для чего используют макро и микрометрические винты
Макровинт и микровинт микроскопа – что это такое?
Микроскоп – это множество мелких элементов, которые, работая вместе, позволяют изучать окружающий мир на значительном увеличении (до 2000 крат). В конструкции микроскопа принято выделять несколько частей: оптическую, осветительную и механическую. Оптическая – это окуляры и объективы, осветительная – источник освещения и дополнительные компоненты, механическая – связующие их узлы. Вот, что входит в механическую часть микроскопа: микровинт и макровинт (отвечают за фокусировку), предметный столик (на нем размещают микропрепараты), штатив (удерживает основание и тубус микроскопа). В этой статье мы подробнее осветим элементы фокусировки.
Макро- и микровинт микроскопа нужны для регулировки расстояния между объективом и микропрепаратом, размещенным на предметном столике. В зависимости от модели микроскопа они могут перемещать или тубус, или предметный столик. Макрометрический винт (макровинт) отвечает за грубую фокусировку, с его помощью производится предварительная настройка оптики. Микрометрический винт (микровинт) нужен для точной настройки резкости. Чаще всего его устанавливают только в лабораторные и профессиональные микроскопы, так как для домашних исследовании его возможности чрезмерны. Кроме того, микровинт – одна из самых легко повреждаемых частей микроскопа, и его не рекомендуется использовать для грубой настройки.
В нашем интернет-магазине вы найдете микроскопы как с грубой, так и с точной фокусировкой. Выбрать подходящую модель вам помогут наши консультанты. Звоните или пишите!
4glaza.ru
Февраль 2019
Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.
Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.
ТЕМА 1. УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА. ВИДЫ МИКРОСКОПИИ
Цель работы: изучить устройство светового биологического микроскопа и освоить правила работы с ним. Ознакомиться с различными видами микроскопии.
Материалы, реактивы, оборудование: микроскоп; бактериологические петли; предметные стекла.
1.1. Устройство микроскопа
1. Оптическая часть: окуляр, объектив, конденсор Аббе, осветительный прибор (зеркальце).
2. Механическая часть: штатив, основание, предметный столик, тубусодержатель, макровинт, микровинт (рис. 1).
Механическая часть микроскопа.
Штатив имеет основание в виде подковы и колонку (тубусодержатель) в форме дуги. К нему примыкают коробка механизмов, система зубчатых колес для регуляции положения тубуса. Система приводится в движение вращением макрометрического и микрометрического винтов.
Макрометрический винт (кремальера, зубчатка, макровинт) служит для предварительной ориентировочной установки изображения рассматриваемого объекта.
Микрометрический винт (микровинт) используют для последующей четкой установки на фокус. При полном повороте микровинта труба передвигается на 0,1 мм (100 мкм).
Оптическая часть микроскопа состоит из основного оптического узла (объектив и окуляр) и вспомогательной осветительной системы (зеркало и конденсор). Все части оптической системы строго центрированы относительно друг друга.
Во многих современных микроскопах зеркало и конденсор заменены вмонтированным в прибор регулируемым источником света.
Под конденсором располагается кольцевидный держатель для светофильтров (обычно к микроскопу прилагаются синее и белое матовые стекла). При работе с искусственным источником света светофильтры создают впечатление диезного освещения, что делает микроскопирование менее утомительным для глаз.
Хроматическая аберрация возникает при прохождении через линзу пучка лучей с различной длиной волны. Преломляясь по- разному, лучи пересекаются не в одной точке. Сине-фиолетовые лучи с короткой длиной волны преломляются сильнее, чем красные с большей длиной волны. Вследствие этого у бесцветного объекта появляется окраска.
Объективы, устраняющие хроматическую аберрацию и для вторичного спектра, называют апохроматами. В их составе может быть от 1 до 12 линз. Линзы апохроматов для лучей коррекции вторичного спектра делают из плавикового пата, каменной соли, квасцов и других материалов. Апохроматы дают возможность устранить окрашивание объекта и получить одинаково резкое изображение от лучей разного цвета. Максимального эффекта при работе с апохроматами можно достичь только при их сочетании с компенсационными окулярами, возмещающими оптические недостатки объективов. В компенсационных окулярах хроматическая ошибка противоположна хроматической ошибке объектива, и в результате хроматическая аберрация микроскопа оказывается почти полностью компенсированной.
Объективы бывают сухие и погружные (иммерсионные). При работе с сухими объективами между фронтальной линзой объектива и объектом исследования находится воздух. Оптический расчет иммерсионных объективов предусматривает их работу при погружении фронтальной линзы объектива в жидкую однородную среду. При работе с сухим объективом вследствие разницы между показателями преломления стекла (1,52) и воздуха (1,0) часть световых лучей отклоняется и не попадает в глаз наблюдателя (рис. 2).
Рис. 2. Ход лучей в сухой и иммерсионной системах: I-V- лучи света
При работе с иммерсионным объективом необходимо поместить между покровным стеклом и линзами объектива кедровое масло, показатель преломления которого близок к показателю преломления стекла (табл. 1).
Таблица 1. Показатели преломления некоторых соединений
Руководство по медицинской биологии и генетике ташкент 2005 Авторы: К. Н. Нишанбаев заведующий кафедрой медицинской биологии и генетики Ташпми, доктор биологических наук
1. /Руководство по мед. биологии и генетики К.Н.НИШАНБАЕВ,Д.Х.ХАМИДОВ 1-10 Тема.doc 2. /Руководство по мед. биологии и генетики К.Н.НИШАНБАЕВ,Д.Х.ХАМИДОВ 21-30 Тема.doc 3. /Руководство по мед.биологии и генетики К.Н.НИШАНБАЕВ,Д.Х.ХАМИДОВ 11-20 Тема.doc 4. /Руководство по мед.биологии и генетики К.Н.НИШАНБАЕВ,Д.Х.ХАМИДОВ 31-39 Тема.doc | Руководство по медицинской биологии и генетике ташкент 2005 Авторы: К. Н. Нишанбаев заведующий кафедрой медицинской биологии и генетики Ташпми, доктор биологических наук Содержание темы Содержание темы 31-Тема. Тип: Plathelminthes Плоские черви Класс: Cestoda Ленточные черви |
1-тема. Световые микроскопы, строение и правила
работы с ними
Световой микроскоп состоит из следующих частей: а) оптическая, б) механическая, в) осветительная. (Рис.1; табл.1.).
Осветительная часть состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы.
Зеркало подвижно укреплено на штативе ниже предметного столика, его можно вращать в любом направлении. Зеркало имеет вогнутую и плоскую поверхность. При слабом освещении используется вогнутая поверхность. Конденсор также располагается под предметным столиком и состоит из системы линз. Имеется специальный винт для перемещения конденсора вверх или вниз,
Рис-1. Микроскоп МБР-I.
1-основание (штатив); 2-тубусодержатель; 3-тубус; 4-предметный столик; 5-отверстие предметного столика; 6-винты,перемещающие столик; 7-окуляр; 8-объектив;
9-макрометрический винт; 10-микромерический винт; 11-конденсор; 12-винт конденсора; 13-дафрагма; 14-зеркало; 15-револьвер.
Штатив
Предметный столик
I.Механическая часть Тубус
Макро и микрометрический винты
Световой II.Осветительная Зеркало
микроскоп часть Конденсор
Объектив малого увеличения (8 х )
III.Оптическая часть Объектив большого увеличения (40 х )
Иммерсионный объектив (90 х )
Ирисовая диафрагма ввинчена в нижнюю часть конденсора, состоит из мелких пластинок. С помощью специальной клеммы можно регулировать диаметр отверстия и освещенность изучаемого объекта.
К оптической части микроскопа относятся окуляры и объективы. Окуляры состоят из системы линз. Увеличительная способность окуляра указана на верхней поверхности (7, 10, 15, 20)
Правила работы с микроскопом.
1.Микроскоп устанавливается штативом к себе, на расстоянии 5см от края стола.
2.Окуляр,объектив, зеркало и другие части микроскопа протираются мягкой суконкой.
3.Спомощью револьвер объектив малого увеличения устанавливается в центре предметного столика, при этом слышится легкий щелчок и револьвер фиксируется.
Необходимо надо помнить что изучение любого объекта начинается с малого увеличения.
4.С помощью макрометрического винта объектив малого увеличения поднимается на высоту 0.5см от предметного столика.
5.Глядя на окуляр левым глазом и вращая зеркало в разных направлениях устанавливается яркое и равномерное освещение поля зрения. Для этого следует расширить отверстие диаграммы и поднять конденсор. При достаточной освещенности используется плоская поверхность зеркала.
6.Изучаемый препарат устанавливается в центре предметного столика и закрепляется клеммами. С помощью макровинта малый объектив медленно опускается до расстояния примерно 2 мм от препарата. Затем, глядя в окуляр левым глазом, медленно вращая макрометрический винт, малый объектив поднимается до появления в поле зрения изображения изучаемого объекта. Фокусное расстояния объектива с малым увеличением составляет 0.5см. При появлении четкого изображения препарата в нужном участке эта часть устанавливается в центре поля зрения. Затем устанавливается объектив большого увеличения. Под контролем зрения объектив опускается почти до соприкоснования с препаратом. После этого, глядя в окуляр, медленно поднимается до появления четкого изображения. Фокусное расстояние при работе с объективом большого увеличения равно 1мм. При отсутствии изображения следует повторить работу сначала. Для тонкой фокусировки используются микрометрический винт, вращая его вправо и влево в полоборота.
Объясните понятие «сила микроскопа, разрешающая способность микроскопа».
7.Объектив с увеличением 90 х называются иммерсионным (от лат. Immersio-погружать). Этот объектив используется при изучении мельчайших объектов. При использовании этого объектива на изучаемый объект помещают каплю иммерсионного (кедрового) масла. Затем, глядя с боку, тубус опускаются до погружения линзы объектива в масло. После этого, глядя в окуляр, пользуясь только микровинтом, объектив осторожно опускается или поднимается до получения четкого изображения.
8.После завершения работы следует перевести микроскоп в нерабочее положение. Для этого, вращая револьвер, объективы переводятся в нейтральное положение.
Ознакомление со строением микроскопа, освоение правил работы с ним, техники приготовления временных препаратов, изучение временных и постоянных микропрепаратов.
Задание для самостоятельной подготовки.
I.Изучить материал по теме и ответить на следующие вопросы:
1.Значение микроскопических исследований в биологии и медицине.
2.Какие существует типы микроскопов?
3.Укажите основные части микроскопа.
4.Изучите правила работы с микроскопом.
5.Используя дополнительную литературу расскажите о принципах работы разных микроскопов.
II Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы.
1.Студент при работе с малым увеличением не смог найти изображение объекта. Перечислите ошибки, допушенные студентом.
2.При переходе на большое увеличение студент не смог найти изображение объекта. Какие ошибки допущены студентом?
3.При микроскопировании студент разбил препарат. Укажите причины.
1.Основные части микроскопа :
А. Механическая. В. Оптическая. С. Осветительная. Д. Объектив и диафрагма.
Е. Все части микроскопа являются основными.
А. Объектив малого увеличения. В. Объектив большого увеличения.
С. Все объективы считаются иммерсионными.
Д. Объектив с увеличением 90 х при работе с которым используется иммерсионные масло. Е. Все ответы неверны.
3.Принцип работы электронного микроскопа основан:
А. На использовании светового излучения.
В. На использовании потока электронов.
С. На использовании электромагнитных линз.
Д. Верны ответы А и С; Е. Верны ответы В и С.
4. Недостатки постоянных препаратов:
В. При фиксации изучаемого объекта происходят незначительные изменения.
С. Отсутствие возможности изучения препарата при большом увеличении.
Д. Верны ответы В и С; Е. Все ответы не верны.
5.С помощью какого микроскопа биологические объекты можно изучить в живом виде?
А. Флуоресцентного микроскопа. В. Фазово-контрастного микроскопа.
С. Электронного микроскопа. Д Верны ответы А и В. Е. Верны все ответы.
6. Как определяется увеличение изучаемого объекта?
А. По цифрам на объективе; В. По цифрам на окуляра;
С. По цифрам на тубусе; Д. Умножением увеличения окуляра на увеличение объектива; Е. Умножением цифры объектива на цифру тубуса.
7. Значение револьвера:
А. Служит для передвижения тубуса; В. Служит для смены объективов.
С. Служит для установления нужного объектива под тубусом.
Д. Верны ответы А и С; Е. Верны ответы В и С.
8.Какими изменениями положения диафрагмы и конденсора можно добиться равномерной и хорошей освещенности объекта.?
А. Опусканием конденсора, сужением отверстия диафрагмы.
В. Поднятием конденсора, сужением отверстия диафрагмы.
С. Поднятием конденсора, расширением отверстия.
Д. Верны ответы А и В. Е. Все ответы неверны.
9. Укажите причины отсуствия изображения объекта при переходе с малого увеличения на большое.
А. Объектив большого увеличения не фиксирован.
В. Изучаемый объект не отцентрирован.
Е. Все ответы неверны.
10.С какого объектива начинается изучение объекта?
С Со специального объектива. Д.Можно начинать с любого объектива
Е.С объектива малого увеличения.
2-тема. Строение клетки. Цитоплазма.
Клетка является элементарной структурной, функциональной и генетической единицей живого. Знания о структуре и функции клетки служат фундаментом для освоения морфологических и медико-биологических дисциплин. Врачи в своей практической деятельности используют данные цитологических исследований. По структуре клетки различаются на прокариотические и эукариотические.
К прокариотическим клеткам относятся бактерии и сине-зеленые водоросли. У них отсутствует ядро, вместо которого содержится одна кольцевидная хромосома.
Эукариотические клетки разделяются на простейшие (одноклеточные) и клетки многоклеточные (табл-2). На практических занятиях мы изучаем эукариотические клетки.
Форма клеток зависит от выполняемых функций. Например, сократительная функция мышечных клеток обеспечивается их вытянутый формой, длинные отростки нервных клеток определяют проводимость нервных импульсов.
Размеры клеток широко варьируют (от 2-3микрометров до 100 и более). Яйцеклетки некоторых организмов могут достигать до 10см. Лимфоциты и эритроциты человека относятся к мелким клеткам. Основными структурными компонентами эукриотической клетки являются: клеточная оболочка, цитоплазма и ядро. Клеточная оболочка окружает цитоплазму и отделяет ее от окружающей среды. В состав клеточной оболочки входят плазмолемма, надмембранные органические молекулы и субмембранные органоиды цитоскелета. У растительных клеток (рис.2.) надмембранный толстый слой состоит в основном из целлюлозы. У животных клеток (рис.3.) образуется надмембранный гликокаликс, состоящий из сложных гликопротеинов, толщина которого не превышает 10-20 нм.
Основу плазмолеммы составляет бимолекулярный липидный слой,белковые молекулы по разному погружены в этот липидный слой.
Функции плазмолеммы: защита цитоплазмы от факторов внешней среды, обеспечение транспорта веществ. Рецепторы плазмолеммы обеспечивают ответ клетки на действие гормонов и других биологически активных веществ.
Цитоплазма состоит из гиалоплазмы, органоидов, и включений. Гиалоплазма –матрикс цитоплазмы, сложная, бесцветная коллоидная система. В ней содержатся белки, РНК, липиды, полисахариды. В гиалоплазме обеспечивается транспорт веществ и их взаимодействие, буферные и осмотические свойства клетки.
ЭУКАРИОТЫ
I.Поверхностный аппарат II.Цитоплазма III.Ядро
(клеточная оболочка)
I.Плазмолемма II.Надмембранный комплекс III.Субмембранный
Состав аппарат
Состав
(по жидкостно- Состав
мозаичной модели) а) ферменты
а) фосфолипидный б) гликопротеины а)микрофибриллы
бислой б)микротрубочки
б)белки Функции в)скелетные фибриллярные фибриллярные
макромолекулы рецепторная внеклеточное
пищеварение
Функции (слипание к поверхности)
Барьерная Рецепторная Транспортная I.Пассивный транспорт (без
затраты энергии, по градиенту
концентрации)
Диффузия Осмос (диффузия воды)
II.Активный транспорт (против
с
затратой энергии)
Рис-2.Тонкое строение животной клетки.
1-ядро; 2-цитоплазма; 3-митохондрия; 4-клеточный центр; 5-пиноцитозный пузырь; 6-лизосома; 7-комплекс Гольджи; 8-гладкая эндоплазматическая сеть; 9-гранулярная эндоплазматическая сеть; 10-рибосома; 11-клеточная оболочка; 12-микроворсинки; 13-ядерная оболочка; 14-поры ядерной оболочки; 15-ядрышко.
Рис-3. Тонкое строение растительной клетки.
1-ядро; 2-ядрышко; 3-ядерная оболочка; 4-вакуоля; 5-лейкопласт; 6-хлоропласт; 7-митохондрия; 8-комплекс Гольджи; 9-гранулярная эндоплазматическая сеть; 10-поры ядерной оболочки; 11-клеточная оболочка; 12-поры клеточной оболочки; 13-кристаллы оксалата кальция; 14-белковые кристаллы в алейроновых гранулах.
Основная функция митохондрий— синтез АТФ при окислении органических веществ. Митохондрии участвуют также при синтезе некоторых стероидных гормонов.
Рибосомы — в диаметре достигают 20-30 нм, ни не окружены мембраной, состоят из малой и большой субъединиц. Субъединицы состоят из белков и рРНК. При соединении с иРНК рибосомы образуют полирибосомы, которые распологаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети. Рибосомы участвуют в биосинтезе белков.
КОМПЛЕКС ГОЛЬЖИ
МИТОХОНДРИИ
ОБЩИЕ МИКРОТРУБОЧКИ

ЖГУТИКИ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСНИЧКИ