для чего используется игра слов

Игра слов

Содержание

История слова

Ещё одна история слова

Использование в речи

Использование в литературе

В литературном использовании следует отличать каламбур в собственном значении, как комическую форму, от серьёзной игры слов, имеющей весьма различную стилистическую функцию. К серьёзным видам относится, например, магическая игра слов в поэзии народов первобытной культуры — заговорах, молитвах, сюжетах, связанных с испытанием мудрости (эпизод с «Никто» в «Одиссее»). Другой пример — символическая игра словом в trobar clus средневековых трубадуров и поэтов dolce stil nuovo, в философской и мистической лирике средневековых восточных поэтов (прежде всего в арабской и персидской поэзия).

Как комический приём каламбур особенно свойственен формам гротеска и юмора, но часто встречается и в формах грубо-комического, в особенности, когда раскрываемое в каламбуре второе значение слов нарушает требования эвфемизма.

Каламбурные рифмы

Частный случай каламбура образуют каламбурные рифмы (рифмы-каламбуры). Так называются «омонимические» и « составные рифмы».

А. С. Пушкин

Из русских поэтов очень любил каламбуры Пушкин, следуя в этом XVIII веку. Он часто украшал ими свои письма: «Со злости духом прочел „Духов“», «Домик колом мне пришелся» — о «Домике в Коломне». Часто встречаются у Пушкина составные рифмы:

Вы, щенки, за мной ступайте
Будет вам по калачу
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.

В четверостишии о меднике каламбур: «таз куя́», «тоску́я», «та́ску я», «тоску я».

Также часто — омонимические:

Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ;

И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том;

И прерывал его меж тем
Разумный толк без пошлых тем.

Минаев

Из поэтов XIX века необычайно искусен был в каламбурных рифмах Минаев:

Я стал по твоей лишь вине
Топить свое горе в вине;

И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих;

По кустам уселись со́рок
Пёстрых скачущих соро́к;

Мне ландшафт подобный до́рог
Посреди больших доро́г.

Маяковский

В XX веке время мастером каламбуров являлся в своих стихах Владимир Маяковский. Примеры:

Бочки коньяку лакал,
Нынче сдох от скуки ж,
И теперь из кулака
Стал я просто кукиш
(из книги рисунков «Герои и жертвы революции»);

…Пора эту сволочь сволочь,
Со стен Китая кидая
(стихотворение «Прочь руки от Китая»), и т. п.

Песни

Многие поэты, чьи стихи звучали как песни, использовали каламбурные рифмы.

В частности, много каламбурных рифм можно найти в поэзии Высоцкого:

Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: Лови блесну!
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну!

Дом хрустальный на горе для неё.
Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебрянные,
Золотые мои россыпи!

Источник

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

СОДЕРЖАНИЕ

Методы

Некоторые приемы, часто используемые в игре слов, включают буквальную интерпретацию идиом и создание противоречий и избыточностей, как в Tom Swifties :

Лингвистические окаменелости и стандартные фразы часто используются для игры слов, как в Веллеризмах :

Примеры

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

Эпитафия, вероятно, не относящаяся к какой-либо могиле, демонстрирует рифму.

Здесь лежат кости одной булочки Его убили из пистолета. Его звали не Бун, а Вуд. Но «Вуд» не рифмуется с пистолетом. Но «Булочка» бы.

Кроссворды часто используют игру слов, чтобы бросить вызов решателям. Загадочные кроссворды особенно основаны на сложных системах игры слов.

Пример современной игры слов можно найти в строке 103 книги Childish Gambino «III. Life: The Biggest Troll».

H2O плюс мой D, это мой капюшон, я живу в нем

Я использую ее имя, например: «Кто он?» Ты понял? Я сказал, что у меня имя пользователя, типа «Кто он?»

Эминем известен обширной игрой слов в текстах своей музыки.

Серия Mario Party известна своими названиями мини-игр, которые обычно представляют собой каламбуры и различные игры слов, например: «Удар, падение и перекат», «Дай мне тормоз» и «Правое весло влево». Эти мини-игры также различаются в зависимости от региональных различий и учитывают культуру конкретного региона.

Связанные явления

Игра Слово тесно связана с играми слова ; то есть игры, в которых точка манипулирует словами. См. Также языковую игру для варианта лингвиста.

Источник

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

Игра слов как стилистический прием.

В современном языкознании игра слов является объектом исследования в трудах представителей разных направлений и на материале многих языков.

Различное понимание этого явления отражается и в терминологическом разнобое. Английские и американские ученые используют термины «pun», «quibble», «wordplay», «paronomasia» и др. В русской языковой практике им соответствуют «игра слов», «языковая игра», «словесная острота», «каламбур» и т.д.

Современная парадигма взглядов на данную речевую фигуру представлена различными концепциями. Стилистические приемы «каламбур» и «игра слов» традиционно считают синонимичными понятиями. Подобная точка зрения широко распространена. Подтверждение этому мы находим в различных источниках:

В некоторых словарях и литературных справочниках под определением понятия «игра слов» и вовсе дается ссылка на статью «каламбур».

Однако нам стоит упомянуть, что существует и другая точка зрения. В ходе нашего исследования, мы выяснили, что некоторые ученые считают игру слов более обширным понятием, а каламбур лишь одной ее разновидностью. По их мнению, данный стилистический прием включает в себя и другие лингвистические единицы, такие как непроизвольная перестановка звуков, звукоподражание или палиндром.

Итак, игру слов можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. После изучения литературы по вопросу расхождения определений этой речевой фигуры, мы согласились с мнением, что термины «каламбур» и «игра слов» являются синонимами. В данной работе мы сфокусируемся на игре слов в узком смысле и, в дальнейшем, будем отождествлять эти понятия.

Происхождение термина «каламбур» (calembour) не выяснено до конца. На этот счет существует немало версий.

Некоторые исследователи связывают этимологию этого слова с названием города Калемберга, в котором будто бы жил во времена Лютера немецкий пастор Вейганд фон Тебен, славившийся шутками [4].

Согласно второй версии, словом «каламбур» мы обязаны вестфальскому графу Калембургу (по-французски фамилия звучит как Каламбур), прославившемуся при дворе Людовика XV двусмысленными фразами, возникающими постоянно из-за плохого владения французским языком. Коверкать слова «по Каламбуру» быстро сделалось веселым развлечением. Так французы отомстили барону, оставив потомкам память о нем через его безграмотность [5].

В ходе исследования, мы обнаружили, что на сегодняшний день в науке нет единого мнения по поводу содержания и границ понятия игры слов (каламбура). Отсутствие четкого определения можно объяснить спецификой этого феномена, наличием большого количества форм и способов его создания.

Не существует также универсальной классификации игры слов, с помощью которой удалось бы прийти к консенсусу по поводу определения данного стилистического приема.

Большинством ученых под каламбуром принято понимать остроумное выражение, в основе которого лежит игра на равнозвучии или близкозвучии языковых единиц.

Но, как отметила финский лингвист Ритва Леппихальм, игра слов базируется на разных особенностях языка: на произношении, орфографии, морфологии, словарном запасе и синтаксисе. В своей книге «Эмпирический подход к переводу аллюзий» она характеризовала каламбур как литературный прием, который создает двойной смысл в определенном контексте, путем использования слов, которые отличаются по смыслу, но могут быть схожими или одинаковыми в произношении [7].

Эффект каламбура возникает «за счет того, что различные значения выражены сходными звуками» [цит. по: 8, с. 30], то есть «в результате сходства формы и несходства сути» [цит. по: 2, с. 241]. При этом «чем тоньше формальный контраст и острее семантический, тем изысканнее каламбурный эффект» [цит. по: 9, с. 79].

Игра слов используется также для оценки событий и способствует раскрытию авторского замысла. Каламбуры придают особую выразительность, яркость и экспрессивность художественной речи (автора, героя, повествователя) [11].

Согласно схеме В.С. Виноградова, каламбур состоит из двух компонентов: лексического основания (стимулятор), позволяющий начать игру, и «перевертыша» (результат) [12]. Но эта схема дает лишь приблизительное представление об игре слов. Роль второго компонента нередко играет целый контекст и его подразумеваемые элементы. Согласно роли в тексте каламбур подразделяется на несколько видов:

1) игра слов как часть узкого контекста;

2) игра слов как самостоятельное произведение;

3) игра слов как заголовок;

4) игра слов как подпись к карикатуре и рисунку [13].

Классификация игры слов по способу ее создания

В данной главе мы познакомимся с различными типами игры слов, чтобы в дальнейшем нам было легче найти ее в объекте нашего исследования.

Мы рассмотрим систематизацию каламбура по способу образования, так как она является наиболее подходящей для раскрытия сущности данной работы.

Способов создания игры слов существует огромное множество, так что нашем исследовании мы обратили внимание лишь на некоторые из них.

1. Игра слов, построенная на полисемии.

2. Игра слов, построенная на обыгрывании омонимов всех типов.

Омонимия противостоит полисемии. Полисемия основывается на связанности значений слова, на выводимости одного из другого. Омонимия же представляет собой случайное совпадение слов.

В русском языке существуют разные виды омонимов. Классификация включает:

Из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что и классификация игры слов на основании омонимии варьируется по признаку вида омонима.

3. Игра слов, основанная на парономазии.

Как разновидность словесной игры, парономазия нацелена также на комически образное сближение, часто преднамеренное смешение подобных по звучанию слов и их «неразличение» выступает сатирическим средством развенчания персонажа.

Стилистические функции парономазии многообразны и в каждом конкретном случае продиктованы определенной авторской установкой. Обыгрывание парономазии выступает не только средством усиления речи, но и уточнения мысли [16].

4. Игра слов, основанная на ряде других лексических категорий.

Довольно частым явлением можно считать столкновение образного значения фразеологизма (устойчивого целого) с первоначальным, буквальным значением входящих в него слов.

Список используемых источников:

Источник

Игра слов

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

СОДЕРЖАНИЕ

Методы [ править ]

Некоторые приемы, часто используемые в игре слов, включают буквальную интерпретацию идиом и создание противоречий и избыточностей, как в Tom Swifties :

Лингвистические окаменелости и стандартные фразы часто используются для игры слов, как в Веллеризмах :

Примеры [ править ]

для чего используется игра слов. Смотреть фото для чего используется игра слов. Смотреть картинку для чего используется игра слов. Картинка про для чего используется игра слов. Фото для чего используется игра слов

Эпитафия, вероятно, не относящаяся к какой-либо могиле, демонстрирует рифму.

Здесь лежат кости одной булочки Его убили из пистолета. Его звали не Бун, а Вуд. Но «Вуд» не рифмуется с пистолетом. Но «Булочка» бы.

Кроссворды часто используют игру слов, чтобы усложнить решение. Загадочные кроссворды особенно основаны на сложных системах игры слов.

Пример современной игры слов можно найти в строке 103 книги Childish Gambino «III. Life: The Biggest Troll».

H2O плюс мой D, это мой капюшон, я живу в нем

Я использую ее имя, например: «Кто он?» Ты понял? Я сказал, что у меня имя пользователя, типа «Кто он?»

Рэпер Эминем известен обширной игрой слов в текстах своей музыки.

Связанные явления [ править ]

Игра слов тесно связана со словесными играми ; то есть игры, в которых точка манипулирует словами. См. Также языковую игру для варианта лингвиста.

Источник

Урок по русскому языку «Игра слов»

Тенденция к максимальной экспрессивности и образности текстов газетной публицистики обусловлена на сегодня такими факторами, как полемичность, рекламность и экстравагантность современной газетной речи.

Данная тенденция, в свою очередь, повлияла на обращение публицистов к обширному арсеналу стилистических (риторических) фигур русского языка, в большей степени к игре слов. Они не только активно используются, но и развиваются газетной публицистикой. Практически каждый день появляются новые варианты сочетаний различных стилистических фигур речи на страницах прессы.

1.Игра слов газетных текстах

Игра слов принимает различные вариации.

В качестве основы градационного ряда обычно выступает перечислительная конструкция. Градация может быть выражена различными языковыми средствами. Так, нарастание эмоциональной значимости может быть передано синтаксическими повторами :

«Чистый район, Чистый город, Чистая Сибирь»… (Комсомольская правда, №2, 2018 г.).

Иногда восходящая градация сочетается с нисходящей, что делает ее похожей на прием обманутого ожидания, очень эффективны каламбур. Таков, например, подзаголовок в «Новых известиях»:

• «. история о любви, мужестве, доброте и страшной случайности» (от 6 июня 2017 г.).

Лексемы любовь, мужество и доброта образуют восходящую градацию, случайность же не вписывается в этот ряд. Чаще всего комбинация восходящей и нисходящей градаций используется иронически : «Он орел, тигр, лев – словом, животное» [9, 11]. Такая градация называется еще разрядкой, вызывает улыбку и играет со слушателем двоякими смыслами.

Таким образом, в настоящий момент в языке каламбура используются различные виды градации. Прием градации очень многомерен, так как не только показывает степень интенсивности лексической составляющей языка, но степень интенсивности синтаксической. Нейрофизиологи, психологи, лингвисты говорят о манипулировании с помощью приема градации, ведь используя средства художественности выразительности, журналисты привлекают эмоционально-экспрессивную составляющую сущности читателя и аудитории. Ведь в журналистике на первый план выходит функция интеллектуальной оценки, которая передается от журналиста к читателю через текст статьи.

2.Приемы игры слов как прием манипулирования в рекламе

В рекламе всегда присутствуют «лингвистические ловушки» или игра слов – неявные ограничения, накладываемые на содержание избранными для его передачи словами или выражениями, способом или традицией их употребления, «риторические трюки».

Основным теоретиком манипуляции игры слов на сегодня является ученый С.Г. Кара-Мурза, который приводит следующие способы манипулятивных методик, которые используют СМИ [5, 21] :

1. Фабрикация фактов или прямая ложь.

В данном случае эффект манипулирования, по словам Кара-Мурза, происходит в результате мелких отклонений, используемых при подачи материала, но действующих всегда в одном направлении. Манипуляторы говорят правду, только когда правда может быть легко проверена.

На данный прием можно привести следующий пример:

2. Отбор для материала событий реальности.

В данном случае, по мнению Кара-Мурза, эффективным условием программирования мышления является игра слов, с целью подачи единой информации, но различными словами.

Например: Кухни «Мария». Ты тоже будешь счастлива. Кухни «Мария». Когда кухня в радость.

В данном примере используется прием повтора. Наречие «тоже» усиливает значение слов « счастье» и «радость».

В данном случае сохраняется тот же принцип — преподносить информацию так, что не было возможности составлять единое целое:

Что еще кроме солнышка, дарит всем комфорт и радость? Счастье начинается с детства (магазин «Детский мир», рекламный буклет продукции, 2019 год) – здесь полный каламбур, построенный на системе ассоциативных связей синонимов.

Исходя из всех выше перечисленных приемов, основная цель игры слов в рекламе это манипулирование сознанием, это дает возможность объектам осознать такие знаки, которые встроили бы определенный контекст, изменили бы образ этого контекста в восприятии аудитории. Эти знаки подсказывают такие связи текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. Искажение становится доступным именно посредством использования игры слов.

Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в сыром и/или несистематизированном виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла». Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях, тем не менее заранее, снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.

«Псевдологика (логический обман, игра слов)» давно стали излюбленным приемом рекламщиков. Например: Если денег нет, а счастья хочется – приходите к нам. – реклама «Эльдарадо», 2019 год.

В рекламе также используется «игра цвета»: от блеклой черно-белой картинки (жизнь серая, когда нет данного товара) до ярких насыщенных цветов при показе счастливых обладателей рекламируемого товара.

Мы выяснили, что игра слов в рекламе дает прием манипуляции – это программирование мнений и устремлений людей, побуждений и целей людей в нужном для манипулятора направлении.

3. Игра слов обыденной речи

(на материале высказываний современных лидеров политики)

Существует несколько способов достижения поставленных целей и доказательства поставленных тезисов с помощью игры слов.

Преступлением был бизнес в нашей стране двенадцать лет назад. А сегодня он реально кормит, поит и одевает страну (Первый канал);

По контрасту с негативной перспективой в таких высказываниях политики используют имена прилагательные и глаголы с положительным, созидательным значением : Например:

Если мы хотим чтобы у России была сильная армия / если мы хотим чтобы Россия могла отразить агрессию /в том числе и на Востоке /исходящую от Ирана /Пакистана /если мы хотим справиться на Кавказе / то надо строить профессиональную контрактную армию // Если мы это сумеем / то я вас уверяю никто даже не осмелится напасть на Россию (НТВ, «Свобода слова»);

И действующий президент должен в них участвовать, а не уходить от обсуждения проблем, которые волнуют людей («АиФ. Свободный взгляд», 3.12.2018).

Вторая — с положительной оценкой в постпозиции — Г плохо, а Д не плохо :

Власть должна действовать не в угоду крупному бизнесу / присвоившему ренту / а в угоду всему обществу («Комсомольская правда», 28.11. 2018);

Тактика иллюстрирования и демонстрации проявляется в использовании фактов и примеров совершенно нелогичных, но стоящих рядом.

В данной работе были собраны и систематизированы примеры игры слов. С помощью описательного и сопоставительного методов выявлены наиболее характерные особенности употребления этого приема оратором в обыденной речи, в рекламе или газете. Основным принципом построения игры слов как приема является алогизм (См. работы Сковородникова А. П. и Клюева Е. В.). Этот принцип состоит в намеренном и прагматически мотивированном отклонении от логических норм. Актуальность игры слов на сегодняшний день показана не только в теоретической части (пиар, реклама, СМИ), но и в практической части, в которой было подробно рассмотрено речевое доказательство.

Системное риторическое описание коммуникативного процесса открывает возможность совершенствования наших знаний о природе людей, изучение которой требует комплексного использования теории и методов самых разных наук – лингвистики, психологии, логики, этики и т. д., которые разумно было бы объединить общим названием «наука о homo sapiense (человеке мыслящем)» [6, 17] .

Береговская Э. М. – Очерки по экспрессивному синтаксису. – М.: Рохос 2004. – 208 с.

Бубличенко М.М. Практическое НЛП: руководство для самостоятельных занятий / М.М. Бубличенко. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2008. – 253 с.

Виноградов В.В. Поэтика и риторика // О языке и художественной прозе: ибр тр. / В.В. Виноградов. – М.: Изд-во Высшая школа, 1980. – С.50-61.

Волкова А.И. Основы психологии рекламы для студентов колледжей. Практикум./ А.И. Волкова, В.В. Пижугийда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 109

Гаспаров М.П. Фигуры стилистические // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М: Интелвак, 2001. – С. 356-357Зарецкая Е.Н. Деловое общение / Е.Н. Зарецкая. – М.: Изд-во Флинта: Наука, 2003. – С. 12-89.

Имшинецкая, И. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. – М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2006. – 273с.

Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов / Е. В. Клюев. – М.: Изд-во Высшая школа, 1999. – 169 с.

Козаржевский А.Ч. Искусство коммуникации / А.Ч. Козаржевский. – М.: Изд-во Высшая школа, 1972. – С. 5-109.

Курбатов, В.И. Анатомия и психология бизнеса / В.И. Курбатов. – М.: Наука, 2006. – С. 38

Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры: Общая и частные классификации.Терминологический словарь. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 376 с.

Сковородников А. П., Копнина Г. А. Об определении понятия «риторический прием» // Филологические науки. 2002. – № 2. – С. 77-79.

Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 1999. – С. 43

Шуванов В.И. Психология рекламы/ В.И. Шуванов. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – С. 39.

Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. /Под.ред. д.ф.н. проф. Володиной М.Н: В 2ч. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – Ч.1: Общие проблемы изучения языка СМИ. – 258с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *