длина вала каретки под квадрат на что влияет
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Размеры кареток под квадрат: советы и рекомендации
Размеры кареток под квадрат
Это важная деталь велосипедного транспорта, вкручивающаяся либо впрессовывающаяся в соответствующий рамный стакан. Оснащается каретка подшипниками, обеспечивающими вращение шатуна. В велотранспорте такая точка считается довольно критической, потому что размещается низко к земной поверхности, на нее часто негативно воздействуют грязь и влага. Сегодня различают несколько разновидностей, имеющих особенности в сборке, монтаже шатунов, типе подшипников и использованных для изготовления материалов.
Разновидности кареток
Неразборная
В большинстве случаев ее устанавливают на велосипеды BMX, встречаются они и на старых модификациях, а также на великах для детей. Конструктивно все выполнено просто, всего один элемент, установка которого возможна на велики, кареточный стакан которых не оснащен резьбой. Подшипники обычные, шариковые.
Классическая
Как и в предыдущем варианте, в этой конструкции тоже нет ничего сложного. Каретка имеет ось, опорные чаши и подшипники. Основное преимущество заключается в несложном обслуживании и минимальных расходах, связанных с эксплуатацией. К сожалению, такой вариант кареток часто выходит из строя.
Картриджная
Основное отличие – закрытая конструкция, внутри которой находятся подшипники с осью. Такую каретку ввинчивают в раму, подшипники могут быть разные.
Приобретая каретку, учитывают вариант крепления шатунов, размер оси, ширину рамного стакана.
Виды и крепежные стандарты
С помощью каретки шатуны крепятся к велосипедной раме. Есть несколько стандартов, взаимозаменяемыми они не считаются, и, если ваш шатун под шлицевое соединение, на каретку с креплением в форме квадрата установить его не получится. Рассмотрим несколько вариантов, пользующихся спросом:
Крепления шатунов
С самого начала такая каретка оснащалась осью, посадочные места под шатуны на которой были выполнены в квадратной форме. Позже начали появляться соединения шлицевого типа, значительно улучшающие качество сборки оси с шатунами и добавляющие конструкции жесткость.
Диаметр стакана под каретку и его ширина
Популярностью пользуется английский стандарт, ширина каретки которого составляет 6.8 – 7.3 см, диаметр равен 1.37 дюйма. Встречаются и итальянские версии, ширина которых равна 7 см, осевой диаметр – 3.6 см, а также французские лучшие каретки под квадрат, соответствующие размеры которых равны 6.8 и 3.5 см. В двух последних вариантах нарезана правая резьба, и от этого появляется риск, что в процессе поездки опора справа может отвинтиться.
Как выбрать каретку
Приобретая интегрированную деталь, необходимо уточнить ее стандарт (изготовителя), длину стакана под каретку. Если необходима другая разновидность, появляются определенные сложности:
Инструменты для замены каретки под квадрат
Потребуется шлицевой ключ, который применяется для большинства кареток разборного типа. Иногда возникает необходимость использовать спецключи, обычный рожковый на 36 либо, на крайний случай, газовый. Обращаем внимание, что именно им чаще всего наносят повреждения рамной конструкции велосипеда.
Процесс разборки разнотиповых кареток и их регулировка различий не имеют, просто иногда используют для этого подходящие инструменты. Главная проблема заключается в том, что на правой стороне нарезана левая резьба, и при отворачивании требуется приложение немалых усилий.
Снимаем картриджную и разборную каретки
В первую очередь демонтируются шатуны. Потом каретка очищается от загрязнений, особое внимание уделяется чашечным шлицам, чтобы можно было установить съемник. Велосипед лучше всего перевернуть вверх колесами, чтобы было удобней работать.
Демонтаж начинается слева, где нет звездочек. Некоторые каретки здесь застопорены гайкой, которую откручивают специальным ключом. Резьба правая, для отворачивания придется приложить некоторое усилие. Действуем осторожно, чтобы не сорвало ключ, и гайка не получила повреждений.
Если гайки нет, работаем следующим образом. Берем кареточный ключ в соответствии с нашей конструкцией, устанавливаем в пазы, откручиваем левую чашку (правая резьба). Извлекаем ее вместе с подшипником, если работаем с разборной кареткой.
Приступаем к разборке с правой стороны, на которой стоят звездочки. Используем съемник и ключ с удлиненной ручкой. Выкручивая правую чашку, не забываем, что резьба на ней – левая. Извлекаем чашу с осью либо картридж.
Каретку демонтировали. Если модель разборная, вытаскиваем подшипники, удаляем старую смазку, промываем каждую деталь в керосине.
Как самостоятельно поставить каретку под квадрат на советский велосипед? Установку проводим в обратной последовательности, предварительно смазав кареточную резьбу и чашу-адаптер.
Популярные стандарты
Shimano Octalink – крепление шатуна выполняется шлицевым способом. Есть два вида стандарта – на восемь шлицов 5 на 2, позднее длина их увеличилась до 0.9 см.
ISIS – стандарт от компании Race Face, патента не имеет, пользуются им и другие изготовители, поэтому подобное кареточное крепление встречается в товарных линейках многих фирм. Отличительный признак – длина вала для разных шатунных типов остается неизменной.
Howitzer – стандартное шлицевое соединение, представленное фирмой Trivativ. Внешним видом напоминает предыдущий вариант, но совместимости между ними нет. Стандарт разрабатывался под втулки, имеющие внешние подшипники. Размещение подшипников не в узле каретки создает возможность для более прочного соединения. Power Spline – очередная разработка этой компании. В таком виде соединения предусмотрено двенадцать шлицов, вал отличается меньшим диаметром.
Помимо названных стандартов установки шатунов есть варианты креплений с интегрированной осью, которая может быть вставлена в один из шатунов либо сразу в оба. Этим способом соединения пользуются в производстве шоссейников, чтобы уменьшить общую массу велосипедного транспорта.
Интегрированные детали
Кроме каретки велосипеда под квадрат, существуют и такие варианты, которые устанавливают на дорогостоящем велотранспорте. В системе предусмотрена увеличенная по диаметру ось, полая внутри и соединенная с шатуном, с внешней стороны муфты располагаются подшипники. За счет того, что диаметр оси увеличился, а подшипники сместили за кареточные пределы, масса снизилась, а конструкция получила дополнительную жесткость.
Примером такой системы можно назвать прессованную каретку, в которую установлены подшипники, надежно защищенные от негативных воздействий. Помимо этого, решение дало возможность для использования подшипников с большим диаметром, общая ширина кареточного узла увеличилась, рамная конструкция стала прочнее. правда, в замене подшипников появились определенные сложности.
Заключение
Изготовители аксессуаров и запчастей для велосипедного транспорта ежегодно представляют нашему вниманию новые стандарты и технологии, проявляя заботу о комфортной и безопасной эксплуатации велосипедов. Велосипедисту-любителю по большому счету все равно, ось каретки выполнена под квадрат или ромб, либо имеет другую форму. Его в первую очередь интересуют безопасность транспортного средства, его надежность в поездке и ремонтопригодность основных деталей. Обращаем внимание, что огромное количество рамных стаканов под каретки и отличия в их размерных параметрах все равно почти к каждому варианту оставляют возможность подбора переходникового адаптера. Покупая новую рамную конструкцию, можно выбрать подходящий переходник, чтобы установить на нее старую каретку и шатунную систему.
Типы велосипедных кареток
Каретки МТВ бывают нескольких стандартов: КВАДРАТ; OCTALINK; ISIS; HOWITZER; Power Spline; с внешними подшипниками под ось 24мм. (например под HOLLOWTECH II; Race Face; FSA и т. д.); безрезьбовые PressFit под оси 24 и 30 мм. и ВВ30.
Каретки МТВ бывают нескольких стандартов: КВАДРАТ; OCTALINK; ISIS; HOWITZER; Power Spline; с внешними подшипниками под ось 24мм. (например под HOLLOWTECH II; Race Face; FSA и т. д.); безрезьбовые PressFit под оси 24 и 30 мм. и ВВ30.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА КВАДРАТ
Один из самых старых стандартов, который широко используется и по сей день. Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе); 68/73; 73; 83; 100 и пока самая большая 120. Есть несколько разновидностей квадратной посадки шатунов: ISO; JIS Low Profile и JIS.
JIS Low Profile – Японский стандарт имеет упор в конце квадрата для точного достижения линии цепи (Chain Line). Применялся для шатунов Shimano и практически всеми на трековых шатунах.
JIS – Японские промышленные стандарты. Если у Вас система/шатуны изготовлены в этом веке, то забудьте про предыдущие 2 стандарта упомянутые выше. В 1997 г. Япония предложила ввести единый стандарт. И на сегодня не имеет значения какой производитель ваших шатунов. Если ваши шатуны антиквариат, то в поиске каретки Google Вам в помощь.
Заметили конуса на чашках справа и слева? В этом и есть ключ. Каретка является ремонтной времянкой. Хотя ни что так ни вечно, как временно. Если у вас повреждена резьба в раме или полное её отсутствие, то поможет эта безрезьбовая каретка. Стягивая обе стороны между собой, каретка повисает на тех самых конусах. Почему «голь на выдумки. «? В основном реставрируют «ашанбайки» или ХВЗ. Подсказка в формате оси. Подобных кареток OKTALINK или ISIS я не видел. Размер кареток существует в большом ассортименте: ширина 68/73, а длина вала/оси от 110 до 127.5 мм.
С конца прошлого века активно начали развиваться экстремальные дисциплины велоспорта и оси стандарта «квадрат» не справлялись с нагрузками. Они попросту скручивались спиралью, что сказывалось на не прямолинейным положении шатунов друг к другу. По этому было решено увеличить сечение оси в диаметре. Первыми были Shimano, с них и начнём.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА ОКТАЛИНК
OCTALINK – запатентованный Японский стандарт.Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе) и 73. На концах оси по 8 шлицов прямоугольной формы с едва заметным клином под запрессовку шатуна, основная посадка шатуна находится на круглой части оси с небольшим конусом за шлицами. Каретки этого типа имеют встроенные подшипники, где внутреннюю и внешнюю дорожки выполняют роль ось и корпус каретки. Размер резьбы в оси М15.
Каретка OCTALINK V1 – использовалась только под шатуны HOLLOWTECH XTR.
Каретка OCTALINK V2 – использовалась для всех остальных и не только Shimano. Когда появились шатуны HOLLOWTECH II с интегрированной 24 мм. осью каретки OCTALINK перестали делиться на V 1 и V2 и различаются по уровню и маркировке.
Как в ВМХ, так и в МТВ, американцы не могли смириться с монополией, и по подсказке в направлении движения мыслей и конструктива, появился стандарт – ISIS.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА ISIS
Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе); 68/73; 73; 83; 100 и пока самая большая 120. Размерность 68/73 придумали Truvativ.
Каретки Truvativ JIS и ISIS имеют стальной или алюминиевый спейсер 2.5 мм. По сути каретка 73 мм., и если ставить её на раму 68 мм., то он, спейсер, компенсирует лишнюю длину. Если у каретки JIS левая чашка сквозная, то у ISIS глухая как на фото выше. Резиновое кольцо закрывает щель между буртиком чашки и рамой и выполняет декоративную функцию. У кареток стандарта ISIS на концах оси имеется 10 клиновидных шлицов образованных выборкой оси полукруглым углублением. Посадка шатуна на ось не имеет касания ни на ребре шлица, ни во впадине между шлицов. Так как шлиц клиновидной формы шатун напрессовывается на верхнюю половину шлица по бокам
и упирается в ограничительное кольцо для фиксации «линии цепи». Каретки этого типа имеют съёмные промышленные подшипники в количестве 2; 3; 4 шт. или 2 двухрядных. Размер резьбы в оси бывает М15; 14 и 12 мм. в зависимости от толщины оси.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА POWER SPLINE
Стандарт Power Spline – выдумка от Truvativ, и далеко не самая удачная. Размеры каретки 68/73х113 или 68/73х118. Кострукция та же что и у квадратных кареток, только вместо квадрата 12 мелких прямоугольных параллельных шлицов. Шатун запрессовывался на шлицы за счёт слегка конической формы оси. Визуально определить стоит ли такая каретка у Вас или нет можно по знаку который виден ниже на фото по центру корпуса каретки. Такой знак наносят на правый шатун с внешней стороны.Размер резьбы в оси М8х1
Truvativ сделали попытку на монополию, но из за частых нареканий на надёжность стандарт не прижился.
У всех выше перечисленных кареток, подшипники находятся внутри рамы и имеют между собой более менее одинаковое и не большое расстояние. И вот приходит решение увеличить расстояние между подшипниками, тем самым увеличить рычаг сопротивления, снизить нагрузку на подшипники и увеличить их ресурс. Ну. что получилось, тому и рады. Так появились каретки с внешними подшипниками.СТАНДАРТ КАРЕТОК HOWITZER.Каретки Howitzer – ещё одна выдумка от Truvativ, по сути таже самая ISIS только с внешними подшипниками и более короткой посадкой шатуна (длина оси со шлицами входящяя в шатун), что ослабляет соединение ось-шатун. Определить такую систему можно по одноимённой надписи на лапке правого шатуна.
Как и Power Spline из за частых нареканий, стандарт не прижился.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА GXP
Зачем? Ось упираясь в левый подшипник каретки притягивается снаружи шатуном. Это и есть показатель установки «линии цепи». Как и в предыдущих случаях тип каретки определяем визуально по правому шатуну.
КАРЕТКИ ПОД СТАНДАРТ ШАТУНОВ HOLLOWTECH II
На сегодняхний день, это самый распространенный и общепринятый стандарт кареток. Их можно комбинировать между производителями, так как у всех внутренний диаметр подшипников под ось 24 мм. Как правило, бывают шириной 68/73 и 83 мм. Из новых тенденций, ширина 100 и 120 мм для рам типа FATBIKE. На самом деле чашки/подшипники те же, разница в длине пластикового спейсера между ними.
КАРЕТКИ BB90, BB95 Задумка фирмы ТРЕК, ну очень редкие и без чашек, подшипник тот же что и PressFit
Рама имеет средующие размеры:
КАРЕТКИ PRESS FIT
Каретки стандарта PressFit (безрезьбовые, под запрессовку) – бывают диаметром 41; 42 и 46 мм., под 24 и 30 мм. оси. То есть как 41х30 (PF41 Press Fit 30 mm) так и 46х24 (BB30 to 24 mm).41 и 42 мм. стандарт Shimano BB86(шоссе) и BB92(МТВ) где цифра указывает размер кареточного узла рамы.
42 мм.стандарт Shimano ивсе остальные. 46 мм. все остальные.ширина прессфит кареток от 84.5 до 107 мм.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА BB30
Это первый формат оси в 30 мм. Узел рамы имеет размеры в диаметре 42 мм и длиной 68мм шоссе и 73 мм. МТВ. Запрессовка подшипников происходит напрямую в раму и упирается в ограничители в виде стопорных колец установленных в пазы.
существуют переходники на евтокаретку 68 и 73
КАРЕТКИ СТАНДАРТА PRESS-FIT 30, BB386 EVO (шоссе) и OSBB (шоссе)
Это относительно новый стандарт кареток на МТВ и шоссе. Наиболее популярен на шоссейных рамах, но в последнее время стал появляться и на МТБ. Узел рамы увеличился в диаметре с 42 мм до 46 за счёт чашек. Теперь подшипник в чашках при запрессовке упираются в торец рамы. К стати подшипник тот же что и в ВВ30.
существуют переходники на евтокаретку 68 и 73
BB386EVO (шоссе) имеет следующие размеры:
OSBB (шоссе) имеет следующие размеры:
КАРЕТКИ СТАНДАРТА BBright
Если упомянули шоссе, то есть и такие. Они асиметричны, как рамы, так и каретки. Диаметр запрессовки стандарта 46 мм.. Можно заменить на обычную ПрессФит каретку с использованием спейсера на ось системы длинной 11-14 мм. с правой стороны. Длина оси системы должна быть соответствующая.
Системы с 30 мм. осью удобны тем, что в алюминиевых шатунах можно заменить ось на нужную длину и редко в карбоновых, если позволяет конструкция:
Есть каретки, которые можно установить в рамы ВВ30 и PressFit30 с помощью имеющегося в комплекте пластикового переходника и резьбового распора уплотнения в диаметре:
КАРЕТКИ СТАНДАРТА Т47 (с резьбой М47х1) под 24 и 30 мм оси
Формат каретки разработан компаниями Chris King и Argonaut Cycles в 2015 году. По сути это рама ПрессФит 46 мм. с нарезанной в ней резьбой. Большой «плюс» в том, что не будет скрипа в соединении рама/каретка как у BB30 и PrissFit. Теперь в карбоновой раме нужна металлическая вставка под резьбу, что слегка увеличит габариты. Для установки/замены такой каретки теперь нужно меньше навыков и попроще инструмент, чем для ПрессФитов.
Рекомендация. На наш взгляд торцевание кареточного узла рамы для установки любой каретки с внешними подшипникамиповысит надёжность работы каретки и её ресурс.
Надеемся, что эта статья поможет вам разобраться в многообразии кареток для велосипеда, и сделать правильный выбор! Купить каретку вы можете непосредственно в нашем магазине. Если вам требуется замена каретки или установка новой, торцовка рамы или полная установка шатунов, то наша веломастеркая вам в этом поможет!СТАТЬЯ НЕ ЗАКОНЧЕНА, БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ.
Велосипедные каретки. Ликбез по совместимости
Данная статья также является реакцией на довольно частый диалог продавца (Прод.) и покупателя (Пок.):
Пок.: Добрый день. У меня люфтит/скрипит/стучит/сломалась (нужное подчеркнуть) каретка. Хочу купить новую.
Прод.: Здравствуйте. Какая каретка Вам нужна?
Пок.: Обычная.
На удивление многих покупателей, существует много стандартов вполне себе обычных велосипедных кареток с большим количеством типоразмеров, хотя в случае такого диалога в 70% случаев выясняется, что нужна каретка с резьбой BSA, под квадрат, размером 68×123 мм.
По конструкции каретки бывают разборными (система конус-чашка с шариковыми подшипниками (как правило, помещенными в сепаратор) и неразборными, собранными на промышленных подшипниках закрытого типа. Каретки на пром.подшипниках имеют гораздо лучшую пылезащиту и, как следствие, значительно бОльший срок службы. «Неразборность» кареток, заявленная производителем в некоторых случаях является весьма сомнительной, но не это является темой данной статьи.
Тип каретки, устанавливаемой на велосипед зависит как от рамы велосипеда, так и от системы шатунов. Наиболее распространены следующие стандарты шатунов:
2. Шатуны под квадрат. Это, наверно, наиболее часто встречающийся тип шатунов на современных велосипедах низкого и среднего ценового диапазона. Шатун имеет посадочное отверстие квадратной формы с слегка скошенными углами и напресовывается на вал каретки. Сам вал имеет форму усеченной пирамиды и расширяется ближе к раме. В зависимости от модели шатунов может потребоваться каретка с различными длинами вала. Из ассортимента Shimano в Украине доступны каретки Shimano BB-UN26 с валом квадратного сечения длиной от 110 до 127 мм.
Ниже приведена таблица выбора длины вала каретки для актуальных моделей шатунов под квадрат и Octalink V2.
6. Truvativ Howitzer. Еще один вариант шлицевого соединения. Внешне посадочные места на шатунах похожи на ISIS, но данные два стандарта между собой не совместимы. Каретки Truvativ Howitzer имеют внешние подшипники и отдельную ось. За счет такого конструктивного изменения достигается бОльшая жесткость соединения.
7. Интегрированная ось. Существует несколько стандартов шатунов с интегрированной осью, особенности которых будут описаны ниже. Общей чертой является интегрированная в один из шатунов.
7.1 Shimano Hollowtech II. Это первый стандарт шатунов, в котором ось каретки (увеличенного до 24 мм диаметра) впрессована в правый шатун. Данная конструкция в сочетании с кареткой с увеличенным диаметром подшипников снижает вес системы шатуны-каретка, а также повышает жесткость соединения. Левый шатун одевается на шлицы вала, притягивается пластиковым прижимным болтом и фиксируется двумя болтами, расположенными перпендикулярно оси вращения.
Есть 2 типа крепления левого шатуна: как видно на установочной схеме, первый тип полностью повторяет конструкцию японцев, во втором же случае шатун просто притягивается к валу каретки без дополнительных фиксирующих болтов, расположенных перпендикулярно оси вращения.
Автору статьи встречались отзывы людей, пользовавшихся обоими типами крепления, в которых говорилось, что второй тип гораздо менее надежен и иногда при большой нагрузке случается повреждение резьбы, в которую вкручивается прижимной болт.
7.3 RaceFace X-Type. Аналог предыдущих двух стандартов от канадской компании RaceFace. Дабы отличаться, ось интегрирована не в правый, а в левый шатун. Правый устанавливается точно так же, как и у FSA второго варианта крепления. Шатуны и каретки полностью совместимы с компонентами от Shimano и FSA.
7.5 Campagnolo Ultra-Torque. В 2007 году компания Campagnolo презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью. В данном стандарте ось разделена на 2 части, которые впрессованы в левый и правый шатун. При установке половины оси стягиваются между собой и цепляются друг за друга зубцами.
Существуют еще различные экзотические стандарты, но, ввиду их малой распространенности, рассматривать в этой статье мы их не будем.
Многие считают, что все резьбовые кареточные узлы одинаковые, но это далеко не так. На сайте Великого и Могучего Шелдона Брауна можно увидеть 7 различных стандартов резьб. Здесь мы рассмотрим только наиболее распространенные:
2. Итальянская резьба (ITA, italian). Резьба M36x24 tpi. Ширина кареточного узла 70 мм. Обе чашки каретки имеют правостороннюю резьбу. Существуют каретки под те же стандарты, что и в случае с BSA, но они менее распространены и найти данные компоненты сложнее.
3. Французская резьба. 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла 68 мм. Обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Такой стандарт встречается в старых стальных рамах, в наш дни найти каретки соответствующего стандарта весьма проблематично. Но Вы можете обратиться в велосипедную мастерскую, в которой эту резьбу перережут под стандарт BSA.
В последние годы на велосипедах высокого класса все чаще начали встречаться кареточные узлы, которые не имеют резьбы. В такие рамы каретки просто впрессовываются. Нам известно 9 стандартов таких рам. Ниже приведено изображение с размерами кареточных узлов различных стандартов.
1. BB92. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов MTB велосипедов. Ширина 89.5 или 92 мм. Компенсируется проставочным кольцом 2.5 мм, поставляемым в комплекте с кареткой.
2. BB86. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов шоссейных велосипедов.
3. BB30. Открытый стандарт, разработанный компанией Cannondale. Используются шатуны с 30-миллиметровой интегрированной осью. Подшипники запрессовываются в раму.
4. PF30. Также используются шатуны с 30-миллиметровой осью. В раму запрессовываются чашки, в которые вкладываются подшипники.
6. 386Evo. Более широкая версия PF30.
В некоторых случаях, если стандарт рамы и каретки/шатунов не совпадают, подружить их действительно невозможно. Но для некоторых пар кареток и кареточных узлов существуют переходники, благодаря которым, приобретая новую раму, Вам не обязательно покупать новые шатуны, а достаточно только установить соответствующий переходник. Например, на изображении слева Вы можете видеть переходник с кареточного узла стандарта BB30, позволяющий установить каретку с резьбой BSA производства компании FSA.