для чего используется техника scamper в маркетинге
Техника SCAMPER: как решать проблемы в бизнесе даже если совершенно не умеешь это делать
Проблемы или потребности в новом могут возникнуть в чем угодно. Порой, мы встаем в тупик и не знаем, как решить ту или иную проблему. Именно в таких ситуациях, когда не хватает креатива, на помощь приходит SCAMPER.
Представьте себе ситуацию: вы – начинающий предприниматель, который решил запустить свой собственный уникальный бизнес по производству чего-нибудь. Или начальник поставил вам задачу – найди применение для старой техники. Или у вас сильно накалились отношения с руководством на работе (скорее всего после предыдущего задания). С чего начинать решать такие проблемы?
Во всех трех случаях вам необходимо проявить креативность и выйти из ситуации победителем. Но зачастую решение проблемы не лежит на поверхности, из-за обширности и важности задачи приступить к ней становится тяжело (те самые «слоны» в тайм-менеджменте). В этих ситуациях важно выбрать правильное русло мышления, пустить ход раздумий в правильном направлении.
Всю суть SCAMPER можно отобразить одной фразой: «Новое – это модификация старого».
В этом есть доля истины, ведь мы не генерируем идеи из вакуума, им всегда предшествует накопление информации извне. (Подробнее про процесс генерации я писал тут).
Что такое SCAMPER? Это мнемоническая аббревиатура, образованная из первых букв слов:
Каждое понятие-раздел состоит из ряда вопросов, которые следует задать при проработке проблемы во время мозгового штурма, а также из слов-ассоциаций для более эффективной работы мышления.
А сейчас ряд тупеньких, но понятных примеров.
Например, вы производите ручки и у вас проблема – чернила тускнеют со временем или слишком жидкие. Попробуйте заменить чернила другими. Вы производите переносные зарядные устройства для телефонов (Powerbank), но порты у всех разные (самых распространенных 3 вида). Встает проблема – как удовлетворить запрос всех пользователей и не создать кучи лишних проводов? Попробуйте комбинировать все в один провод.
Все это очень простые и, на первый взгляд, очевидные примеры, однако они хорошо иллюстрируют простоту и широту применения техники SCAMPER.
Как уже говорилось, SCAMPER – набор вопросов, которые следует задать при мозговом штурме (поиске идей). Как и любой другой инструмент он будет эффективно работать, если соблюден ряд условий:
Вы понимаете проблему и можете ее записать (попробуйте использовать для записи критерии SMART )
Проблема может быть любой – из личной жизни, творчества, бизнеса, рекламы, инженерии и пр. Главное сформулировать ее максимально четко. Постарайтесь выделить объект и субъект проблемы.
Техника SCAMPER! Как «докрутить» идею и где брать вдохновение
Творческий кризис знаком абсолютно каждому, если только ваша деятельность не связана с монотонной рутиной, наподобие фасовки спичечных коробков. Так откуда же черпать вдохновение и что делать, если оригинальные идеи отказываются появляться? Иван Терских, молодой предприниматель из Томска и создатель паблика о саморазвитии и бизнесе [BZ откровения], поделился методикой, которую он пользуется для продуктивных брейнштормов.
Но вначале несколько советов из практики.
Когда не получается брать качеством, бери количеством. Как и в любом другом деле, в процессе новаторского созидания — многое решает статистика. Из двух десятков уж одна-то идея точно будет годной.
Отпусти мысли в свободное плаванье. Довольно сложно выдумать что-то из ряда вон выходящее, если твои мысли крутятся вокруг эталонных стандартов. Попробуй не цепляться за уже известную информацию. Чем больше сумбурных идей у тебя возникает, тем лучше. В конечном итоге разыгравшееся воображение начнет выцеживать из общего потока первоклассные самородки — не явные, но зачастую гениальные открытия. По схожему принципу профессиональные музыканты погружаются в процесс импровизации. Шаг за шагом, получая из хаотичного набора звуков и тональностей по-настоящему воодушевляющие композиции.
Сделай короткий перерыв, во время которого ты можешь простимулировать своё правое полушарие: например поиграть на гитаре, набросать карандашный эскиз, с выражением прочитать произведение любимого классика. Способов может быть бесконечное множество, тебе остается выбрать лишь тот, что ближе по нраву, и подходит по ситуации.
Всё записывай! Не возлагай чрезмерные надежды на свою память, обязательно фиксируй все свежие идеи удобным для себя способом. Если не получается передать верный ход мыслей через бумагу — записывай аудио-подкасты или делай наброски видео. Впоследствии, периодически возвращайся к своим записям и в самый непредсказуемый момент тебя может осенить совершенно новое решение.
Теперь о том, как «докрутить» идею. Для проработки и переосмысления твоих идей, хочу поделиться эффективной методикой, которая называется SCAMPER. Эта техника была разработана в начале 70-х исследователем креативности Робертом (Бобом) Эберле и позднее усовершенствована одним из основателей агентства BBDO Алексом Осборном, который по совместительству является автором метода мозгового штурма. По сути SCAMPER – это 7 отдельных приёмов: каждый позволяет проработать один аспект проблемы.
Как работать с техникой SCAMPER?
Создай таблицу из 7 строк и 3 колонок. В строках первой колонки будут находиться заглавные буквы, образующие акроним SCAMPER. Для каждого приема есть свой нестрогий, опционально дополняемый набор вопросов и слов-триггеров. После того, как ты пройдешься по всем пунктам, выбери самые жизнеспособные идеи.
S — substitute? Заменить?
Подумай, какие процессы в твоём проекте могут быть заменены на более продуктивные, с использованием современных технологий. Задай себе ряд вопросов и записывай ответы в таблицу:
Как я могу изменить форму продукта?
Как я могу использовать другие материалы и составляющие?
Какие я могу изменить правила?
Нужно ли кого-то уволить и найти более эффективную замену на эту должность?
Как я могу использовать другие процессы и процедуры?
Как я могу заменить или изменить какие-то части?
Как я могу изменить название продукта?
Можно ли использовать эту идею в другом месте?
Как я могу изменить свою эмоциональную привязанность по отношению к объекту рассмотрения?
Слова-триггеры для этого этапа: замена, перестановка, альтернативный, вспомогательный, переименовать, редизайн, резервный, обменять, разгрузить, переключиться и др.
С — combine? Скомбинировать?
Иногда самый лучший путь создания инновационного продукта – это взять лучшие черты от уже проверенных идей и сервисов и совместить их с лучшими чертами других, совершенно новых и непредсказуемых продуктов.
Какие идеи или части можно соединить?
Можно ли объединить или перекомпоновать эти части, слить с другими объектами?
Что можно скомбинировать, чтобы получить максимальную пользу или количество применений?
Какие материалы можно совместить?
Какие таланты нужно скомбинировать, чтобы улучшить это?
Слова-триггеры: соединить, совместить, смешать, сложить, стать единым целым, срастись, объединить, сплавить, микс, связанный, упаковка и др.
A — adapt? Приспособить, адаптировать?
Обычно самые эффективные ответы уже лежат на поверхности. Подумай о том, как функционирующую идею можно приспособить к нужному процессу, адаптировать под ситуацию С вероятностью 99% ответ уже найден и проверен на практике– надо только обратиться к чужому опыту и присмотреться к деталям.
Вспомогательные вопросы:
На что еще это походит?
Есть ли что-то похожее на это, но с другим контекстом?
Предлагает ли прошлое какие-то схожие идеи?
Что я могу скопировать или позаимствовать?
Кому я могу подражать?
Какие идеи я мог бы включить в свою практику?
Какие процессы можно адаптировать?
Какие контексты я могу внести в свою концепцию?
Какие идеи за пределами своей области я могу заимствовать?
Слова-триггеры: адаптировать, подстроить, варьировать, трансформировать, подогнать, внести дух, скопировать, повернуть, приспособить, чужой опыт.
М — magnify/modify?
Увеличить/модифицировать?
Рассмотрим вариацию SCAMPER с процессом «Увеличить» (Magnify). В этом случае стоит задаться следующими наводящими вопросами:
Что я могу увеличить?
Что можно преувеличить, где можно выйти за рамки?
За счет чего можно увеличить частоту?
Как можно сделать выше, больше и сильнее?
Что можно продублировать?
Как сделать много копий?
Как добавить экстрачерты и получить экстраценность?
Слова-триггеры: усилить, дополнить, расширить, рост, сделать более значимым, больше, поднять, растянуть, перешагнуть планку, удлинить, увеличить интенсивность, стимул, подъем и др.
Р — put to other uses?
Применить для чего-то другого?
Постарайся отвлечься от конкретной задачи, и подумай как еще можно применить рассматриваемую идею, услугу или продукт в других целях, для решения иных проблем. Очень часто идея приобретает особое значение совсем в другом применении, нежели задумывалось первоначально:
Для чего еще я могу это использовать?
Как иначе люди могут использовать этот продукт?
Как бы этот продукт использовал ребенок? А пожилой человек? А человек с ограниченными физическими возможностями?
Есть ли другие способы использовать это в текущем виде?
Какие другие применения могут быть, если это модифицировать?
Если бы я ничего не знал об этом, я бы догадался, для чего это и в чем идея?
Могу ли я использовать эту идею на других рынках и в других индустриях?
Слова-триггеры: применить, поведение, выгода, поиграть, получить преимущество, манипулировать, управлять, справляться, применять, работать, пользоваться и др.
E — eliminate/minify?
Исключить/минимизировать?
Суть этого пункта в том, чтобы выделить главное, а затем убрать лишнее, докопаться до сути. Любая задача со временем обрастает формальными условиями, которые делают «коридор» слишком узким, а выполнение задачи – практически невозможным. Снова и снова упрощая свои идеи, объекты и процессы, мы выявляем главную функцию продукта – истинную ценность, за которую люди и будут платить свои кровные деньги.
Вспомогательные вопросы:
Как я могу это упростить?
Какие части можно удалить или изменить их функции?
Что является не ключевым и не необходимым?
Какие правила можно игнорировать или отменить?
Что, если я сделаю это меньше, короче или компактнее?
Какую фишку продукта можно «пропустить»? И какую я недооцениваю?
Слова-триггеры: отменить, ограничить, лимитировать, отбросить, выбросить за борт, упростить, укоротить, выкорчевать, уменьшить и др.
R — reverse/rearrange?
Перевернуть/изменить порядок
Подумай над тем, как твоя проблема может разрешиться, как продукт или процесс будет работать, если ты поменяешь порядок действий. Спроси себя:
В каком другом порядке это можно выстроить, чтобы стало лучше?
Можно ли поменять компоненты местами?
Есть ли другие процессы, макеты, фреймворки и последовательности, которые я могу использовать?
Можно ли сместить источник или эффект?
Можно ли изменить темп или график доставки?
Можно ли сместить позитивные и негативные моменты, реакции и т. п.?
Что, если сделать это в обратном порядке?
Что, если я сделаю все наоборот?
Безусловно, для каждого этапа ты можешь использовать свои, более подходящие ряды вопросов и слов-триггеров. Также есть тенденция к замене ключевых слов-приемов и модификации модели SCAMPER: вместо Modify («Что я должен модифицировать?») можно использовать Magnify («Что я должен увеличить?»); вместо Eliminate («Что нужно исключить?») – Minify («Что можно минимизировать?») и Simplify («Что можно упростить?»); вместо Reverse («Что можно перевернуть?») – Reorder («Что можно поменять местами?») или Rearrange («Что можно перегруппировать?»). Таким образом, модель SCAMPER особенно хороша и устойчива из-за своей гибкости и открытости. Нет строгой необходимости уложиться в аббревиатуру – вы можете сохранять общий принцип (отвечать на ключевые вопросы), но при этом заменять какие-то из ключевых вопросов-приемов, если это релевантно ситуации, – суть SCAMPER в том, чтобы заставить вас думать иначе.
Понравилась статья? Увидел ее полезность и актуальность по отношению к твоим задачам? Тогда подписывайся на паблик [BZ откровения], чтобы не пропустить ещё более крутую технику для анализа твоего бизнеса!
Методика «SCAMPER»
Генерация новых идей – процесс весьма непростой, хотя и очень увлекательный. Некоторые люди могут легко и просто придумывать всевозможные новые идеи, словно они у них наготове постоянно, другие же и после тщательных напряжённых размышлений не могут придумать ничего действительно интересного, кроме одной-двух идей из разряда «всё-это-уже-было». Это не хорошо и не плохо, просто у разных людей разное мышление и разные способности. И если вдруг у вас возникла потребность в том чтобы придумать новую идею, но в голову ничего толкового не приходит, вам на помощь придёт методика «SCAMPER».
Методика «SCAMPER» представляет собой схему постановки определённых вопросов, которые стимулируют генерацию новых идей. Другими словами, это методика креативности. Её автором считается человек по имени Боб Эберле, однако усовершенствовал её американский журналист и исследователь творческого процесса Алекс Осборн. Методика основывается на мнении о том, что всё новое является модификацией того, что уже есть. «SCAMPER» — это аббревиатура, где каждой буквой обозначается слово, описывающее самостоятельный способ работы с характеристиками изучаемой проблемы.
«SCAMPER» — это:
Перед применением методики необходимо чётко поставить задачу: определить проблему, которая требует решения, или идею, которая должна быть разработана. Причём, использоваться методика может абсолютно в любой сфере: личной жизни, семейных отношениях, работе, бизнесе, предоставлении товаров и услуг и т.д. Как только задача поставлена, задаются вопросы по схеме «SCAMPER», которая включает в себя более 60 вопросов для генерации идей и примерно 200 слов, способствующих возникновению ассоциаций. Рассмотрим основные из них.
SUBSTITUTE (ЗАМЕЩЕНИЕ)
Нужно поразмыслить о том, как и чем можно заменить часть имеющейся проблемы, сервиса или процесса; людей, схемы действий, эмоции и т.д., что уже само по себе нередко приводит к появлению новых идей.
Вопросы:
Слова для ассоциаций: переключить, поменять местами, занять место, заменитель, подменить, придать форму, отложить, сменить место, заменить, сменить имя, освободить, заместитель, замена, обменять, изменить.
COMBINE (КОМБИНИРОВАНИЕ)
Попытайтесь понять, можно ли скомбинировать несколько частей поставленной проблемы для её решения или усиления взаимодействия этих частей. Креативное мышление и генерация идей предполагают именно сочетание уже имеющихся, но изначально не связанных друг с другом частей проблемы или замысла для создания того, чего ещё нет.
Вопросы:
Слова для ассоциаций: объединить, соотнести, скомплектовать, связать, перемешать, соединить, собрать воедино, создать союз, совместить, смешать.
ADAPT (АДАПТАЦИЯ)
Задумайтесь о том, как с помощью уже имеющихся идей и способов решить новые задачи? Вполне вероятно, что это и будет нужным решением. Здесь важно руководствоваться тем, что все новые идеи состоят из частей уже существующих.
Вопросы:
Слова для ассоциаций: варьировать, трансформировать, устанавливать, перерабатывать, оценивать, проверять, переигрывать, модернизировать, соотносить, соответствовать, искать свой стиль, применять, заимствовать, копировать, связывать, подстраиваться, приспосабливаться.
MODIFY/MAGNIFY (МОДИФИКАЦИЯ, УВЕЛИЧЕНИЕ)
Поищите возможные способы расширения или модификации имеющихся идей. Таким образом можно добиться не только трансформации существующих вариантов решения проблемы, но и суметь увидеть её под новым ракурсом, а также увеличить эффективность своих действий.
Вопросы:
Слова для ассоциаций: сделать эффективнее, увеличить, акцентировать, придать значимость, сделать интенсивнее, повысить, распространить, усилить, добавить, применить.
PUT TO OTHER USES (ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДРУГОГО ПРИМЕНЕНИЯ)
Есть ли у имеющейся на данный момент идеи другие области применения? Есть ли среди того, что вы использовали ранее, что-то, при помощи чего вы могли бы решить настоящую проблему? Во многих случаях всего лишь одним способом можно решить несколько задач. Нужно лишь увидеть эту возможность.
Вопросы:
Слова для ассоциаций: обрабатывать, оперировать, использовать преимущества, манипулировать, извлекать пользу, разбираться, расширять, задействовать, использовать, применять, делать доступным, переставлять, делать более удобным.
ELEMINATE (УСТРАНЕНИЕ ИЛИ СВЕДЕНИЕ ДО МИНИМУМА)
Представьте, что случится, если некоторые из частей вашей нынешней идеи или концепции будут устранены или минимизированы с целью её дальнейшей разработки? Попробуйте избавиться от нескольких составляющих, варьируйте компоненты, переставляйте слагаемые местами – это поможет вам сузить круг проблем и перейти от общего к частному.
Вопросы:
Слова для ассоциаций: стереть, сократить, упростить, убрать, очистить, смоделировать, ликвидировать, ограничить, подавить, избавиться, удалить, исключить, искоренить, игнорировать, контролировать, отменить, упразднить.
REARRANGE/REVERSE (ОБРАЩЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА)
Задумайтесь над тем, есть ли возможность действовать в обратном порядке, изменить последовательность действий, что для этого нужно сделать и как это будет выглядеть? В некоторых ситуациях это позволяет быстро найти решение проблемы и способствует появлению новых идей.
Вопросы:
Слова для ассоциаций: удалить, переделать, повернуть, перевернуть, заменить, поменять, переставить, реорганизовать, изменить концепцию, поменять порядок, инвертировать, вернуть, прервать, переместить, изменить.
Как можно заметить, методика «SCAMPER» довольно проста в применении, хотя на первый взгляд может показаться иначе. Важно понять, что во многом она подразумевает разрыв шаблона и поиск новых способов решения проблем и генерации идей, основывающийся на уже существующих решениях и идеях. Но в гораздо большей степени здесь важна именно практика, т.к. без неё методика не принесёт никакого результата. Следуйте технике «SCAMPER» и новые идеи, а также интересные способы решения проблем не заставят себя долго ждать.
Уважаемые читатели, мы стараемся публиковать только тот материал, который полезен для вас и может пригодиться в повседневной жизни. Оставьте свой комментарий и оцените представленную методику.