для чего используется контраст
«Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне
Подробный гайд по теории цвета Иоханнеса Иттена.
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В 1961 году он впервые опубликовал книгу «Искусство цвета», до сих пор не потерявшую своей актуальности.
Самое популярное изобретение Иттена — цветовой круг, с помощью которого можно находить хорошие сочетания. Но это лишь часть его теории — дизайнеру важно уметь не только правильно подбирать цвета, но и учитывать в своей работе оптическое воздействие цвета.
Публикуем основы теории из книги «Искусство цвета». Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Цветовое воздействие
Цвет всегда используется в контексте. Иттен считает, что мозг может по-настоящему воспринимать цвета только с помощью сравнений и контрастов. Например, светло-серый квадрат на белом фоне кажется тёмным, а на чёрном — светлым. Этот эффект Иттен и называет цветовым воздействием:
Цвета не будут искажаться, если они обладают сильной контрастностью. Во всех остальных случаях они будут казаться ярче или тусклее.
Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию даёт художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами.
Субъективное отношение к цвету
Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те цвета, которые кажутся гармоничными конкретному человеку.
Субъективные цвета показывают, как художник чувствует, какой у него характер и образ мысли. Например, с помощью них Винсент ван Гог и Жорж де ла Тур выражали свои эмоции и то, как они смотрят на окружающий мир. Но найти эти цвета не так просто:
Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди, профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант». Иногда упражняющиеся в этой работе реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, интересными с точки зрения моды, вместо того чтобы отразить в них себя.
Субъективные цвета не отменяют объективные законы цвета. Если дизайнер решит сделать для лапши пакет с синими горошинами, с большой вероятностью продукт никто покупать не станет — хотя дизайнеру и нравятся синие горошины, они не подходят для оформления упаковки лапши.
Также субъективные цвета помогают дизайнерам понять, смогут ли они справиться с задачей клиента или нет. Особенно если речь идёт о модной одежде, в которой цвет всегда был очень важен:
Если модные цвета не совпадают с субъективными предпочтениями того или иного дизайнера, то потребуются колоссальные усилия, чтобы создать то, что требует мода.
Контраст
Контраст — чётко выраженные различия двух цветов. Органы чувств людей обрабатывают информацию через сравнение: чтобы понять, что линия длинная, рядом с ней должна быть короткая. Так же работает и контраст цветов.
Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Иттен выделяет семь типов цветовых контрастов:
Контраст по цвету
Иттен называет этот тип контраста самым простым — художник использует достаточно удалённые по спектру цвета, чтобы добиться контраста между ними. С помощью этого приёма можно выразить любое чувство: от радости до горя.
На этом примере между собой контрастируют базовые цвета Иттена: красный, синий и жёлтый. Такой контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности:
Но как только художник начинает отходить от базовых цветов, их контраст становится слабее. Хотя даже из дополнительных цветов можно составить выразительную цветовую композицию:
Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный Анри Матиссом чистыми цветами — красным, жёлтым, зелёным, синим, красно-фиолетовым, белым и чёрным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа.
Контраст светлого и тёмного
Противоположности светлых и тёмных цветов имеют основополагающее значение в природе. Использование белого и чёрного — базовое и наиболее выразительное средство обозначения тени и света. Оттенки серого могут казаться как светлыми, так и тёмными, в зависимости от окружения.
Создать контраст светлого и тёмного можно и остальными цветами. Согласно теории Иттена, самый светлый из них — жёлтый, а самый тёмный — фиолетовый:
Чистый, насыщенный жёлтый цвет весьма светел. Насыщенный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие — блёклые и ослабленные. Только достаточно тёмный красный цвет может излучать свою силу, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет её.
Когда художник работает с контрастом светлого и тёмного, он старается выдержать его в двух, трёх или четырёх основных тональностях. У разных частей картины могут быть тональные различия, но в главных группах их важно сделать согласованными и понятными, чтобы композиция не потеряла организованность, ясность и силу.
Как пример демонстрации принципа контраста светлого и тёмного Иттен рекомендует среди прочих работу Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом»:
Контраст холодного и тёплого
Согласно теории Иттена, самый тёплый цвет — красно-оранжевый, а самый холодный — сине-зелёный. Эти цвета Иттен называет полюсами контраста холода и тепла:
Остальные цвета спектра в контрасте тёплого и холодного работают так же, как оттенки серого в контрасте светлого и тёмного. В зависимости от окружения они могут восприниматься как теплее, так и холоднее:
Такой контраст часто использовали при работе над религиозными сюжетами и оформлением храмов. Например — витражи Шартрского собора основаны на символическом контрасте красного и синего, а благодаря солнечному свету их цвета постоянно разные:
Контраст холода и тепла применялся не только в религиозных работах:
Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсарро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и тёплых цветов.
Ещё один пример использования контраста холодного и тёплого — картина Моне «Лондон, парламент, эффект солнца в тумане»:
Контраст дополнительных цветов
Дополнительные цвета — те, которые при смешивании дают оттенок серого. Например, жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный:
Дополнительные цвета на картинах не теряют интенсивность рядом друг с другом, а их композиция получается статически стойкой.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пример использования контраста дополнительных цветов — картина Ян ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»:
Симультанный контраст
Симультанный цвет — тот, который мы видим на стыке двух цветов. В книге Иттен приводит пример упражнения: внутри цветного пространства есть серый квадрат, в котором наш глаз начинает видеть оттенки дополнительного цвета к основному:
Такой эффект помогает художнику вызвать у зрителя чувство возбуждения и интереса, так как один и тот же цвет будет казаться разным каждую секунду. Один из способов избежать симультанного контраста — подмешать цвет фона в дополнительный объект:
Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. Несколько лет тому назад мой посетитель — директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шёлка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации.
Пример использования симультанного контраста — картина Ван Гога «Ночное кафе»:
Контраст по насыщенности
Помогает художникам выделять главный объект композиции. Изображения ниже дают представление о том, как насыщенные цвета выделяются на фоне блёклых:
Блёклые цвета — главным образом серые — кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить чистые, насыщенные цвета той же светлоты, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретёт некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.
Пример использования симультанного контраста — картина Жоржа де Латура «Новорождённый»:
Контраст по площади цветовых пятен
Контраст можно выразить не только оттенком цвета, но и его количеством в композиции. Для гармонии Иттен предлагает пользоваться шкалой цветовой светлоты Гёте, но учтите, что они приблизительны, поэтому в работе ориентируйтесь на глаз.
Уровень светлоты цветов по шкале Гёте: фиолетовый — 3, синий — 4, зелёный — 6, красный — 6, оранжевый — 8, жёлтый — 9.
Соотношения светлоты некоторых пар дополнительных цветов:
На эти данные можно опираться при создании композиции на основе цветовых пятен. Следует учитывать, что чем светлее цвет, тем меньше места он должен занимать. Например, жёлтому можно уделить лишь одну четвёртую всего пространства композиции с фиолетовым:
Красный и зелёный обладают равной светлотой и в одинаковых пропорциях создают устойчивое сочетание. Но если красный представить в минимальном количестве, по закону симультанного контраста он будет больше привлекать к себе внимание:
Благодаря применению двух усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвящённом контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций.
Пример использования контраста по площади — картина Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара»:
Форма и цвет
Как и цвет, форма обладает своей выразительностью. Поэтому Иттен соотнёс базовые цвета с основными геометрическими фигурами, у которых совпадают их выразительные характеристики.
Квадрат — неподвижная материя, красный цвет.
Треугольник — символ мысли, жёлтый цвет.
Круг — вечное движение духа, синий цвет.
Правила образования вторичных цветов можно применить и к форме. Например, форма оранжевого цвета — трапеция, а форма фиолетового цвета — овал. То же и с субъективностью — Иттен считал, что каждому человеку нравится какая-то своя форма.
Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.
В качестве примера работы с формой Иттен советует посмотреть на разных художников. Например — европейские:
Маттиас Грюневальд стремился к объективности в цвете и форме.
Конрад Витц объективен в цветах, но субъективен в форме.
Винсент ван Гог субъективно работал и с цветами, и с формой.
Выразительность цвета
Иттен считал, что каждым цветом можно выразить эмоцию: ярость, очарование, восхищение, страсть. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста воспринимаются по-разному: голубая синева моря очаровывает нас, но если в этот цвет выкрасить помещение, оно будет казаться жутким.
В качестве примера Иттен приводит времена года. У художников каждое из них соотносится с определённым цветом:
Весна — жёлтый, светло-розовый, светло-голубой.
Лето — зелёный, синий, красный.
Осень — коричневый и фиолетовый.
Зима — холодные, глубокие и прозрачные цвета.
Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.
Также Иттен даёт эмоциональные определения основным цветам своего спектра:
Жёлтый — самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость, он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.
Красный — обладает мощной яркостью, символизирует духовную любовь. В зависимости от оттенка и окружения легко меняет свой характер. Например, красно-оранжевый — войны и демонический мир, пурпурно-красный — светская и духовная власть.
Синий — пассивный и всегда холодный, символизирует веру. Если он заметен, то вызывает ощущение страха и печали, но вместе с тем указывает путь к чему-то духовному. Синий на лиловом фоне кажется отчуждённым и слабым, а на красно-оранжевом — сохраняет свою чистоту.
Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.
Обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media
Цвета, которые находятся на противоположных сторонах круга Иттена.
Для чего используется контраст
Психология контраста: как разумно использовать контраст в своем дизайне
Аудио перевод статьи
Аудио перевод статьи
Руководство по пониманию работы контраста и его значения в дизайне. Учимся использовать контраст в своих интересах или, по крайней мере, обращать на него внимание и давать ему верную оценку.
На вопрос о контрасте некоторые из моих друзей отвечали: «Черный и оранжевый — контрастные цвета», «Контрастная [цветная] одежда лучше смотрится», «В общем, контраст означает противоположность».
Конечно, все это правильные ответы. [По данным Google] Контраст — это явление, когда что-то разительно отличается от чего-то другого, в сопоставлении или тесной связи друг с другом. Хотя эта идея распространяется практически на все области, связанные с человеческой интерпретацией, мы часто ограничиваем ее только цветами и визуальными образами. А что, если я скажу…
Контрастность отвечает за то, какой бутерброд вы выберете себе на обед: “открытый” (как Дядя Федор) или “закрытый” (и называете его “Сэндвичем”). Контраст — это причина, по которой вы джемите под свои песни именно так, как вы это делаете. Контраст — это причина, по которой вы тратите слишком много денег, не осознавая этого.
Давайте разберемся в контрасте на нескольких практических примерах, распространяющихся на самые разные области.
Практические примеры
Итак, контраст универсален и хорошо применим не только в области искусства и дизайна. Но почему он работает?
Как это работает? — Понятие Якоря
Принцип контраста — Проще говоря, если второй предмет сильно отличается от первого, мы будем склонны воспринимать это отличие еще сильнее, чем оно есть на самом деле. Ну, на данный момент это вполне очевидно.
На этом изображении человеческий разум неизбежно воспринимает оттенок на левом конце внутренней полосы более светлым, чем на правом. Это происходит потому, что мы не можем не сравнивать их с градиентом фона и, следовательно, воспринимаем один и тот же оттенок серого как более светлый на темном фоне и наоборот — очевидный пример Принципа Контраста. Одно из объяснений этому — Эффект Якоря (или Эффект Привязки).
Якорь
Проще говоря, идея якоря похожа на то, что мы знаем как «первое впечатление». Первая часть информации, с которой мы сталкиваемся, становится якорем и используется в качестве ориентира для принятия дальнейших решений. Это означает, что якорь влияет на наши решения, как только он установлен.
Рассмотрим приведенную выше оптическую иллюзию. Фоновый градиент задает якорь, и мы сравниваем внутреннюю полосу с цветом фона в разных точках, создавая иллюзию наличия оттенков во внутренней полосе, хотя она состоит только из одного сплошного цвета.
Еще несколько интересных примеров для лучшего понимания.
Эффект Якоря в некоторой степени помогает нам управлять ожиданиями.
Таким образом, якорение — это специфическое когнитивное предубеждение, которое влияет на то, как мы оцениваем правдоподобность и вероятность. Понятие якоря было впервые введено в книге «Думай медленно. Решай быстро» Дэниела Канемана.
«Планы — это сценарии наилучшего развития событий. Старайтесь не принимать их в расчет при прогнозировании реальных результатов. Для этого, подумайте о том, по каким пунктам план может не сработать.» — из «Думай медленно. Решай быстро».
Применение в дизайне
Умелое использование контраста в дизайне — это ключ к созданию интереса, глубины, фокуса и иерархии, которые являются одними из важнейших характеристик хорошего визуального дизайна. Как говорится, лучший способ научиться и применить на практике хороший дизайн — это овладеть его основами.
1. Негативное или пустое пространство
Негативное пространство — это пространство или пустота в дизайне, вокруг основных элементов дизайна — пустые области. Например, пространство, заключенное в “ловушку”, как в буквах «A», «D», «B» и т.д. Именно гармоничное соотношение контраста между негативным и позитивным (основные элементы дизайна) пространством делает дизайн успешным.
В случае графического дизайна целью дизайна является визуальная передача информации, а это значит, что элементы дизайна являются информацией, которую необходимо передать. Негативное пространство, когда оно эффективно используется для создания ритмов и узоров, дает глазу отдохнуть среди потока этой информацией и имеет больше воздуха, что очень важно для баланса когнитивной нагрузки. 🥵 Давайте посмотрим на примеры, чтобы понять.
Негативное пространство также находит свое применение в дизайне пользовательского интерфейса. Например, важно, чтобы хороший пользовательский интерфейс не перегружал пользователя тонной информации, поэтому информационная архитектура чрезвычайно важна. Теперь мы знаем, что не только мелодия или ритм в песне являются значимыми, но и гармония между паузами и музыкальными узлами — вот что делает трек прекрасным!
2. Типографика
Простые функции форматирования, такие как размер, вес, непрозрачность и даже чувствительность к регистру, могут быть использованы для создания иерархии в тексте или даже ощущения глубины в плакатах или художественных произведениях. Полезное правило или мантра для создания контрастного дизайна гласит:
Иди до конца. Намеренный контраст должен быть очевиден.
То есть, глядя на контрастные элементы, зритель должен быть способен различить их за долю секунды. Как говорит Крис До из The Futur: «Не нужно оставаться на нейтральной территории. Идите на крайние меры». Вот несколько примеров:
Также не рекомендуется часто использовать ВСЕ ЗАГЛАВНЫЕ буквы. Хотя все заглавные буквы могут казаться аккуратными и единообразными, именно однородность — это та самая причина, по которой следует избегать их частого использования. Наш мозг распознает форму текста и букв до того, как мы определим настоящие слова / буквы. Комбинация контрастных форм строчных букв позволяет легче различать разные буквы и быстрее расшифровывать слова, прежде чем фактически распознавать отдельные буквы. Поэтому рекомендуется использовать заглавные буквы в начале каждого слова (кроме вспомогательных слов, типа предлогов и союзов) на всех знаках аварийных ситуаций. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫХ БУКВ увеличивает когнитивную нагрузку на наш мозг, вызывая усталость.
3. Форма композиции
Форма Композиция хорошего дизайна, будь то визуальная графика, музыка или даже дизайн взаимодействия, должна быть динамичной по своей природе. Динамичность означает, что она не должна быть монотонной или плоской, а должна иметь глубину — в соответствующем контексте. Быстро пройдемся по общим практическим правилам для визуального дизайна, такого как фотография, графический дизайн и т.д.
Правило Третей:
Непосредственное применение контраста и одно из наиболее широко используемых правил. Объект или элемент, представляющий интерес, размещается на 1/3 сетки 3х3 кадра. Широко используется фотографами и визуальными художниками. Причина такого размещения заключается в том, что это создает более динамичное отрицательное пространство вокруг объекта, отличное от центрической композиции.
Примеры Правила Третей в фотографии: пейзаж (первый) и фасады (второй)
Конечно, существует множество различных вариантов расположения сетки, например, Золотое сечение, но главная цель — сделать композицию динамичной. Хотя существуют и дизайны с концентрацией по центру и симметричной формой, которые работают просто великолепно!
Одними из удивительных примеров, на которые можно смотреть вечно, изучать их и учиться у них композиции, являются макеты редакционных журналов. Гармонично сочетая в себе порядок и хаос и имея при этом вполне определенную иерархию, журнальные макеты позволяют многое узнать о динамике форм. О самих динамических композициях можно говорить очень много, поэтому, пожалуй, оставим это для отдельной статьи.