для чего мониторить конкурентов
Как и зачем мониторить конкурентов: 3 способа
Какие методы мониторинга конкурентов самые эффективные? Как именно можно снимать метрики по их оборотам и темпам ростам? Как добывать информацию по их показателям и результатам рекламы? А главное, как узнать, какой продукт у них зашёл, а какой — нет? Давайте разберёмся, какие инструменты мониторинга конкурентов являются самыми эффективными.
На рынке консалтинга очень много проектов. Конечно, в этой сфере нет каких-то транснациональных корпораций, но лидеры видны очень чётко. И я заметил такую тенденцию: все лидеры с большим интересом относятся к деятельности конкурентов, даже если они намного меньше.
Естественно, здесь вам придётся проявить некоторую изобретательность. Среди самых простых методов — следить за тем, какие посадочные страницы и какие рекламные кампании начинают ваши конкуренты. В этом нет ничего сложного, вам даже не нужно прикладывать усилия, ведь вы, скорее всего, попадёте на эту рекламу как их целевая аудитория.
Прекрасную возможность увидеть рекламу, которую даёт ваш конкурент, предоставляет социальная сеть Facebook. Реклама обычно даётся с официальной страницы компании. Там же вы найдёте раздел с информацией о бизнесе, доступную любому пользователю Facebook, и все активные рекламные кампании. Поручите вашему специалисту по маркетингу мониторить конкурентов таким способом. Вы увидите, какую рекламу они время от времени повторяют (или вносят в неё незначительные изменения), значит, именно она приносит им наибольшее количество лидов (потенциальных клиентов). Сегодня никто не будет жечь деньги в топке, если реклама не приносит результатов. Если ваш конкурент раз за разом повторяет рекламную кампанию, она работает.
Подписывайтесь на все их каналы и рассылки, заходите на их страницы и сайты. Следите за тем, какие обновления они делают и что меняют в текстах. Примите такую точку зрения: если конкурент продолжает настойчиво делать одно и то же, это работает. Вы не должны копировать конкурентов, но их методы могут натолкнуть вас на интересные размышления.
В области консалтинга нет такой жёсткой прямой конкуренции, всё-таки сфера довольно специфическая, но тем не менее, если я вижу, что большинство бизнес-школ меняют свою полемику, начинают давить на другие кнопки, обращаю на это внимание.
Если речь идёт о торговом бизнесе, особенно в офлайне, то есть довольно-таки примитивный способ, который называется «батарейка». Например, вы конкурируете с супермаркетом электроники и хотите узнать, какое у них количество чеков. Вы каждый понедельник посылаете туда парня, который ровно в 11:00 покупает в супермаркете батарейку. На всех чеках есть сквозная нумерация. Снова приобретя в следующий понедельник батарейку и сделав чек, вы увидите, какое количество чеков было пробито на кассах этого супермаркета за неделю.
Если нужно выяснить, какое количество людей посещает ресторан, нетрудно поставить человека со счётчиком, который будет фиксировать, какое количество людей и в какое время пришли к вашему конкуренту. Так что проявляйте сообразительность!
Маркетинг, продвижение и продажи — первая линия обороны. Мониторить их просто необходимо.
Внедрение тайного покупателя поможет наладить контакт с конкурентом, узнать цены, определить их манеру общения с клиентами, скорость реакции, оценить улаживание возражений.
Можно нанять стороннего специалиста и дать проанализировать ваши посадочные страницы и посадочные страницы конкурентов. Он подскажет вам, какие ошибки были допущены. Хороший способ — нанять человека, который обзвонил бы, кроме конкурентов, и вашу компанию. Попросите его сравнить, как реагируют сотрудники, как отвечают на входящие телефонные звонки, насколько они дружелюбны и профессиональны. Этот сравнительный анализ даст потрясающие результаты.
В большинстве бизнесов сегодня мы уже не конкурируем в области каких-то суперуникальных услуг и товаров. В основном побеждают те, кто более качественно работают с клиентами, удерживают их в поле влияния и доводят до продажи. Инструментов много, но основные — мониторинг рекламы, тайный покупатель и проверка взаимодействия с клиентами.
К сожалению, мы не можем рассчитывать на официальную статистику и чёткие цифры. Но если вы мониторите ресторан вашего конкурента, то можно рассчитать средний чек в нём. Посчитайте количество довольных людей, вышедших из ресторана, и будете знать его примерный оборот.
Заметьте, функция по мониторингу конкурентов должна быть зафиксирована в вашей компании, эту работу необходимо проводить постоянно. Тогда вы будете в курсе внезапных изменений и ничего не упустите. Обратите внимание на этическую сторону: эти методы не предполагают подкуп сотрудников и глобально получение информации с его помощью (например, из налоговых органов). Эти инструменты доступны каждому человеку. Используйте все данные, полученные легально, во благо своего бизнеса.
Как проводить мониторинг цен конкурентов и зачем это нужно
Значение мониторинга цен
Мониторинг цен относится к маркетинговым инструментам компании. С его помощью можно узнать, какая стоимость товаров и услуг в настоящее время у ближайших конкурентов. Подобная информация позволит установить выгодную и конкурентоспособную цену на свой продукт.
Каждый предприниматель стремится к увеличению дохода – это главная цель любого бизнеса. После проведения мониторинга необходимо принимать решение об установлении наиболее выгодной стоимости на товары и услуги. Если установить низкую цену будет невозможно, то следует другими способами добиваться лидерства среди конкурентов. Сделать это можно с помощью качества товара, сервиса или других сильных сторон, которые следует задействовать.
Необходимость использования
Сергей Галицкий, основатель и совладелец сети розничных магазинов «Магнит», в интервью Forbes сказал: «При снижении цены банана на два рубля, мы продаем их на 100 тонн в день больше».
По одной этой фразе можно понять, насколько важно правильное ценообразование, особенно на высоко конкурентных рынках. Конечно, существует много других условий в оценке продукта, помимо непосредственно цены, однако отрицать ее прямое влияние на продажи нельзя.
Использование мониторинга цен необходимо для ведения успешного бизнеса, без него сложнее занять лидирующие позиции на рынке. Каким бы уникальным и инновационным не был товар, компания не сможет добиться успеха без правильной маркетинговой политики.
Ответ на вопрос, нужно ли использовать такой инструмент в компании, очевиден. Маркетинговые исследования не просто нужны, они необходимы.
Мониторинг цен интернет-магазинов
Рынок электронной коммерции за 5 лет (2011 – 2016) вырос вдвое, к началу 2018 года он не терял тенденцию, а только продолжал расти такими же темпами.
Мониторинг цен может позволить сделать интернет-магазин более привлекательным и доступным для покупателей. Существует несколько способов, которые помогают следить за стоимостью товаров и услуг у конкурентов в интернете.
Мониторинг своими силами
Для того, чтобы следить за ценами интернет-магазинов нужно регулярно посещать их сайты, эта процедура занимает много времени и сил. В случае, если у вас много товаров и хотя бы 5+ конкурентов, понадобится отдельный штат сотрудников, которые будут заниматься только этим вопросом.
Автоматизированный сбор информации (парсинг) является более легким способом сбора и обработки данных, но его все равно необходимо будет совмещать с первым, пусть и сотрудников будет требоваться не так много, тем не менее проверять данные парсинга, а также корректировать его алгоритм придется, скорее всего, регулярно.
Онлайн сервисы
Существует немало сервисов, которые смогут помочь владельцу интернет-магазина сделать свой бизнес успешным. Например, с помощью Price-Analytic.com можно отслеживать цены конкурентов онлайн относительно недорого, есть и пробный тариф – 100 бесплатных проверок на любое количество сайтов и товаров. А самый дорогой тариф за 29 900 рублей предполагает целых 600 000 проверок в месяц.
Также одним из лидеров в этом сегменте является сервис Competera. Он предоставляет 14-дневный полностью бесплатный тестовый период, в дальнейшем стоимость строится непосредственно от ваших потребностей в количестве товаров, конкурентов и проверок.
Информация подается в таких сервисах представлена в удобном виде, есть множество вариантов ее предоставления и адаптации лично под ваши нужды, гибкие системы статистики также предоставляют
Мониторинг цен в розничном магазине
Для того чтобы сэкономить, некоторые компании хотят проводить исследование своими силами. При этом они сталкиваются с рядом трудностей. Во-первых, следить за ценами нужно регулярно. Особенно если это касается небольших магазинов, так как крупные сети так или иначе продают товар дешевле, чем розничные торговцы, за счет распределения издержек.
В небольших организациях задачей мониторинга иногда занимаются сотрудники. При этом часто в их должностные обязанности не входит выполнение этой задачи, но делать им это приходится. Так как компании просто невыгодно нанимать сотрудников для выполнения одной задачи.
Из-за такого распределения обязанностей дела у компании начинают постепенно ухудшаться, так как сотрудники не всегда успевают выполнять свои прямые обязанности, поэтому практичнее будет доверять мониторинг цен специалистам.
Мониторинг самостоятельно
Можно узнавать цену непосредственно в торговом зале конкурентов. В этом случае используют обычные подручные средства, такие как телефон, диктофон или ручку с листком бумаги. Но процессу переписывания или фотографирования цен часто препятствуют охранники магазинов. Кроме того, такой вариант мониторинга требует больших временных затрат.
Еще одним способом является общение с менеджерами магазинов. Если наладить доверительные общения с конкурентами, то можно обмениваться информацией, хотя в российских реалиях такого добиться довольно затруднительно.
Существует ряд компаний, которые способны осуществить мониторинг цен в розничных магазинах. Например, наш проект Прайсер предлагает клиентам подобные услуги. Мы были отобраны ФРИИ (Фондом развития интернет-инициатив) в 13-й акселератор, и успешно прошли акселерацию.
Для понимания того, как мы работаем, посмотрите небольшое двухминутное видео:
Форум
Мониторинг конкурентов является неотъемлемой частью деятельности любого предпринимателя, который стремится к успеху. Именно он дает возможность удержать планку на достойном уровне и предложить своим клиентам то, чего они не смогут отыскать нигде больше. Разумеется, в современном мире полностью исключить явление конкуренции не представляется возможным, а потому предпринимателям нужно адаптироваться к этим условиям и выгодно отличаться от своих конкурентов.
Где найти информацию о компаниях конкурентов?
Основная ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они практически не способны оценивать работу другой компании с точки зрения потребителя. А ведь именно с этой позиции компанию будут оценивать те люди, на которых ориентирован товар или услуги, предоставляемые той или иной организацией.
Для того чтобы выполнить качественный мониторинг конкурентов, нужно собрать как можно больше информации из разнообразных источников. Средства массовой информации, интернет, сайты самих компаний и отзывы пользователей на них, рекламные материалы конкурентов, выставки и многое другое. Главное для вас в этом случае – не ограничивать доступ информации самому себе, и не отказываться от возможности узнать что-то новое.
Какая информация нужна для того, чтобы провести качественный мониторинг конкурентов?
Мониторинг конкурентов, так или иначе, требует от вас составления максимально полной картины деятельности компании. Вам нужно получить представление о степени активности организации и доле на рынке, которую она занимает, ее целях и планах развития, масштабах производства, применяемых технологиях и качестве товара, целевой аудитории, ценовой политике, методах продвижения товара, уровне квалификации сотрудников – ни одно из этих звеньев лишним не будет.
Какие существуют типы конкурентов и как к ним относиться?
Лидеры. Это крупные предприятия, доля которых на рынке составляет не менее 40%. Для них характерно внедрение в производство современных технологий, небольшой уровень издержек производства, а, стало быть, и доступная стоимость продукции. Бренд, как правило, широко известен в самых разных кругах. Часто такие компании ведут собственные научные разработки и исследования. «Ахиллесовой пятой» их является как раз таки масштабность производства, ведь именно она не позволяет оперативно реагировать на изменения на рынке. Для того чтобы не уступать им, вам нужно иметь четкое представление о потребностях своих клиентов, модернизировать изделия и работать над созданием новых производственных линий.
Претенденты на лидерство. Доля предприятий такого типа на рынке составляет не менее 30%, чаще всего они поставляют узкоспециализированные товары и услуги. От лидеров они отстают, но вполне могут состязаться с ними в плане привлекательности цен и степени популярности товара среди целевой аудитории. Как правило, такие компании ограждают себя от внешнего мира собственными монополистическими настроениями, преграждая пути к плодотворному сотрудничеству с другими организациями. В этом случае ваша политика должна быть ориентирована на создание наиболее доступной ценовой политики для клиентов, активная реклама или же переход к новым линиям производства.
Последователи. Единственное, чем такие организации могут покорить сердца покупателей – более доступные цены, ведь, по сути, их продукция и услуги являются просто менее качественным дубликатом того, что предлагают лидеры. Чтобы выиграть сравнение с ними, вам нужно просто предложить публике более качественный товар за ту же цену.
Новички. Как правило, они занимаются освоением новых ниш на рынке, а за счет умелой работы маркетологов могут стать весьма «раскрученными» брендами. Как правило, такие компании являются наиболее перспективными.
Ни в коем случае не воспринимайте мониторинг конкурентов как начало войны. Помните, что ваша задача – предоставить своим клиентам нечто лучшее, а это значит, что данные исследования проводятся с целью выявления и исправления собственных недостатков.
Мониторинг конкурентов: 9 параметров + топ-5 сервисов
Ведем здоровый бизнес, ставим реальные цели и практически решаемые задачи
Из этого материала вы узнаете:
Ни одна компания не может действовать успешно, если она не владеет достаточным объемом информации о состоянии рынка и о других представителях своей ниши. Мониторинг конкурентов дает возможность вести здоровый бизнес, ставить реальные цели и практически решаемые задачи, что способствует повышению продаж и улучшению благосостояния фирмы.
Многие уверены, что отслеживания цен вполне достаточно, чтобы держать ситуацию под контролем. Конечно, это важно, но стоимость – не единственный критерий, по которому можно сделать необходимые выводы. В данной статье вы найдете алгоритмы и правила, которые помогут получить максимум информации об интересующих вас компаниях.
В каких случаях необходимо анализировать конкурентов
Мы считаем, что анализировать конкурентов надо в следующих случаях:
Если вы являетесь представителем динамичного рынка, на котором сформировался достаточно высокий уровень конкуренции, то мы бы посоветовали анализировать соперников раз в квартал, если менее активного – 1-2 раза в год.
Для проведения первого мониторинга вам необходимо выделить и полностью проанализировать двух-трех главных конкурентов. В следующий раз опять поработайте с этими компаниями, добавьте к ним пару новых представителей рынка и пересмотрите перечень параметров для сравнения.
[art-slider ids=»5985, 5482, 5234, 4783, 4762″ ttl=»Читайте другие статьи по теме аналитика и маркетинг»]
9 основных параметры, по которым проводится мониторинг конкурентов
Далее мы познакомим вас с группами параметров, по которым проводится мониторинг деятельности конкурентов. При заполнении электронной таблицы рекомендуем данные по каждому параметру выносить в отдельную вкладку.
Фронтальный маркетинговый анализ
Когда уже определен перечень компаний и товаров, необходимо выбрать направления, по которым будет проводиться анализ.
Сначала вам предстоит узнать общие маркетинговые данные. Компании, заботящиеся о своей репутации, такие данные обычно публикуют на своих сайтах.
Обратим внимание на 2 момента:
Мониторинг сайтов конкурентов
Обо всех тонкостях и нюансах данного анализа мы расскажем немного позже, сейчас рассмотрим внешний вид Интернет-ресурса.
Довольно часто клиенты, принимая решение о покупке, интересуются отзывами, поэтому необходимо выяснить, содержит ли ресурс кейсы, портфолио, рекомендации или фото-отчеты о реализованных проектах.
Если вы работаете с большим ассортиментным рядом, то неплохо бы посмотреть, как представлен каталог конкурента, использует ли он фильтры и сегменты, если использует, то какие. Например, в Интернет-магазине детских товаров могут быть установлены фильтры по следующим критериям: пол, возраст, рост, сезон (весна-лето, осень-зима), вид товара (одежда, обувь, аксессуары), бренд.
Далее обращаем внимание на форму обратной связи, которую использует компания: онлайн-консультант, телефонный звонок, электронная почта, Skype, Viber или другая. Может быть, на ресурсе используются нестандартные сервисы, личный кабинет или встроенный калькулятор, упрощающий взаимодействие пользователя с сайтом.
Желательно, чтобы SEO-анализ стал первым этапом мониторинга маркетинговой активности конкурентов. Безусловно, это достаточно сложный юзабилити-аудит, который ложится на плечи специалистов, однако есть возможность дать оперативную оценку степени внимания к SEO по следующим параметрам: по позиции в поисковике (проверяется вручную или с использованием специальных сервисов) и по посещаемости ресурса.
Естественно, что большинство компаний устанавливают закрытые счетчики, поэтому достаточно сложно провести полноценный мониторинг сайтов конкурентов, однако есть способы, позволяющие дать оценку посещаемости ресурса, например:
— по количеству просмотров видео-материалов, опубликованных на сайте;
— по количеству просмотров материалов, отображаемых в определенных режимах, как правило, на сайтах новостей;
— по разнице номеров, присваиваемых при заполнении формы обратной связи (уведомление о присвоении идентификационного номера получает каждый автор заявки).
Если компания проводит какое-то мероприятие или принимает в нем участие, то сообщение об этом появляется в новостной ленте или на тематическом ресурсе.
Креативные события могут организовывать и конкурирующие компании. Их тоже стоит посещать хотя бы ради того, чтобы перенять опыт соперников. Например, летом прошлого года Дом.ру (провайдер домашнего Интернета) организовывал проведение развлекательной программы для детей прямо во дворах многоэтажек. Было очень весело: звучала музыка и работали аниматоры. В конце праздника представители компании обратились к родителям, предложив ознакомиться с анкетой на подключение и, при желании, заполнить её.
Анализируя работу конкурентов с тематическими ресурсами, надо обратить внимание на следующие моменты: с какими сайтами работает компания, как часто размещает свои публикации и их содержание, пользуется ли скидочными сервисами или платными платформами.
Чтобы оценить Email-маркетинг конкурента придется подписаться на его рассылку. Анализ проводится по следующим параметрам:
Мониторинг конкурентов с точки зрения их активности в социальных сетях можно провести, используя следующие вопросы:
Специальные проекты и медиа-кампании вы, скорее всего, увидите, когда будете просматривать отраслевые ресурсы.
Проверка отдела продаж
Как правило, для проверки отдела продаж используют метод тайного покупателя. С этой целью создаются легенды о закупках, которые запускаются через все доступные каналы связи: обращение к онлайн-консультанту, звонок, оформление заявки на сайте и т.д. Потом надо зафиксировать время реагирования на обращение (подтверждается ли информация, указанная на сайте), обратите внимание на то, как общался менеджер по продажам, насколько вежливо, проявил ли он заинтересованность, не доходил ли до навязчивости.
Топ 6 полезных статей для руководителя:
Как провести мониторинг сайта конкурентов за 8 шагов
Шаг 1. Лимитируйте количество конкурентов
Довольно часто компании, начиная мониторинг конкурентов, пытаются отследить всех и сразу. Конечно, если вопрос заключается чисто в техническом аспекте, то это возможно, но компания должна обладать соответствующими ресурсами и опытом, потому что через аналитика будет проходить огромный объем информации, которую он должен будет проработать. Если это ваш первый опыт анализа конкурентов, то ограничьтесь двумя-тремя ресурсами. Со временем это количество можно увеличить.
Шаг 2. Проведите анализ иерархии ресурса
Все сайты представляют собой совокупность веб-страниц, каждой из которых отведена определенная роль. Если вы поймете, какое место в иерархии ресурса занимает каждая страничка, то вы определите логику сайта. Например, в Интернет-магазине все карточки товаров объединены в подразделы, которые, в свою очередь, сгруппированы в разделы. Таким образом, поняв логику сайта, вы выявите разделы, которые необходимо проанализировать, и не будете тратить время и силы на несущественные данные.
Шаг 3. Обращайтесь только к открытым источникам информации
Мониторинг конкурентов будет эффективным, если работать с открытыми источниками информации. Таковыми являются страницы, которые может посетить любой пользователь сети без прохождения процедуры регистрации или какого-либо другого подтверждения личности. Можно, конечно, отследить информацию и на «закрытых» страницах, если вы готовы собирать данные вручную. Поверьте, затраты на это не будут оправданы.
Предположим, вы собираетесь провести анализ документооборота веб-сервиса. Использование специальной программы позволит автоматизировать анализ сайта, а «закрытую» (то есть, доступную после регистрации) часть веб-сервиса вам придется мониторить без ПО, собирая все данные вручную.
Шаг 4. Учитывайте периодичность обновления данных
У каждого сайта своя периодичность обновления контента. К примеру, в небольшом сетевом магазине обновление витрины может происходить каждые 3 дня, а в купонном сервисе новая информация появляется каждый час.
Шаг 5. Определите вид информации
Выберите, какая информация вам нужна для проведения мониторинга, какие данные наиболее важны для анализа. Обратите особое внимание на такие следующие виды информации.
Текстовый контент. Это наиболее ценный информационный источник, с которым очень удобно работать. Вы должны определиться, что именно вам нужно: весь текст или только описание услуг, цены товаров или новостная лента и т.д.
Рассмотрим пример: мониторинг конкурентов показал, что в разделе «Наши магазины» в перечень торговых точек были внесены изменения (удалены такие города, как Алексин, Краснокамск, Мирный, Находка, Туапсе и некоторые другие). Вывод следующий: компания сокращает торговые точки в городах, население которых менее 150 000 человек.
Структура ресурса. Интернет-магазины регулярно обновляются. Это можно проследить по появлению или исчезновению определенных веб-страниц. Мониторинг конкурентов должен проводится по актуальному перечню страниц, поэтому возникает необходимость в отслеживании изменений в структуре ресурса.
Рассмотрим пример: в Интернет-магазине одежды закрыли доступ к разделу «Плащи для детей». По прямой ссылке тоже нельзя попасть к этой группе товаров. Вывод следующий: раздел закрыт из-за плохих продаж или по причине отсутствия данного товара. Данное заключение основано на том, что мужские и женские плащи продолжают реализовывать.
Период «отпуска» ресурса. Сколько и в какое время не работал ресурс конкурента. Если период бездействия затянулся хотя бы на неделю, то целесообразно временно не включать его в аналитику.
Рассмотрим пример: с 10 по 14 мая ресурс конкурента работал с «перебоями». Вывод следующий: сбои в работе сайта могут быть вызваны с проблемами на сервере или с проведением серьезной модернизации ресурса.
Данные по домену. Довольно часто конкурент теряет домен из-за того, что забывает продлить права на него. Это приводит к тому, что ресурс не может принять посетителей. Для возобновления доступа необходимо повторно продлить доменное имя.
Шаг 6. Найдите аналитика
Информация для аналитики, как правило, собирается с помощью специализированного ПО. Найдите человека (штатного специалиста или подрядчика), который будет работать с этими данными и составлять аналитические отчеты. Его задача будет состоять в выявлении важных изменений, произошедших в определенный период времени, отсеивая бесполезную информацию.
В отчете аналитика должны быть только четкие доступные для понимания выводы.
Шаг 7. Выберите программное обеспечение
Существует 3 типа программного обеспечения, позволяющих провести мониторинг конкурентов. Можно воспользоваться одним из них:
Плюсы. Создавая собственное ПО, вы можете настроить его под определенных конкурентов. Благодаря этому появляется возможность получать более точные данные и удобно их анализировать
Минусы. Основная проблема заключается в необходимости постоянных финансовых вложений, необходимых для поддержания и развития разработки (даже после внедрения ПО).
Их использование позволит обнаружить изменения в контенте конкретных страниц и найти другие интересные данные о конкурентах. Одновременное использование нескольких сервисов позволит получить наиболее полную информацию.
Сhangedetection.com. Бесплатный сервис, с помощью которого достаточно просто отследить изменения в текстовом наполнении сайта.
Femtoo.com. Многофункциональный сервис, позволяющий отследить изменения на определенной части страницы, например, в цене, абзаце или таблице.
WebSite-Watcher. Это ПО может понравиться тем, кто любит работать с программами, установленными на компьютер.
Pingdom.com. Сервер, собирающий данные о времени «простоя» ресурса конкурента.
Whoishistory.ru. Программа, удобная для получения информации об изменении данных о домене.
Хотим обратить ваше внимание на возможности сервисов, поддерживающих принцип компиляции.
С помощью комбинированного сервиса аналитики можно:
Для полного изучения вашего ресурса сервису необходимо несколько дней, по истечении которых вы получите результаты в форме актуальной структуры. Благодаря тому, что изменения в структуре ресурса отслеживаются отдельно, вы можете получать информацию, к примеру, о времени снятия с продажи товаров или о добавлении новых. Когда сервис заметит какие-то перемены, вы получите уведомление, а он начнет отслеживать изменения контента.
Шаг 8. Реализуйте намеченную стратегию
Реализация проекта, пожалуй, самый сложный шаг. Мониторинг конкурентов – это, в некотором роде, творческий процесс, для осуществления которого необходимо подобрать оптимальное решение. Следовательно, не бойтесь экспериментировать, регулярно проводите тестирование, и вы обязательно найдете свой вариант решения этой задачи.
Подходы к мониторингу цен конкурентов
Как провести мониторинг цен в магазине розничной торговли
Установление цен, соответствующих маркетинговой политике, является одним из главных факторов успешной розничной торговли. Не зависимо от масштабности магазина и формата его работы он должен уметь работать с ценами. Мониторинг конкурентов позволяет понять их ценовую политику, чтобы грамотно сформировать стоимость своего товара. Таким образом, проведение аналитики просто необходимо.
Есть несколько способов получения данных о розничных ценах конкурентов:
Как правило, небольшие торговые компании поручают сбор информации о рыночных ценах на сотрудников, которые, согласно своей должностной инструкции, должны выполнять совершенно другие функции. Иначе говоря, мониторинг конкурентов проводят люди, для которых это не является постоянной задачей.
Главное условие успешной аналитики – регулярное поступление информации. В противном случае происходит обесценивание данных и снижение эффективности работы. Периодичность снятия цен конкурентов зависит от масштабности магазина (чем меньше магазин, тем чаще мониторинг). Очень хорошо, если вы будете владеть этой информацией в день поступления товара. Интернет-гипермаркету вполне достаточно, если данная информация будет поступать 2 раза в месяц.
Это вполне объяснимо: если у магазина большой товарооборот, то он осуществляет закупки по более низким ценам, чем небольшие торговые точки. Поэтому, если крупные торговые компании будут вести грамотную ценовую политику, то они могут быть уверены, что в 90% случаев стоимость их товаров будет ниже, чем у их более мелких конкурентов. Также, нельзя сбрасывать со счетов неразумность больших затрат, которые неизбежны при неоправданно частом проведении аналитики цен по нескольким тысячам позиций
Данный вариант является самым простым, хотя и имеет ряд недостатков. Конечно, цены, представленные в торговом зале, не являются коммерческой тайной, их могут видеть и фиксировать все посетители магазина, но, как показывает практика, это приводит к неизбежному конфликту с сотрудниками охранной службы. Естественно, что никто не имеет права выгонять вас из торгового зала, но вам будут мешать получить информацию. Поэтому, если вы хотите получить данные таким способом, то вы должны делать это незаметно, чтобы не привлекать внимание работников магазина. Сделать это довольно сложно: человек, который постоянно что-то фиксирует в записной книжке или фотографирует витрины, обязательно привлечет внимание охранников.
Мы бы рекомендовали составить график работы, например, на неделю. Лучше, если вы ежедневно будете работать с одним отделом магазина и заносить данные в таблицу, например, 1-й день – консервы, 2-й день – молочка и т.д. Если такой вариант для вас неприемлем, и вы не можете проводить мониторинг в несколько заходов, то постарайтесь принять вид обычного покупателя и совместите полезное с приятным: сделайте личные покупки и ознакомьтесь с ценами. Если же шопинг нарушает ваши личные планы, остается личное общение с продавцом-консультантом (изобразите любопытного покупателя).
Если вам совершенно некого отправить в соседний магазин, чтобы переписать их цены, можно обратиться в компанию, предоставляющую такую услугу. Вполне возможно, что подобное решение проблемы может оказаться дороже, чем ввод новой штатной единицы, функциональной обязанностью которой будет отслеживание цен конкурентов. Однако, если в торговом зале конкурента будет регулярно появляться один и тот же человек, который что-то записывает, то он довольно быстро привлечет к себе внимание и ему просто не дадут нормально работать.
Данную задачу можно решить не совсем стандартным способом, например, путем привлечения совершенно посторонних людей (школьников, студентов или пенсионеров). Единственное, на что надо обратить внимание – это специфика товаров: пенсионерка, интересующаяся новыми гаджетами, может вызвать подозрения, а в продуктовом супермаркете она не привлечет к себе внимания.
Регулярно мониторьте цены конкурентов. Помните: маленькая торговая компания должна это делать как можно чаще.
Мониторинг конкурентов в Интернет-магазинах
Темпы развития веб-торговли невероятно высоки. Для того чтобы привлечь и удержать клиента и вывести продажи на высокий уровень, надо регулярно мониторить цены своих конкурентов. Существует несколько способов, с помощью которых можно отследить стоимость товаров в других интернет-магазинах:
ТОП-5 сервисов для мониторинга цен конкурентов
Далее мы расскажем вам о функциях сервисов, с помощью которых можно провести мониторинг конкурентов по ценам и познакомим с тарифами на эти услуги, которые, к сожалению, доступны не на всех ресурсах.
DataCrops – это разработчик программ, нацеленных на извлечение различных данных, предлагающий целый ряд продуктов. В арсенале компании есть программа, предназначенная для мониторинга цен конкурентов.
К особенностям ПО от DataCrops можно отнести:
Информации о стоимости услуг DataCrops нет в свободном доступе, но вы сможете её получить, если закажете демо-версию программы.
Prisync – это сервис, с помощью которого интернет-магазины могут проводить мониторинг конкурентов в одной панели управления. Для работы потребуется сделать три несложных действия:
Prisync обладает следующим функционалом:
В Prisync предусмотрено 3 ценовых уровня, с помощью которых можно получить информацию об абсолютно любом количестве конкурентов.
В арсенале Omnia есть 2 продукта, помогающие бизнесменам в формировании и реализации ценовых стратегий.
Прежде всего, Pricewatch, позволяющий отслеживать и проводить сравнительный анализ своих цен с ценами конкурентов. Возможно объединение информации о стоимости товаров и данными о продажах, оценками актуальности продуктов и сведениями об имеющихся запасах, что помогает принимать взвешенное решение.
Функционал Omnia Pricewatch включает:
Dynamic Pricing, еще один продукт Omnia, позволяющий провести автоматизацию цен с учетом данных, собранных алгоритмом программы.
Особенности Dynamic Pricing:
Для того чтобы узнать стоимость продуктов Omnia, вам потребуется связаться с разработчиками, так как этой информации нет в свободном доступе.
Price2Spy – это облачная платформа, позволяющая проводить мониторинг конкурентов по ценам. Для её использования не нужно специальное программное обеспечение или запуск собственного сервера. Особенности платформы:
Благодаря тому, что Price2Spy основан на применении облачных технологий, он очень прост в использовании. Вам надо всего лишь указать сайты, которые вы запланировали для мониторинга. Если вы еще не выявили своих конкурентов, то Price2Sp сделает это за вас.
Для полноценного отслеживания стоимости товаров и выявления его наличия на складе инструменту необходимы только URL-адреса этих продуктов.
Price2Spy предусматривает использование демо-версии в течение 30-ти дней, по истечении которых можно выбрать подходящий тарифный план (базовый или премиум).
Премиум позволяет отслеживать любое количество конкурентов и использовать расширенный функционал, который включает многократный мониторинг конкурентов, оперативное уведомление об изменении цен, содержательные удобные отчеты и регулярные рассылки (1 раз в сутки). Стоимость пакета зависит от количества отслеживаемых URL-адресов, например, при отслеживании ста URL-адресов надо заплатить 40 долларов в месяц, что, по сути, довольно дорого.
Skuuudle – это облачная платформа, позволяющая проводить мониторинг конкурентов по ценам. В течение 12 лет данная платформа помогает компаниям отслеживать конкурентов и проводить сравнительный анализ стоимости товаров. Каждый месяц через нее проходят данные с более чем трёх тысяч интернет-ресурсов, и отслеживается более полутора миллиардов цен на различные товары.
Skuuudle предлагает несколько тарифных планов:
Во всех тарифных планах предусмотрены автоматическое сравнение товаров и доступ к несложной панели аналитики. Кроме этого, клиентам гарантирована техническая поддержка по электронной почте или по телефону.