для чего читать художественную литературу

Для чего читать художественную литературу

Каждый раз, когда я встречаю своего старшего брата, который занимается бизнесом и читает в основном нон-фикшн, наш разговор заканчивается спором: он искренне недоумевает, зачем я «трачу время» на художественные книги. Мол, в этих выдуманных историях нет никакого смысла — только бесполезная трата времени. Ничему не научишься, ничего не узнаешь, а если хочешь развлечься, то проще фильм посмотреть. Каждый раз моему удивлению нет предела.

Но я задумалась: а что если таких людей, которые не любят «художку», много? И решила написать о том, что дает мне художественная литература и почему я ни на что её не променяю.

Эмпатия

Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.

Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями.

Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе.

Образное мышление

В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех. Не скажу, что это правильно (сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями), но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое.

Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя (правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе). Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид. Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее.

Культурные коды

История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни. Узнавать, отыскивать и замечать их — это занятие, которое расширяет кругозор и приносит невероятное удовольствие.

Например, увидев где-нибудь на обложке старуху и подозрительного человека с топором, вы вспомните «Преступление и наказание». Женщина и паровоз станет ассоциацией с «Анной Карениной». Классические персонажи, вроде Робинзона Крузо, Дон Кихота и Одиссея, тоже наверняка будут вам понятны.

Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Скорее это минимум, который помогает видеть мир объемнее, интереснее, разнообразнее. Понимать отсылки, смеяться над шутками, видеть, как жизнь меняется или, напротив, остается прежней.

Словарный запас

Художественная литература — пожалуй, самый приятный способ сделать свой словарный запас больше и разнообразнее. Избавиться от канцеляризмов и шаблонных фраз. Быстро формулировать мысли и без труда писать тексты. Я говорю совершенно серьезно: для меня это лучший источник пополнения словарного запаса.

Да одна только русская литература может заполнить копилку с новыми словами почти мгновенно! Фармазон, шлафор, аониды, зипун, алкать, бельведер и балясничать — пусть некоторые уже стали устаревшими, они могут здорово обогатить речь и придать ей особый колорит.

для чего читать художественную литературу. Смотреть фото для чего читать художественную литературу. Смотреть картинку для чего читать художественную литературу. Картинка про для чего читать художественную литературу. Фото для чего читать художественную литературу

В 2013 даже проводили исследование, которое показало, как художественная литература влияет на словарный запас. Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Впечатляет.

Терапия

В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность. Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций. И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше. Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги.

Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове. Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий. И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.

Источник

Чем полезна художественная литература: 4 причины читать романы, сказки и стихи

Мы всё чаще отдаем предпочтение нехудожественным книгам: за пять лет продажи научпопа выросли на 80%. Какой прок от беллетристики, если это всего лишь плод чьего-то воображения? Люди часто воспринимают фикшн как легкий развлекательный формат, что-то второстепенное и даже глупое. Но не погорячились ли мы, списав со счетов целый пласт культуры? Объясняем, почему не стоит недооценивать литературу и как она помогает читателям занимать свое место в обществе, проходить психотерапию и избавляться от стресса.

Зачем писатели сочиняют

Для начала разберемся, для чего авторы вообще создают свои тексты. Джордж Оруэлл в эссе «Почему я пишу» приводит четыре своих личных мотива. Вероятно, многие другие литераторы подписались бы под его словами.

1. Чистый эгоизм

Многим знаком зуд творческих амбиций, желание всех превзойти, а порой стремление доказать другим, что ты лучше, чем они думают. Неудивительно, что многие книги оказываются плодом такого тщеславия. По легенде, первый роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» Агата Кристи написала на спор: ее старшая сестра утверждала, что детектив — слишком сложный жанр.

2. Эстетический экстаз

Формула «искусство ради искусства» работает и в литературе: писатель может писать ради собственного эстетического наслаждения. Ему могут доставлять удовольствие попытки выразить красоту мира.

Марсель Пруст в цикле «В поисках утраченного времени» рассуждает об эстетике и творческом методе. В романе «В сторону Свана» рассказчик с детства хотел быть писателем. Попытки придумать произведение на философскую тему его утомляли, а вот описание своих вовсе не интеллектуальных, но живых впечатлений радовало и наполняло его.

Так и Пруст стремился вовлечь читателя в переживание неуловимой красоты мира. Он полагал, что главная задача творца — помочь другим переработать в подсознании впечатления жизни, чтобы получить доступ к своим чувствам. Поэтому один из знаменитых образов прустовской прозы — это печенье. Его запах и вкус запускают в герое мощный поток воспоминаний и переживаний о времени, ушедшем в прошлое.

Иногда предметом эстетического наслаждения становится не только содержание, но и форма: ритмы предложений, подбор слов и даже любимый шрифт и идеальная ширина полей могут быть главной целью автора.

для чего читать художественную литературу. Смотреть фото для чего читать художественную литературу. Смотреть картинку для чего читать художественную литературу. Картинка про для чего читать художественную литературу. Фото для чего читать художественную литературу

3. Исторический импульс

Писатели могут создавать художественные произведения, желая поделиться правдивыми фактами и помочь читателям увидеть исторические события по-новому. Набивший нам в школе оскомину роман «Капитанская дочка» был плодом долгих и скрупулезных исследований пугачевского бунта на основании исторических документов. Зачем Пушкин стал историком? Чтобы осмыслить сотрясавшие Европу (и приближавшиеся в Российской империи) революции 1830-х годов.

Литература может быть и документальной. Белорусская писательница Светлана Алексиевич, получившая в 2015 году Нобелевскую премию по литературе, в цикле «Голоса утопии» описывает жизни и судьбы реальных людей, которые пережили страшные события. Одна из ее книг «У войны не женское лицо» раскрывает неизвестную ранее сторону Великой Отечественной войны.

Алексиевич рассказывает об известных по учебникам, книгам и фильмам событиях 1941–1945 годов через истории реальных женщин — причем не только тех, что воевали, но и санитарок, фронтовых поварих и прачек.

Александр Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» стремится показать, как жили люди в ГУЛАГе на самом деле. Но нельзя воспринимать его лагерную прозу как хронику. Солженицын писал на волне развенчания культа личности Сталина, и его тексты, конечно, политически заряжены стремлением изменить взгляд общества на устройство СССР.

4. Политическая цель

Писатели могут использовать художественную форму, чтобы стимулировать общество к переменам: они обличают правителей и режим, создают сатиру на политическое устройство или нравы современников. Сам Оруэлл свою знаменитую антиутопию «1984» посвятил критике тоталитаризма в целом и политического режима СССР в частности. Но роман остается популярным и спустя 70 лет (а по данным сервиса аудиокниг Storytel, книга на 6-м месте по прослушиванию) и обретает новую актуальность во времена цифровой слежки.

Читайте также

Политический и исторический импульсы трудно разделить: редко когда автор художественной литературы станет копаться в исторических документах, чтобы написать максимально объективный учебник. История часто становится поводом поговорить о современном обществе. А иногда за исторической реконструкцией прячутся психологические или философские рассуждения.

Возьмем «Три товарища» Ремарка и «Путешествие на край ночи» Селина — два произведения о Первой мировой войне. Ремарк порицает общество, показывая жертв войны — молодых людей, вынужденных рисковать жизнью и лишенных возможности быть счастливыми. А Селин не делит людей на плохих и хороших: мир прогнил изнутри, добра не существует и никого не жаль.

Оруэлл, конечно, упомянул только малую часть причин. Достоевский, например, часть своих произведений писал, чтобы рассчитаться с карточными долгами, но и не только: создавая свои романы, он искал ответы на религиозно-философские вопросы. Вероятно, поэтому при чтении его книг трудно отделаться от ощущения, что писатель через своих персонажей спорит сам с собой.

Генри Миллер и вовсе беззастенчиво использовал десятки страниц в перерывах между действиями персонажей, чтобы пофилософствовать. А певец быта Чарльз Буковски, наоборот, стремился показать жизнь «одноэтажной Америки» без витиеватых украшательств, со всеми подробностями вроде одинокой блевоты на ковролине.

Зачем важно это знать?

Зная цель писателя, легче понять, какие ценности транслирует его книга.

Филолог и литературовед Сергей Лавлинский отмечает: ситуация, когда литература не близка читателю, типична. Так бывает, когда позиция автора не совпадает с вашим личным опытом или произведение не отвечает ожиданиям.

Вам кажется, что худлит бесполезен? Возможно, вы выбирали книги случайно: не все популярные или известные произведения подойдут именно вам. А вполне созвучная вашим ценностям книга, прочитанная в неподходящее время, может показаться мусором или занудством.

Выбрать «ту самую книгу» может быть трудно, но в случае с художественной литературой отбор необходим. Здесь помогут сервисы с отзывами реальных читателей, похожих на вас.

Чем полезен фикшн: мнение науки

Развиваем эмоциональный интеллект

Ученая Диана Тамир исследовала, как во время чтения работает мозг людей с различными книжными предпочтениями. Оказалось, что любители художественной литературы лучше распознают эмоции. Британский психолог Кит Оутли в 2016 году выяснил, почему так происходит.

Одной группе участников эксперимента предложили прочитать художественное произведение целиком, а другой — его краткое содержание. Люди из первой группы сильнее сопереживали персонажам.

В чем же дело? Читателям оригинального текста пришлось сопоставлять свой эмоциональный опыт с описанным в книге, самим интерпретировать прочитанное и делать выводы. Людям из второй группы просто пересказали, что чувствует героиня, избавив их от сопереживания и необходимости делать свои выводы.

для чего читать художественную литературу. Смотреть фото для чего читать художественную литературу. Смотреть картинку для чего читать художественную литературу. Картинка про для чего читать художественную литературу. Фото для чего читать художественную литературу

Как чтение художественных книг может развивать эмпатию? Ведь так мы не взаимодействуем с реальными людьми, а просто читаем слова!

Ученая из Бостона Лиза Барретт считает, что чувства не даны нам с рождения, а приобретаются с опытом:

С точки зрения Барретт, переживание не существует без его описания. Например, однажды на свидании она вдруг почувствовала страсть к парню, к которому прежде была равнодушна: у нее разгорелись щеки, закружилась голова и появились странные ощущения в животе. Оказалось, что это была не влюбленность, а высокая температура и грипп — но из-за контекста «романтическое свидание» девушка неверно интерпретировала ощущения в теле.

Прошлый опыт, с которым мы сравниваем нынешние ощущения, изменить нельзя. Зато можно находить больше названий для различных эмоций и комплексов телесных ощущений. Эмоциональный интеллект развивается, когда в активном словаре человека становится больше слов, обозначающих переживания. Если названия эмоций ограничиваются только «печалью» и «радостью», человек хуже определяет свои чувства и менее эффективно подстраивается под разные ситуации.

Чем больше мы знаем названий эмоций, чем точнее слова соответствуют ощущениям — тем лучше мы прогнозируем и принимаем решения.

Простой способ расширить свой словарь чувств — учить новые выражения. Когда мы читаем художественную литературу, то лучше запоминаем точные формулировки, тем самым развивая эмоциональный интеллект.

А вот о том, связано ли чтение фикшна с уровнем умственных способностей, исследований немного. Ученые опросили 1000 студентов из Ганы, и 86% из них заявили, что такая связь есть. Кроме того, студенты с более высокими навыками чтения лучше воспринимали информацию и более четко и понятно выражали свое мнение.

Переживаем эмоции в безопасности

Ученые выяснили: когда мы читаем вымышленные истории, в теле возникает физиологическое возбуждение, как при любом эмоциональном всплеске. Но при этом, как заявили участники эксперимента, эмоции переживаются не так ярко, как в реальности. Получается, что благодаря литературе мы можем испытывать эмоции, но не переживать стресс.

Например, мы читаем отрывок из «Гарри Поттера», в котором Беллатриса убивает Сириуса Блэка. В этот момент мы сочувствуем Гарри, но не рвем на себе волосы от того, что жизнь так несправедлива. То есть испытываем безопасные эмоции.

А вот новости о тревожных происшествиях вызывают сильные чувства, стресс и раздражение. То есть дело не в том, что мы получили информацию из текста, а в том, воспринимаем ли мы события как реальные или как выдуманные.

Читая сочиненную кем-то историю, мы не должны думать о том, что предпринять и как правильно реагировать в реальной жизни. Эмпатия по отношению к персонажу книги не требует альтруистичных поступков. Когда мы видим бездомного, просящего милостыню, но помочь ему не можем, то испытываем стыд, проходя мимо. Но если мы читаем историю о вымышленном нищем, мы не чувствуем ответственности, потому что на ход воображаемых событий повлиять не способны.

Чтение не только не вызывает стресс, но и может снижать его уровень. Исследования показали, что уровень кортизола (гормона стресса) во время чтения художественной литературы снижается примерно так же, как во время медитации.

Помогает в психотерапии

Существует метод библиотерапии : специалист подбирает клиенту список книг, которые помогут ему справиться с душевными трудностями или облегчить состояние при некоторых ментальных расстройствах. Пациент читает книги, ведет читательский дневник, отмечает эмоционально заряженные для него отрывки и обсуждает их с терапевтом.

Основные цели библиотерапии — помочь человеку увидеть, как с похожими проблемами сталкивались другие. Справляясь с трудностями, персонаж (и читатель) растет над собой и формирует новые убеждения и ценности.

Библиотерапия может быть эффективна при лечении некоторых эмоциональных проблем. В 2011 году в рамках исследования специалисты проводили занятия по чтению с младшеклассниками, которым было трудно общаться и адаптироваться к школе. Педагог акцентировал внимание детей на чувствах и мыслях героев, предлагал им порассуждать о них. Спустя два месяца эти дети показали более высокий результат в своем когнитивном и эмоциональном развитии.

Читайте также

Человеку может быть невыносимо больно и страшно погружаться в свою проблему и говорить о ней прямо.

Сказка помогает говорить о самых трудных событиях отстраненно. В сказочных поворотах человек может найти эмоциональный ресурс и пути решения реальной проблемы.

Сказкотерапия работает и для детей, и для взрослых. Малышам психологи часто предлагают придумать свою сказку на заданную тему: в таких историях отражаются личные переживания, которые ребенок может проработать в игре с помощью психолога. Сказки помогают детям справиться с агрессией, научиться осознавать и принимать свои эмоции, понимать причины своего поведения и даже реакции других людей, поиграв от их лица.

для чего читать художественную литературу. Смотреть фото для чего читать художественную литературу. Смотреть картинку для чего читать художественную литературу. Картинка про для чего читать художественную литературу. Фото для чего читать художественную литературу

Например, одна клиентка Сьюзен Форвард написала историю о веточке плюща (это сама женщина), на которую злой король (ее отец) посылал заклятья. В финале крестная фея (психолог) вырвала с корнем эту веточку и унесла из «долины печали». Такой взгляд на свою жизнь может дать силы тогда, когда кажется, что помощи ждать неоткуда.

Приносит удовольствие и успокаивает

В состоянии потока искажаются чувство времени и самосознание: теряется ощущение времени и места, собственное «я» отходит на второй план. Читая увлекательную книгу, мы находимся в потоке. Тогда включается активная визуализация: мы отчетливо представляем всё, о чем читаем.

Поначалу чтение может казаться трудной задачей, ведь мозгу придется поднапрячься, чтобы сконцентрироваться на буквах. А когда речь идет о художке, еще и польза не очевидна и мотивации может быть недостаточно. Но если преодолеть инерцию и позволить тексту захватить воображение, мы начинаем отдыхать и получать удовольствие. Люди, которые по-настоящему кайфуют от чтения, одной из причин называют возможность отвлечься и уйти от бытовых хлопот.

Возможно, именно поэтому, несмотря на постоянный рост спроса на нон-фикшн, художественная литература всё еще популярна среди читателей. По словам Дмитрия Яронова, директора по маркетингу департамента художественной литературы издательства «АСТ», фикшн занимает около 21% рынка, а прикладная — всего 13,5%. Больше всего читают современную прозу, а также фантастику и фэнтези — жанры, которые, возможно, лучше других помогают забыть о реальности.

Сергей Лавлинский, доцент РГГУ, филолог и литературовед:

«Литература дает человеку возможность посмотреть на мир с разных точек зрения, обнаружить в себе что-то новое. В чужом обнаруживаешь свое, а в своем — чужое. Во время чтения читатель сотворит с автором».

Чтение художественной литературы — творческий процесс. Потребление нон-фикшна можно сравнить с лекцией эксперта, на которой мы только сидим, слушаем и запоминаем. А художественное произведение больше напоминает семинар, где можно прислушиваться к разным мнениям, принимать разные стороны, дискутировать и задавать вопросы, размышления над которыми принесут плоды и после того, как книга будет прочитана.

Источник

Почему нужно читать книги: аргументы из литературы

для чего читать художественную литературу. Смотреть фото для чего читать художественную литературу. Смотреть картинку для чего читать художественную литературу. Картинка про для чего читать художественную литературу. Фото для чего читать художественную литературу

Чтение в жизни играет огромную роль. Книги помогают узнать что-то новое, поддержать беседу или блеснуть эрудицией в компании. Но сами писатели видят в литературе и неочевидные бонусы. Читающий человек редко чувствует себя одиноким, с помощью хорошей истории может быстро отвлечься от гнетущих мыслей, лучше понимает мир и окружающих его людей. Все эти примеры есть в книгах. Мы решили их вспомнить.

Избежать одиночества

Книга не только лучший подарок, но иногда и отличный друг. Во всяком случае, в компании литературных героев вы никогда не почувствуете себя одиноким. Холден Колфилд, трудный подросток из романа «Над пропастью во ржи», сложно сходится с людьми, зато читает взахлеб и мечтает пообщаться с писателями. Вот как литературный герой объясняет, почему нужно читать книги:

«. увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Но это редко бывает. Я бы с удовольствием позвонил этому Дайнсену, ну и, конечно, Рингу Ларднеру, только Д. Б. ска­зал, что он уже умер. А вот, например, такая книжка, как „Бремя страстей человеческих“ Сомерсета Моэма, — со­всем не то. Я бы скорее позвонил покойному Томасу Харди. Мне нравится его Юстасия Вэй»

Быстро избавляться от дурных мыслей

И это еще одна привилегия читающих людей. Хорошие истории действительно помогают избавиться от негатива и настроить себя на иной лад. Если вас одолела хандра, последуйте примеру Григория Печорина, который в ночь перед дуэлью читает роман Вальтера Скотта:

«Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были „Шотландские пуритане“; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом. Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит его книга. »

Еще раньше Лермонтова аргументы в пользу книг приводят герои Пушкина:

«. Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“».

К распитию алкоголя мы вас не призываем, а вот бессмертной пьесы Бомарше часто бывает достаточно, чтобы развеяться.

Поверить в лучшее

Почти все положительные литературные герои в какой-то степени мечтатели, даже если их характер говорит об обратном. И это совсем неплохо, во всяком случае, они не теряют самообладание и веру в лучшее, даже если сталкиваются с непреодолимыми, казалось бы, ситуациями.

Многие сильные женские персонажи любят помечтать над книгами: Джейн Эйр в детстве обожала «Робинзона Крузо», Молли Гибсон из «Жен и дочерей» ждет нового романа Вальтера Скотта, а про Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение») говорится, что «она много читает и не признает других удовольствий».

Найти цель в жизни

«Бороться, искать, найти и не сдаваться» — под таким девизом живет Саня Григорьев из знаменитого каверинского романа «Два капитана». У мальчика не было книг, и вместо сказок ему читали письма участников полярной экспедиции, что и определило его дальнейшую судьбу. Сегодня подобные письма можно прочесть в биографических сборниках, и для этого не нужно искать клад в виде сумки почтальона.

Вообще, книга может быть и самоцелью. Так, героиня Маркуса Зусака, Лизель Мемингер, рисковала свободой, спасая литературные произведения от уничтожения нацистами, а Флоренс Грин сделала книжный магазинчик главным делом жизни.

Лучше узнать мир и людей

Ну и чуть-чуть занудства напоследок. Мы можем привести множество аргументов из литературы, почему нужно читать книги, но самой яркой иллюстрацией, пожалуй, станет мир без книг вовсе. В романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» люди потеряли связь не только с интеллектуальным прошлым цивилизации, но и друг с другом, так как их разум способен только на пустые, ничего не значащие разговоры.

«Всё, что вы ищете, Монтэг, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познаёт через книгу»

Источник

Зачем читать художественную литературу, если вы во всем ищете эффективность?

Бесплатный курс психотерапии, умение хорошо писать и расширение кругозора

для чего читать художественную литературу. Смотреть фото для чего читать художественную литературу. Смотреть картинку для чего читать художественную литературу. Картинка про для чего читать художественную литературу. Фото для чего читать художественную литературудля чего читать художественную литературу. Смотреть фото для чего читать художественную литературу. Смотреть картинку для чего читать художественную литературу. Картинка про для чего читать художественную литературу. Фото для чего читать художественную литературу

Еще не так дав­но крат­кие пе­ре­ска­зы книг были по­пу­ляр­ны сре­ди школь­ни­ков и сту­ден­тов. Се­го­дня все боль­ше по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние сер­ви­сы по под­пис­ке, ко­то­рые де­ла­ют для очень за­ня­тых лю­дей вы­жим­ки са­мо­го по­лез­но­го нон-фикш­на. То есть в по­гоне за эф­фек­тив­но­стью у успеш­ных лю­дей се­го­дня не про­сто нет вре­ме­ни чи­тать про­зу или по­э­зию (про это даже не идет речь), но и вся­че­ский на­уч­поп и биз­нес-ли­те­ра­ту­ра те­перь вос­тре­бо­ва­ны лишь в «усу­шен­ном» виде. По­то­му что неко­гда чи­тать 600 стра­ниц! Жур­на­лист и ав­тор те­ле­грам-ка­на­ла о кни­гах Илья Кли­шин уве­ря­ет: даже в ка­те­го­ри­ях мак­си­маль­ной эф­фек­тив­но­сти мож­но най­ти несколь­ко ве­со­мых ар­гу­мен­тов за чте­ние ста­ро­го доб­ро­го ро­ма­на или ста­рин­ной по­э­мы.

1. Кни­ги раз­ви­ва­ют эм­па­тию и эмо­ци­о­наль­ный ин­тел­лект

В XXI веке эм­па­тия ста­но­вит­ся то­ва­ром. От ар­мии пси­хо­те­ра­пев­тов, ко­учей и кон­суль­тан­тов люди хо­тят, преж­де все­го, на­прав­лен­но­го вни­ма­ния к их за­бо­там и про­бле­мам. Спо­соб­ность к эм­па­тии к тому же по­мо­га­ет стро­ить здо­ро­вые от­но­ше­ния: ро­ман­ти­че­ские, дру­же­ские и ра­бо­чие, а так­же эф­фек­тив­но ве­сти биз­нес.

Ска­жем про­сто — все лю­бят эм­па­тич­ных лю­дей и при этом мало кто се­го­дня уме­ет нор­маль­но про­яв­лять это чув­ство. Про­ка­чать эм­па­тию — цен­ный на­вык для на­ше­го вре­ме­ни, и не толь­ко из гу­ма­ни­сти­че­ских, но и вполне из ко­рыст­ных со­об­ра­же­ний.

Хо­ро­шая ху­до­же­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра, то есть не та, что при­вле­ка­ет вни­ма­ние хит­ро за­кру­чен­ным сю­же­том, де­тек­тив­ны­ми за­гад­ка­ми или «мыль­ной опе­рой», поз­во­ля­ет не про­сто очу­тить­ся в го­ло­ве ав­то­ра. Она еще дает воз­мож­ность про­жить сот­ни жиз­ней вме­сто од­ной ва­шей — вме­сте с ли­те­ра­тур­ны­ми ге­ро­я­ми.

Каж­дая про­жи­ва­е­мая с ро­ма­ном или рас­ска­зом во­об­ра­жа­е­мая ис­то­рия со­зда­ет у нас в го­ло­ве но­вые ней­рон­ные свя­зи, как если бы этот опыт ре­аль­но про­ис­хо­дил с вами. Точ­но так же, ко­гда вы на­кру­чи­ва­е­те себя на тему пред­сто­я­ще­го тре­вож­но­го раз­го­во­ра, у вас уже вы­де­ля­ет­ся вполне ре­аль­ный кор­ти­зол, хотя этот раз­го­вор еще даже не со­сто­ял­ся в дей­стви­тель­но­сти.

Кни­га дает воз­мож­ность по­бы­вать древ­не­рим­ским ле­ги­о­не­ром, сред­не­ве­ко­вым ры­ца­рем и рус­ским дво­ря­ни­ном, лю­бов­ни­цей и бро­шен­ной же­ной, по­ве­сой и бро­дя­гой, ста­ри­ком или даже ло­ша­дью без ка­кой бы то ни было ма­гии или ма­ши­ны вре­ме­ни. Вы, ко­неч­но, мо­же­те объ­е­хать сами весь мир и по­ра­бо­тать на сотне ра­бот, но вы, как и я, огра­ни­че­ны био­ло­ги­че­ски од­ной жиз­нью. Кни­ги же поз­во­ля­ют к ва­ше­му опы­ту, неваж­но, бо­га­то­му или бед­но­му, до­ба­вить чу­жой.

Нон-фикшн крайне ред­ко дает та­кую глу­бо­кую ин­тро­спек­цию, раз­ве что в са­мых за­ме­ча­тель­ных био­гра­фи­ях или ав­то­био­гра­фи­ях. Этот вид ли­те­ра­ту­ры слу­жит лишь ин­стру­мен­том к ва­шей жиз­ни. Он не дает но­вых эмо­ций, не дает но­во­го опы­та, не учит эм­па­тии со­вер­шен­но.

2. Хо­ро­шая ис­то­рия как курс пси­хо­те­ра­пии

Фи­ло­со­фы и линг­ви­сты в XX веке по­тра­ти­ли нема­ло вре­ме­ни на то, что­бы изу­чить и струк­ту­ри­ро­вать все воз­мож­ные ис­то­рии, ко­гда-либо рас­ска­зан­ные людь­ми. Так, «Мор­фо­ло­гия сказ­ки», в ко­то­рой рус­ский ис­сле­до­ва­тель Яков Про­пп раз­би­ра­ет на­род­ные пре­да­ния, се­го­дня ле­жит на каж­дом сто­ле в сту­дии Дис­нея, а при­е­мы, опи­сан­ные в «Ты­ся­че­ли­ком ге­рое» Джо­зе­фа Кэм­п­бел­ла, по­мог­ли Джор­джу Лу­ка­су соз­дать все­лен­ную «Звезд­ных войн».

В сво­ей кни­ге Кэм­п­белл срав­ни­ва­ет пу­те­ше­ствие ге­роя, ко­то­ро­го что-то вы­дер­ги­ва­ет из обы­ден­но­го мира — и че­рез все пре­пят­ствия он от­прав­ля­ет­ся за со­кро­ви­щем, а по­том воз­вра­ща­ет­ся до­мой, с со­вре­мен­ным кур­сом пси­хо­те­ра­пии.

Суть в том, что пре­одо­лев слож­ный путь — но­га­ми ли к Дра­ко­ну-под-го­рой или вглубь сво­е­го со­зна­ния — ге­рой пе­ре­жи­ва­ет в ка­кой-то мо­мент ин­сайт, он что-то по­ни­ма­ет о себе и мире, что ме­ня­ет его жизнь на­все­гда — но если не знать все­го кон­тек­ста «пу­те­ше­ствия», обыч­но та­кие от­кро­ве­ния зву­чат ба­наль­но для тех, кто обы­ден­ный мир не по­ки­дал. По­это­му Иисус Хри­стос го­во­рит, что «нет про­ро­ка в сво­ем оте­че­стве», а со­се­ди со­вер­шен­но не по­ни­ма­ют Биль­бо Бэг­гин­са, вер­нув­ше­го­ся с дра­ко­ньим зо­ло­том, но, глав­ное, с зна­ни­ем. Ведь их там не было.

Но ху­до­же­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра, по­вест­ву­ю­щая о пу­те­ше­ствии ге­роя или ге­ро­ев, поз­во­ля­ет нам шаг за ша­гом прой­ти с ними этот путь и пе­ре­жить этот мо­мент ка­тар­си­са. Если мы были все вре­мя как бы ря­дом, воз­мож­но, даже за­гля­ды­вая в их мыс­ли, мы вполне пой­мем этот ма­ги­че­ский кон­текст осо­зна­ния.

По­вто­рю: стран­ствие ге­роя не обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет бук­валь­но пу­те­ше­ствие с дра­ко­на­ми, ру­сал­ка­ми, зло­де­я­ми и раз­бой­ни­ка­ми. Ли­те­ра­ту­ра про­де­ла­ла боль­шой путь со вре­мен «Одис­сеи» и «Дон-Ки­хо­та» и се­го­дня для пол­но­мас­штаб­но­го пу­те­ше­ствия вполне до­ста­точ­но во­об­ще не по­ки­дать квар­ти­ры или офи­са.

В лю­бом слу­чае, если вы бу­де­те сле­дить не про­сто за хит­ро­спле­те­ни­я­ми сю­же­та и при­клю­че­ни­я­ми, но еще и за «сю­жет­ны­ми ар­ка­ми» ге­ро­ев, как го­во­рят ки­но­сце­на­ри­сты, вы слов­но прой­де­те сот­ни пол­ных кур­сов пси­хо­те­ра­пии (по цене од­ной кни­ги — это до­воль­но вы­год­ная сдел­ка).

И да, имен­но по­это­му крат­кие пе­ре­ска­зы это пол­ней­шая ерун­да, толь­ко если вы не школь­ник или сту­дент. Из пе­ре­ска­за в духе «он мно­гое пе­ре­жил и по­нял, что надо со­брать­ся и жить здесь и сей­час» вы едва ли пе­ре­жи­ве­те вме­сте с ге­ро­ем ал­хи­ми­че­ское пе­ре­жи­ва­ние.

3. Кни­ги дают вам куль­тур­ные коды

Мир во­круг нас со­сто­ит из куль­тур­ных ко­дов. Лю­бой че­ло­век в Ев­ро­пе, если уви­дит изоб­ра­же­ние 12 пер­со­на­жей за длин­ным сто­лом (даже если это бу­дут Ле­нин и Мик­ки-Маус), неволь­но по­ду­ма­ет о Тай­ной ве­че­ре — даже если он не чи­тал Биб­лию. Лю­бой рус­ский, услы­шав про Анну Ка­ре­ни­ну, вспом­нит про па­ро­воз, даже если он ни­ко­гда не чи­тал этот ро­ман Тол­сто­го. Это сво­е­го рода куль­тур­ный ми­ни­мум, ко­то­рый с од­ной сто­ро­ны поз­во­ля­ет на­хо­дить­ся в об­ще­стве, по­ни­мать шут­ки и от­сыл­ки.

Речь не про­сто про то, что­бы вы на сле­ду­ю­щей ве­че­рин­ке блес­ну­ли по­зна­ни­я­ми или про­де­мон­стри­ро­ва­ли на­чи­тан­ность на оче­ред­ном сви­да­нии, хотя для мно­гих, чего уж там, и это очень важ­но.

Чем боль­ше у вас есть куль­тур­ных ко­дов в за­па­се, тем глуб­же и лю­бо­пыт­нее вы мо­же­те по­зна­вать мир во­круг вас — от му­зы­ки до ар­хи­тек­ту­ры. Мир есть текст, го­во­рят со­вре­мен­ные фи­ло­со­фы и, воз­мож­но, они пра­вы. Если вы мо­же­те счи­тать в 10 раз боль­ше ко­дов, мир ста­но­вит­ся в 100 раз ин­те­рес­нее. Мир на­по­ми­на­ет по­сто­ян­ное раз­га­ды­ва­ние за­га­док и го­ло­во­ло­мок. Вы по­ни­ма­е­те, что ви­ди­те пе­ре­ми­ги­ва­ние эпох и твор­цов, в них жив­ших.

4. Кни­ги дают об­раз­ность и све­жесть ва­ше­му мыш­ле­нию

Еще 20-30 лет на­зад пи­сать надо было аб­со­лют­но­му мень­шин­ству лю­дей, ко­то­рые за­ни­ма­лись этим про­фес­си­о­наль­но, — пи­са­те­лям, сце­на­ри­стам, жур­на­ли­стам, ко­пи­рай­те­рам и так да­лее.

Се­го­дня с рас­про­стра­не­ни­ем со­ци­аль­ных се­тей пи­сать, так или ина­че, ста­ли все или по­чти все. И очень ча­сто от это­го за­ви­сят и ка­рье­ра че­ло­ве­ка, и успех его дру­гих на­чи­на­ний. Уметь хо­ро­шо и ясно вы­ра­жать свои мыс­ли, к со­жа­ле­нию, не сво­дит­ся толь­ко к тому что­бы «пи­сать и со­кра­щать» (хотя это тоже важ­но).

Дело в том, что боль­шин­ство лю­дей во­об­ще мало ре­флек­си­ру­ют над тем, как они пи­шут. По­это­му они ис­поль­зу­ют мно­го кан­це­ля­риз­мов (в дан­ном от­но­ше­нии, в от­сут­ствие необ­хо­ди­мо­сти, име­ет ме­сто быть), с ко­то­ры­ми текст ка­жет­ся как бы ве­со­мей и се­рьез­ней, но на са­мом деле ста­но­вит­ся нечи­та­е­мым. А кро­ме это­го, они обиль­но при­прав­ля­ют текст штам­па­ми и кли­ше (как в рот воды на­брал, чер­ное зо­ло­то, без шума и пыли), ко­то­рые всплы­ва­ют в их па­мя­ти уже го­то­вы­ми ре­че­вы­ми по­лу­фаб­ри­ка­та­ми.

Чте­ние хо­ро­шей про­зы и осо­бен­но по­э­зии на род­ном язы­ке силь­но раз­ви­ва­ет чув­ство язы­ка во­об­ще и обо­га­ща­ет ваш ар­се­нал яр­ки­ми ме­та­фо­ра­ми и све­жи­ми вы­ра­же­ни­я­ми.

5. Рас­ши­ря­ет ваши кру­го­зор и во­ка­бу­ляр

Про­ве­ди­те экс­пе­ри­мент. От­крой­те лю­бой ро­ман на рус­ском язы­ке и про­чи­тай­те, на­при­мер, одну гла­ву, вы­пи­сы­вая все сло­ва, в точ­ном зна­че­нии ко­то­рых вы как ми­ни­мум не уве­ре­ны, а так­же на­зва­ния и яв­ле­ния, суть ко­то­рых вам мо­жет быть не ясна.

За­тем вы мо­же­те по­тра­тить немно­го вре­ме­ни со сло­ва­ря­ми и эн­цик­ло­пе­ди­я­ми, что­бы изу­чить, что все это зна­чит. Ско­рее все­го, в про­цес­се вы не толь­ко узна­е­те что-то но­вое, но и от­вле­че­тесь на ка­кие-то смеж­ные темы в диа­па­зоне от участ­ни­ков Вен­ско­го се­цес­си­о­на до того, по­че­му при Ни­ко­лае Пер­вом за­пре­ти­ли пре­по­да­вать фи­ло­со­фию в уни­вер­си­те­тах. Это нор­маль­но и даже за­ме­ча­тель­но. Пред­по­ло­жим, вы бы чи­та­ли толь­ко нон-фикшн, как бы вам при­шло в го­ло­ву по­чи­тать про мо­дерн в Вене или вузы в Рос­сии до от­ме­ны кре­пост­но­го пра­ва? Ско­рее все­го, ни­как. А так вы по­пут­но по­лу­чи­ли но­вое зна­ние — как сво­е­го рода ил­лю­стра­цию и кон­текст к ис­то­рии, ко­то­рую вы чи­та­е­те.

P. S. Ну и по­след­нее, уже без но­ме­ра. Без­услов­но, это пра­во каж­до­го че­ло­ве­ка ре­шать, что он бу­дет и не бу­дет чи­тать. Ни­ко­го нель­зя под­вер­гать шей­мин­гу — в том чис­ле и тех, кто со­зна­тель­но ре­ша­ет во­об­ще не чи­тать про­зу и по­э­зию. Но я хочу ска­зать, что по­сто­ян­ная по­го­ня за эф­фек­тив­но­стью каж­до­го ва­ше­го дей­ствия не обя­за­тель­но все­гда, но очень ча­сто, ве­дет к тре­вож­ным рас­строй­ствам и нев­ро­ти­за­ции.

Да, я по­пы­тал­ся пе­ре­чис­лить несколь­ко ар­гу­мен­тов, по­че­му чи­тать ху­до­же­ствен­ную ли­те­ра­ту­ру мо­жет быть «по­лез­но». Но, если со­всем чест­но, куда по­лез­нее для ду­шев­но­го здо­ро­вья — на­учить­ся смот­реть филь­мы, иг­рать в игры или чи­тать кни­ги (лю­бые кни­ги), без нерв­но­го клуб­ка пе­ре­жи­ва­ний о том, эф­фек­тив­но ли вы тра­ти­те ваше дра­го­цен­ное вре­мя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *