для чего необходимы идеалы и нормы познания
Идеалы и нормы научного познания
Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знание) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить этот продукт.
Этот блок включает идеалы и нормы, во-первых, доказательности и обоснования знания, во-вторых, объяснения и описания, в-третьих, построения и организации знания. Это — основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного исследования. Что же касается их содержания, то здесь можно обнаружить несколько взаимосвязанных уровней. Первый уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это — инвариант, который отличает науку от других форм познания. На каждом этапе исторического развития этот уровень конкретизируется посредством исторически преходящих установок, свойственных науке соответствующей эпохи.
Система таких установок (представлений о нормах объяснения, описания, доказательности, организации знаний и т. д.) выражает стиль мышления этой эпохи и образует второй уровень в содержании идеалов и норм исследования. Например, идеалы и нормы описания, принятые в науке средневековья, радикально отличны от тех, которые характеризовали науку нового времени. Нормативы объяснения и обоснования знаний, принятые в эпоху классического естествознания, отличны от современных.
Наконец, в содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень. В нем установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, биологии, химии и т. п.).
В идеалах и нормативных структурах науки выражена некоторая обобщенная схема метода, а метод, как подчеркивал К. Маркс, должен соответствовать объекту. Поэтому специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины.
Но не только спецификой объекта обусловлено функционирование и развитие идеалов и нормативных структур науки. В их системе выражены определенный образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины.
Этот образ всегда имеет социокультурную обусловленность. Он формируется в науке, испытывая влияние мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.
Идеалы и нормы научного познания
Идеалы и нормы научного познания — совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.
Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления. Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.
Система идеалов и норм распадается на: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания; 3) идеалы и нормы построения и организации знания. Идеалы и нормы имеют двоякую детерминацию: они зависят как от специфики изучаемых объектов, так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связаны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.
1. норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы.
2. нормы претендуют на повсеместную реализацию. От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли правомерно, они в большей мере выступают как ориентир.
3. норма, выступая как ординарное средство познавательного процесса, задает пределы пространства для реализации целей. Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реализуется как предельно-совершенное состояние, как, например, идеал истины, либо идеал гуманитарно ориентированного использования науки.
4. нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец знания. Когда норма достигает своего совершенного выражения, как например, в геометрии Евклида, он может приобрести статус идеала, превратиться в идеал дедуктивного построения знания.
Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования. В проблеме должно содержаться противоречие, указывающее на существующий предел знания и те новые факты, для объяснения которых и необходимо научное исследование. В этом суть требования прогрессивного сдвига и решения проблемы. Основания, включающие в себя идеалы, нормы и научную картину мира, придают систематический характер совокупной системе знания, поэтому за ними закреплена функция систематизации и интеграции. Соотношение социокультурных ценностей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-теоретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.
Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и накладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в самой тактике построения научного исследования.
Научное исследование регулируется определенными правилами, принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в науке на определенном этапе ее исторического развития. В их системе выражены ценностные ориентации, цели научной деятельности и общие представления о способах достижения этих целей.
Среди идеалов и норм науки можно выделить два взаимосвязанных блока: а) собственно познавательные установки, регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей и т.д. Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.
Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, наука использует лишь некоторые идеи и принципы.
Формирование философских оснований науки требуют не только философской, но и научной эрудиции исследователя. Оно осуществляется путем отбора и последующей адаптации идей, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, возникновению новых смыслов. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки. В историческом развитии естествознания особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием философских оснований науки, сыграли выдающиеся естествоиспытатели (Декарт, Лейбниц, Эйнштейн и др.).
В философских основаниях можно выделить по меньшей мере две взаимосвязанные подсистемы: во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (понимания вещи, свойства, отношения, состояния, пространства, времени и т.п.), во-вторых, эпистемологическую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, доказательства, теории, факта и т.п.).
Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой экспансии науки на новые предметные области. Основания науки предстают особым звеном, которое одновременно принадлежит внутренней структуре науки и ее инфраструктуре, определяющей связь науки с культурой.
Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 12. Природа научного знания.
Идеалы и критерии научности знания
1. Основные признаки научного знания.
2. Идеалы и нормы научного исследования. Основные типы идеалов рациональности (классический, неклассический и постнеклассический)
3. Понятие критерия научности знания. Основные виды критериев научности: логические («непротиворечивость», «полнота», «независимость»); эмпирические («верификация», «фальсификация»), экстралогические («простота», «красота», «эвристичность», «когерентность»).
1. Научное знание — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной
Основные признаки научного знания заключаются в следующем:
— наука есть особая деятельность по получению новых знаний. Последнее предполагает существование определенной категории людей, занимающихся научной деятельностью;
— фиксация получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности;
— целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижения истины;
— наука – это рациональное знание;
— наука является системой знания.
Одним из основных характеристик научного знания является рациональность (лат. ratio — разум) — разумность, осмысленность; характеристика знания с точки зрения его соответствия принципам мышления
В истории науки (начиная с XVII в.) сформировались три типа научной рациональности:
— классический тип научной рациональности, концентрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить всё, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, связаны с доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями, но классическая наука не осмысливает эти связи;
— неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии;
— постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесённость получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем важной становится связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия.
2. Идеал научности – система познавательных ценностей и норм. Это нормы объяснения и описания знания, его обоснованности и доказательности, структуры и организации.
Структура идеала научности включает в себя следующие положения:
– истина является высшей познавательной ценностью;
– ряд универсальных требований являются значимыми для всех областей научного познания во все исторические периоды;
– выделяются специальные предметные области;
– фиксируется проблемная ситуация, познавательная цель;
–обосновываются рациональные основания, аргументы для достижения полного знания;
– существует принципиальная возможность проверки научных аргументов любым субъектом, имеющим соответствующую подготовку;
– знания должны быть системно упорядочены.
В качестве эталонов (идеалов) на протяжении развития науки выступали разные области научного знания. Большинство авторов [189] единодушны в выделении трёх основных эталонов науки: математического (период античности); физического (настоящее время) и гуманитарного (настоящее время).
1. Что такое научное знание и каковы его признаки?
2. Как определяется идеал научного исследования?
3. Охарактеризуйте основные типы идеалов рациональности?
4. Что представляют собой логические критерии научности знания?
5. Почему доказательством научности является его опровержимость
6. Можно ли научную теорию назвать красивой?
7. Почему практика является критерием научности.
Основания науки. Идеалы и нормы научного познания
Основания науки. Идеалы и нормы научного познания.
C уществует 3 главных компонента оснований науки:1) Идеалы и нормы исследования.
2) Научная картина мира.3) Философские основания науки.
1. Идеалы и нормы исследования. Выделяют:
1) собственно познавательные установки;
2) социальные нормативы (наука как социальный институт).
Познавательные установки определяются по следующим позициям (формам):
1) Идеалы и нормы описания и объяснения – достаточно изменчивы.
2) Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания.
3) Идеалы и нормы построения и организации знания.
Описание: всеобъемлющее, всестороннее, воспроизводимое, объяснительное и т.д.
Требования к доказательности меняются в течение времени. Доказательство может быть либо логическое, либо эмпирическое. Т.е. доказать означает либо доказать факты, либо доказать логически.
Сегодня доказать – значит сослаться на законы, т.е. свести конкретный частный случай к всеобщему.
Древние греки применительно к закону оперировали понятием logos – необходимое, судьба, закон.
Идеалы и нормы науки могут быть конкретизированы к конкретным областям научной деятельности (математике, физике, химии, биологии). В биологии, в науках об обществе одним из основных идеалов является рассмотрение в историческом аспекте (идеи эволюции).
Нормы: принципы экспериментального обоснования; идеал объяснения явлений с помощью небольшого числа фундаментальных законов; идеалы организации теорий как дедуктивных схем; установка на описание законов на языке математики.
2. Научная картина мира
Научная картина мира может быть 2 видов: специальная (физическая, химическая, биологическая) и общая. Специальная научная картина мира – это картина части реальности, которая исследуется определенными науками. Общая научная картина мира – обобщенное представление об устройстве мира, созданное усилиями все на конкретную историческую эпоху наук.
3. Философские основания науки – это общие принципы, из которых явно или неявно исходит любой ученый или научное сообщество при построении той или иной теории.
Философские принципы, признаваемые наукой:
1) Принцип закономерного устройства мира.
2) Принцип причинности.
3) Принцип материального единства мира (мир един и материален). Существует также принцип двойственности.
4) Принцип развивающегося мира.
Основания науки. Идеалы и нормы научного познания. [ ]
Метатеория (основания науки) является признаком состоявшейся науки, находящейся на довольно высоком этапе развития.
Основания науки имеют многослойное строение. Можно выделить три структурных элемента в основаниях науки:
1. Идеалы и нормы научного познания
2. Философские основания науки
3. Научная картина мира
Идеалы науки — это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.
Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся характер. Например, идеалом классической науки Х\/11-ХIХ вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено — прошлое, настоящее, будущее.
Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец ХIХ-ХХ вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер — события жестко не предопределены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности.
Основные идеалы и нормы научного познания:
1. Непротиворечивость — речь идёт о формальной непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию.
2. Принципиальная проверяемость — верификация. данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов.
3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допущение возможности опровержения того или иного научного положения.
4. Организованность и системность. Это значит, что каждый новый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказываниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.
5. Принцип точности — этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках.
б. Принцип преемственности в развитии научного познания. Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предшествующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание:
7. Идеал научного объяснения — задача науки состоит в адекватном объяснении мира.
8. Идеал предсказания — наука ценится, когда может предсказывать явления и события.
9. для современной науки особо ценным является идеал возможности практического использования научных выводов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
Философские основания науки
На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний — философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.
Философские основания включают в себя четыре вида оснований:
1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и тд.
2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.
3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики — искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.
4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей — от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии
Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением демокрита. демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в пространстве. Ученик демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу. демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и д. Менделеев.
Идеалы и нормы научного познания
Идеал – образец, в будущем. Имеет ценностную окраску, нереализуем, желаем.
Норма – разрабатывается на основе опыта, в настоящем. Более конкретна, она предписывает.
Идеалы и нормы научного познания представляют собой исторически изменчивую совокупность концептуально-ценностных методологических установок, организующих процесс познания и регулирующих его.
· Идеалы и нормы объяснения и описания
· Идеалы и нормы доказанности о обоснованности
· Идеалы и нормы построения и организации научных знаний
Исследователи выделяют несколько уровней идеалов и норм научного познания:
§ Идеалы и нормы, которые принципиально отличают научное познание от других его видов
§ Идеалы и нормы характерные для определенного исторического периода (в средние века не было эксперимента)
§ Идеалы и нормы отражающие специфику объекта исследования ( познание в естественных и гуманитарных науках (элемент субъективности в гуманитарных)).
Идеалы и нормы научного знания благодаря своей исторической изменчивости время от времени вызывают необходимость перестройки самих ее оснований, смены стратегии исследования (научные революции).
Помимо когнитивного содержания идеалы и нормы включают в себя способы регулирования организации исследований и отношений науки с обществом (этические проблемы науки). В этом поле возникает проблематики науки соотношения научного познания и ценностного мышления. Формулируются тезисы о ценностной нейтральности науки восходящей к философскому принципу о логической разноплановости суждений о сущем и о должном. Кроме того, если наука понимается как средство познания, то вопрос о целях и смысле познания касается внешних по отношению к ней факторов.
Научная картина мира
К основаниям науки относят такую методологическую структуру как научная картина мира.
Научная картина мира – понятие, обозначающее определенную систематизацию упорядочивание и обобщение результатов различных видов научного познания. Различают общую и специализированные картины мира (физическая, химическая и т.д., т.е. отражает лишь соответствующий срез реальности).
Специальные картины мира строятся на базе фундаментальных теорий, меняющихся по мере развитии познания и практики, например, физическая картина 17,18 и начала 19 веков строилась на базе классической механики, затем ей на смену приходит электродинамическая, затем квантовая картина мира, а сегодня говорят о синергетической.
Исторические особенности и методологические основания классификации наук
Проблема классификации наук возникает при необходимости выявить структуру научного знания и при необходимости выразить взаимосвязь различных видов знания.
Методологическими основаниями классификаций наук выступают определенные критерии, зависящие от потребностей конкретной эпохи, времени.
Впервые классифицировал науки Аристотель – по сфере их применения: теоретические, практические, творческие. Органон (логика) – вне классификации. Говоря о физике Аристотель имеет в виду не только природный мир как таковой, но и природу и сущность вещей.
Классификация Френсиса Бэкона – деление наук в зависимости от познавательных способностей человека (эмпирическая концепция Бэкона).
· Науки опирающиеся на память – исторические знания.
· Науки опирающиеся на рассудок – философия ( тут еще математика).
· Науки опирающиеся на воображение – поэзия, литература и д.р.
· В отдельную область он выделяет науки изучающие мышление, являющиеся ключом ко всем остальным – логика, риторика.
Классификация Огюста Конта –науки должны классифицироваться по предмету исследования:
· Начальные – математика, астрономия
· Промежуточные – физика, химия
· Конечные – биология, социология
2 половина 19 века представители баденской школы неоконтиантсва формулируют специфику гуманитарных наук, прежде всего истории и философии.
· Дильтей вводит понятие «науки о духе», предметом которой являются переживания человека, а методом исследования является понимание.
· Виндельбанд – предмет всех наук един – действительность, но науки о природе пользуются номатетической методологией (выявление общих закономерностей), а науки о духе идиографической методологией ( описание частных случаев).
· Риккерт – вводит науки о культуре, утверждая, что они имеют и специфический предмет исследования и методы.
Классификация Ф. Энгельса основывается на критерии качественного многообразия природы. Науки подразделяются в соответствии с основными формами движения материи (механика, физика, химия, биология, социальные науки).
Классификация Вернадского: науки объектами и закономерностями, которых служат земные явления (биология, социология и т.д.) и науки объектами и закономерностями, которых является вся реальность.
Современные классификация
Науки о природе и науки об обществе – естествознание и социально-гуманитарное знание. Отдельные области – науки о познании, логика, технические науки. Совсем отдельно – математические науки.
Науки фундаментальные и прикладные – удаленность от практики
Структура научного познания.
Формы, уровни, методы.
Уровни:
Эмпирический и теоретический
Формы научного знания:
Научный факт существует на эмпирическом уровне, а остальные нет.
Фактом науки является то, что принципиально можно соотнести с научным контекстом; это такая форма научного знания, которая фиксирует достоверную информацию, установленную в процессе научного исследования.
Свойства научного факта:
· Обоснованность с помощью приемлемых в научной методологии способов.
· Онтологическая универсальность – факт типичен, он экстраполируются на неограниченную совокупность однородных случаев, если соблюдаются условия, относящиеся к его сущности.
Научный факт не фиксирует непосредственную реальность, он конструируется либо на эмпирическом уровне, с помощью наблюдений эксперимента, либо на теоретическом уровне, с помощью соответствующих методов.
Научный факт одновременно служит и результатом научного исследования и исходным основанием для теоретических обобщений. Научный факт не имеет абсолютной сущности и значимости вне теоретической системы. Научные факты – такие элементы теории, которые обладают свойствами инвариантности и обязательной совместимости в рамках конкретной теории.
Научная проблема— суждение, содержащее в себе теоретически осознанный вопрос, для которого не существует известного алгоритма решения. При этом возможное решение проблемы должно иметь существенную новизну.
Основной причиной возникновения научных проблем является несоответствие эмпирического базиса и теоретических ресурсов.
Рене Декарт – вопрос разделить на подвопросы и решать последовательно.
Научная гипотеза –вероятностное, но не истинное предположение. Новое знание, но в случае, если оно получит подтверждение. Для подтверждения гипотезу нужно много процедур, для опровержения – одно ( асимметрия). Гипотетика – дедуктивный метод. Принятие гипотезы – окончательное решение о ее статусе.
Теория –определенная система обоснованных концептуальных научных представлений. (Уилл Куайн – образ арки) Сущность теории можно представить через ее основные функции:
1 Группа функций связана с когнитивной (позновательной) деятельностью:
2 Группа методологических функций (что и как изучать) – любая теория содержит в себе ряд терминов и способов исследования, задающих направленность и цели научного поиска. Теория, как правило, обладает эвристическим потенциалом, т.е. может быть исходной точкой для постановки новых проблем.
3 Конститутивная (выстраивать, создавать) группа функций – создание предметной области исследования. Любая теория расширяет границы рационального постижения действительности.
4 Технологическая группа функций – существует, если с помощью теории проектируются и создаются новые объекты, если преобразуются уже существующие или теория дает инструментальные способы управлением поведением исследуемых объектов.
Структура теории:
Ядро теории – совокупность основных утверждений
Приложения – конкретизирующие понятия и интерпретации.
Научно исследовательская программа (НИП) – (2 половина 20 века – Лакатос) – понятие отражающее более крупные и долго живущие структуры, чем научные теории.Научно исследовательская программа представляет собой последовательность сменяющих друг друга теорий объединенных некоторой совокупностью базисных идей.
Структура научно исследовательской программы:
Жесткое ядро – исходные положения частно-научного характера сохраняющиеся без изменений во всей последовательности теорий.
Эвристики – связанные с утверждениями ядра методологические принципы. Положительная эвристика предписывает выбор проблем. Отрицательная эвристика запрещает постановку ряда проблем.
Защитный пояс – совокупность вспомогательных гипотез, направленных на устранение разногласий с материалом эмпирических проверок.
Научно-исследовательские программы конкурируют, при этом прогрессирующей признают те из них, которые обладают большим объяснительным и прогностическим потенциалом, а регрессирующие научно-исследовательские программы не уничтожаются, а чаще всего откладываются.
Уровни научного знания
Эмпирический и теоретический.
Идеал научного познания как единственно верного способа перехода от фактов к теории в современных условиях подвергается критике. Разделение научного познания на эмпирический и теоретический уровень производится сегодня условно, с рядом допущений. Данная проблема является одной из постоянных при изучении самой науки, так как представляет собой анализ предметного содержания научного познания.
Уровни научного познания не тождественны чувственному и абстрактно-логическому. Если первые отражают предметную сферу науки, то вторые отражают режим работы когнитивных процессов сознания.
На эмпирическом уровне научного познания как и на теоретическом переплетены формы чувственного и абстрактно-логического, но на эмпирическом уровне преобладает «живое созерцание», исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей, выражающих внутреннее отношение.
· доступность объекта непосредственному исследованию
· получение в реальном времени информации об объекте
· интерактивный информационный процесс
На теоретическом уровне научного познания преобладают логические формы, отражаются явления и процессы в их универсальных внутренних связях и закономерностях.
Граница между уровнями научного познания условна и подвижна, так как эмпирические формы знания всегда имеют теоретическую нагруженность, в формировании научного факта участвуют знания, проверенные независимо от конкретной теории. Кроме того при теоретическом осмыслении и анализе присутствуют более и менее обобщенные формулировки и абстрактные структуры.
Большинство современных исследователей считают, что научное познание представляет собой ряд взаимосвязанных подуровней, каждый из которых можно охарактеризовать как эмпирический или теоретический только в сопоставлении с другими.
Важное значение в развитии научного знания имеют правила связи эмпирического и теоретического уровня.
Между эмпирическим и теоретическим уровнем не существует одной границы. Они могут существовать даже внутри теории. Не существует единого центрального для всех теорий эмпирического базиса.
Методология научного знания
Существуют 2 крайние позиции – методологизм и антиметодологизм.
· Сторонники первой утверждают наличие универсальных эффективных способов научного познания.
· Сторонники второго утверждают, что любой метод получения нового знания оправдан.
Классификация методов познания по степени общности:
· Всеобщие методы (применяются и вне науки (обыденное познание)), например, общелогические.
· Общенаучные методы ( только в научном познании), на основе критерия общедоступности выделяют эмпирические и теоретические методы.
· Частнонаучные методы – проекция общенаучных на конкретную дисциплину.
· Специальные методики, характерные для узконаучных областей.
Эмпирические методы научного исследования:
Метод научного познания – исследовательская ситуация, форма взаимодействия субъекта и объекта – создается специально и предполагает определенное поведение исследователя.
Описание, сравнение и измерение – способы структурирования информации, применяемыми в исследовательских ситуациях.
Наблюдение | Эксперимент | моделирование |
описание | ||
сравнение | ||
измерение |
Способы структурирования информации:
Описание – представление эмпирических данных в качественных терминах. Формализация минимальна. Логической формой для описания служат утвердительные, фактуальные суждения.
Измерение –операция приписывания количественных характеристик изучаемым объектам, а так же свойствам и отношениям. Процедура измерения предполагает наличие объекта, т.е. величины подлежащей измерению, наличие метода измерения, включая шкалу с единицей измерения, правила, субъект, который осуществляет измерения и результат, который подлежит интерпретации. Особое требование к измерению – точность. Так как она характеризует субъективную сторону процесса в исследовании необходимо формулировать степень точности, достаточную для выполнения конкретной задачи.
Методы структурирования информации:
Наблюдение –исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира. Структура наблюдения – субъект, объект, условия (время, место, теоретический контекст и т.д.).
Основные характеристики научного наблюдения:
· активный характер, т.е. отбор объектов, первичная интерпретация фактов, постановка цели;
· организованность – наблюдение обусловлено теоретическими представлениями об объекте;
· наблюдатель может преобразовывать условия наблюдения;
· наблюдение не может быть свободно от предпосылок нашего восприятия, кроме того «лишь теория решает, что можно наблюдать (Эйнштейн)»
Следует различать первичные данные, непосредственно полученные в результате наблюдения, и тот эмпирический материал, который может быть оценен как научный факт.
Признаки идеального эксперимента:
· Экспериментальная ситуация полностью отражает естественную ситуацию
Этапы экспериментального исследования:
· Разработка программы и рабочей гипотезы. Программа включает: цель, смысл, структуру, адекватные методы достижения цели, план эксперимента
· Проведение эксперимента с протоколированием
Любая стадия эксперимента требует проведение рациональных логических операций, анализа, абстрагирования, обобщения, синтеза и т.д.
Моделирование неразрывно связано с логической операцией мышления по аналогии. Вероятность выводов в результате применения моделирования зависит не только от количества уподобляемых свойств оригинала и модели но и от того, насколько эти свойства существенны.
Процесс моделирования включает:
· Построение модели – воспроизведение необходимых параметров
· Изучение модели учитывающее ее определенную самостоятельность
· Экстраполяция – перенос полученных знаний на область знаний об исходном объекте.
Модель представляет собой и объект и средство изучения.
Каждый объект исследования может быть представлен различными моделями в зависимости от цели конкретного исследования.
Функции моделирования:
· Эвристическая (новые гипотезы)
· Трансляции (переноса знаний)
· Конструктивная (новые объекты)
· Интерпретации (как фактов так и теорий)
Обработка и обобщение эмпирических данных исследователями науки всегда обособляется. Эти процедуры считают либо промежуточным, эмпирико-теоретическим уровнем либо завершающим этапом эмпирического уровня.
В нем присутствуют:
Оценка релевантности исследования с позиции валидности, верифицируемости, фиксация аномалий и исключений, формулировка новых вопросов и проблем.