для чего необходимо планирование занятия
5 причин планировать свой день
1. Планирование дисциплинирует.
Умение дисциплинировать себя очень ценно для человека, который стремится достичь успеха в различных сферах жизни. Но, научиться этому не просто. Ежедневное планирование помогает нам дисциплинировать себя, ведь мы будем действовать в установленных рамках. Со временем ежедневное планирование поможет сформировать привычку к дисциплине, которую можно будет использовать в других сферах жизни.
2. Планирование высвобождает свободное время.
Многие сегодня жалуются на нехватку времени для личной жизни, досуга, отдыха или каких-либо других дел. В этом может помочь планирование. Благодаря тому, что оно повышает вашу продуктивность и позволяет рационально использовать свое время, вы будете работать быстрее. За счет этого у вас регулярно будут свободные дни для того, чтобы провести их так, как вы этого хотите.
3. Планирование способствует достижению целей.
Об этом вам скажет любой успешный в своей жизни человек. Без четкого плана, конечно же, можно достигнуть поставленную цель, но на процесс ее завоевания уйдет значительно больше времени и сил. Имея перед собой четкий план действий, достигнуть цель легко и просто! Как видите, преимуществ у ежедневного планирования очень много, и в этой статье описаны не все, но самые основные. Выработав привычку планировать, вы наведете порядок в своей жизни раз, и навсегда!
4. Планирование делает нас более эффективными.
Следуя составленному заранее плану намного проще получать хорошие результаты в кратчайшие сроки. Планирование позволяет нам реализовывать свой потенциал максимально, ведь оно направляет нашу энергию в четкое русло, не позволяя нам распылять ее напрасно.
5. Планирование освобождает мозг.
И благодаря этому он работает гораздо лучше и быстрее. Если вы не записываете необходимые задачи, вы обязательно держите их в памяти. Из-за этого, вы не можете использовать свой ум по максимуму, потому что он занят другими задачами – старается не забыть, что нужно сделать в дальнейшем. Но, если все ваши задачи сохранены на бумаге, ваш мозг свободен от необходимости все помнить, и будет работать по максимуму.
Структура и планирование занятия
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СТРУКТУРА И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Каждый преподаватель составляет план занятия по-своему: в виде развернутого конспекта, сценария, схемы хода занятия с комментариями, таблицы.
Сейчас в образовании за основу берут целевое планирование, которое учитывает дидактические, развивающие и воспитательные задачи
Дидактические задачи формируют знания и умения студентов и осуществляются различными путями. При их реализации студенты должны познакомиться с основами изучаемого материала дисциплины, её основными понятиями, законами и теориями.
Предлагаю вам примеры формулировок дидактических задач (см. приложение)
Развивающие задачи – это задачи развития общекультурных компетенций: мышления, силы воли, самостоятельности, развития инициативы, умения формулировать и обобщать сказанное, наблюдать, делать выводы, работать в должном темпе, делать чертежи, ставить практические опыты (см. приложение).
Воспитательные задачи – это формирование у студентов мировоззрения и морально-этических убеждений, правильного подхода к познавательной и практической деятельности, воспитание у студентов патриотизма, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, развитие творческих способностей, навыков самообразования и самоконтроля, требовательности к себе.
Предлагаю вам примеры формулировок воспитательных задач (см. приложение)
При планировании занятия необходимо выделять только ведущие цели, зависящие от содержания материала.
Наглядность, ТСО помогают активизировать учебный процесс, экономит рабочее время, конкретизируют абстрактные понятия, повышают интерес. ТСО и наглядность особенно ценны при обобщении материала, как исторический экскурс по теме, как релаксационный момент
Например, при закреплении материала, можно не диктовать условие задачи или формулировку проблемы, а дать в готовом распечатанном виде или спроектировать через проектор
Типы и виды занятий
В педагогике существует несколько классификаций типов и видов занятий. Часто бывает путаница в этих понятиях. Предлагаю вам примеры (см. приложение).
При планировании занятия не надо пренебрегать межпредметными и внутрипредметными связями. Указание на них позволяет более оптимально проводить мотивацию познавательной деятельности студентов.
Мотивация – это создание условий для возникновения у студентов потребности к изучению. Это психологическая подготовка к изучению новых знаний. К основным группам мотивов можно отнести:
Интерес к знаниям и процессу их приобретения.
Создание ситуации успеха.
Показ практической и теоретической значимости изучаемого материала.
План занятия составляется в зависимости от типа занятия. Предлагаю вам примерную структуру плана для различных типов занятий.
Основными структурными элементами плана являются:
Проверка домашнего задания
Повторение опорных знаний
Изучение нового материала
Методы изложения нового материала зависят от:
1) материального обеспечения предмета (наличие интерактивного курса, учебников, методических пособий);
2) подготовленности студентов (общая успеваемость, курс, учебный настрой);
3) контингента (очная и заочная формы обучения, коррекционные группы)
Методы изложения нового материала можно подразделить на:
Планирование и проведение занятия в учреждении дополнительного образования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное учреждение дополнительного образования «Вороновский центр творчества детей и молодёжи»
Планирование и проведение занятия в учреждении дополнительного образования
Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.
Алгоритм подготовки учебного занятия………………………………………
Требования к проведению учебного занятия в системе дополнительного образования детей………………………………………………………………
Структура различных типов занятий…………………………………………..
Методы организации занятия в детском объединении дополнительного образования ……………………………………………………………………..
Список рекомендуемых источников и литературы………………………….
Приложение 1. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Приложение 2. Классификация методов обучения на деятельностной основе
Приложение 3. Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых.
Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все эти элементы присущи деятельности педагога.
Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.
При этом на первый взгляд может показаться, что в сфере дополнительного образования детей все осталось по-прежнему, лишь добавились некоторые новые его формы. В действительности же образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия учреждения дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.
Цель данных рекомендаций оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.
Основы построения учебного занятия
Учебное занятие – это:
— модель деятельности педагога и детского коллектива;
-ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
— время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: обучение и научение обучающихся чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.
Это учебные занятия:
— по передаче знаний;
— по осмыслению знаний и их закреплению;
— по закреплению знаний;
— по формированию умений и применения знаний на практике;
— тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
— по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Классификация учебных занятий
Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Цели – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности обучающихся.
Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников.
Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. Учитывая активную позицию воспитанников в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучение и первичное закрепление новых знаний; закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности. Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, этап целеполагания и мотивации, подведения итогов.
Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.
При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.
Основные требования к современному занятию
Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к обучающимся. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и др.
Построение современного учебного занятия
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
Целесообразное расходование времени занятия;
Применение разнообразных педагогических средств обучения;
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;
Практическая значимость полученных знаний и умений.
Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?
Условия достижения эффективности занятия
— Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи).
— Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива.
— Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию.
— Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов.
— Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность.
— Наличие благоприятной психологической атмосферы.
— Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность).
— Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.
Постоянный перевод обучающего из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.
Алгоритм подготовки учебного занятия
Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:
Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
— Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
— В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
— Насколько полно и качественно реализовано содержание?
— Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
— За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
— Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
— Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий).
— Обозначение задач учебного занятия.
— Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
— Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
— Определение типа занятия.
— Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
— Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
Обеспечение содержания учебного занятия:
— Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).
— Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.
— Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.
Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности, как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
Требования к проведению учебного занятия в системе
дополнительного образования детей
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
Соревнования, состязания и др.
Тематические задания по подгруппам
Защита творческой работы
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)
Общие требования к постановке задач занятия
Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.
Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.
Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.
Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.
Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве).
Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).
В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.
Комплексное планирование задач учебного занятия
Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:
— обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.;
— обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления);
— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения.
Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.
— способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление;
— создать условия для развития;
— способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка;
— способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность);
— способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.
— содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)
Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.
Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
Любовь к малой родине:
● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу
Доброжелательное отношение к окружающим:
●соблюдение правил этикета,
Потребность в самоорганизации :
●умение доводить начатое дело до конца,
Потребность в здоровом образе жизни:
●умение видеть прекрасное,
●гигиенические знания и умения,
●доброжелательное отношение к труду,
Гражданские качества личности:
●интерес к общественной жизни,
● активную жизненную позицию,
● умение аргументировать свою позицию,
● уверенность в себе,
Потребность в саморегуляции:
● умение адаптироваться к новым условиям,
● умение прогнозировать собственную деятельность,
● умение организовать свою деятельность и анализировать её
Потребность в здоровом образе жизни:
● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе
Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:
● уважительное отношение к людям,
● интерес к культуре и истории России,
● стремление принести пользу обществу,
● понимание личного и общественного значения труда,
● осознание личной и общественной значимости образования (знаний),
● потребность к самопознанию,
● умение ставить цели и реализовывать их,
● осознание значимости результата
Потребность в общении в контексте культуры:
●умение идти на компромисс,
●умение доказать свою точку зрения,
●умение выходить из конфликтных ситуаций,
● знание этики семейных отношений,
● умение организовать культурный досуг
Личностному и профессиональному самоопределению :
● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой),
● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,
● формированию профессионально важных качеств личности,
● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников
Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.
● развивать эмоциональную сферу,
● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),
● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,
● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,
● развивать эстетические чувства
● развивать интерес к познавательной деятельности,
● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,
● развивать творческие способности,
● формировать способы социального взаимодействия,
● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе
● развивать познавательные и профессиональные интересы,
● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,
● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),
● развивать творческие способности
Структура различных типов занятий
Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
Изложение нового материала.
Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний
Изложение нового материала и закрепление его.
Занятие повторения и обобщения полученных знаний
Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение обучающимися заданий и решения задач.
Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.
Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения знаний, умений и навыков
Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа обучающихся, оценка ее результатов.
Методы организации занятия
в детском объединении дополнительного образования
методы практической работы;
использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
этап актуализации имеющихся у детей знаний,
этап работы по новому материалу,
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
этап повторения изученного материала,
этап обобщения пройденного материала,
этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
физкультминутка или этап релаксации,
Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа .
Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.
Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков выполнения строевых приемов…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о истории создания ВДВ…».
Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно.
Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия / понимания / закрепления / осмысления…», «организовать деятельность по восприятию / применению / контролю / коррекции…», «способствовать формированию / развитию …», «помочь в …» и т.д.
Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, в ведение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.
Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!) , во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.
Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.
Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.
На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.
Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.
После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает с оветы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.
На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.
На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.
Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает «сидячую» работу. Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности группы в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. С целью сохранения здоровья детей педагогу необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, комплекс вольных упражнений и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.
Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.
Написание плана-конспекта занятия
Учебное занятие — это промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом. Учебное занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:
цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
ведущие виды деятельности участников занятия;
структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
приемы управления вниманием, активизация детей;
типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
образцы корректирующих упражнении;
приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
диагностика результатов занятия, подведение итогов.