дивеево монастырь что привезти
Что привезти из Дивеево в подарок: советы паломникам
При кажущейся простоте тема сувениров и подарков в паломнических поездках приобретает славу спорной. Действительно, если мы едем за духовным опытом, нужны ли материальные доказательства? Не будут ли они очередным суетным способом отвлечь внимание от главного? Давайте разбираться вместе.
Приобретение духовного опыта
Испокон веков главной целью всех паломничеств, в которые когда-либо отправлялись люди, было поклонение святыням и приобретение навыка молитвы. В былые времена такие путешествия растягивались на дни, недели и даже месяцы.
Времена изменились, появление транспорта сократило расстояния, а современный мир предъявляет к человечеству иные требования. И мы стоим на развилке, когда с одной стороны можно легко купить билет и доехать почти до любого места в кратчайшие сроки и с комфортом, с другой – отрешится полностью от суеты в месте назначения, порой бывает очень сложно. А если еще и время пребывания ограничено, то уставший мозг лихорадочно начинает задавать вопросы: куда сходить? Что купить? Что увезти с собой?
Но сколько бы у вас не было времени помните, паломническая поездка отличается от экскурсионной самой целью. Если вы едите в монастырь, или на источник, вы, прежде всего, должны сосредоточиться на молитве, поклониться местным святыням, прочувствовать духовую радость. Мир и покой.
Дивеево поистине святая земля, Четвертый удел Богородицы. И поклонившись мощам святого преподобного Серафима Саровского, вы можете увезти с собой масло, освященное на его мощах. Когда пройдете с молитвой Канавку, не забудьте взять домой немного землицы (землю с Канавки можно брать в определенном месте). На святых источниках налейте в бутылочку целебную водичку. Возьмите сухарики, освященные в чугунке батюшки серафима.
Что купить в подарок?
Если вы хотите сделать подарок тем, кто давно старается вести серьезную духовную жизнь, от сувениров лучше воздержаться.
Выберите в подарок хорошую духовную книгу, икону или поделитесь святынями. Можно также подарить подсвечник для возжжения свечей на домашней молитве, ладан; четки для молитвы, сплетенные сестрами монастыря; женщинам – головной платок.
Если же вы не знаете, насколько человек серьезно относится к православной вере, или у вас среди друзей существует традиция – привозить друг другу из поездок сувениры – то выбор ваш будет не прост.
В Серафимо-Дивеевском монастыре большой ассортимент сувенирной продукции. Но надо помнить, что в отличие от светских сувениров, отношение к вещам, где есть изображение икон, храма и креста должно быть особенным. Именно поэтому не утихают споры в среде православных. Сувенир не икона, но изображение святых образов на нем ставит его как бы в особый ряд. Так из посуды, на которой есть образы святых или евангельские надписи нельзя есть. Но если кружку, можно использовать хотя бы для святой воды (исключительно для нее), то с сувенирными тарелками все сложнее: есть из них нельзя. И все что остается, так это поставить такую тарелку на полочку на кухне или в гостиной.
То же самое можно сказать о вазочках, сувенирных монетах, значках и магнитах. Они могут быть украшением вашего дома и напоминать о поездке к святым местам, но их не всегда можно будет использовать как обычные сувениры. Даже выкинуть разбившуюся вещицу с изображением иконы или креста – нельзя. Ибо тогда будет грех поругания образа Божия. Сломанные сувениры с церковной символикой и старые церковные календари с изображением икон, надо будет отдавать в церковь с просьбой позаботиться о достойном «уничтожении» пришедших в негодность вещей. В храмах есть особые печи, где сжигаются бумажные и деревянные обломки икон, старые календари и журналы. Пепел после сжигания тоже хоронится по-особому.
Вспоминайте об этом каждый раз, когда у вас будет искушение приобрести красивую, но бесполезную вещицу из сувенирной продукции.
Камушки, с изображенным на них образом батюшки Серафима
Как ни странно, но традиция изображать на камушках образ молящегося на камне батюшки Серафима, или (но реже) икону Богородицы «Умиление», имеет под собой исторические корни.
В 1854 году ученик и почитатель преподобного Серафима Саровского Н.А.Мотовилов передал в дар императору Николаю I копию иконы Божией Матери «Умиление» и сколки камня, на котором молился святой Серафим Саровский. На сколках был изображен сам старец, молящийся на камне.
В Дивеевском монастыре также хранился один из осколков того знаменитого камня, и на нем тоже была маленькая живописная картина на эту же тему.
Неудивительно, что традиция возродилась в наши дни, и в частных сувенирных лавках вы можете встретить такие разрисованные камушки. Но надо помнить о двух вещах.
В заключение хочется сказать, что если в паломнической поездке вы будете помнить о главном – о поклонении святым местам и молиться, то и ум ваш метаться не будет. И Божие вразумление придет неожиданно, и вы с легкостью приобретете те подарки и сувениры, которые необходимы именно вам.
Что привезти из Дивеево в подарок?
Дивеево – это небольшой городок в Нижегородской области, который представляет собой оплот православия. Отправляясь в поездку в это святое место, каждый думает, что с собой привезти в качестве сувенира. Предлагаем подборку самых интересных и знаковых подарков, которые придутся по душе православному человеку.
Иконы. На территории Дивеевского монастыря организованы сувенирные лавки, где каждый желающий может приобрести образы всех Святых, чтимых в этом городе и не только. Большим спросом у туристов пользуются Иконы Казанской Божьей Матери, Иверской Богородицы, ну и, конечно же, Преподобного Серафима.
Земля, собранная с канавки Богородицы. Этот сувенир представляет собой пакетики или баночки различного объема, которые оберегают нерушимость любви и счастья в доме, в котором будет храниться эта святыня.
Вода со святых источников. Именно за целебной водой в Дивеево съезжаются многочисленные паломники, поэтому в поездку лучше брать с собой пустые бутылки. Местные жители построили на продаже пустой тары настоящий бизнес, поэтому стоимость бутылки вблизи источников зачастую в несколько раз превышает себестоимость.
Сухарики. Согласно преданию, Серафим Саровский давал вкушать ржаные сухарики всем людям, которые приходили к нему за исцелением. Сегодня распространяют сухарики через церковные лавки: как заверяют служащие, они запекаются в чугунке, которым в свое время пользовался сам Святой Серафим, после чего освящаются на его мощах.
Камушки с изображением ликов Святых. Роспись на натуральных каменьях осуществляют местные умельцы. Это просто сувенир, который не имеет ничего общего с тем камнем, на котором старец Серафим читал свои молитвы.
Большим спросом у паломников пользуются платки, которые продаются в палатках на местном базарчике. Косынки в Дивеево – это как предмет отдельного искусства. Здесь можно найти платки из невесомого кружева, шелка, а также более доступные варианты из хлопка.
Ремень из натуральной кожи. Главная особенность этого мужского аксессуара – по всей длине ремня нанесены слова молитвы Преподобному Серафиму. Ремень освещен на мощах старца, хранящихся на территории Дивеевского монастыря.
Ну и, конечно же, из Дивеево можно привести настенные и настольные календари, магниты, открытки, на которых изображены местные православные достопримечательности и лики Святых.
Также советуем задержаться в этом живописном месте и снять гостиницу в Дивеево.
Вышла замуж после поездки в Дивеево – чудесная история помощи в замужестве
Поделитесь с родными и друзьями:
При кажущейся простоте тема сувениров и подарков в паломнических поездках приобретает славу спорной. Действительно, если мы едем за духовным опытом, нужны ли материальные доказательства? Не будут ли они очередным суетным способом отвлечь внимание от главного? Давайте разбираться вместе.
В первую очередь рекомендуем ознакомиться с обзором эксклюзивной Дивеевской игрушки из натуральной глины
Посланные скорби за мирские грехи
Все хорошо, но с появлением дочери, в мужа будто что-то вселилось!
Мало того, что он мне не помогал, но он даже не брал на руки нашу дочь, а всем своим видом показывал “фи”. У меня складывалось такое ощущение, будто я “нагуляла” ребенка и уговорила его на себе жениться. Я порхала как бабочка, окрыленная появлением дочери, мужа старалась не обижать – все для двух своих любимых человечков, а в ответ только злоба, равнодушие и постоянные придирки. Смешно сказать, но Игорь даже работу нашел официальную с командировками – только чтобы быть от нас подальше.
Обида поглощала меня с каждым днем, я его стала тихо ненавидеть. Он со своей стороны начал курить и употреблять алкоголь, кидая постоянные упреки, началось вранье.
Я уехала к свекрови, потому что мои родители в другой стране. Тогда мне казалось, что все еще изменится, и что это временно, что он вернется и попросит прощения, заберет нас в нашу квартиру. Порой мне казалось, что он даже не заметил нашего отсутствия. Его родители пытались нас помирить, но попытки были тщетны.
Вера свекрови
Моя свекровь, мама мужа – глубоко верующий человек, и мои слезы она пыталась осушить верой и молитвой.
Не скажу, что я сразу окунулась в веру – наоборот, мне казалось, что это не мое, и она меня своими молитвами и уговорами причастить дочь еще больше раздражала. Я пошла в церковь только чтобы она от меня отстала.
Не знаю почему, но тогда я просто подошла к иконе Богородицы, стала с ней разговаривать и рассказывать о своей некогда счастливой жизни, что дочь стала причиной разрыва с мужем, которого я так любила. Не знаю, сколько я простояла у иконы, сколько пролила слез, но я даже свечи забыла поставить, а мне стало легко на душе. Так я начала ходить в церковь со своей второй мамой.
Она же помогала мне с малышкой; как-то свекровь усадила за стол и приготовилась к серьезному разговору. Помню, как рассказала мне про своего сына, моего мужа, который привел в наш дом другую женщину – об этом знали все, кроме меня, помню, когда сказала, что всегда поймет и поддержит, что, несмотря на сына, я – ее дочь, а моя дочь – ее внучка, что мы можем здесь жить сколько нам нужно.
Я тогда как каменная сидела, и мне казалось, что все это сон, ведь мы так любили друг друга, и если бы не Арина, у нас все было бы хорошо. Когда начала причитать, свекровь изменилась в лице и сказала, что сетовать на жизнь нельзя, а уж тем более – так говорить о ребенке. Бог даровал мне счастье быть матерью, Бог послал мне испытания, и если я вынесу их, Богородица мне пошлет женское счастье, просто нужно верить и молиться.
Приобретение духовного опыта
Испокон веков главной целью всех паломничеств, в которые когда-либо отправлялись люди, было поклонение святыням и приобретение навыка молитвы. В былые времена такие путешествия растягивались на дни, недели и даже месяцы.
Обратите внимание на наш обзор гостевых домов в Дивеево вблизи монастырского комплекса
Времена изменились, появление транспорта сократило расстояния, а современный мир предъявляет к человечеству иные требования. И мы стоим на развилке, когда с одной стороны можно легко купить билет и доехать почти до любого места в кратчайшие сроки и с комфортом, с другой – отрешится полностью от суеты в месте назначения, порой бывает очень сложно. А если еще и время пребывания ограничено, то уставший мозг лихорадочно начинает задавать вопросы: куда сходить? Что купить? Что увезти с собой?
Но сколько бы у вас не было времени помните, паломническая поездка отличается от экскурсионной самой целью. Если вы едите в монастырь, или на источник, вы, прежде всего, должны сосредоточиться на молитве, поклониться местным святыням, прочувствовать духовую радость. Мир и покой.
Дивеево поистине святая земля, Четвертый удел Богородицы. И поклонившись мощам святого преподобного Серафима Саровского, вы можете увезти с собой масло, освященное на его мощах. Когда пройдете с молитвой Канавку, не забудьте взять домой немного землицы (землю с Канавки можно брать в определенном месте). На святых источниках налейте в бутылочку целебную водичку. Возьмите сухарики, освященные в чугунке батюшки серафима.
Паломническая поездка в Дивеево
А я перестала верить, перестала молиться, я больше не вслушивалась в церковное пение, я никому не доверяла.
Я жила по-инерции “дом- сад-работа-сад” года три, пока свекровь не снарядила меня в паломническую поездку в Дивеево.
Как мы добирались в Серафимо-Дивеевский монастырь
Кто-то охал и ахал, узнав, сколько нам ехать автобусом, кто-то пел молитвы, а я просто спала и мне было все равно. Хотя по дороге несколько раз ломался автобус, было мало воды и в пути еда оказалось дорогой.
Голодные и уставшие мы приехали в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, и нас даже не разместили при монастыре, а отправили в поселок, где постоянно прибывали паломники.
Мое восприятие паломничества
В тот момент мне казалось, что сейчас потоп, и мы все желаем влезть в Ноев Ковчег, а мест нет.
Я вообще не понимала, зачем меня сюда отправили, и что я буду здесь делать, тем более, чем этот монастырь отличается от тех, где я бывала вместе со свекровью.
Дивеево
Большинство знаменательных мест села Дивеево расположены в его центре. Поэтому, если вы не хотите утруждать себя прогулками по незнакомой местности, нужно селиться ближе к центру. Если же вы не прочь пройтись пешком или прокатиться на велосипеде, выбирайте постой на окраинах села. Благо, вариантов для размещения туристов в Дивеево предостаточно. Мы рассмотрим только некоторые из них.
Находится эта гостиница в 500 метрах от Казанской церкви села Дивеево. Гостиницы тут имеют весьма различную стоимость, но если брать именно гостиницу «Светоч», то стоимость проживания на одного человека здесь составит от 1300 рублей. Это уютный гостевой домик с бесплатной парковкой, WI-FI во всех номерах, возможностью взять в аренду велосипед, поиграть в бильярд и поучаствовать в других развлечениях или просто спокойно отдохнуть. На территории гостевого домика работает ресторан с блюдами русской кухни.
Эта гостиница расположена неподалеку от Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Стоимость проживания здесь составит от 2500 рублей на одного человека. Также к услугам постояльцев ресторан и доступ в интернет. Каждый номер оборудован собственным санузлом. В качестве услуги за отдельную плату сотрудники гостиницы организуют трансфер до аэропорта или железнодорожного вокзала, встретят вас там и привезут в гостиницу.
Это очень колоритное место для проживания. Оно расположено в 15 минутах ходьбы до Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Комплекс состоит из нескольких деревянных построек, стилизованных под старинные терема. В каждом домике есть телевизор, холодильник, телефон и другие блага цивилизации. Также к услугами гостей Дивеевской слободы охраняемая автомобильная парковка, ресторан и два бара. Стоимость проживания на одного человека составит от 3500 рублей.
Сравнить цены на отели Дивеево от разных сайтов можно тут, забронировать заранее — на букинге.
Так как Дивеево — это все-таки туристическое село, многие местные жители давно догадались, что паломникам и путешественникам можно немного облегчить жизнь. Конечно, не в ущерб себе. Дело в том, что многие жители Дивеево сдают посуточно жилье разного уровня гостям своего родного села. В зависимости от того, что вы выберете, стоимость аренды комнаты на человека составит 400-500 рублей, с предложениями можно знакомиться вот тут. Это вполне бюджетный вариант, который вам позволит сэкономить и даже в большей степени проникнуться атмосферой Дивеево.
Как изменилась моя жизнь после обретения Веры и поездки в монастырь
Я вернулась домой окрыленной, с верой в новую счастливую жизнь! Я иногда в качестве послушания помогаю прибираться в нашем храме, и там я встретила свою вторую половину. И несмотря на то, что Дима не может иметь деток, мою дочку он принял как свою. Я счастлива и благодарна свекрови, что она меня наставила на путь истинный, что поездка в Дивеевский монастырь помогла обрести Счастье и изменить жизнь.
У нас еще будут совместные детки, мы верим в Чудеса батюшки Серафима и Богородицы.
Мой муж – верующий, и мне гораздо проще с ним жить, я знаю, что теперь у меня не две мамы, а целых три! И что моя первая свекровь меня всегда поймет и поддержит!
Она же и говорит, вы обязательно поезжайте в Дивеево и попросите о пополнении и Господь даст!
И мы в это верим! Дай Бог всем нам благодати Божьей!
Как мы съездили в Дивеево и много чего интересного…
Ну вот, мои хорошие, любимые ББшечки. Я к вам поделиться впечатлениями от поездки в Дивеево и чуть-чуть о нашей поездке в Суздаль. Далее много фото… Муж мой приехал с работы, мы в один день сделали все дела, собрали вещи и на следующий день отправились в путешествие на святые места. От нас до Дивеево 700 км и мы приехали туда только вечером. В планах было найти жильё где переночевать и на утро уже на святые места. Это по дороге в Дивеево
Каким-то чудесным образом, просмотрев много вариантов, к нам подошла бабушка и предложила жильё — за двоих у нас получилось дешевле чем в гостевых домах за одного. А вот несколько фото нашего номера: это ванна:
это кухня:
это наша комната (за дверью ещё 3-я кровать):
Номер очень комфортный, есть всё:постель, полотенца, в душе массажная кабина, на кухне есть и чай, и всё к чаю, плита, чтобы приготовить еду… Номер находится в доме, мы жили на втором этаже. Машину ставили во двор. Всё очень уютно, душевно, чисто. Если кому нужен телефон и подробная инфа, пишите в личку)) На следующее утро отправились в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на Св.Канавку Богородицы. «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Купили мне юбку длинную, крестик серебряный, чётки для молитвы и отправились на Канавку:
Это её начало. На самом деле она длинная и пока я шла и читала молитву «Богородице Дево радуйся…», такая благодать на душе. Ванёк конечно бесился, но что делать, такой у нас сейчас возраст))) В конце канавки стоит часовенька, с которой можно набрать сухариков с мощей Серафима Саровского и земелька с Канавки. Эту земельку нужно прикладывать к больным местам и желательно читать молитву. Девочки, от этой земли идёт тааааааааакая мощь. Потом отправились в монастыри. Я приложилась к мощам монахинь, приравненых к лику святых (не запомнила я к кому именно). Везде ставила свечи за здравие всей нашей семьи, за зачатие и благополучные роды, за прибавление в нашей семье и за вас конечно, мои любимые, чтобы все вы, кто так желает и ждём своих малышей поскорее ощутили радость материнства. В Троицком соборе приложились к мощам Св.Серафима Саровского, поставили свечи. Муж тоже прикладывался и молился, чего от него не ожидала. И вообще он был так рад исполнить моё желание и привезти меня туда, куда так давно хотела))
В Спасо-Преображенском соборе взяли святое маслице с мощей Серафимушки. Проверено на себе очень помогает в болезнях и просто для ежедневного помазания.
Мы ещё погуляли по территории монастыря, пообедали в монастырской трапезной и поехали на Св. источник Серафима Саровского. Хочу сказать, что в самом Дивеево и в монастыре в частности очень чисто, красиво, всё ухожено руками сестер и все очень приветливы. Там столько душевной теплоты, радости. Я там молилась и о ребёночке, и о здравии для всех нас.
Вода очень холодная, но прозрачная как слеза:
Мы с мужем, Ванюшка нас фотал:
Вот такая удивительная и чудесная поездка была у нас в Дивеево. И дорога и пока мы там находились, чувствовалось, что сама Богородица Царица небесная поддерживает и оберегает нас. Я уже не переживаю и не травлю себе душу по поводу зачатия и малышика. Просто где-то очень глубоко тихо верю и жду. И ВНИМАНИЕ. БОНУС. С Дивеево мы поехали не домой, а к родственикам мужа в г. Собинку, во Владимирскую область. Пока там гостили, на один день ездили в Суздаль! Это что-то. Как-будто окунулись в средневековье, с его самобытностью и русским духом.
Это действующий монастырь и собор. Когда мы туда вошли, то там вообще никого не было из верующих, только монахиня в церковной лавке. Я купила свечи, помолилась у старинных икон и просила, просила, просила… Это незабываемое ощущение, там царит такая мощь, такое намоленное место…ух… Я благодарю все высшие силы, которые помогли нам благополучно съездить на эти святые места и вернуться домой. Некоторым своим подружкам привезла подарочки, а самое главное веру и уверенность, что мы все совсем скоро станем мамами.
Отзыв: Что надо привезти из дивеево. Саровские сухарики Сухарики из церкви как их употреблять
В начале прошлого века Дивеево было маленьким селом, стоявшим на пересечении дорог. Здесь ночевали паломники, которые направлялись в Саровскую обитель. В 1758 году в Дивеево остановилась Агафья Мельгунова — обеспеченная, но рано овдовевшая и принявшая монашеский постриг помещица. В полночном сне явилась к ней Богородица и приказала построить монастырь на этом самом месте. Сестра Александра осталась в Дивееве, возвела первые кельи, собрала вокруг себя послушниц и отшельниц, построила Казанский собор. Перед смертью игуменья обратилась к отцу Серафиму — в то время молодому дьякону — с просьбой позаботиться о монастыре. Через некоторое время батюшка основал поблизости еще одну общину, предназначенную исключительно для непорочных девиц.
Фото: Игорь Стомахин/сайт
Стараниями отца Серафима рядом с Казанским собором появились церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. В 1875 году в обители был освящен огромный Троицкий собор, расписанный живописными полотнами на ветхозаветные сюжеты. В наши дни реставраторы восстановили интерьер: обновили покрытый золотом иконостас, отлили новые кружевные ограждения, почистили уходящие ввысь стены. В Троицком соборе хранятся мощи батюшки Серафима. Рядом с ракой можно увидеть вещи, принадлежавшие старцу: мантию, нательный крест, кожаные рукавички, башмаки, мотыжку. Мощи были обретены в нетленном виде, они обладают чудотворной силой. Множество случаев излечения наблюдалось у тех, кто прикладывался к мощам с верой в их целительные свойства.
Пустынька праведника
Рядом с монастырскими воротами в небольшом бело-зеленом домике находится музей блаженной Параскевы Ивановны, известной под именем Паша Саровская. Удивительная женщина, прожившая 120 лет, умела предсказывать будущее и учила бороться с грехами. Молва о ней разошлась по всей России. В своей комнате Паша принимала до сотни гостей в день. В 1903 году ее посетил царь Николай II с царицей Александрой. Параскева Ивановна приняла их как обычных посетителей, предложив сесть на пол. Блаженная предсказала все то, что произошло позже — гибель династии, разгром Церкви и море крови. Она протянула царице кусок кумача со словами: «Возьми твоему сынишке на штанишки, и, когда он родится, поверишь всему, что я сказала». Через год в царской семье появился на свет наследник — цесаревич Алексей.
Из подлинных вещей, принадлежавших блаженной, сохранился синий сарафан, икона Иоанна Предтечи и масляная лампадка. На кровати разложены куклы, которых она кормила, укладывала спать и использовала для гадания. На стене висит качественный и четкий фотопортрет Паши Саровской. Скорее всего, его сделала одна из насельниц монастыря. Помимо нотной грамоты, иконописи и литографии монахини осваивали приемы фотографического искусства. Камеру на треноге привезла из Санкт-Петербурга игуменья Елизавета Ушакова — энергичная и хозяйственная настоятельница, при которой обитель достигла наибольшего расцвета. На столике под стеклом лежат личные вещи, у стены стоит фисгармония, на которой любила играть матушка Елизавета.
Портал «Дивное Дивеево»
Паломники, прибывающие на богомолье, наверняка знают слова батюшки Серафима о дивеевских монахинях: «Кто заступится за них и поможет, изольется на того велия милость Божия». И уж конечно, любой православный слышал: «Послушание превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но — бегом бежать нужно на него!»
Мы выехали в ночь и к утру были уже в Дивеево. Оставили машину на стоянке, а сами поспешили в Троицкий храм — приложиться к мощам прп.Серафима. Народу было очень много. Внутренние двери были закрыты, и мы, стоя на верхних ступенях лестницы, стали ждать. Тут раздался голос монахини, которая, ни к кому конкретно не обращаясь, сказала: «Братия, кто во славу Божию хочет потрудиться на Богородичной канавке?» «Конечно, потрудиться для Бога можно, — малодушно подумал я, — но у нас так мало времени и так много дел: нужно исповедаться, причаститься, побывать на источниках, сфотографироваться, набрать воды, освященного маслица, взять батюшкиных сухариков, искупаться…»
Далее произошли события, которые научили меня лучше понимать то место в житии прп.Марии Египетской, где неведомая сила не пускала ее во храм. Слушая Великим постом в храме житие пустынницы или читая его дома, я считал, что неведомая сила, не пускавшая ее во храм, — это литературное иносказание, показывающее духовное внутреннее борение грешницы. Теперь я понял: это была не метафора, а реальность…
Приложившись к мощам прп.Серафима, я пошел на исповедь к священнику. Вот, кажется, уже моя очередь подходит, но в последнюю минуту то бабулька немощная пройдет вперед меня, то монахиня, то отрока болящего в коляске подвезут. Какая-то сила отпихивает меня от священника. Очередь исповедников движется вперед, а я — назад. Ранняя литургия закончилась. Не беда. Я пошел на позднюю. Очередь идет, а я топчусь на месте. Так и не смог подойти к священнику на исповедь. Дождался вечерни. Исповедаться опять не удалось — богомольцы, прибывающие огромными автобусами, действуют четко и слаженно — чужаков оттирают назад крепкими плечами и острыми локтями. День завершился крестным ходом по Богородичной канавке с четками. «Здесь тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев!» — говорил батюшка Серафим.
И на вторые сутки мне также не удалось исповедаться. К исходу дня мое безпокойство достигло известных пределов, и я, в разговоре с матушкой Зинаидой, которая размещала нас в гостинице, пожаловался, что за два дня пребывания в Дивеево так и не причастился, а завтра нужно уезжать. Матушка внимательно на меня посмотрела и сказала: «Помолимся. Завтра причастишься». Я же, маловерный, остался недоволен таким ответом, не слишком полагаясь на силу молитвы. Вот если бы за руку подвела!
Настал третий день моего пребывания в монастыре. Утром на ранней литургии я стоял среди паломников, как фарисей среди мытарей, и ждал начала исповеди, не очень-то рассчитывая на успех. Однако результат превзошел самые смелые мои ожидания: отпустив двух или трех исповедовавшихся, батюшка внимательно оглядел всех и, словно натолкнувшись взглядом на меня, поманил к себе пальцем. Не веря себе, я несколько раз так же жестом переспросил священника: «Точно ли я?» Покрыв меня епитрахилью, батюшка долго наставлял на путь спасения, прижигая мои язвы огненными глаголами. Первый раз в жизни я так глубоко, со слезами, исповедовался. Наконец, батюшка отпустил мне грехи, благословил и поцеловал в щеку со словами: «Помочь тебе возможно. Молись». Отойдя в сторонку и оказавшись почти напротив иконы Божией Матери «Умиление», я долго не мог прийти в себя, стыдясь своих слез. Именно тогда я многое понял и, как принято говорить, прозрел… Понял, зачем мы молимся Богородице: «Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающе».
Из храма я выходил другим человеком. Хотелось любить и обнимать весь мир. И когда монахиня на выходе остановила меня и попросила перенести иконы и стопки книг наверх, радости моей не было предела — я бегом, будто обретя крылья, принялся таскать поклажу. Монахини заметили мое рвение и дали мне награду — сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.
М.Славин
Медведь на березе
В Серафимо-Дивеевский женский монастырь едут паломники со всей России, чтобы поклониться святым мощам, постоять у икон, искупаться в целебных источниках. Родников и ключей в этом краю много — есть даже путеводитель по святым источникам Дивеевского района. Но и без путеводителя всем известно, что главный источник находится на реке Сатис недалеко от деревни Цыгановка. Несколько ручьев сливаются в одном месте, образуя небольшое озеро. Где-то здесь, в дремучем лесу, жил в келье батюшка Серафим. Ему посвящена нарядная часовня, построенная на берегу.
Вдоль берега стоят нарядные бревенчатые избушки для тех, кто хочет погружаться втайне от лишних глаз. Температура воды в источнике Серафима Саровского даже в самые жаркие дни не превышает 4°С. Окунуться в святую воду три раза с головой — значит совершить подвиг во имя веры и прогнать нечистых духов. Это не просто купание, а целый ритуал. Женщина в знак чистоты и покорности должна заходить в воду в простой сорочке, с косынкой на голове. На рубашке не может быть легкомысленных рюшечек, бантиков, тесемочек — за них, как утверждают знающие люди, могут зацепиться бесы. Некоторые паломники погружают в святую воду детскую одежду. Говорят, что на ребенка, который будет носить эти вещи, непременно сойдет Божья благодать.
В советское время по Дивееву прошел слух о том, что местные власти будто бы решили засыпать источник. К воде подогнали трактор, но мотор сразу заглох. Перед трактористом воочию предстал сгорбленный седой старичок. Он попросил не зарывать чудодейственный водоем. Рабочий послушался и не стал это делать. Вскоре свершилось чудо — тракторист выиграл в лотерею автомобиль «Лада». А партийного деятеля, приказавшего уничтожить родник, через некоторое время выгнали с работы.
В Дивееве постоянно случаются какие-то чудеса. То на ночном небе проявятся силуэты соборов и очертания куполов, то на стенах неотреставрированной церкви проступят древние фрески, то на березе возникнет нарост в виде медвежьей морды — точь-в-точь такого же косолапого мишки, какого кормил с руки батюшка Серафим!
Трапеза в пост и не только
Паломники, прибывающие на богомолье, наверняка знают слова батюшки Серафима о дивеевских монахинях: «Кто заступится за них и поможет, изольется на того велия милость Божия». И уж конечно, любой православный слышал: «Послушание превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но — бегом бежать нужно на него!»
Мы выехали в ночь и к утру были уже в Дивеево. Оставили машину на стоянке, а сами поспешили в Троицкий храм — приложиться к мощам прп.Серафима. Народу было очень много. Внутренние двери были закрыты, и мы, стоя на верхних ступенях лестницы, стали ждать. Тут раздался голос монахини, которая, ни к кому конкретно не обращаясь, сказала: «Братия, кто во славу Божию хочет потрудиться на Богородичной канавке?» «Конечно, потрудиться для Бога можно, — малодушно подумал я, — но у нас так мало времени и так много дел: нужно исповедаться, причаститься, побывать на источниках, сфотографироваться, набрать воды, освященного маслица, взять батюшкиных сухариков, искупаться…»
Далее произошли события, которые научили меня лучше понимать то место в житии прп.Марии Египетской, где неведомая сила не пускала ее во храм. Слушая Великим постом в храме житие пустынницы или читая его дома, я считал, что неведомая сила, не пускавшая ее во храм, — это литературное иносказание, показывающее духовное внутреннее борение грешницы. Теперь я понял: это была не метафора, а реальность…
Приложившись к мощам прп.Серафима, я пошел на исповедь к священнику. Вот, кажется, уже моя очередь подходит, но в последнюю минуту то бабулька немощная пройдет вперед меня, то монахиня, то отрока болящего в коляске подвезут. Какая-то сила отпихивает меня от священника. Очередь исповедников движется вперед, а я — назад. Ранняя литургия закончилась. Не беда. Я пошел на позднюю. Очередь идет, а я топчусь на месте. Так и не смог подойти к священнику на исповедь. Дождался вечерни. Исповедаться опять не удалось — богомольцы, прибывающие огромными автобусами, действуют четко и слаженно — чужаков оттирают назад крепкими плечами и острыми локтями. День завершился крестным ходом по Богородичной канавке с четками. «Здесь тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев!» — говорил батюшка Серафим.
И на вторые сутки мне также не удалось исповедаться. К исходу дня мое безпокойство достигло известных пределов, и я, в разговоре с матушкой Зинаидой, которая размещала нас в гостинице, пожаловался, что за два дня пребывания в Дивеево так и не причастился, а завтра нужно уезжать. Матушка внимательно на меня посмотрела и сказала: «Помолимся. Завтра причастишься». Я же, маловерный, остался недоволен таким ответом, не слишком полагаясь на силу молитвы. Вот если бы за руку подвела!
Настал третий день моего пребывания в монастыре. Утром на ранней литургии я стоял среди паломников, как фарисей среди мытарей, и ждал начала исповеди, не очень-то рассчитывая на успех. Однако результат превзошел самые смелые мои ожидания: отпустив двух или трех исповедовавшихся, батюшка внимательно оглядел всех и, словно натолкнувшись взглядом на меня, поманил к себе пальцем. Не веря себе, я несколько раз так же жестом переспросил священника: «Точно ли я?» Покрыв меня епитрахилью, батюшка долго наставлял на путь спасения, прижигая мои язвы огненными глаголами. Первый раз в жизни я так глубоко, со слезами, исповедовался. Наконец, батюшка отпустил мне грехи, благословил и поцеловал в щеку со словами: «Помочь тебе возможно. Молись». Отойдя в сторонку и оказавшись почти напротив иконы Божией Матери «Умиление», я долго не мог прийти в себя, стыдясь своих слез. Именно тогда я многое понял и, как принято говорить, прозрел… Понял, зачем мы молимся Богородице: «Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающе».
Из храма я выходил другим человеком. Хотелось любить и обнимать весь мир. И когда монахиня на выходе остановила меня и попросила перенести иконы и стопки книг наверх, радости моей не было предела — я бегом, будто обретя крылья, принялся таскать поклажу. Монахини заметили мое рвение и дали мне награду — сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.
Святая Канавка
Обычные бытовые проблемы, которые еще недавно казались важными, в Дивееве отступают на второй план и куда-то улетучиваются. Наверное, сказывается пасторальный сельский пейзаж с палисадниками у деревянных домов, яблоневыми садами и тихой речушкой, поросшей камышом. Здесь спокойно, тихо и несуетно. Местные жители катятся на велосипедах, крестясь на ходу и приветствуя знакомых кивком головы. С любой точки райцентра просматриваются купола и колокольни монастырских соборов, облепленных тучами галдящих галок и ворон. В дивеевской атмосфере растворена жизнь монастыря с его праздниками, крестными ходами, звоном колоколов, видимыми повсюду насельницами, трудницами, послушницами.
По вечерам, выстроившись парами и держа в руках свечи, сестры обходят Святую Канавку. Верующие считают, что по дорожке, выложенной плиткой, в Дивеево ежедневно является Богородица. К шествию могут присоединиться все желающие. По следам Царицы Небесной надо двигаться не спеша, многократно повторяя молитву «Богородице Дево». У того, кто соблюдет эти правила, сбудутся все пожелания, обращенные к детям, родственникам и близким.
Канавка появилась в Дивееве не случайно. Однажды во время праздника Сретения на этом самом месте батюшка Серафим встретил Пресвятую Деву. Испытав чувство катарсиса, праведник попросил монахинь выкопать на территории монастыря глубокий кольцеобразный ров. Первый аршин святой вырыл собственноручно. В годы гонений на церковь Канавку решили уничтожить — проложили по дну канализационную трубу, а сверху навалили мусор. Но тополя, посаженные некогда вдоль Канавки, сохранились. По этим деревьям в конце 1990-х годов был восстановлен ров, проложенный много лет назад. Сегодня Канавка выглядит так, как при жизни старца. Двухметровый вал из земли, заросшей травой, тянется вдоль глубокого и узкого оврага, стенки которого подперты деревянными колышками. Канавка считается главной святыней Серафимо-Дивеевского монастыря — она играет роль «духовной стены». По мнению многих верующих, через эту преграду не сможет пробраться Антихрист, который пытается подчинить своему влиянию Россию.
Сухарики от батюшки
Сестры Серафимо-Дивеевского монастыря носят закрытые черные одежды — мантию, клобук, параман. Их лица и тела открыты только для вечности. В общении монахини довольно приветливы, но немногословны, да и нет у них времени на разговоры. В обители царит строгая дисциплина, все расписано по часам — ранний подъем, время молитв и трудничества. О рационе насельниц можно судить по обеду, которым кормят паломников в трапезной. В обычный, не постный день, он состоит из порции щей без мяса, каши без масла и чая без сахара. Кашу каждый день готовят разную — гречневую, овсяную, перловую. Впрочем, сестры питаются лучше паломников: в скоромные дни их подкармливают фруктами, салатами, рыбой, молочными продуктами. Для них готовят аппетитную кашу по монастырскому рецепту из пропаренного риса с тыквой и медом.
Батюшка Серафим говорил, что самый страшный грех — это уныние. Чтобы не впадать в этот грех, надо хорошо питаться и не экономить на хлебе. В алтаре Преображенского собора хранится чугунок, в котором Преподобный сушил сухарики для многочисленных гостей. По завету старца, сухарики в монастыре делают и сейчас. Каждый день с восьми утра освященные в котелке батюшки Серафима сухарики бесплатно насыпают паломникам и туристам. Взять можно только один ковшик в день. Тот, кто подходит за сухариками второй раз, будет считаться греховником.
В многочисленных церковных лавках продаются дивеевские сувениры — цепочки и крестики, колокольчики и подсвечники. Бойкая торговля идет за стеной монастыря. На лотках разложены иконы из дерева и пластиковые бутылочки для святой воды, мешочки для земли с Канавки и четки из кедра, сорочки для купания в источниках и кружки с надписью «Дивеево». Церковь не одобряет сувениры в виде камушков с изображением Серафима Саровского. Возле официального церковного магазина можно увидеть объявление с текстом, называющим покупателей камушков «поклонниками языческого обычая».
За монастырской оградой, где стоит памятник Ленину и тянутся торговые ряды, чувство духовного подъема немного ослабевает. Банальная земная суета вновь обступает со всех сторон. Но где-то в глубине души остается теплое чувство причастности к чудесам, которые творятся в Дивееве.
Раззказы о помощи Преподобного Серафима Саровского
Сухарик
Фото: Игорь Стомахин/сайт
Стараниями отца Серафима рядом с Казанским собором появились церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. В 1875 году в обители был освящен огромный Троицкий собор, расписанный живописными полотнами на ветхозаветные сюжеты. В наши дни реставраторы восстановили интерьер: обновили покрытый золотом иконостас, отлили новые кружевные ограждения, почистили уходящие ввысь стены. В Троицком соборе хранятся мощи батюшки Серафима. Рядом с ракой можно увидеть вещи, принадлежавшие старцу: мантию, нательный крест, кожаные рукавички, башмаки, мотыжку. Мощи были обретены в нетленном виде, они обладают чудотворной силой. Множество случаев излечения наблюдалось у тех, кто прикладывался к мощам с верой в их целительные свойства.