для чего читать художественную литературу
Для чего читать художественную литературу
Каждый раз, когда я встречаю своего старшего брата, который занимается бизнесом и читает в основном нон-фикшн, наш разговор заканчивается спором: он искренне недоумевает, зачем я «трачу время» на художественные книги. Мол, в этих выдуманных историях нет никакого смысла — только бесполезная трата времени. Ничему не научишься, ничего не узнаешь, а если хочешь развлечься, то проще фильм посмотреть. Каждый раз моему удивлению нет предела.
Но я задумалась: а что если таких людей, которые не любят «художку», много? И решила написать о том, что дает мне художественная литература и почему я ни на что её не променяю.
Эмпатия
Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.
Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями.
Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе.
Образное мышление
В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех. Не скажу, что это правильно (сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями), но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое.
Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя (правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе). Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид. Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее.
Культурные коды
История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни. Узнавать, отыскивать и замечать их — это занятие, которое расширяет кругозор и приносит невероятное удовольствие.
Например, увидев где-нибудь на обложке старуху и подозрительного человека с топором, вы вспомните «Преступление и наказание». Женщина и паровоз станет ассоциацией с «Анной Карениной». Классические персонажи, вроде Робинзона Крузо, Дон Кихота и Одиссея, тоже наверняка будут вам понятны.
Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Скорее это минимум, который помогает видеть мир объемнее, интереснее, разнообразнее. Понимать отсылки, смеяться над шутками, видеть, как жизнь меняется или, напротив, остается прежней.
Словарный запас
Художественная литература — пожалуй, самый приятный способ сделать свой словарный запас больше и разнообразнее. Избавиться от канцеляризмов и шаблонных фраз. Быстро формулировать мысли и без труда писать тексты. Я говорю совершенно серьезно: для меня это лучший источник пополнения словарного запаса.
Да одна только русская литература может заполнить копилку с новыми словами почти мгновенно! Фармазон, шлафор, аониды, зипун, алкать, бельведер и балясничать — пусть некоторые уже стали устаревшими, они могут здорово обогатить речь и придать ей особый колорит.
В 2013 даже проводили исследование, которое показало, как художественная литература влияет на словарный запас. Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Впечатляет.
Терапия
В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность. Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций. И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше. Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги.
Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове. Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий. И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.
Чем полезна художественная литература: 4 причины читать романы, сказки и стихи
Мы всё чаще отдаем предпочтение нехудожественным книгам: за пять лет продажи научпопа выросли на 80%. Какой прок от беллетристики, если это всего лишь плод чьего-то воображения? Люди часто воспринимают фикшн как легкий развлекательный формат, что-то второстепенное и даже глупое. Но не погорячились ли мы, списав со счетов целый пласт культуры? Объясняем, почему не стоит недооценивать литературу и как она помогает читателям занимать свое место в обществе, проходить психотерапию и избавляться от стресса.
Зачем писатели сочиняют
Для начала разберемся, для чего авторы вообще создают свои тексты. Джордж Оруэлл в эссе «Почему я пишу» приводит четыре своих личных мотива. Вероятно, многие другие литераторы подписались бы под его словами.
1. Чистый эгоизм
Многим знаком зуд творческих амбиций, желание всех превзойти, а порой стремление доказать другим, что ты лучше, чем они думают. Неудивительно, что многие книги оказываются плодом такого тщеславия. По легенде, первый роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» Агата Кристи написала на спор: ее старшая сестра утверждала, что детектив — слишком сложный жанр.
2. Эстетический экстаз
Формула «искусство ради искусства» работает и в литературе: писатель может писать ради собственного эстетического наслаждения. Ему могут доставлять удовольствие попытки выразить красоту мира.
Марсель Пруст в цикле «В поисках утраченного времени» рассуждает об эстетике и творческом методе. В романе «В сторону Свана» рассказчик с детства хотел быть писателем. Попытки придумать произведение на философскую тему его утомляли, а вот описание своих вовсе не интеллектуальных, но живых впечатлений радовало и наполняло его.
Так и Пруст стремился вовлечь читателя в переживание неуловимой красоты мира. Он полагал, что главная задача творца — помочь другим переработать в подсознании впечатления жизни, чтобы получить доступ к своим чувствам. Поэтому один из знаменитых образов прустовской прозы — это печенье. Его запах и вкус запускают в герое мощный поток воспоминаний и переживаний о времени, ушедшем в прошлое.
Иногда предметом эстетического наслаждения становится не только содержание, но и форма: ритмы предложений, подбор слов и даже любимый шрифт и идеальная ширина полей могут быть главной целью автора.
3. Исторический импульс
Писатели могут создавать художественные произведения, желая поделиться правдивыми фактами и помочь читателям увидеть исторические события по-новому. Набивший нам в школе оскомину роман «Капитанская дочка» был плодом долгих и скрупулезных исследований пугачевского бунта на основании исторических документов. Зачем Пушкин стал историком? Чтобы осмыслить сотрясавшие Европу (и приближавшиеся в Российской империи) революции 1830-х годов.
Литература может быть и документальной. Белорусская писательница Светлана Алексиевич, получившая в 2015 году Нобелевскую премию по литературе, в цикле «Голоса утопии» описывает жизни и судьбы реальных людей, которые пережили страшные события. Одна из ее книг «У войны не женское лицо» раскрывает неизвестную ранее сторону Великой Отечественной войны.
Алексиевич рассказывает об известных по учебникам, книгам и фильмам событиях 1941–1945 годов через истории реальных женщин — причем не только тех, что воевали, но и санитарок, фронтовых поварих и прачек.
Александр Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» стремится показать, как жили люди в ГУЛАГе на самом деле. Но нельзя воспринимать его лагерную прозу как хронику. Солженицын писал на волне развенчания культа личности Сталина, и его тексты, конечно, политически заряжены стремлением изменить взгляд общества на устройство СССР.
4. Политическая цель
Писатели могут использовать художественную форму, чтобы стимулировать общество к переменам: они обличают правителей и режим, создают сатиру на политическое устройство или нравы современников. Сам Оруэлл свою знаменитую антиутопию «1984» посвятил критике тоталитаризма в целом и политического режима СССР в частности. Но роман остается популярным и спустя 70 лет (а по данным сервиса аудиокниг Storytel, книга на 6-м месте по прослушиванию) и обретает новую актуальность во времена цифровой слежки.
Читайте также
Политический и исторический импульсы трудно разделить: редко когда автор художественной литературы станет копаться в исторических документах, чтобы написать максимально объективный учебник. История часто становится поводом поговорить о современном обществе. А иногда за исторической реконструкцией прячутся психологические или философские рассуждения.
Возьмем «Три товарища» Ремарка и «Путешествие на край ночи» Селина — два произведения о Первой мировой войне. Ремарк порицает общество, показывая жертв войны — молодых людей, вынужденных рисковать жизнью и лишенных возможности быть счастливыми. А Селин не делит людей на плохих и хороших: мир прогнил изнутри, добра не существует и никого не жаль.
Оруэлл, конечно, упомянул только малую часть причин. Достоевский, например, часть своих произведений писал, чтобы рассчитаться с карточными долгами, но и не только: создавая свои романы, он искал ответы на религиозно-философские вопросы. Вероятно, поэтому при чтении его книг трудно отделаться от ощущения, что писатель через своих персонажей спорит сам с собой.
Генри Миллер и вовсе беззастенчиво использовал десятки страниц в перерывах между действиями персонажей, чтобы пофилософствовать. А певец быта Чарльз Буковски, наоборот, стремился показать жизнь «одноэтажной Америки» без витиеватых украшательств, со всеми подробностями вроде одинокой блевоты на ковролине.
Зачем важно это знать?
Зная цель писателя, легче понять, какие ценности транслирует его книга.
Филолог и литературовед Сергей Лавлинский отмечает: ситуация, когда литература не близка читателю, типична. Так бывает, когда позиция автора не совпадает с вашим личным опытом или произведение не отвечает ожиданиям.
Вам кажется, что худлит бесполезен? Возможно, вы выбирали книги случайно: не все популярные или известные произведения подойдут именно вам. А вполне созвучная вашим ценностям книга, прочитанная в неподходящее время, может показаться мусором или занудством.
Выбрать «ту самую книгу» может быть трудно, но в случае с художественной литературой отбор необходим. Здесь помогут сервисы с отзывами реальных читателей, похожих на вас.
Чем полезен фикшн: мнение науки
Развиваем эмоциональный интеллект
Ученая Диана Тамир исследовала, как во время чтения работает мозг людей с различными книжными предпочтениями. Оказалось, что любители художественной литературы лучше распознают эмоции. Британский психолог Кит Оутли в 2016 году выяснил, почему так происходит.
Одной группе участников эксперимента предложили прочитать художественное произведение целиком, а другой — его краткое содержание. Люди из первой группы сильнее сопереживали персонажам.
В чем же дело? Читателям оригинального текста пришлось сопоставлять свой эмоциональный опыт с описанным в книге, самим интерпретировать прочитанное и делать выводы. Людям из второй группы просто пересказали, что чувствует героиня, избавив их от сопереживания и необходимости делать свои выводы.
Как чтение художественных книг может развивать эмпатию? Ведь так мы не взаимодействуем с реальными людьми, а просто читаем слова!
Ученая из Бостона Лиза Барретт считает, что чувства не даны нам с рождения, а приобретаются с опытом:
С точки зрения Барретт, переживание не существует без его описания. Например, однажды на свидании она вдруг почувствовала страсть к парню, к которому прежде была равнодушна: у нее разгорелись щеки, закружилась голова и появились странные ощущения в животе. Оказалось, что это была не влюбленность, а высокая температура и грипп — но из-за контекста «романтическое свидание» девушка неверно интерпретировала ощущения в теле.
Прошлый опыт, с которым мы сравниваем нынешние ощущения, изменить нельзя. Зато можно находить больше названий для различных эмоций и комплексов телесных ощущений. Эмоциональный интеллект развивается, когда в активном словаре человека становится больше слов, обозначающих переживания. Если названия эмоций ограничиваются только «печалью» и «радостью», человек хуже определяет свои чувства и менее эффективно подстраивается под разные ситуации.
Чем больше мы знаем названий эмоций, чем точнее слова соответствуют ощущениям — тем лучше мы прогнозируем и принимаем решения.
Простой способ расширить свой словарь чувств — учить новые выражения. Когда мы читаем художественную литературу, то лучше запоминаем точные формулировки, тем самым развивая эмоциональный интеллект.
А вот о том, связано ли чтение фикшна с уровнем умственных способностей, исследований немного. Ученые опросили 1000 студентов из Ганы, и 86% из них заявили, что такая связь есть. Кроме того, студенты с более высокими навыками чтения лучше воспринимали информацию и более четко и понятно выражали свое мнение.
Переживаем эмоции в безопасности
Ученые выяснили: когда мы читаем вымышленные истории, в теле возникает физиологическое возбуждение, как при любом эмоциональном всплеске. Но при этом, как заявили участники эксперимента, эмоции переживаются не так ярко, как в реальности. Получается, что благодаря литературе мы можем испытывать эмоции, но не переживать стресс.
Например, мы читаем отрывок из «Гарри Поттера», в котором Беллатриса убивает Сириуса Блэка. В этот момент мы сочувствуем Гарри, но не рвем на себе волосы от того, что жизнь так несправедлива. То есть испытываем безопасные эмоции.
А вот новости о тревожных происшествиях вызывают сильные чувства, стресс и раздражение. То есть дело не в том, что мы получили информацию из текста, а в том, воспринимаем ли мы события как реальные или как выдуманные.
Читая сочиненную кем-то историю, мы не должны думать о том, что предпринять и как правильно реагировать в реальной жизни. Эмпатия по отношению к персонажу книги не требует альтруистичных поступков. Когда мы видим бездомного, просящего милостыню, но помочь ему не можем, то испытываем стыд, проходя мимо. Но если мы читаем историю о вымышленном нищем, мы не чувствуем ответственности, потому что на ход воображаемых событий повлиять не способны.
Чтение не только не вызывает стресс, но и может снижать его уровень. Исследования показали, что уровень кортизола (гормона стресса) во время чтения художественной литературы снижается примерно так же, как во время медитации.
Помогает в психотерапии
Существует метод библиотерапии : специалист подбирает клиенту список книг, которые помогут ему справиться с душевными трудностями или облегчить состояние при некоторых ментальных расстройствах. Пациент читает книги, ведет читательский дневник, отмечает эмоционально заряженные для него отрывки и обсуждает их с терапевтом.
Основные цели библиотерапии — помочь человеку увидеть, как с похожими проблемами сталкивались другие. Справляясь с трудностями, персонаж (и читатель) растет над собой и формирует новые убеждения и ценности.
Библиотерапия может быть эффективна при лечении некоторых эмоциональных проблем. В 2011 году в рамках исследования специалисты проводили занятия по чтению с младшеклассниками, которым было трудно общаться и адаптироваться к школе. Педагог акцентировал внимание детей на чувствах и мыслях героев, предлагал им порассуждать о них. Спустя два месяца эти дети показали более высокий результат в своем когнитивном и эмоциональном развитии.
Читайте также
Человеку может быть невыносимо больно и страшно погружаться в свою проблему и говорить о ней прямо.
Сказка помогает говорить о самых трудных событиях отстраненно. В сказочных поворотах человек может найти эмоциональный ресурс и пути решения реальной проблемы.
Сказкотерапия работает и для детей, и для взрослых. Малышам психологи часто предлагают придумать свою сказку на заданную тему: в таких историях отражаются личные переживания, которые ребенок может проработать в игре с помощью психолога. Сказки помогают детям справиться с агрессией, научиться осознавать и принимать свои эмоции, понимать причины своего поведения и даже реакции других людей, поиграв от их лица.
Например, одна клиентка Сьюзен Форвард написала историю о веточке плюща (это сама женщина), на которую злой король (ее отец) посылал заклятья. В финале крестная фея (психолог) вырвала с корнем эту веточку и унесла из «долины печали». Такой взгляд на свою жизнь может дать силы тогда, когда кажется, что помощи ждать неоткуда.
Приносит удовольствие и успокаивает
В состоянии потока искажаются чувство времени и самосознание: теряется ощущение времени и места, собственное «я» отходит на второй план. Читая увлекательную книгу, мы находимся в потоке. Тогда включается активная визуализация: мы отчетливо представляем всё, о чем читаем.
Поначалу чтение может казаться трудной задачей, ведь мозгу придется поднапрячься, чтобы сконцентрироваться на буквах. А когда речь идет о художке, еще и польза не очевидна и мотивации может быть недостаточно. Но если преодолеть инерцию и позволить тексту захватить воображение, мы начинаем отдыхать и получать удовольствие. Люди, которые по-настоящему кайфуют от чтения, одной из причин называют возможность отвлечься и уйти от бытовых хлопот.
Возможно, именно поэтому, несмотря на постоянный рост спроса на нон-фикшн, художественная литература всё еще популярна среди читателей. По словам Дмитрия Яронова, директора по маркетингу департамента художественной литературы издательства «АСТ», фикшн занимает около 21% рынка, а прикладная — всего 13,5%. Больше всего читают современную прозу, а также фантастику и фэнтези — жанры, которые, возможно, лучше других помогают забыть о реальности.
Сергей Лавлинский, доцент РГГУ, филолог и литературовед:
«Литература дает человеку возможность посмотреть на мир с разных точек зрения, обнаружить в себе что-то новое. В чужом обнаруживаешь свое, а в своем — чужое. Во время чтения читатель сотворит с автором».
Чтение художественной литературы — творческий процесс. Потребление нон-фикшна можно сравнить с лекцией эксперта, на которой мы только сидим, слушаем и запоминаем. А художественное произведение больше напоминает семинар, где можно прислушиваться к разным мнениям, принимать разные стороны, дискутировать и задавать вопросы, размышления над которыми принесут плоды и после того, как книга будет прочитана.
Почему нужно читать книги: аргументы из литературы
Чтение в жизни играет огромную роль. Книги помогают узнать что-то новое, поддержать беседу или блеснуть эрудицией в компании. Но сами писатели видят в литературе и неочевидные бонусы. Читающий человек редко чувствует себя одиноким, с помощью хорошей истории может быстро отвлечься от гнетущих мыслей, лучше понимает мир и окружающих его людей. Все эти примеры есть в книгах. Мы решили их вспомнить.
Избежать одиночества
Книга не только лучший подарок, но иногда и отличный друг. Во всяком случае, в компании литературных героев вы никогда не почувствуете себя одиноким. Холден Колфилд, трудный подросток из романа «Над пропастью во ржи», сложно сходится с людьми, зато читает взахлеб и мечтает пообщаться с писателями. Вот как литературный герой объясняет, почему нужно читать книги:
«. увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Но это редко бывает. Я бы с удовольствием позвонил этому Дайнсену, ну и, конечно, Рингу Ларднеру, только Д. Б. сказал, что он уже умер. А вот, например, такая книжка, как „Бремя страстей человеческих“ Сомерсета Моэма, — совсем не то. Я бы скорее позвонил покойному Томасу Харди. Мне нравится его Юстасия Вэй»
Быстро избавляться от дурных мыслей
И это еще одна привилегия читающих людей. Хорошие истории действительно помогают избавиться от негатива и настроить себя на иной лад. Если вас одолела хандра, последуйте примеру Григория Печорина, который в ночь перед дуэлью читает роман Вальтера Скотта:
«Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были „Шотландские пуритане“; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом. Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит его книга. »
Еще раньше Лермонтова аргументы в пользу книг приводят герои Пушкина:
«. Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“».
К распитию алкоголя мы вас не призываем, а вот бессмертной пьесы Бомарше часто бывает достаточно, чтобы развеяться.
Поверить в лучшее
Почти все положительные литературные герои в какой-то степени мечтатели, даже если их характер говорит об обратном. И это совсем неплохо, во всяком случае, они не теряют самообладание и веру в лучшее, даже если сталкиваются с непреодолимыми, казалось бы, ситуациями.
Многие сильные женские персонажи любят помечтать над книгами: Джейн Эйр в детстве обожала «Робинзона Крузо», Молли Гибсон из «Жен и дочерей» ждет нового романа Вальтера Скотта, а про Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение») говорится, что «она много читает и не признает других удовольствий».
Найти цель в жизни
«Бороться, искать, найти и не сдаваться» — под таким девизом живет Саня Григорьев из знаменитого каверинского романа «Два капитана». У мальчика не было книг, и вместо сказок ему читали письма участников полярной экспедиции, что и определило его дальнейшую судьбу. Сегодня подобные письма можно прочесть в биографических сборниках, и для этого не нужно искать клад в виде сумки почтальона.
Вообще, книга может быть и самоцелью. Так, героиня Маркуса Зусака, Лизель Мемингер, рисковала свободой, спасая литературные произведения от уничтожения нацистами, а Флоренс Грин сделала книжный магазинчик главным делом жизни.
Лучше узнать мир и людей
Ну и чуть-чуть занудства напоследок. Мы можем привести множество аргументов из литературы, почему нужно читать книги, но самой яркой иллюстрацией, пожалуй, станет мир без книг вовсе. В романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» люди потеряли связь не только с интеллектуальным прошлым цивилизации, но и друг с другом, так как их разум способен только на пустые, ничего не значащие разговоры.
«Всё, что вы ищете, Монтэг, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познаёт через книгу»
Зачем читать художественную литературу, если вы во всем ищете эффективность?
Бесплатный курс психотерапии, умение хорошо писать и расширение кругозора
Еще не так давно краткие пересказы книг были популярны среди школьников и студентов. Сегодня все больше получают распространение сервисы по подписке, которые делают для очень занятых людей выжимки самого полезного нон-фикшна. То есть в погоне за эффективностью у успешных людей сегодня не просто нет времени читать прозу или поэзию (про это даже не идет речь), но и всяческий научпоп и бизнес-литература теперь востребованы лишь в «усушенном» виде. Потому что некогда читать 600 страниц! Журналист и автор телеграм-канала о книгах Илья Клишин уверяет: даже в категориях максимальной эффективности можно найти несколько весомых аргументов за чтение старого доброго романа или старинной поэмы.
1. Книги развивают эмпатию и эмоциональный интеллект
В XXI веке эмпатия становится товаром. От армии психотерапевтов, коучей и консультантов люди хотят, прежде всего, направленного внимания к их заботам и проблемам. Способность к эмпатии к тому же помогает строить здоровые отношения: романтические, дружеские и рабочие, а также эффективно вести бизнес.
Скажем просто — все любят эмпатичных людей и при этом мало кто сегодня умеет нормально проявлять это чувство. Прокачать эмпатию — ценный навык для нашего времени, и не только из гуманистических, но и вполне из корыстных соображений.
Хорошая художественная литература, то есть не та, что привлекает внимание хитро закрученным сюжетом, детективными загадками или «мыльной оперой», позволяет не просто очутиться в голове автора. Она еще дает возможность прожить сотни жизней вместо одной вашей — вместе с литературными героями.
Каждая проживаемая с романом или рассказом воображаемая история создает у нас в голове новые нейронные связи, как если бы этот опыт реально происходил с вами. Точно так же, когда вы накручиваете себя на тему предстоящего тревожного разговора, у вас уже выделяется вполне реальный кортизол, хотя этот разговор еще даже не состоялся в действительности.
Книга дает возможность побывать древнеримским легионером, средневековым рыцарем и русским дворянином, любовницей и брошенной женой, повесой и бродягой, стариком или даже лошадью без какой бы то ни было магии или машины времени. Вы, конечно, можете объехать сами весь мир и поработать на сотне работ, но вы, как и я, ограничены биологически одной жизнью. Книги же позволяют к вашему опыту, неважно, богатому или бедному, добавить чужой.
Нон-фикшн крайне редко дает такую глубокую интроспекцию, разве что в самых замечательных биографиях или автобиографиях. Этот вид литературы служит лишь инструментом к вашей жизни. Он не дает новых эмоций, не дает нового опыта, не учит эмпатии совершенно.
2. Хорошая история как курс психотерапии
Философы и лингвисты в XX веке потратили немало времени на то, чтобы изучить и структурировать все возможные истории, когда-либо рассказанные людьми. Так, «Морфология сказки», в которой русский исследователь Яков Пропп разбирает народные предания, сегодня лежит на каждом столе в студии Диснея, а приемы, описанные в «Тысячеликом герое» Джозефа Кэмпбелла, помогли Джорджу Лукасу создать вселенную «Звездных войн».
В своей книге Кэмпбелл сравнивает путешествие героя, которого что-то выдергивает из обыденного мира — и через все препятствия он отправляется за сокровищем, а потом возвращается домой, с современным курсом психотерапии.
Суть в том, что преодолев сложный путь — ногами ли к Дракону-под-горой или вглубь своего сознания — герой переживает в какой-то момент инсайт, он что-то понимает о себе и мире, что меняет его жизнь навсегда — но если не знать всего контекста «путешествия», обычно такие откровения звучат банально для тех, кто обыденный мир не покидал. Поэтому Иисус Христос говорит, что «нет пророка в своем отечестве», а соседи совершенно не понимают Бильбо Бэггинса, вернувшегося с драконьим золотом, но, главное, с знанием. Ведь их там не было.
Но художественная литература, повествующая о путешествии героя или героев, позволяет нам шаг за шагом пройти с ними этот путь и пережить этот момент катарсиса. Если мы были все время как бы рядом, возможно, даже заглядывая в их мысли, мы вполне поймем этот магический контекст осознания.
Повторю: странствие героя не обязательно предполагает буквально путешествие с драконами, русалками, злодеями и разбойниками. Литература проделала большой путь со времен «Одиссеи» и «Дон-Кихота» и сегодня для полномасштабного путешествия вполне достаточно вообще не покидать квартиры или офиса.
В любом случае, если вы будете следить не просто за хитросплетениями сюжета и приключениями, но еще и за «сюжетными арками» героев, как говорят киносценаристы, вы словно пройдете сотни полных курсов психотерапии (по цене одной книги — это довольно выгодная сделка).
И да, именно поэтому краткие пересказы это полнейшая ерунда, только если вы не школьник или студент. Из пересказа в духе «он многое пережил и понял, что надо собраться и жить здесь и сейчас» вы едва ли переживете вместе с героем алхимическое переживание.
3. Книги дают вам культурные коды
Мир вокруг нас состоит из культурных кодов. Любой человек в Европе, если увидит изображение 12 персонажей за длинным столом (даже если это будут Ленин и Микки-Маус), невольно подумает о Тайной вечере — даже если он не читал Библию. Любой русский, услышав про Анну Каренину, вспомнит про паровоз, даже если он никогда не читал этот роман Толстого. Это своего рода культурный минимум, который с одной стороны позволяет находиться в обществе, понимать шутки и отсылки.
Речь не просто про то, чтобы вы на следующей вечеринке блеснули познаниями или продемонстрировали начитанность на очередном свидании, хотя для многих, чего уж там, и это очень важно.
Чем больше у вас есть культурных кодов в запасе, тем глубже и любопытнее вы можете познавать мир вокруг вас — от музыки до архитектуры. Мир есть текст, говорят современные философы и, возможно, они правы. Если вы можете считать в 10 раз больше кодов, мир становится в 100 раз интереснее. Мир напоминает постоянное разгадывание загадок и головоломок. Вы понимаете, что видите перемигивание эпох и творцов, в них живших.
4. Книги дают образность и свежесть вашему мышлению
Еще 20-30 лет назад писать надо было абсолютному меньшинству людей, которые занимались этим профессионально, — писателям, сценаристам, журналистам, копирайтерам и так далее.
Сегодня с распространением социальных сетей писать, так или иначе, стали все или почти все. И очень часто от этого зависят и карьера человека, и успех его других начинаний. Уметь хорошо и ясно выражать свои мысли, к сожалению, не сводится только к тому чтобы «писать и сокращать» (хотя это тоже важно).
Дело в том, что большинство людей вообще мало рефлексируют над тем, как они пишут. Поэтому они используют много канцеляризмов (в данном отношении, в отсутствие необходимости, имеет место быть), с которыми текст кажется как бы весомей и серьезней, но на самом деле становится нечитаемым. А кроме этого, они обильно приправляют текст штампами и клише (как в рот воды набрал, черное золото, без шума и пыли), которые всплывают в их памяти уже готовыми речевыми полуфабрикатами.
Чтение хорошей прозы и особенно поэзии на родном языке сильно развивает чувство языка вообще и обогащает ваш арсенал яркими метафорами и свежими выражениями.
5. Расширяет ваши кругозор и вокабуляр
Проведите эксперимент. Откройте любой роман на русском языке и прочитайте, например, одну главу, выписывая все слова, в точном значении которых вы как минимум не уверены, а также названия и явления, суть которых вам может быть не ясна.
Затем вы можете потратить немного времени со словарями и энциклопедиями, чтобы изучить, что все это значит. Скорее всего, в процессе вы не только узнаете что-то новое, но и отвлечетесь на какие-то смежные темы в диапазоне от участников Венского сецессиона до того, почему при Николае Первом запретили преподавать философию в университетах. Это нормально и даже замечательно. Предположим, вы бы читали только нон-фикшн, как бы вам пришло в голову почитать про модерн в Вене или вузы в России до отмены крепостного права? Скорее всего, никак. А так вы попутно получили новое знание — как своего рода иллюстрацию и контекст к истории, которую вы читаете.
P. S. Ну и последнее, уже без номера. Безусловно, это право каждого человека решать, что он будет и не будет читать. Никого нельзя подвергать шеймингу — в том числе и тех, кто сознательно решает вообще не читать прозу и поэзию. Но я хочу сказать, что постоянная погоня за эффективностью каждого вашего действия не обязательно всегда, но очень часто, ведет к тревожным расстройствам и невротизации.
Да, я попытался перечислить несколько аргументов, почему читать художественную литературу может быть «полезно». Но, если совсем честно, куда полезнее для душевного здоровья — научиться смотреть фильмы, играть в игры или читать книги (любые книги), без нервного клубка переживаний о том, эффективно ли вы тратите ваше драгоценное время.