для чего дают калым
Махр и калым: что полагается выплатить невесте?
Очень часто народные традиции и обычаи тесно сплетаются с религией, из-за чего возникает недопонимание тех или иных постулатов ислама.
Не стал исключением и вопрос калыма, который зачастую путают и принимают за часть мусульманского обряда заключения брака – никаха.
Что такое калым
Калым – это своеобразная плата жениха семье невесты, её выкуп в виде определённой суммы денег или имущества. Калым является традицией у народов Сибири, Средней Азии и Кавказа. Корни этого обычая, по мнению исследователей, связаны с переходом от древнего матриархата к патриархальному обществу, а также вызваны идеей компенсации за воспитание дочери, лишение семьи рабочей силы.
У каждого народа есть свои особенности этой традиции. Объединяющим моментом является то, что по истечению времени он везде стал лишь символическим моментом, частью свадебного обряда. Размер калыма обсуждается между двумя семьями. На увеличение его размера влияют многие факторы: состоятельность семьи невесты, её красота, образованность, умения. Среди бедных семей, которым выплачивать калым тяжело, существует практика обмена. Иначе говоря, двойное родство – девушки из каждой семьи идут в другую, из-за этого необходимость выплаты калыма отпадает.
Учитывая, что практически большинство народов, где в той или инфой форме практикуется выкуп за невесту, являются мусульманскими, эта традиция в сознании общественности стала ассоциироваться с шариатским условием заключения брачного союза – махром.
Однако махр и калым различаются по многим параметрам.
Особенности махра
Махр – это обязательная выплата женихом своей будущей невесте (только ей, а не семье). Он является одним из условий никаха. Условно говоря, калым – это плата ЗА невесту, а махр – выплата НЕВЕСТЕ. Поэтому стоимость махра определяет будущая супруга, а не её семья, как в случае с калымом.
Махром может служить всё то, что подлежит купле-продаже. Если же в момент заключения брака махром оказалось то, что нельзя ни купить, ни продать, то, по мнению учёных, в этом случае следует выплатить махр мислий (махр, соответствующий уровню и статусу первоначальному, или принятый в этом регионе).
Выплата махра преследует иные цели, нежели калым. Во-первых, это повеление Всевышнего не является компенсацией для семьи, денежной оценкой невесты. Махр символизирует решительность мужчины вступить в брак и его серьёзное отношение к браку, умение выполнить требования и обеспечить семью. Во-вторых, махр направлен для защиты женщины в случае, если она останется без мужа. Поэтому распоряжаться имуществом или деньгами может только она, а не её семья. Жена может отдать часть своего махра мужу, чтобы помочь ему в бизнесе или потратить на семейные нужды, когда супруг не может обеспечивать семью по объективным причинам.
Размер выплаты при никахе
О величине калыма всегда договариваются две семьи, и, придя к обоюдному согласию, брак может состояться. В отношении махра обоюдного согласия семей не предусматривается. Невеста выдвигает свои требования. По Шариату нежелательно, чтобы стоимость махра был чересчур малой или великой. Порицаемым считается назначение большого махра, из-за которого мужчины не могут жениться, испытывая материальные трудности для его выплаты.
Если минимальный размер калыма нигде не обозначен, то минимальная цена махра в ханафитском мазхабе составляет 10 дирхамов. В пересчёте на серебро – это 30,61 грамма серебра или его эквивалентная стоимость. В маликитском мазхабе планка снижена до трёх дирхамов (9,183 г серебра) или ¼ золотого динара.
В Священном Коране есть прямое указание на то, что махр должен обязательно иметь материальную ценность:
«И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (т.е. если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (брачный дар). На вас не будет греха, если вы придёте к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (брачный дар). Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (4:24)
Имамы Шафии и Ахмад ибн Ханбал не устанавливали наименьшую величину махра. Согласно этим мазхабам, мужчина может жениться, пообещав будущей супруге научить её Корану или, например, его части. Это и будет считаться махром. Данная точка зрения исходит из хадиса Милости миров Мухаммажа (с.г.в.). Как-то раз к нему подошёл человек, который хотел жениться. Но у мужчины ничего не было, даже кольца из железа. Тогда Пророк (с.г.в.) подозвал его и обратился с вопросом: «Что ты знаешь (наизусть) из Корана?» Тот перечислил, что знает из Корана, а в ответ услышал: «Мы выдаём её за тебя замуж за то, что ты знаешь из Корана» (хадис передал Хаким).
Когда платится махр и калым?
Калым выплачивают до вступления молодых в брак или в день свадьбы. Махр обычно передают во время совершения никаха, когда имам спрашивает жениха и невесту о махре и её согласии на такой махр. Этот вид махра называется «махр муаджаль», то есть даруемый сразу.
С позиции всех мазхабов, кроме ханафитского, никах без махра не является действительным. По мнению Абу Ханифы, такой брак нежелателен. Махр можно выплатить позже, но не сильно затягивая, если стороны договорились об этом. Такой вид получил название «махр муаххар».
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Калым: По чём нынче невеста?
Живые и вареные бараны, отрезы ситца, платки, ящики водки, мешки с сахаром и другие распространенные способы продемонстрировать состоятельность жениха. Калым даже может быть государственным. В последние годы правления в Туркменистане президента Сапармурата Ниязова таковой был установлен для иностранцев, которые хотели взять в жены гражданок Туркменистана. Они должны были заплатить 50 тысяч долларов…
Элиза Саралапова, 23 года
Ведущий менеджер компании Zepter International, Грозный, Чечня
КАЛЫМ: 20 тысяч рублей, баран, мешок сахара, элитный чай, золотое кольцо для подруги невесты.
«Мой будущий муж приехал сватать меня для своего друга. Так мы познакомились. Потом он узнал, что мы с этим другом больше не общаемся, и попросил у него мой номер телефона. Позвонил мне и сказал: „Я ошибся номером, но мне понравился ваш голос“.
Я сначала не отреагировала. Потом он опять позвонил, мне делать было особенно нечего, и мы начали разговаривать. Только после первой встречи он сказал, что знал меня. И на первой же встрече попросил выйти за него замуж. Я вообще-то пока выходить ни за кого не планировала, но выбрала его. А потом передумала. Он-то уже всех предупредил, что мы поженимся, а я ему после Уразы-Байрама говорю: „Чувства не так сильны, жениться не будем“.
Тогда он решил меня украсть, и украл. Подъехали его друзья на машине, когда мы с ним на свидании стояли, — довели до машины, внутрь запихнули и увезли. Старики решили: раз уж встречалась и дала согласие, то должна остаться. После этого началось сватовство, семьи договорились о калыме, о приданом. Через несколько дней мы поженились».
Инна Ибрагимова, 24 года
Домохозяйка, Грозный, Чечня
КАЛЫМ: 20 тысяч рублей, баран, мешок сахара, мешок чая.
«Мы гуляли с подругой, зашли в свадебный салон — вот я, шутя, и позвонила своему молодому человеку, сказала, что свадебные платья примеряю. Он за нами заехал, с ним были его друзья. Стали мы кататься по проспекту. И вот мы подругу завезли к ее маме, а меня повезли дальше — и умыкнули.
Привезли на место, где много баранов пасется, называется «кашара». Доехали туда только часам к 11 ночи, постояла я среди баранов, а в 2 ночи меня уже забрала мама, и в 7 утра я опять оказалась дома. В 9 утра опять приезжают его друзья, говорят, пойдем на улицу, там поговорим — и опять меня крадут.
Три дня родственники за меня воевали, в итоге все-таки вышла замуж. Вообще, сейчас калым за невесту — в среднем по республике 10-15 тысяч, но установленная муфтием цена — 5 тысяч. Остальное — уже как договорятся».
Залина, 24 года
Домохозяйка, Грозный, Чечня
КАЛЫМ: 25 тысяч рублей, 21 пачка чая, мешок сахара, баран, ковер. Рассказывает жених — Тамерлан.
«Я свою сестренку поехал провожать на вокзал. Обратно ехал на автобусе, и она вошла на следующей остановке. Понравилась мне сразу, и вот я взял и спросил наугад: «Ты случайно не на Грибоедова живешь?» Она очень удивилась, говорит: «Да». Прямо судьба.
Мы стали разговаривать, я попросил у нее телефонный номер, она взяла мой. И вот через некоторое время она мне звонит и сразу говорит: «Ты меня помнишь?» Я отвечаю: «Нет». Ну, она трубку и повесила. А я про себя думаю: «Вот дурак, упустил свое счастье». Но Залина через некоторое время опять позвонила, мы договорились встретиться. Год с лишним встречались, я ей много раз предложение делал. Она в конце концов согласилась».
Рая Тулаева, 51 год
Гадалка, предсказательница, работник культуры, Грозный, Чечня
КАЛЫМ: не было (краденая невеста).
«У меня калыма не было, потому что меня муж украл, когда мне было 16 лет. Я у него была шестой женой — он каждый раз женился, разводился, новую захватывал. Красавчик был. Десять лет я с ним прожила, дала ему жару, но он меня все равно через десять лет выгнал. Теперь у меня есть красивый сын, ему 29 лет. А вот брат мой женился, тот калым давал. За невесту попросили 15 тысяч рублей, три отреза ткани, золотые часы и дорогой платок пуховый».
Наталья Симкаева, 20 лет
Домохозяйка, село Кетченеры, Калмыкия
КАЛЫМ: 10 ящиков водки, баран вареный, баран живой с красной ленточкой, платье для матери и костюм для отца, отрезы ткани для пошива платья.
«Мой муж работает в пожарной части, мы там и познакомились — я в канцелярии работала. Три года встречались, а потом решили пожениться. Когда меня сватали, то сразу на сватовство привезли ящик водки и вареного барана. Барана нужно разделывать без топора, ножом, и особым образом: для старейшины нужно отрезать голову, ножки бараньи положить на алтарь предкам и резать барана нужно так, чтобы внутренности остались в баране.
Потом уже решают, сколько будет калыма — все зависит от того, сколько дают за невесту приданого, насколько хорошая невеста. После свадьбы, на утро после первой брачной ночи, невеста должна проснуться очень рано и приготовить чай для родственников жениха, которые с утра приезжают проведать молодых. Когда я разливала чай родителям жениха, они разделили мне волосы на две части в знак того, что теперь нас двое, и дали мне новое имя. Теперь меня в этой семье зовут Сахля».
Гиляна Бугурова, 23 года
Студентка академии права, село Кетченеры, Калмыкия
КАЛЫМ: 6 ящиков водки, 1 ящик коньяка, 1 ящик шампанского, 2 отреза ситца, набор головных платков, ящик конфет, ящик печенья, ящик с борциками (сладким хворостом), баран вареный, баран живой с ленточкой.
«Познакомились мы в баре Элисты — «Даяне», потом еще год встречались. Потом поженились и приехали жить в родное село мужа. Он здесь работает сержантом милиции, а я собираюсь выучиться и хочу в суд идти работать. Мы буддисты, поэтому наутро после брачной ночи, когда к нам приехали родственники жениха, мы все вместе поехали в хурул.
Из ткани калымной я пока еще ничего не сшила, вся ткань целая лежит. Платки тоже не ношу, хранятся пока в шкафу — они ведь немного старомодные, такие только на шею можно повязывать. На свадьбу по традиции мы подарили матери жениха белые шаровары из ситца — это символ восхваления материнской утробы, давшей миру такого хорошего сына. Она должна была эти шаровары надеть и танцевать при гостях, а гости в эти штаны должны класть деньги. Некоторые зарабатывают по несколько тысяч, на свадьбе никто не скупится в этом плане».
Надя Орзаева, 20 лет
Студентка Московской академии экономики и права, село Троицкое, Калмыкия
КАЛЫМ: 8 ящиков водки, 1 ящик вина, 1 ящик коньяка, баран вареный, баран живой, бутылка кумыса.
«Познакомились мы чисто случайно, в селе, на Димкином (Дмитрий Орзаев — муж) дне рождения. Дима гулял со своими друзьями, я — со своими подругами. Потом мы начали встречаться и очень скоро поженились. На свадьбе у нас было с моей стороны 250 человек, и со стороны жениха еще 250 человек.
Когда еще только сватали, приехал его дядька и родственники до седьмого колена, привезли вареного разделанного барана, начали разговор. Когда родители обсуждают калым, обычно торгуются, интересуются: а что за невесту дают? Обычно со стороны невесты бывают спальные гарнитуры, утварь хозяйская, занавески разные, скатерти. Чем больше у невесты приданого, тем больше калым.
Наутро после брачной ночи я достала из чемоданчика, который привезла с собой, пачку масла, пачку чая, соль, печенье и приготовила калмыцкий чай. А во время свадьбы, когда я в дом жениха заходила, его родственники в меня кидали кусками жира — чтобы жизнь была жирная, в довольстве. Сейчас, правда, жир в пакетиках кидают, чтобы стены не запачкать. А то как покидают жир, так сразу нужно заново обои клеить».
Виктория Очирова, 25 лет
Бухгалтер, поселок Ики-Бурул, Калмыкия
КАЛЫМ: 2 барана вареных, 1 баран живой, 8 ящиков водки, 4 ящика вина, ящик конфет, ящик печенья, ящик борциков, 7 рубашек для мужчин и 3 отреза ткани для женщин, родственниц невесты.
«У меня подруга работала в поселке информационисткой, а Санзр (жених) приезжал из городского казначейства ей в помощь. Так и познакомились, а через полтора года поженились. Приданое у меня было стандартное, его везли в грузовике — спальный и кухонный гарнитуры, мягкий уголок, белье, одеяло, занавески. Калым тоже был средний — восемь ящиков водки, бывает, просят десять и еще какого-нибудь хорошего коньяка, а мы попросили вина.
В доме жениха мне дали имя Бэрта, «радость». Сейчас жених и невеста сами знакомятся, а раньше к невесте вся родня присматривалась. Проверяли невесту так: бросали ей на двор наперсток, а внутрь клали овечий горошек. Если невеста рукодельница, она наперсток обязательно поднимет и наденет на палец, палец испачкается — а в это время за ней будут следить».
Тамара Куйбина, 45 лет
Смотритель музея, деревня Горнокнязевск, Ямал
«За меня жених отдал четыре быка — кастрированных транспортных оленя. Мне было 22 года, жениху 28 лет. Сейчас больше оленей дают, до пятидесяти быков доходит, к этому добавляют шкуры рыжей лисы, моторы для лодки и «Бураны». Вот недавно свадьба была — за невесту дали два «Бурана», две лодки и гуляли семь дней.
Когда меня повезли в чум к жениху, я с собой вела важенку, олениху, которая должна была продолжить мой род. Потом мы каждый год приезжали в мою семью, и мне делали подарки уже мои родители, чтобы компенсировать калым. В первый год подарили шубу из восьми оленей, во второй — часы на руку надели, третий год — мешок рыбы дали, и так каждый год.
У нас если жених уважаемый, то невеста ему не отказывает — выходит замуж из уважения. По любви если замуж выходить, то быстро разведешься, а по договоренности семьи живут всю жизнь и не разводятся. Тем более при разводе семья невесты должна жениху оленей обратно отдавать, а кто же этого хочет?»
Рита Кандыгина, 28 лет
Домохозяйка, село Карсаим, Ямал
КАЛЫМ: 8 шкур оленят, шкура бобра, шкура голубого песца.
«Муж за меня шкуры отдал, они мне и достались. Шубу я сама из них шила. На нее пошло восемь шкур маленьких оленят, они самые дорогие, потому что мех мягкий. Из бобра отделка — бобер у нас священное животное, а песец на воротник пошел, потому что красивый. Месяц ушел у меня на шитье и выделку шкур, на плетение узоров из бисера. А оленей живых он за меня не давал, потому что мы женились по любви.
Вова жил в Воркуте, а меня здесь увидел и влюбился. Вот на вертолете и летал туда-сюда, только чтобы повидаться. Раньше мужчины должны были брать в жены своих двоюродных сестер. А теперь все подряд женятся: ханты на неночках, ненцы на хантах. Все потому, что в интернате, куда все тундровики ходят, общий язык — русский».
Татьяна Лар, 47 лет
Певица, Салехард, Ямал
КАЛЫМ: не было, выходила замуж по любви.
«Меня в 14 лет сватал один старик — ему лет 50 было. 15 оленей за меня предлагал. Но отец отказался — я была «счастливым ребенком». У ненцев каждому ребенку присваивают оленя. Если от него много потомства, то ребенок «счастливый», и родители оставляют его при себе. Поэтому когда я своевольно замуж вышла, отец меня не простил.
В день свадьбы в тундре волк загрыз всех моих оленей. Вот когда моего брата женили, родители сами невесту выбирали. Ему 20, ей — за 50. 25 оленей отдали. Родители думали, она шьет хорошо, но оказалось, шьет она только кисы (мужскую одежду из шкур). Детей не рожает и ворчит все время. Никакого от нее толку, так, за дровами сходить. Родители и сами недовольны, а поздно уже».
70-летний Аманназар ага, старейшина села Кеши из Ахалского велаята, который на своем веку повидал много свадеб, и практически все они сопровождались выкупом за невесту, считает, что “калым цементирует брачные узы и удерживает молодоженов от развода”.
По его мнению, калым живуч, потому что он сочетает в себе дань уважения к древним традициям народа, создает материальную основу будущей семьи, а также принуждает молодых супругов перенести тяготы семейной жизни на начальном этапе. Причем выкуп за невесту присутствует не только у тех молодоженов, которые образуют семью по воле родителей и впервые видят друг друга в день бракосочетания, но и у молодых, которые до этого долго встречались и женятся по любви.
По неофициальной статистике, Туркменистан имеет один из самых низких показателей по числу разводов: 1,3-1,1 на 1000 семей. Работница районного ЗАГСа из Ашхабада связывает этот факт с особым влиянием калыма на решение молодых людей стать мужем и женой.
“Парни знают, что в случае развода их родители потеряют сумму, уплаченную стороне невесты в качестве выкупа, и женитьба во второй раз обойдется им еще дороже, – говорит она. – Калым делает кроткой и девушку, так как она знает, что во второй раз ей трудно будет выйти замуж”.
Немного истории
Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта, и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян. По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду. Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль.
В восточной губернии сохранился и сам обычай уплаты калыма под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу. Первоначально калым обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец, поступал в полную собственность последней.
У различных народов России существуют все эти три формы. Так, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть калыма принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У ахалцихских армян калым (хаасен) всецело обращается на приданое невесте.
Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов калым, у осетин — ирад, у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори. Вопрос о размерах калыма имел здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.
Поэтому общественные власти стремились установить максимальный размер калыма. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трёх сословий Северной Осетии и установили норму калыма в 200 рублей. В 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму калыма в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате калыма какие бы то ни было подарки.
В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность.
Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. калым или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, то есть брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до минимальной цифры, при которой акт платежа калыма имеет уже скорее характер символического обряда.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Калым и приданное: сколько сегодня стоят женихи и невесты в России и СНГ
На Руси за невестой родители традиционно давали приданое, а в странах Средней Азии и на Кавказе за девушек назначали калым — аналог выкупа, который платился женихом. Многие думают, что эта традиция отошла в прошлое, но она и сегодня сохраняется в Чечне, Карачаево-Черкессии, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане. В каждой стране есть свои особенности и свой стандартный тариф калыма.
Таджикистан
В этой республике приняты и калым, и приданое за невестой, причем девушки начинают собирать его, войдя в подростковый возраст. Традиция уже уходит в прошлое в крупных городах, но продолжает жить в селах, особенно в тех, что находятся в южной части Таджикистана.
По традиции семье невесты преподносили богато украшенную национальную одежду, но теперь в основном жених отдает деньгами. Связано это с тем, что родители девушки полностью берут на себя расходы по обустройству быта молодой семьи. Будущая жена должна принести в дом мужа с собой не только утварь, но и мебель, бытовую технику, постельное белье, даже обувь и одежду. Для этого ее родителям нередко приходится влезать в долги и брать кредиты, а расплачиваются как раз за счет калыма, который составляет 3-5 тысяч долларов. Без приданого отпустить невесту нельзя, иначе ее возненавидит свекровь.
Узбекистан
Похожие традиции бытуют и в Узбекистане. В этой стране принято в качестве приданого преподносить семье мужа — то есть ему самому и всем родственникам — полные комплекты одежды. Причем она должна быть дорогой, качественной и хорошо пошитой. Сумма, которую допустимо потратить на обновки, не ограничена, но она не может быть менее 1000 долларов. Также мать жениха может потребовать дополнительные подарки, например, бытовую технику. Если подношения не понравятся будущей родне, то невесту могут вернуть обратно.
Кыргызстан и Казахстан
Минимальная сумма калыма в одну тысячу долларов установлена и для женихов в Казахстане и Кыргызстане. Но и приданое невесты должно стоить не меньше, а лучше — больше. И сначала семьи молодых людей договариваются как раз о размере денежных выплат и их порядке, а только потом совершается помолвка. Если родных жениха устраивают условия, то они едут в дом будущей невесты, совершать сговор. А поскольку все договоренности носят устный характер, то сумма калыма может еще сто раз поменяться.
После того как свершилось сватовство и притязания жениха были приняты стороной невесты, для нее начинают собирать приданое. Его могут приносить родственницы женского пола, либо покупать мать с отцом. В набор обязательно входят мебель, бытовая техника, посуда, одежда и ювелирные изделия.
Карачаево-Черкессия
Раньше в этой республике за невесту платили выкуп живыми баранами, но теперь калым обычно отдают в денежном эквиваленте. В среднем сумма составляет 100 тысяч рублей. За невесту дают приданое — сый. Если свадьба планировалась давно, то его вручают до нее, если брак скоропалительный, то сый собирают уже после росписи. Это может быть денежная сумма — от 50 тысяч рублей, либо предметы обихода, продукты, украшения, даже корова или другой скот.
Чечня
В Чеченской Республике калым за невесту отдают обязательно. Раньше нужно было спрашивать у родителей девушки, что именно они хотят в дар. Теперь так уже не делают, потому что все предпочитают отдавать деньги, но можно заменить их на золотые украшения.
Родители невесты, в свою очередь, обязаны купить ей одежду и украшения на свадьбу, а еще она привозит в дом мужа свой гардероб.