для чего на руси пастухи играли в рожок

Удивительный музыкальный инструмент рожок

Давайте вспомним простого русского человека. Он живёт в избе, спит на печи, ест блины на завтрак и увлекается любимым делом. Но какая у него профессия? Наверняка вам сразу представится фермер или землекоп, косарь, извозчик или, разумеется, пастух.

Такой род деятельности требовал аккуратности ответственности и внимательности. Со словом «пастух» с давних времён ассоциируется уникальный музыкальный инструмент – рожок, о котором мы и поговорим сегодня.

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Происхождение и история

Относительно происхождения музыкального рожка возникает не так много споров, как, например, по поводу русской гармоники или гуслей. Изобретён он был там, где было развито земледелие и скотоводство. На роль родины претендует и Польша, и Чехия, и Финляндия, и даже Греция.

Интересным фактом является то, что в качестве развлечения рожок стал использовать всего три-четыре столетия назад. Для викингов он служил средством коммуникации: так собирали воинов для отправления в очередной поход.

Упоминание об этом инструменте на Руси относится к третьей четверти восемнадцатого века. Уже тогда авторы книг и летописей пытались убедить народ в исконно русском происхождении рожка. Как мы поняли, это не совсем так, хотя заслуга наших предков в «очеловечивании» инструмента всё-таки присутствует.

Знаете ли вы, что этот аэрофон нередко называют «владимирским»? Это связано с тем, что первый рожковый хоровой концерт был исполнен именно во Владимире. А сейчас такое название носит отдельный подвид, с которым мы сегодня ещё познакомимся.

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Что такое пастуший рожок, и из чего его изготавливают?

Рассматриваемый инструмент является ярким представителем национальной культуры. И хотя создан он был не в нашей стране, но и на территории Древней Руси приобрёл популярность.

Итак, что такое рожок? По внешнему виду это трубка конической формы, имеющая расширение на конце, которое называется раструбом. Оно обеспечивает хорошее прохождение звука и яркие интонации. На корпусе аэрофона имеется шесть отверстий. Их поочерёдно или вместе зажимает музыкант, для того чтобы издавать красивую мелодию.

Материалом, из которого изготавливается инструмент, чаще всего является береста, клён или кора можжевельника. Примечательно, что в давние времена умельцы отдавали предпочтение именно можжевельниковым рожкам, считая их более прочными и долговечными. В наше время ситуация почти не изменилась, поэтому товар из берёзы стоит дешевле, чем из другой породы дерева.

Предназначение пастушьего рожка, как на нём играть?

Чтобы хорошо играть на этом народном инструменте и не выглядеть глупо на фоне других пастухов, человеку требовался сильный дыхательный аппарат. Получить ровный звук, а тем более сыграть мелодию, было непросто, так что это занятие требовало месяцев или даже нескольких лет тренировок.

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Рожок имеет три основных направления использования. Первое – это его прямое назначение, то есть громкий и ясный звук для сбора скота. Инструмент звучит хорошо, но при этом не грубо, поэтому овцы или козы не боятся, а наоборот, приходят на зов своего хозяина.

Второе направление – обрядовое использование. Музыкальный инструмент рожок служил не только для развлечения народа, но и для проведения национальных праздников. Без песни рожка не проходило, например, празднование Нового года и Рождества. Также без него не обходились во время Масленицы или танцевальных традиций.

И последнее назначение пастушеского инструмента – песенное. Ещё пару веков назад людям не надо было большего, чем выйти в выходной день на улицу и поплясать под песню громогласного рожка. Таланты, умеющие играть на нём, пользовались огромной популярностью.

Чтобы научиться исполнять музыку на пастушеском рожке, советуем вам натренировать лёгкие, которым предстоит огромная работа. Для этого можно позаниматься плаваньем, бегом или дыхательной гимнастикой.

В остальном технология игры на нашем инструменте схожа с флейтой, однако усилий нужно прилагать гораздо меньше. По очереди зажимая отверстия в корпусе, вы получите мелодию, находящуюся в пределах двух октав.

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Разновидности пастушьего рожка

Казалось бы, такой незамысловатый аэрофон не должен иметь сложных вариаций. Однако это не совсем так. Загадка рожка состоит в том, что его виды имеют одинаковую «оболочку», но разное предназначение. Давайте же в этом разберёмся.

Первый подвид аэрофонов – это «полубасок». Он применяется для сольного исполнения композиций. Именно этот духовой инструмент использовался нашими предками во время гуляний и концертов. Такой рожок имеет длину до 55-60 см и хороший диапазон звучания, позволяющий музыканту выдавать виртуозные музыкальные фигуры.

И вторая разновидность инструмента – рожки для игры в ансамбле. Интересным фактом является то, что они гармонично сочетаются и с балалайкой, и с фортепиано, и с ударными инструментами. В народе они получили название «визгунок», а более официально именуются «басками». Так их прозвали и за миниатюрные размеры: длина такого рожка не превышает 25-30 см.

И конечно же, нельзя обойти стороной местные виды этого духового инструмента. Помимо уже известных нам владимирских, изобретены костромские, суздальские, новгородские, ярославские и другие. Жители этих регионов привносят что-то новое в инструмент рожок, придавая ему неповторимость и изысканность.

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Заключение

Итак, мы познакомились с таким близким каждому из нас музыкальным инструментом как песенный рожок. Сегодня его мелодию нечасто можно услышать со сцен концертных залов, но, тем не менее, вы найдёте сольные или ансамблевые выступления рожка.

А чтобы не забывать о том, насколько трудолюбивы и виртуозны были наши предки, советуем вам купить пастуший рожок в магазине музыкальных инструментов. Там вы можете найти не только простые деревянные виды, но и многочисленные товары с рисунками, придуманными очень давно. Ведь играть на таком аэрофоне не только интересно, но и очень полезно.

Источник

Рожок – древний духовой музыкальный инструмент

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Рожок представляет собой конической формы трубу, состоящую из двух половин, скреплённых берестой, расширяющуюся на конце, то есть имеющую раструб.

Он способствует правильному течению звука и обеспечивает глубокую тональность.

Что такое пастуший рожок и из чего его изготавливают

Изготавливают инструмент, как правило, из бересты, клёна и можжевеловой коры.

Во время игры музыкант по очереди или одновременно зажимает отверстия, расположенные на теле рожка.

Наиболее предпочтительным сырьём для изготовления всегда являлся можжевельник, поскольку он считался самым надёжным и прочным материалом.

По сей день мнение умельцев не изменилось. По этой причине изделия из бересты и клёна уступают в цене можжевеловым рожкам.

Происхождение и история рожка

Происхождение рожка не вызывает много дискуссий.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что данный музыкальный инструмент был изобретён на территориях, на которых развито земледелие и скотоводство.

Предположительно, родной землёй рожка могут являться Финляндия, Чехия, Польша или даже Греция.

Примечательно, что развлечением игра на рожке стала примерно 300-400 лет назад. Викинги использовали духовой инструмент в качестве средства коммуникации.

Звук рожка служил для воинов сигналом для отправления в поход.

Первое упоминание инструмента на Руси можно отнести ко второй половине восемнадцатого века.

Летописцы и другие авторы стремились к олицетворению рожка как исконно русского инструмента. Однако как мы упоминали выше, прошлое инструмента уходит корнями к другим территориям.

Впрочем, наши предки сыграли свою роль в истории аэрофона.

Как выглядит рожок — конструкция

Как упоминалось ранее, рожок имел конический корпус с раструбом в конце.

На стволе инструмента расположены 6 отверстий: одно из них сверху, а остальные снизу.

Мундштук вырезается в верхнем конце корпуса и представляет собой углубление.

Типы рожков

Классификация по исполнению: для сольной и для ансамблевой игры

Ансамблевые типы русского рожка:

Касательно октавы «визгунок» и «бас» настроены относительно друг друга.

Любопытно, что звучание ансамблевых рожков отлично сочетается и с балалайкой, и с ударными, и с фортепиано.

Рожки для сольной игры бывают средней длины 50‐60 см. Народ решил дать такому рожку название «полубасок».

Важно отметить, что именно «полубасок» наши предки брали на гуляния и выступления. Звуковой диапазон такого рожка способствует рождению сложных витиеватых мелодий.

Обратим ваше внимание на существовании ещё одной классификации рожков в рамках территории России — по регионам.

Народ, проживающий на разных территориях долгие годы вносил свою лепту в облик своих рожков, делая их уникальными.

Таким образом появились суздальские, новгородские, костромские и калужские, владимирские и тверские рожки. На последних двух мы остановимся подробнее, как на самых распространённых.

Владимирский рожок

Понятие «владимирский» рожок появилось во второй половине девятнадцатого века.

Появление данного термина стало следствием достижений рожечников из Владимирской области. Хор выступал на праздниках, свадьбах и прочих гуляниях под руководством Николая Васильевича Кондратьева.

Однажды рожечники выступали в Нижнем Новгороде на Макарьевской ярмарке, где их заприметил А. И. Картавов. Антрепренер попросил музыкантов выступить в Петергофе. Сам Александр III присутствовал на их выступлении.

После того, как концерт владимирской гостей был высоко оценен петербургской публикой, Кондратьев и его хор выехали за границу. Мелодии русских рожечники звучали на их выступлениях в Париже, Брюсселе, Гааге и в Берлине.

Необычно одетые и талантливые русские музыканты покорили европейскую публику. Об их успехе тогда написало множество газет.

На пластинки игра хора была записана в 1910 году.

Тверской рожок

Тверской рожок — наиболее распространённая разновидность рожков в России.

Благодаря Сергею Старостину и Михаилу Горшкову и их экспедициям в Тверскую область, инструмент стал считаться самым универсальным типом рожка.

Способ изготовления тверского аэрофона уходит корнями ещё в период освоения русскими территорий Верхней Волги. Кроме того, его никогда не касалась музыкальная промышленность.

Тверской пастуший рожок — инструмент кустарного производства. К слову, современные пастухи до сих пор активно используют тверской рожок в своей нелёгкой работе.

Колодка такого рожка изготавливается из груши, которая является особо звонким деревом. Сейчас поверхность колодки защищена от воздействия окружающей среды благодаря покрытию её специальным масляным составом.

Тверской рожок имеет 5 игровых отверстий раструб, сделанный из натурального коровьего рога и традиционный тростниковый пищик открытого типа.

Пастуший рожок

Рожок уже давно является неотъемлемым атрибутом для пастуха.

Раньше рожок изготавливали из рогов коров и козлов. Отсюда необычное название музыкального духового инструмента.

Вы когда-нибудь задумывались, как один пастух умудряется следить за огромным стадом и возвращать всех пасущихся парнокопытных назад? Оказывается, при помощи игры на рожке это сделать гораздо проще, чем при использовании кнута.

Рожок пастуха оказывает необычное влияние на стадо. Скот на удивление охотно подчиняется его зову.

Кроме того, данный музыкальный инструмент многие годы использовался в качестве своеобразного средства коммуникации, с помощью которого пастухи могли общаться друг с другом на довольно больших расстояниях.

Славянский духовой музыкальный инструмент

Постепенно с ходом времени пастушьи рожки «эволюционировали» из сигнального средства в полноценный духовой музыкальный инструмент, обожаемый русским народом.

Люди Древней Руси любили танцевать под глубокие, но в то же время заводные мелодии рожка, которые со временем стали неотъемлемой частью гуляний и празднеств.

Сольные выступления умельцев нередко сопровождались пением, хороводами и танцами. Многим хотелось вплести часть своей души в прекрасную мелодию.

Таким образом в народном лексиконе появилось новое наименование — «рожечник». Этим нехитрым словом стали называть музыкантов, владеющих навыками игры на рожке.

Кроме того, рожечники являлись не только исполнителями наигрышей, но и композиторами, способные сочинять сложные музыкальные композиции.

Интересным фактом о рожке является и то, что он всегда был преимущественно мужским музыкальным инструментом. Объясняется это изрядным напряжение во время игры дыхательной системы, что представительницам прекрасного пола даётся сложнее.

Как звучит рожок

Звук и мелодию рожка можно назвать сильной и звонкой, но мягкой, глубокой и приятной для слуха.

Звуковой диапазон рожка составляет десяток нот, путём чередования которых рождается огромное множество чудесных композиций.

Заключение

Пастуший рожок — особенный объект традиционной культуры, являющийся и средством связи, и музыкальным инструментом. Его смело можно назвать символом гармонии человека с природой, народной общности и веселья.

В материале использованы фотографии из личного архива Евгения Ербенева. Ютуб-канал музыканта также посвящён народным инструментам

Источник

Рожок

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Среди многообразия музыкальных инструментов не так много найдется исконно русских. Один из них – деревянный рожок, прошедший путь от верного спутника пастухов до полноценного участника народных ансамблей, оркестров.

Что такое рожок

Рожок – русский народный инструмент, сделанный из дерева (в старину материалом служила древесина березы, клена, можжевельника). Относится к группе духовых. Ближайшие «родственники» – охотничий рог, пастушечья труба.

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Первоначально исполнял функцию не музыкальную: служил для привлечения внимания, подачи звукового сигнала в случае опасности. Был распространен среди пастухов, сторожей, воинов. Намного позднее начал использоваться для воспроизведения танцевальных, песенных мелодий.

Диапазон рожка примерно равен октаве. Профессионалы умудряются извлекать 7-8 звуков, любителям доступно максимум 5. Звучит инструмент ярко, пронзительно.

Устройство инструмента

Предмет выглядит предельно просто: конической формы деревянная трубка, оснащенная шестью небольшими отверстиями. Поочередно закрывая отверстия, умелец извлекает звуки нужной высоты.

Верхняя, узкая часть, заканчивается мундштуком – элементом, отвечающим за извлечение звуков. Широкая нижняя часть называется раструбом. Раструб обеспечивает звуку хорошее прохождение, отвечает за яркие интонации.

Длина инструмента различная (в пределах 30-80 см).

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

История происхождения

Имя создателя рожка неизвестно, как и время появления. Его изначальная функция, подача сигналов пастухами, позволяет предполагать: первыми регионами распространения рожковых инструментов были территории, занятые скотоводами, земледельцами (современные земли Польши, Чехии, Финляндии).

Развлечением рожок стал несколько столетий назад. Конусообразную конструкцию применяли при проведении обрядов, свадеб, народных гуляний.

Первые документальные упоминания в России об инструменте датированы второй половиной XVIII века. Но распространился на территории страны он гораздо раньше. В этих письменных свидетельствах уже говорится, что инструмент широко распространен на всей территории Российского государства, по большей части среди крестьянского населения.

Пастуший рожок изготавливали по тому же принципу, что и пастушеские рога: скрепляли половинки корпуса между собой берестой. Существовал однодневный вариант: пастух мастерил его из ивовой коры. Снимая ивовую кору, плотно скручивали ее по спирали, получая дудку. Одноразовой она называлась, так как звучала до тех пор, пока кора не высохнет. Задумка инструмента-однодневки принадлежала крестьянам Тульской области.

Рожок был представлен миру, как исконно русский инструмент, в XIX веке. Этот период ознаменован созданием Хора владимирских рожечников (руководитель – Н.В. Кондратьев). Первоначально ансамбль выступал в пределах собственной губернии, затем был приглашен для выступлений в столицу.

В конце XIX столетия хор Кондратьева дал концерты в Европе. Каждому выступлению сопутствовал небывалый успех. Именно тогда русский рожок прочно закрепился в ансамбле народных инструментов. В начале ХХ века репертуар владимирского хора записали на граммофонные пластинки.

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожокТверской

Разновидности

Классификация проводится по двум основным признакам: исполнению, региону распространения.

По исполнению

По региону

Регионы, где распространился рожок, усовершенствовали конструкцию в соответствии с собственным фольклором. Сегодня выделяют следующие разновидности:

Наибольшую популярность приобрел владимирский вариант – благодаря деятельности вышеописанного Хора владимирских рожечников. Именно творческая деятельность Н.В. Кондратьева послужила славе рожка, его переходу от инструмента пастухов к ансамблевой игре.

Использование

Пастухи уже давно не пользуются рожками. Место этого инструмента сегодня – в русских народных ансамблях, оркестрах. Достаточно и сольных исполнителей, мастерски управляющихся со сложной в использовании конструкцией.

В программе концертов народных ансамблей, имеющих в составе рожечников, самая разнообразная музыка: лиричная, плясовая, солдатская, шуточная, свадебная.

Как играть на рожке

Играть достаточно сложно. Инструмент примитивен, извлечь из него нужный звук непросто. Понадобится серьезная практика, тренировка дыхания. Даже просто получить красивый ровный звук сразу не выйдет, потребуются месяцы подготовки.

Конструкция приспособлена к прямым звукам, без трелей, переливов. Часть виртуозов приспособилась исполнять тремоло, но это требует огромного профессионализма.

Чистота тона, громкость звука напрямую зависят от силы подачи воздуха. Звучание изменяют, поочередно зажимая расположенные на корпусе отверстия.

Технология игры схожа с флейтой.

Источник

Почему пастухи всегда были с дудочкой

для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть фото для чего на руси пастухи играли в рожок. Смотреть картинку для чего на руси пастухи играли в рожок. Картинка про для чего на руси пастухи играли в рожок. Фото для чего на руси пастухи играли в рожок

Дудочка на Руси всегда была непременным атрибутом пастуха, сколько бы лет тому не было – восемь, восемнадцать или сорок восемь. Впрочем, в Древней Руси пастух не мог быть молоденьким парнем или мальчиком, такому доверили бы разве что пасти семейный скот или сделали бы помощником пастуха, потому что пастух должен быть опытным.

Он должен был знать, в какой местности растёт хорошая трава, а где – крайне вредный для коров клевер, от которого они могут за десять минут «полечь»; каким путём гнать скот, чтобы стадо не зашло на клеверные поля; где коровам удобнее спускаться на водопой; как отбить овцу от волков, как вытащить телёнка из болота и что делать, если корова начала телиться.

Поскольку от здоровья скотины часто зависела жизнь целых поселений, пастуха выбирали придирчиво, а профессия эта была на Руси ответственной. При этом эти серьезные и ответственные люди всегда носили с собой дудочку.

Дудочка – сигнал для стада

Свободного времени у пастуха было много, нужно было чем-то занять руки и разум. При этом серьёзными занятиями следовало пренебречь в угоду основному – необходимо было внимательно следить за стадом, буквально не сводя с него глаз.

Простую дудочку можно было сделать довольно быстро из подручных средств, а рожок – из бересты, а чтобы научиться сносно играть времени было предостаточно – с апреля, когда скот начинали выгонять на выпас, и до поздней осени.

Не стоит забывать, что звуки дудочки или рожка для скотины звучали как сигналы, по которым она привыкала собираться в стадо, идти на водопой или тянуться ближе к дому. С помощью дудочки можно было в поле подавать сигналы и пастушьим собакам, которые помогали собирать стадо.

Звук рожка – предупреждение

Услышав звуки пастушьей дудочки, хозяева знали, где находится их скот, а дикие звери получали сигнал, что стадо находится под бдительной охраной.

Магический предмет

Но главная функция, которую нёс этот несложный музыкальный инструмент в языческой Руси, была функция сакральная – с помощью пастушьей дудочки пастух якобы «договаривался» с лесными духами, чтобы дикие звери не трогали стадо, и заговаривал скот, чтобы тот был здоров, набирал вес и не терялся.

Суеверные люди думали, что если в пастушью дудку вложить клок шерсти скотины, то стадо обязательно будет слушаться пастуха и по его сигналу придёт домой. Разумеется, чтобы дудка продолжала звучать, шерсть приклеивали к ней кусочком воска снаружи или закладывали за внешние декоративные элементы (А. А. Плотникова «Магия звука в славянской скотоводческой обрядности).

После принятия православия суеверия никуда не делись, а просто изменились – даже в советские времена архангельские крестьяне считали, что дудочка, к которой прилеплен кусочек от красной пасхальной свечи, быстрее соберёт скот домой.

Дудочке приписывали магические свойства – в некоторых местах Великороссии считалось, что на каждый сезон пастух должен делать новую дудку и пасти стадо с ней, а осенью инструмент следовало уничтожить, сжечь.

На Русском Севере были чрезвычайно распространены заговоры скота – от заговора «на первый выгон» до заговоров на то, чтобы скотина возвращалась домой по первому зову пастушьей дудочки.

Договор с лешим — стаду прибыток

Надо принимать во внимание, что пастухами часто становились калеки, которые не могли наравне с остальными мужчинами трудиться в поле, имели изъяны от рождения, например, были горбаты или одноруки, или получили увечья в течение жизни.

Также в пастухи шли немощные, убелённые сединами старики – всё это придавало им ещё больше таинственности, и в глазах неграмотных крестьян делало пастухов близким к лесным страшилищам – лешему и кикиморе.

Скорее всего, крестьяне считали, что человеку, который и так «одной ногой в могиле» легче договориться с нечистой силой.

Изгоем пастуха делало и его знание трав – такие сведения считались в языческой среде сакральными, их могли знать лишь волхвы. Так что кому ещё договариваться с нечистой силой и лесными зверями, как не колдуну?

Несмотря на некоторую отверженность, пастух в течение срока выпаса скота имел право не только на оплату труда, но и на ночлег в селе, на еду и на тёплую одежду в случае непогоды.

Чужое не трогай

В Карпатских селениях дудочке или рожку (свистку) пастуха придавали очень много значения — считалось, что днём пастух с помощью звуков повелевает лесными чертями и заставляет их себе помогать.

Но ни в коем разе нельзя было дудеть в неё ночью, поскольку ночью пастух уже не был властен над нечистой силой, она могла слететься на звуки пастушьего рожка или на скот могли напасть дикие звери – об этом суеверии писал советский языковед Иосиф Алексеевич Дзендзелевский.

Оружие против чертей

По суевериям крестьян, у пастушьей дудочки было ещё одно важное свойство: она якобы могла отгонять злых демонов и так защищать скот. В некоторых сёлах, перед первым выпасом пастухи обходили село, изо всех сил играя на специальных дудках – так они отгоняли от скотины болезни, беду и чертей. Иногда такие обходы продолжались каждый день вплоть до середины августа.

А на западе Белорусии с помощью огромных еловых труб расчищали дорогу для скота перед первым выпасом: пастухи, собравшись вместе, проходили путь первыми и изо всех силы дули в трубы, чтобы отогнать нечисть подальше.

Любопытно, что некоторые пастухи не расставались со своими дудочками и рожками даже зимой – в Рождественские колядки они обходили крестьянские дворы и у каждого двора трубили, словно бы отгоняя от скотины чертей; за это хозяева им выносили угощение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *