дистанционное обучение лучше чем традиционное
Что лучше дистанционное обучение или традиционная форма для образования
На первый взгляд, ответ на вопрос: «что лучше, дистанционное обучение или традиционное», кажется очевидным. Конечно, оффлайн формат, при котором дети физически ходят в школу, эффективнее.
Но, это только первый взгляд. Что если изучить этот вопрос глубже? Ведь практика последних полутора лет, когда в мире случилась пандемия, показала, дистанционное обучение тоже может быть качественным. Просто, от учеников здесь требуется больше самоорганизации, всем участникам процесса нужна техника и умение с ней работать, ну, и учебный процесс нужно адаптировать.
Легко сказать, но сложно сделать, не так ли? Однако, мир это сделал. Вот уже второй год многие школьники завершили дистанционно. Результаты разнятся, но, в целом, удаленка показала, она тоже имеет право на существование. Правда, традиционное образование она не «победила». Большая часть педагогов, школьников и родителей, все же, убеждены, традиционное образование лучше дистанционного, и всеми силами стремятся вернуться к первому, даже подписывали петиции против дистанционного обучения.
Так почему дистанционное обучение лучше традиционного обучения? Мы решили изучить плюсы и минусы обоих форматов. Вы с нами?
Что такое дистанционное обучение?
Дистанционка — обучение на расстоянии. Если точнее, это метод получения образования, при котором школьник взаимодействует с педагогами и учебным заведением посредством цифровых и компьютерных технологий. Контакт осуществляется посредством видеосвязи, мессенджеров, почты, образовательных цифровых платформ.
Что такое традиционная форма?
«Традиционка» или очный формат — это, когда дети ходят в школу физически. Это классно-урочная организация образования на базе учебного заведения. Учитель передает знания и навыки напрямую, при живом контакте с учениками.
В чем сходства и различия?
Сравнение дистанционного и традиционного обучения позволяет выявить их сходства и различия.
Это краткий список главных сходств и отличий дистанционного обучения от традиционного. Для того, чтобы определиться, что же из них, все же, лучше, нужно детально изучить плюсы и минусы каждого.
Плюсы и минусы дистанционного формата
Основное отличие дистанционного урока от традиционной формы обучения — в отсутствии живого контакта учителя с учеником. Оно же — и главный минус. Отсюда вытекают и другие проблемы:
А каковы основные преимущества дистанционного обучения перед традиционным, чем оно лучше?
Преимущества и недостатки традиционной формы
Далее, перечислим достоинства и недостатки традиционного обучения, в сравнении с дистанционным и удаленным.
Далее, перейдем к минусам:
Что лучше?
Итак, мы рассмотрели различия традиционной и дистанционной систем обучения, выявили плюсы и минусы дистанционки и традиционки. Наступил черед подвести итоги, выяснить, заменит ли удаленка привычный формат или до этого еще далеко.
Для начала, вернемся к поставленному в начале статьи вопросу: почему дистанционное обучение хуже традиционного? Беглый взгляд на достоинства и недостатки каждого показывает, сама по себе концепция онлайн — более продуктивная, современная, она лучше и качественнее. Обучающийся имеет возможность самостоятельно отладить ритм и темп обучения. Он учится по собственному графику и сам фильтрует материал. Учитель же играет роль корректирующего звена.
Однако, признайтесь честно, сколько современных детей сегодня готовы к такому режиму?
Выходит, традиционное обучение лучше лишь потому, что вынуждает детей учиться, несмотря ни на что. Всех детей, особенно тех, у кого мотивации к школе вообще нет. Таким образом, даже несмотря на минусы, традиционная школа для основной массы школьников, все же, лучше.
Если же вам повезло иметь старательного и усидчивого ребенка, который, к тому же еще и интроверт, и не нуждается в высоком социальном взаимодействии со сверстниками, смело оставляйте его на дистанционке. С ней он горы свернет, вместо того чтобы прозябать где-то на задней парте, среди более прытких сверстников. А если еще и с учительницей не повезет, можно и психику будущему гению повредить.
Мы рассказали, чем отличается дистанционное обучение от традиционной формы, разобрали их лучшие и худшие стороны. Ваши выводы вполне могут отличаться от наших и нам очень интересно их услышать. Перенесем обсуждение в комментарии?
Дистанционное обучение или очное: что лучше?
Главная » Обучение » Дистанционное обучение или очное: что лучше?
В последнее время все больше желающих перейти на получение образования удаленно, поэтому остро встает вопрос: «Что лучше: очное или дистанционное обучение?» Каждая форма получения знаний имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Очевидно, что получать образование из дома удобней для большинства, но можно ли сравнивать качество получаемых знаний и как контролируется процесс обучения в таком случае.
Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с обучением онлайн и дистанционно, сможете в статье.
1. Плюсы и минусы очного обучения
Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.
У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:
К недостаткам традиционной формы обучения относятся:
Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.
2. Плюсы и минусы дистанционного обучения
Если раньше альтернативой стандартной системе образования была заочная или вечерняя форма, то сегодня все больше вузов предлагают освоить ту или иную профессию дистанционно, через интернет.
Преимущества такого формата учебы очевидны:
Вместе с тем, есть у дистанционного обучения и свои недостатки:
Дистанционное обучение – хороший вариант для совершенствования существующих знаний, повышения квалификации или углубленного изучения материала, но не для осваивания новой профессии с нуля.
3. Очно или дистанционно – выбираем лучший вариант
Сравнивая две формы получения образования, нельзя однозначно сказать, что лучше – дистанционное обучение или очное. Выбор зависит от многих факторов, в том числе от возраста и квалификации человека, начального уровня знаний и требуемого результата, самого предмета изучения.
Не последнюю роль играют и личные качества – одним легче учиться в группе под контролем преподавателя, другим достаточно задать нужное направление, и они с легкостью усваивают новую информацию самостоятельно.
Несколько общих рекомендаций по выбору дистанционного или очного обучения:
Заключение
Выбрать дистанционное обучение или очное – во многом зависит от заинтересованности учащегося в получении знаний, его способности к самообучаемости и мотивации. Так как при онлайн-обучении сложно контролировать, как усваивается и закрепляется материал, успех такой учебы напрямую связан с ответственностью и организованностью обучаемого.
С другой стороны, очная форма обучения требует постоянной вовлеченности, присутствия на лекциях и проработки знаний на практике, поэтому не подойдет занятым людям с постоянной работой.
И у очного, и у дистанционного обучения есть преимущества и недостатки. Стоит оценить свои возможности и предпочтения, после чего делать выбор.
Почему дистанционное образование лучше традиционного
Что выбрать для ребёнка: классическое школьное образование или дистанционное обучение? Образовательный проект Interneturok.ru разработал и снял более 4500 видеоматериалов по всем предметам школьной программы. «Летидор» совместно с изобретателем и основателем ресурса Лазаревым Михаилом Ивановичем рассуждает о сильных и слабых сторонах двух форматов образования.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Преимущества онлайн-образования
Как правило, родители хотят от школьного образования двух вещей: чтобы ребёнок сдал экзамены и получил возможность поступить в вуз. Дистанционное образование — это новый инструмент, который оказался в руках родителя. Этот инструмент дает возможность получать знания без непосредственного контакта с преподавателем из любой точки мира и в любое время. Онлайн-образование — это то, к чему общество в конечном итоге пришло. Оно дополняет классическую форму обучения. Основные критерии для сравнения представлены ниже:
В классе, где учатся 40 человек, невозможно «отмотать» урок назад
У каждого ребёнка разные скорость реакции, способность усваивать материал, склонности к определённым предметам. Достаточно одному ученику в классе из 20-40 человек задать вопрос — и для других учебный процесс приостанавливается. На уроке невозможно «отмотать» плёнку назад, чтобы разобраться с непонятными местами. В обычной школе учитель придерживается среднего темпа, в котором происходят занятия. Дистанционное обучение даёт возможность вернуться назад, разобраться в материале. Ребёнок учится с той скоростью, на которую способен.
Качество образования меняется, когда в классе 5 человек
«Родителям кажется, что их дети умные, потому что дети действительно умные, — рассуждает Михаил Иванович. — Весь фокус в том, что родители видят ребёнка подробно: он растёт у них на глазах, чему-то учится. Сегодня у ребенка что-то получается, что не получалось вчера. Чужих детей мы видим только с одной стороны при мимолётном общении, когда они не готовы быть открытыми». Когда в классе 40 человек, учитель может просто не заметить, как развивается один-единственный ученик. Представьте, как меняется качество образования, если в классе только 5 учеников?
В онлайн-школе гораздо больше возможностей найти хорошего преподавателя
Зачем родители отдают ребёнка в школу и по какому принципу эту школу выбирают? Если «сдавать» ребёнка туда, как в камеру хранения, — это один подход. Если ждать результата от образовательного процесса, то это другой подход. Но ребёнок не чемодан. Его нельзя оставить именно в этой школе только потому, что она рядом с домом. Ведь ребёнку нужны лучшие учителя, которые не только передадут знания, но и объяснят, зачем ему это надо. А главная цель образования — не только дать знания, но и показать, как и где их применить. Хорошо, скажут некоторые, заменив школу рядом с домом на дистанционное обучение, мы лишаем ребёнка возможности общаться со сверстниками, находить близких по духу людей. Но круг общения не ограничивается только школьными товарищами: дети ходят в музыкальную школу и спортивные секции. И в этом случае переход на онлайновую форму образования никак не отражается на социальном развитии. Более того, это оставляет ребёнку время и пространство на увлечения, потому что он может посвятить всё своё время сегодня только танцам или изучению биологии, а потом подтянуть математику: электронные материалы никуда не убегут. Общение со сверстниками в школе происходит не только на переменах, но и во время уроков, что одновременно служит и отвлекающим фактором, поэтому вопрос о социализации следует рассматривать с разных сторон.
Сравнение офлайн- и онлайн-образования — это сравнение фильма, снятого по хорошему сценарию крутым режиссёром на профессиональной студии, с бюджетным кино, смонтированным на коленке. И в сравнении с дистанционным образованием школа — единственная из информационных областей, которая осталась тем самым местным кино.
Онлайн-образование пока не вытесняет классическое, но через какое-то время это может произойти.
Зачем родители нанимают репетиторов, когда ребёнок ходит в школу
Основная мотивация для ребёнка (полученная от родителей) — сдать экзамены, а для учителей — подготовить к этим экзаменам. Но почему-то огромные бюджеты тратятся на репетиторов. Рынок репетиторов сегодня — это миллиарды рублей. Это и есть измеритель качества образования. Ведь если образование хорошее, то зачем платить репетиторам? Обучение онлайн также предоставляет возможность готовиться к экзаменам: в любое время и в любом месте. С выполнением и проверкой заданий, возможностью задать вопрос учителю и с меньшими финансовыми потерями. Факт наличия дистанционного образования не ставит под сомнение квалификацию школьных учителей, живую коммуникацию с ребёнком и не вытесняет офлайн-формат. Онлайн-образование — это альтернатива, дополнение, которое при желании может стать и основной формой получения знаний.
Почему онлайн-обучение вытесняет традиционное и как эффективно учиться онлайн?
Еще лет 20–30 назад обучение в России редко выходило за рамки школы, техникума, университета и периодических курсов повышения квалификации. Но сегодня все чаще упоминается концепция lifelong learning, или обучение на протяжении всей жизни.
Из утопии — в образ жизни
Идея о непрерывном образовании впервые прозвучала в 1972 году в докладе ЮНЕСКО. Критики посчитали ее утопией. Мировое сообщество задалось вопросами. Хотя бы потому, что концепция ставила под сомнение традиционное образование.
Понадобилось несколько десятилетий, чтобы концепция lifelong learning начала превращаться из утопии в образ жизни. Идея непрерывно учиться выглядит не так странно, когда технологии постоянно обновляются, а новые профессии появляются ежегодно.
В цифрах это выглядит так. С 2015 по 2019 гг. увеличилось число россиян в возрасте 25–64 лет, которые занимаются самообразованием, — с 21% до 37%. Вероятно, на конец 2021 года цифра будет еще больше. Хотя бы потому, что постарался коронакризис.
Билет на четыре года в один конец: «Спасибо, не нужно»
Как меняется отношение к учебе, видно и по снижению популярности вузов. За последние десять лет желающих учиться в вузе стало в два раза меньше. Это данные портала SuperJob. А исследования сервиса «Работа.ру» и портала «Рамблер» сообщают, что 40% россиян никогда не работали по специальности. Так происходит, потому что высшее образование не гарантирует наличия навыков. И далеко не всегда влияет на уровень зарплаты. Знания устаревают, а вузы не успевают обновлять программы.
Преподаватели учат не тому, что нужно будет завтра, а тому, что было нужно позавчера. Выпускники рискуют просидеть минимум четыре года в универе и выйти с никому не нужным образованием. Особенно это касается сферы IT, менеджмента, дизайна, маркетинга и других.
У каждого найдется знакомый Андрей, который разочаровался
И вот мы плавно подходим к выводу: люди внезапно осознали, что высшее образование — это для мамы, бабушки, галочки и не для жизни. И с этим нужно что-то делать.
Представим себе Андрея, который пять лет учился на системного администратора. Потом вышел, счастливый, из универа, отпраздновал получение диплома. Подумал: «Вот теперь все двери передо мной откроются».
Уже через месяц Андрей узнает, что зарплаты у сисадминов в его городе низкие. Без опыта устроиться сложно, а таких, как Андрей, — тысячи. При этом он не может тратить еще несколько лет на переобучение. Ему нужны деньги, реализация и все такое.
Онлайн-образование как раз нацелено на таких, как Андрей: выпускников никому не нужных вузов. На молодых людей, которые только выбирают профессию после школы. На тех, кто несколько лет работает и не понимает зачем: денег нет, удовольствия тоже. Ну и на профи, которые хотят прокачать скилы. И тут встает вопрос эффективности. Потому что в массовом сознании бродят заблуждения. Мол, онлайн-обучение — для ленивых, курсы слишком короткие. Не то что в универ ходить с толстыми книжками. Ну и якобы государственный диплом несопоставим с сертификатом онлайн-школ. Но тут на помощь придут исследования.
Ребята из Высшей школы экономики решили оценить, как студенты лучше усваивают знания: онлайн или офлайн. Проверяли это на курсах «Инженерная механика» и «Технология конструкционных материалов». В итоге оказалось, что результаты студентов не зависят от формы обучения. И это страшные выводы для тех, кто топит за оффлайн.
Путь Андрея: поиск эффективного обучения
Эффективность учебы можно оценить с точки зрения методики, метрик и других показателей. Но нас интересует другое. Например, как обучение поможет решить проблему Андрея за пределами курсов. Сможет ли он приобрести полезные навыки, получить работу, увеличить доход, вырасти в должности. Осознать, что эта профессия ему подходит.
Андрей не может бросить работу и учиться. Ему нужны такие курсы, где он будет совмещать. И которые сможет оплатить с его небольшой зарплатой. Рассрочка платежей, кредит и другие плюшки повысят вероятность прийти к цели. Но Андрею нужно проработать еще несколько пунктов.
Выбор направления
В этой задаче кроется большое коварство. Повсюду масса площадок для будущих программистов, дизайнеров, копирайтеров, менеджеров, пекарей, тренеров и кого угодно.
И здесь нужно понять, кем хочешь быть. Банальное «делай что любишь» помогает не выгорать, работать в удовольствие. Иногда взрослым людям сложно даже себе признаться, чего они хотят.
В книгах по самообразованию встречается одна и та же техника. Это когда нужно взять лист бумаги и на одной стороне выписать все, что вдохновляет и получается. На другой — все, что отнимает силы и бесит. Например, вы умеете прогнозировать и находить решения с помощью цифр и терпеть не можете хаос в данных. Или всегда мечтали создать продукт, которым будут пользоваться миллионы людей. Но при этом раздражаетесь при виде кривых приложений.
Еще техника направлена на честный разговор с собой: «А чего я хочу? А точно ли это моя мечта? А не боюсь ли я своих желаний?».
Филипп Гузенюк в книге «Счастье в деятельности» вообще рассматривает поиск себя как путь героя. Еще он рекомендует вспомнить о детских мечтах и спросить о своих талантах у друзей. В книге много картинок и очень крупный шрифт, что меня смутило. Но может кому-то помочь определиться. И займет час-два на прочтение.
Офис Skyeng
Выбор площадки
Сегодня поисковик выдаст сотни предложений. И нужно выбирать. Вот несколько деталей, на которые стоит обратить внимание.
Это просто курсы или они помогут найти работу?
Предложение просто обучиться направлено в пустоту. Куда важнее, насколько создатели изучили рынок трудоустройства. Можно обучить тысячи дизайнеров-верстальщиков. Но они останутся один на один со своими курсами. Потому что прямо сейчас на hh.ru удаленных вакансий для них менее 200 по всей России.
Более эффективны те курсы, которые либо помогут трудоустроиться, либо расскажут, как продвигать себя и новые навыки. Прекрасно, если к концу обучения будет собрано минимальное портфолио.
Перед вами инфобизнес или EdTech?
К инфобизнесу сложилось неоднозначное отношение. Чаще всего создатели продают контент или предлагают освоить новую профессию за пару недель. В качестве экспертов могут выступать некомпетентные люди, сомнительные специалисты из инстаграма. В предложениях звучат приукрашенные фразы вроде: «стань IT-специалистом через месяц и зарабатывай 250 000 ₽», «только сегодня скидка на вебинар 80%», «пройди обучение и работай по часу в день на берегу Тихого океана».
У инфобиза чаще всего нет методики обучения и своей площадки. Ученик не понимает, что в итоге делать с этими знаниями.
EdTech-платформы, как правило, создают профессионалы. У них есть методика обучения и его мониторинг, индивидуальный подход к ученикам. В приоритете — практические навыки. В идеальном сценарии у выпускника будет портфолио и помощь в трудоустройстве. Еще в EdTech встречается модель ISA. Это возможность оплачивать обучение только после трудоустройства.
Есть ли тьютор?
Дать студентам обучающие видео и оставить с ними один на один — провальная затея. Важно, чтобы к каждому ученику был прикреплен тьютор или ментор, который даст совет, подскажет, какие слабые места прокачать. Даже замотивированных людей иногда нужно взять за руку и повести. Хотя бы на сложных этапах. Поэтому курсы с живым личным общением выигрывают.
Поиск времени
Мы каждый день слышим от людей: «У меня нет времени». Андрей тоже скажет, что у него работа, дети, жена и с друзьями встретиться некогда. При этом в среднем россияне проводят в интернете 7 часов 52 минуты каждый день. Жители со всего мира — по 6 часов 54 минуты. Это данные WebCanape, опубликованные в 2021 году.
Можно подсчитать свои цифры, удивиться и освободить несколько часов в неделю для обучения. Ну и занести их, например, в гугл-календарь. Если не получается взять и отвлечься, попробуйте сервис FocusMe. Он на время блокирует доступ к отвлекающим сайтам.
Профи — о том, как взять максимум от онлайн-курсов
Светлана Шиманская
руководитель программ ISA в Skypro
1. Запланировать время. Прямо в календаре. И обязательно сесть в это время за учебу. Можно даже сначала просто тупить в точку. Важно запретить себе делать что-либо, кроме учебы, в это время.
2. Не планировать всю нагрузку на один день. Мозгу нужно время на адаптацию к информации. Можно в один день посмотреть видео и прочитать домашку, но не делать ее. Вы невольно будете ее обдумывать. Поэтому в следующий слот будет проще начать.
3. Придумать себе подарки за достижения. Сдавал месяц все домашки вовремя — сходил в кино.
4. Прямо записать то, ради чего вы начали учиться. И в самом начале, пока вы еще горите желанием, можно записать видеообращение самому себе будущему. Рассказать, почему вы решили инвестировать время и деньги.
5. Не бояться задавать вопросы и просить помощи. Ваши одногруппники, кураторы, наставники, преподаватели — это ваш ресурс. Неважно, насколько глупым будет вопрос. Главное — это поможет прийти к цели.
Владимир Баяндин
руководитель образовательных продуктов в Skypro
Эффективность в образовании не зависит от формата. Эффективным считается тот продукт, который смог довести студента до его цели. И при минимально вложенных ресурсах: времени, денег, нервов. Человек до прохождения курса должен отличаться от человека после окончания. И не только знаниями, навыками, но и установками.
На что обратить внимание студентам, которые вписываются в новую образовательную историю:
Регулярность. Нужно как можно скорее превратить обучение в ритуал.
Стратегия маленьких побед. Большие задачи пугают. Но любую большую задачу можно разбить на несколько маленьких.
Поддерживающая среда. Найдите своего partner in crime. Вероятность пройти урок и сделать домашнее задание в паре или группе повышается. Вы можете объединиться с другим студентом на потоке или пригласить друга.
Рефлексия. Как можно чаще подводите промежуточные итоги. Хотя бы раз в неделю фиксируйте, чем вы гордитесь, над чем стоит поработать. Подумайте, как скорректировать поведение, чтобы следующая неделя была эффективнее. Такие ретроспективы полезно делать вместе с другими студентами, чтобы получить больше инсайтов.
Это только начало
По предварительным данным Microsoft, в 2025 году в мире появится 149 млн рабочих мест в сфере высоких технологий. Ожидается, что к 2030 году восьмиста миллионам работников потребуются новые компетенции.
Даже те, кто скептически относится к онлайн-курсам, осознают: на рынке труда уже невозможно размахивать дипломом пятилетней давности. Миру нужны профи, которые готовы учиться новому и быть гибкими.