для чего мы выполняем морфологический разбор причастия
Морфологический разбор причастия
Морфологический разбор причастия — это определение постоянных и непостоянных грамматических признаков причастия, обладающего свойствами глагола и прилагательного.
Укажем план морфологического разбора причастия. Приведем образцы разбора причастий, имеющих разную грамматическую форму в предложении.
В русском языке причастие имеет характерные для него признаки, отличающие его от других глагольных форм. Прежде чем выяснить это, вспомним, что такое причастие.
Признаки глагола и прилагательного у причастия
Как глагольная форма, причастие имеет постоянные признаки:
От имени прилагательного причастие, обозначающее признак, связанный с действием, восприняло непостоянные грамматические признаки:
Хотя причастия образуются от глаголов с помощью формообразующих суффиксов, учтем, что начальная форма у причастия такая же, как и у имени прилагательного.
Страдательные причастия образуют полную и краткую форму, подобно качественным прилагательным.
Сравним:
Учитывая все указанные грамматические особенности этой глагольной формы, составим план морфологического разбора.
План морфологического разбора причастия
I. Часть речи. Общее значение (вопрос, от какого глагола образовано, начальная форма)
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Приведем образцы разбора действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, а также страдательных причастий в краткой форме.
Образцы морфологического разбора причастий
Во дворе к нам бросился лающий пёс.
I. Лающий — это причастие, обозначает признак по действию и отвечает на вопрос какой?
Образовано от глагола «лаять». Начальная форма лающий.
а) постоянные признаки:
В небе мы с трудом различаем улетевшего голубя.
I. Улетевшего — это причастие, обозначает признак по действию и отвечает на вопрос какого?
Образовано от глагола «улететь». Начальная форма улетевший.
б) непостоянные признаки:
Чтобы не загрязнять почву, необходимо обратить внимание на состав используемых удобрений.
I. Используемых — это причастие, обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос каких?
Образовано от глагола «использовать». Начальная форма — используемый
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Приглушенный воем ветра стук колес убаюкивал пассажиров поезда.
I. Приглушенный — причастие, обозначает признак действия, отвечает на вопрос какой?
Образовано от глагола «приглушить». Начальная форма приглушенный.
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки
Спортсмен едва видим в облаке водяных брызг.
I. Видим — это причастие, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос каков?
Образовано от глагола «видеть». Начальная форма видимый
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Если в перелете на юг ласточка застигнута морозом, она впадает в спячку.
I. Застигнута — причастие, обозначает признак действия, отвечает на вопрос какова?
Образовано от глагола «застигнуть». Начальная форма застигнутый.
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки
Все поле засеяно цветущей душистой гречихой.
I. Засеяно — причастие, обозначает признак действия, отвечает на вопрос каково?
Образовано от глагола «засеять». Начальная форма засеянный
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Видеоурок «Морфологический разбор причастий (7 класс)»
Урок русского языка на тему «Морфологический разбор причастия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока № 67
Морфологический разбор причастия.
Урок открытия новых знаний
1) систематизировать знания о грамматических признаках причастия;
2)познакомить ребят с порядком морфологического разбора;
3)научить производить морфологический разбор причастия
4)развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
5) воспитывать любовь к русскому языку.
Уметь выполнять грамматические разборы.
Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
Беседа, словарный диктант, тестирование, практические задания.
Учебник, печатные карточки
Подготовка учащихся к усвоению материала
мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее
2. Актуализация знаний.
— Что такое причастие?
— Вы знаете, что причастие долгое время считали особой формой глагола. Почему?
— Но потом выяснилось, что оно имеет и признаки прилагательного. Какие?
— Причастие разделилось на 2 группы. Какие?
-Оказалось, что у причастия могут быть разные суффиксы. Какие суффиксы у действительных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени? Какие суффиксы у страдательных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени?
— Приведите примеры на данное правило.
Авиационный, невинный, змеиный, таинственный, чинный, естественный, ослиный, старинный, мгновенный, истинный, безукоризненный, туманный, больной, льняной, кожаный
Фонетический разбор: образ
Морфемный разбор: находился, чистейшая
Изучение нового материала
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
4. Изучение нового материала.
-Ребята, вы уже знаете, как выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. А сегодня мы с вами узнаем, как выполняется морфологический разбор причастия. Поэтому тема нашего урока – это…
Какую цель мы с вами ставим на уроке?
Правильно, но перед тем, как начать выполнять морфологический разбор причастия, давайте познакомимся с планом разбора. Откройте учебники, с.65. Ознакомьтесь с планом разбора. (учащиеся читают план разбора вслух по очереди).
Вы, надеюсь, заметили, что порядок разбора причастия тот же, как и у других самостоятельных частей речи: определение части речи, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) и синтаксическая роль слова.
Откройте с.66. Вам дан образец разбора причастия.
Вот мы с вами и познакомились с порядком морфологического разбора причастия.
Первичное закрепление знаний
новых знаний. Контроль и самоконтроль
5. Первичное закрепление нового материала.
— Фронтальная работа с классом.
Читаем предложение и записываем предложение в свои тетради.
Лес, давно уставший от осени, ждёт снега.
Находим причастие и выполняем его морфологический разбор. ( учитель у доски, учащиеся в тетрадях)
I. лес ( какой?) уставший
Пост.призн.: действ.пр., прош.вр., сов.в.
Непост.призн.: И.п., ед.ч., м.р.
III. Какой лес? уставший.
Ребята, хорошо мы с вами работаем. Давайте немножко отдохнём, восстановим силы для дальнейшей работы.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
7. Закрепление нового материала.
Обратите внимание на карточки. Перед вами 3 предложения. (ребята читают).
Берёзы покрыты золотой листвой, сверкающей на солнце.
На пожелтевшей траве лежали разноцветные листья.
Очень красивы клёны , одетые в багряную листву.
Вы будете работать по вариантам. (1, 2, 3 варианты). Ваша задача: каждый вариант списывает своё предложение и выполняет морфологический разбор выделенного причастия. (один учащийся от каждого варианта работает у доски).
— Так что необходимо знать при выполнении морфологического разбора причастия?
На карточке записаны части предложений.
— Дома смотрелись как новые
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
Информация о домашнем задании
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок русского языка на тему «Тире между подлежащим и сказуемым»
Урок русского языка на тему «Синтаксический разбор сложного предложения»
Звуки и буквы «Г» и «К»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Предложение»
Тест по русскому языку на тему «Сложносокращённые слова»
Мониторинг контрольного среза по русскому языку
Тематический урок по русскому языку «День матери»
Раздаточный материал на тему «Знаки препинания» (9 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5370986 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для чего мы выполняем морфологический разбор причастия
В шестом классе изучается довольно сложная тема «Причастие». В школе принято считать причастие особой глагольной формой и выделять его в особую группу частей речи. У причастия совмещены признаки глагола и прилагательного.
Ошибочно у причастия пытаются найти спряжение, которое определяется только у глагола. Затруднения связаны и с определением начальной формы, и синтаксической роли.
Сначала обозначим самые распространённые «ловушки», в которые попадает школьник при морфологическом разборе причастия.
Нельзя разбирать причастие вне контекста, поэтому нужно выписать определяемое слово, от которого зависит полное причастие, или слово-подлежащее при краткой форме причастия.
Существительные легко опознаются в предложении, так как выполняют функцию подлежащего (будущее, заведующий, раненый, настоящее, подсудимый, вычитаемое), например: Учащиеся 8-х классов пришли на линейку в актовый зал.
В предложении краткие причастия всегда являются частью составного именного сказуемого, полные причастия могут быть согласованными одиночными или распространёнными определениями, а также обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.
План морфологического разбора причастия
1. Часть речи и общее грамматическое значение, от какого глагола образовано.
2. Начальная форма (Им.п., ед.ч, м.р.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
— разряд,
— время,
— вид,
— возвратность.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной или краткой форме (у страдательных),
— падеже,
— числе,
— роде (только в единственном числе).
Попробуем показать все возможные варианты морфологического разбора причастий, предупредить возможные неверные решения. Для этого мы воспользуемся предложениями из рассказа Виктора Астафьева «Капалуха» (так называют самку глухаря). Для удобства предложения пронумерованы.
(1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку.
(2)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником.
(3)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники называют её капалухой).
(4)Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем.
(5)Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка.
(6)В хатке утеплённое мхом гнездо.
– (7)Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
(8)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю.
– (9)А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, – сказал подошедший учитель.
– (10)Всё, каждую капельку. – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, крикнул: «А ну пошли стадо догонять!»
(11)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой, но вся она была настороже, вся напружинена.
Образцы разборов
(1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную 3 деревьями просеку.
заваленную 3
2. Начальная форма: заваленный
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной форме (у страдательных),
— Вин. падеже,
— ед. числе,
— ж. роде.
3. Просеку (какую?) заваленную деревьями (согласованное распространённое определение).
(2)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый 3 бледнолистым доцветающим 3 черничником.
затянутый 3
2. Начальная форма: затянутый
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной форме (у страдательных),
— Им. падеже,
— ед. числе,
— м. роде.
3. Бугорочек (какой?) затянутый бледнолистым доцветающим черничником (обособленное определение, выраженное ПО).
доцветающим 3
2. Начальная форма: доцветающий
Постоянные (П.п.):
— действительное,
— настоящее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— Тв. падеже,
— ед. числе,
— м. роде.
3. Черничником (каким?) доцветающим (неоднородное определение, входящее в состав ПО).
(3)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными 3 крыльями бегает кругами глухарка (охотники называют её капалухой).
распущенными 3
2. Начальная форма: распущенный
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной форме (у страдательных),
— Тв. падеже,
— мн. числе.
3. Крыльями (какими?) распущенными (согласованное одиночное определение).
свито 3
2. Начальная форма: свитый
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— краткой форме (у страдательных),
— ед. числе,
— ср. роде.
3. Оно (каково?) было свито (составное именное сказуемое).
выдавшимся 3
2. Начальная форма: выдавшийся
Постоянные (П.п.):
— действительное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— возвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— Тв. падеже,
— ед. числе,
— м. роде.
3. Корнем (каким?) выдавшимся из земли (согласованное распространённое определение).
(5)Обросшая 3 мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая 3 седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта 3 в сторону черничного бугорка.
обросшая 3
2. Начальная форма: обросший
Постоянные (П.п.):
— действительное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— Им. падеже,
— ед. числе,
— ж. роде.
3. Хатка (какая?) обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже (обособленное определение, выраженное ПО).
затянутая 3
2. Начальная форма: затянутый
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной форме (у страдательных),
— Им. падеже,
— ед. числе,
— ж. роде.
3. Хатка (какая?) затянутая седыми космами (обособленное определение, выраженное ПО).
приоткрыта 3
2. Начальная форма: приоткрытый
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— краткой форме (у страдательных),
— ед. числе,
— ж. роде.
3. Хатка (какова?) была приоткрыта (составное именное сказуемое).
(6)В хатке утеплённое 3 мхом гнездо.
утеплённое 3
2. Начальная форма: утеплённый
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной форме (у страдательных),
— Им. падеже,
— ед. числе,
— ср. роде.
3. Гнездо (какое?) утеплённое (согласованное распространённое определение).
– (7)Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший 3 рядом со мною.
стоявший 3
2. Начальная форма: стоявший
Постоянные (П.п.):
— действительное,
— прошедшее,
— несовершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— Им. падеже,
— ед. числе,
— м. роде.
3. Мальчишка (какой?) стоявший рядом со мною (обособленное определение, выраженное ПО).
разброшены 3
2. Начальная форма: разброшенный
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— краткой форме (у страдательных),
— мн. числе.
3. Крылья (каковы?) разброшены (составное именное сказуемое).
– (9)А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся 3 птицам, – сказал подошедший 3 учитель.
зарождающимся 3
2. Начальная форма: зарождающийся
Постоянные (П.п.):
— действительное,
— настоящее,
— несовершенный вид,
— возвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— Д. падеже,
— мн. числе.
3. Птицам (каким?) зарождающимся (согласованное одиночное определение).
подошедший 3
2. Начальная форма: подошедший
Постоянные (П.п.):
— действительное,
— прошедшее,
— несовершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— Им. падеже,
— ед. числе,
— м. роде.
3. Учитель (какой?) подошедший (согласованное одиночное определение).
– (10)Всё, каждую капельку. – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых 3 впервые в жизни, крикнул: «А ну пошли стадо догонять!»
произнесённых 3
2. Начальная форма: произнесённый
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной форме (у страдательных),
— Р. падеже,
— мн. числе.
3. Слов (каких?) произнесённых впервые в жизни (обособленное определение, выраженное ПО).
напружинена 3
2. Начальная форма: напружиненный
Постоянные (П.п.):
— страдательное,
— прошедшее,
— совершенный вид,
— невозвратное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— краткой форме (у страдательных),
— ед. числе,
— ж. роде.
3. Она (какова?) была напружинена (составное именное сказуемое).
Разбор № 3. Морфологический разбор причастия.
Порядок разбора причастия.
I.Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Постоянные признаки:
а) действительное или страдательное;
Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий);
б) падеж (у причастий в полной форме);
III.Синтаксическая роль.
Порядок разбора.
Пояснения.
I.Часть речи. Общее значение. Вопрос.
Причастие. Обозначает признак предмета по действию. Какой? Что делающий? Что сделавший?
II.Морфологические признаки.
Постоянные признаки:
А) Разряд по значению (действительное или страдательное);
Б) время;
В) вид;
Г) возвратность.
Непостоянные признаки:
А) полная или краткая форма;
Б) падеж;
В) число;
Г) род (в ед.ч.).
Начальная форма: ед.ч., м.р., И.п.)
Время – только настоящее и прошедшее.
Несовершенный вид: что делающий, что делавший, что с ним делают?
Совершенный вид: что сделавший? что с ним сделали?
Краткая форма бывает только у страдательных причастий.
Падеж – по падежу определяемого слова.
Род можно определить только в единственном числе: мужской, женский, средний.
III. Синтаксическая роль.
Чаще всего – определение, но может быть и другими членами предложения.
Причастие в краткой форме – всегда сказуемое.
Образцы морфологического разбора.