для чего был вырыт карпиев пруд в летнем саду
Для чего был вырыт карпиев пруд в летнем саду
. о Летнем саде, которые вы, возможно, не знали.
«Буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля…»
1 Создание Летнего сада началось в мае 1704 года, т.е. всего через год после основания Петербурга
2 В 1721-1724 гг. в Летнем саду был возведен Грот (от итал. grotta – пещера). Три зала в Гроте были украшены раковинами, разноцветными камнями и толченым стеклом. Посетителям казалось, что они попали в сказочную пещеру. В пещере время от времени играл водяной орган. В результате наводнения 1777г. Грот был разрушен.
3 В 1710 г. в Летнем саду насчитывалось около 30 статуй. К 1728 их было более ста. В настоящее время здесь 79 скульптур.
4 Петр I приобрел для Летнего сада римскую копию (III в до н.э.) древнегреческой статуи Венеры.
5 Нынешнее размещение скульптур отличается от первоначального. Оно установилось в конце XIX в., когда многие скульптуры были уже утрачены.
6 Летний сад был излюбленным местом для ассамблей. В дни праздников «было позволено…всякому чину входить, кроме тех, кои в серых кафтанах, а паче с бородами, оных пущать запрещено».
7 В Летнем саду был вырыт Карпиев пруд, в котором, кроме карпов, плавали доставленные с Дона и Волги редкие породы рыб, утки, гуси и лебеди. Для царского стола в пяти прудах содержали живую рыбу.
8 В саду выращивали фрукты и овощи. Не случайно, при Петре I сад получил название “царский огород”. В оранжереях садовник Эклибен выращивал ананасы и бананы.
9 Всемирно известная ограда появилась в 1784 г., выполненная по проекту архитекторов Ю.М.Фельтена и П.Е.Егорова.
10 Из-за обилия цветов, которые так любил Петр Алексеевич, сад вначале так и назывался Цветочный. Название «Летний» он получил от однолетних цветов («летник»).
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Кошель Петр Агеевич
Книга «Возникший волею Петра. История Санкт-Петербурга с древних времен до середины XVIII века»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
…И в Летний сад гулять водил.
В 1704 г. Петр I задумал построить в новом городе свою летнюю резиденцию. Место было выбрано у слияния реки Безымянный Ерик (Фонтанка) с Невой. Ранее здесь находилась усадьба шведского офицера, и небольшая часть побережья была обжита. Царь приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением замысла начали работать русские и иностранные архитекторы, садовники и прочие специалисты.
Новый дворцово-парковый ансамбль получил название «Летний дворец» царя. Сам Петр I именовал его «огородом», а впоследствии он стал называться Летним садом.
Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической, официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
В петровскую эпоху сад занимал примерно ту же территорию, что и сейчас. От берега Невы до середины участка был устроен парадный парк, а далее, до реки Мойки, — «огород» с плодовыми деревьями, грядами овощей, теплицами. Здесь был вырыт для разведения рыбы «карпиев пруд», построен «амбарец для клажи материалов», оранжереи, в которых зимой хранились южные растения, летом выставлявшиеся в кадках на аллеи и площадки сада.
В последние годы царствования Петра близ Карпиева пруда архитектор М. Земцов начал создание зеленого лабиринта с «фабольными» фонтанами: каждый фонтан украсили свинцовыми скульптурными изображениями персонажей басен Эзопа. По мысли царя, это убранство фонтанов должно было иметь нравоучительное значение.
За рекой Мойкой, на месте нынешнего Инженерного замка, находились «фряжские итальянские погреба», где хранились заморские вина и всякие припасы для царского стола. К западу от погребов, на берегу Мойки, раскинулся еще один сад — третий, с дворцом, известным под названием «Золотые хоромы» Екатерины I.
Согласно требованиям тогдашнего паркостроения Летний сад получил строго геометрическую планировку. Прямые и радиальные аллеи разделяли его на отдельные площадки — боскеты (квадраты зеленого массива, со всех сторон обрамленные деревьями). В саду устроили водоемы геометрических очертаний, разбили богатые цветники, где выращивались любимые Петром тюльпаны, нарциссы, лилии, розы и многие другие цветы. Деревья и кусты, привезенные с разных концов России и даже из-за границы, образовали густой зеленый наряд сада. Их коротко стригли (как требовали правила парков XVIII в.), придавали кронам причудливые формы. Вдоль аллей и вокруг открытых площадок подстриженные деревья образовывали плотные зеленые стены — шпалеры, высота которых порой достигала трех метров.
Парк пересекали также «огибные дороги»: длинные крытые коридоры из каркасов с привязанными к ним молодыми деревцами липы. В этих крытых аллеях было так темно, что в них даже днем зажигали подвесные фонари.
В некоторых боскетах росли яркие цветы, в других стояли мраморные статуи, беседки (люстгаузы), вольеры для птиц. Недалеко от главной аллеи, в боскете, был прорыт овальной формы водоем с островком в центре, на котором возвышалась беседка в виде китайской пагоды. Современники утверждали, что, когда Петр хотел побыть один, он уединялся здесь: в небольшом челне его перевозил на остров карлик.
Особую роскошь и живость придавали саду фонтаны. Известно, что Петр питал большое пристрастие к фонтанам и без них не мыслил настоящего сада, способного соперничать по красоте своей со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвел сооружению системы водометов. Уже в 1705 г. царь приказал зодчему Ивану Матвееву «учинить приготовление свай, колеса великого. також двух с пальцами и несколько шестерен». Петр пояснил, что «сие надобно для возведения воды к фонтанам», и просил «весною перебить тое речку, которая идет мимо моего двора». При этом он послал чертеж водоподъемного устройства.
Весной 1706 г. эти работы были выполнены и начата установка первых фонтанов. Но, видимо, их струи не отличались большой высотой и мощностью, и Петр стал искать возможности увеличить силу взлета воды. Во время заграничного путешествия в 1716—1717 гг. он купил изобретенный англичанином Томасом Соверном паровой насос. Его-то и было решено использовать для подачи воды к фонтанам сада. Петр писал в то время обер-комиссару Петербурга князю А. Черкасскому, ведавшему строительными работами в летней резиденции царя в Петербурге: «Присланную медную машину, которая гонит огнем воду, вели скорее собирать у Летнего дома по чертежу мастера, который с тою машиною прислан, дабы я при возвращении своему увидел ее действо». Таким образом, здесь впервые в мире нашел практическое применение паровой насос Соверна — одно из значительных достижений техники начала XVIII столетия.
Чтобы создать необходимый запас воды для фонтанов Летнего сада, в 1718 г. начали прокладывать канал из реки Лиги в пруды-накопители, вырытые в районе нынешней улицы Некрасова. Из этих прудов вода по трубам шла к устроенным на Фонтанке водовзводным башням.
Число фонтанов в саду постоянно увеличивалось. На главной аллее, в боскетах, в прудах сверкал бисерный узор водяных струй. Мраморные и позолоченные статуи, вазы, маскароны придавали им особую красоту. Чаши водоемов, сделанные из различных пород мрамора, раковин, пудожского камня, завершали художественную отделку фонтанов.
Через канал, который отходил от Лебяжьего и отделял парадную часть сада от хозяйственной, был перекинут мостик. Здесь установили модные в то время «фонтаны-шутихи»: тот, кто вступал на мост, не зная об особенностях его устройства, оказывался среди струй, вырывавшихся из-под ног. Уже после смерти Петра в северо-западном углу сада был сооружен каскад.
К 1725 г. в Летнем саду насчитывалось 23 фонтана, а немногим позднее их было около 50.
На аллеях, в зеленых нишах шпалер, на открытых площадках сада, перед дворцовыми постройками стояло много мраморных статуй и бюстов. Это скульптурное убранство явилось необычным новшеством для России, поскольку в допетровское время в русском изобразительном искусстве преобладали религиозные темы и сюжеты, а монументальная светская скульптура не была еще создана. На Западе скульптурное убранство являлось обязательным элементом сада, и Петр не захотел отступать от общего правила. Для украшения Летнего сада, парков Петергофа, Стрельны и других дворцово-парковых ансамблей по его указаниям были приобретены в Италии и доставлены в Россию лучшие произведения садовой скульптуры того времени. Свыше 150 мраморных статуй и бюстов украшали только парадную часть сада на Неве.
Пожалуй, ранее других здесь появились бюсты известного польского полководца XVII в. короля Польши Яна Собеского и его жены Марии-Казимиры Собеской. На тех же самых местах, что и при Петре I, стоят эти бюсты и поныне.
В 1717—1724 гг. была закуплена большая часть произведений крупнейших венецианских скульпторов конца XVII — начала XVIII в. «Амур и Психея», «Немезида», «Церера», «Ночь» и многие другие статуи, представляющие огромную художественную ценность, украшают Летний сад и сейчас.
В те же годы появилась здесь и античная статуя Венеры (неизвестного автора). Она была куплена в Риме доверенным царя Ю. Кологривовым и отдана для реставрации одному итальянскому скульптору. Когда чиновники папы римского узнали о приобретении Кологривова, «Венера» была конфискована, так как указ папы Клемента XI запрещал вывоз из страны произведений древности. Сообщая Петру о ценности статуи и о том, что случилось с ней, огорченный Кологривов заключал свое донесение словами: «Лучше я умру, чем моим трудом им владеть». Ему на помощь прибыл в Рим находившийся в то время в Италии приближенный Петра I С. Рагузинский. Был придуман остроумный план: в обмен на статую Венеры предложить папе мощи Бригитты католической церкви, которые были обнаружены в одном из соборов Ревеля (Таллина). Такое предложение папа вынужден был принять, так как не подобало главе католической церкви пренебрегать реликвиями культа. А в знак признательности папа подарил статую Венеры русскому царю. Ныне она хранится в Эрмитаже и известна под названием «Венеры Таврической». В конце XVIII в., подаренная Екатериной II князю Потемкину, статуя находилась в Таврическом дворце — отсюда ее позднейшее название.
Карпиев пруд
Из Википедии — свободной энциклопедии
Пруд относится к пейзажной части ансамбля Летнего сада. Расположен в южной части сада вблизи входа со стороны набережной реки Мойки. Имеет прямоугольную форму, со стороны Мойки имеет закругление.
Карпиев пруд был создан в 1714—1716 годах на втором этапе планировки Летнего сада как часть специально разработанной цепочки каскадных прудов, к которым также относились ныне не существующие Цветочный, Форелиев и Мельничный пруды. Эти водоемы были созданы как в мелиоративных целях, для осушения и благоустройства парковой зоны, так и для разведения рыбы.
В 1839 году на южном берегу Карпиева пруда (между прудом и оградой со стороны Мойки) была установлена порфировая ваза.
Пруд реставрировался в 1961—1962 годах и в 2010—2011 годах.
Летний сад в Санкт-Петербурге: возвращение в XVIII век
Во время своей поездки в Санкт-Петербург летом 2012 года я посетила Летний сад, впервые после широкомасштабной реконструкции. Я была там много раз раньше, но сейчас бродила по нему, одновременно узнавая и не узнавая его. И сегодня предлагаю вам прогуляться по аллеям Летнего сада и полюбоваться его «садовыми затеями».
Фонтан «Гербовый» на Центральной аллее
Главная аллея
История Летнего сада в Санкт-Петербурге
Летний сад в Санкт-Петербурге был заложен по приказу Петра Великого в 1704 году в качестве летней царской резиденции. Прежде здесь располагалась мыза шведского майора Эриха Берндта фон Коноу.
Первоначальные работы по обустройству Летнего сада были поручены бомбардиру Ивану Матвеевичу Угрюмову (Ивану Матвееву, ум. в 1707 году). Под руководством Петра I и Угрюмова была осушена территория, для чего был прорыт мелиоративный канал, распланирован сад, посажены деревья и сооружены первые фонтаны. В 1704 году был устроен гаванец, куда заходили мелкие суда. В 1705 году его стены были обложены каменными плитами и, таким образом, он стал первой мощеной набережной Санкт-Петербурга.
После смерти Угрюмова в 1707 году работы были поручены А.В.Кикину (1670-1718). В 1709 году был построен деревянный Летний дворец. В Летнем саду устраивались балы, ассамблеи и фейерверки. Попасть в сад можно было только по личному приглашению царя.
В 1711-1719 годах была прорыта Лебяжья канавка (Лебяжий канал) длиной 648 м. Своим названием она обязана лебедям, поселившимся здесь. В 1710-1714 годах по проекту архитектора Доменико Трезини (ок.1670-1734) был построен Летний дворец, где с 1712 по 1725 года в теплое время года жил Петр I (в холодные месяцы Петр жил в Зимнем дворце).
В 1712 году был приглашен голландский садовник Ян Роозен, проработавший здесь до 1726 года. Его стараниями Летний сад приобрел черты голландских регулярных садов. В 1713-1725 годах по проекту архитектора А.Шлютера был возведен павильон «Грот». В это же время во Втором Летнем саду был вырыт Карпиев пруд.
В 1716 году в Санкт-Петербург прибыл французский архитектор Жан Батист Леблон (1679-1719), который привнес в Летний сад композиционные идеи регулярных французских садов. Под его руководством архитектор М.Земцов (1688-1743) вдоль Лебяжьей канавки разбил огромный цветочный партер с фонтаном. Вдоль центральной аллеи были устроены четыре боскета.
В 1718 году водоподъемные механизмы фонтанов Летнего сада, которые до этого работали на конной тяге, были заменены паровой водовзводной машиной, созданной по проекту французского инженера Т.Дезагюлье (1683-1743). Воду для фонтанов брали из Безымянного Ерика, который с этого времени стали называть Фонтанкой. Около 1719 года был прорыт Поперечный канал, деливший сад на две почти равные части — Первый и Второй Летний сад.
В 1725 году работы в Летнем саду были поручены Ф.Б.Растрелли (1700-1771). В 1732 году на набережной Невы он возвел нарядный Летний дворец для императрицы Анны Иоанновны. В 1734-1738 годах он создал каскад «Амфитеатр», а в центре партера – фонтан «Коронный».
При императрице Елизавете Петровне (1741-1762), «в небытность государыни» в столице, в Летний сад допускалась нарядно одетая публика. В 1750-х годах были изданы несколько указов, регламентировавшие нахождение публики в Летнем саду. В 1763-1767 году вдоль Летнего сада со стороны Невы была устроена свайная набережная.
21 сентября 1777 года в Санкт-Петербурге произошло сильное наводнение, в результате которого были разрушены фонтаны и павильон «Грот». Было решено фонтаны не восстанавливать, акведук, по которому подавалась вода, был разобран, засыпан Поперечный канал и Гаванец. В 1787-1790 годах были окончательно разобраны «Садовые затеи», созданные Леблоном.
В 1771-1784 годах по проекту Петра Егорова была возведена ограда Летнего сада, которая никого не оставляет равнодушным и является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
В 1798-1799 годах по проекту Г.П.Пильникова (1754-1818) на берегу Лебяжьей канавки была построена каменная терраса. В 1826 году Карл Росси (1775-1849) на месте павильона «Грот» возвел «Кофейный домик». В 1827 году по проекту Л.И.Шарлеманя (1784 или 1788 – 1845) были построены «Чайный домик» и чугунная ограда со стороны Мойки.
Шпалеры в Летнем саду существовали до середины XIX века. В 1851-1855 годах был установлен памятник баснописцу И.А.Крылову (скульптор П.К.Клодт), который первоначально планировалось поставить на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии Наук.
В 1866 году в память о покушении на императора Александра II (правил в 1855-1881) 4 апреля 1866 года, в Невскую ограду Летнего сада была встроена часовня из гранита, выполненная по проекту архитектора Р.А.Кузьмина, разобранная в 1930-х годах.
Первый проект восстановления первоначального облика Летнего сада был разработан в 1941 году архитектором Т.Д.Дубяго; он был частично реализован после 1945 года. В 1971 году вновь была поднята идея частичного восстановления фонтанов и «садовых затей» Летнего сада. Наконец, в 2008 году институт «Ленпроектреставрация» представил проект реконструкции сада. В 2009-2011 годах были проведены широкомасштабные работы, и 27 мая 2012 года Летний сад вновь открылся для посетителей.
Фотопрогулка по Летнему саду
А теперь, вооружившись необходимой информацией, давайте отправимся в виртуальную прогулку по Летнему саду. Перенесемся в пасмурный августовский день 2012 года. И подойдем к Летнему саду со стороны Марсова поля. Накрапывает дождик. Вода в Лебяжьей канавке и Неве — свинцово-серая.
Лебяжья канавка и Верхний Лебяжий мост
В конце Лебяжьей канавки видно яркое пятно — Михайловский замок. А по правую руку — дом И.И.Бецкого, дворец принца Ольденбургского (построен в 1784-1787 годах). В 1791–1796 годах здесь жил баснописец И.А.Крылов. Здесь он обустроил типографию, где печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Кроме того, Крылов любил музицировать на скрипке. Причем делал это он весьма экстравагантным образом — обнаженным. И дамы, которые прогуливались по Летнему саду, частенько видели в открытых окнах совершенно голого мужчину, играющего на скрипке. Пришлось вмешаться полиции, которая предписала Крылову «спускать шторы, в то время как он играет, а то по саду в этой части гулять нельзя».
Лебяжья канавка и дом Бецкого
Ну а мы пойдем дальше, к одному из чудес света — Невской ограде Летнего сада. Некогда здесь стоял Летний дворец Анны Иоанновны.
Ограда Летнего сада
Войдем в Летний сад. Как же он изменился! Кругом шпалеры, подстриженные деревья. Мнения петербуржцев и гостей северной столицы разделились: одним очень нравится, другие возмущаются. Равнодушных нет!
Шпалеры вдоль аллеи Летнего сада
Подойдем к Летнему дворцу Петра I, одному из самых первых сооружений Санкт-Петербурга:
Летний дворец Петра I в Летнем саду
Летний дворец Петра I в Летнем саду
Рядом с ним — восстановленный гаванец. Сейчас он отделен от Фонтанки набережной. Хорошо видно, как вырос культурный слой за три столетия.
Гаванец в Летнем саду
А вот и фонтан «Царицын», самый первый от Невы, на Главной аллее. Назван он в честь императрицы Екатерины I, здесь она встречала гостей.
Фонтан «Царицын»
Вокруг шпалеры и зеленые кабинеты, где можно передохнуть на скамеечке в тени.
Шпалеры
Правее от него, если стоять спиной к Неве, находится боскет «Крестовое гульбище», выполненный в форме креста, в центре которого расположен фонтан-статуя «Нереида».
Фонтан-статуя «Нереида»
К нему ведет берсо, любимое место фотосъемок молодоженов.
Берсо
По другую сторону от Царицына фонтана — боскет «Менажерийный пруд», в котором содержались водоплавающие птицы. Создан в 1720-х годах.
Боскет «Менажерийный пруд»
Далее по Главной аллее следует фонтан «Гербовый», за которым виднеется Птичник, мы еще подойдем к нему.
Фонтан «Гербовый» на Центральной аллее
По другую сторону от фонтана — памятник «дедушке Крылову», пожалуй, один из самый знаменитых памятников Летнего сада. На постаменте — барельефы с сюжетами басен. Вокруг памятника воссоздан боскет «Французский партер».
Памятник баснописцу И.А. Крылову и боскет «Французский партер»
На третьей площадке Главной аллеи — еще один фонтан, не имеющий собственного названия. Он был создан в 1708 году.
Шпалеры и фонтан на Главной аллее
А мы заглянем на «Птичий двор» с «Голубятней». В XVIII веке птичьи дворы и зверинцы были обязательным атрибутом регулярного сада. В Летнем саду в Птичьем дворе содержались редкие животные и птицы: некоторые на свободе, другие в вольерах. Так, здесь жили орлы, черные аисты, журавли, а в башенке «Голубятни» — редкие породы голубей. Сейчас в «Голубятне» расположен небольшой музей истории и археологии Летнего сада.
Боскет «Птичий двор» и павильон «Голубятня»
Павильон «Голубятня»
Правее «Птичьего двора» — партер и великолепный фонтан «Коронный». По-видимому, из-за играющего на скрипке Крылова дамы не могли прогуливаться именно здесь 🙂
Парадный партер и фонтан «Коронный»
На четвертой площадке Главной аллеи Летнего сада — фонтан «Пирамида», созданный по указу императрицы Екатерины I, точная копия одноименного петергофского фонтана.
Фонтан «Пирамида» на Главной аллее
Фонтан «Пирамида» на Главной аллее
Напротив фонтана «Пирамида», на набережной Фонтанки — павильон «Кофейный домик», созданный Карлом Росси в 1825 году на месте разрушенного наводнением 1777 года «Грота». В ходе реставрационных работ в 1925 году под ним были обнаружены подземные тоннели. Реставрация 1960-х годов установила, что под «Кофейным домиком» сохранился старый фундамент «Грота». В 2000-х годах фундамент был исследован: подвалы «Грота» сохранились полностью!
Кофейный домик и Летний дворец Петра I, фото 2007 г.
Чуть поодаль от «Кофейного домика» — хозяйственный постройки 1960-х годов и здание Малой оранжереи, где ныне расположен кафетерий (рекомендую!). За ней — Красный сад. К сожалению, он закрыт для свободного посещения, только экскурсионные группы.
Красный сад
Фонтан «Пирамида» — последний, за ним тянется широкая Главная аллея.
Главная аллея
Давайте пройдем к набережной реки Фонтанки (бывший Безымянный Ерик) и полюбуемся панорамой Санкт-Петербурга. По реке постоянно ходят катеры и прогулочные суда.
Фонтанка и Пантелеймоновский мост
Набережная Фонтанки, вид на бывшие Главное дворцовое управление прачечными и Императорский институт правоведения
Постепенно мы подошли к другой стороне Летнего сада. Здесь нас встречает еще одна достопримечательность — Карпиев пруд. Когда-то здесь жили лебеди. Да и сейчас их можно увидеть.
Карпиев пруд
Карпиев пруд
На этом наша прогулка по Летнему саду закончена.
Лебяжья канавка и вид на дом И.И.Бецкого — дворец принца Ольденбургского
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Красота невероятная! И как всегда, изумительные снимки.