динамики с подмагничиванием чем хороши
Динамики с катушкой подмагничивания: анахронизм или будущее?
В детстве я видел несколько по-настоящему старых радиоприемников; полированные деревянные корпуса которых были размером с холодильник. Когда те старые радиоприемники создавались, постоянные магниты были маломощными, по крайней мере, по сегодняшним меркам, и стоили довольно дорого. Магнитные поля для звуковых катушек громкоговорителей в этих радиоприемниках создавались электромагнитами, которые назывались «катушками подмагничивания».
Возбуждение катушки подмагничивания постоянным током происходило за счет ее использования в качестве дросселя LC-фильтра, через который подавалось напряжение источника питания. Очень упрощенная схема конструкции показана на Рисунке 1.
Рисунок 1. | Упрощенная схема конструкции динамика с катушкой подмагничивания. |
Поскольку катушка подмагничивания одновременно использовалась в качестве дросселя фильтра источника питания, ток, проходящий через эту катушку, содержал пульсации 120 Гц (в случае частоты сетевого напряжения 60 Гц), которые создавали на аудиовыходе низкий, но заметный фон.
Рисунок 2. | Эта фотография винтажного динамика с катушкой подмагничивания была размещена на eBay. |
Фон был достаточно слабым, чтобы быть вполне приемлемым для большинства слушателей, но по мере развития технологии постоянных магнитов, которые становились сильнее и дешевле, катушки подмагничивания были в значительной степени вытеснены из потребительских товаров, уступив место постоянным магнитам.
Отказ от всего этого в течение многих лет был частью моего личного Евангелия, и я начал писать это эссе с намерением рассказать про довольно умную, но весьма устаревшую технологию. Я полагал, что колонки с катушкой подмагничивания принадлежат к эпохе кошачьих усов, когереров и записей на восковых цилиндрах.
Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что динамики с катушками подмагничивания все еще производятся, и что есть поклонники, которым есть что сказать об их достоинствах. А я и понятия не имел. Некоторые даже заявляют, что катушки подмагничивания – это будущее динамиков.
Если вам интересно, быстрый поиск в Google предлагает гораздо больше изображений, как старых, так и новых.
Перевод: AlexAAN по заказу РадиоЛоцман
Штучный High End для энтузиастов. Тест прототипов высокочастотных динамиков с подмагничиванием AMP Field Coil T25
Когда я впервые увидел эти твитеры, сразу возник вопрос – а это точно автомобильные? Строго говоря, не только: их можно и в домашней акустике с успехом использовать. Но, во-первых, бренд AMP в первую очередь всё же автомобильный, а во-вторых, в нескольких «четырёхколёсных» инсталляциях они уже были опробованы, так что будем считать, это и наша тема тоже. Тем более, конструкция настолько нетривиальная, что нельзя просто так взять и пройти мимо.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКЦИЯ
Во-первых, твитеры большие. Да что там большие, огромные. Монтажная глубина составляет 7 см, диаметр корпуса – 8 см, а диаметр фланца – 10,5 см. И ещё они тяжёлые, иные мидбасовые динамики им могут позавидовать. Вес каждого – что-то около 2 кг. Цена, кстати, тоже нешуточная – 99000 рублей за пару.
Начинаем рассматривать. К усилителю твитеры подключаются как обычно – через пару клемм сигнал идёт к звуковой катушке. Впрочем, это почти всё, что можно описать словами «как обычно». Всё остальное очень даже необычное.
Дело в том, что это динамики с подмагничиванием – в них нет привычного постоянного магнита. Вместо него используется мощный электромагнит (в англоязычной терминологии – Field Coil). Выводы этого электромагнита – на нижней стороне корпуса. Ко мне в руки попал прототип, но в финальной версии на этом месте предполагаются клеммные терминалы.
Чтобы твитер работал, электромагнит, понятное дело, нужно подключить к дополнительному источнику питания. Разработчик рекомендует постоянное напряжение от 6 до 9 Вольт, в дальнейших экспериментах я выставлял 8 Вольт. Потребляемый ток при этом составлял не больше 0,5 Ампер для каждого твитера. В автомобиле организовать такой источник не слишком сложно – можно использовать простейший линейный стабилизатор.
РАДИ ЧЕГО ЭТО ВСЁ? НЕМНОГО ИСТОРИИ
Вообще, это сейчас динамики с подмагничиванием выглядят экзотикой, раньше они использовались почти повсеместно. Усилители были ламповыми и маломощными, и от акустических систем требовалась высокая чувствительность. А поскольку магнитные материалы были слишком дорогими для массового производства, магнитный поток давал не постоянный магнит, а электромагнит, через который пропускался постоянный ток.
Для примера нарыл в интернете несколько картинок. Тут вам динамики с подмагничиванием и от немецкого радиоприемника Schaleco Traumland 1935 года, и японский Pioneer F615-F начала 50-х, и снова немецкие Hegra и Graetz…
Позже, когда для производства магнитов научились применять никель и кобальт, нужда в таких конструкциях отпала, и о подмагничивании все дружно забыли. Все, кроме аудиофилов. Для примера вот вам современная и очень даже приличная High End акустика от Вольфа Фон Ланга, использующая динамики с подмагничиванием (с теми самыми Field Coils вместо постоянных магнитов).
Причина, почему электромагниты не ушли окончательно в историю, всё та же, что и раньше, – высокая чувствительность динамиков. Только сейчас дело уже не в громкости или недостатке мощности, а в способности электромагнитов создавать более сильное поле. Как следствие, такие динамики лучше отрабатывают слабые сигналы, которые обычные могут просто не «замечать».
Обратите внимание, во всех приведённых выше примерах – крупные динамики. У нас же – твитеры с небольшими дюймовыми тканевыми мембранами. Если уж динамики с подмагничиванием сейчас считаются экзотикой, то твитеры с подмагничиванием – совсем суперэкзотика.
Но, как показывает практика, контроль движения мембраны здесь не менее важен. Все неравномерности АЧХ возникают не только из-за того, что сам купол начинает «идти волной» на некоторых частотах, но и из-за того, что мотор не справляется с резонансными явлениями внутри самого твитера. А уж если попытаться приблизиться к резонансной частоте, то в иных твитерах и вовсе такое начинается…
В случае с AMP Field Coil T25 ограничений обычной магнитной системы нет, и, судя по всему, производителю удалось выжать максимум достоинств активного подмагничивания. По крайней мере, обещанная АЧХ выглядит на редкость ровной и даже удивительной.
Разумеется, снял АЧХ у себя в лаборатории, в том числе и под углами. Методика измерений и масштабы графиков различаются, но все характерные особенности никуда не делись.
Как видите, АЧХ действительно довольно ровная и укладывается в коридор шириной не больше 3 дБ. Причём всё это не только на ВЧ – контроль не теряется даже ниже 1 кГц. А те небольшие оставшиеся неравномерности на самом верху, судя по всему, – лёгкие резонансы самого купола.
Искажения тоже крайне низкие, их рост только начинает намечаться ниже 2 кГц, и даже на 1 кГц не переваливает отметки 1%. При этом рост не резкий, а довольно предсказуемый и плавный.
А теперь снова о резонансах внутри твитера. В исходном варианте исполнения имеется осевой канал, закрытый вкладышем из обычного карпета – он играет роль акустической нагрузки, демпфирующей движение воздуха через него. Впрочем, в данном случае вкладыш, скорее, переводит магнитную систему из разряда открытых в закрытую, поскольку сам по себе он довольно плотный.
Если его вынуть, характеристики получаются чуть иными. Пока не торопитесь делать выводы, хуже или лучше, но формально на АЧХ всё же появляется неравномерность ниже 2-3 кГц (спокойно, никакого криминала, это всего лишь 25-миллиметровые твитеры).
График акустической фазы показывает более наглядно – в этом диапазоне начинают проявляться какие-то резонансы.
При этом, что интересно, характер искажений почти не изменился – твитеры по-прежнему уверенно работают при снижении частоты.
Из этого можно сделать вывод, что возникающая неравномерность – не из-за слабости мотора, а проявление каких-то резонансов воздушной массы в подкупольном пространстве. Если бы дело было в моторе, ситуация с искажениями была бы другой.
А ЧТО НА СЛУХ? КАК ЗВУЧИТ?
Не стану много говорить насчёт детальности и естественности звуковой подачи, по этой части AMP Field Coil T25 действительно очень круты. Пожалуй, одни из лучших твитеров, когда-либо побывавших в лаборатории. Поэтому просто поделюсь наблюдениями по особенностям их использования.
Первое. Настройка стыка с СЧ. Это очень непривычно, но даже при снижении частоты ФВЧ до неприличных 1,5 кГц (12 дБ/октава) они продолжают играть чисто, не начинают свистеть и проявлять явных признаков дискомфорта.
Для себя же сделал такой вывод: если использовать AMP Field Coil T25 в домашней системе и ставить их в плоскость, то можно смело снижать раздел с СЧ хоть до 1,5 кГц. В автомобиле же, если твитер устанавливается не в плоскость, я бы настраивал ФВЧ не ниже 2,5-3 кГц.
Второе. Прослушивание с вкладышами в осевых каналах и без них. Формально с вкладышами АЧХ и ФЧХ получаются более ровными. Казалось бы, зачем их убирать? Однако на слух звучание без них показалось более открытым, твитер даёт больше «воздуха», начинает явственнее показывать детали. Поэтому лично я предпочёл бы этот вариант. Хотя требования к настройке ФВЧ при этом чуть повышаются – в этом случае ниже 2,5 кГц (при 12 дБ/октава) я бы не отпускал твитеры даже в домашней системе.
Но не нужно думать, что без вкладышей лучше всегда и везде. Например, если требуется нивелировать «остроту» остальных компонентов системы или смягчить излишнюю детальность, то вкладыш всё же лучше вернуть. Эдакий дополнительный элемент настройки получается.
Крайне необычные твитеры с экзотической по нынешним временам конструкцией – электромагнит вместо постоянного магнита. Да, есть сложности с его установкой в автомобиле (большие, тяжёлые, требуют дополнительного питания). Но кто сказал, что системы топового уровня легко устанавливать? А то, что этот твитер можно причислить к «штучному High End» для бескомпромиссных энтузиастов, сомнений не вызывает.
Плюсы:
Высочайшая детальность и микродинамика
Низкий уровень искажений
Способность работать хоть от 1,5 кГц
Минусы:
Неудобные для автомобиля размеры и вес
Требуют дополнительного питания
Штучный High End для энтузиастов. Тест прототипов высокочастотных динамиков с подмагничиванием AMP Field Coil T25
Когда я впервые увидел эти твитеры, сразу возник вопрос – а это точно автомобильные? Строго говоря, не только: их можно и в домашней акустике с успехом использовать. Но, во-первых, бренд AMP в первую очередь всё же автомобильный, а во-вторых, в нескольких «четырёхколёсных» инсталляциях они уже были опробованы, так что будем считать, это и наша тема тоже. Тем более, конструкция настолько нетривиальная, что нельзя просто так взять и пройти мимо.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКЦИЯ
Во-первых, твитеры большие. Да что там большие, огромные. Монтажная глубина составляет 7 см, диаметр корпуса – 8 см, а диаметр фланца – 10,5 см. И ещё они тяжёлые, иные мидбасовые динамики им могут позавидовать. Вес каждого – что-то около 2 кг. Цена, кстати, тоже нешуточная – 99000 рублей за пару.
Начинаем рассматривать. К усилителю твитеры подключаются как обычно – через пару клемм сигнал идёт к звуковой катушке. Впрочем, это почти всё, что можно описать словами «как обычно». Всё остальное очень даже необычное.
Дело в том, что это динамики с подмагничиванием – в них нет привычного постоянного магнита. Вместо него используется мощный электромагнит (в англоязычной терминологии – Field Coil). Выводы этого электромагнита – на нижней стороне корпуса. Ко мне в руки попал прототип, но в финальной версии на этом месте предполагаются клеммные терминалы.
Чтобы твитер работал, электромагнит, понятное дело, нужно подключить к дополнительному источнику питания. Разработчик рекомендует постоянное напряжение от 6 до 9 Вольт, в дальнейших экспериментах я выставлял 8 Вольт. Потребляемый ток при этом составлял не больше 0,5 Ампер для каждого твитера. В автомобиле организовать такой источник не слишком сложно – можно использовать простейший линейный стабилизатор.
РАДИ ЧЕГО ЭТО ВСЁ? НЕМНОГО ИСТОРИИ
Вообще, это сейчас динамики с подмагничиванием выглядят экзотикой, раньше они использовались почти повсеместно. Усилители были ламповыми и маломощными, и от акустических систем требовалась высокая чувствительность. А поскольку магнитные материалы были слишком дорогими для массового производства, магнитный поток давал не постоянный магнит, а электромагнит, через который пропускался постоянный ток.
Для примера нарыл в интернете несколько картинок. Тут вам динамики с подмагничиванием и от немецкого радиоприемника Schaleco Traumland 1935 года, и японский Pioneer F615-F начала 50-х, и снова немецкие Hegra и Graetz…
Позже, когда для производства магнитов научились применять никель и кобальт, нужда в таких конструкциях отпала, и о подмагничивании все дружно забыли. Все, кроме аудиофилов. Для примера вот вам современная и очень даже приличная High End акустика от Вольфа Фон Ланга, использующая динамики с подмагничиванием (с теми самыми Field Coils вместо постоянных магнитов).
Причина, почему электромагниты не ушли окончательно в историю, всё та же, что и раньше, – высокая чувствительность динамиков. Только сейчас дело уже не в громкости или недостатке мощности, а в способности электромагнитов создавать более сильное поле. Как следствие, такие динамики лучше отрабатывают слабые сигналы, которые обычные могут просто не «замечать».
Обратите внимание, во всех приведённых выше примерах – крупные динамики. У нас же – твитеры с небольшими дюймовыми тканевыми мембранами. Если уж динамики с подмагничиванием сейчас считаются экзотикой, то твитеры с подмагничиванием – совсем суперэкзотика.
Но, как показывает практика, контроль движения мембраны здесь не менее важен. Все неравномерности АЧХ возникают не только из-за того, что сам купол начинает «идти волной» на некоторых частотах, но и из-за того, что мотор не справляется с резонансными явлениями внутри самого твитера. А уж если попытаться приблизиться к резонансной частоте, то в иных твитерах и вовсе такое начинается…
В случае с AMP Field Coil T25 ограничений обычной магнитной системы нет, и, судя по всему, производителю удалось выжать максимум достоинств активного подмагничивания. По крайней мере, обещанная АЧХ выглядит на редкость ровной и даже удивительной.
Разумеется, снял АЧХ у себя в лаборатории, в том числе и под углами. Методика измерений и масштабы графиков различаются, но все характерные особенности никуда не делись.
Как видите, АЧХ действительно довольно ровная и укладывается в коридор шириной не больше 3 дБ. Причём всё это не только на ВЧ – контроль не теряется даже ниже 1 кГц. А те небольшие оставшиеся неравномерности на самом верху, судя по всему, – лёгкие резонансы самого купола.
Искажения тоже крайне низкие, их рост только начинает намечаться ниже 2 кГц, и даже на 1 кГц не переваливает отметки 1%. При этом рост не резкий, а довольно предсказуемый и плавный.
А теперь снова о резонансах внутри твитера. В исходном варианте исполнения имеется осевой канал, закрытый вкладышем из обычного карпета – он играет роль акустической нагрузки, демпфирующей движение воздуха через него. Впрочем, в данном случае вкладыш, скорее, переводит магнитную систему из разряда открытых в закрытую, поскольку сам по себе он довольно плотный.
Если его вынуть, характеристики получаются чуть иными. Пока не торопитесь делать выводы, хуже или лучше, но формально на АЧХ всё же появляется неравномерность ниже 2-3 кГц (спокойно, никакого криминала, это всего лишь 25-миллиметровые твитеры).
График акустической фазы показывает более наглядно – в этом диапазоне начинают проявляться какие-то резонансы.
При этом, что интересно, характер искажений почти не изменился – твитеры по-прежнему уверенно работают при снижении частоты.
Из этого можно сделать вывод, что возникающая неравномерность – не из-за слабости мотора, а проявление каких-то резонансов воздушной массы в подкупольном пространстве. Если бы дело было в моторе, ситуация с искажениями была бы другой.
А ЧТО НА СЛУХ? КАК ЗВУЧИТ?
Не стану много говорить насчёт детальности и естественности звуковой подачи, по этой части AMP Field Coil T25 действительно очень круты. Пожалуй, одни из лучших твитеров, когда-либо побывавших в лаборатории. Поэтому просто поделюсь наблюдениями по особенностям их использования.
Первое. Настройка стыка с СЧ. Это очень непривычно, но даже при снижении частоты ФВЧ до неприличных 1,5 кГц (12 дБ/октава) они продолжают играть чисто, не начинают свистеть и проявлять явных признаков дискомфорта.
Для себя же сделал такой вывод: если использовать AMP Field Coil T25 в домашней системе и ставить их в плоскость, то можно смело снижать раздел с СЧ хоть до 1,5 кГц. В автомобиле же, если твитер устанавливается не в плоскость, я бы настраивал ФВЧ не ниже 2,5-3 кГц.
Второе. Прослушивание с вкладышами в осевых каналах и без них. Формально с вкладышами АЧХ и ФЧХ получаются более ровными. Казалось бы, зачем их убирать? Однако на слух звучание без них показалось более открытым, твитер даёт больше «воздуха», начинает явственнее показывать детали. Поэтому лично я предпочёл бы этот вариант. Хотя требования к настройке ФВЧ при этом чуть повышаются – в этом случае ниже 2,5 кГц (при 12 дБ/октава) я бы не отпускал твитеры даже в домашней системе.
Но не нужно думать, что без вкладышей лучше всегда и везде. Например, если требуется нивелировать «остроту» остальных компонентов системы или смягчить излишнюю детальность, то вкладыш всё же лучше вернуть. Эдакий дополнительный элемент настройки получается.
Крайне необычные твитеры с экзотической по нынешним временам конструкцией – электромагнит вместо постоянного магнита. Да, есть сложности с его установкой в автомобиле (большие, тяжёлые, требуют дополнительного питания). Но кто сказал, что системы топового уровня легко устанавливать? А то, что этот твитер можно причислить к «штучному High End» для бескомпромиссных энтузиастов, сомнений не вызывает.
Плюсы:
Высочайшая детальность и микродинамика
Низкий уровень искажений
Способность работать хоть от 1,5 кГц
Минусы:
Неудобные для автомобиля размеры и вес
Требуют дополнительного питания
Громкоговорители на подмагничивании
История громкоговорителей началась в 1874 году,когда немецкий инженер Эрнст Вернер фон Сименс(основатель концертна сименс) описал конструкцию устройства,состоящего из круглой катушки,помещенной в магнитное поле.Благодаря особому креплению катушка могла совершать вертикальные движения.Эрнст фон Сименс указывал,что устройство может быть использовано для воспроизведения звука.Чуть позже Сименс получил два патента,в которых фактически описывалась конструкция громкоговорителя.Пройдя ряд усовершенствований, примерно в 20-х годах прошлого столетия,диффузорный громкоговоритель приобрел тот вид,который мало изменился по сегодняшний день.
Подавляющее большинство громкоговорителей,выпущенных до второй мировой войны,имели так называемую катушку подмагничивания,field coil.Поскольку мощные постоянные магниты со стабильными свойствами делать в то время еще не научились,гораздо дешевле и эффективнее было использовать электромагнит,т.е. катушку,одетую на керн магнитной системы и подключенную к источнику постоянного напряжения.Динамики на подмагничивании продолжали выпускать и в 30-е,и в 40-е и даже в 50-е годы.Многие известные фирмы,такие как клангфилм,сименс,телефункен,вестерн электрик,РСА производили динамики с электромагнитами,считающиеся до сих пор непревозойденными по музыкальности и выразительности звучания и стоящие баснословных денег на аукционах.
Сегодня электромагнит кажется анахронизмом,однако в мире наблюдается устойчивый рост интереса к подобной конструкции динамика.Появились отдельные мастера и даже фирмы,выпускающие громкоговорители на подмагничивании или переводящие на подмагничивание электродинамические громкоговорители других производителей.
Есть ли во всех этих играх рациональное зерно или это очередная аудио мода,подобная увлечению однотактниками?Мне кажется,что у электромагнита есть только одно неоспоримое преимущество:он позволяет регулировать напряженность магнитного поля в зазоре магнитопровода динамика,и тем самым производить «тонкую» настройку громкоговорителя по тональному балансу и качеству воспроизведения баса.Электродинамические громкоговорители такой возможностью не обладают.В остальном электромагнит менее удобен,при плохой фильтрации пульсаций от блока подмагничивания в АС может прослушиваться фон переменного тока,к тому же опыт использования и создания подобных громкоговорителей свидетельствует о том,что качество материалов,из которых изготовлены магнитопровод и обмотки электромагнита,имеет решающее значение для звучания громкоговорителя.Например,окраска и «прозрачность» провода,которым намотана катушка подмагничивания,слышны также хорошо,как и звуковые свойства провода в обмотках выходного трансформатора!А блок питания катушки подмагничивания и все его компоненты(выпрямитель,силовой трансформатор,конденсаторы,соединительные провода)влияют на звук даже сильнее,чем те же элементы в блоке питания усилителя мощности!Данные факты не укладываются в рамки современной физики и их смело можно отнести к разряду аномальных явлений в аудио,хотя бы потому,что при достаточно большой емкости фильтрующего конденсатора и индуктивности катушки подмагшничивания в цепи подмагничивания нет полезного сигнала или он имеет пренебрежимо малый уровень,тогда как слышимость элементов питания цепи подмагничивания выше,чем в сигнальных цепях УМ. Экспериментируя с подмагничиванием,я собрал несколько десятков блоков питания для самых разных динамиков.
Отправной точкой для моих опытов послужили рекомендации Анатолия Марковича Лихнцкого,известного инженера и автора ряда концептуальных статей об аудио:
Анатолий Маркович начал использовать динамики на подмагничивание еще в далекие 60-е прошлого столетия,и сейчас слушает двухполосную моно АС,в которой основной диапазон воспроизводит 15 дюймовый вуфер клангфилм 44022 на подмагничивании,а выше 5 кгц работает 4 дюймовый field coil твитер сименс 1938 года выпуска.
Поскольку найти в интернете тексты Анатолия Марковича об опытах с подмагничиванием затрудинтельно(они размещаются на закрытом форуме и не находятся поисковиками),я привожу несколько наиболее отрывков из его сообщений,сохраненных на моем компьютере:
Обобщая опыт Анатолия Марковича,основной принцип питания катушки подмагничивания можно сформулировать так:максимальная простота блока питания и минимальное количество деталей самого высокого звукового качества.А теперь перейдем к практической части.
Все динамики на подмагничивании условно можно разделить на три группы:
1.Высоковольтные,с напряжением возбуждения 200-300в и током потребления до 100ма,к этой группе относятся почти все громкоговорители на подмагничивании,выпущенные фирмой клангфилм для профессионального кинооборудования.Самые известные среди них это вуфер 44022 и широкополосник 42006.К высоковольтным динамикам также относятся многие американские громкогокорители дженсен,магнавокс,РСА,устанавливаемые в радиоприемники,консольные радиолы,электроорганы и комбики.
Для таких динамиков лучшей схемой питания является прямое подключение выпрямителя к сети,без промежуточного трансформатора.Даже самый лучший трансформатор вызывает ощущение загрязнения звучания и снижения ясности.Выпрямительный элемент кенотрон,он должен быть настолько хороший,насколько вы можете себе позволить.Однополупериодное выпрямление,накальный трансформатор высокого качества и конденсатор,определяющий не только уровень пульсаций,но и напряжение на катушке подмагничивания.Желательно использовать бумаго-масляные конденсаторы,выбирая номинал и тип путем отслушивания.
2.Динамики с напряжением возбуждения 70-150в,т.е. гораздо меньше,чем можно получить при ОППВ выпрямлении напряжения сети,с током потребления до 100ма,очень редко до 150ма(динамики из знаменитых телефункеновских двухполосных радиоприемников высшего класса 7001 и 8001 потребляют ток 160ма).
К этой группе относится большинство европейских динамиков,устанавливаемых в ламповые радиоприемники и консоли.Например,практически все «бытовые» динамики концерна сименс(сименс,АЕГ,телефункен) имеют напряжение питания от 70 до 100в.Опытным путем мною было выяснено,что наилучший результат достигается при питании таких громкоговорителей от автотрансформатора.В качестве такового можно использовать винтажные силовики из ламповых радиоприемников.Большинство европейских силовиков имеют на первичной (сетевой)обмотке отводы,для подключения к сети 110,120,150,220,240в.Первые два отвода повзоляют питать от такого импровизированного автотрансформатора большинство динамиков телефункен с напряжением возбуждения 70-100в.Токи потребления обычно небольшие и допускают применение кенотронов.Для токов до 100ма можно рекомендовать одноанодные кенотроны RGN1404,1832 philips,dario,G1404 valvo.Для токов до 150ма и выше потребуются более мощные выпрямители,типа RGN2004,RGN2504,AZ12 mesh,AZ50,AX50 Для блоков питания экстремального качества можно применить самый мощный и дорогой европейский кенотрон RGN4004 telefunken,он же KL77305 klangfilm а также его версии:вальвовский G4004 и филипсовский 1817.
3.Динамики с напряжением возбуждения от 7 до 20-30в и током до 1ампера.К этой группе относятся очень редкие драйвера и вуферы вестерн электрик,а также некоторые громкоговорители КИНАП,например СЧ драйвер 1А13 и басовики 2А8,имеющие электромагнит 20в/1а.Среди европейских динамиков низковольтные попадаются черезвычайно редко,из самых распространенных это 4-х дюймовые твитеры сименс и телефункен на подмагничивании(30в/100ма и 45в/70ма)
Для таких громкоговорителей неизбежно применение понижающего трансфоматора.В качестве выпрямительного элемента в низковольтных БП лучше всего работают винтажные селеновые шайбы,на втором месте винтажные германиевые мощные диоды типа Д305.Селен можно включать в однополупериоде,в случае необходимости соединяя шайбы последовательно(обратное напряжение селена не превышает 20в).При токе потребления порядка нескольких ампер для сглаживания пульсаций необходимы конденсаторы довольно большой емкости,сотни микрофарад,поэтому неизбежно придется применять электролиты высокого звукового качества,например РОЕ,сименс,в крайнем случае BG или что-то современное аудиофильское.
Отдельно стоит упомянуть такое тупиковое направление в создании блоков питания для динамиков на подмагничивании,как источники тока и стабилизаторы на мощных лампах и транзисторах.Создание опытного ИТ на самых лучших компонентах показало,что естественность звучания при применени ИТ очень сильно страдает,а ясность существенно снижается.Дополнительные же расходы на лампы и конденсаторы абсолютно не оправданы.Единственная задача,которая успешно решается с помощью подобных БП,это достижение высокой стабильности тока подмагничивания.Однако побочный эффект,резкое ухудшение звучания,перевешивает все плюсы стабилизации режима.
Статья из журнала Радиолюбитель 20-х годов,в которой предлагается минималистский способ питания динамиков!
Ниже фотографии блоков подмагничивания,которые я собирал на протяжении последних нескольких лет
Для новых блоков питания пришлось изготовить специальные «эзотерические» панельки.В квадратной площадке из красного дерева высверил дырки и вставил спиральки из телефункеновского провода,сориентированного по направлениям,все соединения с панелькой-скруткой.
Селеновые блоки питания для твиттеров сименс на подмагничивании,1939 года выпуска