для чего используют метод психометрии
Психометрия в психологии и её задачи – кто ввёл понятие в науку
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Если ты увлекаешься психологией, и тебя интересуют более углубленные знания — эта статья как раз то, что тебе нужно! Из неё ты узнаешь, что из себя представляет психометрия в психологии. Познакомишься с этапами её развития. Откроешь для себя новые имена в психологии, и центральные понятия, связанные с психометрией.
Появление понятия и его развитие
Психометрия или как её еще называют «психометрика» — это отрасль в психологии, связанная с изучением теории психологических измерений и методик измерения: знаний, взглядов, качеств личности, способностей.
Понятие «психометрия» было введено Христианом фон Вольфом — немецким математиком, философом, ученым-энциклопедистом в 1734 г. Перед ним было поставлено задание, заключающееся в измерении величины избирательной направленности восприятия при помощи продолжительности аргументации, которую человек способен отслеживать.
Началом воплощения задумки измерения психических явлений принято считать труды Джеймса Маккина Кеттела — американского психолога, считающегося одним из первых специалистов в области экспериментальной психологии в США и основоположником методов тестирования.
А также с работ Чальза Спирмена — английского психолога, разработавшего ряд методик математической статистики и создавшего двухфакторную теорию интеллекта и факторного анализа.
«Родителем» психометрии считается Фрэнсис Гальтон — английский статистик, психолог, основоположник дифференциальной психологии и психометрии.
Психометрия в психологии
Становление же отечественной психометрии делят условно на два этапа:
I — c 1910 по 1936 гг.
Он связан с такими именами как: А.Н. Бернштейн, Ц.П. Балталон. Ими, в 1910 году было организовано сообщество экспериментальной психологии и разработаны первые тесты, такие как:
В тот период был выпущен «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц, составленных применительно к цели педагогического и врачебно-диагностического исследования», первый в России.
II — с 1969г. по настоящее время.
Данный этап связывают с именами: А.А. Смирнов, А.Р. Лурия, и А. Н. Леонтьев. В одном из советских журналов ими высказывается положительное мнение относительно психологического тестирования.
Giphy
Первые конференции по психодиагностике проводятся в Таллине, в 70х годах прошлого века. В 80х годах прошлого века адаптируются западные тесты и создаются отечественные.
В последние 20 лет, факультет психологии МГУ, Центр «Гуманитарных технологий» и др. проводят колоссальную работу, связанную с созданием психологических методик.
Задачи психометрии
Психометрия входит в область психодиагностики. Первостепенной задачей психометрии является создание и валидизация механизмов измерения, таких как:
Перед психометрией ставятся две центральные задачи:
Большая степень разработок психометрии, на сегодняшний день, задействована в таких разделах психологии как:
На основании этого — психометрия делится на:
Задачей общей, является определение выраженных в числах соотношений каких-либо признаков стимула. Как пример, интенсивность света/звука, и пропорциональное ощущение конкретной силы. Например, яркость/громкость.
Фото автора DS stories: Pexels
В разделе «дифференциальная психология» — психометрия играет роль технологичной базы, применяемой в качестве измерительной психодиагностики. Этот сегмент психометрии включает такие признаки тестов как:
Надежность является характеристикой методики, которая включает в себя:
Валидность призвана измерять актуальный уровень психического свойства либо же качества. Она показывает в какой мере тест измеряет качество, для установления оценки которого он был предназначен. Высокая валидность свидетельствует о том, что тест измеряет именно то, что он него требуется. Те тесты, которые не обладают валидность, не пригодны для практического применения.
Репрезентативность устанавливает, насколько можно обобщить результаты исследования с подключением конкретной выборкой на всю центральную совокупность, из которой она собиралась.
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Можно считать, что в психометрию заложен весь тот круг вопросов, которые связаны с измерением в психологии.
Популярным считается мнение относительно того, что психометрия не что иное, как математическая статистика, включающая в себя специфику психологии.
Зачем психометрия нужна психологу
Психометрия дает психологам и исследователям математические модели, которые применяются для разбора ответов на самостоятельные задания либо отдельные пункты тестов или целые тесты и наборы тестов.
Понятие психометрического теста
В общем понимании — это диагностическая методика, которая включает в себя статистические обоснования.
Фото автора Artem Podrez: Pexels
В стандартном варианте психометрический тест состоит из подборки отдельно взятых заданий или пунктов, которые предусматривают закрытый перечень вариантов ответов. Включает в себя инструкцию по проведению, а также ключи по интерпретации полученных показателей.
Психометрические тесты имеют существенный перевес перед, так называемыми, авторскими тестами. Он заключается в предельной точности измерительной шкалы. Психометрическим тестам присуща фундаментальная неподвижность измерительной системы. Именно поэтому термин «психометрический тест», используют в качестве противовеса термина «авторский тест».
И прежде всего, это связанно с тем, что «авторским» не учитывается статистика ответов в шкале измерений, разработанной автором. В психометрических же тестах по каждому испытуемому, результаты высчитываются на усредненной, относительной статистике ответов по всем испытуемым.
Психометрические тесты делятся на три вида.
Как ты могла убедиться, психометрия является важной составляющей психодиагностики. Задействована в построении измерительной шкалы. Если резюмировать вышенаписанное, — психометрия является дисциплиной в психологии, ключевая роль которой отводится изучению теоретических и методологических проблем в части психологических измерений.
Данная дисциплина является достаточно специфической и не подходит для использования неспециалистом.
Психометрические методы
Психометрия (психометрические методы) — исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком психометрии является стандартизация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических методик, обладающих валидностью, надежностью и репрезентативностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.
Тестирование — метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психофизиологических свойств и качеств личности, в профессиональной сфере при отборе и определении профпригодности, профессиональной экспертизе и реабилитации, а также при профессиональном консультировании.
В тестировании выделяют три этапа:
• выбор теста, опросника (определяется исследова
тельской задачей);
• проведение тестирования в соответствии с инст
рукцией при соблюдении этических норм;
• обработку полученных данных и интерпретацию
результатов тестирования.
В профпсихологии важное значение приобретает диагностика специальных способностей и профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты направлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены главным образом на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах профессионального отбора кандидатов на вакантную работу побудила психологов разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. Разные отрасли производства предъявляют к работникам специфические
требования. В целях профотбора, профконсультации, расстановки кадров, замещения вакантных рабочих мест необходимо иметь тесты, позволяющие определить выраженность профессионально значимых психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений.
Тесты профессиональных достижений разрабатываются для измерения степени овладения определенным видом деятельности либо для диагностики результатов профессиональной подготовки.
Тесты специальных способностей широко применялись за рубежом (в США) для оценки промышленного персонала. Наибольшую известность получил тест отбора персонала Э.Ф.Вандерлика. В основу теста была положена диагностика специальных умственных способностей. Показатели теста растут с повышением образовательного и профессионального уровней испытуемых. Можно констатировать, что на первых порах отсеивающие тесты для промышленного персонала определяли выраженность все же интеллектуальных способностей, а не специальных. Для диагностики специальных способностей стали разрабатывать тесты на основе глубокого анализа деятельности.
В зарубежной психологии выделяют следующие группы способностей: сенсорные, двигательные, тех-
нические и профессионализированные, куда входят художественные, управленческие, предпринимательские, конвенциальные и др. В соответствии с выделенными способностями конструировались и различные тесты.
Тесты специальных способностей применяются в основном для профессионального отбора. Рассмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие профессии требуют высокого уровня развития сенсорной сферы, в частности зрения и слуха. Тесты визуальных способностей дифференцируются в зависимости от профессионально значимых признаков и измеряют остроту зрения, цветовое различение, восприятие глубины, мышечный баланс глаз. Очень распространенным тестом, определяющим остроту зрения, является следующий: испытуемому показывают таблицу, на которой изображены ряды печатных букв, постепенно уменьшающихся по величине, и предлагают называть буквы, которые указывает экспериментатор.
Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых функций, таких как острота слуха, выделение сигналов из фона, наполненного шумами, различение тембра, высоты звуков. Наиболее часто определяется острота слуха. При этом используется звуковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, произносящий какие-либо слова или простые предложения. Для измерения более сложных характеристик слуха, например музыкального, применяют тесты музыкальной одаренности.
Диагностика двигательных способностей осуществляется с помощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций. Поскольку многие моторные тесты выполняются под контролем зрения, правильнее было бы говорить о диагностике сенсомоторных способностей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в меньших масштабах. За рубежом широкое распространение получили тесты, диагностирующие ловкость пальцев, скорость манипулирования предметами, твердость руки, время реакции, скорость движения руки.
Приведем пример моторного теста. Перед испытуемым кладется прямоугольная доска, состоящая из
двух секций, в каждой из которых по 48 отверстий. Отверстия одной из секций заполнены цилиндрическими стержнями, отверстия другой пусты. Испытуемому предлагают как можно скорее переставить стержни из одной секции в другую, действуя одновременно двумя руками. Учитывается, какую часть работы испытуемый успевает выполнить за определенный период времени. Свое основное применение моторные тесты находят при отборе промышленного и военного персонала.
К последней группе специальных способностей А.Анастази относит профессионализированные способности. Тесты, сконструированные для их измерения, используются при отборе персонала для определенной профессиональной области деятельности. Широкую популярность в США получил канцелярский тест штата Миннесота. Тест определяет такие способности, как аккуратность, скорость восприятия, знание деловой терминологии, осведомленность, грамотность, хорошая речь.
К профессионализированным способностям относятся также художественные, музыкальные, конструкторские, исследовательские, предпринимательские, социальные и исполнительские способности. В зависимости от содержания конкретной деятельности разрабатываются тесты профессиональных способностей.
Тесты достижений диагностируют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они измеряют влияние специальных программ обучения, про-
фессионалъной подготовки на эффективность обучения и овладение профессией. Другими словами, тесты достижений ориентированы в основном на оценку успехов индивида после завершения обучения.
Применяют обычно три формы тестов достижений: тесты действия, письменные и устные тесты. В тестах действия требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных в конкретной профессиональной деятельности. Для выполнения теста либо используют производственное оборудование, либо моделируют трудовые операции на тренажерах. Тесты действия широко применяются в конторских профессиях (технический секретарь, машинистка, стенографистка, клерк и т.п.).
Письменные тесты достижений используются в профессиях, где важны специальные знания, осведомленность, грамотность. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем, классификационных признаков, технических характеристик, формул. Стандартизированная форма оценки носит более объективный характер, допускает групповую работу и не требует больших затрат времени.
Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию стандартизированных вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний. Вопросы подбираются на основе тщательного анализа профессиональной деятельности, наблюдения за квалифицированными работниками и экспертной оценки значимости каждого вопроса.
• выполнить сто заданий с множественным выбором по семи областям деятельности: клинической психологии, психологии развития, промышленной психологии, общей экспериментальной психологии, те-
стированию и статистическому анализу, социальной психологии и психологическому консультированию;
• дать описательные ответы на пять вопросов, один из которых — по методологии исследования и четыре — по любым двум из перечисленных семи областей деятельности. Эти области кандидат выбирает сам,
В каждом штате существуют свои законы присвоения звания психолога и выдачи лицензии на практическую деятельность. Но все они направлены на то, чтобы оградить общество от шарлатанов и некомпетентных лиц, объявляющих себя психологами.
В отечественной психологии профессионально ориентированные тесты широко применялись в 1920 — 30-е гг. в работах психотехников. Чаще всего это были адаптированные методики исследователей, которые использовались для профотбора, профконсультации и расстановки кадров. После известного постановления о педагогических извращениях в системе Наркомпро-са исследования в этой области были прекращены.
В 1970-е гг. диагностика специальных способностей вновь становится предметом изучения советских психологов. Исследования способностей под руководством К.М.Гуревича в Москве, Б.Г.Ананьева в Ленинграде, Е.А.Климова в Казани, Ю.Сыэрда в Эстонии внесли значительный вклад в диагностику способностей. Отличительная особенность советской тестоло-гии — подчеркивание ограниченных возможностей тестирования при определении профессиональной пригодности. Во многом это было связано с пониманием профпригодности как качества, формируемого в процессе овладения профессией. Следует также отметить отсутствие социального заказа на психологический инструментарий по отбору и расстановке кадров.
Широкое распространение тестов достижений и специальных способностей объясняется тем, что они позволяют специалистам по развитию персонала оперативно выявлять уровень профессиональной подготовленности работника, следить за его профессиональным становлением (карьерой) и прогнозировать профессиональные достижения.
В связи с введением в нашей стране аттестации госслужащих проблема диагностики с использованием тестов достижений и специальных способностей приобретает особую актуальность.
Опросники интересов предназначены для измерения образовательных и профессиональных интересов. Они применяются для решения задач профессионального отбора. Одним из первых таких опросников стал «Бланк профессиональных интересов», созданный Э.Стронгом в 1920 г. Он диагностирует четыре показателя интересов:
1) сходство интересов обследуемого с интересами
лиц, достигших успехов в определенной профес
сии;
2) структуру интересов мужчин и женщин;
3) степень зрелости интересов;
Один из последних вариантов этого опросника, разработанный в 1974 г., содержит 325 заданий, сгруппированных в 7 частей. В первых пяти частях
испытуемый отмечает свои предпочтения суждениями «нравится», «безразлично», «не нравится». Вопросы в этих частях распределены по следующим категориям: профессии, учебные предметы, виды деятельности, типы развлечений, общение с различными типами людей. Другие две части требуют от отвечающего предпочесть одно из двух заданий (например, иметь дело с вещами или с людьми) и отметить ряд утверждений о себе суждениями «да», «нет», «не знаю».
Другим распространенным опросником интересов является «Протокол профессиональных предпочтений» Г.Кьюдера (1966). Он предназначен для определения предпочтительных интересов индивида среди широкого круга разных видов деятельности, но не прогнозирует предполагаемый выбор рода занятий на основе изученных интересов.
Вопросы «Протокола. » относятся к типу триад вынужденного выбора. На каждый вопрос испытуемый отвечает, какой из трех перечисленных видов деятельности ему наиболее и наименее по душе (например: посещение картинной галереи, работа в библиотеке, посещение музея).
Шкалы интересов включают различные виды деятельности: научную, техническую, литературную, общественную и др., т.е. опросник Г.Кьюдера диагностирует интерес испытуемого к определенным видам деятельности, а не к конкретным профессиям.
Диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях — наличии исходных знаний, умений и навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития, здоровья).
Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче учащийся приобретает новые знания и профессиональные умения, тем свободнее он ориентируется в учебно-профессиональных ситуациях, тем выше темп его профессионального развития. В основе профессиональной обучаемости лежит развитие сенсомоторных способностей, психических процессов, а также мотивационно-волевых и эмоциональных качеств личности. Степень развития и сочетание этих свойств определяют индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями.
К критериям обучаемости относятся:
• сформированное^ логических приемов мышления;
• преобладающий тип мышления.
Диагностика этих качественных характеристик мышления осуществляется при помощи широко применяемых в психологии методик.
В психологии профессий правомерно использовать понятие «профессиональная обучаемость» и в зависимости от содержания профессии конструировать методику диагностики. Основными диагностируемыми показателями станут следующие:
• мотивы выбора профессии и терминальные цен
ности;
• уровень развития учебно-профессиональных спо
собностей;
• самостоятельность и рефлексия.
Диагностика учебно-профессиональной обучаемости позволит дифференцировать профессиональную подготовку специалистов, прогнозировать успешность профессиональной деятельности.
Психометрия — способность читать объекты
Психометрия идеально подходит как для начинающих, так и для опытных экстрасенсов. Развивая свои экстрасенсорные способности, психометрия является одним из самых главных способов повысить вашу уверенность и укрепить ваши другие способности.
Психометрия полезна для развития: ясновидения и яснослышания.
Психометрия идеально подходит для начинающих экстрасенсов, стремящихся усилить свой интуитивный дар, потому что она включает в себя физический предмет.
Что такое психометрия?
Психометрия — это тип психических способностей, при которых человек может прочитать или ощутить историю объекта, касаясь его. Читая энергию предмета или объекта, вы можете чувствовать эмоции, звуки, запахи, вкусы и даже видеть изображения, которые являются частью истории этого объекта и его предыдущего владельца.
Если вы новичок в психометрии, вы должны начать с того, чтобы сосредоточиться на фактическом прикосновении к объекту, чтобы ощутить энергию вещи, в то время как некоторые более опытные психометристы могут читать объект, просто находясь достаточно близко к нему. Тем не менее, даже самые опытные пользователи этой практики должны прикасаться к элементу, если он слишком большой.
Психометрист может собрать много информации, держа в руках антикварный предмет. Они могут «читать» такие вещи, как история предмета и опыт владельца предмета, когда они владели этим предметом.
Общие черты психометристов включают в себя:
Как работает психометрия?
Психометрия — это метод наблюдения, который представляет собой экстрасенсорный способ видеть или читать то, что обычно не видно. Подумайте о зеркале, которое затуманивается после принятия горячего душа. Когда вы пишете сообщение или рисуете изображение на зеркале, оно мгновенно исчезает, но на этом зеркале все еще остается отпечаток физического пальца.
Точно так же психометрия имеет дело с объектами, которые имеют энергетические отпечатки пальцев. Люди полны энергии, и когда мы прикасаемся к вещам, мы оставляем на них свой личный энергетический отпечаток.
Когда вы используете психометрию, вы читаете ауры или энергетические поля, которые окружают объект. Если объект имеет много энергии в своей ауре, с него легче считывать информацию. Металлические предметы имеют тенденцию удерживать большее количество энергии по сравнению с другими предметами.
Предметы, которые использовались чаще, также содержат больше энергии из-за накопленных ими дополнительных отпечатков. Например, пара туфель, которые носили только один раз, предложит гораздо меньше информации, чем кольцо, которое передавалось через семью в течение многих лет.
И так, Вам интересно как развить психометрию?
Психометрия — отличный навык для начинающих экстрасенсов. Даже если поначалу будет немного сложно, но чем больше вы будете практиковать свои психометрические навыки, тем легче и быстрее это будет для вас.
Инструкция для развития психометрии:
1. Чистые руки
Просто вымойте и высушите их, они не должны быть полностью стерильными. Этот шаг гарантирует, что вы стираете энергию всего, чего вы касались ранее, чтобы она не мешала вашему чтению.
2. Получить поток энергии
Сделайте это, просто потирая руки.
3. Проверьте энергию в ваших ладонях
Держа руки сложенными, возьмите и слегка раздвиньте их. Вы должны почувствовать что-то вроде плотного ощущения между ладонями или какое-то другое ощущение энергии между ними. Если вы чувствуете это, отлично! Если вы не замечаете никаких энергетических ощущений, попробуйте еще раз, вернувшись к шагу 2 и еще больше потирая руки.
4. Держите выбранный вами предмет
Настало время держать предмет, который вы хотели бы прочитать, в ваших руках. Лучший тип предмета для начала — это то, что часто используется, и в нем есть что-то, что хорошо удерживает энергию. Ювелирные изделия, такие как колье или кольцо, идеально подходят для этого.
5. Успокойте свой ум
Расслабьтесь и, если это кажется правильным, попробуйте закрыть глаза.
6. Задавайте вопросы
Подумайте, кем мог быть владелец украшения, и спросите себя: что вы слышите, видите и чувствуете? Позвольте этим звукам, изображениям и другим чувствам проникнуть в ваш разум.
Вот несколько вопросов, которые вы должны задать себе, держа предмет:
7. Подумайте, что вы почувствовали
Собрав все, что вы почувствовали, из энергии объекта, вы можете сделать свои окончательные выводы. Эмоции, как правило, являются наиболее заметной вещью, выделяющейся в энергии объекта, такие как страх, любовь и ненависть.
Другие предметы также могут нести много энергии, которая хороша для практики чтения, например фотографии людей и дома, и они могут быть полезны для практики в психометрии.