящее, с благодарностью нести выбранные им обязательства и получать много ресурсов и энергии от наличия стержня и ясной картины себя (самоидентичности) и мира.
Достигнутая идентичность меняется в процессе жизни, достраивается и уточняется по мере расширения жизненного опыта.
Термин Э.Эриксона, который использует Дж.Марсия и он описывает состояние поиска новой идентичности в кризисе.
Прежние определения перестали работать, и человек активно ищет новые. Он собирает информацию во внешнем мире и размышляет о себе и о новых знаниях, проживает чувственную трансформацию.
Э.Эриксон определял некоторые общие для людей точки возрастных кризисов, в которых происходит определение самоидентичности.
Самый простой и яркий пример – подростковый возраст, второе рождение личности и активный, иногда очень болезненный процесс поиска ответа на вопрос «какой Я».
Когда родители или другие значимые взрослые интенсивно «впихивают» ребенку собственные представления о нем, о других и о реальности, то получают человека с предрешенной идентичностью.
Он может очень четко и ясно знать «кто он и какой он» и активно реализовывать это знание вовне.
Но, к горчайшему сожалению, у него зачастую бывает «отбита» способность мысли и самостоятельно решать и выбирать.
В силу этого, такие люди часто ведут себя ригидно и едва ли не фанатично, реализуя чужое представление об их Я.
Пример: «беспомощная барышня в беде» с парнем или мужем алкоголиком. Она может работать на трех работах, везти на себе хозяйство, воспитывать детей, между делом лечить побои и отлично выглядеть, но при этом она свято верит, что беспомощна, что достойна только вот такого, и без него пропадет и никому больше не нужна.
И действительно начинает «пропадать» — ужасно сильно страдать, если остается одна вынужденно.
Еще пример из современных реалий, когда девочке родители говорят «ты самая красивая, ты наша принцесса» и она в это верит.
А затем приходит в обычную школу, где таких принцесс десяток на класс, кроме обычных девочек, которые живые и симпатичные и умеют общаться с мальчиками и девочками.
И начинается трагедия длинною в годы, фильм «жизнь Принцессы в российских реалиях или почему меня никто не любит и никто со мной не дружит».
У человека нет ясных целей, ценностей и убеждений, он не пытается их сформировать.
При любом дискомфортном контакте с другими людьми, с реальностью они получают «удар» по слабенькой, запутанной и хаотичной идентичности, в результате чего испытывают болезненные эмоции: страх, панику, стыд, вину, тревогу и т.д. в зависимости от глубины регресса.
Человек с пограничной организацией личности – это человек у которого сочетается предрешенная (ригидная) идентичность и диффузная.
Человек с психотической организацией личности – это человек с хаотичной идентичностью (диффузная в состоянии спутанности, и ярко выраженная).
Человек в нарциссическом поле (аспекте) обладает диффузной нарциссической уязвимостью, т.е. если что-то идет «не так», то это не отдельное событие с соразмерными эмоциями, а нарциссическое обрушение в полюс ничтожности и страдания «мир против меня, я ничтожество», отчаяние, боль, ярость, гнев и сильная потребность восстановить равновесие.
Рисуем линию жизни, от Дня Рождения (можно чуток раньше начать, до точки «0», захватить стадию беременности – жизни зародыша) до гипотетической смерти (кто-то рисует до 96 лет, кто-то говорит «мне и 72 за глаза хватит», кто-то хочет «прожить 200» и это тоже очень показательный момент).
Отмечаете точку на линии – «Вы сейчас» (возраст).
Затем письменно отвечаем 30 раз на вопрос: Кто Я?
И 30 раз на вопрос Какой Я?
Делать за один подход, все, что придет в голову, искренне.
Еще один инструмент, который будет нам полезен – это Колесо Баланса жизни.
Рисуем круг, выделяем области и отмечаем в каждой степень удовлетворенности на сейчас о 0 до 100%
1. Я (личность)
2. Финансы
3. Карьера (работа, учеба)
4. Тело (здоровье, внешность, физическая форма)
5. Окружающий мир (климат, город, дом, комната и пр.)
6. Друзья (социальные связи по областям близости)
7.Хобби (интересы)
8. Отношения (семья, любовь, родительская семья)
-Можно ли поставить минус тысячу процентов?
-Да, можно
Для своего удобства можно выделять отдельные сегменты или оценивать область жизни в целом.
* Диффузная идентичность может проявляться тем, что человек говорит одно, на рисунке отмечает другое, а чувствует третье и четвертое в зависимости от внешних событий.
Предрешенная идентичность может проявляться через разницу в том, как человек чувствует и что говорит «рационально», либо в затруднении определить как для него – удовлетворенность есть? Насколько? Что не так? А что хотелось бы?
Мораторий или кризис – идентичность может проявится через осознанное «умом понимаю, что все хорошо, но или бесит, или печалит»
А теперь начинаем исследовать
Выбираем один аспект самоидентичности и начинаем исследовать что и как у вас с ним складывалось с самого начала.
То, где все отлично и оптимально – это ваши ресурсы, опоры.
То, где есть проблемы – это ваши зоны роста и развития.
Конечно же эту работу лучше проделывать совместно с вашим психологом, постепенно, вдумчиво, последовательно.
— сначала окинуть взглядом все поле целиком, наметить примерные проблемные и ресурсные зоны, а затем тщательно и детально прорабатывать каждую отдельно,
— сразу тщательно и детально исследовать каждый аспект, восстанавливая его, а общую картину можно будет увидеть уже позже, когда соберете все «пазлы».
Обращаю внимание на то, что в начале пути может быть состояние хаоса, растерянности – это нормально, как если вы начинаете генеральную уборку или ремонт, сначала некоторый хаос, затем тщательная проработка деталей, и только потом новая, созданная вами гармония.
Разрешение на самостоятельное определение идентичности, помощь и поддержка в создании идентичности созвучной природной сущности, самости – это то, что делают «достаточно хорошие» родители.
У ребенка есть две базовые потребности: в любви и в познании.
Поддерживая соразмерно каждую из них любящие родители помогают ребенку вырасти и прожить свою уникальную жизнь.
Иногда бывает так, что в силу разных причин родители блокируют один из потоков (любовь и познание) или даже оба.
И тогда в какой-то точке на линии жизни возникает не разрешенный кризис, не прожитое травматическое событие, либо, родительский интроект (убеждение) как кирпич цветок придавливает развитие какого-то из аспектов самости ребенка.
Создается ложная, предрешенная идентичность.
И мы начинаем исследование индивидуальной истории с опорой на 12 родительских предписаний.
В трансактном анализе они выделяются как негативные приказания, запреты.
Мы же будем смотреть сразу на разрешение и на то, какую идентичность человек может создать по данному аспекту в различные периоды своей жизни.
И на то, какие трудности могут подстерегать на пути развития его самости, и как их можно преодолеть.
Нажимая на каждую из следующих «карточек» мы смотрим отдельный аспект.
В процессе нужно соотносить общую картинку: линия жизни, развитие идентичности как реализации вашей самости, возникшие в жизни затруднения, неудовлетворенность реальной жизнью в актуальной области.
Если сложно делать это самостоятельно, то, пожалуйста, обращайтесь к психологу.
И, помните, что время на исследование и время и усилия на пререработку и изменения требуется разное.
Вы, для начала, можете просто как следует узнать себя, понять.
А после уже решать, где и как, в какой области жизни будете что-то менять, или оставите все так, как сейчас.
1. Живи! Идентичность: Я человек. Я живу.
2. Будь собой! Идентичность: Я женщина. Я мужчина. И ответ на вопрос КАКОЙ (какая) Я?
3. Будь ребенком! Идентичность: Я ребенок своих родителей.
4. Расти и взрослей! Идентичность: Я взрослый человек. Мне … лет. И это классно!
5. Будь успешным! Побеждай! Идентичность: Я мастер в том-то. Я отлично умею то-то. Я удачливый там-то. Я горжусь собой. Я рад себе.
6. Делай! Идентичность: Я – хозяйка. Я хозяин. Я умею действовать в реальном мире.
7. Думай! Идентичность: Я – личность. Я умею думать, я думаю и решаю. Я выбираю сам свои цели, ценности и убеждения.
8. Принадлежи! Идентичность: Я часть «мы». Я русский, я новосибирец, я из семьи такой-то.
9. Будь отдельным! Идентичность: Я – это я. Я – Вася. Я –Глаша.
10. Будь близким! Люби! Идентичность: Я – умею любить. Я свободно могу быть один.
11. Чувствуй себя хорошо! Идентичность: Я – здоровый человек, ценящих и ухаживающий за своим телом и здоровьем.
12. Чувствуй! Идентичность: Я – искренний и чувствующий человек, могу испытывать и переносить любые чувства человеческие.