дивен бог во святых своих что означает

Дивен Бог во святых Своих

Слово в неделю Всех святых

Дивен Бог во святых Своих.

Каждый раз, поднимаясь на эту священную церковную кафедру, хотелось бы многое взять из сокровищницы божественной для вашего назидания и передать вам все это в один раз, но это невозможно. Сегодня я хочу обратить ваше благочестивое внимание не на какой-нибудь отдельный предмет церковной или духовной жизни, не на какой-нибудь отдельный догмат или нравственное учение или, наконец, на отдельное лицо, которое могло бы служить предметом назидания или почитания, а на целый сонм всех святых, от века Богу угодивших.

дивен бог во святых своих что означает. Смотреть фото дивен бог во святых своих что означает. Смотреть картинку дивен бог во святых своих что означает. Картинка про дивен бог во святых своих что означает. Фото дивен бог во святых своих что означает

Нынешний, первый по Пятидесятнице, воскресный день святой Церкви, посвящается их памяти.

Хотя и каждый день в течение всего года Церковь посвящает одному, двум или трем святым, принося за них благодарственную бескровную жертву Господу Богу, величая, прославляя и ублажая их вечную память, труды, болезни, страдания и житие о Господе, усердно прибегая к их заступлению, прося ходатайства и помощи всем нам, грешным людям, еще совершающим земное поприще, она определила ежегодно первый по Пятидесятнице воскресный день посвятить памяти всем святым, от века угодившим Богу.

Святая Церковь твердо верит, что есть много таких святых, которые вели свою подвижническую жизнь в уединении, в непроходимых вековых лесах, пустынях, горах, вдали от мира и его суеты, где и скончались в безмолвии, жизнь которых – труды, подвиги, дни преставления и имена остались неизвестными; святая Церковь, не имея возможности посвятить каждому в отдельности особый день в году по неведению дня их кончины, избрала нынешний день для всеобщего их поминовения.

Вот почему на Литургии святителя Василия Великого, которая совершается только 10 раз в году, в одной из молитв после Херувимской песни священник, стоя пред престолом Господа, молится, чтобы Он помянул и всех тех, которые подвизались в горах, вертепах и пропастях земных и остались неизвестны миру.

Итак, сегодня день всех святых, от века Богу угодивших. Какой величественный и чудный день для всех христиан! Какое умилительное поминовение! Взоры земной воинствующей Церкви Христовой в нынешний день обращены к небу, к Церкви торжествующей, к сонмам святых, от века Богу угодивших, их же имена Он только знает!

Взоры эти полны радостного настроения и молитвенного упования к тем, кои сегодня так торжественно прославляются миллионами благодатных христианских сердец по всему миру земному.

Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Целый сонм святых: праотцы, патриархи, пророки и апостолы, святители и мученики, преподобные и праведные, бессребреники и Христа ради юродивые, затворники и столпники, юношеский возраст, мужеский и старческий, праведно прожившие на земле, благодарно вспоминаются ныне Церковью, которая воссылает к ним свои поклонения и восхваления.

Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Вы думаете, может быть, братья, что святая Церковь случайно и без всякого основания избрала этот день для прославления всех святых?

Нет. Она на это имела глубокое и весьма существенное основание.

Мы только отпраздновали великий день Сошествия Святого Духа, день Святой Троицы, и непосредственно за этим великим праздником святая Церковь посвящает всем святым именно этот день. Но почему?

Потому что все угодники Божии спаслись своею подвижническою жизнью по своей твердой вере, но в никаком случае спасение не могли получить без благодатной помощи Святого Духа, какова бы ни была крепка и велика вера их и каковы бы ни были велики их труды и подвиги. «Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божии дар, не от дел, да никтоже похвалится» (Еф. 2: 8–9), – говорит Священное Писание.

Вот почему человек не в силах совершить земное поприще достойно званию христианина без благодатной помощи Святого Духа. Каждый день на утрене во время чтения шестопсалмия священник молится Богу, чтобы Промысл Божий руководил христиан в жизни праведно, ибо мы должны не только спастись, но и помолиться: «яко же подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставши ны». Значит, спасение наше тесно связано с действием в нас Бога Духа Святого, и все те многочисленные святые, которых сегодня Церковь празднует, спасены благодатию Бога Духа Святого; следовательно, когда, как не теперь, поминать всех святых, когда у всех нас свежее воспоминание только что прошедшего великого дня Святой Троицы, и благодатию Коего все нами почитаемые святые спасены? Воистину великая сила благодати Святого Духа.

Братья, научимся сегодня в этот день, посвященный всем святым, дорожить и просить благодатной помощи у Бога Духа Святого, без Которого мы не в состоянии сказать хорошее слово, тем более совершить какой-нибудь благочестивый подвиг и заслужить спасения. Нет среди христиан такого, который мог бы исключительно своими усилиями спастись, без благодатной помощи Духа Святого. Христианин может обладать твердым характером, крепкой волей и намерением жить благочестиво и спастись, но все его усилия без благодатной помощи Святого Духа напрасны.

Вспомните только слова Спасителя, когда вот уже кончается второе тысячелетие, но и ныне нам всем известные: «Хулящему на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем».

Поэтому будем всегда обращаться к благодатной помощи Бога Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины… приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

В этот великий день, посвященный всем святым, помолимся, благочестивые братья, чудному собору избранников Божиих, чтобы они явились ходатаями перед Богом за нас грешных. Хотя у нас един Ходатай за человеков – «Человек Христос Иисус, давый Себе избавление» (1 Тим. 2: 5–6), но Богу угодны ходатайства за нас грешных и Его угодников. Не сомневаясь, будем всегда припадать с теплой молитвой к их помощи, они нас услышат и придут к нам на помощь в тяжелую минуту жизни, уврачуют в болезни, утешат в скорби и печали, подкрепят в малодушии и унынии, ибо много может помочь молитва праведного.

Поминая сегодня всех святых, да не пройдет этот праздник без нашего собственного назидания. Чему можно поучиться в этот праздник? Весьма многому полезному и спасительному. Вспомним только, чем были многие святые долгие годы своей жизни.

Истрия Церкви говорит нам, что в числе святых много таких, которые были величайшими грешниками и потом сделались угодниками Божиими. Возьмем, например, царя Давида. Бывший царь-убийца и прелюбодей, а впоследствии великий праведник, который оставил миру на вечные времена чудную книгу Псалтырь, в которой он вслух всего мира оплакал свое грехопадение, давши образец того, как должно каяться грешникам всех веков. И сколько христиан, которые в Псалтыри находят для своих разбитых сердец полное исцеление и утешение!

А вот всемирные блудницы Мария Египетская, Пелагея Палестинская и Евдокия Финикийская, сделавшиеся потом величайшими подвижницами, земными ангелами. Не это ли удивительный пример необыкновенного возрождения? Из величайших общеизвестных блудниц сделаться избранницами Божиими, из бездны пороков восстать для подвижнической, ангельской жизни – воистину дело, достойное удивления и почитания.

Вот первоверховный ученик Спасителя Петр, изменник и клятвопреступник, потом слезами и троекратным исповеданием любви восстановленный в апостольском достоинстве, давший образец твердой веры. А вот жестокий гонитель веры Христовой и Его последователей Савл из города Тарса, а потом пламенный ревнитель проповеди евангельской. Апостол Павел, основавший в разных странах Азии и Европы больше Церквей, чем все остальные апостолы. Вот и наш русский князь – идолопоклонник и многоженец Владимир, потом крещеный христианин Василий, просветивший всю Русскую землю светом евангельского учения. Вот, наконец, и разбойник с высоты креста, величайший преступник и злодей, а потом достойный наследник рая. Видите ли, возлюбленные братья, какова была юность и первые года этих святых угодников Божиих? Но какая сила переродила их греховную природу! Как много из них, бывших служителей тьмы, сделались потом служителям света! «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком» (Тит. 2: 11), которая коснулась слабого человеческого сердца, дотоле жесткого, грубого, неверного и темного, а потом коснувшейся благодатью сердце человека изменилось, отвергло дела тьмы и возлюбило свет истинный.

Не показывают ли, братья, эти немногие примеры, как могущественно действие благодати Божией на сердце человека?

Но действие благодати Божией до смерти Сына Божия не так было доступно людям, как оно сделалось по принесении искупительной Голгофской жертвы.

Но как Божия благодать действовала в те времена, она действует и теперь, ибо Господь Иисус Христос днесь и вчера тот же и во веки. Как раньше спасались самые великие грешники, так и теперь Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2: 4).

Все праведники до этой Жертвы сходили во ад.

Теперь благодать Божия очищает и освящает сотни и миллионы христианских душ через приобщение Святых Тела и Крови Христовых и принятие других спасительных таинств, которые прощают человека и примиряют его с Богом, делают его очищенным и святым.

Поэтому можете судить, благочестивые слушатели, как мы счастливы, что живем в ограде Православной Церкви, предоставившей нам все нужное к спасению! Как счастливы вы, наши дети и потомки, ограждаемые от коварного бурного житейского моря спасительным кораблем – святою Церковью! Не благодарить ли нам возлюбившего нас Господа за Его великую милость, оказанную всем желающим спастись и благочестиво жить о Христе Иисусе? Но жизнь эта о Христе Иисусе, жизнь благочестия и спасения, связана с испытаниями. Она ведет узким и тернистым путем, которым шли и все сегодня почитаемы святые. Многими скорбями они вошли в Царство Небесное, скорби эти неизбежны и для нас.

Но к вам, братья, стенящим под тяжелым бременем испытания, смею ли я обращаться со словом увещания и дальше нести это тяжелое бремя? В дни испытаний мир со всех сторон проповедует вам во имя своей философии оставить этот путь испытаний, забыть все прошлое и мечтать о будущем, которое будет чуждо всяких испытаний.

Да сохранит вас Господь Бог от такого необдуманного и пагубного шага! Мир вам предлагает легкий путь, полный утешения, но верьте, братья, путь этот отравит всю вашу душу и скорбящее сердце, утешения он вам не может доставить, это будет кратковременное и ложное утешение, ведущее к погибели.

Путь этот приведет вас к удрученному неизреченному горю, к отчаянию. Берегитесь этого обманчивого и соблазнительного пути со всеми его опасностями и пропастями, которого так избегали прославляемые нами все святые.

В тех ударах, которые поражают вас, в тех постоянных испытаниях усматривайте дивную любовь Спасителя, всю жизнь страдавшего под ударами сверхчеловеческих испытаний. А когда будете изнемогать по своей естественной человеческой слабости, перенеситесь мыслью в далекие пределы Палестинской Святой Земли, станьте у берега того небольшого озера, где, среди ночи плывя, апостолы в ужасе тяжкого испытания готовы были упасть духом.

Благоговейно станьте, подождите, и ваши духовные глаза откроются, и вы, подобно апостолам, услышите сладкий голос Спасителя: «Аз есмь, не бойтеся» (Ин. 6: 20), и ободренные продолжайте путь земных испытаний.

Сегодня хотелось бы без конца говорить и величать каждого из святых, ныне поминаемых, восхваляя их труды и подвиги, бдения и тяжелые испытания для нашего собственного назидания. Но их такой сонм, что не час, не два и не день-два, а годы нужны, чтобы описать все их труды и болезни, которыми они достигли Небесного Царствия.

Вспомним только одного, особенно близкого моему, думаю, и вашему сердцу, который в течение тридцати лет сосредоточил в лице своем бездонный океан мучений плоти, сердца и духа человеческого, жизнь которого была сплошной борьбой, полна горечи, ненависти, измены, болезней, опасностей и презрения мира сего.

Я говорю о пламенном ревнителе Христова благовестия, об основателе многочисленных христианских общин и Церквей в Азии и Европе, о первоверховном апостоле святом Павле. Загляните в его послания, в эту сокровищницу Христова учения, вы увидите, что тот, который имел больше всех право просить Бога прекратить чашу страданий, тот самый начинает все свои многочисленные послания с изъявления благодарности своему Богу и Спасителю. Возьмите, братья, возьмите его драгоценное завещание всем последователям Христа и учитесь у него терпению и перенесению земных испытаний, и вам бремя и иго Христово окажется не так страшным и тяжелым. А ослепленный мир, видя ваше христианское терпение, с презрением встретит вас, но вы помните слова божественные: «вси же хотящие благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут».

А мы, верные заветам нашего Спасителя, исполняя Его заповеди о любви к гонителям и врагам своим и подражая ныне чтимым святым, будем просить Господа, чтобы Он благословил и коснулся животворной благодатью Своею неблагодарной и распявшей Его на кресте, грешной природы человеческой и обратил ее на путь истины, дабы все едиными устами и единым сердцем славили Его Трисвятое имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В Неделю Всех святых сказано в церкви Кишиневской митрополии 13 июня 1910 г.

Источник

За советом к батюшке

Ежедневно на наш сайт приходит множество вопросов. Публикуем некоторые из вопросов. заданных в августе 2006 года.

дивен бог во святых своих что означает. Смотреть фото дивен бог во святых своих что означает. Смотреть картинку дивен бог во святых своих что означает. Картинка про дивен бог во святых своих что означает. Фото дивен бог во святых своих что означает Я стал православным, но с прошлой жизни у меня остались друзья, которые не знают о моей вере. Но сказать я это стесняюсь. Как мне поступать в этой ситуации? И надо ли с ними общаться? И еще я не могу бороть стеснение и «открыто» креститься (перед едой)? Как мне поступить? Антон

Антон, на этот счет в Церкви есть правило — не бравировать своей верой, но и не отрекаться от нее. Как Господь сказал: «Кто исповедает Меня перед людьми — того исповедаю и Я перед Отцем Моим небесным, а кто постыдится Меня перед людьми, того постыжусь и Я». Поэтому страх перед тем, что люди подумают, нужно преодолеть, а иначе из Вашей веры может не получиться ничего дельного. И еще: креститься перед едой при других людях, или нет, это как Вы хотите, но про себя молитву до и после еды лучше бы прочитать. Священник Михаил Немнонов

В славянском тексте: Дивен Бог во святых Своих, бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим.

А в русском: Страшен Ты Боже во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу (Своему).

Маргарита, Вы, наверное, слышали, что наш русский текст Библии не является переводом с церковнославянского, и что оба эти текста имеют разную историю. Церковнославянский перевод сделан с греческого оригинала, а русский — с древнееврейского, но так сложилось исторически, что древнееврейские списки, с которых он переводился (т.наз масоретский текст) моложе греческого перевода, на котором основан текст славянский. Кроме того, в те времена, когда переводили на греческий, евреи писали только согласные, а в нынешнем масоретском тексте проставлены и гласные, при чем могли быть допущены и ошибки. С этим и связана разница между славянским и русским переводами ветхозаветных книг.

Однако в данном случае серьезного противоречия нет. В псалме речь идет о победе Бога над Его врагами. В этом смысле Господь и дивен, и страшен. А славянское слово «святые» означает также «святыня, храм» (по словарю Дьяченко).

Как написал один толкователь этого места, «Господь окончательно поразит всех врагов, избавит от их власти Своих верующих». Хотя, конечно, в полной мере это совершится только после конца мира и Страшного Суда. Священник Михаил Немнонов

Здравствуйте! Из Вашего письма не вполне ясно, что же Вы подразумеваете под словом «любовь». Если Вы определяете свое чувство именно так, то надо полагать, что оно не вписывается в рамки понятия «дружба». То есть содержит в себе некий элемент физической привлекательности. Она же предполагает желание телесного сближения. А значит, при попытке перейти к более тесному общению, тем более, совместной жизни неизбежно и нестерпимо усилятся греховные соблазны.

Соблазн по воздействию на человека сродни одержимости. И полагаться на себя в такой ситуации очень опасно и самонадеянно. Вы пишете о невозможности для себя мужеложства и это понятно. Но как Вы в таком случае представляете «любовь» и совместную жизнь с другим молодым человеком?

Если он не разделяет Ваших чувств, то для совместной жизни он наверняка изберет девушку. А если разделяет, то удержаться от греха будет практически невозможно. Настораживает, что со словом «любовь» у Вас стоит радом слово «тоска». Христианская же любовь к ближнему и та Любовь, которая есть Бог, сопряжена с радостью. Тоску вызывает страсть. Именно страсть, на мой взгляд, и поразила Вашу душу. В ней необходимо покаяться. Молитесь об исцелении киево-печерским святым Моисею Угрину и Иоанну Многострадальному. С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Даже отречение не снимет с Вас благодати Таинства Крещения. А значит, ответственность на Страшном Суде Вы будете нести именно как христианин, согрешивший Богоотступничеством. Но, в то же время, это означает, что на протяжении всей Вашей земной жизни двери храма будут открыты для Вашего покаяния и возвращения в лоно Церкви. Священник Михаил Самохин.

Любовь – это не эмоция, любовь – это труд и причём весьма тяжкий: в супружеской жизни всегда наступает момент, когда симпатии гаснут (обстоятельства и «проблемность» супруга только оттягивают или приближают этот момент) в этот момент нам решать – пойти по лёгкому пути, превращающему временную слабость в постоянную проблему, или попытаться всё-таки преодолеть себя и научиться жить и побеждать. Первый путь – путь развода, второй – путь терпения. Вам решать, как строить далее свою семейную жизнь, только помните о том, что лёгкий путь – это путь регресса. Мой же личный Вам совет – бросить мысли о разводе: проблема-то в нас самих, а значит от неё не убежишь…

С уважением свящ.Алексий Колосов

Аня, петь на клиросе не обязательно. Но матушке будет тяжело, если она не является глубоко церковным человеком. И батюшке с ней в этом случае тоже будет тяжело. А потому обязательное требование – она должна быть сознательной христианкой вне зависимости от того, за кого выходит замуж, и выходит ли. Священник Михаил Немнонов

Дорогая Ольга! Попробуйте объяснить мужу, что юбка – более целомудренная одежда, и что он должен быть рад тому, что Вы носите целомудренную одежду, не соблазняющую окружающих. Но, если муж категорически настроен, можно ради мира в семье носить и брюки, а в Церковь ходить в юбке.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Источник

Произнесенная в Неделю Всех Святых

Итак, этими словами, побуждающими принимать Святых, Он уготовляет для совершенных то, что их будут принимать, а для уступающих им в добродетели доставляет спасение в том, что они будут принимать этих совершенных праведников. Но видишь ли: какая великая награда принимающим тех, которые живут по Богу и Учителей Истины? – Ибо принимающий их, принимает Отца и Сына. Но как достоит принимать этих праведников? – Не только оказывать им гостеприимство и предоставлять отдых, но и оказывать им послушание. Посему опасаясь, что будут отвергающие их, в ином месте Он сказал Своим Ученикам: «Отметаяйся вас, Мене отметаются: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» ( Мф.10:16 ). Но оказывающий гостеприимство людям Божиим и предоставляющий им отдых, если только это делает во имя Божие, восприимет большую награду; и являя сие, Господь сказал: «Приемляй Пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет» ( Мф.10:41 ). Каким образом восприимется награда пророческая и награда праведническая? – Так, как Апостол говорит: «Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение» ( 2Кор.8:14 ); так во имя Божие принимающий и упокоевающий праведника, как – праведника, если это делает и не в больших масштабах, но и нечто малое даст, великую получит пользу; ибо Христос говорит, что «И иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея» ( Мф.10:42 ). В этих словах и побуждениях Он выражает заботу не только о праведниках и учениках, но гораздо более – о принимающих их; потому что если бы Он заботился только о них, то ограничился бы только тем, что увещевал бы и требовал бы принимать их и упокоевать, и указал бы каким образом это делать; а так, прибавляя: во имя Пророка и Ученика и Праведника, – Он выражает большую заботу о принимающих их, направляя их мысль к лучшему, дабы награда следовала за ними вместе с добродетелью.

Итак, не только по сей причине, общий им всем гимн приносит Божия Церковь, но еще и потому, что имеет заботу в течение святой Четыредесятницы и следующей за ней – Пятидесятницы, все дела Божия объявить и воспеть. Итак, после того, как все было возвещено, как вы знаете, – именно: как весь этот мир в начале был сотворен Богом; как Адам был извергнут из рая и от Бога; как был призван древний народ; как и он, согрешив, был отвергнут от близости к Богу; как Единородный Сын Божий, приклонив небеса, ради нас сошел и ради нас совершал невиданные вещи, и научил спасительному пути, страдал и умер за нас, был погребен как Человек, и как Бог воскрес тридневен, и на небеса, откуда и сошел, затем с плотию вознесся, и севши одесную Отца, послал оттуда Всесвятаго Духа. Итак, после того, как все это воспела Божия Церковь, ныне и остальное присовокупляя и вместе объявляя, именно: – какие великие и сколь многочисленные Плоды для вечной жизни собрало Пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и сила Всесвятаго Духа, – Она творит память Всех Святых вместе и всем гимн и честь воздает сегодня.

Итак, почтим и мы, братие, Святых Божиих. Каким же образом почтим? – Если в подражание им очистим себя от всякой скверны, плоти и духа и отступим от зла, как наконец, чрез воздержание от зла, побудимся к их святости; если удержим язык наш от клятвы и клятвопреступлений, от пустословия и брани, и уста наши – от лжи и доносов, и таким образом принесем, им хвалу. Если же мы не очищаем себя так, то справедливо каждый из нас услышит от них сказанное Богом грешникам: – как это ты дерзаешь запоминать и произносить языком самые имена Святых и рассказывать их жития, исполненные добродетели и чистоты, – в то время как сам ты возненавидел добродетельный образ жизни и отринул чистоту от твоей души и тела?! «Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения (коварства): седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матере твоея полагал еси соблазн» ( Пс.49 и сл.). Ни Бог, ни Святые Божии не принимают хваления от таких уст, братие; ибо если всякий из нас, когда испачкает руку пометом, не допускает себе пользоваться ею, прежде чем не вымоет ее, – то примет ли Бог приносимое от нечистых тела и уст, если сначала мы не очистим себя? Потому что грех, коварство, зависть, ненависть, алчность, предательство, постыдные помыслы и слова и, последующие за ними, грязные дела, гораздо отвратительнее помета. Но как очиститься снова от них тому, кто впал в это? – Покаянием, исповедью, деланием добра, прилежною молитвою к Богу.

Итак, когда в празднуемых памятях Святых, мы бываем праздны от наших работ и занятий, пусть наше занятие состоит в том, чтобы отступить и стать свободными от грехов и скверны, в которые кто впал. Если же и тогда (в праздники Святых) мы балагурим во вред нашей душе и относимся равнодушно к празднику и пьянствуем, – как можем, в то время как оскверняем день, говорить, что празднуем Святых! Но не так будем праздновать, братие, молю, но представим и мы тела и души наши угодными Богу именно в эти праздничные дни, чтобы по молитвам Святых и самим стать участниками славы и радости оной нескончаемой, что да будет и нам всем улучить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

PG.151:320–332. Homilia XXV. Dicta in Dominica Omnium Sanctorum.

Источник

Псалтирь 67:36

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

Дивен Бог во святых Своих

Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим

Не просто Пророк упомянул здесь об Иакове, потому что Иаков, убоявшись Исава, а потом сподобившись Богоявления, укрепился и изгнал из сердца страх. Научает же нас слово сие, что Соделавший сильным Иакова и показавший его победителем неприязненных, и новый народ Свой укрепит и соделает непреоборимым и непобедимым.

Благословен Бог

Приличное псалму окончание! Ибо сказание о столь многих благах и надлежало заключить песнопением.

Евфимий Зигабен

Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев

Святые только могут, говорит, удивляться Богу, как имеющие способность созерцать, по словам божественного Кирилла, великолепие домостроительства Его и богоприличные дела. Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует новому Израильскому народу, то есть христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же.

Того же Феодорита: Bсе любители добродетели своею доброю жизнью располагают других к прославлению Бога, согласно с следующим убеждением Господа. Так да светит свет ваш пред человеками, чтоб они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего, сущего на небесах.

Той даст силу и державу людем своим

Он, то есть, Христос, даст силу новому народу христианскому, силу, чтобы освободился от идольского заблуждения, а державу, чтобы был всегда тверд в непорочной вере во Христа.

Благословен Бог

Давид оканчивает псалом славословием сказывая: да будет благословен и прославлен Бог, устроивши все выше упомянутые чудеса, создавши и воссоздавший народ христианский и удостоивший Его столь многих и небесных благ.

Таково изъяснение сего псалма в несобственном и высшем значении, и таким образом он относится ко Христу, хотя неразумные иудеи стараются изъяснять его буквально и прилагать его к своим обстоятельствам. Но без сомнения они не могут сделать сего приложения. Впрочем, нужно знать, как они прилагают слова сего псалма к своему состоянию. Они говорят: да восстанет Бог, то есть на помощь плотскому и древнему Израилю. Далее врагами называют они иноплеменников, а равно и ненавидящими и грешниками—их же, как беззаконных; а праведными иудейских праведников и добрых людей. Слова: сотворите путь Восшедшему на запады, по их мнению, сказаны о кивоте, что Дух Святый повелевает приготовить для него путь, а посредством сего кивота Бог имел взойти в западную часть Иерусалима, так как храм, говорят они, имел место с западной стороны, в котором после поставлен быв кивот. Выражение: Бог в месте святом своем, говорят, употреблено вместо: (Бог) в храме, и сей Бог поселит в сем самом храме единомысленных иудеев, то есть верующих в одного и единственного Бога.

Далее говорят, что псалом сей в прочих словах вычисляет то, что случилось при исходе из Египта. Бог, говорят, извел силою своею евреев, которые носили узы в рабстве египетском; их же называют огорчающими, как и мы изъясняли, и живущими в Египте, как во гробах, поелику они там не могли ничего делать по своей воле, как находившиеся в рабстве. Бог исходил пред народом посредством столпа облачного и огненного и проходил с народом по пустыни, когда и земля тряслась от бывшей на горе Синае бури и небеса одождили манну. Дождем вольным называют благоугодный Богу, приготовляющий изобилие плодов. Изнемогло, говорят, достояние их, потому что было сокрушено в Египте; но Бог совершил его, сделав его крепким царством. Животными Божиими называют самих себя, как посвященных Богу.

Ты приготовил, говорят, упомянутые блага нищему народу своему, блуждавшему в пустыне и не имевшему своего места. Благовествующими называют пророков, поелику они благовествовали народу иудейскому, что он разделит добычи врагов и посвятит их совершенству и красоте храма, но сии слова принимаются не собственно, как мы изъяснили. Возлюбленным называют Давида, или Соломона. Слова: если почиете посреди пределов, понимают так: если вы утвердитесь в разделенных вам посредством жребиев местах земли обетованной; то вы так сильно обогатитесь, что даже у той голубицы, которую весьма богатые обыкновенно ставили на крышах своих из гипса в знак величайшего благоденствия, самые крылья, говорю, (сей гипсовой голубицы) будут украшены серебром, а междуплечья, то есть спину ее, будут украшать желтизною золота. Впрочем, мы никогда не слышали, чтобы на доме какого либо еврея стояла такая голубица. Следующие за сим слова, то есть, когда разошлет и проч. понимают так: когда изберет небесный Бог для Иерусалима царей, тогда Иерусалимские народы будут славны.

Горою Божиею называют Сион, горою тучною потому, что она утучняет овец, а горою сыру подобною потому, что животным изобилием пажити своей доставляет молоко. А о словах: Господь вселится до конца, мы сказали, что евреи не могут ничего сказать верного. Колесницею Божиею иудеи называют самих себя; поелику на них почивает Бог; а тьмочисленною потому, что их великое множество. Тысячами из них называют изобилующих богатством, и думают, что в них есть Господь, который был и на Синае с предками их. Они говорят: Ты почитался выше всех и Ты пленил, говорят, плен посредством народа Иудейского, победившего врагов, и принял приношения, а равно принял и не покорявшихся прежде людей, чтобы вселиться в них вместе с народом своим Израилем, работающим ему. Следующие слова ясны. От Господа, говорят, суть пути смерти, Который сокрушит главы иноплеменных и верх волосов человеков, проходящих в согрешениях. Далее Господь, говорят, сказал: обращу, то есть избавлю народ мой от страны Васанской, над которою царствовал исполин Ог, и избавлю его от глубины моря кровей, так как потоки кровей тогда наполнились от поражения войск Оговых, чтоб омочилась нога твоя, еврей, в крови закалаемых и самый язык псов твоих омочился в крови врагов чрез Него – Бога.

Лопухин А.П.

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *