для чего красят бордюры в белый цвет
Для чего красят бордюры в белый цвет
Каждый год весной коммунальные службы выходят белить город. Бордюры, деревья, столбы, «ЖКХ-арт», плитку, асфальт, а иногда даже просто пыль на дороге надо покрасить в белый цвет. Аргументов, почему это надо делать, у коммунальщиков и неравнодушных к благоустройству горожан множество.
В издании «Хмарочос» попытались разобраться с этой давней традиции и объяснить, почему это абсолютно бесполезно.
Побеленные тротуар и пыль на улице Киева. Фото: Лев Шевченко
Так же, как это делают военные, аргументируют свои действия и работники ЖЭКов: мол, делают они это для более эстетичного вида улиц и дворов и «атмосферы уюта и праздника».Как веселый праздник может быть одновременно и уютным, это отдельный вопрос. Но благодаря фотошопу мы можем легко проверить, какая улица будет выглядеть более уютной: с белыми стволами деревьев или без.
Улица в Берлине. Фото: Дмитрий Иваненко
На этом примере из Берлина совершенно ясно, что белые элементы на улице создают визуальный шум. Более того, только побелки достаточно, чтобы разрушить уютность этой европейской улицы и превратить ее в родную постсоветскую.
Но это в Берлине. А вот в Киеве, побеленные деревья и бордюры легко дополняются белыми стеклопакетами балконов, пестрой рекламой и вывесками, желтым общественным транспортом, разноцветными киосками и тому подобное.
Объединяя все это вместе в единую картину, человеческий глаз не может отдохнуть от разнообразия искусственных и слишком ярких красок. А значит назвать столичные улицы «уютными» можно разве что летом, когда часть этого визуального ада закрывает действительно уютное зеленые листья вполне натурального цвета. В другое время яркое разноцветье только ухудшает внешний вид Киева, делая его одним большим дешевым китайским изделием на фоне грязи, пыли и потрескавшейся штукатурки.
Центральный парк в Нью-Йорке обходится без побеленных деревьев
А деревья в парке Славы в Киеве без белой краски съедят вредители
Тарас Кайдан, опубликовано в издании «Хмарочос»
“Ultoday73”: Зачем красить бордюры и белить деревья?
В третьем субботнике, 26 апреля, приняли участие более 53 тыс. человек, в том числе сотрудники более 2800 организаций Ульяновской области, было задействовано 738 единиц техники.
Всего в ходе областного субботника отремонтировано 486 скамеек и установлено еще 82. Ликвидировано 84 стихийные свалки бытового мусора. Приведено в нормативное состояние 17 контейнерных площадок. Отремонтировано 80 остановочных павильонов. От мусора очищены 401 подвал и 113 чердаков. Приведено в нормативное состояние 50 детских игровых площадок. Снесено 357 аварийных деревьев и кустарников и высажено почти пять тысяч новых. Кроме того, в районах города активно велась работа по покраске бордюров и побелке деревьев. И это вызвало у общественности в соцсетях вопрос: зачем?
Зачем красить бордюры?
По мнению многих, это устаревшая советская традиция, которая не несет ничего, кроме траты бюджетных средств. Так, в Москве сегодня установлен запрет на покраску бордюрного камня на улично-дорожной сети. Однако запрет касается только нового, а старый борткамень на территориях дворов подкрашивать разрешено.
Если вы думаете, что покраска бордюра — чисто наше изобретение, то это не так. Для примера, в Израиле вы можете часто встретить разноцветные борткамни. Впрочем, там это имеет другое назначение: красно-белая разметка означает, что остановка запрещена, сине-белая — платная парковка, а желто-красная наносится вдоль остановки общественного транспорта. Если же бордюр не раскрашен — никаких ограничений, бесплатная парковка, остановка и прочее.
У нас в стране бордюры красят для безопасности. Согласно ГОСТу, разметку наносят «на боковые поверхности приподнятых направляющих островков, островков безопасности, бордюров у препятствий, расположенных на расстоянии менее 1 м от проезжей части, на кривых в плане с радиусом менее 50 м, в местах сужения дороги, выездов на набережные и на других опасных участках». Таким образом, если фонарные столбы, ограждения, дорожные знаки и прочие объекты на тротуаре стоят ближе метра к дороге, то необходимо покрасить бордюр. То есть это вовсе не эстетическая и не архитектурная потребность, а техническое средство организации дорожного движения. На пешеходных дорожках также возможно нанесение разметки, что делается для слабовидящих граждан.
Иными словами, красить бордюры для красоты, если для этого нет другой необходимости, не нужно!
Зачем белить деревья?
Еще больше вопросов у людей вызывает традиция красить деревья. Опять же и в Москве это запрещено! Ульяновский блогер Лев Филиппов даже провел акцию, развесил на тополях по ул. Крымова объявления с просьбой «Пожалуйста, не красьте наши деревья!». По мнению активиста, это не нужно ни городу, ни людям, ни деревьям. При этом он ссылается на то, что побелка деревьев нарушает «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» от 15.12.1999 №153, изданные Госстроем РФ:
3.1.4.19. «Побелка стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах запрещается. Побелка может производиться (только известью или специальными составами для побелки) на отдельных участках и объектах, где предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования (общественные туалеты, места для сбора мусора и бытовых отходов, производства с особой спецификой работ и т.п.)».
Правда, объявления не помогли, деревья все равно побелили. Причем, по словам блогера, на ул. Ленина это сделали обычной водоэмульсионной краской. Между тем побелка должна производиться только известью или специальными смесями с медным купоросом. Потому что это делается не ради красоты, а чтобы на коре дерева заживали трещины и повреждения от механического воздействия или мороза. Просто для красоты деревья белить не нужно!
Кстати, как сообщил главный эколог города Александр Курашов, этой весной в Ульяновске высадят 3770 деревьев и кустарников. Больше всего будет озеленен центр, в Ленинском районе появится 2589 новых зеленых насаждений, в Заволжском — 528, в Засвияжском — 332, а Железнодорожном — 321.
Для чего красят бордюры в белый цвет
Так выглядит бордюр в первые дни после покраски
Единственная причина, по которой в России красят бордюры — чтобы человека никогда не покидало ощущение разрухи.
Но на следующий сезон это все равно будет выглядеть так:(
Перед человеком с ведром открываются большие возможности забрызгать краской тротуары, газоны и скамейки. А потом дождаться, когда пойдёт дождь, и смотреть на большие белые разводы на асфальте. Ммм.
Покрасили и в тот же день пошел дождь, часть краски просто смыло
Покраска бордюров является стопроцентной имитацией деятельности со стороны чиновников и управляющих компаний. Люди видят меняющуюся картинку и чувствуют какое-то движение в благоустройстве, но не отдают себе отчёт, что лучше ничего не становится. Покраска чего угодно очень популярна в армии, когда прапорщики придумывают, чем бы занять солдат.
Вы не в курсе для чего этот поребрик поперек тротуара?
Почему я обращаю внимание на побелку? Потому что она сильно влияет на эстетику улицы, так как белый цвет очень активный и перебивает самую яркую зелень.
Через год краска отходит и бордюр выглядит неаккуратно
В хорошем благоустройстве вообще не нужно ничего красить. А покраска бордюров наряду с побелкой городских деревьев — самые бесполезные и уродующие город мероприятия.
А тут самая большая ошибка даже не в покраске бордюра, сколько в том что тротуарная плитка находится ниже уровня земли и на дорожках образуются лужи и скапливается грязь
С уважением, Общественное движение «Урбанисты Севера»
______________________________________________________
Подписывайтесь и пишите нам в соцсетях/мессенджерах
Окраска бордюров
Назначение бортового камня бордюрного – отделение проезжей части от газонов, тротуаров, площадок, остановок, улиц и проч., окаймление цветников, газонов клумб. Изделия производятся из высокомарочного бетона и отличаются необычайной прочностью, но помимо сугубо функционального назначения, бордюры несут и декоративную нагрузку, поэтому часто требуют окраски.
Зачем красят бордюры, преимущества и недостатки обработки
Прежде всего, окрашивание бордюров направлено на улучшение видимости дорожных ограждений для водителей. Для этого чаще используются контрастные цвета, например, черный и белый, то есть краски применяются для нанесения вертикальной дорожной разметки. Во дворах, в садах, парках, на частных территориях бордюрные камни могут быть окрашены в разные цвета, но это тоже способствует защите бетона и высокому декоративному эффекту.
Для работы привлекают материалы с высокой ударопрочностью, соле-, водо-, светостойкостью, устойчивостью к химикатам, реагентам, распыляемым в зимнее время на дорогах. Все эти свойства передаются бордюрному камню. После высыхания формируется высококачественный прочный слой.
Преимущества такого способа обработки очевидны:
Общий недостаток состоит в необходимости периодического обновления слоя.
Виды красок для окраски бордюров
К материалам, применяемым для окрашивания бордюрного камня предъявляется спектр требований, что обусловлено жесткими условиями эксплуатации. Это прочность, адгезионные характеристики, устойчивость, шероховатость, цветостойкость, а в ряде случаев и отражающая способность. Кроме того, принимается во внимание стоимость, возможность выбора производительного способа нанесения, время сушки и подготовка поверхности под окраску.
Краски для бордюрного камня, как и прочие лакокрасочные материалы имеют компонентный состав, основными материалами которого выступают наполнители, пигменты, связующие вещества, растворители. Наполнитель помогает получить требуемую шероховатость, улучшает адгезию и прочность. Пигменты придают цвет, связующее – объединяет пигмент и наполнитель. Растворитель необходим для обеспечения определенной вязкости.
Атмосферостойкие акриловые бордюрные краски
Материалы данной группы отличаются удобством и простотой нанесения, повышенными устойчивостью к истиранию, атмосферостойкостью, высокой устойчивостью к ультрафиолету. По сути, это суспензия наполнителей и пигментов, в растворе акриловых сополимеров. В состав входят специальные добавки в смеси органических растворителей.
Акриловые бордюрные краски образуют покрытие, устойчивое к осадкам, истиранию, действию бензина, солей, щелочей. Кроме того, состав дает высокую адгезию и высокую скорость высыхания. Нанесение может быть реализовано осенью и ранней прохладной весной. Цветовая палитра не так широка и представлена белым, черным, зеленым, желтым, синим, красным цветом.
Сфера применения: бордюрный камень, разметочная окраска бордюров автотрасс, дорог, садовых, тротуарных бордюров, бортового дорожного камня, клумб, объектов ЖКХ и т.д.
Таблица 1. Технические параметры
Наименование | Техническая характеристика |
Тип | Однокомпонентная акриловая краска на органической основе |
Основа | Акриловая смола |
Состав | Смесь органических растворителей, наполнители, пигменты, сополимеры, пластификаторы, целевые добавки |
Базовые цвета | Белый, черный |
Колеровка | Красный, желтый, синий, зеленый |
Степень блеска | Матовая |
Расход | 0.25-0.3 кг/м² (один слой) |
Толщина слоя (рекомендуемая), мкм | Не менее 100 |
Период высыхания до 3 ст., ч | 1 (полная полимеризация), 20 мин. – от пыли, 40 мин. – на отлип |
Светостойкость (условная), ч | 24 |
Устойчивость к статическому действию воды, ч | 72 |
Устойчивость к машинным маслам, ч | 3 |
Устойчивость к хлористому натрию, ч | 24 |
Степень перетира, мкм | 50-80 |
Условная вязкость, с | 60-110 |
Растворитель | Бутилацетат, уайт-спирит |
Сухой остаток, % | 75 |
Плотность, кг/л | 1.5-1.6 |
Прочность при изгибе, мм | 2 |
Прочность при ударе, см | 40 |
Преимущества:
Среди недостатков можно отметить высокую токсичность компонентов.
Краткая технология:
Силиконовые
В эту группу можно отнести несколько разновидностей лакокрасочных составов: силоксановые, силановые, кремнийорганические. Это краски с гидрофобными и грязеотталкивающими свойствами, что делает их пригодными под окраску бордюрного камня. Кроме того, микропористая структура обеспечивает высокую паропроницаемость, да и в низкой адгезии материал не обвинишь.
Преимущества:
К недостаткам можно отнести высокую стоимость. Плюс, материал проигрывает акриловым аналогам по стойкости к истирающим нагрузкам, поэтому его лучше использовать для менее ответственных мест.
Таблица 2. Технические характеристики силиконовых красок
Наименование | Технические параметры |
Основа | Силикон-органические лаки, акриловая смола, специальные добавки, органические растворители, пигменты |
Внешний вид пленки | Однородная матовая поверхность без морщин и посторонних включений |
Масс. доля нелетучих в-в, % | 60 |
Условная вязкость, с | 50-110 |
Время высыхания до 3 ст., ч | 4 |
Укрывистость, г/м2 | 150 |
Светостойкость, ч | 24 |
Стойкость пленки при ударе, см | 40 |
Стойкость при изгибе, мм | 3 |
Стойкость к действию воды, ч | 72 |
Стойкость к раствору хлорида натрия, ч | 24 |
Степень перетира, мкм | 2 |
Краткая технология:
Бордюрный камень должен быть очищенным и сухим. Силиконовые краски доводят до однородной консистенции. Если того требуют условия, материал разводят универсальным растворителем или смесью уайт-спирита с бутилацетатом (3:1).
Известковые
Еще сравнительно недавно бордюры окрашивали исключительно известковыми красками. Материал может поставляться к готовом виде или в виде паст, которые требуют разведения водой. Как правило, в работу берут типичные составы белого цвета. Известковая краска наносится методом поверхностной обработки, что часто связано с большим объемом ручного труда.
Преимущества:
К недостаткам можно отнести несколько свойств. Во-первых, материал менее атмосферостоек по сравнению с аналогами, то есть обновление слоя потребуется намного чаще. Во-вторых, слой гигроскопичен, с течением времени смывает водой и предрасположен к оседанию грязи. Фактически, это вариант летней декоративной окраски бордюрного камня.
Таблица 3. Технические характеристики известковых красок
Наименование | Технические параметры |
Основа | Известь гашеная, 1 сорт |
Внешний вид | Однородный, глубоко матовый слой |
Время высыхания, ч | 1-2 |
Плотность, кг/л | 1.35 |
Краткая технология:
Известью работают по чистым, сухим основаниям, при температуре свыше +5 градусов. Как правило, при окрашивании бордюрного камня состав разводят водой (25 кг/16 л), периодически помешивая в ходе работ. Для достижения интенсивного белого окраса известь наносится минимум в 3 слоя.
Силикатные и силикатно-зольные краски
Данные материалы демонстрируют высокую прочность к истиранию и долговечность. Краски данной группы имеют высокую адгезию, атмосферостойкость, устойчивость к биологическим поражениям. Впрочем, убрать старый слой для нанесения нового будет проблематично.
Преимущества:
Недостатки:
Таблица 4. Технические характеристики силикатных, силикатно-зольных красок
Наименование | Технические параметры |
Основа | Жидкое калийное стекло |
Плотность, г/см3 | 1.4 – 1.5 |
Масс. доля сухих в-в, % | 55 |
Степень перетира, мкм | 100 |
Внешний вид | Глубоко матовая |
Время высыхания, ч | 2 |
Краткая технология:
Материалы данной группы подходят для обработки старых и новых бордюров, предварительно подготовленных к работе. Краски готовы к нанесению, но могут разводиться водой до 4%. Как правило, для работы привлекают кисти и валики, минимум в 2 слоя.
В ряде случаев, например, при работе на частных территориях для покрытия бордюрных камней можно привлекать краски для цоколя. Ярким представителем такого типа материалов становятся акрилатные краски.
Акрилатные краски для бордюрного камня
Это щелочестойкий материал, работающий на новых и ранее окрашенных бетонах. Готовое покрытие проявляет высокую стойкость к ударам и очистке, пропуская пар и защищая бетон от проникновения влаги. Декоративность придает возможность колеровки сотнями современных оттенков.
Таблица 5. Технические характеристики акрилатных красок
Наименование | Технические параметры |
Тип | Щелочестойкая латексная краска на акрилатной основе |
Степень блеска | Матовая |
Растворитель | Вода |
Время высыхания | Около 1 ч |
Сопротивление водяному пару | 0.5 m |
Водопроницаемость | 0.1 кг/м²h |
Термостойкость | -60 +50 градусов |
Сухой остаток | 35-42% |
Плотность | 1.2-1.3 кг/л |
Краткая технология:
Акрилатные краски наносятся валиками, кистями или по методике распыления. При распылении под высоким давлением используют сопло 0.018’’. Допускается разведение водой до 10% по объему. Следующий слой наносится спустя 1-2 ч.
Инструменты и оборудование для окраски бордюров
Самым производительным и эффективным способом окрашивания бордюра становится метод безвоздушного распыления. Он помогает разносить даже густую краску, она дольше держится, быстро сохнет и не растекается. К тому же – это самый экономичный вариант.
С лакокрасочными составами работают простыми машинами для краски или высокопроизводительными комбинированными аппаратами. По способу управления оборудование подразделяется на ручное и автоматическое. И, наконец, по сфере применения классификация такова – для небольших объемов работ (парковки, мосты, непротяженные улицы), городские, магистральные.
Для окрашивания бордюров используют:
При небольшом и среднем объеме работ целесообразно использовать пневмораспылитель (краскопульт). Оборудование наряду с распылительными машинами способствует сокращению расхода красок, но уступает им в производительности.
Когда необходима небольшая обработка, применяют кисти и валики. По бордюрам работают круглыми и филенчатыми кистями разного размера на основе щетины или синтетического ворса.
Помимо этого, для ведения малярных работ потребуются лотки для краски (особенно при работе с валиками), строительный миксер для доведения составов до однородности, растворители.
Технология
Краски наносят в один-два слоя, при благоприятных погодных условиях (не в дождь, не в снег, в полуденную жару, когда температура нагрева может превышать 30 градусов).
При окрашивании бордюров выполняется ряд технологических операций:
В отличие от окрашивания всех прочих конструкций, технологический процесс упрощен. Очищение от загрязнений производится посредством промывки водой аппаратами высокого давления. Далее бордюры высушиваются естественным путем.
Технология окрашивания ручными машинами на тележках
Аппарат предназначен для работы с красками на водной основе, акриловые разновидности разводятся водой до рабочей вязкости.
Подготовка оборудования к работе:
Запуск распылителя:
Технология окрашивания бордюров краскопультами
Применение такого метода требует тщательной подготовки краски, так как оборудование очень чувствительно к ее густоте и вязкости. Но, материал не должен быть чрезмерно жидким. Это снизит прочность готового слоя и бордюр придется красить заново.
Выбранным лакокрасочным составом заполняют бак. Проводятся настройки сопла, регулируется давление. Для надежности можно выполнить пробу на картоне и отрегулировать настройки еще раз. С нажатием курка краска последовательно распределяется по бордюрному камню, без пробелов и непрокрасов. При необходимости наносится второй слой.
Технология окрашивания бордюров кистями и валиками
Для работ выбирают кисти и валики оптимального размера, с опорой на размер бордюра. Инструмент погружают в краску, смахивая излишки на малярной решетке и последовательно обрабатывают каждый метр конструкции.
Особенности работ с разными видами красок:
Техника безопасности
Перед началом окрасочных работ на проезжей части устанавливаются специальные ограждения. К самостоятельному окрашиванию ручным или механическим способом привлекаются лица не моложе 18-летнего возраста. Все рабочие, занятые на участке, должны пройти медицинское освидетельствование, обучающий курс, инструктаж (как общий, так и на рабочем месте). Также проводится проверка знаний о правилах ТБ с регистрацией в журнале ТБ.
Рабочие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты рук, специальной обувью, одеждой, защитными очками и респираторами. На участке работ должна находиться аптечка с медикаментами. В случае контакта окрасочных составов с кожей, они удаляются салфеткой или ватой, после чего проводится промывка водой с мылом.
В соответствии со СниП 12.03.99 «Безопасность труда в строительстве», необходимо соблюдать следующее:
Затраты на окрашивание бордюров
Цена на материалы:
Выводы
В настоящее время для окрашивания бордюров при больших объемах работ максимальное распространение получили акриловые краски. Именно они позволяют эффективно механизировать процессы окрашивания, доступны по цене и обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики. Это решение подойдет для устройства ограждений на дорогах, трассах, шоссе, в условиях городской и промышленной среды.
На менее ответственных участках, где уровень негативных воздействий не так высок (частные домовладения, парки, зоопарки, зону отдыха, загородные клубы и пр.) можно использовать более широкие по цветовому разнообразию акрилатные краски, но это выйдет подороже по цене. Применение силиконовых и силикатные составов может обеспечить все эксплуатационные характеристики, но это не оправдано по затратам. В свою очередь самым бюджетным будет известковое покрытие, но и самым недолговечным – тоже.
Технические подробности механизированной покраски бордюров видны из видео: