для чего мантия судьи
Зачем судьи носят мантию?
Судейский гардероб складывается из нескольких компонентов, но вот уже несколько тысячелетий основным его элементом остается мантия или что-то на нее похожее — длинная ниспадающая одежда. Почему именно она? «Мантия передает ощущение торжественности и достоинства правосудия, — отвечает канадский судья Пол Расмуссен, — то есть суд занят серьезным делом и ожидает, что все присутствующие будут вести себя соответственно».
Современная судейская одежда, в том числе в России, восходит к придворной моде и церковным и монашеским облачениям европейского средневековья. Если быть более точным, то к Судейским правилам (Judges’ Rules) 1635 года, опубликованным в Англии с целью зафиксировать сложившиеся к тому времени традиции. За последние четыре столетия судейский гардероб не претерпел радикальных изменений. Конечно, он эволюционировал, определенные изменения были обусловлены в том числе и политическими или религиозными предпочтениями: например, в мусульманских странах в одежде судьи обычно есть зеленый элемент. Но в целом судьи в Европе и бывших колониях одеваются очень консервативно.
Блистательная старина
Cудье бывает не так просто одеться по всем правилам: «На заседаниях Апелляционного суда (Уголовное отделение) судьи Высокого суда носят черную шелковую мантию и короткий парик, равно как и в апелляционном присутствии Отделения Королевской скамьи Высокого суда правосудия. Разбирая уголовные дела в первой инстанции зимой, судья Высокого суда носит пурпурную церемониальную одежду и мантию с мехом, но без пурпурной накидки. Разбирая уголовные дела летом, судья носит аналогичную пурпурную мантию, но с шелковой, а не меховой подкладкой. Судья Королевской скамьи, разбирающий гражданские дела зимой, носит черную мантию с мехом, черные шарф и пояс и пурпурную горжетку; летом — фиолетовую мантию с шелковой подкладкой, а также черные шарф и пояс и пурпурную горжетку».
Это цитата из документа 1992 года, призванного, заметьте, упростить правила ношения одежды английскими судьями. С характерной для профессии консервативностью судейское сообщество Англии и Уэльса отвергло предложенные изменения.
Согласно упомянутым выше Судейским правилам 1635 года, судья носил зимой черное платье с белым мехом, летом — фиолетовое или пурпурное. Два элемента оставались черными независимо от времени года — пояс и часть головного убора. До 1534 года встречаются упоминания о зеленом судейском платье, но, очевидно, к началу XVII века оно полностью вышло из употребления. И это самые базовые правила в сокращенном изложении. Особо отметим, что никаких париков в то время у судей не было.
Но зачем так много деталей? Может быть, судейское облачение — это сложная семиотическая система, где каждый элемент имеет свое мистическое значение? Но нет — мантии, парики и прочее суть в основном дань моде, сложившейся много столетий назад. Основные элементы судейского облачения — длинное платье, большой капюшон или накидка, и мантия — сформировались уже к XIV веку.
Именем короля
Со времен средневековья правосудие в Европе осуществлялось от имени монарха. Королевские советы, Curia regis, действовали при дворах монархов в странах континентальной Европы и в Британии. В совет входили как светские, так и духовные лица, из числа его членов король или император назначал судей. Следы этого порядка можно и по сей день обнаружить в английских судах — входя в зал, адвокаты кланяются, но не судье, как многие думают, а королевскому гербу, висящему над головой судьи, в знак уважения к королевскому правосудию.
Несомненна также тесная связь юридической профессии с академическим и церковным сообществами. Во многих странах мира сроки и деление академического и «юридического» года практически совпадают, и оба начинаются после Михайлова дня (29 сентября) с так называемого Michaelmas Term. Юридический факультет, наряду с богословским и медицинским, был высшей ступенью образования в средневековой Европе. Во Франции и сегодня выпускники университетов надевают платье, идентичное тем, что носят судьи.
Судейская одежда, так же, как и академическая, очень напоминает одежду духовных лиц. Одна из частей головного убора судей очень напоминает пилеолус, головной убор католического духовенства, прикрывавший тонзуру (выбритый участок на голове священнослужителя или монаха) — вероятно, потому, что в эпоху Средневековья представители Церкви часто исполняли административные и судейские обязанности. Судейская мантия очень напоминает рясу, которая, с точки зрения христианской традиции, символизирует «всепокрывающую силу Божию» — а судья, подобно монаху (и врачу), призван нелицеприятно служить людям на своем месте, наказывая преступников (грешников) и освобождая невинных.
Связь этих трех «образованных профессий» обусловлена и чисто практическими обстоятельствами, поскольку в раннем средневековье грамотными были почти исключительно церковники. Недаром слово «клерк», т.е. чиновник канцелярии — исторически близко к «клирик», т.е. церковник.
Ваша честь, что это у вас на голове?
А на голове у судьи, как мы помним, парик. Пожалуй, это самый экзотический из сохранившихся в XXI веке элементов судейского гардероба. Сперва он стал популярным на континенте: в 1620 году епископ Луи Барбье появился при дворе Людовика XIII в парике, и всего через несколько лет парик стал непременным атрибутом придворного наряда. Сорок лет спустя Карл II, вернувшийся на английский трон из французской эмиграции, распространил и в Англии моду на парики. Они стали знаком социального престижа и, что называется, de rigueur — тем, без чего человека сочтут безнадежно отставшим от жизни.
Можно было бы подумать, что парик изначально мыслился как подчеркнуто непрактичный аксессуар для знати, свободной от ручного труда. Это не так — в эпоху отсутствия регулярного горячего водоснабжения и моды на длинные волосы он оказался отличным решением для борьбы с паразитами (собственные волосы стали остригать очень коротко). Еще одно практическое применение имело прямое отношение к судьям — носителя парика не так-то просто опознать вне зала суда, уже без этого атрибута. Этот аргумент сохраняет свою силу и по сей день — его использовали английские судьи в борьбе за сохранение париков в 1992 году. А еще парик отлично прикрывает раннюю лысину.
Парик становился даже предметом политического торга: Томас Джефферсон и Джон Адамс — двое из пяти авторов Декларации независимости Соединенных Штатов (1776 г.) и президенты США №3 и №№2 и 4, соответственно — разошлись во мнениях относительно будущего гардероба американских судей. Первый требовал полностью порвать с британской традицией и перейти к ношению гражданского костюма, второй (адвокат по профессии), напротив, желал традицию сохранить. В конце концов, они пошли на компромисс — отказаться от париков, но оставить все остальное.
В обществе парики уже к началу XIX века выходили из употребления — но не «юридический» парик, надолго переживший все прочие. Судебная корпорация крепко держалась за свои привычки — и держится до сих пор. Желающие могут приобрести новый парик всего за £1,958.33 (примерно 100 000 рублей).
Помимо парика, в континентальной Европе была широко распространена цилиндрической формы шапочка. Она сохранилась, например, в большинстве бывших французских колоний, хотя в самой Франции уже выходит из употребления. Сходной формы головной убор сейчас используется Федеральным конституционным судом Германии.
Заслуживает упоминания еще один, специального назначения, вид головного убора судьи в Англии — так называемая черная шапочка (black cap). Вопреки названию, это вовсе не шапочка, а что-то вроде платка, накрывающего голову. Всего 15 лет назад эта квадратная тряпочка на парике судьи вызвала бы ужас у подсудимого — черную шапочку английские судьи надевали, вынося смертный приговор. После фактической отмены смертной казни в Англии в 1969 г. (окончательно в 1998 г.) она используется исключительно в церемониальных целях, когда торжественность события требует от судьи полного одеяния.
Когда-то у черной шапочки был своего рода антоним — белые перчатки. Со времен средневековья существовала традиция вручать приехавшему судье белые перчатки в знак «чистоты» местности — отсутствия в городе или графстве уголовных дел. В Англии этот обычай исчез уже давно, но, например, в Австралии о нем вспоминали вплоть до середины ХХ века.
Аксессуары
В первую очередь, имеется в виду знаменитый судейский молоток (gavel). Этот аксессуар судейского величия бросается в глаза в американских фильмах, но на самом деле судьи в США предпочитают его не использовать. В Англии он был в ходу, возможно, еще с раннего средневековья, причем только в гражданских делах и никогда в уголовных, но сейчас полностью вышел из употребления.
История использования этого предмета в судах темна и непонятна. Наиболее распространенная теория основывается на старинном значении слова gavel — плата или дань вышестоящему, позднее рента, уплачиваемая нанимателем жилища. Это объясняет, почему молоток использовался именно в гражданских процессах.
В последние несколько десятилетий в Восточной Европе также стали особенно популярны медальоны и цепи. Обычно они являются символами а) статуса носителя и б) источника власти, т.е. чьим именем судит судья.
Бурный ХХ век
Прошлое столетие оставило свой след и на судейской одежде. Во многих вновь возникших государствах осуществлялась мечта Томаса Джефферсона, и «народный судья» внешне не отличался от простого гражданина и вершил суд именем народа. В советские времена все участники процесса носили обычные гражданские костюмы. После распада соцлагеря в странах Восточной Европы и бывшего СССР судейское сообщество стало возвращаться к старой европейской традиции в одежде.
Прекрасный пример сознательного отношения к профессиональной одежде подали судьи Федерального конституционного суда Германии. К началу 1960-х годов им наскучило носить ту же одежду, что и их нижестоящие коллеги, поэтому они учредили Комитет по мантиям, с целью выбрать себе новую. Для этого они пригласили театрального режиссера из Мюнхена и попросили помочь выбрать подходящий костюм. Режиссер прибыл с толстым томом, полным изображений ярких разноцветных одежд, и комитет выбрал — итальянский костюм XV века. Пример вы можете видеть на портрете Федерико да Монтефелтро работы Пьеро делла Франческа.
Чудная история произошла с председателем Верховного суда США Вильямом Ренквистом (William H. Rehnquist). Увидев в спектакле «Иоланта» костюм лорда-канцлера, он пришел в такое восхищение, что сделал соответствующие дополнения к своей собственной профессиональной одежде. 17 января 1995 года он впервые продемонстрировал их публике, чем вызвал некоторую ажитацию у своих коллег; судья Ренквист использовал обновленную мантию до конца своей жизни. Впрочем, его преемник на посту председателя Верховного суда не стал продолжать традицию.
В целом мир движется в сторону упрощения судейских одеяний, только с разной скоростью — в Англии, например, постепенно уменьшается размер парика и упрощаются правила выбора и ношения элементов судейской одежды, в то время как в других странах судьи в зале суда могут внешне не отличаться от публики. Тем не менее стандартным, «повседневным» одеянием судьи в подавляющем большинстве стран мира остается черное платье или мантия. Пока преимущество за прошлым.
Новое в блогах
Почему судьи одеты в поповские балахоны?
Сегодня мало кто понимает это, я и сам ещё только «открываю глаза» на это, потому что прежде я даже помыслить не мог в эту сторону. Это была тайна, завесу над которой народу никто не открывал, а догадаться об этом у меня лично как-то не получалось до последнего времени!
Сильно томить читателя я не буду, но пару наводящих вопросов таки задам, чтобы запустить у вас процесс мышления. Вот вам первый вопрос: почему Россия после развала СССР в 1991 году вернулась к гербу Российской империи – двуглавому орлу?
Все прямо уж так по царизму истосковались? Или не все, а только некоторые?
Вот вам второй вопрос, наводящий: почему после развала Российской империи в 1917 году судейский корпус одевался преимущественно в гражданскую одежду, а после развала СССР в 1991 году, российские судьи, начиная с 1992 года, стали носить особую судейскую мантию, как это было до революции 1917 года?
Так было. Так стало…
Потом и все остальные судьи в Российской Федерации (не только судьи Конституционного Суда) облачились в судейские мантии, по английски «judicial robes».
А что собою представляет одежда сегодняшнего российского судьи? И почему она такая? – задам я третий наводящий вопрос.
Справка из Википедии: «Судейская мантия является одним из символов государственной власти, который призван напоминать судьями, участникам судебного процесса и всем, кто присутствует при осуществлении правосудия, об особом статусе судьи. Мантия судьи скрывает всё человеческое, тем самым символизируя, что судья не должен быть подвержен своим человеческим страстям и эмоциям, личному отношению к участникам процесса. Чёрный цвет для мантии выбран не случайно: именно этот цвет означает беспристрастность, подчёркивает статус и авторитет судебной власти…»
Это уже другой источник: «Неизвестно, судьи какой из стран Западной Европы первыми надели мантии, но документально эта традиция была зафиксирована в английских Судейских правилах (Judges‘ Rules) 1635 года…»
Английский перевод слова «судейский» меня как-то немного смутил.
Судейский – значит иудейский?
Открываю после этого гугл-переводчик, и перевожу с английского на русский:
Judical (судейский), Judge (оценивать), Judicature (судоустройство), Judaic (иудей).
Ни хрена себе! – сказал я себе!
А форма-то, judicial robes, о чём тогда говорит?
Форма судей (судейская мантия) может говорить нам только о том, что изначально судья и священник-иудейбыли в одном лице! Теперь вам понятно, почему вся наша Юдикатура – это преимущественно иудейская вотчина?! Они, иудеи, там цари и боги! А мы, русские, – лохи! В этом лично я убедился уже не раз на своём опыте.
Почему одевание российских судей в иудейскую робу (judicial robes) оказалось связанным с возвратом России к гербу Российской империи – двуглавому орлу?!
Вы знаете, это очень хороший вопрос! Настолько хороший, что дальше можно уже рассказать столькошокирующей сознание обывателя информации, что хватит на целую книгу-бестселлер!
Следующий вопрос задам вам, читатель, а вы думайте, думайте!
С каких пор двуглавый орёл с поднятыми крыльями стал имперским символом российской власти? А главное, откуда он взялся?
Вот коллаж, который я сделал когда-то для статьи «Кто построил город на Неве, ныне называемый Санкт-Петербургом?». Он отвечает на оба последних вопроса. С Петром Первым (1672-1725) этим гербом поделился правитель Священной Римской империи германской нации Леопольд I (1640-1705).
На коллаже: Леопольд I & Пётр I (в молодости оба выглядели как родные братья). В центре герб Священной Римской империи, ставший впоследствии и гербом Российской империи тоже.
Коронацию Петра I (с одеванием на его голову короны императора) с одновременным объявлением России империей (!) изобразил очевидец тех событий, придворный художник Фёдор Зубов. Чудесная гравюра получилась!
Кто был «крёстным отцом» у Петра I, совсем нетрудно догадаться, глядя на эту гравюру, где римский полководец возлагает на голову Петра I императорскую корону.
Этим «крёстным отцом» мог быть только император Священной Римской империи Леопольд I (годы жизни 1640-1705), с которым у Петра I была ранее договорённость и чей герб он скопировал для России, изменив на изображении герба лишь некоторые атрибуты власти.
Император Священной Римской империи Леопольд I
Правда, поздравлять с императорским титулом Петра I пришлось уже сыну Леопольда I – Карлу VI.
Ну что, будем дальше охреневать, товарищи? Ну поехали!
Знаете, как на английском языке пишется слово «римский»? Roman!
А какая династия царей правила Россией с 1613 года? Помните? Романовы.
То есть, выходит, они не Романовы, как кто-то думал по своей наивности, а они римские!
Ещё одна историческая тонкость. Её я почерпнул из всемирной энциклопедии: «В 1762 году, в связи с кончиной последней дочери Петра I – императрицы Елизаветы Петровны, прямая линия наследования по женской линии в доме Романовых пресеклась (по мужской она пресеклась ещё ранее, в 1730, когда умер Пётр II). С 1762 года Российской империей стали править Гольштейн-Готторп-Романовы (нем. Romanow-Holstein-Gottorp) – одна из линий Ольденбургской династии (известна с XI века), отделившаяся от её Гольштейн-Готторпской ветви.
Благодаря наследованию по женской линии, она приняла имя Романовых и в 1762 году в лице императора Петра III встала во главе Российской империи. (Соответственно, авторитетные источники по европейской генеалогии называют династию русских правителей, начиная с Петра III не «Романовы», а «Гольштейн-Готторп-Романовы»)…»
И вновь давайте вернёмся к словам Judical (судейский), Judge (оценивать), Judicature (судоустройство), Judaic(иудей). И к форме, judicial robes (судейской мантии), которую носят все российские судьи, изучающие сегодня в обязательном порядке «Римское право».
Про Инквизицию и чудовищные казни различных «еретиков», «колдунов», «ведьм» и даже учёных слышали? Слышали, как их сжигали живьём по решению вот этих джюдеев, одетых в юдейскую робу?!
На территории Священной Римской империи больше всего сожгли живьём, конечно же, женщин. Вот точно таких же женщин, с даром от Бога, как у этих победительниц «Битвы экстрасенсов».
По данным английской энциклопедии «World Book» за 4 века судьи (judge) в чине католических священников сожгли живьём более 300 тысяч женщин. Живьём!
Массовые казни гражданского населения в «просвещённой Европе». Гравюры того времени! Рисунки были сделаны буквально по горячим следам.
Помните слова из Википедии: «Мантия судьи скрывает всё человеческое, тем самым символизируя, что судья не должен быть подвержен своим человеческим страстям и эмоциям, личному отношению к участникам процесса. »
И ведь эти Judaic-Judge с большой буквы, одетые иногда в белые, иногда в чёрные судейские мантии (judicial robes), нагло называли себя христианами. И ведь до сих пор называют, превратив тем самым веру людей в Христа и Бога в пошлый спектакль!
Глава Римско-Католической церкви Франциск I
Если это – Иудеи с большой буквы, то кто же тогда евреи, коих ещё называют просто иудеи? И которых упоминают в литературе с малой буквы?!
Ну, а теперь ещё кое-что интересное, и буду заканчивать. А то уж сил нет писать, всю ночь не спал.
Помните крылатое выражение «Москва – Третий Рим»? («Moscow, the Third Rome»). А выражение «Третий Рейх»помните?
Оно связано напрямую с именем Адольфа Гитлера, главного нацистского преступника, развязавшего 1 сентября 1939 года Вторую Мировую войну. А 22 июня 1941 года, подмяв под себя к тому времени весь промышленный и военный потенциал Европы, он вероломно напал на Советский Союз.
Как назывался тогда план Гитлера по молниеносному захвату и уничтожению СССР, вы помните? Он назывался «План Барбаросса».
«Барбаро́сса» (Директива № 21. План «Барбаросса»; нем. Weisung Nr. 21. Fall Barbarossa, в честь короля Германии и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбаросса) – разработанный в 1940-1941 гг. план нападения Германии на СССР и военная операция, осуществлявшаяся в соответствии с этим планом, на начальной стадии Великой Отечественной войны. Решение Гитлера осуществить операцию «Барбаросса» стало поворотным в истории Третьего рейха, приведшим к его краху четыре года спустя. При разработке плана «Барбаросса», рассчитанного только на «молниеносную войну», изначально была допущена недооценка противника и не учтена возможность перерастания быстротечной войны в затяжную…»
А кто такой был этот Барбаросса, что переводится как рыжебородый?
Это был вот этот рыжий Юдей (Judaic – по английски), Фридрих по имени, который был императором Священной Римской империи германской нации c 18 июня 1155 года по 10 июня 1190 года.
Эта информация из всемирной Википедии
Обратите внимание на имя матери Барбароссы – Юдит Баварская (Judith of Bavaria). Вот в честь этого джидая, который погиб, упав с лошади в реку в 1190 году во время военного похода в Палестину, Адольф Гитлер и называл свой план уничтожения СССР летом 1941 года.
Ну, а завершу я сей свой рассказ мыслью, которая ещё днём посетила мою голову: «История тем уникальна, что её всегда можно отмотать назад как киноплёнку, можно проследить все причинно-следственные связи между историческими событиями и понять благодаря этому, кто с кем воюет сегодня. »
На этой невесёлой ноте позвольте мне и завершить сей труд. Мира на земле нам ещё долго не видать. Увы и ах! Кругом всё повязано джидаями!
16 ноября 2016 г. Мурманск. Антон Благин
Post scriptum
Вынужден дополнить, а то спорщики набежали, пытаются что-то доказать. Мол, у царя Ивана-IV (Грозного) ещё до Петра I был герб двуглавого орла.
Был! Но совершенно не такой!
Вот слева – печать Ивана Грозного, правее – герб Временного правительства России 1917 года. Они одинаковые! Этот же герб – эмблема Сбербанка России. Далее – нынешний герб Российской Федерации и крайний справа герб Священной Римской империи. Они тоже одинаковые.
Нужны ли ещё комментарии?! На крылья этих орлов посмотрите!
Комментарии
Mylnikovdm: Отличный материал! Благо дарю! Забираю к себе.
Что касается гербов. Когда у орла крылья вверх, это обозначает самый верхний уровень в иерархии. Над владельцем такого герба выше уже никого нет. Если крылья у орла смотрят концами вниз, то это предпоследний уровень иерархии. Над владельцем данного герба есть ещё один самый высший уровень иерархии. Кроме того, у двух последних гербов в лапах символы планетарной власти – скипетр и держава.
Соответственно, то, что у герба Ивана Грозного концы крыльев смотрят вниз, означает, что над ним есть ещё один уровень иерархии. Если исходить из старых карт, что Московская Тартария является частью общей системы, куда также входят Сибирская Тартария и ещё целый ряд Тартарий.
Концы крыльев на гербе Банка России говорят о том, что над ним есть ещё один уровень иерархии – Федеральная Резервная Система. Кстати, интересный факт, с 2016 года на новых монетах уже чеканят не герб Банка России с крыльями вниз, а герб РФ с крыльями вверх…