для чего на въезде в город ставят крест
О поклонных крестах
Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
(тропарь Кресту Господню).
Отрадно видеть возрождение традиций русского Православия в современном мире. Многие верующие, прихожане больших и малых храмов, жители городов, сел, деревень начинают осознавать как это важно – сохранить православную веру,передать духовное начало своим детям и внукам.
Однако у многих людей возникает и ряд интересующих вопросов: откуда и с каких времен на Руси пошла традиция устанавливать Поклонные кресты, какие материалы используются в изготовлении, где они могут быть установлены и какое значение они имеют в духовной жизни населенного пункта?
Поклонный крест – укрепленный над входом или установленный при дороге крест, предназначенный для молитвенных поклонов перед ним. Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, станицы, и другие населенные пункты с молитвенным прошением у Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, о защите поселения сего силою животворящего Креста Господня. Многие крупные города огорожены с четырех сторон поклонными крестами.
По одной из версий первый Поклонный Крест был установлен на Руси святой равноапостольной княгиней Ольгой более тысячи лет тому назад на Киевских горах.
Православные Поклонные Кресты чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье
Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста.
В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий.
Но в чем подлинный смысл Поклонного креста? В первую очередь – это знак благодарности или надежды. У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для
остальных «беженцев», что беда миновала.
Но постольку, поскольку до нашего времени сохранились поклонные кресты XI-XII в.в., то мы заключаем, что традиция сооружать кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовала до нашествия татар. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Кресты в полях и у дорог часто напоминают о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.
Иногда кресты ставили, чтобы было, где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились панихиды по усопшим, молебны и другие службы.
Как и тысячу лет тому назад, Поклонный крест напоминает людям об исконной Православной вере. Многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры.
Лидия Кетова прихожанка Спасо-Преображенского храма (с.Летка)
Епархиальные ведомости 01.09.2011
Крест поклонный
Поклонный крест – монументальное сооружение в виде креста, установленное вне здания, предназначенное для молитвы и поклонения распятому Спасителю.
Поклонный крест могут иметь как восьмиконечную так и четырехконечную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голубец) и прикрепленные иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Изготавливают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами.
Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофу – место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции.
Поклонный крест возводится, как правило, на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и может достигать высоты нескольких метров (4–12 м).
Когда начали устанавливать поклонные кресты на Руси?
Традиция возведения поклонных крестов возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году и возводится ко временам апостола Андрея. Согласно «Повести временных лет» св. Нестора Летописца, во время своего пребывания «на Киевских горах» апостол «сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклонный крест на Руси, тогда еще языческой.
Традиция установления крестов на Русь пришла, по всей видимости, из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. В целом, традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы – как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. Происходила война религиозных символов – кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.
Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна.
С какой целью устанавливаются поклонные кресты?
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест – тем самым, освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых. Кроме того, поклонный крест мог являться знаком духовной войны с язычеством, так было, например, на Севере Руси.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий – от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам.
Часто поклонные кресты устанавливаются на месте уничтоженного или будущего храма и являются его своеобразным заместителем в деле маркировки сакрального пространства.
Ставились и охранные кресты – фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету – скажем, в благодарность за исцеление, по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан (-ина), за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Но были и внерелигиозные цели установки крестов – для ориентировки на местности. Например, многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Каково было отношение к поклонным крестам в советское время?
Советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам, в результате традиция установки крестов на несколько десятилетий прервалась. Кресты разбивались, сжигались, спиливались. Некоторым крестам повезло больше – они выставлялись в музеях как «символы религиозного мракобесия».
Какие молитвенные правила принято совершать около поклонных крестов?
Кресты всегда воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Поэтому возле крестов собирались люди, они устраивали молебны или панихиды — особенно там, где поблизости не было храмов. В случае отсутствия священнослужителя, верующие совершали (и нередко совершают в настоящее время) чтение канонов и акафистов. А, например, у некоторых валаамских паломников и трудников существует традиция читать у поклонных крестов утреннее и вечернее правила, каноны и Последование ко Святому Причащению.
По материалам: статьи Е.М. Гуреева «Поклонные кресты Русского Севера XVI–XVII вв.: обзор отечественной историографии»; статьи П.В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики»; статьи «Поклонные кресты в России: история вопроса» / Православный журнал ФОМА; свободной энциклопедии ВикипедиЯ; открытых источников.
🍀 Что такое поклонный крест, для чего его ставят
Поклонный крест символ Небесного Царства
Восемь окончаний на кресте знаменуют равное количество главных исторических этапов в развитии всего человечества. Восьмое является жизнью будущего столетия, Царством Небесным. Конец, указывающий вверх, символизирует путь в это Царство, открытый Иисусом Христом. Скошенная перекладина говорит о нарушенном равновесии после прихода Сына Божия для всех тех, кто погряз в грехе. Начался новый этап духовного возобновления человечества, выход из тьмы в свет. Косая перекладина отражает именно это передвижение.
Видео
Семиконечный крест
Семь окончаний на кресте с одной верхней перекладиной и скошенным подножием имеют довольно глубокое мистическое значение. Ещё до появления Иисуса Христа священнослужители приносили жертву на золотом пьедестале, присоединённом к освящённому престолу. К примеру, как это сегодня происходит у христиан, через миропомазание.
Следовательно, подножие под крестом символизирует жертвенник Нового Завета. Подобное сходство мистическим образом указывает на священнодействие Спасителя, сознательно заплатившего своими муками, смертью за человеческие грехи. Поклонный крест, состоящий из семи концов, встречается обычно на иконах северного написания, схожие символы в России часто устанавливались на куполах.
Кресты на могилу своими руками: расчет пропорций, замеры
При этом вы разработаете дизайнерскую концепцию и заложите необходимые размеры изделия. Они рассчитываются в соответствии с пропорциями «золотого сечения», характерного для идеального тела человека.
Эта традиция идет из античной древности. Таков был и крест Спасителя, на котором его распяли.
Размеры Если в качестве базовой высоты креста принять значение в 1,618 м., то дальнейшие соотношения должны иметь следующий вид: — длина центральной перекладины будет равняться 1,618 м; — расстояние от нее до верхушки, а также длина верхней планки составят 0,382 м.; — верхняя перекладина должна отстоять от средней на 0,236 м.; — от вершины до первой короткой поперечины расстояние рассчитывается в 0,146 м.; — между нижней косой и основанием нужно отмерить 0,5 м. Только после тщательных измерений и расчетов, а также последующей точной отрисовки эскиза приступайте к созданию макета, по которому впоследствии и можете начинать мастерить сам крест.
Что такое распятие?*
Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.
Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм — так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки — в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.
Подсказка путникам
Приметные кресты предназначались в качестве ориентира для мореплавателей, поэтому их высота доходила до 12 метров. В Древнем Новгороде установка таких поклонных символов положила начало поморскому обычаю. Скорее всего, нигде в России не ставили такого количества крестов, как в прибрежной зоне около Белого моря.
Потомки новгородцев, поселившиеся в этой местности в VIII-IX столетиях, сберегли многие пропорции поклонного креста, а также традиции, поверья домонгольской России. Обычно эти изделия изготавливались из дерева, потому что в северной стороне оно долго стоит. Крест возводился в качестве ориентира на видимых островках, мысах, в месте ловли рыбы.
Виды крестов
Поклонные кресты
Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.
Обетные кресты
Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.
Охранные кресты
Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.
Памятные кресты
Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.
Деление крестов на виды — довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.
С какой целью устанавливаются поклонные кресты?
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест – тем самым, освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых. Кроме того, поклонный крест мог являться знаком духовной войны с язычеством, так было, например, на Севере Руси.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий – от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам.
Часто поклонные кресты устанавливаются на месте уничтоженного или будущего храма и являются его своеобразным заместителем в деле маркировки сакрального пространства.
Ставились и охранные кресты – фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету – скажем, в благодарность за исцеление, по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан (-ина), за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Но были и внерелигиозные цели установки крестов – для ориентировки на местности. Например, многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Как воздвигали Поклонные кресты
Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.
Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.
Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.
Зачем устанавливают кресты при въездах в деревни или города
При въездах в деревни и города в России очень часто можно встретить крест, и многим непонятно, для каких целей при дороге установлен символ христианской веры. Местные жители относятся к святыне с уважением, украшают цветами и свечами, считая своеобразным оберегом населенного пункта. Но изначальное значение поклонного креста, а именно так правильно называется этот памятник, было совсем иным.
Что такое поклонный крест и зачем его ставили во времена Руси
Поклонный крест во времена Руси имел огромное значение для жителей больших и малых населенных пунктов, ведь он являлся своеобразной заменой церкви или храма, если таковых в деревне или городе не было. Устанавливались кресты во время становления христианства.
Когда на определенные территории приходили паломники, проповедуя христианскую веру, и у них получалось язычников обернуть в крещение, крест ставился в качестве «идола», которому верующие могли приходить молиться единому Богу. На месте креста впоследствии воздвигались часовни или храмы. А если церковь строилась в другом месте, то крест переносили на ее территорию со всеми почестями.
Поклонные кресты устанавливали также после великих сражений или набегов врагов в случае, когда уже имеющаяся церковь оставалась разрушенной после трагических событий. Церкви на Руси очень часто горели из-за поджогов или нарушений, допущенных при строительстве, ведь возводились во многих случаев из дерева. На местах «утерянных» церквей воздвигали поклонный крест, символ христианства на территории населенного пункта, к которому верующие могли прийти поклониться и помолиться.
Зачем ставят крести при въездах в деревни и города в наше время
В современной России поклонный крест можно встретить на въезде в любой населенный пункт, независимо от того, построена там церковь или храм, или нет. Таким образом, изначальный смысл христианского символа с веками был напрочь забыт.
Со временем поклонные кресты начали ставить на въездах в населенные пункты для путников. Именно крест на перекрестке указывал, что в скором времени путешественник может найти свет, тепло, кров и еду. У креста можно было помолиться и отдохнуть, что особенно важно для того, кто прошел длинную и сложную дорогу. Но и этот смысл поклонных крестов в наше время достаточно не актуален.
В современной России кресты на въездах в населенные пункты устанавливают сугубо символически, следуя древним традициям, но совершенно не задумываясь над их предназначением.
То, что крест служит защитой для всех живущих в деревне или городе, является оберегом, и установить его нужно именно на перекрестке, где собирается нечистая сила, придумали уже сами люди, следуя своим стереотипам и навязанным суевериям. Церковь подобное отношение к поклонным крестам не одобряет, ведь призывает не верить в существование ведьм, колдунов, злых духов, чертей и других представителей потустороннего мира.
Если крест установлен в качестве оберега, то называть его поклонным не следует, так как формулировка в корне не верна. Поклонный крест служит для преклонения колен, и служит тем, кто не идет в церковь по объективным или субъективным причинам.
Что символизирует поклонный крест и какими они бывают
Во многих регионах России кресты можно встретить не только на въездах в населенные пункты, но и просто установленные вдоль дорог, в чистом поле, в лесу. Иногда такие «памятники» вызывают у путников благоговейный ужас, ведь наталкивают на мысли о загадочности своего происхождения.
Но реагировать таким образом на кресты не стоит, так как помимо поклонных, еще со времен Руси, христиане привыкли устанавливать символы христианства и с другими значениями:
Нельзя все виды придорожных крестов называть поклонными, но исторически сложилось, что именно так их принято звать в простонародье.
Поклонные кресты в России: история вопроса
Приблизительное время чтения: 12 мин.
На волне недавних акций со спиливанием поклонных крестов к этой теме возник общественный интерес. При этом даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.
Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.
Как возникла традиция
Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.
Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы — как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.
Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.
С какой целью?
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов.Это известно из множества житий русских святых.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов — ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».
Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ставить кресты на могилах.
Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться».
Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Извивы традиции
В старину люди испытывали огромное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест — совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.
Сейчас иногда сомневаются: а понимали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были неграмотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно много, и такая проблема — невозможность прочитать надпись на кресте — просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько веков могли стать трудноразличимыми — древесина на открытом воздухе неизбежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: старики рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рассказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.
Ну а что касается общего отношения — оно было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молебны — особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.
А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». Кресты уничтожались воинствующими безбожниками. Вновь приведу несколько цитат. «Известнейший северный ученый, почетный житель города Архангельска Ксения Петровна Гемп (1894—1998) в своих воспоминаниях говорит: “. Я помню, как на площади перед Троицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы”». (цитирую работу В. Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам». Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследователи не пришли к согласию), но что это меняет!
Вторая цитата — из уже упоминавшейся работы П. В. Боярского. «И почти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки поморских крестов. Они так почему-то мешали строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае использовались как надежная “несущая конструкция” триангуляционных знаков».
В результате традиция установки крестов на несколько десятилетий практически прервалась. Хотя и далеко не сразу. Да, советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам — но кресты до поры до времени продолжали ставить, пускай уже и не с религиозными целями. Так, в 1920-е годы научные экспедиции, исследовавшие Новую Землю, устанавливали четырехконечные кресты — как знак своего пребывания там. То есть, заметим, цели уже нерелигиозные, но форма еще прежняя.
Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совершенно исключить это нельзя.
В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. Порой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах — да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традиционны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констатировать, что у всерьез верующих православных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «охранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.
ВАЖНО:
Что такое распятие? *
Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.
Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм — так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки — в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.
Крест в Евангелии
В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1:7; Кол 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3:16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3:16).
Виды крестов
Поклонные кресты
Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.
Обетные кресты
Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.
Охранные кресты
Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.
Памятные кресты
Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.
Деление крестов на виды — довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.
Рождение символа
Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображения креста как символ своей веры, поскольку практика этих страшных казней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почитания Креста Христова, в том числе — богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века — после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.
Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе — с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.
*Справки подготовил прот. Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии по научной работе. — Ред.
Иллюстрации из книги «Крест в России», издательство «Даниловский благовестник», 2006