для чего используется матрица критериев
Матрица решений, матричный анализ, метод Пью
Представьте себе, что ваш начальник назначил вас руководить выбором новых внештатных поставщиков продуктов IT. Вы уже нашли несколько разных поставщиков, и теперь вам нужно выбрать с кем из них заключить договор.
Можно было бы использовать критерий минимальных затрат. Но вы же не хотите основывать свое решение только на стоимости – необходимо принимать во внимание и такие факторы, как длительность контракта, применяемые технологии и качество обслуживания. И как же вы можете убедиться, что вы приняли лучшее решение, принимая во внимание все эти различные факторы?
Метод матрицы решений представляет собой полезный инструмент для принятия подобных решений. Его сила в наибольшей степени проявляется тогда, когда вам предстоит сделать выбор из набора подходящих альтернатив и при этом учесть несколько различных факторов.
Научившись применять метод матрицы решений вы можете уверенно и рационально принимать решения.
Как использовать матричный анализ
Метод матрицы решений работает так: вы составляете таблицу, где заголовками строк будет список вариантов из которых нужно сделать выбор, а заголовками столбцов будут факторы, которые нужно учесть. Далее вы оцениваете каждую комбинацию вариант/фактор, используя для этой оценки весовой коэффициент.. Затем полученные оценки суммируются для каждого варианта решения и вы получаете общую оценку.
Может звучать несколько сложно, но данный метод довольно все же прост в использовании. Рассмотрим пошаговое руководство с примером.
Шаг 1
Запишите все ваши варианты решений в первой колонке таблицы в качестве названий строк таблицы, и перечислите факторы, которые нужно рассмотреть, в качестве названий столбцов. Например, если вы покупаете новый ноутбук, факторами для рассмотрения могут быть стоимость, размеры и емкость жесткого диска, вес, размер экрана и т.п.
Шаг 2
Теперь заполняйте ячейки вашей таблицы, оценивая каждый вариант выбора решения для каждого фактора. Оценка варианта может находиться в пределах от 0 (плохо) до 5 (отлично). Заметим, что вы не обязаны проставлять разные оценки для каждого варианта – если ни один из них не подходит для конкретного фактора в вашем решении, то все они могут получить оценку 0.
Шаг 3
Следующим шагом является определение относительной важности факторов в принятии решения. Обозначьте ее числами, скажем от 0 до 5, где 0 означает, что данный фактор совершенно неважен для окончательного решения, а 5 означает, что он весьма важен. (Вполне допустимо иметь факторы с одинаковой важностью.)
Подсказка: Эти значения могут быть достаточно очевидными. Если это не так, то для их оценки и ранжира можно воспользоваться методом парного сравнения.
Шаг 4
Теперь нужно перемножить полученные на шаге 2 оценки с относительной важностью фактора, которую вы определили на шаге 3. Это даст вам взвешенные оценки для каждой комбинации вариант/фактор.
Шаг 5
Наконец, сложите все взвешенные оценки для каждого из ваших вариантов решения. Тот вариант, который получит наибольшую сумму, выигрывает!
Подсказка: Если ваша интуиция говорит вам, что вариант с наивысшей оценкой не является самым лучшим, то подумайте об оценках и весах, которые вы использовали. Это может быть признаком того, что определенные факторы более важны, чем вы первоначально предположили.
Пример матрицы решений
Производитель продуктов питания нуждается новом поставщике основных ингредиентов для своих продуктов. У него есть четыре варианта выбора поставщика.
Факторами, которые он хочет учесть при принятии решения, являются:
Вначале он заполняет таблицу, показанную на слайде 2 и оценивает, насколько хорошо поставщики удовлетворяют каждому фактору:
Далее он решает, какие относительные веса имеет каждый фактор (первая строка таблицы). Он умножает их на уже введенные в таблицу оценки и подсчитывает итоговую сумму (в правом столбце), как показано на слайде 3.
Слайд 2. Пример матрицы решений, показывающий взвешенные оценки и то, насколько каждый поставщик удовлетворяет каждому фактору
В результате становится понятным, что наилучшим вариантом решения будут выбор поставщика 4, несмотря на отсутствие гибкости в отсрочке.
Основные моменты
Метод матрицы решений помогает вам выбрать из нескольких вариантов решения, когда требуется принимать во внимание различные факторы.
Для использования этого инструмента вы располагаете варианты решения в качестве строк таблицы. Колонки таблицы представляют собой факторы, которые необходимо учитывать. Каждый выбор варианта оценивается с использованием чисел от 0 (плохо) до 5 (очень хорошо), и затем к этим оценкам применяются веса, показывающие важность каждого из факторов в принятии решения.
Умножая каждую оценку на вес фактора, мы показываем вклад комбинации фактор/вариант в общий выбор. После этого для каждого варианта выбора подсчитывается итоговая сумма. Наибольшая сумма будет соответствовать наилучшему варианту.
Матричная техника принятия решений
Разные психологические трюки и практики могут помочь нам в повседневной жизни. Это касается и матрицы для принятия решений — метода самостоятельного анализа и подбора альтернатив.
Техника принятия решений
Чтобы успешно использовать матрицу принятия решений, нужно:
В качестве факторов используются наиболее важные критерии. Например, для покупки недвижимости это может быть ценность источника пассивного дохода, ликвидность жилья, местоположение. Каждый из факторов необходимо оценить по пятибалльной шкале и выбрать решение, которое наберёт наибольшее количество очков.
Матрица универсальна, её можно использовать в бизнесе, повседневной жизни, образовании, даже отношениях. Это отличный способ систематизировать информацию, разложить всё по полочкам, определить плюсы и минусы.
Пример
Создадим таблицу для покупки компьютера. Вы — начинающий 3D-дизайнер. Вам нужен новый мощный компьютер для работы, позволяющий использовать основные программы, при этом не очень дорогой. Находим основные критерии:
фактор
Модель два набирает больше всего баллов — 19. Она стоит дороже остальных, но выпущена совсем недавно и отличается прекрасными техническими характеристиками. Такой компьютер прослужит дольше, позволит эффективно работать и, вероятно, быстро окупит себя.
Это упрощённый вариант оформления матрицы. Вы можете отдавать приоритет факторам, добавлять больше вариантов и категорий, чтобы конкретизировать.
Преимущества
У матричного способа есть три основных преимущества:
А ещё визуализация способствует упрощению процесса.
Похожие схемы
Помимо классической матрицы для бизнеса можно использовать матрицу Кепнера-Трего. Она немного сложнее: нужно не просто оценивать факторы, а анализировать каждый из них на каждой стадии:
Такой подход можно использовать, например, при разработке антикризисной стратегии предприятия. Менеджер расписывает возможные сценарии, предполагает проблемы и находит решение для каждой из них. Затем оценивает возможные негативные ситуации.
Сама матрица создаётся следующим образом:
Такую схему можно использовать и для сложных жизненных решений.
Заключение
Визуализация, систематизация и анализ способны упростить выбор не только в сложных неоднозначных, но и в бытовых ситуациях. После освоения метода у вас будет уходить совсем немного времени на освоение матрицы, а результат оправдает ожидания.
В психологии есть ещё немало похожих методов, подходов и целых систем. Та, которую рассмотрели мы — наиболее простая. Также чтобы научиться принимать правильные решения, следует развивать способность мыслить критически. Для этого у Викиум есть курс «Критическое мышление».
Три способа принимать сложные решения
Как научиться принимать решения без сомнений.
Успех компании зависит от того, какие решения принимают руководители. Можно положиться на интуицию, а можно научиться методикам, которые помогают принимать взвешенные и обдуманные решения.
В этой статье мы рассмотрим три техники, которые помогут найти варианты решений, оценить их и провести групповое голосование.
Поиск решений: Brainwriting, или Метод 635
Этот метод «молчаливого» мозгового штурма был разработан немецким бизнес-консультантом Берндом Рорбахом в 1968 году. Главное отличие от привычного брейнсторма в том, что участники обмениваются идеями письменно.
В брейнрайтинге достаточно строгие правила. В групповой работе принимают участие 6 человек, в каждом раунде каждый участник должен записать 3 идеи, всего 5 раундов. Отсюда и второе название метода — 6-3-5.
За 2-3 дня до рабочей сессии участникам озвучивают проблему и предлагают продумать варианты ее решения, не обсуждая между собой.
Каждый участник получает лист с тремя колонками и шестью строками. В колонки первой строки каждый должен вписать 3 идеи для решения проблемы. Через 3-5 минут листы передают по часовой стрелке.
Во втором раунде участники должны развить/дополнить идеи, которые предложили до них. Так проходит 6 раундов. В результате за 30 минут можно собрать 108 идей (6*3*6).
Сессия может длиться немного дольше, если на каждый последующий раунд выделять на 1 минуту больше — участникам нужно будет прочитать и обдумать все, что уже написано на листе. В этом случае шестой раунд продлится 10 минут, а вся сессия займет 45 минут.
Преимущества Метода 635
Ольга Киселева,
Проджект-менеджер в MegaFon
Принятие управленческих решений
Оценка идей: Матрица принятия решений
Этот метод предложил британский профессор, эксперт в области дизайна Стюарт Пью, поэтому матрицу часто называют матрицей Пью (Pugh Matrix). В русскоязычном пространстве больше принято название «бально-весовая методика» или «метод оценки альтернатив».
Матрицу можно использовать для принятия самых разных решений — от выбора ноутбука до найма сотрудников или переезда в другую страну.
Работать с матрицей достаточно просто.
#1. Составьте список решений. Это могут быть идеи, которые вы собрали с помощью брейнрайтинга. Или, например, несколько вариантов CRM, из которых вы выбираете.
#2. Составьте список критериев. Запишите все аспекты, по которым вы будете оценивать решение. Это может быть стоимость, скорость внедрения, простота реализации, влияние на команду, имидж и другие факторы. Записывайте все, независимо от уровня значимости.
#3. Оцените критерии. Присвойте каждому критерию баллы от 1 (наименее важный) до 5 (самый важный). Это будет вес или повышающий коэффициент для каждого критерия.
#4. Оцените решения по каждому критерию. Можно использовать разные системы оценки: 0-5, 0-10, 0-100. Самый простой, но достаточно наглядный вариант — система оценок −1, 0 и 1.
−1 означает, что решение будет иметь отрицательное влияние
У вас должна получиться такая матрица:
#5. Подведите итоги. Для этого оценку по каждому решению нужно умножить на соответствующий коэффициент (вес) и сложить результаты.
Преимущества Матрицы принятия решений
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Выбор решения: Метод Борда
Метод получил название по имени французского ученого Жана-Шарля де Борда, который в 1770 году предложил такой способ голосования для выборов членов Французской академии наук. Однако корни этой модели намного глубже — похожим образом голосовали в древнеримском сенате.
Сегодня метод Борда используют в бизнесе, политике, спорте и шоу-бизнесе — например, при голосовании на «Евровидении».
Вот как это работает. Каждый участник получает список с возможными решениями и анонимно оценивает их — от лучшего к худшему. Например, если всего участник выставляет 5 оценок, то оптимальный, с его точки зрения, вариант получает 5 баллов, наименее удачный — 1 балл.
Затем участники сдают бланки — и модератор суммирует баллы по каждой идее. Побеждает вариант с максимальным количеством баллов. При очень маленьком разрыве между лидерами можно провести второй тур голосования.
Матрица принятия решений
Матрица решений – одна из простейших методик принятия решений. Вам нужно определить ключевые критерии ситуации и присвоить каждому из них уровень значимости. Затем вы внесете эти данные в специальную таблицу, и простой подсчет покажет вам, какой выход из ситуации будет оптимальным.
Такой подход позволяет зафиксировать принятие сложного решения на бумаге, шаг за шагом, не загружая свою голову множеством деталей. Матрица решений также помогает охватить общую картину ситуации.
Чтобы составить матрицу, прежде всего вы должны разбить контекст ситуации на его основные составляющие.
Составляющие могут относиться к двум основным типам. Первый из них – варианты или альтернативы, из которых вы выбираете. Запишите их. Второй тип элементов контекста – критерии выбора, которыми вы можете руководствоваться в процессе принятия решения. Например, вероятные затраты и материальные потери, или же ваша выгода (это могут быть деньги, экономия времени, здоровье, интерес, и так далее). Тщательно обдумайте эти пункты и перечислите их на бумаге. Просмотрите список еще раз. Можно ли уточнить и упорядочить пункты еще лучше? Не упустили ли вы какой-то важный нюанс?
Теперь можно сделать первый шаг к превращению контекста вашего решения в цифры. Вам предстоит присвоить каждому из пунктов составленного списка критериев числовое значение, обозначающее его важность в сравнении с остальными пунктами. Просто выберите определенный диапазон значений (например, от 1 до 5) и руководствуйтесь своим видением ситуации. Чем важнее вам кажется данный фактор, тем выше балл, который он получает в рамках вашей шкалы.
Затем перенесите свои списки в матрицу решений, где ряды и столбцы будут заполнены соответственно списку альтернатив и списку критериев. Первая колонка перечисляет записанные критерии, вторая – присвоенные каждому из них числовые значения. Каждая последующая колонка будет содержать информацию о доступных альтернативах. Запишите по одной из них над каждой из дополнительных колонок, как название.
Итак, на базе всех расставленных уровней вы можете вывести общий показатель желательности использования для каждой альтернативы, внесенной в матрицу решений. Умножьте числа в каждой из клеток колонки одной из альтернатив на соответствующие им уровни критериев (то, что записано во второй колонке слева), затем суммируйте полученные значения. Полученное число будет показателем желательности использования данной альтернативы. Запишите его под колонкой, в дополнительном ряду в самом низу вашей таблицы.
В результате тот вариант, которому в матрице решений соответствует наивысший общий балл, будет наилучшим выбором, который вы можете сделать.
Пример использования матрицы принятия решений
В качестве примера использования матрицы разберём следующую ситуацию.
Представьте, что вам надоела ваша нынешняя работа, и вы решили оглядеться в поисках более подходящего места. Спустя некоторое время вам сделали предложение две компании: компания А и компания Б. И теперь вам нужно выбрать: согласиться на предложение компании А или компании Б. А может быть, лучше не испытывать судьбу и остаться в своей нынешней компании (назовём её компанией В).
Опишем, какие условия предлагает каждая из компаний
Компания В, текущая.
Предположим, что в компании В вас, в принципе, устраивают все условия, особенно ваша должность. До работы вы добираетесь в течение часа, и в настоящий момент вас это тоже устраивает. Вам нравится отрасль, в которой работает компания, радует зарплата и условия труда. Однако у вас мало возможностей для карьерного роста, но при вашей текущей должности вам пока не о чем волноваться. Небольшой социальный пакет, который вам предлагает текущий работодатель, вас также устраивает.
Компания А.
Компания А работает в отрасли, куда вам давно хотелось попасть, и о компании очень хорошие отзывы. Но должность, которую она предлагает, ниже той, на которой вы трудитесь сейчас. Однако уровень заработной платы в компании А вам предлагают такой же, как и в вашей нынешней компании, следовательно, вы «потеряете» только надпись на визитке. К тому же компании А находится гораздо ближе, чем компания В – на дорогу вы будете тратить всего 25 минут. Кроме этого, на собеседовании вам обещали неплохие карьерные возможности, если вы себя проявите – вас это радует. Социальный пакет, предлагаемый компанией А, такой же, как и в вашей нынешней компании.
Компания Б.
Компания Б расположена примерно так же далеко, как и ваша нынешняя компания. Но отрасль компании Б вам интересна больше. Кроме этого, компания Б предлагает зарплату на 20% больше, чем ваша нынешняя работа, при такой же должности. Однако при посещении компании Б вам не понравился офис: слишком тесно, на ваш взгляд. О возможностях карьерного роста вам тоже ничего не известно. А вот социальный пакет, предлагаемый компанией Б, гораздо богаче, чем в вашей нынешней компании и компании А.
Итак, если взглянуть на краткие описания трёх альтернатив, которые открываются перед вами, то, на первый взгляд, сложно выбрать лучший вариант. Требуется всё тщательно обдумать и принять верное решение. Заметим, что «лучшим» это решение будет только для вас. Для другого человека лучшим, скорее всего, будет другой выбор.
Попробуем применить на практике описанный выше метод матрицы решений.
Список альтернатив у нас уже есть:
Теперь необходимо составить список критериев, которые важны для вас в работе (пока мы не указываем, какой из критериев важнее). Допустим, для вас этот список будет выглядеть следующим образом:
Теперь каждому из критериев присвоим балл от 1 до 5. Чем важнее для вас критерий, тем выше должен быть балл. Допустим, что баллы будут расставлены следующим образом:
Критерий | Балл |
Уровень заработной платы | 4 |
Интерес к отрасли, в которой работает компания | 5 |
Должность | 4 |
Возможности карьерного роста | 2 |
Удаленность от метро | 5 |
Престиж компании, отзывы о компании | 4 |
Условия труда (обстановка офиса) | 3 |
Социальный пакет | 2 |
Переходим к созданию матрицы решений. Матрица будет иметь следующий вид:
Критерий | Балл | Работа В, нынешняя | Работа А | Работа Б |
Уровень заработной платы | 4 | 0 | 0 | +1 |
Интерес к отрасли, в которой работает компания | 5 | |||
Должность | 4 | |||
Возможности карьерного роста | 2 | |||
Удаленность от метро | 5 | |||
Престиж компании, отзывы о компании | 4 | |||
Условия труда (обстановка офиса) | 3 | |||
Социальный пакет | 2 |
Как заполнять таблицу?
Посмотрите на первую строку, на критерий «Уровень заработной платы». Если вы останетесь на прежней работе В, то уровень вашей зарплаты не изменится – значит, ставим «0». Работа А оставит вашу зарплату примерно на том же уровне, то есть также не окажет заметного влияния на ваш доход – тоже ставим «0». А вот работа Б даст вам прибавление к зарплате – ставим +1. Принцип понятен?
Рассуждая таким же образом, заполняем всю таблицу. Получаем следующий результат:
Критерий | Балл | Работа В, нынешняя | Работа А | Работа Б |
Уровень заработной платы | 4 | 0 | 0 | +1 |
Интерес к отрасли, в которой работает компания | 5 | 0 | +1 | +1 |
Должность | 4 | +1 | -1 | 0 |
Возможности карьерного роста | 2 | 0 | +1 | 0 |
Удаленность от метро | 5 | 0 | +1 | 0 |
Престиж компании, отзывы о компании | 4 | 0 | +1 | 0 |
Условия труда (обстановка офиса) | 3 | 0 | 0 | -1 |
Социальный пакет | 2 | 0 | 0 | +1 |
Итоговый балл: | 4 | 12 | 8 |
Как получен итоговый балл? Значения из колонки «Балл» умножаем на соответствующие оценки критериев и суммируем полученные значения.
Например, итоговый балл по работе А вычисляется следующим образом:
4 × 0 + 5 × 1 + 4 × (-1) + 2 × 1 + 5 × 1 + 4 × 1 + 3 × 0 + 2 × 0 = 12
Надеемся, что описанный нами несложный метод поможет вам не только сэкономить время при выборе оптимального решения, но и лучше понять, что же для вас важно в том или ином вопросе.
Матрица Эйзенхауэра: простой инструмент для распределения задач
Большинство людей тратят время на решение чужих приоритетных задач. И каждый день они чувствуют себя истощенными, потому что не успевают разобраться с собственными проблемами. Время распределяется для всех поровну, но продуктивными оказываются лишь те, кто делает правильный выбор.
Почему так сложно делать выбор между приоритетными и второстепенными задачами? Исследования невролога Антонио Дамасио показывают, что принятие решений неразрывно связано с эмоциями. Потому неудивительно, что беспокойство и депрессия часто характеризуются как состояния загнанности в тупик и неспособности принимать решения. Использование простых инструментов наподобие матрицы Эйзенхауэра помогает не просто разобраться в делах, но и снизить эмоциональную нагрузку. Со временем, усвоив принципы этой концепции, можно научиться легко и быстро определять разницу между важным, срочным, второстепенным и бесполезным.
Считается, что матрица Эйзенхауэра имеет непосредственное отношение к словам Дуайта Д. Эйзенхауэра: «У меня есть две проблемы: срочная и важная. Срочная не является важной, а важная — срочной».
Дуайт Д. Эйзенхауэр известен, прежде всего, как 34-й президент США (с 1953 по 1961 годы). До того, как стать президентом, он был генералом и командовал союзными войсками во время Второй мировой войны. В 1950 году Эйзенхауэр стал первым верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.
Специфическая профессиональная деятельность постоянно вынуждала Эйзенхауэра принимать жесткие решения и ежедневно фокусироваться на различных задачах. Чтобы оптимизировать процесс, он создал свой метод, который стал широко известен как матрица Эйзенхауэра. Сегодня ею могут пользоваться не только генералы, но и обычные люди вплоть до домохозяек — он помогает расставлять приоритеты в текущих задачах и наводить порядок в делах.
Как использовать матрицу Эйзенхауэра
Этот инструмент подходит тем, кто готов и способен оценивать важность своих задач и четко их классифицировать. Метод подразумевает разделение задач и действий на четыре группы:
Конечная цель метода Эйзенхауэра — помочь отфильтровать второстепенные дела от важных решений и сосредоточиться на том, что действительно имеет значение.
Если представить матрицу Эйзенхауэра в виде картинки, то она будет выглядеть так:
Значение квадрантов в матрице
Задачи распределяются по конкретным квадрантам, которые в свою очередь определяют, когда и как долго вы можете выполнять задачу.
Сюда попадают приоритетные задачи, требующие немедленного внимания. Они имеют жесткие сроки и должны выполняться прежде всего остального и лично.
Этот квадрант — стратегическая часть матрицы, идеально подходящая для долгосрочного развития. Элементы, которые он включает, важны, но не требуют немедленного вмешательства. При этом задачи имеют определенный дедлайн и тоже выполняются лично.
В этот квадрант попадают телефонные звонки, электронные письма и планирование встреч и мероприятий. Эти типы задач обычно не требуют личного внимания, потому что не подразумевают измеримый результат. Квадрант III помогает минимизировать то, что отвлекает от важной работы. Благодаря делегированию вы можете сосредоточить внимание на более серьезных вещах.
Действия, попадающие в квадрант IV, — это сопутствующие дела, которые не приносят никакой ценности. Проще говоря, это то, что всегда можно отложить, не боясь каких-либо последствий. Эти дела отнимают время и мешают выполнять более важные задачи, которые вы вносите в первые два квадранта.
Выбор цвета для матрицы
Назначьте каждому из квадрантов матрицы цвет и свяжите его с уровнем приоритета.
Желтый = важно, но не очень срочно.
Зеленый = срочно, но не важно.
Серый = не срочно, не важно.
В процессе использования матрицы для профессиональных целей вы увидите, что большинство задач попадают в квадранты I и III. Самый значимый результат приносят действия из квадранта II, потому что это бизнес-цели, которые влияют на долгосрочный успех бизнеса, при этом они редко классифицируются как срочные.
Сложнее всего понять то, что отвлекает вас от запланированного курса. Но если вы справитесь с этой фундаментальной проблемой управления временем, то избавитесь от мыслей о зря потерянных часах. Задайте себе два вопроса, чтобы определиться с долгосрочными стратегиями в принятии решений:
Стоит помнить о том, что иногда задачи из одного квадранта неожиданно попадают в другой. Если возникнет чрезвычайная ситуация, ваши приоритеты изменятся. Например, вы владеете небольшим бизнесом, звонит недовольный клиент и просит связать его с менеджером из-за задержки с доставкой. Эта проблема сразу же станет выше других элементов в матрице.
Распределение задач по квадрантам имеет некоторые особенности, и их нужно учитывать:
Шаблон матрицы Эйзенхауэра
Чтобы упростить процесс распределения задач, используйте шаблон, разработанный сервисом Evernote:
Матрицу Эйзенхауэра можно перевести в программу для управления проектами Trello. Составьте список дел для каждой из четырех досок (= квадрант) и сделайте отдельную доску «Входящие», куда будут поступать все задачи до распределения по квадрантам. Это позволит вам визуально оценивать свою нагрузку.
Матрица Эйзенхауэра — это простой инструмент, помогающий избежать состояния аналитического паралича, которое возникает каждый раз, когда вы даже не знаете, с чего начать.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.