для чего людям нужно искусство
Искусство в жизни человека
Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.
Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.
Психология искусства
К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.
Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.
Виды и функции искусства
Существует три вида искусства:
К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.
Влияние искусства на человека
Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.
Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.
Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.
Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.
ЗАЧЕМ НАМ ИСКУССТВО?
Когда 100 лет назад у Жана Кокто спросили, зачем людям искусство, он ответил: «Я точно знаю, что оно им очень нужно, но вот только не знаю зачем». Зато другой великий француз, Мерри́-Жозе́ф Блонде́ль, кажется, хорошо знал «зачем?»: «Конечная цель искусства — побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают».
Ну, а действительно, зачем? Без всяких обычных соплей и демагогии о высшей духовности и априорной ценности мировой художественной культуры. Всё это так банализировано и пропахло нафталином, что уже не работает. В том смысле, что хоть и является абсолютной правдой, но из-за затертости многократным словоупотреблением набило оскомину и ничего не объясняет… и уж тем более ничего не доказывает.
99% людей думают, что искусство — это удобное хранилище красивостей, дизайнерская надстройка над «настоящей жизнью». Дескать, здорово конечно, и даже, наверное важно, но в моей конкретной повседневной жизни (со всеми её задачами и проблемами) никакой роли не играет.
И вот это — ключевое заблуждение современного человека.
Искусство — становой хребет культуры и человеческого сознания. А это уже важно для каждого из нас! Ведь мы, современные люди, живём не столько в так называемой реальности, сколько в мире культуры — в пространстве созданных человеком вещей, идей, форм, образов и понятий, в глобальном мире «воображаемого».
Мы тотально погружены в культуру вне зависимости от уровня нашего образования, рода деятельности, возраста и социального статуса. Именно в этом пространстве формируется наше мировоззрение, развёртываясь затем в деятельности и материализуясь в плодах и результатах.
Тут придется вам сказать одну неприятную вещь. Как в Гамлете: «Из жалости я должен быть суровым. Несчастья начались, готовьтесь к новым».
Мы почему-то постоянно забываем, что культура это не добрая тетушка Чарли, готовая одаривать всех своими плюшками направо и налево. Культура — это глобальная система со своими целями и задачами. И эта система совершенно не стремится холить и лелеять отдельного, конкретного человека. Особенно, если этот человек к ней невнимателен. Для банального носителя массовой культуры (бессознательного члена общества потребления) культура, в лучшем случае, создает жесткие рамки и «имеет» как муравья, как рабочую силу… а в худшем — просто использует как массу для статистики и исторических игр.
И только у личности есть реальная возможность более-менее равноправного взаимодействия с культурой. Потому, что только личность обладает развитым самосознанием, позволяющим считывать многослойные культурные коды и делать самостоятельный выбор среди многообразия «хорошего» и «плохого», ценного и не очень, существенного и сиюминутного, твердого и пустого. И ответственность, кстати, за этот выбор тоже несёт только личность. Ведь, если нет реальной возможности-способности выбора, то наступающие последствия — не ответственность или вознаграждение, а тупо кара.
История про Щукина
Когда в 1910 Сергей Иванович Щукин, наш великий меценат и коллекционер, приехал в Париж за Танцем Матисса он испугался: слишком провокационно, да и реакция публики негативная. И уехал.
Сергей Иванович Щукин. Русский коллекционер, меценат, предприниматель.
Два дня мучительных раздумий в поезде. Он говорил себе: «Я не сделал выбор и это очень плохо, потому что ответственность перед искусством я буду нести все равно!». И как итог, покаянное письмо художнику: «Сударь, В дороге я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться. По этой причине я решил выставить Ваши панно. Будут кричать, смеяться, но поскольку, по моему убеждению, Ваш путь верен, может быть время сделается моим союзником и в конце концов я одержу победу, а Ваше искусство изменит мир».
Потом уже, когда эти работы Матисса висели у него дома, Щукин вспоминал: «Я вставал по ночам и часами со свечкой простаивал перед ними. Стоял и плакал. Как купец горькими слезами, ведь отдал кучу денег непонятно за что. А как Человек счастливыми слезами, ведь эти картины не только будущее искусства (во что я искренне верил), но и свидетельство моей победы над слепой случайностью судьбы». Сергей Щукин стал одним из самых уважаемых в мире коллекционеров, а художники, работы которых он собирал — реально изменили историю 20 века.
Правда жизни
Когда мы смотрим вокруг, то думаем, что видим просто вещи, просто идеи, просто деньги. А на самом деле, мы видим за ними великий текст — всё многообразие «задутых» в голову в течение жизни культурных смыслов и заложенных «коварными» социальными институтами подтекстов.
И в итоге, если перефразировать великого Выготского: облака идей, гонимые ветрами бессознательных мотивов, проливаются дождями поступков.
Искусство — это своеобразный геном человеческой культуры.
Это ключ, обеспечивающий, как говорят программисты, доступ пользователю к непроявленным смыслам и к скрытым функциям системы:
Даже если мы ничего не знаем об искусстве, мы всё равно пребываем в пространстве, им созданном. В архетипах историй об Аполлоне и Дионисе, о музах и героях, в эстетике Микеланджело, Малевича и Корбюзье, в типических образах героев Сервантеса, Толстого, Булгакова и Пруста. Искусство буквально создает наш мир.Человек, и социум в целом, посредством коллективного бессознательного погружены в хтоническое, неисчерпаемое пространство мифов и базовых историй. И в этом смысле искусство — своеобразный мостик, соединяющий сознание и подсознание, уникальный язык культуры, проявляющий «существующее», но «невидимое», создающий «новое» из великого многообразия «забытого», показывающий правду, как она есть…
Это, конечно, разговор долгий, не на одну статью. Я просто хочу заронить в ваш ум хотя бы зерно сомнения в истинности господствующей сегодня идеи о вторичности мира культуры и искусства по отношению к «реальной» жизни. И мысль об опасности такого взгляда.
Если всё-таки посмотреть сугубо практически, так сказать, сухо, то что же всё-таки даёт нам искусство?
И каждый из этих пунктов я могу доказать.
Зачем человек занимается искусством?
Я вырос в семье, где искусство всегда было чем то, что обязательно присутствовало в жизни. Мой папа художник, так что картины были повсюду, книги об искусстве занимали большую часть полок в шкафу, а воздух почти всегда пах красками, скипидаром, деревом. Портрет моей мамы висел над моей кроватью, наряду с «Продавцом гвоздей» и «Приглашением».( Продавец гвоздей был лысый старик, который протягивал кому то гвозди рукой, на которой не хватало пальцев, а на «Приглашении» несколько человек разрезали тушу, в которой было видно множество лиц. Папа нарисовал их в молодости, и его стиль тогда был довольно шокирующим на чужой и забавным на мой взгляд.)
Мой отец привил мне очень определенный взгляд на искусство. Хоть он никогда не говорил мне: «Это плохое искусство, а это хорошее», у него всегда было свое мнение на любого художника или произведение. А я, как хороший сын, идеализирующий своего отца, старательно впитывал этот взгляд на окружающее. Поэтому у меня сложился очень четкий концепт того что мне нравится, а что нет, что является искусством, а что не является.
И это постепенно подводит меня к идее, ради которой я решил написать этот текст.
У меня создалось свое отношение к искусству. Оно мое, для меня оно правильное, для других необязательно. Я думаю, папа хотел этого, чтобы его дети не тупо следовали его следам, а приобрели свой взгляд на эту тему. И я думаю вы уже поняли, что тема искусства в нашей семье рассматривалась как сама собой разумеющаяся, а папа для нас всегда был нерушимым авторитетом.
Человек в своей истории всегда что-то создавал. Что-то необычное, что-то огромное, на века. Для меня всегда было понятно что человек будет создавать великое всегда, независимо от времени, от трудностей. Мне никогда не было понятно зачем. Понимаете? Я понимаю, что создавать что-то нужно. Но зачем?
В результате некоторых недавних изменений в моей жизни я понял, что нельзя.
Ты не можешь не создавать.
Если в тебе есть «божественная искра», эта тяга к созданию, то ты не можешь не создавать, это не тот выбор, который зависит от тебя. Конечно, ты можешь раздавить это чувство, постепенно оно угаснет, но это опустошит тебя. И вот эту тягу я раньше не мог понять, и поэтому теперь я написал этот текст.
Сквозь создание эстетики, то есть красивых вещей, человек делает бессмертным себя и делает бессмертными других людей. Вот мое осознание. Когда ты видишь что-то действительно прекрасное, ты чувствуешь себя духовным существом, ты вспоминаешь что являешься бессмертным существом, и ты забываешь о рутине и вырываешься из нее. Вот зачем человек создает что-то, и вот почему он жертвует многим ради этого. Красивые формы, гармония, ритм возвращают тебе твою сущность, и поэтому для кого-то заниматься искусством важнее всего на свете.
И, кстати, в этом разница от вещей, созданных для денег. В них часто нет этого чувства. Как в фильмах, снятых для заработка денег, вы их легко отличите от тех, которые сняли с какой-то идеей. Так же с музыкой, с книгами. Стивен Кинг написал что-то вроде «никогда не пишите ради денег, пишите ради себя», и это так и есть, вы с легкостью отличите такие книги от тех что с «искрой».
В итоге я хочу сказать что мне очень повезло с моими родителями, и с тем, что они дали мне возможность сформировать свободное мнение обо всем. И так же хочу сказать что теперь я чувствую глубокое уважение к людям искусства за то, что они делают нас бессмертными.
Зачем нужно искусство и какую пользу оно нам дает
Текст лекции Юрий Михайловича Лотмана, из цикла лекций о культуре. Видео в конце статьи.
Мы начинаем продолжение нашего, уже длительное время развивающегося курса о значении и месте культуры в нашем мире. Вот в том мире в котором мы живем, в современном мире, но поскольку сегодня всегда опирается одной рукой на вчера, другой на завтра, то мы неизбежно будем говорить о том каково место культуры в прошлом, и что мы можем от него ждать в будущем. Это очень серьезные вопросы, и далеко как мы увидим не всегда прогнозы здесь бывали оптимистическими. Итак, что же мы можем ждать от культуры.
Нужно ли искусство?
Сегодня мы будем говорить об одной части этого вопроса об искусстве. Вопрос с одной стороны, как бы простой, и даже кажется немножко глуповатый. Ну спросите, «А зачем нужно искусство и можем ли мы без него обойтись?». Естественно каждый расскажет «Искусство очень нужно, без него плохо», мало найдется смелых людей, которые скажут: «Нет, оно не нужно» это будут или невежды, или же очень глубокие философы. И те, и другие высказывали такую мысль, об этом мы еще будем говорить. Но гораздо труднее ответить на вопрос почему. Если мы спросим почему нужно, или чуть-чуть передвинем вопрос, зачем нужно. Какую пользу нам дает.
Искусство помогает просвещению
Помните у Пушкина? В стихах читатели спрашивают поэта какую пользу дают его стихи. Поэт у Пушкина как бы отходит от вопроса. На этот трудный вопрос отвечали много и по-разному. Но чаще всего говорили о пользе искусства как о помощнике каком-то. Искусство помогает просвещению. Для того чтобы обучать разным скучным вещам удобно прибегать к полезному приятному поэтическому красивому искусству. Как сказал один поэт конца 18 века, сравнив искусства с лекарством, оно как-бы подбавляет сахар в неприятное лекарства истины.
Так врач, болящего младенца
к устам несет фиал,
сластьми упитан по краям.
Несчастный ослеплен,
пьет сладкое спасение,
обман дарует жизнь,
дарует исцеленье
Это тоже между прочим, не нужно над этим смеяться, действительно, искусство употребляется, и для педагогики, и для воспитания, и для пропаганды нравственности, и для политических целей. Когда скажет оратор, что его аудитория лучше воспринимает его идеи если они в образах, потому он и оратор. Но ведь все время здесь искусство для чего то. Оно как бы хороший помощник, слуга, учитель, но все время оно служит кому-то другому.
Чистое искусство или эстетизм
Это между прочим неплохо, и освободить искусство от этих добавочных целей нельзя, даже если бы мы решили. Все попытки создать искусство отделенное от не искусства, не приводили никогда к успеху, этого просто нельзя сделать. Но все таки это другие задачи, все-таки это использование искусства как средства, а является ли искусство целью? На это отвечали часто. И был такой ответ. Что есть искусство, это искусство которое не имеет никакой цели, которое само себе служит. Очень часто мы этот взгляд осуждали. Мы говорили что это эстетизм, что это чистое искусство, и действительно очень часто этот взгляд имел оттенок отстранение от политики, отстранения от науки, отстранения от пользы, а между тем этот взгляд имеет некоторые более глубокие основы. И тут нам придется немножко поговорить, о как будто бы о другом вопросе, но вопросе очень важном, вопросе который поднимался давно.
Искусство и нравственность
Затраты на искусство
А имеем ли мы право тратить такие средства на искусство? И много раз люди отвечали. Человечество страдает. Оно голодное, оно не имеет самого нужного. Оно невежественно, не образовано, жестоко, у него мало средств, а мы будем писать стихи. И ведь кто пишет стихи? Ведь можно было бы сказать, что ну искусство вещь второстепенная, это отдых, как сказал Державин в 18 веке.
Поэзия она прелестна
приятна сладостна полезна
как летом вкусный лимонад
Ну лимонад приятно, выпить лимонада, но может обойтись без него. И сам Державин, великий поэт, и очень неудачный политик, считал что потомки ему простят стихи, за его в политику: «За слова меня пусть гложет за дела сатирик чтит». На это Пушкин ответил очень остро, «Слова поэта суть его дела». Поэзия деятельность! А не только, как говорил Гамлет: «Слова, слова, слова».
Итак, значит, еще один вопрос имеем ли мы право заниматься искусством когда люди голодны, несчастливы, больны, и отпускать на это в бедном богатстве, людей, талантливых людей, не так много энергичных людей, тоже не так много. И вот из этих талантливых людей отбирать самых энергичных, талантливых, инициативных, и чтобы они писали стихи. А не занимались бы нужным, не кормили и лечили, это тоже совсем непростой вопрос. Между прочим, в Древней Греции, в античности, и не только в Греции, вообще на фольклорном этапе у народов, многих. Поэты, как правило слепцы, слепые люди. И такие реалистические мыслящие ученые прошлого столетия, рассуждали. Так, вот это разумное основание, слепой человек ничего не может полезного делать, и он поэт. Вот Гомер конечно он слепой, поэтому не воевать, не торговать не по морю плавать он не может. Он сочиняет песни. Это кажется разумным. но это взгляд человека 19 века, позитивиста.
Разговор с Богом
М.Ю. Лотман — один из первых разработчиков структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в советской науке, основоположник Тартуско-московской семиотической школы.
Почему важно изучать искусство
На первый взгляд кажется, что искусство — это нечто вроде глазури на кексе. И о нем можно подумать только, когда разобрались со всеми другими делами. Большинство разделяет эту точку зрения. В качестве рождественского подарка люди скорее купят iPhone, чем альбом с картинами мастеров Ренессанса. Дополнительные занятия по иностранному языку или физике кажутся многим родителям более удачным выбором, чем художественный, музыкальный или театральный кружок. Однако научно доказанно, что погружение в сферу прекрасного полезно для здоровья, карьеры и личной жизни.
В этой статье Вы узнаёте, какой прок в изучении искусства для взрослых и детей.
Как искусство влияет на мозг и мышление
Нейробиологи утверждают, что общение с искусством подстегивает работу мозга и прекрасно готовит его к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию. «Центр прекрасного» располагается в префронтальной коре головного мозга — самой молодой в эволюционном отношении его части, которая отвечает также за аналитическое мышление.
Способность творить и чувствовать эмоции от созерцания арт-объектов — это то, что отличает человека от животного.
Изучение и занятие искусством питает сенсорные, когнитивные, эмоциональные и двигательные способности — то есть фактически является «движущей силой любого другого обучения».
Связь искусства и здоровья
Психиатры и психоаналитики ещё в прошлом веке установили, что творческая деятельность обеспечивает здоровье человека. Современные ученые это подтверждают.
Исследовательский центр по искусству и культуре при американском Национальном центре творческого старения определил, что люди, которые занимаются искусством, живут дольше, меньше страдают от одиночества и депрессии.
В 1938 году художником Адрианом Хиллом был придуман термин «арт-терапия». Во время работы с больными туберкулезом он заметил, что во время занятий живописью пациенты начинают чувствовать себя лучше. С тех пор арт-терапия нашла повсеместное применение.
Также была выявлена интересная связь: когда человек смотрит на какой-либо предмет искусства, активизируется деятельность мозга и художника, и зрителя.
Изучение искусства способствует развитию вкуса и стиля
Невозможно оценить произведения Бетховена, если всю жизнь слушать исключительно посредственную игру на баяне. Чтобы полюбить классическую музыку, необходимо ее слушать систематически, и желательно с нужным объяснением. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать о предпочтении игры на баяне — с уверенностью, потому что знакома и другая музыка.
Не существует определённой парадигмы узнавания шедевров, и нереально за пару занятий стать искусствоведом, но познакомиться с историей искусств нужно, чтобы понимать, что действительно нравится, чтобы неожиданно открыть в себе любовь к Палладио и Беллини, хотя казалось, что всегда были по душе только «мишки» Шишкина.
Приобретённый вкус постепенно начнет помогать в обустройстве дома, при выборе ресторана и во время шоппинга.
Поэтому, если у Вас есть мечта стать стилистом либо собирать стильные образы для повседневной жизни, то необходимо изучать историю искусств для развития художественного вкуса.
Если же Вы задумываетесь о будущем своего ребенка, то не имеет значения, кем он станет — юристом, художником, программистом или музыкантом. Живопись, архитектуру, скульптуру необходимо изучать, чтобы иметь понимание, что действительно нравится. Мир искусства очень разнообразен, невозможно судить о нем, зная только Шишкина и Васнецова.
Искусство и высший свет
Каждый, кто входит в светское высшее общество, понимает важность глубоких знаний в искусстве. Если вы занимаетесь нетворкингом и готовы выйти на уровень самых успешных и знаменитых, то вам необходимо уметь поддержать светскую беседу об архитектуре, живописи, музыке. И если у Вас нет познаний в данной сфере, и Вы не можете даже отличить Моне от Мане, то Вы рискуете быть восприняты как совершенно необразованный человек, с которым никто не хочет иметь дел.
Люди, которые достигли определенного финансового и жизненного уровня, обязательно начинают интересоваться искусством — это закон.
Поэтому, если хотите иметь бизнес или найти партнёра среди людей высшего общества, изучайте искусство и всесторонне развивайтесь.
Зачем предпринимателю изучать современное искусство
Конечно, деньги можно заработать, совершенно не разбираясь в искусстве. Подобных примеров множество. Но для предпринимателя определенного уровня изучение искусства — это вопрос расширения человеческого потенциала. Необходимо понимать целевую аудиторию своего бизнеса, разбираться в трендах современного общества, чтобы успешно вести дела.
Я не верю в возможность понимать классическое искусство, не разбираясь в искусстве своего времени. Такое просто невозможно. Если у человека нет интереса к современному искусству, он очень мало понимает в современности. Такой человек проживает где-то на обочине жизни, и нерв происходящего пульсирует от него далеко.
Современное искусство предоставляет возможность вращаться в совершенно разных сферах и заводить неожиданные контакты. Мой давний друг — очень серьёзный бизнесмен. Он владеет огромной IT-компанией с офисами по всему миру. В своё время он налаживал дела в Силиконовой долине, и отношение к нему сперва было такое: если из России, значит, ты нечестный человек или вовсе бандит. Хотя он является владельцем современного высокотехнологичного бизнеса. Через несколько лет он стал представлять себя как коллекционер современного искусства. И отношение к нему кардинально изменилось.
В Лондоне есть закрытый клуб, куда вхожи только покровители искусства. Ваше состояние не имеет значения: если Вы не являетесь меценатом и не имеете отношения к сфере прекрасного, Вас туда просто не пустят. Отсутствие дизайна, помещение с деревянными столами, простой посудой и изрисованным лифтом. Но в этом месте Вы можете удачно встретить определенных людей. И подобных мест множество. Например, часто проводятся закрытые вернисажи, где присутствуют и художники в ободранных джинсах и мятых футболках, и люди, входящие в список «Форбс». Поэтому, если говорить про пользу современного искусства, то оно еще и очень хорошо расширяет диапазон контактов.
На искусстве можно хорошо заработать
Стоимость произведений искусства стабильно увеличивается на 25% ежегодно, только последние 40 лет показали ее рост на 1 000%.
Кроме большой потенциальной доходности от покупки арт-объектов (последние 10 лет она составляет 226%), инвестиции в сферу прекрасного имеют ряд дополнительных преимуществ:
Существует множество способов зарабатывать на искусстве: аукционы, онлайн-галереи, создание школы искусств или онлайн-сервиса. Многим людям знания об искусстве в своё время позволили сменить профессию и открыть успешный бизнес.
Изучая искусство, Вы сможете лучше развить воображение, креативность, найти новых друзей и единомышленников.
Подписывайтесь на клуб искусств в Инстаграм artclub.oliaraoulia
Там уже в январе стартует мой новый авторский курс «Искусство для светской жизни».
И помните — искусство делает людей счастливыми!