диверсификация бизнеса что это такое простыми словами
Что такое диверсификация бизнеса: объяснение человеческим языком на простом примере
Одного госчиновника спросили: «Зачем вы скупили все сауны в городе?» Тот ответил кратко: «Диверсификация». Предлагаю подробнее разобраться в вопросе расширения компаний, происходящего по мере их развития. Тема сегодняшней статьи: «диверсификация бизнеса – это…»
Что такое это такое и зачем она нужна
Допустим, новая молодая компания начала свою деятельность. Она предлагает один товар, услугу, работает на определенную группу покупателей. По мере развития бизнеса ее ассортимент растет, появляется возможность выхода на новые рынки, заполучить клиентов, которые пока не в курсе ее преимуществ. Зачем ей это нужно?
Все просто. Это увеличение доли рынка, объемов продаж, доходов, в конце концов, за счет продуктов и услуг, отличных от основного бизнеса.
Пережить возможные трудные времена, управлять рисками! Вдруг завтра твой товар не смогут купить, или, того хуже, он вообще окажется невостребованным? Разве так не бывает? Еще как бывает! Пример: нынешние поставщики проводной связи. Многим она сейчас нужна?
Вот и приходится МГТС и подобным структурам предоставлять проводной интернет, искать другие варианты, чтобы о них совсем не забыли. Не подумали заранее о диверсификации ребята…
Покупка сторонних активов или вложение средств в новое производство – самый распространенный путь диверсификации бизнеса. На самом деле вариантов множество, но цель одна – увеличение диверсифицированного портфеля.
Горизонтальная
Покупается или присоединяется предприятие с похожим бизнесом. Это увеличивает объем продаж, развития услуг, захвата рынка конкурентов.
Вертикальная
Обратный вариант диверсификации: бизнес вливается в аналогичную структуру. При этом могут преследоваться следующие цели:
Концентрическая
Такого вида диверсификация подразумевает освоение и выпуск новых видов продукции в рамках специфики своего бизнеса. Например: танковый завод начинает производить трактора, интернет-поисковик создает программу для вызова такси, звероферма осваивает производство изделий из шерсти.
Конгломеративная
Покупка сторонней компании, не связанной с основным направлением бизнеса. Как правило, убыточной структуры. Цель такой диверсификации – вложить свободные средства в перспективное направление, взять под свой бренд и т.д. Кинокомпания Disney, например, диверсифицировала свой бизнес, взяв под управление ряд парков отдыха, а General Electric начала выпуск медицинских приборов.
Международная
Покупка готового предприятия или создание нового в другой стране. Пример диверсификации: сеть заправок английской British Petroleum в России, кафе McDonald’s и т.д.
Стратегии диверсификации
Долгосрочный план перераспределения свободных ресурсов, который используется для достижения стратегических целей компании. Это может быть:
Проникновение в новые отрасли
Пожалуй, наиболее популярное действие по снижению рисков. Всегда есть вероятность, что нынешнее направление производства завтра перестанет приносить доход. Освоение новых отраслей может не только помочь бизнесу пережить трудные времена, но и даст значительные преимущества.
Варианты диверсификации подобного рода:
Родственная связанная
Неродственная
Запускается производство различных продуктов, которые никоим образом не связаны друг с другом. Пример: рыбокомбинат, который параллельно изготавливает солнечные очки. В бизнесе считается, что любое предприятие, имеющее потенциал для высоких доходов, может рассматриваться как инструмент диверсификации. При благоприятных условиях приобретения, конечно.
Но так бывает не всегда. Порой лучше избавиться от лишнего дела, чтобы поддержать или сохранить основное направление работы.
Исключение и ликвидации
К тяжелому состоянию крупный бизнес могут привести:
Фирма нуждается в сокращении активов по самым разным причинам: несоответствие дочерних компаний ожиданиям, переход на другие направления бизнеса и т.д. В этом случае сокращаемые подразделения распродаются целиком или по частям. Полученные в результате диверсификации средства вкладываются в более перспективные направления.
Стратегия ликвидации предполагает продажу активов компании полностью или частично. Многие владельцы малого бизнеса именно так и поступают, прекращая свою работу. Например, владелец магазина распродает подчистую остатки товара, оборудование и инвентарь, прежде чем окончательно закрыть двери торговой точки.
Перестройка, сокращение и реструктуризация корпорации
Бывает, что трудности бизнеса носят временный характер, являются результатом «человеческого фактора», ошибок руководства и т.д. Тогда можно перестроить работу так, чтобы предприятие снова начало приносить прибыль.
Первое, что приходит в голову для уменьшения расходов фирмы, – это сокращение персонала. И такое происходит достаточно часто. Перераспределяются нагрузки, изменяются служебные обязанности, лишние люди увольняются.
Впрочем, этот процесс не сильно приветствуется увольняемыми сотрудниками и подчас сопровождается большими расходами, судебными тяжбами, скандалами, потерей репутации. Поэтому есть и другой путь.
Перестройка рабочего процесса. При этой стратегии проводится оценка работы систем или процессов корпорации. Убираются или сокращаются слабые направления бизнеса, персонал переобучается и перемещается, объединяются различные структуры предприятия.
Еще один вид перестройки – реструктуризация корпорации. В этом случае полностью изменяется организационная структура компании. Причин множество: слияние с другой организацией, полная или частичная продажа бизнеса, образование совместного предприятия.
Международная, мультинациональная, глобальная
Какова цель таких видов диверсификации бизнеса? Проникновение на рынки других стран! Это довольно сложно с точки зрения управления, но дает огромные преимущества перед конкурентами.
Благодаря приобретению предприятий и корпоративных подразделений на новых рынках у многонациональной компании появляются новые источники дохода со значительным потенциалом прибыли.
Как выбрать стратегию диверсификации
Диверсификацию следует воспринимать как переход к новым возможностям, а не просто расширение бизнеса. Например, у человека есть ресторан. Открытие новой точки питания в другом городе – это не расширение бизнеса, а диверсификация. Если он будет доставлять заказы на дом или организует корпоративное питание, то это тоже диверсификация.
Для выбора стратегии нужно понимать цели, которые стоят перед предприятием. Возможно, имеется избыточный капитал, а вкладывать его в существующий бизнес владелец считает нецелесообразным. Тогда стоит приглядеться к новым рынкам.
Только оценив причины диверсификации, ее цели, риски и затраты, можно приступать к выбору стратегии: вертикальной, горизонтальной, родственной, неродственной и т.д.
Мировые тенденции диверсификации
США и западные страны Европы ориентируются на высокие технологии и наукоемкие производства. Страны Юго-Восточной Азии захватывают рынки потребительских товаров. Россия торгует сырьем, вооружением, зерном. Объем экспорта и импорта давно стали показателями развития экономики каждого государства.
Плюсы и минусы
Каждая экономика носит цикличный характер. Или волновой, если угодно. Рост сменяется спадом. Вчера бригада ремонтников чуть не разрывалась от количества заказов, а сегодня, условно, бывшие клиенты принялись ремонтировать квартиры и дома своими руками. Денег на наем бригады нет. А вот компании, продающие строительные материалы, чувствуют себя по-прежнему хорошо. Вывод: диверсификация нужна!
Минусов, впрочем, тоже достаточно:
Примеры диверсификации бизнеса
Здесь стоит назвать топовые мировые предприятия, которые занимают передовые позиции в рейтингах. Например, сеть Wal-Mart. Компания открыла 11 000 магазинов в 27 странах мира. В ней работает 2,2 млн человек.
Тайваньская компания Hon Hai Precision Industry. Имеет свои производства по всему миру, в т.ч. России, предоставляя работу более 1 млн человек. Это она производит большую часть мировой электроники: смартфоны (в т.ч. Apple), компьютерные комплектующие, микросхемы, оптические кабели, карты памяти…
Охранная фирма G4S из Великобритании. Представлена в 125 странах мира. Число сотрудников более 600 тыс. чел. В общем, компаний, успешно применивших диверсификацию самого разного рода, достаточно.
Правила диверсификации
Наряду с правилом «не держать все яйца в одной корзине» существует и другое: следить за тем, чтобы количество этих самых корзин не превратилось в лишний балласт, который может потопить судно.
Каждое решение требует серьезного анализа по следующему алгоритму:
Как организовать правильное управление диверсификацией бизнеса
В этом вопросе важно правильно распределить бюджет. Рассчитать не только возможные доходы от нового направления, но и затраты на его создание, риски возможных убытков. По существу, должен прорабатываться общий бизнес-план новой структуры.
Необходимо учитывать отраслевые особенности направления, среднюю рентабельность, особенности формирования затрат в конкретной области, уровень заработной платы.
При выходе на зарубежные рынки необходимо знать особенности местного законодательства и налогообложения, цены на товары и услуги конкретного региона, оценить все его преимущества и недостатки.
Ошибки диверсификации
Среди них можно выделить 3 основных группы:
Заключение
Многолетний опыт крупных корпораций доказывает, что диверсификация бизнеса – лучший способ его сохранения и развития. Однако не следует забывать об осторожности и целесообразности в принятие того или иного решения.
Надеюсь, что эта статья была вам полезна. Подписывайтесь на наши новости, делитесь ими с друзьями в социальных сетях. Всего вам доброго.
Диверсификация — это простыми словами, рассказываю за 2 минуты
Многие слышали народную мудрость: «Не клади все яйца в одну корзину». Но новички на фондовом рынке постоянно норовят ее оспорить и поступить по-своему. Часто они покупают две-три акции нескольких компаний из одного сектора, при этом не понимая, что их портфель сильно уязвим. Чтобы обезопасить себя и свои финансы, предлагаю поговорить о том, что же это – диверсификация простыми словами. Каких видов бывает и для чего нужна?
Диверсификация – что это простыми словами
Диверсификация (diversus «разнообразный» + facere «сделать») – это распределение вашего капитала между разными инструментами инвестирования. Например, валютами разных стран, вкладами в банках, акциями, облигациями, коммерческой и некоммерческой недвижимостью. Даже деньгами, которые вы даете под залог под проценты. Существует огромное количество активов, в которые вы можете инвестировать.
Обратите внимание:
Диверсификация – вкладывание средств в разные проекты с целью минимизации рисков убытков. Понятие применяется в производстве, экономике, банковской сфере.
Чтобы лучше понять, что это такое, предлагаю рассмотреть бытовой пример диверсификации. Родители, стремясь к тому, чтобы их ребенок развивался в разных направлениях, обладал широким кругозором, прикладывают очень много усилий. Отправляют его в разные спортивные кружки и секции, чтобы повышалась его физическая активность. Оплачивают репетиторов и дополнительные уроки, чтобы он мог получить максимум знаний. Записывают в театральную и музыкальную школы, что он приобщался к прекрасному. Все эти мероприятия помогают им инвестировать деньги в будущее своего чада, причем не в одном направлении. То есть, семья не упирается, например, в занятия баскетболом, а выбирает разные пути развития, поскольку уверена, что полученные ребенком навыки принесут свои дивиденды в будущем.
Еще один простой пример: Иванов и Петров решили перевести свои равноценные денежные сбережения в ценные бумаги, приобретя их на бирже. Иванов выбрал одну компанию, вложив в нее все, что у него было. А Петров – три. Отталкиваясь от теории вероятности, можем предположить, что Петров в сравнении с Ивановым уменьшил свои риски понести убытки в три раза. Вспоминаем народную мудрость про то, что нельзя класть все яйца в одну корзину. Она наглядно объясняет тактику действия Петрова при покупке акций.
Что можно диверсифицировать
В теории диверсификация помогает оптимизировать любое направление коммерческой деятельности. Но для чего она применяется на практике? Основная цель – снижение инвестиционных рисков.
Важно:
Инвестирование является высоко рискованной деятельностью. При этом каждый инвестор стремится получить максимальную доходность при минимальных рисках. Диверсификация – инструмент, решающий вторую задачу.
Каким образом можно диверсифицировать инвестиции? Есть несколько путей:
Проанализируем применение этого инструмента немного подробнее.
Привет. Я тут записал небольшой курс про то, как я создаю свои проекты с нуля, продвигаю их и зарабатываю. Будешь участвовать?
Золото нужно, чтобы стабилизировать ваш портфель, поскольку в теории оно будет расти, когда остальной рынок падает. Но многократно в истории я видел примеры того, что этот драгоценный метал тоже умеет падать. На самом деле его плюс в том, что спустя какое-то время, пока рынок все еще будет штормить, золотые активы уже начнут расти.
Облигации в отличие от акций являются инструментом с фиксированной доходностью. В каком-то смысле напоминают депозиты. Вы покупаете облигацию, держите ее, а эмитент обязан с определенной регулярностью платить купон – заранее оговоренный процент от купленной облигации. Неважно, сколько прямо сейчас облигация стоит на рынке. Если вы держите ее до погашения, потом вам выплачивают полную стоимость. Наличие облигации в вашем портфеле также снижает риски и увеличивает диверсификацию.
Акции позволяет проводить диверсификацию по странам, секторам и т.д. Когда действуете в рамках одного конкретного сектора, не рекомендую покупать какой-то один вид. Всегда есть возможность выбрать несколько. Хороший вариант – когда вы приобретаете целый ETF на сектор (энергетики, здравоохранения, IT и т.д.).
ETF – мощный инструмент для новичков. С одной стороны, он очень простой. А, с другой, дает максимальный эффект диверсификации. Вам не нужно выбирать кучу компаний, анализировать их между собой, думать, что лучше, а что хуже. Вместо этого вы просто покупаете ETF, в котором уже есть куча компаний. Когда организаций много, какая-то из них пойдет вверх, какая-то вниз. Но, в целом, волатильность таких инструментов небольшая – резких скачков не будет. Но они помогают обезопасить себя от сильного снижения активов.
Обратите внимание:
В этом состоит смысл метода диверсификации риска. Вы распределяете денежные средства между разными активами и инструментами, отталкиваясь от того, каких целей хотите достичь.
Почему диверсификация – это очень полезный инструмент?
Основная цель диверсификации – минимизировать риски, причем не важно, какой конкретно отрасли. Она позволяет получить экономическую выгоду, а также предотвратить спад производства и сохранить активы в кризисных ситуациях. Среди основных преимуществ могу выделить:
Здесь же предлагаю рассмотреть правила диверсификации. Первое – начинать как можно раньше. Смысл в том, что не стоит ждать, когда ваш портфель сильно разрастется для того, чтобы начать его диверсифицировать. С самого начала, как только разворачиваете инвестиционную деятельность, продумайте, как он будет выглядеть. Сколько в нем будет акций, облигаций, драгоценных металлов и т.д. Далее на основании того каркаса, который вы представили в голове, начинайте наполнять портфель шаг за шагом. Тогда вы не собьетесь, и у вас не будет лишнего искушения, например, больше направить на акции или совсем не оставить кэша.
Следующее правило – соблюдайте баланс портфеля. Под балансом я подразумеваю следующее: вы разделили портфель на несколько сегментов (металлы, кэш, акции, облигации), а затем начинаете смотреть внутрь каждого из них, потому что там тоже будет диверсификация. Если мы смотрим на драгоценный металлы, там может быть и золото, и платина, и палладий. И каждый из элементов должен быть представлен в тех пропорциях, которые вы для себя определили заранее. Если мы говорим про акции, то здесь я рекомендую не держать больше 5% каждого эмитента. Даже если какая-то компания очень хорошая, сильно вам нравится, не стоит делать на нее ставку. Пускай ее акций в вашем портфеле будет столько же, сколько и других. В этом и состоит суть диверсификации.
Еще одно правило – ребалансировка портфеля. Когда портфель наполнен, и через некоторое время он начинает разрастаться, то доли каких-то акций увеличиваются в денежном эквиваленте. Предположим у вас есть 10 тысяч долларов. Вы наполнили 20 компаний по 500 долларов. Через год та компания, акции которой вы купили на 500 долларов, подорожала в 2 раза, и сейчас ее вклад в ваш портфель составляет уже не 500 долларов, а 1000 долларов.
Обратите внимание:
В такой момент есть смысл провести реструктуризацию портфеля: часть акций продать и на них купить каких-то просевших компаний, в которые вы тоже верите. Такую ребалансировку стоит делать раз в полгода-год. Это один из ключевых моментов правильной диверсификации.
Возможные проблемы при диверсификации
Какие есть сложности при диверсификации? Во-первых, за большим количеством бумаг сложно следить. Во-вторых, вы фокусируетесь не столько на качестве, сколько на количестве, из-за чего размывается прибыль. Об этом еще в конце 1990-х годов говорил Уоррен Баффет.
Он отмечал, что диверсификация как практика вообще имеет очень маленький смысл для любого, кто понимает, что он делает. Она выполняет функцию некой защиты от невежества. Конечно, нет ничего плохого в том, что вы хотите быть уверены в надежности своих вложений. Это прекрасный и здоровый подход для тех, кто не умеет анализировать бизнес. Но если вы знаете, как использовать аналитические инструменты и оценивать предприятия, то сумасшествие – скупать акции сразу 10, 20, или 30 компаний. Потому что такого множество успешных (в смысле способных приносить инвестиционную прибыль) компаний просто не существует. А решение вкладывать деньги в акции предприятия, которое находится в вашем списке привлекательных компаний под номером 30 или 35, и отказаться при этом от больших вложений в компанию-лидера выглядит странно.
Основные проблемы диверсификации:
Важно!
Опытные инвесторы считают такую инвестиционную политику неэффективной. Ее итог всегда – достижение исключительно средних значений. Это может сберечь ваши силы и снизить риски убытков. Но также это может выступать подтверждением того, что вы на самом деле не понимаете тех бизнесов, которыми владеете. Иметь акции 3 компаний – более чем достаточно, чтобы чувствовать себя прекрасно на протяжении всей жизни. Однако, когда вы неопытный инвестор, вам сложно сразу разобраться во всех нюансах.
Заключение
Диверсификация представляет собой деятельность, направленную на распределение ваших денежных средств между разными инструментами инвестирования. Она помогает вам снизить вероятность убытков. Но в то же время она отдаляет вас от по-настоящему большой прибыли. Придерживаясь диверсификационной инвестиционной политики, вы можете рассчитывать только на средние показатели. Об этом говорил Уоррен Баффет еще в конце 1990-х годов.
Однако, если вы делаете первые шаги в инвестировании и пока не понимаете, как правильно использовать аналитические инструменты, это неплохая тактика. Она поможет вам не лишиться активов и получить какую-то отдачу.
Простыми словами диверсификация – это вкладывание средств в разные активы. И это скорее тактика начинающих инвесторов, чем опытных игроков рынка. Однако, если вы хотите получить от нее наибольшую пользу, следите за тем, чтобы выбранные инвестиционные направления не зависели от какого-то одного фактора. Например, курса валюты или площадки для сбыта. Заранее планируйте и продумывайте наполнение инвестиционного портфеля, поддерживайте баланс. У вас всегда должны быть разные виды рисков: драгоценные металлы, акции, облигации, кэш и т.д.
Расширяй и властвуй
Под диверсификацией принято понимать меру разнообразия в совокупности. Явление это столь естественно, что проникло во многие сферы бизнеса и имеет множество видов.
Диверсификация производства делится по ее связи с основной деятельностью и далее — по ее направленности. Существует связанная и несвязанная диверсификация, вертикальная и горизонтальная.
Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности организации, связанную с существующими областями бизнеса, несвязанная, соответственно, — новую область деятельности, не имеющую очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Зачастую связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, так как компания действует в привычной обстановке и меньше рискует, но если накопленные навыки и технологии невозможно передать другому структурному подразделению, переходят к несвязанной диверсификации.
Несвязанная диверсификация сложнее связанной. Организация вступает на новую территорию, работает с новыми партнерами и новыми конкурентами, она должна осваивать новые технологии, формы, методы организации работ и многое другое, с чем она раньше не сталкивалась.
Такой переход фирмы в новую область направлен на получение большей прибыли и минимизацию предпринимательских рисков. При помощи данной стратегии специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.
Вернемся к типам диверсификации. Связанная диверсификация делится, как было сказано выше, на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная — это производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса. Например, производитель готовой продукции начинает выпускать для нее комплектующие (по цепочке вниз) или завод по переплавке металлов изготавливает ограды, решетки, кованую мебель (по цепочке вверх).
Горизонтальная диверсификация — это расширение ассортимента той же ступени производства. Например, фирма по производству утюгов запускает производство чайников, микроволновок и фенов. Новый продукт может выпускаться под уже имеющимся брендом (приводя к расширению бренда) либо под новым брендом.
Что приводит фирмы к диверсификации?
Причин диверсификации много — от излишка денежных средств до бедственного положения практически полностью разорившегося производства. Вот некоторые из них:
Существует немало других причин, в том числе субъективных. Например:
Диверсификация — путь к успеху?
Диверсификация помогает предприятию выживать в течение продолжительного времени, она также может способствовать эффективному использованию избытка ресурсов, расширению сферы влияния, захвату новых рынков и сведению рисков к минимуму. Но несмотря на все плюсы диверсификации и те двери, которые она открывает перед бизнесменами, ее нельзя назвать панацеей. Как и все другие финансовые инструменты, оказавшись в неумелых руках, она может привести к убыткам.
Есть множество примеров, когда собственник извлекал деньги из основного бизнеса для развития нового направления и оставлял текущие проекты без должного финансирования, не давая четких указаний на приоритетность, путал менеджеров. В компании начинался хаос, мотивация работников падала.
Если говорить об инвестировании, то и здесь есть свои ошибочные стратегии. «Наивная диверсификация» (англ. naive diversification) — стратегия, применяя которую инвестор просто инвестирует в ряд случайных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков, она даже может повысить их.
Что же делать?
Чтобы избежать рисков и повысить свою прибыль при диверсификации, необходимо следовать нескольким простым правилам:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.