для чего была создана женщина
Ребро Адаму вырезать пришлось,
А женщину Господь из кости создал:
Ребро – была единственная кость,
лишенная какого-либо мозга.
И. Губерман, «Гарики на каждый день».
Действительно, среди женоненавистников нашего времени бытует такое мнение: женщина была создана из ребра мужчины, кости, лишенной какого-либо мозга. И, соответственно, женщина глупа, она ниже мужчины и обязана во всем ему подчиняться.
Для разрешения данного вопроса обратимся к Библии… Действительно, Бог создал первого человека (Адама) из глины по образу и подобию своему. Женщина же была создана Богом не одновременно с мужчиной, а после него, для него и из его ребра. В рассказе о сотворении человека не упоминается, вдохнул ли Бог Еве живую душу. (Это, кстати, послужило основанием для того, чтобы впоследствии поставить вопрос: является ли женщина вообще человеком; он серьезно обсуждался на одном из церковных сборов в IV веке; «реабилитация» Евы состоялась на фоне напряженнейших и принципиальнейших для самой сущности христианской доктрины дискуссий о природе Христа; природа Спасителя — богочеловеческая (все остальное было объявлено ересью), а поскольку он является сыном Господа и Девы Марии, постольку женщина является человеком; в противном случае от кого Христос унаследовал человеческую природу?).
Вместе с тем в Книге Бытия есть тезис, который в дальнейшем стал краеугольным камнем теологической апологии женщины: «В день шестой Бог создал человека по своему образу и подобию и сделал человека мужским и женским». Здесь, как мы видим, нет ни слова о более позднем сотворении женщины; природа же человека трактуется как андрогиническая, мужеженская.
Интересен тот факт, что с развитием культа Девы Марии укрепился идеалистический взгляд на женщину. Параллельно с благоговейным отношением к Богородице развилась и идея превосходства женского начала над мужским. Один средневековый автор весьма недвусмысленно заявляет: «Женщине следует отдать предпочтение перед мужчиной во всем, а именно: в материале, потому что Адам был сделан из глины, а Ева – из ребра Адама; по месту, потому что Адам был сотворен вне рая, а Ева – внутри его; в зачатии, потому что женщина родила Бога, а мужчина не мог этого сделать; в явлении, потому что Христос после воскрешения явился именно женщине; в возвышении, а именно Дева Мария парит над хором ангелов».
Большое внимание уделялось проблеме женской природы в раннехристианской литературе. Остановимся на взглядах тех христианских мыслителей, которые оказали влияние на средневековые представления.
Ведущей уже со II века стала традиция негативного отношения к женщине, хотя амбивалентность, заложенная в самой христианской доктрине, сохраняется.
Одним из классиков женоненавистничества считается Тертуллиан (ок.160 — после 220). В своем сочинении «О женском убранстве» Тертуллиан утверждает, что пока стоит этот мир, остается в силе и вина Евы. Вместе с тем тот же Тертуллиан полагал, что женщина может преодолеть слабость своего пола, что в браке духовном жена равна мужу.
Среди наиболее благосклонно относившихся к природе женщины отцов церкви следует назвать Амвросия Медиоланского (ок. 339—397). Амвросий фактически критикует точку зрения, согласно которой мужчина и женщина по своему происхождению не равны. Слова Господа о том, что «нехорошо человеку быть одному», сказанные после сотворения Адама, он трактует как указание на то, что человечество будет совершенным только в том случае, если прибавить к мужскому полу женский.
Конечно, женщина виновата в грехопадении, однако — и это принципиально — Адам несет за это гораздо большую ответственность. Ева первая поддалась соблазну, но ведь и Адаму Бог дал заповедь, которую тот нарушил. Между тем женщине может быть найдено оправдание, а мужчине нет: ведь она сопротивлялась могучей силе дьявола, а мужчина не сопротивлялся даже ей, слабой Еве, и покорно вкусил запретный плод из ее рук.
Если же говорить о современности, то давно канули в Лету времена, когда женщина считалась ниже мужчины. Элементы дискриминации все равно сохранились, особенно в духовной сфере, но по сравнению со средними веками, когда женщина не имела практически никаких прав и фактически была собственностью мужа – прогресс на лицо.
Мужчины же, которые считают, что женщина создана из ребра только потому, что эта кость не имеет мозга, сами себя обрекают на жизнь с «пустотой». Но забери у них эту «пустоту». Что тогда? Кем они станут без Той, которая всегда была спутницей, другом, любовницей, женой и матерью, берегиней, хранительницей домашнего очага? Ведь женщина без мужчины проживет, она по природе своей более вынослива и жизнеспособна, менее восприимчива к боли, сильна и отважна. Еще в доисторические времена женщина носила на себе многокиллограмовую добычу, убитую мужчиной на охоте. А вот мужчина без женщины вымрет как мамонт в ледниковый период. Медленно, но верно и необратимо.
Так почему же Бог, создавая женщину, выбрал именно ребро?
Замысел Божий о женщине
Почему, восхваляя женщину, мы относимся к ней, как к существу второго сорта? Почему в семейной жизни она обязана подчиняться мужу? Откуда такая дискриминация по половому признаку? Об этом беседуем с настоятелем Свято-Никольского храма в селе Телуша протоиереем Сергием Ивановым.
— Батюшка, растолкуйте, пожалуйста, с православной точки зрения, женщина и мужчина имеют разное строение души или они одинаковы для Господа?
— Господь Бог сотворил Адама и даровал ему большие права и полномочия; а он как высшее творение Создателя дал названия всем растениям и животным, всему миру. Но Адам не справлялся, образно говоря, со своими обязанностями, ему явно чего-то или кого-то не хватало. И Бог создал для него помощницу — Еву (Ева значит «жизнь», потому что из неё произошёл род человеческий). Задачей Адама было смотреть на Бога и исполнять Его волю. Задача Евы — смотреть на мужа, быть послушной и ему помогать.
Прекрасно всё обстояло в изобильном Эдеме. Адам и Ева были совершенными людьми, постоянно находились в живом общении с Господом, исполняли заповеди Божии и счастливо блаженствовали на земле.
Дальше, как мы знаем, грех вошёл в человека через соблазн, исходящий от диавола, обернувшегося змеем. Ева с Адамом вкусили запретный плод. Им стало стыдно от согрешения, ведь они ослушались Творца, Который заповедовал не вкушать плодов от древа познания добра и зла, «ибо в день, в который… вкусишь от него, смертью умрёшь». С того момента грех начал умножаться на земле.
Господь создал мужчину и женщину равноправными, у них одинаковые обязанности по исполнению Божиих заповедей и Евангелия, им в равной степени дарованы спасение и святость. Церковные писатели первых веков научали: во Христе нет разницы между мужским полом и женским, как нет разницы между национальностью, социальным положением. И нет никакой дискриминации в том, что Бог создал женщину помощницей мужчины. Женщина счастлива в исполнении своего предназначения; она имеет высший смысл — даёт жизнь, благодаря чему род человеческий распространяется. Женщина спасается через чадородие. Воистину, велика сия обязанность!
— В таком случае возникает богословский вопрос: благодаря женщине появляется человек на свет, но в Священном Писании мы читаем: Авраам родил Исаака и так далее; получается, что рожает мужчина?
— Родословная Иисуса Христа в Евангелии действительно начинается со слов: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду… И это правильно, потому что род считается по мужчине. Изначально, как уже отмечалось, мужчина смотрит на Бога; он — глава семьи, жены и детей, питатель и защитник, руководитель от Бога. На него и возложил Создатель ответственность за свой род.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Вот бы эту пятую заповедь ввести в уши современному человечеству! Нынче нравы перемешались. Какая-то диспропорция получается в человеческих отношениях с нарушением Закона Божиего. Наша толерантность (терпимость ко греху) способствует человеку падать, а не возрастать духовно. Люди не уважают старшее поколение, родителей, своевольничают. Роль Адама занижена, мужчины мельчают, позволяют себя унижать, уступая женщине, что противоречит воле Божией.
Да и Ева сегодня стала другой: вместо озабоченности женскими делами, она норовит во всём заменить мужчину. Но Богом ей это не дано! И она остаётся несчастной, ибо занимает не своё место в жизни. От таких нестроений человечество только страдает, не достигая благополучия и духовного роста.
— Отец Сергий, есть мнение, что в большинстве религий, в том числе и Православии, образ женщины принижается. В древней монашеской литературе, к примеру, частенько встречается мысль, будто женщина более подвержена грехам, нежели мужчина. Почему Церковь так несправедлива к представительницам слабого пола?
— Это ошибочное мнение. Апостол Павел, который первым из святых определил христианскую нравственность, говорил: «Женщина есть немощнейший сосуд, и относиться к ней нужно соответственно». Конечно, она более эмоциональна, чувствительна, и с этим надо считаться. Но давайте не забывать о главном: женщина должна быть женственной — в этом её сила. Она вдохновляет мужчину на совершение подвигов, великих дел, ради неё он готов горы свернуть. И наоборот, когда представительница прекрасной половины человечества теряет женское лицо, мужчина впадает в недоумение, не знает, что делать, становится несчастным. В результате появляется дисбаланс в обществе.
Ева — отнюдь не слабый пол. Этот «термин» придумали в безбожное время. Пред Богом все равны. И мужчин и женщин Творец наделил Своей силой, но каждому даровал талант и обязанности. Посудите сами, рождение в муках детей — слабо ли это? Хотя многие пасуют перед надуманными трудностями и не хотят рожать: «трусость» от недоверия Богу. А ведь попустив родителям дитя, Бог даст возможность вскормить его и благословить в жизнь.
Женщина должна понимать, что она — образец смирения, кротости и прочих высших христианских добродетелей, воплощение доброты и женственности. Она обязана быть любящей матерью, ей незачем вступать в политические баталии, стремиться завоевать мир, баллотироваться в президенты и решать глобальные проблемы. Ей и без этого забот хватает. Потому Православие не принижает роль женщины, а, наоборот, демонстрирует миру её многополезность и многозаботливость, особенно для семьи. Женщина замечательна в служении материнства, милосердия, доброделания. Неудивительно, что день жён-мироносиц — один из почитаемых и любимых пасхальных праздников. Именно он считается женским, а не 8-е марта, провозглашённое врагами Христа, ставящих женщину превыше всего и всех в мире.
— Отец Сергий, почему храм посещают в основном женщины?
— Женщина, повторюсь, больше подвержена эмоциям. Подсознательно она желает мира, добра, чтобы жизнь на земле продолжалась. Она постоянно беспокоится за мужа, детей, внуков, родителей. А где ей искать утешение, если муж на войне, завоёвывает мир, на работе пропадает денно и нощно? Он жену не видит и не слышит целыми днями. Она, в свою очередь, желая добра, молится за мужа, творя этим великое дело (не в ущерб домашней работе). Господь и призывает: «Придите ко Мне все трудящиеся и обременённые, и Я успокою вас». Женщина зачастую первой слышит зов Спасителя и идёт на него.
Мужчина, в отличие от эмоциональных женщин, прежде чем сделать серьёзный шаг, сначала основательно поразмышляет. Когда, наконец, до него доходит зов Божий, он уже осознанно вступает на путь спасения, и никто не может его заставить свернуть в другую сторону. Поэтому священнослужители — мужчины, так как они не подвержены эмоциям, настроению, тверды в принятии решения; им по силам нести тяжёлый крест служения людям и Богу.
А вообще, женщина приходит в храм, как и любой человек, искать Бога, смысл жизни, своё предназначение. Без Господа жизнь теряет смысл.
— Тем не менее, когда интересуешься у людей, что их привело в храм, чаще всего отвечают: нужда и скорбь. Вам не кажется это странным?
— Издавна замечено: когда человек более-менее обеспечен материально, живёт без особых проблем и страданий, то считает, что необязательно Богу молиться и благодарить Его. Но Господь милостив, и милость как раз в том, что Он грешников часто ограничивает в стремлении разбогатеть, получать удовольствие, купаться в лучах славы. Человек, не получая желаемого, начинает скорбеть и страдать. Мало того, из-за череды собственных ошибок, превращает свою жизнь в бедствие. От отчаяния он паникует, бросается из крайности в крайность, не понимает, как ему быть. Этот путь исканий зачастую приводит в храм, и человек понимает, что источник всех благ — именно Господь!
«Наказания», попущенные Богом, — не что иное, как горькое лекарство. Это вовсе не означает, будто Господь желает зла; наоборот, Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», — так говорится в Писании. Но, нарушая заповеди Творца, человек вынужден страдать — это естественное следствие. Иногда страдание может быть настолько сильным, что грешник через муки, боль, терзания обретает Бога, являясь в Церковь.
Действительно, в храм женщина, да и мужчина чаще всего, приходят не от радости… Радость духовная обретается позже, когда человек понимает: с Богом жить лучше, с Ним многое достигается в жизни. Без Бога вряд ли что толковое получится. Это осознание даёт опыт. Диавол тоже не спит и при нашей удаче будит тщеславие, эгоизм, желание заставить всех себя уважать.
У христианина всё наоборот: желание себе угодить стоит на последнем месте; но до такого уровня нужно дорасти — путём смирения и христианского подвига.
— Отец Сергий, как верующей жене относиться к критике мужа-атеиста, особенно во время поста, когда внутренние чувства обостряются и могут привести к беде?
— Необходимо понять: жена ЗА мужем, а не ПЕРЕД мужем. Его мнение для женщины — закон. Здесь возникает много противоречий и частностей, но мир в семье намного важнее. Ты приготовь, наведи порядок в доме, выполни женские обязанности, освободилось время — сходи в храм! Муж пришёл с работы голодный, злой — накорми, обогрей, приласкай. Ты ведь его помощница, вспомни об этом. Ведь муж содержит семью, защищает, заботится о благополучии. Роль мужчины в семье особо велика. А женщина должна обеспечить ему прочный, надёжный тыл: одеть, обуть, накормить, создать настроение, чтобы на работу он пошёл счастливым и с радостью возвращался домой. Кротость, смирение, послушание и есть выполнение женщиной христианских обязанностей. Да, может, муж неверующий, не проснулся ещё; но придёт время, и, глядя на добродетели жены, его сердце смягчится…
Жёны-мироносицы — образец христианского благочестия, служения Спасителю своим имением. Они не говорили: Господи, может, Ты не прав, так мы Тебе подскажем. Зная, что Христу негде главу приклонить, жёны-мироносицы ему и постель, и еду подавали. Господь проповедовал и не заботился, где ему поспать и что поесть-попить. Он приходил к Марфе и Марии (пример двух типов женщин: одна суетилась, как угодить Спасителю, а другая слушала каждое Его слово; оба служения показательны и нужны). Да, Марфа обижалась, что ей меньше похвалы доставалось. Но ведь Бог хвалил Марию за думы о высшем. Суета земная есть и всегда будет, а вот слово Божие услышать — это должно быть первым. Я бы посоветовал женщинам, которые хотят стать истинными христианками, учиться у христианских подвижниц, прославленных святостью. Почитать, например, о Марии Египетской, как она грех преодолела, о блаженной Ксении, её жизни после смерти мужа, о жёнах-мироносицах, о великомученице Екатерине, Кого она предпочла. Подражание ими женской святости приведёт к миру не только в семье, но и на всей нашей грешной земле.
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.
5. Сотворение Евы – матери всех живущих. Замысел Божий о сотворении женщины
О сотворении женщины в Книге Бытия говорится три раза: в главах первой, второй и пятой, о соотношении которых и взаимосвязи мы уже говорили выше. В 1 главе о сотворении женщины говорится одновременно с сотворением человека вообще: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж чину и ж енщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. « (ст. 26–28).
В 5-ой главе, в которой дается Откровение о начале истории человечества, читаем: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, муж чину и ж енщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек в день сотворения их» ( Быт. 5:1–2 ).
Следует отметить, что в 1-ой главе стоят слова: захар, означающее особь мужского пола, и нкева, означающее особь женского пола. Эти слова могут быть применены к любым существам мужского и женского пола. Буквально их можно перевести даже, как самец и самка. Но в смысловом переводе, поскольку речь идет о человеке, эти грубые слова должны быть заменены на мужеский пол и женский пол.
Семидесят толковников эти слова переведели, как арсен и фили, что также означает особей мужского и женского полов, то есть мужское и женское начало в природе.
Славянский перевод, следуя греческому, также ставит муж и жена – но не в смысле супружеских отношений, а как обозначение особенностей природы, то есть именно в смысле сотворения мужского и женского полов. Это, между прочим, отразилось в тексте молитвы, творимой священником при бракосочетании: «Ты бо из начала создал ecu муж еский поли ж енский, и от Тебе сочетавается мужу жена». Как видим, здесь различаются два понятия: понятие пола и понятие супружества. Смысл здесь тот, что создание мужского пола и женского идет от начала, а в человеческой жизни, уже на этой основе, сочетавается мужу жена.
Итак, и в первой, и в пятой главе говорится об одновременном сотворении мужчины и женщины и об одинаковом отношении к ним Творца: они оба сотворены по образу и подобию Божию, оба именуются человек и обоим даны общее благословение Божие и одинаковая власть над природой. То есть нет какого-либо различия в акте их сотворения, нет и различия в их человеческом достоинстве. В тексте второй главы о сотворении женщины говорится уже несколько иначе.
Вторая глава посвящена теме духовной жизни человека, его внутреннему устроению и отношению к Богу. И хотя в общем плане творения, как он показан в первой и пятой главах, мужчина и женщина одинаковы и равноценны как творение Божие, в их психофизическом устроении конечно же есть различие, из которого вытекают и различия в их отношении друг к другу. Поэтому и акт сотворения женщины описывается во второй главе уже несколько иначе.
«Помощница»
Бог замышляет творение женщины как помощницы мужа. Понятие помощницы отнюдь не умаляет ее достоинства по сравнению с мужчиной. Только в глазах тех, кто преклоняется перед грубой силой, слово помощница может звучать как раба и означать акт насильственного подчинения чужой воле, как это происходит потом по причине грехопадения.
Помощница в здравом понимании ассоциируется с сотрудницей, которая с любовью участвует в обшем деле.
В сфере религиозного сознания слово помощница не означает какой-либо подчиненности или порабощения. Христианин даже Бога называет своим помощником (канон св. Андрея Критского), а Богоматерь – помощницей (служба на Сретенье). Помощник или помощница в христианском понимании – это друг, делающий с тобой общее дело.
Фактически, женщина на всем протяжении истории, будучи равной мужчине в своем человеческом достоинстве, не равна ему на практике и продолжает оставаться только помощницей в его делах. Но это уже истина не столько Откровения, сколько историческая.
Несмотря на то, что юридическое равноправие женщины с мужчиной осуществлено уже почти на всем Земном шаре, а, благодаря научно-техническому прогрессу, физическая сила мужчин уже не является решающим фактором в производстве материальных ценностей, мужчине по прежнему принадлежит ведущая роль в управлении государством, в науке, в творчестве.
Откровение Нового Завета, опирающееся на ветхозаветное, еще более возвышает женщину. Взаимная любовь – вот основа брака и семьи. Торжественно подтверждает силу ветхозаветного Откровения и Сам Христос: «И будут два одною плотью» ( Мф. 19:5 ). Продолжатели Его дела на земле – апостолы – также всегда учили о взаимной любви, в силу которой просто отпадает вопрос о равенстве или неравенстве мужчины и женщины: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» ( Еф. 5:25, 28 ).
Таков общий смысл довольно большого текста из 5-ой главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Следовательно, никак нельзя понимать слово помощница в смысле подчиненное существо. В любви нет ни подчинения, ни господства.
«Тардема» – крепкий сон
Самый акт творения женщины изображается символически, как совершенный Богом, якобы, во время сна человека. В русском переводе читаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт. 2:21–22 ).
В древнееврейском подлиннике выражению крепкий сон соответствует слово тардема. Что означает загадочное слово тардема? Бесспорен ли его перевод как крепкий сон? Тардема – редко встречающееся в Библии слово – не означает обязательно крепкий, глубокий сон.
Приводим ряд текстов, в которых встречается это слово. В Книге Бытия говорится об особом и таинственном состоянии, в которое впал Авраам, который именовался, тогда еще, только Аврамом, когда он удостоился услышать завет Божий с ним. Необходимо учесть контекст данного события. Сначала описывается особое явление Бога Авраму, идет беседа с Ним, в которой Аврам жалуется на отсутствие у него потомства ( Быт. 15:1–8 ). Затем Бог дает повеление совершить особое ритуальное приготовление – рассечение животных (ст. 9–11). Далее в русском переводе читаем: «При захождении солнца крепкий сон (тардема) напал на Авраама, и вот, напал на него ужас и мрак великий» (ст. 12). В этом состоянии Аврам слышит обетование об обещанном потомстве. Семьдесят перевели здесь тардема через экстасис. В «Вульгате» – сопор, что в современном медицинском понимании означает лиш ение сознания. М асореты, а вслед за ними Лютер и русские богословы перевели просто как крепкий сон. Однако весь контекст не позволяет понимать такое состояние в смысле крепкого сна, ибо Аврам находится в состоянии ужаса и все понимает, а далее снова слышит обращенную к нему речь Бога с обещанием потомства (ст. 13–16). Он, конечно, понимает, что все это не могло происходить во время крепкого сна. Когда зашло солнце и наступила тьма, снова происходят таинственные явления: между рассеченными животными проходят дым и пламя огня (ст. 17).
«В этот день заключил Господь Завет с Авраамом» (ст. 18). Итак, судя по всему контексту, это состояние Аврама совершенно особое. И если Семьдесят посчитали возможным перевести в данном случае тардема через экстасис, то и в «Вульгате» сопор также не означает просто лишение сознания, а скорее вытеснение обычного сознания неким более возвышенным, в котором можно слышать голос Бога и даже войти с Ним в Завет.
Следующий текст о тардеме – из книги пророка Исайи. Обращаясь с обличением к Иерусалиму, городу некогда могущественному и бывшему достойным именоваться Ариилом, то есть Городом Силы (в другом варианте – Лев Божий), но из-за измены Господу, находящемуся на краю погибели, Исайя говорит: «Навел на вас Господь дух усыпления (руах тардема)« ( Ис. 29:10 ). В славянском переводе с греческого читаем: «Яко напои вас Господь духом умиления (очевидно, в смысле опьянения)». В еврейском подлиннике стоит руах тардема. В греческом тексте: пневма катаниксеос, то есть выход из обычного состояния, но не экстасис. В «Вульгате»: spiritum soporis – тоже выход из обычного состояния. В переводе Лютера: einen Geist des harten Schlafs. В Лейпцигском издании: weteri aura obruit. В Венском переводе Библии для евреев: дух глубокого сна.
Следующие тексты – из книги Иова: «И ко мне тайно принеслось слово, и приняло ухо мое нечто от него. При размышлениях о видениях ночных, когда нападает глубокий (было бы правильнее сказать вещий) сон (тардема) на человеков. Ужас объял меня и трепет, и все кости мои потряс» ( Иов 4:12–14 ). (Цитируется по Венскому изданию еврейской Библии).
В другом месте: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне (халом), в ночном видении, когда сон – (тардема) (опять в смысле вещий) – находит на людей. Тогда Он открывает ухо у человека и на данное им наставление налагает печать» ( Иов. 33:14–16 ) (по Венскому изданию).
В греческом переводе в главе четвертой стоит фобос, что означает страх, а в 33-й главе, в первом случае, стоит энипнион, что означает сон, а во втором случае – динос фобос, то есть ужасный страх – то, что соответствует понятию тардема, то есть вещему сну. Но опять не экстасис.
В «Вульгате,» соответственно, в 4-й главе – sopor – крепкий, глубокий (вещий) сон; в главе 33-й, в первом случае – somnium – сон в смысле сновидения, во втором – sopor – особое состояние, когда Господь открывает ухо у человека.
Обычный сон отличается от того таинственного состояния тардема, которое означает что-то особенное, внушенное от Бога. При этом указывается на испытываемое состояние ужаса, трепета, то есть некоего стресса, что по своей сущности отчасти только сродни экстазу, но все же не экстаз. Греческие переводчики правильно подошли к слову тардема, соотнося его со своим экстасис только в двух текстах – при описании сотворения женщины и при заключении Завета с Авраамом. У бл. Иеронима слово сопор иногда стоит не только в этих двух случаях, но и в других (Иов). Итак, Семьдесят толковников поступили очень мудро и прозорливо, когда перевели в тексте о сотворении женщины слово тардема через экстасис, то есть экстаз, а не через глубокий сон.
Экстасис есть исступление – выражение, хорошо знакомое образованным грекам по произведениям Платона. В платоновском «Федре» мы как раз читаем слова Сократа об Эросе, которого греки почитали как бога любви. Сократ говорит, что эрос, по своей природе, есть исступление (Федр 265. А); об этом – вся последующая речь Сократа.
Семьдесят мудрецов-переводчиков, собравшихся на острове Патмос, ставили себе целью ознакомить говорящий по-гречески мир с тайнами Божественного Откровения.
Они должны были и язык перевода сделать более понятным для вступившго в критическую эпоху греческого мира. Античная элита была воспитана на языке афинских философов. Слово экстасис, как выражение возвышенного состояния, из которого рождается эрос – любовь, было хорошо знакомо образованным грекам. Поэтому Семьдесят перевели тардема через экстасис. Они поняли, что любовь Адама к приведенной ему Творцом жене есть не только порождение заложенного в его натуру досознательного влечения, но и связано с особого рода экстазом, дарованным Богом.
К сожалению, этот библейский текст большинством людей понимается, как выключение сознания, подобное анестезии, приводящей в бесчувствие, например при хирургической операции для безболезненного изъятия органа, в данной ситуации – ребра. Такое понимание является явно недостаточным и примитивным. В действительности тардема не есть глубокий сон, как при наркозе во время хирургической операции. Тардема есть глубокий сон, в который погружены тайники нашего организма. Именно из этих тайников рождается то влечение, то исступление, о котором говорит Сократ в «Федре» Платона, которое, выходя наружу, может властвовать над человеком в его сознательной жизни, определяя его поступки. В этих тайниках зарождается и творчество.
Все это мы хорошо знаем из жизни, из мировой литературы и искусства. Романтика отношений между мужчиной и женщиной, а также и нередкий трагизм этих отношений имеют почву в тардеме или исступлении. Однако то, что было понятно Семидесяти мудрецам, проникавшим в глубокий мистический смысл Откровения о тайне пола, не было доступно больш инству как переводчиков, так и читателей. Обычно полагали, что Бог навел на Адама крепкий сон, чтобы он не чувствовал боли.
«Ребро»
В состоянии тардемы, в которое впал человек, Бог вынимает одно из его ребер и творит из него ему жену. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон (тардема); и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт. 2:21, 22 ). Стоящее в подлиннике слово цела, переведенное как ребро, имеет несколько значений. Оно означает и ребро, и бок, и половину чего-либо, даже половину (створку) двери.
В данном контексте цела означает половина. Такой перевод соответствует той мысли, что женщина есть половина человеческого рода, половина Адама – Всечеловека.
Чтобы понять это, нужно отвлечься от трудного символического текста, похожего на сложную математическую или какую-либо иную формулу, и обратиться к текущей жизни, к житейскому опыту.
Мужчина и женщина. Что связывает и объединяет их? Что общего между ними, что есть то, что не просто связует их, а делает их одним существом? Где та основа, которая дает нам возможность сказать, что оба они одна плоть?
Раздельность полов отнюдь не специфика только человека. Она характерна для всей органической жизни, для всех тварей от самых низших и до самых высших.
Раздельность полов – это необходимое условие для предотвращения могущего возникнуть ненужного обособления в пределах одного и того же рода. Иными словами, раздельность полов не есть какая-то особая тайна, о которой нужно было бы говорить в Откровении.
Было бы несправедливым упрекать всех наших отечественных богословов в буквальном, то есть слишком примитивном, понимании этого текста о ребре. Лучшие умы всегда понимали его в символическом смысле. Примером этому может служить суждение одного из виднейших толкователей Библии, жившего в прошлом веке, архиеп. Иннокентия Херсонского. «Ребро и кость, – пишет он, – здесь не есть что-то простое; она должна обозначить целую половину существа, отделившуюся от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит, и это тайна; явно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида, мужа и жену» (Арх. Иннокентий. О человеке; цит. по «Столпу» свящ. П. Флоренского, прим. 260).
Как видим, этот известный богослов, будучи человеком XIX века, еще не может полностью отойти от буквального понимания данного текста. Однако он настойчиво проводит ту мысль, что ребро не есть просто одна из костей скелета мужчины, но нечто, как он выражается, обозначающее половину человеческого существа. А как понимать слово обозначить? Не употребляя соответствующего слова, архиепископ фактически дает понять, что ребро есть не предмет, а символ. Но в его время еще трудно было говорить о символике. Дух XIX века был исполнен рационализма и критицизма.
Итак, глубокий смысл, выражаемый словом цела, состоит в том, что женщина есть равноценная и равнозначная, по своему достоинству, половина человеческого рода. Это – основная истина, которую раскрывает нам Откровение. Как выразить эту истину, не исказив ее, в условиях передачи Откровения в форме повествования о конкретных событиях? Моисей изложил эту истину в символической форме. Он мог говорить лишь о взятии ребра (цела) от человека, то есть избрал такое слово, которое для наивного сознания означало обычное ребро, а не абстрактное: половина. Цель Откровения – сообщить духовную истину, которую человек не может сам постичь. Поэтому Моисей, излагая Откровение, а не фантастику, не мог сказать, что Бог рассек человека надвое, чтобы сотворить ему, из половины его тела, жену. Это привело бы к мысли о каком-то неправдоподобном и совершенно фантастическом происшествии с человеком, после которого, тем не менее, он оставался таким же целым, как и до него.
Нам понятно, что должен быть какой-то предел в символике библейской речи – иначе она могла бы стать чем-то похожим на языческие мифы народов древности. Автор предвидел, что миф о рассечении андрогина не мог быть принят в христианские времена. Но символическое сказание об изъятии ребра, во время глубокого сна, не вызывало протестов.
На основе же существующего текста, хотя самый факт сотворения женщины изложен в виде некоего особого, единичного чуда, но все же внимание читающих это сказание во все времена – от седой древности и до наших дней – концентрировалось не на акте изъятия ребра, а на основной мысли о единстве тела у мужчины и женщины, на том, что женщина создана из той же плоти, что и мужчина. Оба они одна плоть. В этом глубокий нравственный смысл всего повествования.
«Одна плоть»
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2:22–24 ).
Бог приводит жену к человеку не во время его тардемы, а когда он уже пробужден.
Итак, слова человека: плоть от плоти моей сказаны не в состоянии сна, а в состоянии ясного сознания. Все отношения между полами, зачинаясь как бы воспоминанием о том сне, когда оба они, на заре творения, были еще одним организмом, все же далее проходят по большей части уже в сфере сознания. В сфере сознания фиксируются и все чисто социальные отношения между мужчиной и женщиной.
Жена приведена Богом к человеку. Она дана Богом. Она – существо богоданное, то есть нечто священное для мужчины. Она приведена к нему одна. Тем самым утверж дается моногамия. Она приведена к нему как помощница, а не как раба, не как нечто ему полностью подвластное. Она – половина его существа. Она не может быть уравнена ни с какой из тех тварей, которыми обладает человек. Это подчеркнуто в тексте. Об этом только что было сказано в предыдущих строках, где говорилось о животных, среди которых не нашлось никого, соответственного человеку.
Таинственная связь мужчины и женщины, получившая благословение Божие до грехопадения, то есть в истинном идеале человеческой жизни, выражена в кратких, но исключительно сильных словах Адама: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]».
Это – первая песнь любви, песнь, которая звучит по всему лицу Земли и ныне. И будет звучать, пока живут на Земле мужчины и женщины. Полны глубокого смысла и следующие слова Адама: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, – и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2:25 ).
Если бы в Откровении шла речь о создании Адама как первого по счету человека, то он не мог бы произнести этой фразы о семейных отношениях, об отце и матери. Эти слова звучат всегда от имени Адама-Всечеловека. Это видно и из того, что Христос повторяет эти слова уже Сам от Себя, как божественную истину ( Мф. 19:5 ; Мк. 10:7, 8 ).
Женщина сотворена из ребра человека, то есть из той части, которая ближе к сердцу. Изъяв у человека ребро для сотворения женщины, Бог прикрыл это место плотию. И в этом обнаруживается глубокий смысл: ставши обнаженным, сердце мужчины было покрыто плотию – поэтому естественное влечение мужчины к нравящейся ему женщине связано с плотским стремлением быть ее мужем.
Итак, Адам-Всечеловек фактически разделен на два пола, составляющие одно целое человечество. Оба пола суть две половины человеческого рода.
Вся жизнь на Земле походит на колоссальный горный массив – живой, но как бы спящий, широкий в основании и суживающийся к верху. На вершине этого темного и, как бы спящего, конуса ярким вулканом пылает человеческая жизнь, горит свет сознания, пробивающийся из глубинных недр.
Мужчины и женщины творят на этой вершине историю человечества. В замысле Божием о жизни человека в раю эта история мыслилась как идеальное гармоническое единство мужского и женского пола. О том, как искаженно и трагично протекает эта история после грехопадения, рассказывается в третьей главе Книги Бытия.
«Тардема» и «Экстасис»
Тардема – это глубина души. Экстасис – это ее высота. Это как бы два полюса души, связуемые единой осью.
Душу человека, ее таинственную сущность можно уподобить и глубокому колодцу, из неведомых истоков которого исходят все влечения человека, и наоборот, вершине конуса, означающего весь организм.
Свет из тьмы. Над черной глыбой
Вознестися не могли бы
Если б в сумрачное лоно
Не впивался погруженный
Откуда рождается то, что мы именуем экстазом?
Брачные отношения можно изучать в социальном плане, по их поводу можно проводить различные демографические исследования. Однако причина брака есть влечение, идущее из глубин человеческого существа, из того, что Моисей именует тардема. Но, возникая из тардемы, половая любовь не остается темной и бессознательной. Она выходит на свет сознания. Бог приводит к Адаму жену, и пробудившийся Адам видит ее в свете дня. Не во сне, а в полном сознании он воспылал к ней любовью и произнес свои замечательные слова, свою песнь песней любви: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою мужа [своего], ибо взята от мужа».
Однако все же это экстаз любви существ разного пола. Дружеская любовь мужчины к мужчине может осуществляться только в ясной сфере сознания, без какого-либо, хотя бы малейшего влияния тардемы, иначе это был бы гомосексуализм, отвратительный по своей противоестественности.
Но любовь мужчины к женщине имеет свое основание именно в глубоком сне пола; проявляясь вплоть до состояний экстаза, или исступления (славянский перевод), она имеет основание в тардеме 42 .
Так, родившись в недрах тардемы, любовь завершается экстазом восторга. Таковы слова Откровения и такова, в идеале, и любовь мужчины и женщины. Экстаз есть завершение любви. Экстаз любви Ромео и Джульетты настолько прекрасен, что, читая эту повесть, забываешь о том, что люди созданы из плоти и крови, настолько здесь все духовно, настолько дух возвышается здесь над всем материальным.
Всюду видим одно: из недр тардемы вырастает исступление. Тардема порождает экстаз, гармонично укладывающийся в общий план окружающей жизни или же, в результате неблагоприятных условий, завершающийся трагично.
Всюду слышится исконная, возникающая в начале песнь любви Адама к приведенной ему Богом женщине: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]».
В этой изначальной песне любви тардема и экстасис (исступление) едины. Это хорошо поняли Семьдесят мудрецов, использовав в своем переводе античное слово экстасис, а не просто крепкий сон.
Первозданная нагота человека
Человек не стыдится сам перед собой своих естественных отправлений, ибо такова жизнь его тела. Супруги не стыдятся друг перед другом, ибо их тело едино. Они стыдятся лишь открыть перед другими то, что должно сохраняться в тайне их общего тела, особенно в момент зачатия нового человека. Они могут стыдиться лишь желания разорвать, развратить свое тело для связи с посторонним. Иными словами, они стыдятся лишь того, что Библия называет грехом. Человек в своей целостности сотворен Богом прекрасным. К нему в большей степени, нежели к другим формам творения, применима оценка Творца Его творению: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ).
«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2:25 ). Но вместе с тем человек должен понять, что его тело есть ограничение. Человек ограничен телом и не может выйти из него. Это ограничение показывает, насколько человек по природе своей мал перед Богом.
Но эта малость по сравнению с беспредельным Богом естественна, и человеку нет оснований стыдиться своей малости, этой своей наготы перед Богом, ибо именно таким – нагим – он был сотворен и нагим вышел из чрева матери. Так малый ребенок не стыдится своей малости перед отцом.
Боязнь и стыд этой наготы у человека может возникнуть только после грехопадения, после нарушения данной ему заповеди. И когда он услышит голос Бога, то есть голос совести, тогда человеку дается увидеть свою извращенную природу, как наготу и воспринять ее, не как сравнительную малость, а как ничтожество, и это побуждает человека стыдиться этого состояния ничтожности. Так говорится в тексте о грехопадении: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги. и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» ( Быт. 3:7–8 ).
Платон в «Тимее» рассматривает женщину (наравне с животными), как продукт болезненного вырождения первозданного мужчины.
Этот миф об андрогинах, вероятно, был взят Платоном из преданий языческой древности. Весь он имеет характер явного вымысла и не чужд комизма, почему Платон и вкладывает его в уста Аристофана – поэта-комика, которого сами собеседники называют зубоскалом.
Нечто подобное есть и в еврейской Каббале в книге Зогар, то есть Книге Сияния. Творец рассек единого человека на две половины: мужскую и женскую. С тех пор эти половины ищут друг друга. Отсюда счастливые в несчастливые браки.
Интересующимся значением библейского слова плоть рекомендуем просмотреть ряд текстов, наиболее яркими из которых будут следующие:
а) возвышенное значение: Ин. 1, 14; 6, 51 ;
б) чисто физиологический смысл: Быт. 40, 19 ;
Все произведения искусства рождаются из тардемы, а не из рассудка, то есть совершенно иначе, чем учебники. Они не складываются из кирпичиков знания, а вырываются откуда-то из глубины. Рассудок здесь как бы спит, но, просыпаясь, любуется, подобно проснувшемуся Адаму, тем, что возникло из глубинных недр души. Разве скрябинская «Поэма экстаза» родилась из разума, а не в тардеме души? Экстаз, вырвавшийся вовне, зародился в глубоком сне его «я». Так и все произведения искусства.
Вся жизнь человеческая, если на нее смотреть с точки зрения взаимоотношения полов, полна романтики и, вместе с тем, полна трагизма. Но он возникает в силу наличия в человеке исконной порчи от грехопадения –как в его личной жизни, так и в жизни социальной. Романтика любви Ромео и Джульетты прекрасна, но оба они гибнут из-за идущей извне вражды. Романтика любви Тристана и Изольды прекрасна. Но опять все рушится из-за неблагоприятных внешних обстоятельств. Прекрасна, но жутка индийская повесп о любви Наля к Дамаянти. Здесь трагизм возникает из-за внутренне присущего Налю порока. Еще более трагична любовь Парфена Рогожина к Настасье Филипповне, завершающаяся убийством.
Это хорошо поняли античные скульпторы, чем и обеспечили земное бессмертие своим произведениям. В противоположность этому, обреченная на гибель культура ацтеков и майя создала только уродов.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»