династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего

Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:

Вспомним события, предшествовавшие восхождению на престол первого Царя династии Романовых.

В 1604 году польские войска под предводительством Лжедмитрия I, Григория Отрепьева, выступили из Львова к русской границе.

В 1605 году скончался Борис Годунов, и Престол был передан его сыну Феодору и царице-вдове. В Москве вспыхнуло восстание, Феодор и его мать были задушены. Новый царь, Лжедмитрий I, въехал в Москву в сопровождении польской армии. Но правил он недолго: в 1606 году Москва восстала, и Лжедмитрий был схвачен и убит. Царем стал Василий Шуйский.

Наступающий кризис приближал страну к состоянию анархии. После восстания Ивана Болотникова и двухмесячной осады Москвы на Россию из Польши двинул свои войска Лжедмитрий II. В 1610 году войско Шуйского было разбито, царь был низвергнут и пострижен в монахи.

Власть перешла в руки Боярской Думы: наступил период «семибоярщины». После подписания Думой договора с Польшей польские войска были тайно введены в Москву. Сын польского царя Сигизмунда III, Владислав, стал русским царем. И только в 1612 году ополчению Минина и Пожарского удалось освободить Москву.

Таким и оказался Михаил Романов. Его царствование было временем оживленной законодательной деятельности правительства, которая касалась самых разнообразных сторон русской государственной жизни.

Таким и оказался Михаил Романов. Его царствование было временем оживленной законодательной деятельности правительства, которая касалась самых разнообразных сторон русской государственной жизни.

Источник

400-летие Романовых: кто и почему сел на русский трон?

династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Смотреть фото династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Смотреть картинку династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Картинка про династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Фото династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего

21 февраля (3 марта по новому стилю) 1613 года Земский Собор избрал, или, как предпочитают выражаться монархисты, «поставил» царем Михаила Романова.

Началась самая продолжительная политическая эпоха в истории России, длившаяся 304 года и 9 дней.

Откуда пошла династия?

Романовы не принадлежали к Рюриковичам и вообще не могли похвалиться особой знатностью.

Их родоначальником является некий Андрей Кобыла, в начале XIV века приехавший в Московию из Восточной Пруссии и поступивший на службу к Ивану Калите. Достоверных сведений о его происхождении и прежних занятиях нет, а единственное письменное упоминание относится к участию в посольстве, ездившем в 1347 году из Москвы в Тверь за невестой для сына Калиты Симеона Гордого.

Кроме Романовых, от сыновей Андрея Кобылы произошли Шереметевы, Колычевы и другие аристократические роды.

В отличие от князей, его потомкам в XIV-XV веках не полагалось фамилии, и в исторических документах они фигурируют с отчествами и кличками.

Первый из Романовых

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Прозвание «Романовы» возникло от имени боярина Романа Захарьина, имевшего дочь Анастасию и сына Никиту.

Анастасия Романова стала первой женой Ивана Грозного и родила ему двух сыновей: Ивана, убитого отцом в припадке бешенства, и Федора, унаследовавшего престол.

По единодушным отзывам современников, царица Анастасия имела на мужа большое и сугубо положительное влияние. Массового террора при ней Грозный не устраивал.

Этот брак сделал Никиту Романова и пятерых его сыновей большими людьми.

Во втором поколении Романовых самым способным считался средний брат Федор, отец будущего царя. Он читал на латыни, был в молодости великолепным наездником и первым щеголем на Москве, так что портные, вручая заказчикам готовое платье, приговаривали: теперь будете как Федор Никитич Романов!

После смерти Федора Иоанновича в 1598 году его двоюродный брат и тезка рассматривался как кандидат в цари наравне с Борисом Годуновым. Ходили разговоры, будто Федор Иоаннович оставил завещание в пользу Федора Романова. Следов документа не обнаружилось, но версия о «похищенном престоле» была широко распространена, особенно среди не любивших Годунова донских казаков.

Годунов опасался Романовых и в 1601 году жестоко с ними расправился. Четырех братьев сослали в холодные края, где трое из них вскоре умерли (по слухам, были тайно умерщвлены). Федора насильно постригли в монахи под именем Филарет, разлучив с семьей.

Направленный в Сийский монастырь следить за ним пристав Воейков доносил, что «инок Филарет», узнав о движении к Москве претендента на престол, которого одни историки называют Самозванцем, а другие уклончиво именуют «названным Димитрием», воспрянул духом, стал часто смеяться и говорить с монахами о том, «каков он вперед будет».

При названном Димитрии Федор Романов оказался в милости. Пути назад из монашества не было, зато его сделали митрополитом ростовским.

После переворота в мае 1606 года он неплохо поладил с Василием Шуйским, затем оказался в лагере «Тушинского вора» и поминал его при богослужении как «царя Димитрия».

В пику поддерживавшему Шуйского патриарху Гермогену «вор» объявил Романова предстоятелем Русской православной церкви.

Без одобрения вселенских патриархов акт все равно был нелегитимен, позднейшие Романовы, по понятным причинам, вспоминать о нем не любили, так что официально считалось, что Филарет стал патриархом лишь в 1619 году после возвращения из польского плена.

До своей смерти в 1633 году он фактически правил страной и писался наравне с сыном «великим государем».

Пертурбации Смуты

Федор Романов, он же патриарх Филарет, был незаурядной личностью

После низложения Василия Шуйского 17 июля 1610 года власть в Москве взяла Семибоярщина, предложившая шапку Мономаха польскому королевичу Владиславу.

В пребывании на троне иностранца по тем временам не было ничего необычного или дурного. Многие полагали, что оно лучше способствовало бы политической стабилизации, чем возведение на престол представителя одной из конкурировавших княжеских фамилий. На первых порах решение поддержал даже такой патриот и православный консерватор, как патриарх Гермоген.

Согласно договору, заключенному 17 августа Семибоярщиной и польским гетманом Жолкевским, Владислав должен был перейти в православие и править в согласии с боярами и выборными от земли. Принцу было всего 15 лет, живя в Москве, он быстро бы обрусел, а немного европейского влияния России не помешало бы.

Роковую роль сыграла позиция его отца, короля Речи Посполитой Сигизмунда. Фанатичный католик, он видел главную цель польской политики в навязывании Руси унии. Предложенные условия Сигизмунда не устроили. Он презрительно швырнул привезенный Жолкевским документ и заявил: «Я не допущу сына моего быть царем московским!»

Сигизмунд осадил Смоленск, то есть (если серьезно относиться к правам Владислава) отвоевывал территорию у сына и сам домогался царского венца.

Патриарх Гермоген и многие русские люди увидели в этом коварство и вероломство, а главное, угрозу для веры.

В конце 1610 года в королевский лагерь под Смоленском выехало «великое посольство» во главе с князем Василием Голицыным, в состав которого входил митрополит Филарет.

Сигизмунд стал настаивать, чтобы послы надавили на смоленского воеводу Шеина и заставили его сдать город, а когда те отказались, посадил их под домашний арест.

Филарета объявили «гостем» польского вельможи Льва Сапеги. Обращались с ним по-человечески, но вернуться в Москву он смог лишь 14 июня 1619 года, когда его сын царствовал уже шесть лет.

Выборы, выборы.

Михаил Федорович взошел на престол подростком

Когда ополчение Минина и Пожарского изгнало интервентов из Москвы, встал вопрос о восстановлении государственности. Тогда это означало, прежде всего, возведение на престол нового царя.

21 декабря 1612 года была послана «грамота во все города, чтобы отовсюду посылали лучших и разумных людей для избрания государя».

В 1677 году русский посол в Варшаве Тяпкин в своих записках насмехался над политическим устройством Речи Посполитой, в которой «что ни жбан, то пан», и восторгался порядками на родине, где «яко пресветлое солнце в небеси единый государь просвещается». Но построить «вертикаль власти» Романовым еще предстояло.

Михаил Федорович стал царем, как сказали бы сейчас, в ходе альтернативных выборов, обязавшись при этом править в согласии с Земскими Соборами и Боярской думой и знатных людей смертью не казнить. Договоренность не была закреплена на бумаге, однако при его жизни соблюдалась неукоснительно.

Современный историк Андрей Буровский убежден, что в первой половине XVII века у России имелась конституционно-демократическая альтернатива. Во всяком случае, ни в Англии, ни во Франции в то время народные представители королей не выбирали.

Собор рассматривал около 30 кандидатур, в том числе двух иностранцев: уже упоминавшегося Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Но после захвата Смоленска и оккупации Кремля народ отворотился от Польши и всего с ней связанного, а Карл-Филипп наотрез отказался переходить в православие.

Боролись за избрание князья Голицын, Черкасский, Пронский. О Дмитрии Пожарском современники определенно утверждали: «Воцарялся, и стоило это ему в двадцать тысяч».

Князь Дмитрий Трубецкой «учреждаше столы честные и пиры многие для казаков, полтора месяца зазывая к собе во двор по все дни, чествуя, кормя и поя и моля их, чтобы ему быти на Руси царем».

Когда победил Михаил Романов, Трубецкой от огорчения «паде в недуг и лежа три месяца, не выходя из двора своего».

Сторонники Михаила Романова, со своей стороны, искали поддержки казаков, выражавших свое мнение на заседаниях Собора весьма шумно и бесцеремонно, и посылали в провинцию агитаторов.

«Всё как у людей»: предвыборная пропаганда, борьба за голоса, лоббирование интересов!

Часть историков, особенно советской школы, упирают на то, что бояре не хотели сильного царя, якобы говоря друг другу: «Выберем Мишу Романова, он молод и разумом не дошел».

Другие указывают, что за спиной юного претендента маячила тень влиятельного отца.

В пользу Михаила говорило родство с Иваном Грозным и Федором Иоанновичем, последними представителями древней династии, права которой на престол никто никогда не подумал бы оспаривать.

Могло сыграть свою роль и то обстоятельство, что Михаил и его отец в работе Собора не участвовали: Филарет находился в плену, будучи окружен ореолом страдальца, а Михаил оставался с матерью в Ипатьевском монастыре под Костромой.

Русская политическая культура была такова, что человек, активно рвущийся к власти, терял во мнении общества. Выигрышнее смотрелся тот, кто стоял в сторонке и заставлял себя упрашивать.

Андрей Буровский выдвигает еще одну версию: как ни парадоксально, на руку Михаилу были известные связи его отца с Димитрием-Самозванцем и Тушинским вором.

Большинство князей и бояр во время Смуты кому только не служили, беспринципно «перелетая» из одного лагеря в другой. На фоне, скажем, безупречного Пожарского они выглядели бы бледно, такой царь имел бы моральное право напомнить им эпизоды прошлого, которые хотелось бы забыть.

«Жизнь за царя»

Иван Сусанин стал героем оперы, книг и художественных полотен

Согласно канонической версии, изложенной в учебниках и энциклопедиях, поляки, узнав об избрании Михаила, решили опередить посланцев Земского Собора и захватить его. Отряду потребовался проводник, крестьянин села Домнино Костромского уезда Иван Осипович Сусанин завел врагов на погибель в непроходимые болота и чащи и был ими замучен.

Независимые историки, начиная с Сергея Соловьева, обнаружили в этом рассказе массу несоответствий.

Многочисленные русские и польские документы времен Смуты не содержат упоминаний ни о Сусанине, ни о военной экспедиции под Кострому.

Когда в 1614 году в Краков отправилось первое после Смутного времени русское посольство во главе с Федором Желябужским, тот подробно зачитал полякам все «обиды, оскорбления и разорения», причиненные ими Московскому царству и его людям, вплоть до мелких эпизодов, но о покушении на царя не обмолвился.

Первое упоминание о подвиге Сусанина содержится в жалованной грамоте об освобождении его семьи от налогов, данной Михаилом Федоровичем 30 ноября 1619 года зятю покойного «Богдашке» Собинину: «Как мы, великий государь, были на Костроме, и приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина изымали и пытали великими муками, где мы, великий государь, в те поры были, и он, Иван, про нас не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Об уничтоженном отряде опять же ни слова. Впервые эта версия прозвучала лишь в 1820 году в учебнике истории Егора Константинова.

Дело происходило зимой, так что болота должны были замерзнуть, а из леса поляки легко могли выбраться по собственным следам на снегу.

Ипатьевский монастырь был хорошо укреплен и защищался сильным отрядом дворянской конницы, для его осады потребовалась бы целая армия. Даже если поляки об этом не знали, Сусанин мог сообщить им местопребывание царя, ничем ему не повредив.

И, наконец, главное. Польская армия отступила из Москвы на запад 4 ноября 1612 года, в честь чего в современной России и празднуется День национального единства. Спустя четыре месяца регулярных польских частей под Костромой не могло быть.

Современный исследователь Александр Бушков предлагает свою версию событий.

Сусанин был не простым мужиком, а «вотчинным старостой», управляющим имением бояр Шестовых, следовательно, человеком не бедным, и жил не в деревне, а «на выселках».

Скорее всего, какая-то банда прослышала о достатке Сусанина, налетела на одиноко стоявший дом и принялась пытать хозяина, требуя выдать кубышку.

Достался ли бандитам клад и существовал ли он вообще, неизвестно, но через шесть лет зять покойного решил, выражаясь по-нынешнему, подсуетиться.

Обстановка благоприятствовала. Слова «пиар» еще не придумали, но явление было распространено не меньше, чем теперь.

Новой династии требовались герои и патриотические мифы. «Разного чина люди» выстраивались в очередь к царю, и особенно к его матери, расписывая свои заслуги и прося пожалований в возмещение действительных и мнимых убытков, понесенных от поляков и самозванцев.

Обычно к ходатайствам относились благосклонно. До нас дошли десятки документов с однотипной формулировкой: «…по нашему царскому милосердию и по совету и прошению матери нашей…».

Окончательно культ Сусанина сложился в николаевскую эпоху, отлично вписавшись в официальную идеологию «самодержавия, православия и народности». Потомки Сусанина в крестьянских одеждах участвовали в императорских коронациях.

После революции Сусанина объявили «прислужником самодержавия с рабской психологией», но при Сталине снова возвели на пьедестал. Опера Михаила Глинки «Жизнь за царя», снятая с репертуара Большого театра, в 1939 году была возобновлена под названием «Иван Сусанин».

В результате Сусанин известен россиянам куда больше, чем реальные герои Смутного времени: патриарх Гермоген, Авраамий Палицын, Захар Ляпунов или спонсоры ополчения Минина и Пожарского промышленники Строгановы.

«Ворёнок» на виселице

Воцарению Романовых сопутствовала еще одна мрачная история.

Марина Мнишек, родив сына от «Тушинского вора» и пережив приключения, достойные авантюрного романа, в конце концов оказалась наложницей казачьего атамана Ивана Заруцкого. Тот, ошалев от такой добычи, укрылся с ней в астраханских плавнях, мечтая о московском престоле.

В июне 1614 года сподвижники, поняв безнадежность сопротивления, выдали их стрелецкому голове Гордею Пальчикову, который отправил пленников в Москву.

Марина Мнишек могла вернуться на родину, но не захотела вновь стать простой шляхтянкой

Заруцкого посадили на кол, Марина вскоре умерла: по официальной версии, скончалась в тюрьме «от болезни и с тоски по своей воле», по неофициальной, была зашита в мешок и утоплена в реке.

Некоторые историки не исключают, что власти в данном случае говорили правду: живую Марину можно было бы обменять на русских пленников и получить от нее ценные показания обо всех интригах Речи Посполитой против России, начиная с 1604 года.

Современные просвещенные люди не признают коллективной ответственности и не верят в мистическую кару через поколения, но порой напоминают, что царствование Романовых началось с убийства ни в чем не повинного ребенка и закончилось таким же убийством в подвале Ипатьевского дома.

Источник

21 июля 1613 года. Начало правления династии Романовых

21 июля 1613 года первый из Романовых, Михаил Федорович, был венчан на царство в Успенском соборе. Михаил Федорович Романов — родоначальник династии, правившей Россией на протяжении трех веков.

Семья Романовых и при Рюриковичах была одним из самых видных боярских родов. Дед Михаила Федоровича — Никита Захарьин-Юрьев — породнился с самим царем Иваном Грозным, которому приходился шурином (братом одной из жен монарха).
Отец первого Романова на престоле — в миру Федор Романов, в монашестве Филарет — приходился двоюродным братом царю Федору Иоанновичу. Поскольку династия Рюриковичей пресеклась, Романовы автоматически стали одними из главных соперников Бориса Годунова в борьбе за власть.

Победу одержал Годунов, выславший соперников в Сибирь, а Федора Романова насильно постригли в монахи, что автоматически исключало из претендентов на престол.
В результате событий Смутного времени новым царем стал Лжедмитрий, который, предположительно, был Юрием Отрепьевым — мелким дворянином, служившим Михаилу Никитичу Романову, брату Филарета и дяде будущего царя — и вынужденный податься в бега из-за гонений на Романовых.
Лжедмитрий вернул опальную семью из ссылки, а Филарет получил пост митрополита Ростовского. При Лжедмитрии II Филарет оказался в Тушинском лагере и был объявлен патриархом, но позднее всех уверял, что выбора ему не оставили.

После этого Филарет отправился с великим посольством в Польшу, договариваться о воцарении королевича Владислава, но переговоры провалились и всех арестовали.
В это время юный Михаил находился в России, но в силу малолетства не принимал никакого активного участия в событиях Смутного времени. В 1613 году созвали Земский собор — решить, кто станет новым царем.

На вакантный пост нашлось немало претендентов, включая и заморских. Рассматривался даже вопрос о приглашении английского короля Якова. Из местных боярских родов наиболее сильны были позиции Романовых, Голицыных, Шуйских, Годуновых и Мстиславских.
Шансы Романовых стали самыми предпочтительными, поскольку семья находилась в родстве с Рюриковичами и устраивала всех как компромисс, тем более и сам юный Михаил не обзавелся личными врагами и не был слишком искушен в дворцовых интригах.
Шуйский уже не справился с царством, да к тому же находился в плену у поляков, как и Голицын. Кроме того, как и Годуновы, Шуйские имели немало недоброжелателей. Воротынские взяли самоотвод. Мстиславский был уже весьма стар, к тому же без наследников, а значит после смерти такого государя вопрос о царе вновь пришлось бы поднимать.

В итоге самой предпочтительной фигурой оказался 16-летний Михаил Федорович, выбранный новым царем в начале марта 1613 года. В апреле — вступил на престол, а 21 июля — венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Интересно, что венчан на царство Михаил 21 июля, родился 22 июля, а умер 23 июля.

Фактическим соправителем Михаила Федоровича вплоть до 1619 года была мать царя — инокиня Марфа. В 1619 году из польского плена вернулся отец, ставший патриархом и также соправителем.
Только после смерти отца в 1633 году Михаил Федорович наконец стал единоличным правителем.

династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Смотреть фото династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Смотреть картинку династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Картинка про династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Фото династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего
«Михаил Фёдорович на собрании боярской думы». Андрей Рябушкин, 1893.

При первом царе-Романове началось формирование полков иноземного строя — попытка создать часть военных подразделений по европейскому образцу.
В большинстве случаев офицерами служили иностранцы.
Особых успехов во внешней политике добиться новому царю не удалось, что неудивительно, учитывая лежащую в руинах к концу Смутного времени страну и усиление главных соперников — поляков и шведов. Так что страна работала лишь на стабилизацию экономики и государственного аппарата.

При Михаиле Романове в России появился первый железоделательный завод. Кроме того, началось проникновение в страну светской живописи — русских живописцев мастерству портретного дела обучал выписанный из Германии художник.
Михаил Федорович умер в 49 лет в 1645 году. Трон унаследовал сын царя — Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим.

Михаил Федорович, хотя и недолго правил самостоятельно, стал основоположником династии Романовых, которая руководила Россией 300 лет и выбилась с европейской периферии в число главных монархических фамилий мира.

Источник

Как началась великая династия Романовых

династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Смотреть фото династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Смотреть картинку династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Картинка про династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего. Фото династия романовых утвердилась на российском престоле в результате чего

Царь Михаил Федорович Романов (1596—1645)

Михаил Федорович родился в 1596 году в семье боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — патриарха Филарета) и его жены Ксении Ивановны. Приходился внучатым племянником Ивану Грозному и двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви Рюриковичей Федору Ивановичу.

При Борисе Годунове, который рассматривал Романовых как своих соперников в притязаниях на московский престол, они подверглись опале. В 1600 году Федор Никитич был сослан.

Он сам и его жена Ксения Ивановна были насильно пострижены в монахи под именами Филарет и Марфа, что должно было лишить их прав на престол.

В 1605 году Лжедмитрий I, желая доказать свое родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены отец будущего царя, его жена и дети. Филарету предстояло пережить взлеты и падения: освобожденный Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост, Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II. При этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленника» и не настаивал на своем патриаршем сане.

Впоследствии Филарет отказался подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора о назначении русским царем польского королевича, католика Владислава, в 1611 году он был арестован поляками и освобожден лишь в 1619-м, после заключения с Польшей перемирия.

Михаил Романов в это время несколько лет жил в Клинах Владимирской области в имении своего дяди Ивана Никитича, а после свержения Василия Шуйского и прихода к власти семибоярщины — правительства из семи бояр оказался в Москве, где и находился все то время, пока город осаждали русские ополченцы.

К началу 1613 года уже около одной третьей части населения Москвы погибло в боях, умерло от голода и эпидемий. Шведы и поляки заняли немалую часть территории. Казна опустела.

Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. В начале 1613 года депутаты съехались в столицу на первый всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей. Перед тем как приступить к важному делу, по стране объявили трехдневный пост: всем людям было необходимо «очиститься от грехов», накопившихся в годы Смуты.

Вскоре 21 февраля 1613 года Земский собор принял решение о призвании на русский престол Михаила Федоровича. Процесс избрания на царство первого Романова завершился венчанием 21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского кремля. Ему вручили «животворящий крест», шапку Мономаха, скипетр и державу. Венчал Михаила на царство казанский митрополит Ефрем.

Почему же выбор пал на Михаила Романова? Ведь на Земском соборе обсуждались несколько кандидатур, в том числе более опытных и успевших зарекомендовать себя боярина Федора Мстиславского, главы «семибоярщины», и князя Дмитрия Пожарского?

Необходимо помнить об особом менталитете человека того времени.

На соборе, по мнению многих историков, восторжествовала старая привычная идея «природного» царя. При избрании на престол участники Земского собора учитывали родство Романовых с Рюриковичами.

Мягкость и доброта нового царя, о которых рассказывали источники того времени, подавали простым людям надежду, производили на них хорошее впечатление. Еще один очень важный элемент для Смутной эпохи присутствовал в избрании Михаила Романова — его легитимность, в отличие от воцарения, провозглашения самозванцев или даже знатного боярина Василия Шуйского.

Очень существенно, что род Романовых, выбитый из политической жизни еще при Борисе Годунове, не принимал практически никакого серьезного участия в политических делах и событиях Смутного времени. Они не занимали чьей-либо стороны, то есть политической позиции, и в этом отношении остались чисты. Романовы не запятнали себя и сотрудничеством с поляками, в отличие от Федора Мстиславского, участвовавшего в избрании царем польского королевича Владислава.

Главным же было то, что кандидатура Михаила по многим причинам устраивала различные политические и социальные силы, которые намеревались влиять на молодого царя. Федор Шереметев, родственник Романовых, один из кандидатов в цари на Земском соборе, писал в связи с избранием Михаила князю Борису Голицыну в Польшу:

«Миша Романов молод, разумом не дошел и нам будет поваден».

Бояре, по-видимому, надеялись, что при таком царе всеми делами в государстве будут заправлять они, как это было при болезненном царе Федоре Ивановиче.

Так или иначе, но до 1619 года ввиду неопытности Михаила Романова, который к моменту вступления на престол едва умел читать, страной правили его мать — великая старица Марфа и ее родня.

Действительно ли первый Романов был такой слабый и безвольный правитель? В период его царствования были заключены невыгодные Столбовский мир и Деулинское соглашение, обозначившие завершение войны против шведов и поляков. Россия потеряла выход в Балтийское море и земли на западе, включая Смоленск. Однако во внутренних делах удалось решить многие назревшие проблемы.

Была усмирена казачья вольница, служившая постоянным зачинщиком смуты.

Постепенно пополнялась казна, особенно за счет чрезвычайных налогов, установленных Земским собором. Для лучшего собирания этих налогов и для усиления централизации в деле управления страной было введено воеводское правление. В то же время царь давал льготы в уплате податей разоренным городам и едва встающему на ноги купечеству. Русский народ постепенно восстанавливал хозяйство, а с ним восстанавливалось и государство.

После освобождения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета фактическая власть перешла в руки последнего. После подписания перемирия с Польшей поляки отпустили Филарета в Москву. Почтительный сын стал во всем слушаться отца, который отныне являлся не только патриархом, но и стал именоваться «великим государем всея Руси» наравне с сыном. Под всеми официальными документами стояли две подписи — патриарха и действующего царя. Филарет навел порядок при дворе, обуздал слишком амбициозных родственников, на что Михаил был явно не способен. Таким образом, больше половины срока своего правления Михаил руководствовался либо советами матери и ее родни, либо мнением отца, который скончался в 1633 году.

Оставшиеся 12 лет Михаил правил сам. В народе у него была репутация справедливого и милостивого царя. Отличительной чертой правления Михаила было то, что он не придерживался жестких мер и раз и навсегда заведенного порядка. Хотя для управления городами и был введен институт воевод, по просьбе горожан их могли заменить выборными представителями земской знати — губными старостами. Важным мероприятием было упорядочение взимания податей. Единицей обложения стали количество земли и особые заведения (мельницы, торговые лавки, пекарни). Для точного учета были составлены писцовые книги, что ограничивало произвол сборщиков налогов.

При Михаиле Федоровиче начался поиск полезных ископаемых, появились медеплавильные, железорудные, кирпичные и другие заводы.

Продолжалось освоение Сибири. На Енисее был основан Красноярск.

Михаила Романова можно считать неоднозначной фигурой, но нельзя отрицать того факта, что в глазах русского народа страна обрела самодержца. Воплотился принцип триединства «самодержавие, православие, народность», официально провозглашенный только два столетия спустя. Церковное и государственное в правлении первого Романова тесно и почти бесконфликтно переплеталось. Убедительным подтверждением этому служит судьба патриарха Филарета. Наконец после многих лет неурядиц в Москве воцарился государь, избранный, как говорили в те времена, «не человеческим многомятежным хотением, а Божиим изволением».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *