дистант что это значит
Как правильно использовать слово «дистант»? А ударение куда ставить?
Грамотность на «Меле»
Кажется, новости о том, что «дистанционку» в очередной раз продлевают, уже никого не шокируют (московским школьникам её продлили до конца года). А вот с некоторыми словами из нашей новой реальности мы все еще не научились жить. Читатель «Мела» спрашивает про употребление существительного «дистант», а Светлана Щелокова, педагог, журналист и эксперт программы «Литературное творчество» ОЦ «Сириус», помогает с ним разобраться.
Расскажите, пожалуйста, еще раз про слово «дистант». Откуда оно взялось, не является ли профессиональным жаргоном, как правильно использовать и ставить ударение?
Вы на «удаленке»? Вы «онлайн» или «офлайн»? На «дистАнте»? А может, на «дИстанте»? В любом случае — успехов вам и здоровья! А еще — немного информации про этот самый «дистант».
Слово «дистант» относится к числу новых слов, которые активно используются в речи, но пока не попали в словари русского языка: слишком мало времени прошло, чтобы специалисты определили его точное место в литературной норме, закрепили варианты правильного написания и произношения. Пока можно точно сказать только одно: «дистант» — разговорное слово, которое не используется в официальных документах.
«Дистант» произошел от устойчивых словосочетаний, которые имеют в составе прилагательное «дистанционный»: «дистанционное обучение», «дистанционная работа». Русскоязычное словосочетание «дистанционное обучение» произошло, в свою очередь, от англоязычного «distance learning», является профессиональным термином и обозначает способ обучения, при котором учитель и ученик физически разделены и взаимодействуют на расстоянии. Поскольку именно в таком формате происходит обучение в большинстве учреждений в последние полгода, а название формата длинное и не очень удобное для написания и произношения, в речи и появилось слово «дистант».
13 главных слов и выражений 2020 года: от «локдауна» и «дистанта» до «обнуления» и «гульфика»
Что касается ударения, то здесь действительно возникает замешательство, потому что в русском языке есть прилагательное, по составу напоминающее слово «дистанционный» — «дистАнтный». По аналогии с произношением этого термина иногда хочется сказать «дистАнт». Однако с точки зрения процессов заимствования и укрепления слова в русском языке вернее говорить «дИстант». Впрочем, пока слово не укрепилось в литературной норме, допустимы оба варианта произношения.
Ещё больше весёлых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» во «ВКонтакте». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!
Иллюстрация: Shutterstock / Roman3dArt
Не запутайтесь в терминах: чем отличается дистант от домашнего обучения и кому можно не ходить в школу
Разбираемся в документах вместе с директором школы
Обучение на дому полагается не всем детям, а вот семейное образование доступно каждому
Фото: Александра Савельева / 76.RU
Пока одни родители радуются, что дети наконец-то вернулись в школу после каникул и дистанта, другие, наоборот, оценили возможности и теперь хотят учиться дома, но не понимают, как этого добиться. Да, всё не так просто — есть домашнее обучение, семейное образование и обучение с применением дистанционных технологий, всё это — разные вещи. Вместе с директором школы Жанной Арбановой разбираемся, чем одно отличается от другого.
Дистанционное образование
Дистанционное образование — это даже не форма обучения, а скорее набор технологий, которые школа может использовать в качестве дополнения к классической программе, если в этом есть необходимость. Как это проходило во время первой и второй волн коронавируса.
— Использование дистанционных технологий сегодня прочно вошло в практику всех школ. Например, школы с углубленным изучением отдельных предметов выносят определенные дисциплины на субботу, чтобы детей немного разгрузить и поменять формат, — приводит пример Жанна Арбанова. — В данном случае учителя-предметники проводят уроки дистанционно. В рамках сетевого взаимодействия школ при реализации профильного обучения также можно использовать дистанционные образовательные технологии.
Дистант — не замена традиционного обучения, а скорее помощь учителю и ребенку. Система оценок не меняется, но могут поменяться критерии: все-таки ответ вживую на уроке и онлайн-задание — это разные вещи.
Домашнее обучение
Домашнее обучение — это индивидуальное обучение на дому ребенка, который имеет какие-либо проблемы со здоровьем. То есть для перевода на домашнее обучение должны быть медицинские показания.
— При домашнем обучении педагоги приходят к ребенку домой по согласованному с родителями индивидуальному графику и проводят уроки в соответствии с образовательной программой, — объясняет директор школы. — Если ребенку не нужна адаптированная образовательная программа, то знания оцениваются по тем же критериям, что и у обычного ребенка в школе.
Если у ребенка есть подтвержденные специальной психолого-медико-педагогической комиссией особенности развития, из-за которых он не может получать знания непосредственно в школе, то по заявлению родителей для него предоставляется адаптированная программа — она содержит в себе стандарт, который ребенок должен в любом случае освоить.
Семейное образование
На семейную форму образования родитель вправе перевести любого ребенка с 1-го по 11-й класс. Здесь уже учителя из школы приходить не будут — предполагается, что родители берут на себя ответственность за то, каким образом ребенок будет осваивать образовательную программу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
— Родители могут обучать ребенка самостоятельно, а могут приглашать репетиторов. Есть примеры, когда родители справляются сами, но это скорее исключение, чем правило, — рассказывает Жанна Валерьевна. — Зачастую родители переводят детей на семейную форму образования в начальной школе.
При семейной форме образования детям нужно будет освоить ту же программу, что и в школе, затем пройти аттестацию по всем предметам учебного плана. Для этого родители должны заключить договор с образовательной организацией, в котором прописаны сроки и порядок проведения аттестации.
— В течение года школа в соответствии с утвержденным графиком проводит аттестацию ребенка, — объясняет Арбанова. — Освоив определенную часть материала, ребенок приходит в школу, подтверждает полученные знания, выполняя тесты, контрольные работы, проходя собеседования с учителями. Он получает отметки — так же, как и обычный ученик. Только у вас отметок будет меньше: ведь в школе ребенок может каждый день отвечать на уроках и получать их. Аттестовывать ребенка школа может по четвертям, по полугодиям, по итогам учебного года. Эти вопросы родители и школы прописывают в договоре. Есть родители, которые переводят детей на семейную форму образования, потому что находятся в отдаленных районах или потому что ребенок профессионально занимается спортом и не может часто приезжать и сдавать аттестацию. Это может быть и раз в полгода, и раз в год.
По словам директора школы, проблема с семейным образованием в том, что зачастую родители переоценивают свои силы или тех, кому доверяют образование детей: для того чтобы объяснить ребенку предмет, не всегда достаточно владеть информацией, нужно еще уметь ее правильно подать на доступном ученику языке. Она также обращает внимание, что школа — это не только обучение, но и воспитание ребенка, его социализация.
Суть, терминология и особенности дистанционного обучения
- Опубликовано: 19 ноября, 2020 Комментарии: 3 Просмотры: 24319 Марина Преснякова Время прочтения:
Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Какое обучение можно пройти удаленно, какими способами.
Основные термины дистанционного обучения
Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.
– получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.
При онлайн обучении интернет-технологии могут использоваться в аудитории как обучающая методика
в том, что это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.
Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.
Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.
Но само по себе дистанционное может быть и без онлайна, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.
Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:
Выходит, понятия два, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.
Термины и определения дистанционного обучения
Мы в Vuz24 работаем с вузами и колледжами. Но дистанционно можно проходить и дополнительное обучение на уровнях курсов, интенсивов, обучающих конференцияй, тренингов, мастер-классов.
По процессу: формы, методы, средства
Именно технологии делают удаленное обучение сильным и конкурентным очному. А сама учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации обучения.
Доставка теории
На удаленном обучении теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.
– это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.
В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.
В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.
Правильно организованные электронные курсы дают больше разнообразного контента, чем аудиторная практика, вовлекают и погружают глубже
Электронный курс сопровождается такими материалами, как:
– это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.
– студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.
– запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.
– записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.
– конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.
– учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.
Отработка навыков
Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, ДО использует технологии:
– самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.
Вебинары заменяют аудиторное взаимодействие
– интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.
– занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.
– занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.
– практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.
– как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.
– групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.
Контроль
Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В ДО, особенно вузовском, есть три формы:
Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.
Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.
Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.
При работе над исследовательским проектом студент связывается с научным руководителем через веб-консультации
Основная и чаще всего используемая форма контроля в удаленном обучении – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.
Типы и разновидности дистанционного обучения
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционно можно получить:
Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
По количеству участников
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
ТОП технических вузов с дистанционной формой обучения
13 главных слов и выражений 2020 года: от «локдауна» и «дистанта» до «обнуления» и «гульфика»
Грамотность на «Меле»
В 2020-м году произошло много важных (и не самых приятных) событий — большинство из них отразилось и в нашем языке. Мы вспомнили ключевые слова и выражения уходящего года: «коронавирус» и «дистанционку», «поправки к Конституции (не «в Конституцию!») и «обнуление».
Дистанционка, дистант
Кто бы мог сомневаться насчёт главных слов в образовании в этом году. «Дистанционное обучение», «дистанционка», «дистант» — эти слова и выражения теперь знает каждый первоклассник (и даже некоторые дошкольники).
С «дистанционкой» всё понятно: это сокращённый (и разговорный) вариант слишком длинного «дистанционного обучения». Слово «дистант» довольно часто употребляют в речи, но в словарях его пока нет — так что вполне могут возникать сомнения, где же здесь ставить ударение (эксперты говорят, что пока закрепилось ударение на первый слог).
Зато в словарях зафиксировано прилагательное «дистАнтный», а словосочетание «дистантное обучение» синонимично выражению «дистанционное обучение». Правда, филологи советуют использовать прилагательное «дистантный» в научных и официальных текстах.
Удалёнка
Название «дистанционки» для офисных работников. Многие, кстати, даже после снятия режима самоизоляции остались «на удалёнке» — некоторым компаниям это просто дешевле.
Зум, зумиться
О сервисе для организации видеоконференций Zoom многие узнали только в этом году. И освоились так быстро, что уже, кажется, никто не задастся вопросом, что же такое «зумиться». А некоторых Zoom даже сподвиг на словотворчество — и теперь у нас есть слова «вразумиться» и «беззумный чел».
Коронавирус, КОВИД
Под конец 2020-го мы наконец запомнили, что в «коронавирусе» нет никакой соединительной гласной «О». И дефиса тоже нет — хотя именно в таком виде существительное было зафиксировано в словарях до 2012 года: «корона-вирус». Слово заимствовано из английского (coronavirus), а туда оно пришло из латыни (coronaviridae), как и многие медицинские термины.
Покайтесь, гречники! Как русский язык реагирует на пандемию и заставляет нас смеяться
Сейчас понятия «коронавирус» и «ковид» в речи чаще всего синонимичны, но вообще COVID-19 (COrona VIrus Disease-2019) — это уже название болезни, которую вызывает тот самый вирус, попадая в организм. Учитывая скорость и масштабы распространения вируса, неудивительно, что слово COVID-19 уже вошло в оксфордский словарь английского языка. Но в русском языке его написание пока не закрепилось: некоторые лингвисты говорят, что пока лучше писать слово латиницей. Другие же считают, что в русском языке всё-таки стоит использовать только кириллицу — и писать слово в виде аббревиатуры: КОВИД-19.
Самоизоляция
Главное слово года по версии Института русского языка им. А. С. Пушкина. Поспорить сложно: никогда мы ещё не находились дома так долго, как в этом году.
Локдаун
Английский аналог нашего «режима самоизоляции» — и главное слово 2020 года по версии Словаря английского языка Collins Dictionary. «Локдауном» называют введение строгих ограничений на поездки, социальное взаимодействие и доступ к общественным пространствам. Интересно, что слово происходит из тюремного лексикона: так в тюрьмах называли ситуацию, когда заключённым не разрешали выходить из камер из-за каких-то чрезвычайных происшествий.
Поправки к Конституции
Для России этот год был насыщен и разными политическими событиями, главное из которых — принятие поправок к Конституции РФ. И тут случился настоящий языковой казус: в бюллетене для голосования в вопросе была допущена грамматическая ошибка.
Испортить бюллетень или биллютень: знаете ли вы, как пишутся слова про политику
«Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» — спрашивали нас, но не подозревали, что падеж здесь нужен другой. Правильнее было бы написать «поправки, вносимые в Конституцию» или «поправки к Конституции», а вариант «изменения в Конституции» означает, что поправки как бы уже приняты.
Ирония еще и в том, что поправки эти были направлены в том числе на то, чтобы закрепить в Конституции статус русского языка как государственного — и необходимость его охранять.
Обнуление
А вот и ещё одна поправка. Второе место по версии Института русского языка им. А. С. Пушкина и первое — в рейтинге сообщества «Слово года» в фейсбуке, экспертной группой в которой руководит филолог и культуролог Михаил Эпштейн.
Разнотык
Ладно, на слово года «разнотык» не тянет, но на слово месяца — точно. Это интересное существительное, которое активно обсуждали в соцсетях, — из недавнего высказывания зампредседателя Совета безопасности Дмитрия Медведева. Он заявил, что «разнотык» — хроническая проблема России, когда все вроде занимаются полезным делом, но многие делают одну и ту же работу.
Существительное есть в толковом словаре Ожегова и Шведовой, но употребляется оно только в просторечии, а означает «несогласованность, полное расхождение в поведении, в поступках». В орфографических словарях сегодня такого слова нет. Зато наречие «вразнотык» можно найти и в орфографическом словаре Лопатина, и в «Большом толковом словаре» Кузнецова — но тоже с пометой «разговорно-сниженное».
Гульфик
И главный претендент на слово месяца (сами знаете почему). Мы расскажем про его происхождение: в переводе с голландского gulp значит «клапан на брюках». В толковых словарях указано, что это кусок ткани, закрывающий молнию или какую-то другую застёжку брюк — причём обязательно мужских.
Дело в том, что изначально, в XV веке, гульфик был чуть ли не отдельным элементом мужских штанов — и, между прочим, предметом гордости. Он выглядел как треугольный клапан, который нередко украшали лентами, бантами, драгоценностями или вышивкой.
15 очень смешных (и полезных!) карточек по грамотности, которые говорят сами за себя