для чего художникам нужна светотень

Законы светотени: от простых форм до портрета

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Источник

Что такое светотень? Разбор светотени на рисунке

Распределение света и тени на всем, что нас окружает в мире, называется светотенью. Благодаря ей мы видим объем предметов и понимаем их форму. Чем достовернее переданы взаимоотношения между светом и тенью, тем объемнее и живее будет выглядеть нарисованный нами мир. Поэтому одной из первостепенных задач для художника стоит грамотное изображение светотени.
Светотень делится на несколько тонов со своими названиями и определенным местоположением:

Самый простой школьный пример для разбора светотени – это геометрические тела разной формы, то есть со скругленными и прямолинейными поверхностями. Для наглядности возьму куб, шар и цилиндр. В качестве цилиндра выступает серебристый баллончик.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Как нарисовать куб со светотенью

Самая простая и понятная глазу светотень на кубе.
На кубике есть грани и линии излома, которые разграничивают элементы светотени друг от друга. Причем наибольший контраст и интенсивность света и тени находится как раз на этих гранях. Собственная тень самая яркая и интенсивная на границе со светом, она постепенно затухает и переходит в рефлекс.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Свет также самый белый и яркий на границе с тенью по линии излома. И также теряет свою интенсивность в направлении от линии излома.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Сверху кубика находится полутень. Самая темная она на границе со светом по линии излома. А на границе с собственной тенью она наоборот – светлая, кромка прямо осветится, она чистая и белая.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Падающая тень всегда самая темная, темнее, чем собственная тень. И наибольшую черноту и интенсивность имеет на границе со светом и с предметом. И затухает и светлеет в направлении от границы света.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

На задней грани куба собственная тень явно ярче и плотнее падающей, которая заходит за кубик и затухает. Это хорошо видно на моем рисунке.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Как нарисовать шар со светотенью

У шара все компоненты светотени плавно переходят один в другой. Есть яркий четкий блик на свету и вобщем шар по отношению к нему смотрится серым.
Также на шаре хорошо и отчетливо виден рефлекс, который подсвечивает шар с теневой стороны.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Но всегда нужно помнить: рефлекс – часть тени, поэтому он никогда не может быть таким же светлым, как освещенная часть шара и светлее полутени. Иногда кажется, что рефлекс ярко светится и на рисунке из-за этого есть вероятность переборщить с его свечением. Поэтому всегда нужно обращать внимание, чтобы рефлекс на Вашем рисунке со светом не путался, если такое происходит, то его нужно гасить.

Падающая тень очень плотная и яркая, самую интенсивность имеет под шаром, где он соприкасается с поверхностью стола. Но так же, как и у куба падающая тень заходит за шар и там светлеет.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Шарик глянцевый, поэтому у него яркий блик, а также с теневой стороны отражается баллончик.
Вот так это выглядит на моем рисунке. Обратите внимание на штриховку, она идет по форме скругления шарика, что придает ему дополнительный объем.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Как нарисовать цилиндр со светотенью.

Баллончик, выступающий в роли цилиндра, имеет блестящую поверхность, поэтому сильно рефлексирует и путает зрителя – не совсем понятно, где собственная тень, где свет, как идет полутень, все в полосках.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Зато все градации светотени четко видно по крышке – она матовая.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

В баллончике все то же самое, только выглядит более контрастным и полосатым, правда с теневой стороны есть еще одна черная полоска – отражение падающей тени на баллоне.
Еще одна полоска – белая полоска на собственной тени, это отражается куб. Но мы не будет копаться во всех полосочках детально, дабы не раздробить форму, нам нужно показать светотень в общем, так, чтобы был виден объем цилиндра.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Крышка имеет линию излома. Самый контраст находится на приближенном к свету крае.
То есть полутень здесь такая же, как на кубике – темная и контрастная у границы и плавно расходится в более светлый тон. На свету яркий блик у самой границы излома, который затухает к низу.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

У падающей тени здесь имеется небольшая особенность. Кажется, что она светлее собственной, потому что стол белый, а баллончик серый. Однако, не везде это так. Под баллончиком, у его основания падающая тень все таки темнее собственной, контрастности ей до кучи добавляет рефлекс.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

И так у меня это все выглядит в карандаше.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Я всегда рекомендую добавлять фон даже на самой черновой учебной работе. Это отличная тренировка навыка штрихования, плюс фон подчеркивает светотень на предметах.

Светлое на темном, темное на светлом – отличное правило для любой карандашной работы с максимальной выразительностью.

Это значит, что не нужно покрывать тоном весь фон, в первую очередь фоном следует подчеркивать свет на предмете, то есть добавлять фон с освещенной стороны, а с теневой не трогать его вообще.
Баллончик в целом серый, поэтому делать вокруг него тон вообще не стоит. Плюс не лишним будет добавить линию излома стола – она добавляет пространства в работу, предметы сразу встали, а не просто абстрактно зависли на листе.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Светотень превращает плоский линейный рисунок в объемный и живой. Светотень на всех других предметах, абсолютно любых, с любой поверхностью имеет все тот же набор элементов светотени и такие же принципы распределения.

Поэтому, чтобы делать объемные, реалистичные рисунки постичь тему светотени, научиться грамотно ее передавать – первостепенная задача для начинающего художника.

Источник

Светотень в картине – ключ к реализму

Чтобы создать картину настолько реальную и осязаемую, будто в нее можно забраться, нужно использовать светотень.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Она помогает создать в картинах правдоподобное пространство, настроение, атмосферу и различные «спецэффекты». Она может стать универсальным инструментом, если использовать ее с умом.

Что же такое светотень?

«Светотень» — это сочетание теней и света на определенном объекте.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Что подчеркнуть светотень, картину обычно делают черно-белой, без других цветов. Черный, белый и множество серых оттенков используются для того, чтобы обозначить свет или тень (их иногда называют тонами).

С помощью светотени мы видим

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Светотень не просто важна для картины – именно она позволять нам увидеть форму. Наше визуальное восприятие зависит от света. Когда мы что-то видим, это значит, что предмет находится рядом с источником света.

Когда предмет отдаляется от него, то он становится менее освещен, а значит постепенно затемняется. В конце концов, предмет оказывается в тени, где до него не может добраться свет. Большое количество тонов и полутонов в светотени вызвано именно передвижением объектов ближе и дальше от источника света.

Именно из-за различий света и тени мы видим формы предметов. Различия тонов делают предметы трехмерными. Для примера мы можем оглядеться. Вы сидите за столом? Почему он выглядит трехмерным? Потому что боковая поверхность отличается от верхней оттенком, так? Одна из них наверняка светлее, а другая – темнее.

Когда мы рисуем светотень, мы изображаем то, как свет падает на предметы, чтобы создать иллюзию трехмерности.

Чтобы создать реалистичный рисунок, мы имитируем светотень реальной жизни.

Соотношение света и тени

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Так почему же светотень является ключом к реализму?

Ну, мы знаем, что она создает иллюзию формы и трехмерности. Но, в частности, именно соотношение света и тени предмета позволяют ему выглядеть реалистично.

«Соотношение света и тени» — это то, насколько оттенки темные или светлые по сравнению друг с другом.

Чтобы рисунок получился правдоподобный, соотношения света и тени должны быть идентичны реальности.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Предлагаю посмотреть на эту фотографию сферы, чтобы понять важность соотношений света и тени.

Что будет, если я изменю всего лишь один оттенок (и таким образом поменяю соотношение света и тени всей картины)?

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Вот тут я заметно осветлила тень лишь на сфере, больше ничего не меняя.

В итоге картина выглядит ненатуральной и пренебрегает логикой.

Сфера как будто отражает очень сильный свет, направленный на ее нижнюю часть. Но откуда он мог появиться, если поверхность, на котором находится шар, никак не реагирует на него? Кроме того, осветление теней сферы привело к тому, что она потеряла трехмерность.

Если бы вы допустили такую ошибку в рисовании, то и результат получили бы такой же: картинка выглядела бы нереалистично, потому что соотношения света и тени отличаются от реальных.

Если вы неправильно передадите это соотношение, то у вас не получится убедительная картина.

Именно поэтому так важно изучить светотень и привыкнуть к ней.

Светотень и иллюзия

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Рисовать — значит создавать иллюзии. В конце концов, мы используем уголь (который, на самом-то деле, всего лишь обгоревшая веточка) и лист бумаги, чтобы изобразить кожу, волосы и одежду человека или кирпичи, стекло и металл городского пейзажа.

Когда мы рисуем, то стараемся создать иллюзию светотени, которую видим в природе. Конечно, по некоторым причинам, мы не можем полностью передать настоящие тона:

Правда, это не мешает нам создавать реалистичные иллюзии форм, потому что нам не нужно бесконечное число оттенков, чтобы создать правдоподобные рисунки!

Мы может изобразить то, что видим, упростив это.

Упрощенные рисунки зачастую выглядят более реалистично, чем те, где автор занес каждый полутон и каждую маленькую деталь, которую смог увидеть. Художники это поняли сотни лет назад, а после изобрели систему упрощения и организации оттенков, которая называется…

Шкала оттенков серого

Художники используют систему из девяти тонов от белого к черному, которая называется шкалой оттенков серого. В ней находятся четыре светлых оттенка (от 1 до 4), один средний (также называющийся полутоном) и четыре темных (от 6 до 9). Эта шкала фактически является упрощенной градацией.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотеньдля чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Оттенки на этой шкале становятся визуальным алфавитом при создании картины. Можете представить, будто каждый из оттенков это одна из букв. Сама по себе буква почти ничего не значит. Но когда ее соединяют с другими буквами, создавая слова, получается язык, с помощью которого мы общаемся.

Таким же образом мы соединяем оттенки, получая картины – визуальную форму общения.

Источник

Светотень: ключ к пониманию объема

Светотень — это ключ к пониманию объема и созданию реалистичных объектов. И в этом кратком уроке рассмотрим как моделируется светотень на простых и сложных объектах.

У нас всегда есть источник света и направление его лучей. При этом освещение предметов может быть концентрированным либо рассеянным.

Прямой свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. А свет, проходящий через среду, рассеивающую его лучи (например, солнечный свет через облака), создает рассеянное освещение.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Светотень — это наблюдаемое на поверхности объекта распределение света, создающее шкалу яркостей. Важное средство изображения объёма предметов и их положения в пространстве.

Элементы светотени:

Далее пройдемся вкратце по всем элементам, которые составляют в своей совокупности светотень. Для удобства я приготовила изображения, иллюстрирующие каждый такой элемент.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Изучив светотень на простых формах можно переходить к более сложным.

В рисунке головы или тела человека надо научиться различать светотень на всем объекте в целом и на каждом отдельном его участке (например на носу, губах, подбородке и т.д.)

Источник

Урок 5. Светотень.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.

для чего художникам нужна светотень. Смотреть фото для чего художникам нужна светотень. Смотреть картинку для чего художникам нужна светотень. Картинка про для чего художникам нужна светотень. Фото для чего художникам нужна светотень

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *