для чего используется холодный асфальт
Холодный асфальт. Состав, виды, укладка и характеристики материала
В плановом обслуживании дорожного полотна, в вопросах его частичного и полного ремонта, а также в частной сфере благоустройства, применим холодный асфальт. Его отличает специфическая форма гранул в сравнении с горячим. При производстве в него добавляют пластификаторы.
Это дает возможность задействовать холодный асфальт при положительных температурах воздуха, без разогрева, независимо от погодных условий. Холодный асфальт в мешках удобен тем, что его можно перевозить на любые расстояния, не задействуя спецтехнику, что существенно снижает затраты на работу. Что касается работы зимой, то здесь смесь можно применять при заделывании ям, предварительно разогрев её до температуры 75 градусов по Цельсию.
Характеристики и свойства
Состав холодного асфальта довольно прост, ведь поставляясь с завода, он включает в себя заполнитель и мелкий щебень. Доставив мешок на объект, он будет в твердом состоянии, но имеет рыхлую структуру.
Чтобы привести его к рабочему виду, рекомендуется тщательно перемешать состав, используя специальные смесители. Наличие мелкого щебня позволяет заделывать дорожные ямки до идеального состояния, сравнивая поверхность с основным покрытием.
В состав холодного асфальта включены керосин, органические кислоты, битум, а также различные варианты добавок. Сохранение вязкости является основной характеристикой этого материала, поскольку вязкость сохраняется в любое время, что не ограничивает строителей в работе.
На упаковке с холодным асфальтом всегда отмечена минимальная температура, допустимая для выполнения работы. Поэтому, подобрав правильный материал, вы сможете выполнить ремонт дороги даже при критически низких значениях температуры.
Свои свойства состав теряет при несоблюдении правил монтажа и эксплуатации. Например, производители многих марок указывают на то, чтобы величина слоя не превышала 6 сантиметров в толщину. Если яма глубже, то укладывают два и более слоев.
При этом каждый слой необходимо придавить трамбовкой. Как и другие материалы, холодный асфальт дает усадку. При монтаже необходимо чтобы он поднимался на высоту в 1-2 см над первостепенным покрытием, поскольку после усадки, поверхности сравняются.
С целью улучшения рабочих параметров и свойств холодного асфальта, углубление в дороге или полноценную яму, необходимо сначала обработать битумом. Это позволит материалу лучше приклеиться к основе.
Основные виды
Асфальт можно разделить на типы:
Методы производства
Технология холодного асфальта схожа, невзирая на производителя. Например, на производстве применим метод без нагревания. То есть, асфальт на выходе поставляется в емкостях в своем первостепенном состоянии.
Для лучшего прилипания к нему советуют битумные добавки. Все это смешивают на этапе укладки и заделывают ямы. На выходе мы получаем высокопрочный состав, обеспечивающий идеальную сцепку с поверхностью. Поставленная латка на дороге, не будет бояться дождей, промерзания, воздействия солнечных лучей.
Технологии, включающие в себя нагрев, чем-то похожи на производство горячего асфальта. Здесь же выбирают мелкозернистый гравий, нагревая его до температуры 110-120 градусов. После добавления сюда битума, материал тщательно перемешивается, и некоторое время находится под действием температуры в 100-105 градусов.
Затем, его отправляют на этап охлаждения, где охлаждают до 25 градусов и фасуют по емкостям, после чего отправляют для реализации на прилавки магазина. В зависимости от количества и качества применяемых добавок, такие составы могут храниться от 2 недель до полугода.
Поэтому, покупая мешки на прилавках ваших магазинах, обращайте внимание на методы производства. Совсем не страшно, если торговая площадка находится под открытым небом, вне помещения. Это вполне допустимо рекомендациями заводов.
Область эксплуатации и особенности применения
Как мы раньше уже обозначили, укладка холодного асфальта возможна не только для устранения выбоин, но и применима частными лицами для восстановления тротуарных дорожек, подъезда к дому, стоянок и других мест.
В то же время, даже капитальное строительство дорог все равно затрагивает использование холодных составов. Их используют там, где затруднен подъезд крупногабаритной техники. Например, задействуют для обустройства ливневок и люков. Перроны на вокзалах, виадуки, гидроизоляция водосточных каналов, ремонт и устройство гибкой кровли, это отрасли где может быть использован холодный асфальт в мешках.
Что касается применения частными лицами, то составы задействуют для обустройства полов на верандах и в беседках, применят в ландшафтных дизайнах. Последнее возможно благодаря тому, что в продаже есть составы с красителями. Методы работы с асфальтом холодного типа, условно можно разделить на следующие этапы:
Расфасовка и цены
Производителей много, поэтому фасовка отличается. Это же касается и цены. Наиболее ходовыми объемами считаются мешки весом 25 и 50 кг, соответственно. В продаже также есть мешки по 30 кг. Встречаются ёмкости и большей массы, но покупать их нецелесообразно, в сравнении с меньшими объемами.
Это связано с большим весом 1 мешка. Что касается цены, то в продаже можно найти мешки стоимостью 250 руб. за 25 кг, 500 рублей за 50 кг, соответственно. Цена может варьироваться в пределах 10-15%, что зависит от производителя и качества материала, где качество опирается на тип изделия. Наиболее дорогим считается тип «А», средний сегмент занимает тип «В», наиболее дешевым считается тип «Д».
При покупке следует учитывать расход холодного асфальта. Например, статистика работ показывает, что на слой, толщиной в 1 см, на один квадратный метр пойдёт порядка 25 кг. Может показаться, что такое покрытие является дорогостоящим из-за большого расхода.
Но, его эксплуатационные свойства намного выше других материалов, что оправдывает вложенные средства. Поэтому, если у вас совсем небольшое углубление в дороге или ремонт необходим частично, вам потребуется холодный асфальт 25 кг.
Холодный асфальт 50 кг прилично весит, поэтому для его переноски нужна дополнительная рабочая сила. Этот мешок больше в объеме, поэтому относительно меньшей фасовки, его покупать выгодно. Использование мешков актуально для работы с большими объемами.
Достоинства холодного асфальта
Предлагаем ознакомиться с достоинствами, которые ставят этот материал на первое место в сравнении с прочими вариантами:
Недостатки холодного асфальта
Холодная смесь неактуальна в вопросах капитального строительства проезжих частей с большой проходимостью. Под этим понимается применение холодного асфальта с целью замены полотна на 100%. Для капремонта его не рекомендуют использовать из-за разрушения под высокими нагрузками.
Но, как правило, это и не делают, поскольку другим недостатком считается высокая стоимость материала. По подсчетам специалистов 1 квадратный метр покрытия будет стоить до 3 раз дороже, нежели использовать асфальт горячего производства.
Трамбовка холодного асфальта
Экономия сводится к тому, что этот асфальт задействуют малыми партиями. В свою очередь асфальт, произведенный по горячей технологии, для заделывания ям и трещин вам никто не повезёт дешево, или привезут, но за большие деньги. Поэтому покупая такой состав в мешках, вы доставляете его на личном автомобиле и выполняете ремонт сами. Так вы сэкономите деньги.
Для справки, примерная цена за 1т горячего асфальта составляет 3000 руб. За аналогичный объем холодного асфальта придется отдать до 10 тысяч рублей. Сэкономить можно на трудозатратах, отсутствии нужды применять специальную технику и других нюансах работы.
В заключение
Теперь вы знаете, что представляет собой холодный асфальт, и то, что он прямым или косвенным образом нужен в ремонте дорог и тротуаров. Удобно, что он поставляется в мешках, поскольку его можно покупать малыми и большими объемами, доставлять на собственном транспорте и выполнять восстановление. Технология не несёт ничего сложного, поэтому вы, даже без специализированной подготовки, сможете выполнить ремонтные работы или сформировать приусадебные дорожки.
Не забывайте изучать инструкции, поскольку в них указываются затраты с учетом квадратуры. Это поможет вам оценить расход и посчитать смету ремонтных работ. Чтобы сэкономить, мы рекомендуем покупать щебень мелкой фракции, засыпая его на дно ямы, используя битум. Это позволит снизить затраты.
Даже применяя щебень, поверхность латки будет максимально прочной, поскольку в обустройстве задействуется трамбовка. Выполнять укладку вы сможете без потерь во времени, по итогам чего получите застывшее полотно, которое простоит долго. Цена холодного асфальта высока, но его актуально применять в малых объемах.
Технология укладки холодного асфальта
Холодный асфальт – специфический многокомпонентный материал, поступающий в продажу навалом, в мешках или ведрах в виде, готовом к применению. Имеет в составе мелкозернистый щебень, битум, органические кислоты, полимеры и пластификаторы. От выбранного состава зависят характеристики конечного продукта, например при каких условиях возможна укладка холодного асфальта.
Характеристики и области применения
Сферы применения этого материала определяются его особыми качествами, к которым относятся:
Основным отличием холодного асфальтобетона от горячего является набор прочности в результате не остывания материала, разогретого перед укладкой, а испарения углеводородов, содержащихся в его компонентах.
Холодная асфальтобетонная смесь используется для:
Укладка холодного асфальта: инструкция по проведению работ
Внимание! Уложенный на дорогу материал после трамбовки должен выступать над общим уровнем покрытия примерно на 20 мм. Это связано с тем, что со временем смесь осаживается. При устройстве садовых дорожек и других участков, подвергаемых легким пешеходным нагрузкам, такая мера предосторожности не требуется.
Особенности технологии укладки покрытия из холодного асфальта осенью и зимой
При необходимости поведения работ при низких плюсовых и минусовых температурах следует придерживаться следующих рекомендаций:
Ограничениями использования холодной асфальтобетонной смеси являются: более высокая стоимость, меньшие – устойчивость к нагрузкам и воздействию влаги, долговечность, по сравнению с аналогом, укладываемым при высоких температурах. Поэтому в качестве основного покрытия для дорог, подвергаемых высоким нагрузкам, этот материал не применяется.
Холодный асфальтобетон
Холодный асфальт — это современный инновационный дорожный материал, открывающий уникальные возможности организациям, специализирующимся на обслуживании дорог и дорожном строительстве.
Холодный асфальт используют для быстрого ямочного ремонта автомагистралей, городских улиц, дорожных трещин или просто подъездных путей к собственному дому. Теперь для укладки не потребуется никаких тяжелых машин. Готовый к применению состав можно засыпать в выбоины и ямы, после чего для начала процесса полимеризации достаточно утрамбовать простой трамбовкой или наконец элементарно раскатать колесами своего автомобиля.
Это традиционный асфальт который приготавливается по специально выдержанной технологии с применением модифицированного битума. Особенностью холодного асфальта является, то что он может находиться в рыхлом состоянии длительное время в зависимости от типа хранения, температуры хранения и состава смеси холодного асфальтобетона, а также нет необходимости делать предварительную подготовку перед применением. Холодный асфальтобетон возможно укладывать при минусовой температуре окружающего воздуха.
Основная особенность холодного асфальта заключается в том, что «схватываться» он начинает при непосредственном контакте с кислородом, который постепенно разрушает защитную пленку полимера на битумном вяжущем. Его можно использовать для устройства тротуаров, площадок, строительства дорог, ремонта кровель, мостов, аэродромов.
Основные преимущества холодного асфальта:
Сфера применения холодного асфальтобетона
Преимущественно при укладке малых площадей и при проведении текущего ремонта асфальтобетонного полотна, а именно:
– ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия;
– отмостка зданий;
– крыши гаражей;
– виадуки;
– перрон вокзала;
– садовые дорожки;
– заездные участки в гаражи.
Технология производства холодного асфальта
Приготовление разжиженного битума для холодной асфальтобетонной смеси производится в вертикально установленной металлической емкости снабженной тихоходной рамной мешалкой или в автогудронаторе.
В емкость дозируют заданное лабораторией количество добавки, включают мешалку и закачивают расчетное количество битума при температуре 140-160 С. Перемешивания рамной мешалкой в течение 20-30 минут достаточно для получения однородного вяжущего.
В случае использования автогудронатора добавку выгружают из бочек в гудронатор и доливают расчетное количество битума, после чего включают перемешивание с помощью шестерёнчатого насоса. После 30-40 минут перемешивания готовый разжиженный битум перекачивают в расходную емкость на АБЗ.
Дозировка
Дозирование АСФАКОЛ зависит от гранулометрического состава минеральной смеси и качества битума. При использовании битума типа 60/90 дозировка присадки составляет от 20% до 40% от веса битума.
Базовый состав модифицированного вяжущего 50 кг (100%):
– Битум БНД 90/130 – 37,5 кг (75%), возможно применение БНД 60-90;
– Добавка АСФАКОЛ – 12,5 кг (25%).
Базовый состав всепогодной холодной АБС 1000 кг (100%):
– каменный материал фракции 5-10 мм – 950 кг (95%);
– модифицированное вяжущее – 50 кг (5%).
Рекомендуемая дозировка АСФАКОЛ-К от 2 до 3% от веса битума.
Базовый состав модифицированного вяжущего 50 кг (100%):
– Битум БНД 90/130 – 40 кг (80%), возможно применение БНД 60-90;
– Дизельное топливо – 9 кг (18%) марки Л или З в зависимости от времени года;
– Концентрат АСФАКОЛ-К – 1 кг (2%).
Базовый состав всепогодной холодной АБС 1000 кг (100%):
– каменный материал фракции 5-10 мм – 950 кг (95%);
– модифицированное вяжущее – 50 кг (5%).
Приготовление комплексного органического вяжущего (КОВ)
Для приготовления КОВ используют:
– битумы БНД 60/90 и 90/130 по ГОСТ 22245 и ГОСТ 33133;
– разжижители: дизельное топливо по ГОСТ 305, мазут топочный по ГОСТ 10585;
– модификатор «Асфакол» по СТО 22320188-007-2015.
Состав органического вяжущего подбирается специализированной лабораторией одним из методов, принятых в дорожном строительстве, при условии обеспечения свойств, указанных в таблице ниже. Ориентировочное процентное соотношение составляющих органического вяжущего приведено в таблицах ниже.
Таблица – Требования к вяжущему, модифицированному Асфакол и Асфакол-К
Наименование показателя | Нормативное значение | Методика испытаний |
1 Условная вязкость, сек | ||
— для типа S | 80-100 | ГОСТ 6258 |
— для типа W | 60 –80 | ГОСТ 6258 |
2 Количество испарившегося разжижителя, % не менее | 5 | ГОСТ 11504 |
3 Сцепление органического вяжущего с поверхностью минеральной части, не менее, % | Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 1 | ГОСТ 11508 п. 5.2 ГОСТ 11955 |
Таблица – Ориентировочный состав КОВ с модификатором концентратом Асфакол-К
Компонент | Содержание, %, для холодной минералоорганической смеси типа | |
S (летнее) | W (зимнее) | |
1 Битум нефтяной дорожный марок БНД 60/90 или БНД 90/130 | 82 | 76 |
2 Дизельное топливо марок Л или З | 15 | 31 |
3 Модификатор Асфакол-К | 3 | 3 |
Таблица – Ориентировочный состав КОВ с модификатором Асфакол
Компонент | Содержание, %, для холодной минералоорганической смеси типа | |
S | W | |
1 Битум нефтяной дорожный марок БНД 60/90 или БНД 90/130 | 80 | 75 |
2 Модификатор Асфакол | 20 | 25 |
Приготовление холодных асфальтобетонных смесей видов осуществляют в соответствии с «Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» (М., Транспорт, 1978), СНиП 3.06.06-85 «Автомобильные дороги» и положений настоящих методических организаций. В соответствии со СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», «Руководством по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий» (взамен ВСН 59-68), температура битума, щебня, песка поступающих в смеситель и готовой холодной асфальтобетонной смеси должна соответствовать указанной в таблице ниже.
Марка битума | Температура, °С | ||
битума, поступающего в смеситель | щебня (гравия), песка при выходе из сушильного барабана | холодной смеси при выпуске из смесителя | |
СГ 70/130 | 80-90 | 105-115 | 80-100 |
МГ 70/130 МГО 70/130 | 80-90 | 105-115 | 80-100 |
Отличительной особенностью приготовления холодных асфальтобетонных смесей является тот факт, что продолжительность перемешивания их в 1,3-1,5 раза превышает продолжительность перемешивания горячих смесей вследствие малого содержания в них битума.
Холодная асфальтобетонная смесь, выпускаемая из смесителей на АБЗ при температуре 90-110 °С, подвержена слеживанию при транспортировании ее к месту укладки и хранении на складе (в штабеле).
Для уменьшения слеживаемости холодной смеси при хранении, перед подачей на склад её необходимо охладить до температуры 30-35°С.
Охладить готовую асфальтобетонную смесь до температуры 30-35°С можно несколькими способами:
Слеживаемость холодных асфальтобетонных смесей из известнякового материала или с известняковым минеральным порошком может быть также уменьшена, если часть минерального порошка (3-4 %) вводить в смесь после перемешивания жидкого битума с остальными составляющими минеральной части холодной асфальтобетонной смеси. При этом перемешивать смесь с минеральным порошком следует с таким расчетом, чтобы минеральный порошок не полностью поглощался битумом, а равномерно распределился по частицам смеси.
На складе смесь укладывают штабелями в несколько рядов высотой 1,5-2,0 м. Через 7-8 часов после складирования смесь несколько раз перелопачивают экскаватором или погрузчиком, чем достигается, помимо охлаждения, также и перемешивание отдельных замесов смеси.
Укладка холодного асфальта
Укладку холодного асфальта, проще всего, проводить на уже уложенные покрытия, ремонтируя их. Если же требуется проложить дорожку из асфальта по земле или щебню, потребуется больше усилий. Сами работы по укладке можно проводить даже зимой, при температуре до 20 градусов ниже нуля.
Работы по укладке холодного асфальта нужно начинать с подготовки ремонтируемого покрытия. Для этого ремонтируемый участок очищают от грязи, пыли, старого не прочно держащегося покрытия, и наносят битумную эмульсию, обеспечивающую лучшую связку старого покрытия с холодным асфальтом. Распределяется эмульсия по поверхности при помощи щетки.
Далее необходимо выждать некоторое время, обычно несколько часов, что бы дать возможность битуму стать липким.
Вторым этапом является непосредственно укладка асфальтовой смеси на ремонтируемый участок дорожного покрытия. Для этого асфальт высыпается на участок, и разравнивается до толщины около 20 миллиметров. Важно при этом проверять также перепады высоты дороги, для устранения их при наличии таковых.
Когда асфальт рассыпан и разровнен, можно приступать к его укатке. Для этого можно использовать садовый каток, регулярно поливая его водой, для предотвращения прилипания смеси к катку.
Ну и завершающий этап работ – декоративное оформление и окончательная укатка. Если есть необходимость, на дорожку набрасывается каменная крошка, и затем дополнительно укатывается. При таком способе ремонта, ходить по дорожке можно сразу же, а проезжающие по дорожке машины пойдут покрытию только на пользу, поскольку будут дополнительно его утрамбовывать.