для чего достаточно 2 3 занятия ритмической гимнастики в неделю
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика — это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).
Американская киноактриса Джейн Фонда применила основные положения аэробики К.Купера к гимнастическим упражнениям. В результате термин «аэробика» получил новое смысловое содержание — аэробная гимнастика.
В нашей стране наибольшей популярностью пользуются комплексы танцевального характера, упражнения которых выбираются в соответствии с ритмическими особенностями музыкального сопровождения. Поэтому эта гимнастика называется у нас ритмической.
Комплекс ритмической гимнастикой состоит из вводной, основной и заключительной частей, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и 10% времени. Например, в 30-минутном комплексе ритмической гимнастики 6 мин отводится на подготовительную, 21 мин — на основную и 3 мин — на заключительную часть.
Вводная часть, или разминка, занимает 5—10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию. Ее содержание — простые упражнения для отдельных групп мышц (ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др.).
Основная часть занятия обычно продолжается 20—30 мин и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств (силы, ловкости, выносливости и др.). Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали друг за другом, чтобы упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягивание, чтобы в проработку последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения — бег, прыжки, танцевальные шаги.
Как показывает практика, наиболее подходящая длительность каждого упражнения в комплексе в среднем 50 с.
Заключительная часть занятия длится около 3—5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой.
Обязательный элемент занятий ритмической гимнастикой — музыка. В подготовительной части занятия используются мелодии более спокойные и негромкие. В основной части энергичные и звучные мелодии чередуются с более спокойными, что дает воз можность несколько отдохнуть в ходе занятия и слегка расслабиться.
|
Рис. 5 Вариант проведения танцевально-гимнастических упражнений методом круговой тренировки (по В.Г. Беспутчику, 1986) Станции: 1 – танец на диске «Здоровье»; 2 –танец с гантелями; 3- степ; 4 – танец с обручем; 5 – танец с резиновым бинтом; 6 – танец со скакалкой; 7 – «танец живота»; 8 – танец лыжника; 9 – танец силача; 10 –танец боксера; 11 – бегун (бег в ритме звучащей музыки) |
Для заключительной части достаточно одного произведения, медленного по характеру звучания, успокаивающего нервную систему занимающихся.
Минимальная нагрузка на занятиях ритмической гимнастикой должна соответствовать в среднем частоте сердечных сокращений не ниже 130 уд./мин. Оптимальный пульсовой режим для людей среднего возраста 110—130 уд./мин, для молодых — 130—150 уд./мин.
Тренирующий эффект достигается при 2—3 занятиях в неделю продолжительностью 30—45 мин. Основным и главным критерием, лимитирующим дозировку, является самочувствие занимающихся.
Выполнение комплексов ритмической гимнастики с заданной интенсивностью приводит к средней потере веса 150—300 г за одно занятие (О.А.Иванова, Н.Н.Шарабарова, 1989). Однако эти потери не позволяют существенно снизить вес без сочетания с правильной диетой. Если калорийность съедаемой пищи больше, чем расход энергии, то потерянные на занятиях граммы быстро восстанавливаются.
Разносторонне воздействовать на занимающихся различного возраста, укрепить мышцы рук, ног, туловища, сделать тонкой талию можно, проводя аэробные танцевально-гимнастические упражнения методом круговой тренировки. Он предусматривает совмещение танцевально-гимнастических упражнений с упражнениями, отягощенных весом внешних предметов и в сопротивлении, а также использование различных тренажеров.
Аэробные упражнения на станциях (10—12 станций) выполняют в определенной последовательности в режиме: 30 с — работа на одной станции, 20 с — отдых. Занимающемуся необходимо пройти 3 круга, поддерживая заданный музыкальный темп (рис. 5).
Значение ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста
Бекасова Светлана
Значение ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста
Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста.
Ритмическая гимнастика – выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Подбор музыкального сопровождения осуществляется путем отбора нескольких музыкальных жанров (магнитофонные записи с детскими песнями, современной популярной и классической музыки).
При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач – это укрепление здоровья дошкольников.
Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься ребенка физической культурой, сформировать потребность. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большую часть крови. Чем нетренированное. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия. Глубокий вдох надо выполнять в той фазе упражнения, где грудная клетка расправлена, а выдох, когда грудная клетка сжимается.
Занятия ритмической гимнастикой дают возможность повысить физические качества (силу, гибкость, ловкость и т. п.) Чтобы добиться этого, нужно не только сохранять высокую интенсивность движений, но и следить за правильностью их выполнения.
В результате занятий ритмической гимнастикой можно научиться красиво двигаться, а также помогают снять нервное напряжение, получить положительные эмоции, приобрести уверенность в себе. Исследования ученых показали, что под воздействием физических упражнений в организме человека вырабатываются особые гормоны – эндорфины. Именно они влияют на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, вызывают ощущение уверенности в себе, желание работать, повышают устойчивость к стрессовым ситуациям.
Цель ритмической гимнастики:
1.Охрана и укрепление здоровья ребенка.
2. Достижение полноценного физического развития.
1.Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
2.Воспитание интереса к двигательной активности и потребности в ней.
3.Развитие физических, двигательных качеств и координационных способностей.
4. Выработка умений владения телом, укрепление мышц.
5.Воспитание нравственно волевых черт личности – активности и самостоятельности.
6.Совершенствование чувства ритма.
7. Совершенствование работы дыхательных органов и органов кровообращения.
Методика проведения занятий по ритмической гимнастике.
Подготовительная часть, или разминка обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой сюда можно отнести: танцевальные шаги, различные виды бега и прыжков, элементы хореографии. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражняются выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов. Также хорошо использовать танцевальные связки.
Заключительная часть. Это упражнения на релаксацию, дыхание, укрепление осанки. Все упражнения выполняются в медленно темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
«На помощь Бабе-Яге». Развлечение с элементами ритмической гимнастики. На тему: «Береги свое здоровье». «На помощь Бабе Яге» Развлечение для старшего дошкольного возраста с элементами ритмической гимнастики на тему: «Береги свое здоровье».
Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.
Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.
Видео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение «Маленькие гномики» (Альбинас Циплияускас) Это весёлый добрый танец, в котором дети могут проявлять свой артистизм.
Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.
Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.
Режим занятия ритмической гимнастикой
Выбор режима связан, помимо индивидуальных особенностей занимающегося с конкретными параметрами самих упражнений: темпом, амплитудой, напряженностью действий, количеством повторений и паузами между сериями, общей продолжительностью работы. С учетом всех этих показателей при подборе упражнений и составлении комплексов все же в качестве универсального следует считать реакцию на нагрузку сердечно-сосудистой системы.
За условный максимальный показатель нагрузки принимается такой, который рассчитывается по формуле «максимальная частота сердечных сокращений, равная 220 уд/мин, за вычетом возраста занимающегося». Например: для 40-летнего мужчины данный показатель будет составлять 180 уд/мин. Однако такие усредненные цифры имеют свои зоны колебаний, связанные с индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности занимающегося, а также «факторами риска»: избыточности веса тела, функциональных отклонений, психологической нагрузки, темперамента. Для здоровых 30-летних людей оптимальная пульсовая зона работы составляет 130—150 уд/мин; для более молодых тренированных лиц — 170—190 уд/мин.
Критерием нормы восстановления пульса у здоровых людей считаются 5-10 мин. В ритмической гимнастике важно проводить измерения пульса как после заключительной части занятия, так и после серий упражнений. В последнем случае в качестве поправки (учитывающей промежуточность измерения) прибавляют цифру 13.
Безусловно необходим текущий медицинский контроль с объективной оценкой состояния функциональных систем и влияния на них используемых режимов. В то же время для общей оценки функциональной подготовленности возможно использование некоторых способов тестирования: «тест Купера», «степ-тест», или построение «физиологической кривой нагрузки».
Различные режимы физических упражнений, продолжительность занятия, их чередование и общее количество в недельном цикле — могут привести к разным эффектам.
Для поддерживающего эффекта и сохранения занимающегося в «зоне здоровья» достаточно 2—3 занятий в неделю при средней их продолжительности 20—30 мин. Занятия могут проводиться в любое время дня, но прием пищи должен быть не позже и не раньше, чем в полтора часа по отношению к нагрузке, а пища не должна быть обильной и своим составом способствовать двигательной деятельности.
Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5—6 раз в неделю по 20-30 мин или 3 раза по 45-60. При этом направленность занятий может быть различной: на развитие физических качеств или общефункциональное воздействие. При этом следует знать некоторые правила ритмической гимнастики:
— для развития гибкости важны плавные широкие движения как разогревающего, так и растягивающего характера, сменяемые маховыми и пружинными действиями, а также статическое удержание поз с околопредельным и предельным по растянутости мышц положением. Последние используются в небольшом количестве и только при условии хорошей предварительной проработки мышц. В целом при развитии гибкости не должно быть никакой спешки, требуется продолжительная спокойная тренировка;
— для развития силы в ритмической гимнастике используют движения в умеренном темпе до «полного» утомления и с преодолением ощущения невозможности дальнейшего продолжения упражнения хотя бы в 1—2 движениях. При этом скоростной режим выполнения упражнения дает прирост силы без существенного увеличения объемов, а для больших темпов прироста качества применяются небольшие отягощения (0,5—2,5 кг);
— продолжительным выполнением упражнения в спокойном, медленном темпе достигают высоких уровней развития локальной выносливости.
В любом случае, в занятиях развивающей направленности важно соблюдение оптимальной частоты повторения упражнения в одном занятии и самих занятий в течение длительного времени — только при этом условии можно сохранить «следовые явления», которые и лежат в основе физического совершенствования.
Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой и полного представления о многообразии функций преподавателя-инструктора в работе следует выделять отдельные этапы.
Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей исполнителей упражнений (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, строения тела, темперамента и т.п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат адекватное содержание воздействий.
Весьма важен при этом подбор музыкального сопровождения. В ритмической гимнастике его функции довольно широки: оно программирует ритм и темп движений, выполняет роль подсказки и помощника и исполнителю и ведущему, эмоционально оформляет занятие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которые обеспечиваются подбором соответствующих произведений и их умелым варьированием — в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью и музыкальным вкусом занимающихся.
Основной этап начинается ознакомлением с комплексом, который предстоит выполнять. Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требования к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанемента, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.
Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения — методикой преподаватель должен владеть в совершенстве, плюс к этому он должен уметь трансформировать общие ее положения в адресации конкретному занимающемуся. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование для начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений, понимания их смыслового назначения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» — без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение вполсилы и медленно, может быть сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание — не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности занимающегося, например, координационные). Поэтому ознакомление и разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «доработка» в этом отношении возможна и в процессе комплексного выполнения в нужном темпе при должной нагрузке, — к чему и нужно переходить по возможности быстрее.
Тем более что для поддержания интереса и для повышения эффективности занятий комплексы целиком или по частям следует менять довольно часто — примерно раз в неделю. Поэтому, если на разучивание тратить много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы снизится, да и интерес может пропасть.
Именно в связи со сложностью организационной и методической управленческой работы в ритмической гимнастике профессиональная подготовленность преподавателя должна быть достаточно высока.
Список использованной литературы:
Ритмическая гимнастика в детском саду (опыт работы)
Гульнара Бурылова
Ритмическая гимнастика в детском саду (опыт работы)
Двигательная активность человека – необходимое условие, определяющее его здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Естественная потребность ребёнка в движении является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.
Для гармоничного развития ребёнка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня в дошкольном образовательном учреждении и семье. Для поднятия мышечного тонуса, создания хорошего настроения проводится утренняя гимнастика. Упражнения утренней гимнастики должны быть известны и хорошо освоены детьми, просты по структуре, координации, направлены на формирование осанки, свода стопы, включать дыхательные упражнения и подскоки.
Основные требования к проведению утренней гимнастики:
— место проведения – музыкальный или физкультурный зал, групповая комната;
— рациональное использование помещения;
— надлежащая одежда и обувь;
— организация утренней гимнастики (своевременное начало и окончание, продолжительность гимнастики в целом и каждого упражнения, дозировка и темп выполнения упражнений, приёмы регулирования дыхания и т. д.);
— соответствие упражнений (а также их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения) оздоровительным задачам, возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности;
— реализация воспитательно-образовательных задач;
— качество выполнения упражнений, предупреждение и исправление ошибок;
— хорошее самочувствие, настроение и поведение детей;
— уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений (с учётом возрастных особенностей детей); объяснения, указания, команды, распоряжения; умение видеть всех детей, осуществлять контроль за их самочувствием, поведением и настроением; владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, доброжелательный тон, общение с детьми; характер ведения гимнастики (уверенно, неуверенно); настроение педагога;
— выполнение упражнений под хорошо подобранную музыку.
Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, она способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности; движения становятся более совершенными. Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно,способствует росту основных человеческих способностей: логического мышления, овладения языком и речью. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.
Необходимо с раннего детства приобщать ребенка к музыке через активные формы её постижения и такой является ритмическая деятельность.
Музыкально-ритмическаядеятельность дошкольника способна выступить:
— детерминантой раскрытия и развития природных характеристик ребенка дошкольника: потребности движения, фантазии, общения, познания, понимания, сострадания, что являются значимым условием становлении личности;
— насущной необходимостью в плане постижения основных этических категорий, приобретения позитивного опыта межличностной коммуникации и других необходимых навыков и умений, необходимых ему для существования в этом сложном мире;
— эффективным способом телесно-чувственного постижения сути музыкального искусства, формирующим представление о системе общечеловеческих ценностей.
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду предполагает использование в работе с дошкольниками разных видов утренней гимнастики (традиционная, игровая, сюжетная и т. д.). Среди данных видов выделяется ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, преимущественно поточным способом и направленные на формирование у детей координации движений, оформленные танцевальными движениями; разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствующие совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей; способ получения представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для детей новым и необычным; своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско; одна из форм организации музыкальной деятельности, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры дошкольников; прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д., но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие; одно из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой.
Ритмическая гимнастика известна также как аэробика, т. е. гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Вопросами ритмической гимнастики занимались такие учёные, как Жорж Демени, А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.
Швейцарский педагог и композитор XX века Э. Ж. Далькроз впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, пластики и выразительности движений. Сущность его метода заключается в сочетании ритма, музыки и движения. Э. Ж. Далькроз считал, что целью ритмической гимнастики является совершенствование силы, гибкости, а также способности мышц к сокращению и расслаблению, чего можно достичь благодаря музыке, поскольку она определяет точность движений и скорость их выполнения. «Для этого нужно,— писал Далькроз,— чтобы мышцы и нервная система были приучены к воспроизведению всякого ритмического движения, чтобы ухо было способно правильно воспринимать музыку, дающую импульс этому движению». Иными словами,необходимо развить две взаимосвязанные способности: первая — восприятие музыки с помощью движений, элементов пластики, а вторая — выражение движений тела с помощью музыкального произведения (импровизация).
В данном учебном издании разработана система использования физических упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных двигательных умений и навыков, на расширение кругозора. Представлено 12 комплексов ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, что облегчает педагогам-практикам проведение работы с детьми.
Музыкальный материал к комплексам составлен из детских популярных песен в современной обработке, классической и народной музыки.
При подборе музыкальных композиций нами учитывалось следующее:
— уровень общей и физической подготовленности детей;
— тематика, образность занятия;
— характер каждого упражнения;
— стилевое единство музыкальных отрывков, произведений или фрагментов;
— общность содержания музыки.
Все упражнения имеют интересные образные названия, такие, как «кит», «цапля», «часы», «карусели», благодаря которым дети могут на время перевоплотиться в кого-то или во что-то,способствуют развитию наблюдательности: как ходит кошка, козленок; как движется поезд, крутится карусель.Дети узнают новое для себя: что такое спутники планет, дирижёр и т. д.
Выполняя некоторые упражнения, дети с удовольствием произносят слоги, которые дополняют образ. Например, выполняя упражнение «самовар», дети говорят «пых-пых»; упражнение «насос» – «с-с-с»; «часики» – «тик-так»; «паровоз» – «чух-чух» и т. д.
Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики, физкультуры и спорта. Выполнив ритмическую гимнастику, педагог произносит первую строчку четверостишия, а дети – вторую. Педагог – третью, дети – четвёртую.
Используя эти занимательные комплексы, можно легко заинтересовать детей и сделать утреннюю гимнастику любимым занятием.
Если делаем зарядку –
Значит, будет все в порядке.
В мире нет рецепта лучше:
Будь со спортом неразлучен –
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Заниматься нужно нам.
Ходьба по кругу. Поднимаем руки через стороны вверх и одновременно поднимаемся на носочки.
2. Перекрестный шаг
И. п. : стоя на четвереньках. 1 –подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. 2 – переставить одновременно обе руки вперёд как можно дальше. Так двигается гусеница в поисках еды. Для мышц рук, ног.
Ходьба с высоким подниманием выпрямленных ног.
5. Рассыпался горох
Бег врассыпную по всему залу.
6. Перестроение в колонны
И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо. 2 – вернуться в и. п. 3 – наклонить голову влево. 4 – и. п.
И. п. : основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. 1 – правое плечо поднять вверх. 2 – и. п. 3 – левое плечо поднять вверх. 4 – и. п.
И. п. : ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1, 2, 3 – перекрёстные движения руками перед собой. 4 – хлопок за спиной. Эти движения выполнять, слегка пружиня.
И. п. : основная стойка, руки вдоль туловища. 1, 2 – поднять согнутую в колене правую ногу, руки поднять перекрёстно вверх, пальцы развести. 3, 4 – и. п. То же с левой ноги.
И. п. : основная стойка, руки «полочкой» перед грудью. 1 – шаг правой ногой вправо, наклон корпуса вправо. 2 – выпрямиться, приставив левую ногу к правой. То же в левую сторону.
И. п. : основная стойка, руки внизу. 1 – хлопок над головой. 2 – по бёдрам. 3 – по коленям. 4 – по стопам.
И. п. : ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. 1 – выполнить полуприседание, руки согнуть в локтях, пальцы рук сцепить в «замок» за спиной. 2 – выпрямиться, руки расцепить, левую поднять вверх, правую опустить вниз.
И. п. : основная стойка, руки за спиной. 1, 2, 3, 4 – развернувшись вправо, выполнить тройной притоп. 5, 6, 7, 8 – выполнить тройной притоп, развернувшись влево.
И. п. : сидя на полу, ноги врозь, руки на коленях. 1 – наклонить корпус влево, согнуть в колене правую ногу. 2 – и. п. 3 – наклонить корпус вправо, согнуть в колене левую ногу. 4 – и. п.
И. п. : сидя на полу, стопы ног вместе, подтянуть к себе, руки на коленях. 1 – перекат вправо. 2 – и. п. 3 – перекат влево. 4 – и. п.
И. п. : лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях.Имитировать езду на велосипеде: по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях и в тазобедренных суставах.
И. п. : лёжа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. 1, 2, 3, 4 – колени подтянуть к животу, обхватить руками, голову прижать к коленям – сгруппироваться. 5, 6, 7, 8 – вернуться в и. п.
И. п. : лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вперед. 1 – повороты голеней вправо, коснуться ими пола. 2 – вернуться в и. п. 3 – повороты голеней влево. 4 – и. п.
И. п. : упор на коленях и ладонях рук. 1, 2 – сесть на пятки, голову опустить вниз. 3, 4 – вернуться в и. п., прогнуться в пояснице.
21. Прыжки с короткой скакалкой
И. п. : основная стойка, руки отведены в стороны и согнуты в локтях. Представьте, что у вас в руках скакалка. Выполняйте руками характерные движения, прыгая то на правой ноге, то на левой, то на обеих ногах (по 5 – 6 прыжков).
Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М. : Просвещение,1992.
Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М, Марченко Т. И, Пронина Е. И. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф.Змановского: Здоровый дошкольник. – М. : Аркти, 2001.
Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф.Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. – М. :АРКТИ, 2001.
Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. –М: Просвещение, 1990.
Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать,метать: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1983.
Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работав дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. – М. : НЦ ЭНАС, 2004.
Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам.Программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001.
Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А.Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М. : Владос, 2001.
Голубева Л. Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей 4 – 7 лет, воспитывающихся по программе «Из детства в отрочество»: Методическое пособие для воспитателей, родителей, инструкторов физкультуры. – М., 1997.
Дайлидене И. П. Поиграем,малыш: Книга для работников дошкольных учреждений. – М. : Просвещение, 1992.
Кузнецова М. Н.Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. – М. : Аркти, 2002.
Луури Ю. Ф.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. Из опыта работы. –М: Просвещение, 1991.
Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1978.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 –6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1988.
Полтавцева Н. В, Гордеева Н. А, Тилькова М. Н, Рыжова О. Н. С физкультурой в ногу. Старшая группа детского сада: Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре, воспитателей и родителей, работающих по программе «Из детства в отрочество». –Тольятти: ВТИИ.
Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.
Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3 – 5 лет: 72 конспекта занятий; 9 конспектов физкультурных развлечений (ритмические танцы и состязательные игры); комплексы дыхательной гимнастики и точечного массажа; весёлый тренинг; спортивно-дидактические и подвижные игры. – М. : ГНОМиД, 2004.
Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 – 7 лет: Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале; конспекты дыхательной гимнастики и точечного массажа; весёлый тренинг, спортивно-дидактические и подвижные игры. – М. : ГНОМиД, 2004.
Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. – М. : Физкультура и спорт, 1991.
Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.
Фотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском саду Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких.
Гимнастика пробуждения после дневного сна в детском саду Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.
Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.
Конспект занятия по дополнительному образованию детского объединения «Танцевально-игровая ритмическая гимнастика» «Урок дружбы» Цель занятия: Формирование у детей доброжелательного отношения друг с другом с помощью музыкально – ритмических игр. Интеграция.
Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.
Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.
Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.