дигитальный канал восприятия что это
Модель НЛП:: Метапрограмма: Предпочитаемая модальность
Фильтры восприятия
Каналы восприятия
Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства. И можно говорить, что существуют три канала восприятия:
Визуальный (В).
То, что мы видим. Образы, картинки, кино.
Аудиальный (А).
То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
Кинестетический (К)
(От «кинес” – «движение”, по-гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся Запах и Вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно поделить на 3 части:
Тактильные ощущения – ощущения кожи, осязание;
Внутренние – мышечные, ощущения в желудке, тепло;
метаощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр.
метаощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.
Если мы объединим все вместе, то получится:
Зрение (визуальная система).
Слух (аудиальная система)
Вкус.
Запах.
Кожная чувствительность (тактильные ощущения).
Внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло.
метаощущения – оценочные ощущения.
Репрезентативные системы
Каналы восприятия касаются именно получения информации от органов чувств. Когда речь идёт об обработке информации, о способе обращения к собственному внутреннему опыту человеком, говорят о репрезентативных системах.
Репрезентативные системы делят по сенсорному способу представления информации:
Схема
Предпочитаемая модальность
Обычно человек более ориентирован на одну из репрезентативных систем – он проводит в ней больше времени, она запускает его мышление и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это предпочитаемая модальность.
Визуалы
Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения.
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: «Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!»
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.
Я говорю своей жене:
— Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.
Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.
Кинестетики
А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они относительно медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати): «И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед. »
У Кинестетиков часто бывают трудности с планированием – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают «сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже». Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе «все эти красочные прелюдии и разговоры» Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его. Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.
Аудиалы
Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?»
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
— Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
— Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
— Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
— Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.
Дигиталы
Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
Отличия
Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.
Дигитал (Сенсорная типология)
67420 Помимо общепринятого разделения людей в зависимости от канала восприятия информации (аудиалы, визуалы и кинестетикы), выделяют таких людей, как дигиталы (дискреты).
Дигитал происходит от английского digital, что означает «дискретный». Если упрощенно охарактеризовать этот тип, то можно сказать, что для него на первом месте оказываются символы – слова и числа. Их тип восприятия направлен на логическое обоснование всего, что происходит вокруг. Именно среди этих людей встречается много математиков, шахматистов, программистов, юристов.
Выделение дигиталов в самостоятельную группу наряду с людьми, которые разделены в зависимости от доминирования конкретного анализатора, достаточно спорно. Логическое мышление к органам чувств отнести невозможно, его, скорее, можно определить как способ обработки информации.
Xарактеристика психотипа
«Чистые» дискреты в реальной жизни – это большая редкость, так как они также, как и многие, принимают и перерабатывают информацию посредством различных анализаторов. Можно говорить лишь о том, что такой тип восприятия преобладает у этих людей.
Дигиталы – это те, у которых отмечаются высокие способности к анализу. Считается, что они могут становиться манипуляторами, подстраиваясь под других и подражая их поведению.
Как узнать, что человек рядом – это дискрет? Часто его речь малоэмоциональная, он использует такие конструкции: «логично», «давайте рассмотрим», «следовательно», «отсюда сделаем вывод», «во-первых,… во-вторых».
Он редко говорит о красоте чего бы то ни было, но сразу отмечает функциональность вещи или пользу. Считается, что такой человек редко смотрит в глаза – визуальный контакт его отвлекает, взгляд другого человека является для него «лишней» информацией.
Существует мнение, что дискреты являются бывшими кинестетиками, которые вследствие травмирующих ситуаций научились скрывать свои чувства, контролировать эмоции и предпочтения. Так это или нет на самом деле, психология однозначного ответа не дает. Второй тип людей, который становится дигиталом – это часто ученые, бизнесмены, политики, у которых процесс восприятия начинает осуществляться через призму логики.
Общение с дискретом
Обычно у дигиталов прямая осанка и поднятая голова, а руки при разговоре скрещены, поза может быть «застывшей». Движения их не гибкие, часто резкие. Предпочитают держать физическую дистанцию с другими людьми.
Некоторые полагают, что дискретный тип личности отличается тем, что испытывает большие трудности в общении: эти люди не могут открываться другим, поэтому их часто воспринимают как закрытых и закомплексованных. Но, скорее всего, это связано с тем, что дигиталы не переносят общения с неумными людьми (коих, по их мнению, подавляющее большинство).
Дискрет очень любит работать с документами, искать факты, подтверждать их, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы. Любит объяснять сложное простыми словами. Больше всего в собеседнике ценит ум.
В обычной жизни дискреты спокойны, педантичны и предпочитают общаться по делу.
Как правило, дигитальный тип людей относится к весьма образованным. Вопрос о причинно-следственных связях образования, научной деятельности и проявления такого типа личности, как дискретный, остается в психологии открытым. Некоторые считают, что эта особенность восприятия влияет на выбор последующей профессии. Другие полагают, что именно под воздействием специфической деятельности получаются дискреты.
Беседа с этим человеком должна опираться на логические связи и обоснованные факты. Не стоит ждать, что он сможет отмечать красоту людей, вещей, явлений и выражать восторженность чем бы то ни было. Дискрет обычно – этот тот тип людей, которому часто недоступна эмпатия. Он испытывает большие трудности при восприятии информации, которая осуществляется посредством чувств и эмоций.
Дискрет встречается среди:
Все люди имеют смешанный тип восприятия, стопроцентный дигитальный встретить крайне сложно. Он может ярко проявляться лишь в каких-то определенных жизненных обстоятельствах (у кого-то это может происходить, например, при стрессе, у кого-то в процессе обучения и т. д.).
Итак, дискреты – такие люди, у которых рациональное превалирует над чувствами. Весь окружающий мир они предпочитают познавать и воспринимать с помощью логики. Психология пока не может дать точного ответа на вопрос, является ли эта особенность врожденной или приобретенной.
Дигитал (Сенсорная типология)
Дигитальная система, основанная на языке и поведении, формируется по мере взросления человека. “Дигитал”, так же как и “Визуал”, отделяется от своих чувств. Так как обучение языку происходит в жизни позже, чем появление визуальных, аудиальных и кинестетических возможностей, можно предположить, что человек становится “Дигиталом” в ответ на ситуацию, связанную с внешней средой. Большинство “Дигиталов” имели строение тела похожее на кинестетиков. Это дает возможность предположить, что принятие цифровой системы является средством, чтобы справиться (посредством диссоциации) с чувствами, которые могут быть не совсем приятными. Рисунок 27 иллюстрирует некоторые качества “Дигитала”.
Одной из интересных характеристик, которая, как кажется, совпадает с коммуникативной категорией человека, является размер губ. Особенно это касается нижней губы. Может быть, для вас покажется интересным сравнить это утверждение с вашими собственными наблюдениями.
Визуально ориентированные люди часто характеризуются довольно тонкими, сжатыми губами. Люди, действующие на основе кинестетической категории, обычно имеют более полные и мягкие губы, “Аудиалы” и “Дигиталы” различны в этом плане, но все же последние обычно имеют более тонкие и плотно сжатые губы.
У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо “поверх толпы”. Прикосновений не любят. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один человек:
«Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный…»
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и … съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов. Телом, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы…
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
«Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу… Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…»
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. это проходит, увы, мимо вашего сознания.
Но с другой стороны, можно восхищаться их действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте…
0 Rating 0.00 (0 Votes)
Кто такой дискрет?
Дискреты (или дигиталы) — это особый тип людей. Они ориентируются на смысл, содержание, функциональность и важность объектов. Люди-дискреты раньше мало встречались в обществе, как и любые другие «чистые» типы людей. Все-таки большинство людей пользуются разными системами для восприятия действительности в разных ситуациях, хотя какая-то система, безусловно, является главной. Сейчас их становится все больше.
Пройти тест на тип восприятия
Тип — дискрет в любой ситуации воспринимает информацию в формате «логично – не логично». Причем способность этих людей к анализу окружающей действительности приводит к тому, что для достижения каких-то своих целей дискреты могут манипулировать другими людьми. Они исследуют окружающих и способны подражать им.
Так, в ситуации общения с аудиалом они могут найти с ним общий язык, используя их слуховой канал обработки информации и их слова-предикаты. Также они могут общаться с визуалами посредством образов. С кинестетиками легко сходятся, рассказывая о своих ощущениях и эмоциях. Но делают они это только тогда, когда им это нужно. В остальных случаях дискреты не способны сопереживать, употребляют фразы «понимаю, что ты чувствуешь», «знаю, каково тебе сейчас» и т.д. При этом речь их сухая и безэмоциональная.
Когда инициатором общения с дискретом выступает кто-то другой, он, напротив, начинает задумываться, зачем человек это делает, ведя с собой внутренний диалог. Он пытается понять не то, что именно ему сказали, а зачем ему это сказали. Такой человек-дискрет напоминает «ходячий компьютер».
Среди детей дискретов не выделяют. Вообще дискретами не рождаются. Ими становятся в течение жизни. Считается, что большинство дигиталов – бывшие кинестетики, которые после каких-то событий научились скрывать свои чувства, в том числе и от себя. Когда их чувства вступают в конфликт с рациональностью, им проще заглушить их в себе полностью. Причем дискрет сначала осознанно пытается контролировать все поступки, предпочтения, телодвижения и эмоции, а затем делает это на бессознательном уровне. Также дигиталами могут становиться дети из неблагополучных семей, которых никогда не поддерживали, не понимали и даже не старались этого делать.
Как определить ребенка-дигитала
Дигиталы — это особенные дети, так называемые «умники», о которых часто говорят, что они развиты не по годам. Их очень мало, не более 1-2%. Среди школьников младших и средних классов дигиталов, как правило, не бывает. Проявление данного типа восприятия начинается в подростковом возрасте, с момента осознания ребенком того, что ему легче воспринимать действительность через призму логики и рациональности. Такие дети уже со школьной скамьи знают, как им надо организовать свою взрослую жизнь: ставят перед собой четкие цели на будущее и успешно их достигают. В сложной ситуации могут сохранять спокойствие и трезво мыслить. Целеустремленны. Всегда контролируют свою речь, поскольку сказанное ими слово не является пустым звуком. Скупы на жесты и похвалы. Любое явление или предмет будут оценивать с точки зрения их пользы и назначения.
Вынужденно дигиталами могут стать дети из неблагополучных семей, а также дети-кинестетики, замкнувшиеся в себе в результате пережитой психологической травмы, и находящие успокоение в логике вещей, которая присутствует всегда и во всём.
В лексиконе такого ребенка можно услышать больше вопросов, чем повествований. Дигиталы очень любопытны и стремятся познать все буквально изнутри. Это дети — исследователи. Пытаясь понять, как и почему работает какое-либо устройство, ребенок может его разобрать. Родителям же придется смириться с последствиями проведенных дома опытов, исследований и экспериментов…
Такой ребенок большую часть своего внимания и времени посвящает поискам логических связей. Ему важно знать не почему солнце желтое, а что привело к тому, что солнце стало желтым. В самых простых вещах они ищут смысл. У дигиталов чаще всего проявляются признаки аудиального или кинестетического способа познания окружающей действительности.
От них можно услышать: «зачем мы это делаем?», «какой в этом смысл?», «таким образом, мы приходим к выводу», «не вижу логики», «не понимаю, как это взаимосвязано,» «давайте подумаем логически», «над этим стоит подумать», «это надо проанализировать», «это разумно»… Надо отметить, что такие фразы могут быть присущи не только дигиталам, но и большинству детей с прекрасной самоорганизацией и логическим складом ума.
В общении дигиталы не очень эмоциональны. Они предпочитают скрывать свои эмоции, особенно, если общаются с малознакомыми людьми. Слушают собеседника очень внимательно, так как всегда стараются уловить смысловую часть повествования, вычленить из всего разговора его основное содержание. Дигиталы не выносят обмана и фальши, не любят витиеватых, приукрашенных и многоводных речей. При разговоре с ним лучше сразу излагать суть дела, подкрепляя свое повествование железными аргументами, ссылками на научные источники, статистическими данными, объясняя тем самым логичность своих слов. Для активации общения с дискретом используйте такие фразы, как: «Мне нужна твоя помощь», «Мне очень важно, что ты думаешь по этому вопросу!», «Ты лучше меня знаешь тему, что посоветуешь?»
Как определить дигитала?
Если в вашем окружении есть дигитал, скорее всего, распознать его не составит труда:
Как общаться с дискретом?
Если среди ваших друзей или близких есть человек-дискрет, постарайтесь воспринимать информацию, как он, т.е. формируя связи, выстаивая логические цепочки и т.д. Если вам это недоступно, хотя бы держите в уме информацию о том, что логика в его жизни на первом месте. Не ждите, что он будет восхищаться какой-то картиной или красивым котом, он воспринимает все только с позиции полезности: кот – для ловли мышей, любое искусство – для продажи в будущем. Кроме того помните, ему чужда эмпатия да и просто восприятие любой информации через чувства — главное логика.
Пользуйтесь некоторыми правилами при общении с дискретами:
Пройти тест на тип восприятия
Дополнительная информация:Используемые источники: