для чего читают притчи
Притчи
Буддийские притчи
Даосские притчи
Дзенские притчи
Индийские притчи
Притчи для детей
Притчи о жизни и смысле жизни
Притчи о йоге и саморазвитии
Суфийские притчи
Христианские притчи
Притча — источник вековой мудрости
Хорошая притча, как мелодия, которую услышав однажды, уже невозможно забыть. Она остаётся в памяти надолго, а быть может даже навсегда. Такое сильное влияние имеют на человеческий разум эти творения фольклора или авторской мудрости. Особенность притч состоит в том, что они мало кого оставляют равнодушным. Притчи полезны и интересны людям разных возрастов, потому что они хранят в себе и передают мудрость тысячелетий.
Что такое притча в литературе. Значение слова «притча»
Притча – это небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме, где героями могут выступать животные или представители растительного мира. Важный элемент притчи – это её подтекст. Как и в басне, у притчи всегда есть другая сторона, что и роднит эти два жанра, также у них есть ещё один объединяющий фактор – это нравоучительный вывод и мораль. Нравоучительность более сродни басне, подтекст в ней обычно ясно выражен и изначально понятен всем, в то время как в притче читатель не всегда может найти вывод, представленный автором, он ещё должен его сам поискать и домыслить.
Притча открывает большую свободу для интерпретации. Она более философская по своему складу. В ней меньше однозначности по сравнению с басней. По смысловой направленности она может быть гораздо сложнее, а по форме — проще; также в притче не всегда присутствует чётко выявленный сюжет. Можно сказать, что иногда его нет вообще. Этим отличаются «минималистичные» притчи. Однако у многих коротких притч есть сюжет, но в сжатой форме, что позволяет читателю максимально сосредоточиться на смысловом подтексте литературной формы, нежели на филигранной проработке образов персонажей или ситуаций.
Что означает притча
Παροιμία (с греческого переводится как ‘припутное’) являлась кратким изречением, в котором выражалось жизненное правило, мудрость в сконцентрированной форме. Обычно это греческое слово применялось к библейским историям в виде таких притч, как притчи Соломона.
Другое слово Παραβολή уже означает более объёмное по форме сочинение, где за основу взяты ситуации из повседневной жизни, но через них иносказательным образом выражены высокие духовные понятия. Такие произведения были прежде всего предназначены для простых людей, чтобы облегчить им понимание умозрительных концепций, и через притчу-параболу сделать их доступными для восприятия. Притча в какой-то мере «снисходит» до уровня неподготовленного к философским понятиям читателя.
Иначе притчу ещё называют параболой, что и означает второе определение, представленное на греческом языке выше. Есть несколько гипотез по поводу происхождения слова. Тут и ассоциации с фигурой, т. е. рассказ, как «фигура». Есть и прямые указания на то, что строение литературного жанра притчи или параболы напоминает форму математической параболы. Начинается будто бы ниоткуда, издалека, затем повествование быстро приходит к критической точке, где происходит ключевой момент притчи, и затем идёт возвращение к тем мотивам, с которых начинали.
Слово «парабола» стали употреблять со времён Аристотеля, и в дохристианские времена её значение было близко аллегории и загадке. Многие из тех литературных терминов, которые мы сейчас разделяем, воспринимались как одно понятие. Под параболой подразумевались такие понятия, как басня, пословица, афоризм, эпиграмма. То, что объединяло эти понятия между собой, так это краткость изложения или включение сравнения во внутреннюю структуру композиции.
Интересные притчи, или параболы, в литературе
Парабола, или по-русски — «притча», пользовалась популярностью в XIX веке, но выделилась в отдельный жанр несколько позже, в XX-м веке, во многом благодаря произведениям Ф. Кафки и Б. Брехта. Из короткого произведения, каким считалась парабола, она стала больше походить на крупную литературную форму. «Повелитель мух» Голдинга, «Старик и море» Хэмингуэя, «Скотный двор» Оруэлла и другие произведения прошлого века пополнили сокровищницу романов-притч, иначе говоря, романов-парабол.
Однако по-прежнему наибольшей популярностью пользуются интересные фольклорные притчи. Народная мудрость, пронесённая через века, мало кого оставит равнодушным, а принимая во внимание то, что парабола многослойна, в подтексте есть несколько уровней, которые к тому же можно интерпретировать по-разному. Иногда приходится долго думать над поставленным в параболе вопросом, потому что всё не так однозначно, как кажется, и бывает очень интересно взглянуть и перечитать одну и ту же притчу через какое-то время, чтобы понять скрытое значение, которое она в себе несёт.
Если мы обратимся к фольклорной традиции, то перед нами предстанет огромный выбор притч народов мира: западные и восточные, греческие, индийские, христианские и суфийские, древние и современные. Каких только нет! Этот жанр действительно не остался незамеченным, пожалуй, ни одним народом, у которого было развито литературное творчество.
Чему учат притчи: короткие притчи, мудрые притчи
Один из мудрецов когда-то сказал, что тот, кто не меняет мнений, либо умер, либо дурак. Человек растёт, и его мировоззрение не стоит на месте. Взгляды становятся шире, во многом он становится терпимее, потому что жизненный опыт раскрывает глаза на то, что раньше воспринималось только с точки зрения максимализма, как чёрное или белое. Чем больше человек познаёт в жизни, чем с большим количеством людей встречается, тем более расширяется и его кругозор. Он принимает и понимает различные стили жизни других без осуждения, потому что начинает действительно понимать, что личность на Земле — это часть всеобщей мозаики. Но для того, чтобы эта мозаика получилась многоцветной и разнообразной, нужны все цвета, т. е. не обойтись и без тёмных оттенков.
Когда мы рассматриваем узор вблизи, мы оцениваем его по-другому. Мы слишком увлечены деталями, чтобы ухватить целый образ, а он виден только со стороны. То, что человеку, находящемуся рядом с фрагментом, кажется неприглядным и нелепо расположенным, на расстоянии будет выглядеть как занимающее своё место, только ему предназначенное.
Это так же, как любоваться метровыми полотнами Тициана или Рембрандта, стоя на расстоянии вытянутой руки от них. Чтобы оценить красоту творения, нужно сделать шаг назад и тогда целостность и выстроенность композиции откроется взгляду, потому что вы перестали смотреть лишь на небольшой фрагмент, отдалившись физически, вы приблизились мысленно и духовно. Это во многом сходно и с постижением произведений иносказательного характера, таких как басни и притчи.
Для того чтобы воспринять их во всей полноте, нужно отойти от них, отложить на время их чтение, но потом вновь к ним вернуться. Кто-то возвращается по случайному стечению обстоятельств через годы, кто-то целенаправленно делает вторую и третью попытки через определённое время и находит для себя совсем новые аспекты, казалось бы, давно понятого произведения.
Как понимать поучительные притчи
В том, как понимать поучительные притчи, многое зависит от восприятия. Наша психология – ключ хоть и не ко всем в мире вещам (т. к. есть и более высокие понятия, которыми заправляют не психические процессы), но к большей их части, и восприятие одно из них. В зависимости от того, на какой ступени психо-духовного развития вы находитесь, с той позиции вы и будете подходить к осмыслению притчи, такой смысл вы в ней и увидите. Необычность и уникальность притчи состоит в том, что она всем возрастам покорна, и вы, находясь на новом отрезке своей жизни, с каждым разом обращаясь к своим любимым притчам, будете открывать в них для себя что-то новое. Однако это будет происходить не по причине того, что в прошлый раз вы невнимательно читали. Притча тем и привлекательна, что это не парочка томов великих русских классиков, которые можно осилить только в течение некоторого времени, просто в её ёмкой форме заложено настолько много, что этой смысловой нагрузки хватило бы и на более масштабную литературную форму.
Притча не требует от читателя больших временных инвестиций. Она, своего рода, полезный «фастфуд», но в том смысле, что на её освоение не нужно тратить много времени, зато её «коэффициент полезности» для ума и души будет повыше самого лучшего витаминно-минерального комплекса. Притча — еда концентрированная. Много за раз употребить не удастся, а если и получится, то нужно всё это усвоить, обдумать и осознать. Вот на это и нужно время. Одну прочитал, и пища для ума есть на весь день, а может быть и дольше. Перечитал — и опять нашёл что-то новое, потому что посмотрел с другой стороны, а может быть под воздействием иных обстоятельств. Притча хоть и проста, но вместе с тем многогранна, однако грани её скрыты от глаз. Их не увидеть невооружённым глазом. Тут нужен навык. Нужно научиться видеть ценность алмаза, когда он ещё не огранён, потому что, когда он уже в оправе, восхититься сможет каждый, а вот рассмотреть и понять, что за самородок вы держите в руках, сможет только истинный знаток и ценитель.
Так и притча открывает свою подлинную суть и смысл только пытливому и умному читателю, который задумается и полностью осознает скрытый смысл, таившийся за нехитрым сюжетом повествования, а на деле оказавшийся самоцветами мудрости, подчас рассыпанными всего на одной печатной странице.
Иногда поэтическое произведение автор выполняет в жанре «Притча». Жанр очень интересный, требующий от автора и огромного умения и глубины мысли, но очень выигрышный: такие стихи интересны для читателя и написанные хорошим языком надолго остаются в его памяти. Но прежде чем создавать притчу, необходимо понять, что это такое и как ее писать.
1. Обобщение. То, о чем говорится в притче, можно применить к разным жизненным ситуациям.
2. Передача мироощущения. В построении притчи отражается не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир.
Притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. Рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе.
С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские сюжеты и сочиняли свои. Правда, их порой путали с БАСНЯМИ. Еще в 18 веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал «Притчи». Притчи и, правда, похожи на басни, но это не одно и то же.
Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий отвлеченный человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.
В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «Евангельские притчи» и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник» (1936):
«Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво.
А эта грудь не слишком ли нага?».
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!»
3. Кольцевая композиция (иногда).
4. Сюжет из обыденной жизни.
5. Иносказание в сюжете.
6. Отвлеченное понятие в спрятанном во внешнем сюжете тема.
Притчи Иисуса Христа и их значение
Притчи Иисуса Христа – назидательные истории, изложенные в Евангелие, рассказанные Мессией, чтобы проиллюстрировать ту или иную мысль.
Притча, помимо основного смысла, который находится у нас перед глазами, пытается рассказать нам о чем-то другом. Это некое нравоучение и наставление, подданное в виде рассказа. Однако можно сказать, что человек понял ту или иную притчу, если он только применил ее в жизни. Любая притча Христа приглашает к размышлению и какому-то конкретному поступку.
Зачем Иисус Христос говорил притчи?
По этому поводу есть два противоположных мнения:
Вот что говорит Сам Господь:
«…И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют…».
Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.
Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:
«сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам».
Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.
Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:
«Притчи невольно захватывают слушателя и читателя, заставляют их включаться в переживания действующих лиц. Лаконичная и яркая образность Притч, их поэтическая структура и изобразительные средства (*гиперболы, метафоры, контрасты, неожиданные концовки) помогали их быстрому запоминанию наизусть».
Спаситель так характеризовал Своих слушателей:
«Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат».
Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.
Итак, зачем же Христос говорил притчи:
Отличие притчи от аллегории
Чем отличается притча от аллегории? Притча – это некий рассказ или пример, который был дан Иисусом Христом или кем-то другим, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль.
Например, «дети, вам нужно быть аккуратными, внимательными и слушаться родителей». Как им это объяснить на примере? Вот, например, воробушек сидит в гнезде и выглядывает, так как ему интересно, что там происходит. Родители говорят ему, чтобы не выглядывал, так как это опасно. Но он все равно делает по-своему. В результате он упал и его съела кошка.
Вот этот рассказ – это иллюстрация мысли «будьте послушны и не будьте любопытны». Такой рассказ не нужно трактовать по деталям (например, гнездо – это дом; а почему воробушек не слушается и так далее). Рассказчик не углубляется в детали, а притча была рассказана для того, чтобы показать к чему приводит непослушание.
Аллегория отличается от притчи тем, что она детализирует. Каждая деталь рассказа имеет какую-то аналогию с жизнью. Например, книга Джона Баньян «Путешествие пилигрима в Небесную страну» переполнена аллегориями, в каждой из которой заложен определенный смысл. Каждая деталь книги отражает нашу жизнь. Поэтому и комментариев к книге вышло больше, чем сам ее объем.
Итак, есть два вида иллюстрированных рассказов: первый, который позволяет увидеть только одну мысль, а второй – аллегории, когда много деталей и все они несут определенный смысл.
Приведем основные отличия в виде таблицы:
ПРИТЧА | АЛЛЕГОРИЯ |
Имеет основную мысль. | Имеет одну основную мысль и несколько важных дополнительных мыслей. |
Крайне осторожно нужно толковать детали и придавать им какое-либо аллегорическое значение | Большинство деталей аллегории имеют значение. |
Как же распознать: где аллегория, а где притча? В большинстве случаев те рассказы, которые приводил Христос – притчи. Но распознать будет не сложно, придерживаясь следующего правила:
«Если Сам Христос не объяснял детали притчи, то нам не следует искать образы и аналогов в каждой части притчи».
Как правильно понять притчу?
Чтобы понимать притчи, рассказанные Господом, нужно ответить на следующие 4 вопроса:
Все притчи Иисуса Христа из Библии
За все время своей проповеднической деятельности, Иисус Христос привел немало притч. Все они записаны в Евангелие. Мы рассмотрим каждую из них.
Притчи о Царствии Божием
Главное содержание притч Иисуса Христа – притчи о Царстве Божьем. Иногда притчи так и начинаются: «Царство Божье подобно тому…». Иногда такого начала нет, но из контекста мы понимаем, что речь идет о Царстве Небесном. Если брать эти притчи и провести между ними демаркационные линии, то мы увидим, что они делятся на 3 группы:
Притчи по теме (толкование по ссылке):
| О сеятеле. |
| О плевелах. |
| О невидимо растущем семени. |
| О зерне горчичном. |
| О закваске. |
| О сокровище, скрытом в поле. |
| О работниках, получивших равную плату. |
| О званных на брачный пир. |
Притчи о Милосердии Божием и о Покаянии
Чтобы стать милосердным и сострадательным достаточно творить благие дела и молиться Господу. Но при этом не нужно забывать о том, в чье имя человек это делает. Всякие милосердные дела, они если они не во Христе, то это все вредоносно.
| О заблудившейся овце. |
| О блудном сыне. |
| О мытаре и фарисее. |
Притчи о Добрых Делах и Добродетелях
Многие неверно трактуют понятия «грех» и «добро». Грех мы рассматриваем как нарушение какого-то закона, спущенного с неба Богом. Но это глубокое заблуждение. Существуют духовные законы. Все, что мы совершаем, добро или зло, в конечном счете, возмездием за это служат не деяния Господа, а все совершается по тем духовным законам, по которым живет наш мир.
Грех – это нарушение вот этих духовных законов. Нарушая их, вы терзаете целостность своей души. Неминуемо вам последует наказание.
Добро – жизнь в соответствии с духовными законами. Другими словами, это праведная жизнь. Она приносит ему здоровье, как в физическом, так и в духовном планах (мир души, радость, счастье).
О прощении обид
Простить – это не значит, признать, что действия против вас, приемлемы. Это не значит отменить ту боль, и те страдания и ущерб, которые мне причинили. Также это не значит, что нужно помириться со своим обидчиком и восстановить с ним отношения. Не нужно соглашаться с его действиям и позволить ему в дальнейшем разрушать вашу жизнь. Простить – не значит добиться справедливости и получить удовлетворение. Простить – это отпустить вину, освободить от наказания и перестать участвовать в том, что произошло. Прощение означает взять на себя заботу о собственных ранах и согласиться жить с собственными шрамами. Оставьте прошлое в прошлом, как бы больно вам ни было и оставьте ответственность за то, что произошло тому, кто это сделал.
| О должнике немилосердном. |
О добрых делах
Истинное добро – это сам Господь. Исполнение воли Божьей является для христианина добром. Мы все понимаем, что хорошо делать добро, но когда пытаемся его сделать, то сталкиваемся с неожиданными трудностями. Оказывается, что чем больше мы стараемся делать добро, тем больше у нас получается зла. В этом заключается парадокс. Это происходит не только в жизни каждого человека, но и в жизни целых государств, когда под хорошими лозунгами с идеями всеобщего благосостояния совершаются революции, кровопролитие и так далее.
Добро, которое мы пытаемся делать, часто превращается в зло. Парадокс заключается в том, что как бы человек сам не хотел сделать добро, ничего не получится без Бога. Потому, что только Господь может дать возможность совершить настоящее добро.
Необходимо подготовить себя к деянию добра, чтобы оно действительно было добром, а не стало злом. Вся христианская аскетика, весь опыт святых отцов подвижников, как раз и является примером того, как подготовить себя к деланию добра.
Что нам мешает делать добро? Внешние признаки, такие как не хватает денег или времени? Нет. Внутреннее состояние человека. Это страсти, которые находятся внутри нашего сердца. Человек должен очиститься, чтобы стать творцом настоящего добра.
| О милосердном самарянине. |
| О неверном домоправителе. |
| О богатом и Лазаре. |
О добродетелях
Всякое деяние и всякий дар сходит свыше от Творца. Во всех религиях есть добродетели. Но может быть так, что для одних – это добродетель, а для других – грех. По-христиански «добродетель» — это свободное, искреннее и постоянное стремление исполнения нравственного закона, основанного на Евангельской истине при воздействии благодари Господа.
Причина всех добродетелей – сам Бог. Добродетелей святые отцы делят на два вида: человеческий и божественный.
Божественный – это вера, надежда и любовь. Верим в Бога. Своей благодатью Бог создал и спас нас. Ждем милости Божьей, которую нам обещал нам, так как Он милосерд. И любим его, поскольку Он только благ, и во имя Его любим ближнего и образ Его.
Человеческий добродетель – благоразумие, мужество, целомудрие и справедливость. Потому что они исцеляют силы души человеческой. Благоразумием мы исцеляем разумную часть души. Мужеством раздражительную. Целомудрием вожделенную. А вот правдивость исцеляет всю душу.
Но насколько прекрасными ни были все добродетели, святые отцы считают, что терпение больше их всех. Где нет терпения, там и нет добродетелей. Это престол и опора всех добродетелей.
| О безрассудном богаче. |
| О талантах. |
О рассудительности и молитве
Когда к Антонию Великому пришли три старца и стали рассуждать о том, что является главным в монашеской жизни, один сказал: «Я считаю, что пост». Все согласились с ним. Второй же сказал: «Я считаю, что молитва». Тоже все согласились. Третий сказал: «Послушание». Да, без этого тоже не может быть монашество. Потом они обратились к Антонию: «А ты что скажешь?». На что он ответил: «Все эти добродетели могут превратиться в страшные язвы для человека, если мы отнесемся к ним без рассуждения».
Тот человек, который попытается жить настоящей христианской жизнью, бороться со своими страстями, у него происходит приобщение к благодати Божией. Тогда Господь может дать некоторым дар рассуждения. Дух Святой один, а дары – различные.
| О строителе башни. |
| О царе, начинающем войну. |
| О друге, просившем хлеба в полночь. |
| О судье неправедном. |
Притчи об Ответственности и Благодати
Важно быть самим собой и нести ответственность за себя и свою жизнь, быть художником ее картины мира. Но для этого нужно осознать, что ответственность – это важный навык, благодаря которому, мы можем улучшить качество своей жизни. Этому навыку может научиться каждый из нас. Нужно просто поверить в это, загореться этим, захотеть воспитывать и развивать это чувство.
Об ответственности человека
Научиться ответственности может каждый. Просто нужно брать дело и доводить его до конца. При этом важно иметь страх, не внутренний, перед какими-то ответственными делами, а страх перед людьми, что поступим не правильно, не честно. Потому что очень часто ответственность, рожденная в душе, представляет собой сложный процесс. Часто мы перекладываем вину на других, чтобы они за нас все сделали. Это не верно. Суть того, что происходит на земле, заключается в том, чтобы понять, что вы несете за все ответственность. Человек свободный и сам может все решать. Это его право.
Развивать в себе ответственность – это наше священное право, потому что мы перед Богом будет стоять и отвечать за то, что делали здесь. Что мы ему скажем? Разные ситуации бывают. В них мы проявляем себя по-разному. И только вы отвечаете за свои поступки.
| О злых виноградарях. |
| О бесплодной смоковнице. |
О благодати Божией
Дух Святой – источник всякой благостыни: благодати, мира душевного, любви, праведности, истинного покаяния и жажды спасения. Источник – сам Бог. Именно Он воздвигает нашей душе эти желания, побуждения и действия. В православных книгах «благодать» трактуют как «действия Святого Духа» или «плоды действия Святого Духа».
| О десяти девах. |
| О рабах, ожидающих господина. |
В Евангелии есть еще следующие притчи (пропущенные у нас):
| О драгоценной жемчужине. |
| О неводе. |
| О хозяине, хранящем новое и старое. |
| О потерянной драхме. |
| О двух сыновьях. |
| О благоразумном домоправителе. |
| О добром пастыре. |
| О виноградной лозе. |
Заключение
Притча хороша для простых людей тем, потому что легко запоминается, словно сказка или миф. Эти истории запоминаются, передаются из уст в уста, пусть даже ее не все сразу понимают, но хранят в сердце. Рано или поздно притча начинается разворачиваться, как доказательство теоремы. Она становится понятна уму человека не только в метафорическом, но и духовном смысле.
Христос говорил по-разному: и напрямую в расчете на особые присутствующие личности в его среде, и метафорическим языком, то есть притчами.