дистонические атаки чем лечить
Гиперкинезы – формы, причины, симптомы и лечение
Причины патологии
Главная причина гиперкинезов – это дисфункция церебрального двигательного аппарата. Это нарушение может быть вызвано различными факторами:
Гиперкинезы в ряде случаев возникают как побочный эффект при приеме психостимуляторов или нейролептиков.
Патогенез
Гиперкинезы возникают вследствие нарушений в деятельности экстрапирамидной системы ЦНС. Она отвечает за регулирование напряжения мышц, контролирует положение тела в пространстве и управляет мимикой. Несогласованность в работе мозговой коры, мозжечка, ядер двигательного анализатора искажает импульсы двигательных нейронов, поступающих к мыщцам. В результате моторика человека искажается и принимает аномальный характер.
Общая симптоматика
К главным симптомам гиперкинезов относятся двигательные акты, совершаемые пациентами против их воли, так называемые насильственные. Сами пациенты описывают их как результат непреодолимого желания, которому они не могут противостоять.
В перечень симптомов, представляющих гиперкинезы, входят:
Формы гиперкинезов могут варьировать от прерывисто частых до постоянных. Некоторым больным удается усилием воли контролировать определенные формы гиперкинезов (например, тики), но через некоторое время приступ насильственных движений снова проявляет себя с еще большей силой.
Виды гиперкинезов
Существуют различные критерии, которые используются для классификации патологии. Благодаря им, можно выделить следующие виды гиперкинезов:
Гиперкинезы при ДЦП у детей начинают проявляться в возрасте 1,5-2 года. Дети с такой патологией с трудом координируют свои движения, которые часто выглядят как толчки, рывки и скручивания. Повторяющиеся движения могут быть быстрыми и ритмичными или, наоборот, медленными и беспорядочными.
Гиперкинезы при ДЦП могут сопровождаться нарушениями глотания, задержкой и расстройствами речи, лабильностью эмоциональной системы.
Возможные осложнения
Постепенное развитие атрофии мышц приводит к полной неподвижности и инвалидности пациента.
Диагностика
Прежде, чем определить, как лечить гиперкинез, необходимо провести точную и достоверную диагностику. При этом обращают внимание на клиническую картину заболевания, оценку психологического и интеллектуального состояния пациента.
В диагностике гиперкинезов используются:
Некоторым пациентам назначают консультацию генетика. Она необходима, если есть подозрение о том, что гиперкинезы являются симптомами наследственных заболеваний.
Диагностика гиперкинезов – это длительный процесс, на который понадобится несколько недель. Определение причин патологии позволит лечить гиперкинез более эффективно.
Лечение гиперкинезов
Традиционное лечение гиперкинезов подразумевает применение консервативной терапии. Пациенту подбирают необходимые лекарственные средства следующих групп:
В процессе лечения подбор препаратов осуществляется индивидуально, с учетом состояния пациента. Подбор лучше проводить в условиях стационарного лечения.
Помимо медикаментозной терапии в лечении применяются массажи, выполнение упражнений ЛФК, физиолечение. Пациентам с таким диагнозом показано санаторно-курортное лечение.
Лечение гиперкинезов у детей подразумевает назначение препаратов Пирацетам и Пантокальцин. Они снижают двигательную активность, нормализуют работу сосудистой системы головного мозга. Для улучшения метаболизма клеток головного мозга применяют Глицин, Гликозил, для расслабления мускулатуры – средство Ацедипрол. Для обеспечения клеток головного мозга кислородом принимают витамины группы В.
При гиперкинезах детям назначают массажи, водные и физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру. В особо сложных случаях показано хирургическое вмешательство.
В целом гиперкинезы не представляют опасности для жизни пациента, но вызывают значительные трудности в его нахождении в обществе и формировании взаимодействия с другими людьми. Полностью исключить самопроизвольные движения пациента нельзя, но при регулярном лечении можно достичь снижения их интенсивности, тем самым улучшив качество жизни человека.
На данный момент не существует эффективных профилактических мер, которые способны снизить риск развития патологии. Среди общих рекомендаций – своевременное выявление и лечение перинатальных, травматических и токсических поражений мозга, консультации генетиков лицам с наследственной предрасположенностью к патологии.
Вегетососудистая дистония (ВСД)
Вегетососудистая дистония. Причины возникновения, симптомы, диагностика, профилактика заболевания, методы лечения. Основные признаки у мужчин и женщин. Симптоматика и возможные осложнения.
Нервная система имеет структуру, состоит из соматического и вегетативного компонентов. Первый отвечает за двигательные реакции, которые возникают под влиянием внешних факторов. Вегетативная часть участвует в работе внутренних органов, сосудов и желез, что описано в научных статьях о ВСД и сайтах клиник, имеющих лицензию на ее лечение.
В вегетативной системе обычно выделяют симпатический и парасимпатический фрагменты. Первая часть отвечает за повышение активности и стимуляцию метаболизма. Это приводит к увеличению возбудимости тканей. Парасимпатическая система восстанавливает организм, осуществляет регуляцию его функций во время сна.
Они отличаются синхронным восстановлением. Однако под воздействием внешних условий формируется доминанта, наблюдается преобладание определенного отдела. Нарушается психическая адаптация, страдает эмоциональное состояние.
Вегетососудистая дистония (ВСД) является комбинацией проявлений, появляющихся при перебоях в работе вегетативной части нервной системы. Болезнь беспокоит различными отклонениями деятельности внутренних органов.
Этот синдром имеет различные названия – нейроциркуляторная дистония, вегетативная дисрегуляция, вегетативный невроз, неврастения.
Панические атаки при ВСД
ВСД и панические атаки считаются совершенно разными состояниями. Многие пациенты путают данные заболевания, поскольку они отличаются другими похожими симптомами. Во время приступа дистонии и в момент панической атаки происходит выброс адреналина, норадреналина, ацетилхолина (наблюдается при симпатическом виде). Потому многие специалисты ставят людям, имеющим склонность к паническим атакам, диагноз ВСД.
Это заключение считается ошибочным. Для устранения вегетососудистой дистонии требуется принимать медикаменты, а лечение панических атак проводится методами психотерапии.
Перепутать ВСД и паническую атаку легко. Специалисты постсоветского пространства практически не диагностируют панические атаки. Они занимаются терапией заболевания. Для устранения проявлений панических атак не требуется принимать препараты.
Чтобы стабилизировать параметры артериального давления, для борьбы с головными болями и патологиями в области сердца, необходима помощь психотерапевта. Это отклонение представляет собой невроз. Вегето сосудистая дистония считается отклонением вегетативной нервной системы. Такое состояние нуждается в использовании препаратов.
Причины патологии
К дистонии приводят различные обстоятельства. Согласно научным статьям, сайтам и материалам, определяются следующие категории:
Не все люди, имеющие такие проблемы, страдают вегетативной дистонией. Женщины часто жалуются на это расстройство, реже от него страдают мужчины. Половина типов заболевания встречается у молодых девушек возрастом лишь до 25 лет.
Показателем других рисков развития ВСД у больных является наследственность. Вегетативные отклонения нередко наблюдаются у детей или подростков. По мере развития ребенка патология компенсируется. Тогда проявления заболевания исчезают, но под влиянием негативных условий дистония надвигается снова.
Толчком к развитию данного заболевания становятся:
Симптомы
Вегетососудистая дистония у взрослых больных людей имеет разные проявления. Чаще всего ВСД имеет скрытое течение. Под влиянием повышенных нагрузок, либо других негативных обстоятельств появляются приступы. Они возникают внезапно и существенно ухудшают качество жизни. Хуже симпатическая дистония переносится пожилыми людьми, поскольку они имеют хронические заболевания.
Существуют проявления других болезней, не имеющих прямого отношения к вегетативной нервной системе. При наличии показателей поражения в области сердца, сосудов, невролог диагностирует наличие ВСД.
В соответствии со статьями научного характера, признаками диагноза ВСД являются:
Панические атаки
Сосудистая парасимпатическая патология у больных сопровождается паническими атаками. Под этим термином понимают сильный страх смерти, захватывающий человека. У пациента появляется тревожность, переходящая в настоящий ужас.
Организм посылает импульсы об опасности, но не находит выхода из ситуации. Такой приступ в среднем продолжается четверть часа, состояние здоровья медленно восстанавливается.
Неспособность к засыпанию
Проблемы со сном характерны для всех пациентов с синдромом ВСД. Дисфункция в области нервной системы проявляется в форме бессонницы или повышенной сонливости. Такие симптомы обусловлены различными нарушениями в функции вегетативной нервной системы. Это провоцирует изменение биоритмов.
При данном заболевании больному сложно расслабиться. Его сон носит кратковременный характер. Это становится причиной повышенной сонливости днем. При поражениях нервной системы нарушается память, ухудшается концентрация внимания, падает работоспособность. Долгое отсутствие нормального сна приводит к появлению психоэмоциональных отклонений. Нервная система не справляется с нагрузками, появляются срывы.
Эмоциональная нестабильность
Изменение оттенка кожи
Обусловлено поражением тонуса сосудов. У пациента наблюдается быстрый приток крови к коже и такой же стремительный отток. Кожа краснеет, появляется бледность. Подобные проблемы наступают при эмоциональном возбуждении и после повышенных физических нагрузок.
Дыхательные нарушения
Одышка при парасимпатической ВСД обусловлена изменением иннервации бронхов. Под влиянием респираторных инфекций, стрессов, повышенной усталости, физических нагрузок проявляются симптомы одышки. Больные среднего или пожилого возраста сталкиваются с появлением удушья, неприятных ощущений в груди, главное осложнение – бронхиальная астма. Этот симптом связывают с сердечными патологиями, что приводит к затруднению диагностики.
Зависимость от погоды
Вегетативная система помогает организму пациента адаптироваться к любым погодным условиям. Если нарушается ее работа, происходит формирование зависимости от климата. Высокое или низкое атмосферное давление, жаркая погода, ветер, осадки провоцируют такие признаки диагноза ВСД, как слабость, головные боли, потерю аппетита и снижение трудоспособности.
Пищеварительные нарушения
Вегетативная система регулирует функцию органов пищеварения. При неправильной работе этой области наблюдается чрезмерный аппетит или его полное отсутствие. В период вегетососудистой дистонии возникают проявления гастрита или язвенной болезни желудка. У разных людей симптомы заболевания разнообразны. Наблюдается запор или диарея, кишечные спазмы, болевые ощущения, воспаление слизистых покровов.
Нарушения работы мочеполовой системы
Синдром вегетативной дистонии сопровождается учащением мочеиспускания, болевыми ощущениями в районе функции половых органов, но они не связаны с патологиями. Это обусловлено недостаточностью иннервации тазовых органов. У женщин течение дистонии проходит с отклонениями цикла и снижением либидо. У мужчин могут возникнуть проблемы с потенцией, появлением сигналов поражения простаты.
Головокружение
Причиной появления этого симптома заболевания является нарушение тонуса сосудов мозга. На их состояние влияют:
Головные боли
Головная боль при болезни не интенсивна, нарастает при наклонах головы. Возможны другие признаки ВСД – обмороки, головокружения, тошнота, шум в ушах, шаткость походки.
Классификация ВСД
Признаки заболевания зависят от состояния сосудов. В зависимости от этого выделяют несколько типов вегето-сосудистой дистонии – гипертонический, гипотонический, кардиальный, смешанный, ваготонический.
Данное заболевание протекает в виде приступов, в форме двух-трех патологий. В зависимости от степени тяжести ВСД выделяют формы:
Гипертонический тип
Симптомы и лечение связаны с выраженным тонусом сосудов. Он сопровождается повышением артериального давления. Основные критерии ВСД:
Гипотонический тип
К характерным симптомам заболевания, ведущим к снижению тонуса сосудов и артериального давления, относятся:
Смешанный тип
Характеризуется вариативностью сосудистого тонуса, поэтому параметры артериального давления колеблются. Оно резко повышается, внезапно падает.
При таком типе симптомы ВСД меняются. Это негативно отражается на качестве жизни пациентов, на смену слабости, повышенному потоотделению, обморочным состояниям приходят головные боли, приливы жара, симптомы тахикардии.
Приступы при ВСД сопровождаются страхом смерти, задержкой дыхания. Это провоцирует усугубление ситуации. Присутствуют болевые ощущения в сердце.
Кардиальный тип
Сопровождается ноющими, пульсирующими болями сердечной мышцы. Она не производит влияния на самочувствие. Иногда у больных ВСД появляются симптомы аритмии и сильной потливости, но исследования не обнаруживают патологий сердечно-сосудистой системы.
Ваготонический тип
Этот тип сосудистой дистонии характеризуется дыхательными аномалиями. Человек не в силах сделать глубокий вдох, ощущает сдавленность в грудной клетке. Есть высокая доля вероятности понижения давления и замедления сердцебиения. Наблюдается повышенное слюноотделение, появляются проблемы ЖКТ.
ВСД у мужчин
Отличительной особенностью ВСД у мужчин-пациентов считается эректильная дисфункция. Тогда они обращаются к доктору. При выявлении сосудистой дистонии симптоматика и лечение (прием таблеток) будут существенно отличаться.
ВСД у женщин
У женщин ВСД развивается из-за нестабильности гормонов. Такие проблемы наблюдаются в период климакса или беременности. Фактором риска становится наследственная склонность.
Методы диагностики
Симптомы и лечение типов ВСД анализирует невролог. Чтобы помочь специалисту обнаружить болезнь, перед визитом к врачу рекомендуется составить точный список жалоб. Это поможет ему установить причины появления дистонии.
После опроса эксперт проводит первичную функциональную диагностику больного. Она заключается в оценке состояния кожи, измерении пульса и давления. Требуется прослушать легкие и сердце. Чтобы тщательно оценить активность вегетативной системы, специалист проводит концом молоточка по коже.
Чтобы выявить причины развития ВСД, предлагается отправить больного на диагностики, лабораторные исследования:
Способы лечения
Вегетососудистая дистония требует индивидуального подхода к подбору современной диагностики, комплекса терапевтических мер. При выборе методик лечения ВСД, терапевт учитывает форму болезни, частоту приступов, возраст обследуемого, наличие дополнительных патологий. Согласно политике здравоохранения, гражданин самостоятельно обращается с интересующими вопросами в медицинское учреждение по полису ОМС или за платными услугами, информация о них, контакты специалистов находятся на сайтах клиник.
Проведение лечения, описанного во многих учебных статьях, направлено на устранение сигналов расстройства, воздействие на причины его появления. Немаловажное значение при ВСД имеет улучшение психоэмоционального состояния пациента. Периодическое нервное перенапряжение, стрессы не улучшают состояние.
Сосудистая дистония требует комплексного подхода к терапии. Для лечения ВСД достаточными мероприятиями являются:
Лечить вегето-сосудистую дистонию показано при помощи мануальной терапии. Правильное лечение позвоночника помогает нормализовать трудоспособность. В спинном мозге располагаются вегетативные центры, поражающиеся при развитии заболеваний позвоночника.
Важно проводить лечение протрузий, сколиоза, межпозвоночных грыж, спондилеза, остеохондроза. Если записаться на консультацию к врачу на начальном этапе развития болезни, в результате удастся полностью устранить причины ВСД.
Медикаментозная терапия
Лечение ВСД у пациентов осуществляется при помощи приема лекарств, их назначает невролог после углубленной диагностики. Он подбирает курс препаратов в индивидуальном порядке (с учетом переносимости и наличия побочных эффектов). Для лечения вегетососудистой дистонии назначаются лекарственные средства:
Изменение образа жизни
Для улучшения работы вегетативной системы людям с таким диагнозом следует внести коррекцию в образ жизни и привычки. При развитии вегетососудистой дистонии специальная терапия подразумевает сочетание следующих правил:
Питание
При развитии нарушений, рацион нужно составлять с учетом принципов:
Особенности диеты отличаются с учетом вида патологии. Если человек страдает гипертонической формой, из рациона должна исключаться пища, содержащая много соли. Важно отказаться от фастфуда, консервов, маринадов. Полезно есть супы на овощном или рыбном бульоне. Заменой пшеничного хлеба является выпечка из цельнозерновой муки.
При гипотоническом типе заболевания в меню присутствуют овощи, фрукты, содержащие витамин С, каротин. Полезно употреблять пищу, помогающую повышать кровяное давление. Вегетососудистая дистония требует употребления продуктов:
Кардиальный вегетососудистый тип дистонии подразумевает употребление большого количества продуктов, содержащих витамины. Это благоприятно отражается на работе сердца, наблюдается уменьшение риска негативных последствий для здоровья, что исключает обращение к кардиологу. В рацион включают:
Психотерапия
Расстройство требует психотерапевтической помощи. Эффективное лечение помогает воздействовать на причины. Это позволяет избавиться от показателей вегето-сосудистой дистонии. В некоторых случаях требуется консультация психиатра.
Санаторно-курортное лечение
Ежегодный отдых в санатории улучшает физическое и психоэмоциональное состояние. Благодаря этому удается продлить состояние ремиссии. Ездить за границу не обязательно. Можно выбрать бальнеологический курорт в комфортной климатической зоне.
Осложнения
Вегетососудистая дистония иногда приводит к самым опасным обострениям и осложнениям. Возможно развитие вегетативных кризов, наблюдающихся в половине случаев. В зависимости от отдела вегетативной системы, который пострадал, кризы бывают вагоинсулярными, симпатоадреналовыми, смешанными.
Симпатоадреналовый криз называют панической атакой. Это состояние сопровождается резким выбросом адреналина в крови. Аномальный процесс происходит под влиянием вегетативной системы. При развитии нарушений у пациента резко болит голова, учащается сердцебиение. Возможны появления симптомов кардиалгии. Лицо краснеет или бледнеет.
Вегето-сосудистая дистония сопровождается возникновением симптомов артериальной гипертензии, учащением пульса, повышением температуры до субфебрильных показателей, ознобом, потерей чувствительности конечностей, ощущением сильной тревоги и страха, что учитывается при диагностике. Криз заканчивается так же внезапно, как и начинается, длится короткий период. После его завершения развивается астения, возникает полиурия, сопровождающаяся выделением мочи невысокого удельного веса.
Для вагоинсулярного криза характерны критерии, противоположные симпатическим эффектам. В этом состоянии наблюдается выброс инсулина в крови, резко падает содержание глюкозы, повышается активность органов пищеварения.
У человека замирает сердце, развивается аритмия, головокружение, нарушается дыхание, появляется ощущение дефицита воздуха, замедляется пульс, падает артериальное давление. Появляются симптомы повышенной потливости, покраснения кожных покровов, общей слабости, потемнения в глазах.
Криз характеризуется усилением перистальтики кишечника, возникает метеоризм, диарея, урчание в животе. После завершения приступа наблюдается выраженная послекризовая астения. В большинстве случаев появляются смешанные виды кризов, активизируются оба отдела вегетативной системы.
Профилактика
Чтобы минимизировать вероятность появления симптомов, стоит придерживаться правил:
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный
Основные варианты неврологической патологии детей первого года жизни раздел 3
Синдромы двигательных расстройств
Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.
Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность. Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.
Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.
Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.
Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.
Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться мышечной дистонией (состояние, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией). В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют «дистоническими атаками». Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус- или АВО-несовместимости. Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.
Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др. нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.
Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами и т. д. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе.
При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики.
Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно, к 10-11 мес. Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет. Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушение ем реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии. Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи.
Наиболее частой формой двигательных нарушений у детей первого года жизни является синдром детского церебрального паралича (ДЦП). Клинические проявления этого синдрома зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные релексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка).
Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).
Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, необходимо рассмотреть влияние тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.
Тонический лабиринтный рефлекс. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только «блоком», т. е. отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.
При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и oneреться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота^ на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возмож-ность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций.
Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.
Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР)- один из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, АШТР возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. АШТР более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя.
АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной сторо-не; в результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея. сколиоз позвоночника.
Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания.
АШТР нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние АШТР на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.
Симметричный шейный тонический рефлекс. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок.
При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад; опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках и ребенок падает вперед. Изо-лированное влияние симметричных шейных тонических реф-лексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.
Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).
Положительная поддерживающая реакция. Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.
Содружественные реакции (синкинезии). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (т. е. выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и т. д.). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемкплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникнове-ние содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот). При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Ес-ли мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенден-ции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП.При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.
Сухожильные и периостальные рефлексы при церебральном параличе высокие, однако из-за мышечной гипертонии они часто вызываются с трудом.
Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью приводит также к нарушению речевого и психического развития [Мастюкова Е. М., 1973, 1975]. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению тонуса мышц в корне языка, что затрудняет формирование произвольных голосовых реакций. При выраженном АШТР тонус в артикуляционных мышцах повышается асимметрично, больше на стороне «затылочных конечностей». Положение языка в полости рта при этом также часто асимметричное, что нарушает произнесение звуков. Выраженность симметричного шейного тонического рефлекса создает неблагоприятные условия для дыхания, произвольного открывания рта, движения языка вперед. Этот рефлекс вызывает повышение тонуса в спинке языка, кончик языка фиксирован, плохо выражен и часто имеет форму лодочки.
Нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной oстороны речи. Крик у таких детей тихий, мало модулированный, часто с носовым оттенком или в виде отдельных всхли-пываний, которые ребенок производит в момент вдоха. Расстройство рефлекторной деятельности артикуляционной мускулатуры является причиной позднего появления гуления, лепета, первых слов. Гуление и лепет характеризуются фрагментарностью, малой голосовой активностью, бедностью звуковых комплексов. В тяжелых случаях истинное протяжное гуление и лепет могут отсутствовать.
Таким образом, речевые нарушения у детей раннего воз-раста, страдающих церебральным параличом, проявляются задержкой формирования моторной речи в сочетании с раз-личными формами дизартрии (псевдобульбарная, мозжечковая, экстрапирамидная). Тяжесть речевых нарушений зависит от времени поражения мозга в процессе онтогенеза н преимущественной локализации патологического процесса. Психические нарушения при церебральных параличах обусловлены как первичным поражением мозга, так и вторичной задержкой его развития в результате недоразвития двигательных речевых и сенсорных функций. Парезы глазодвигательных нервов, задержка формирования статических и локомоторных функций способствуют ограничению полей зрения, что обедняет процесс восприятия окружающего мира и приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Нормальному психическому развитию ребенка способствует деятельность, в результате которой происходит накопление знаний об окружающей среде и формирование обобщающей функции мозга. Парезы и параличи ограничивают манипуляцию с предметами, затрудняют их восприятие на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации отсутствие предметных действий препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. В нарушении познавательной деятельности важную роль играют и речевые расстройства, которые затрудняют развитие контакта с окружающим.
Недостаточность практического опыта может быть одной из причин расстройств высших корковых функций в более старшем возрасте, особенно несформированности пространственных представлений. Нарушение коммуникативных свя-зей с окружающим, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность также способст-вуют задержке психического развития. Мышечная гипертония, тонические рефлексы, речевые и психические расстройства при ДЦП могут быть выражены в различной степени. В тяжелых случаях мышечная гипертония развивается в первые месяцы жизни и, сочетаясь с тоническими рефлексами, способствует формированию различных патологических поз. По мере развития ребенка становится более отчетливой задержка возрастного психомоторного развития.
В случаях средней тяжести и легких неврологическая симптоматика и задержка становления возрастных психомоторных навыков не так резко выражены. У ребенка постепенно формируются ценные симметричные рефлексы. Двигательные навыки, несмотря на их позднее становление и неполноценность, все-таки дают возможность ребенку адаптироваться к своему дефекту, особенно если руки поражены легко. У таких детей развиваются контроль головы, функция захвата предмета, зрительно-моторная координация, повороты туловища. Несколько труднее и длительнее овладевают дети навыками самостоятельно сидеть, стоять и ходить, сохраняя равновесие. Диапазон двигательных, речевых и психических нарушений у детей первого года жизни с церебральным параличом может колебаться в широких преде-лах. Он может касаться как всех функциональных систем, составляющих ядро детского церебрального паралича, так и отдельных его элементов. Синдром ДЦП сочетается обычно с другими неврологическими синдромами: поражения черепных нервов, гипертензионно-гидроцефальным, церебрастеническим, судорожным, вегетативно-висцеральных дисфункций.