для чего необходимы правила этикета
Зачем нам этикет и как произвести хорошее впечатление на всех?
Нам всем хотелось бы производить хорошее впечатление на окружающих, чтобы это выглядело легко и естественно. Но как этого добиться? Что делать, если наши знания этикета и хорошие манеры оставляют желать лучшего? Записаться на экспресс-курс по этикету? Заучивать нужные правила перед каждым мероприятием? Избегать официальных встреч?
Что такое этикет и как его понимать современному человеку?
Этикет — это общепринятые правила поведения человека в обществе. Эти правила описывают как вести себя в той или иной ситуации и основываются на представлении общества о том, что правильно, а что неправильно. Это часть внешней культуры человека.
Слово пришло к нам из Франции, когда король Людовик XIV учил свою придворную знать поведению за столом. Чтобы они лучше запомнили правила поведения, каждому выдавалась записка-напоминание. Эти карточки и назывались этикетки, отсюда «этикет» — свод правил.
Однако, сами нормы и правила придумал не Людовик — они существовали еще в древние времена. Его заслуга в продвижении культуры и термина.
Что важно знать про этикет:
Каждый человек, как часть социума, своим поведением, манерами и навыками общения влияет на то, что будет считаться нормальным в обществе, что нового появится в правилах поведения, а так же какие нормы станут запретными. Отсюда национальные, временные и культурные различия в этикете. Этикет просто не может быть неподвижным и строго узаконенным, так как общество меняется, развивается, эволюционирует.
Популярное и общеупотребительное постепенно становится нормой, а затем правилом — вот основной принцип развития этикета.
Сначала женщинам нельзя было и подумать, чтобы ходить в брюках, затем общество «позволило» (женщина на войне и работа в «мужских» профессиях) их носить. Постепенно учителя, врачи, бизнесмены и политики стали позволять себе простые скромные черные брюки, потом яркие костюмы, затем джинсы. То есть буквально за 100 лет, с одобрения общества, гардероб женщины претерпел революционные изменения. Этикет изменился, и теперь никто не покажет пальцем на женщину в брюках — это обыденное явление.
Или, например, история про правила этикета юной леди — говорить только после разрешения взрослых, быстро не бегать, не класть ногу на ногу. Часть этих правил устарела, часть осталась актуальной. Естественно, девочки могут заниматься спортом (о чем еще сто лет назад нельзя было и подумать), играть в шумные и подвижные игры, но по-прежнему важно контролировать себя — не слишком ли громко, опрятный ли внешний вид?
Зачем в обществе существуют правила этикета
А зачем вообще нужны правила этикета в обществе, если придерживаться их не обязательно и они так быстро меняются? Сложно сказать наверняка. Возможно, чтобы люди не превратились в первобытных или животных, поддерживали гордое звание высшего разума на планете.
Этикет — это своеобразные рамки поведения человека. Он помогает людям из разных социальных или культурных групп придерживаться одной линии поведения, демонстрировать уважение к окружающим и их обычаям. Кроме того человек демонстрирует уровень своей культуры и образования.
Мы первыми здороваемся со старшими, уступаем место женщинам и пожилым, помогаем немощным, не обижаем слабых. Всё это — этикет, моральные нормы и нравственные ориентиры, которые приняты в обществе и поддерживаются большинством.
Проблемы в изучении этикета
Основная сложность в нашем старании следовать правилам этикета и его изучении — огромный разрыв в понятии общепринятых норм и правил в современном мире.
То, что вчера казалось естественными и понятными ценностями, сегодня во многих странах отвергается как устаревшие пережитки прошлого, а то, что еще вчера считалось неприемлемым, агрессивно навязывается как норма поведения. Особенно явно это прослеживается в западных странах.
Например, в традиционном обществе, по правилам этикета, женщину представляют мужчине первой, младшие по возрасту представляются старшим, женщина может не вставать при знакомстве с мужчиной, а мужчина встать обязан. То есть по этикету важно учитывать как возраст, так и пол людей в компании.
С одной стороны, это правильно и вполне естественно в нашем понимании. С другой стороны, приехав, например, в Европу или Америку, такими правилами хорошего тона можно нажить себе проблем. Там акцент на гендерной принадлежности человека может оказаться оскорбительным для некоторых приверженцев новых ценностей.
Зачем нужно подчеркивать, тот факт, что одна женщина старше другой, и можно ли при нынешнем искусстве макияжа и пластических операций доподлинно узнать возраст? Любой человек скажет, что это неэтично, перевернув тем самым шаткое понятие этикета.
В некоторых сообществах упоминание половой принадлежности человека может быть воспринято, как навязывание ярлыков, оскорбление. Может быть, у таких людей есть свой этикет?
Это, конечно, крайности, намеренное утрирование ситуации и доведение до абсурда, но все же этикет уже не выглядит таким незыблемым сводом правил!
Вот еще несколько неоднозначных ситуаций. К примеру, вас всё детство бабушка воспитывала: «Пей чай и ешь бесшумно, не всысывай в себя суп с ложки с громким свистом — это неприлично». Вы поехали в Китай, попали на ужин в китайскую семью и с удивлением услышали, что там такой свист стоит, что бабушка упала бы обморок. Гости хотели оскорбить хозяйку? Ничуть! Именно так, шумным прихлебыванием они выражали свой восторг: «Всё вкусно, спасибо! Видите, как мы аппетитно едим?»
Или мама отчитывает сына и говорит: «Смотри мне в глаза! Я разговариваю с тобой, а ты шаришь глазами по потолку — это неуважение!» Человек учится при разговоре смотреть собеседнику прямо в глаза. Но, оказавшись в некоторых восточных странах узнает, что, оказывается, пристально смотреть в глаза собеседнику — это вызов, подчеркнутое пренебрежение, вражда.
Будем честны, многие правила этикета сложно представить в современной жизни! Вчера считалось правильным одно поведение, сегодня другое. Очень сложно сегодня однозначно описать «правильный» этикет. Однако, списывать его со счетов еще рано, и знать его каждому человеку, который считает себя культурным и образованным, обязательно нужно! Просто стоит более внимательно относиться к культурным особенностям разных групп людей.
Знание и следование этикету позволит вам произвести хорошее впечатление на окружающих и оставить о себе только приятные воспоминания!
Основные правила этикета
Как же быть, если нормы и правила поведения в разных странах или даже в разных социальных группах внутри одной страны могут быть совершенно разными? Есть несколько простых советов, которые помогут избежать неловких ситуаций и продемонстрировать хорошие манеры.
Во-первых, как бы банально это не звучало, но каждый раз, готовясь к новой встрече, следует вспомнить правила поведения в соответствующих местах.
Пригласили в ресторан, театр или на встречу с незнакомыми людьми — освежи в памяти, как вести себя в такой ситуации.
Во-вторых, базироваться на «трех китах» этикета — вежливости, аккуратности и чувстве такта. В любом случае следить за своим поведением.
В-третьих, знать основные правила этикета. Их не так много, поэтому любой человек сможет их освоить и запомнить.
В ресторане за столом
Несколько важных правил поведения за столом:
Кто должен здороваться первым
Это маркер, который наряду с поведением за столом, ясно даёт понять окружающим, знаком человек с этикетом или нет. Итак, кто должен первым здороваться в различных ситуациях:
Кстати, именно вежливость в общественных местах вызывает больше всего затруднений. Если в лифте еще более или менее понятно, все присутствующие заметят входящего, то как быть в автобусе, самолете, при входе в зал ресторана, класс?
Специалисты по этикету рекомендует в любом случае проявлять учтивость и вежливость. Входящий всегда должен нейтрально поздороваться, если с кем-то встретился глазами, обратил на себя внимание или у дверей есть встречающий: стюардесса, учитель, метрдотель. В остальных случаях, когда ваш вход остался незамеченным, правильно будет не здороваться.
Правила этикета в школе
Правила этикета в школе практически ничем не отличаются от обычного повседневного этикета. Немного больший акцент в школе делается на пару моментов:
Некоторые дополнительные правила могут быть прописаны в уставе школы. Кроме этого, ребенок всегда должен быть вежливым как по отношению к учителям, так и по отношению к другим учащимся.
В школе и детском саду не зря уделяют большое внимание этикету, постоянно поправляют детей, воспитывают. Этим педагоги закладывают общую культуру поведения человека. Хорошие манеры для детей плавно переходят во взрослую жизнь.
Правила сетевого этикета
Многие задаются вопросом, действуют ли правила этикета в интернете? Ведь на форумах, в чатах и группах предпочитают неформальное общение.
Тут стоит понимать, что неформальное свободное общение — это тоже общение в рамках этикета. Уже сформирован особый сетевой этикет, за соблюдением которого пристально следят и сами участники, и модераторы, и администраторы ресурсов. Следует помнить, что неформальное общение не предполагает неграмотную речь. Уточнить как пишутся слова можно на специальных ресурсах в интернете: https://pravopisanie.com/slova/kak-pishetsya/
Кстати, сетевой этикет — один из самых строгих! Если, предположим, человек некрасиво ведет себя за столом, его соседи просто подумают о нём: «Невежа, не воспитанный и некультурный человек», но никому не придет в голову выгнать его из-за стола или уйти самим. В сети даже за незначительное нарушение тебе могут сделать замечание, исключить из группы или заблокировать. Поэтому многие пользователи четко следуют сетевому этикету, чтобы не лишиться друзей и общения.
Правила речевого этикета
Правила речевого этикета нам знакомы еще с детского сада, тем не менее, некоторые люди их игнорируют. Чтобы с вами любили общаться и считали воспитанным человеком, придерживайтесь простых правил:
Идеально, если речь четкая, разборчивая, без слов-паразитов и повторов. Этот навык можно потренировать — запишите свою речь на диктофон и послушайте, все ли хорошо? Теперь исправьте ошибки, и повторите запись.
Правила телефонного этикета
Таких правил немного, поэтому запомнить их довольно легко:
Правила телефонного этикета тоже изменились за последние годы. Сейчас не приняты долгие вступления и прощания, витиеватые фразы в деловом разговоре, длительные паузы.
Если раньше в приоритете был телефонный разговор, то теперь собеседник может сказать: «Извините, я вам перезвоню через пару минут», чтобы отвлечься на разговор с кем-то более важным.
Этикет переписки
Если вы пишете деловое письмо (электронное или бумажное), обязательно укажите, кто вы и укажите ваши контактные данные.
При переписке в мессенджерах с близкими знакомыми и друзьями здороваться и прощаться можно стикерами, отвечать коротко – ок, хорошо, сделаю.
В этикете важно различать разные его виды и уметь применять нужный. Согласитесь, чопорность и нарочито подчеркнутое владение столовыми приборами неуместно за дружеским столом, а хлопанье по плечу и посадку вразвалочку не поймут на торжественном мероприятии.
Не знаете, как вести себя в той или иной ситуации, но хотите оставить хорошее впечатление о себе? Ведите себя культурно, этого вполне достаточно!
Этикет в нашей жизни
В повседневной жизни мы редко задумываемся о манерах поведения, о культуре общения и правилах поведения. Понятно, что в суете будней и проблем, в спешке и занятости мы не замечаем этих правил, однако у культурного человека подсознание берёт на себя эту функцию. Мы автоматически уступаем место в транспорте старикам, пропускаем вперёд женщину и подаём ей руку помощи, здороваемся или даём милостыню просящему человеку на входе в храм. Вспомнили? Мы делаем это машинально, не думаем, но поступки эти правильные. К сожалению, так делают не все, поэтому мы и говорим об этом.
У разных слоёв населения нормы поведения могут отличаться:
— Дипломатический этикет. У таких людей язык общения строг, каждое слово имеет вес и значение. Манеры поведения государственных представителей прописаны в отдельных правилах.
— Воинский этикет. У представителей военных специальностей и служебных рангов есть строгий свод правил, который основан на единоначалии, подчинении и безупречном исполнении приказов. Всё это записано в воинских Уставах.
— Гражданский этикет. Такие правила говорят о поведении человека в быту.
— Этикет бизнеса. Правила говорят о поведении при деловых встречах, переговорах, заключении соглашений с партнёрами по бизнесу.
Мы всегда начинаем с самого простого, с элементарного этикета. Такие манеры поведения как ваша речь, умение вести себя за столом, умение держаться в общественном месте или транспорте. Нужно всегда учитывать, кто из собеседников имеет определённые преимущества, как вести себя с женщиной или старшим товарищем. Всегда нужно помнить, что больной или ограниченный человек требует больше вашего внимания. А вот начальник должен знать, что в беседе с подчинённой женщиной нужно помнить о чувстве такта и показывать высокую культуру при общении.
В современном мире нужно помнить о культуре поведения при деловом разговоре по телефону. Мобильная связь и работа с различными приложениями в интернете требует своей культуры. Не нужно говорить очень долго, обращайте внимание только на важные аспекты разговора, всегда уточняйте у собеседника, удобно ли ему говорить с вами. Предупреждайте собеседника, если включаете функцию «конференция» или «громкая связь». Смс-сообщения должны быть лаконичными, не нужно посылать собеседнику лишнюю информацию, пока он не скажет о её важности. Всегда помните о времени суток, удобно ли отвлекать человека от дел или будить ночью. В социальных сетях не нужно перегружать свою страницу или ленту новостей ненужной информацией. В вашем профиле должно быть строгое личное фото /с пляжа не годится/, минимум информации о вашей занятости и уровне компетенции, остальное вы можете рассказать в беседе.
Помните о всех элементарных требованиях этикета и манерах поведения в обществе. Всегда показывайте высокую культуру.
Как вести себя в обществе: основные правила этикета на все случаи жизни
Как говорят консультанты по этикету: всегда берите с собой хорошие манеры. Правила этикета нужно соблюдать везде, будь то поход в театр, кафе, ресторан, кино, поездка в общественном транспорте или даже просто прогулка по парку. Они нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.
Нормы этикета – это унифицированные правила поведения для тех или иных ситуаций. Поведение, уместное в ночном клубе, недопустимо в театре, а общение с близкими друзьями всегда будет отличаться от общения при первом знакомстве с человеком.
Понимание этих норм для разных ситуаций и правильное их применение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Итак, как должен вести себя культурный человек? Мы ответим на этот вопрос, но прежде предлагаем вам проверить себя: знаете ли вы сейчас, как правильно вести себя в разных ситуациях?
А теперь перейдем к статье. Начнем с общих правил поведения в общественных местах.
Этикет поведения в любом общественном месте
Будучи в общественных местах, помните о следующем:
Отдельным блоком следует выделить правила этикета в помещениях общего назначения.
Этикет поведения в помещениях общего назначения
Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:
А теперь стоит сказать несколько слов об этикете в транспорте.
Правила поведения в общественном транспорте
Даже если вы давно обзавелись личным авто, вам следует усвоить правила поведения в общественном транспорте. И даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует их соблюдать:
Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.
Правила поведения в кафе и ресторане
Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:
На самом деле, этикет за столом – это намного больший объем знаний, причем в разных странах он может отличаться. Будет лучше, если перед поездкой за рубеж вы ознакомитесь с правилами поведения в стране своего визита.
Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания, можно воспользоваться мнемоническими правилами или ассоциативными техниками запоминания. Например, известно, что хлеб должен быть слева, напитки – справа. Сложите пальцы в жест Ok, при этом комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой – d (drink – напиток).
Правила поведения в театре и кинотеатре
Следить за поведением важно и нужно, помимо прочего, и в местах досуга:
Уточним, что для концертов правила более демократичны. Многие исполнители сами просят зрителей спеть вместе с ними или выкрикивают: «Я не вижу ваших рук!» Многим группам даже приятно, если зрители знают наизусть тесты их песен. Кроме того, например, ни один рок-концерт никогда не начинается вовремя, поэтому опоздания зрителей тоже допустимы.
Отдельной темой является этикет общения при знакомстве. Тут тоже есть свои правила.
Основные правила знакомства
Соблюдая эти правила, вы не только проявите вежливость, но и произведете на людей приятное первое впечатление:
И, наконец, еще одна важная тема – деловой этикет.
Основные правила делового этикета
По сути, это свод правил для коммуникаций в рабочей обстановке, обязательный для всех, будь то биг босс, топ-менеджер или рядовой сотрудник:
Это основные правила этикета. Мы не будем касаться всех правил деловой коммуникации – их много, и они несколько отличаются по ситуациям (общение с клиентом, начальником или деловым партнером). В принципе, хороший тон и деловой этикет – это не так сложно.
Также мы не будем останавливаться на правилах дресс-кода – они могут заметно отличаться для разных сфер. Требования к одежде сотрудников креативного агентства и коммерческого банка очень разные, и даже внутри отрасли стоит уточнять наличие или отсутствие ограничений. В любом случае, одежда должна быть чистой, смотреться гармонично и сочетаться с аксессуарами.
Это основные правила этикета, которые обязательны для соблюдения. Если ваши знания будут намного больше и шире, это исключительно плюс вам в карму. Более того, следует освоить специальные правила поведения для тех мест, которые вы посещаете часто. Например, правила этикета в спортзале или фитнес-центре. Это заметно облегчит вашу коммуникацию с окружающими.
Кроме того, вы можете пройти нашу программу «Лучшие техники коммуникации», и тогда вы сможете сориентироваться абсолютно в любой ситуации. Мы желаем вам интересного общения и эффективных коммуникаций и ждем на наших программах!
Что такое деловой этикет и почему все крупные компании его изучают?
Редактор, Общество, 9:07, 02.11.2018
Правила этикета из первых уст: интервью со специалистом Евгенией Скиба, которая заинтересовала своим делом всю редакцию «ТОЛКа»
Знаете ли вы, как правильно встречать зарубежных партнеров, как подавать визитку и вести себя за столом на приемах? А героиня нашего нового материала все это умеет. В гости к «ТОЛКу» пришла специалист по этикету Евгения Скиба, рассказала о своем деле и дала несколько полезных советов читателям портала.
– Евгения, расскажите, как Вы пришли в эту сферу и где работали раньше.
– По образованию я менеджер культуры, окончила профильный институт и работала продюсером в студии звукозаписи известной рекламной компании. Когда я ушла в декрет, поняла, как многого не знаю из того, что хотела бы передать своим детям. Я сама начала изучать правила этикета, и меня эта сфера затянула. Первые настоящие занятия я прошла по «Скайпу», в течение пяти часов мы общались с преподавателем из Санкт-Петербурга, было очень интересно. Далее я побывала на тренингах в Новосибирске и в Санкт-Петербурге, где мне удалось пообщаться с руководителем Управления государственного протокола Администрации Санкт-Петербурга Иваном Арцишевским. Это было невероятно познавательно, он потомок Романовых, а в такой семье правила этикета передаются из поколения в поколение. После я уже сама начала вести тренинги.
– То есть о правилах этикета можно узнать только на занятиях?
– Какие-то простые вещи можно найти в интернете и прочитать в книгах. Но в первом случае человек столкнется с большим количеством ложной информации. В Сети, например, много картинок с положением приборов, так вот, это фейк – положений всего два: пауза и я наелся. В случае с книгами проблема в том, что хорошей литературы по данной теме очень мало. После революции 1917 года в России намеренно искореняли правила этикета, и даже высокие чины допускают ошибки.
– А если человек решил все это изучить, с чего ему начать?
– Человек может пойти к тренеру, например, ко мне, может заниматься сам, может взять групповые или индивидуальные уроки. Есть занятия в интернете, но опять же нужно понимать, к кому вы идете. Например, я знаю курсы с хорошей рекламой и маркетингом, но специалист, который их ведет, делает много ошибок, и уровень информативности на его занятиях маленький.
– А почему вообще этикет имеет такое большое значение?
– Дело не в том, как есть или как сидеть. Этикет – это правила комфортной жизни, нам всем должно быть удобно друг с другом. Мы находимся в обществе, и понятно, что за столом не нужно расставлять локти, просто потому, что другому человеку будет неудобно, или нельзя входить в общественный транспорт с рюкзаком на спине, так как это будет мешать другим. Недавно я была в Москве на занятиях консультанта по этикету королевской семьи Уильяма Хансона. Он говорил, что, когда англичане знакомятся, мысленно подразумевают вопрос: «Как я могу улучшить твою жизнь». Мне это очень понравилось. Я знакомлюсь не для того, чтобы получить что-то, а чтобы помочь. Если бы все так относились друг к другу, было бы замечательно.
– Обычно этикет воспринимают как некий набор правил о том, как держать ложку или вилку, но то, что вы рассказываете, выходит за эти узкие рамки. Где еще человеку могут пригодиться эти навыки в обыденной жизни?
– Этикет разный: у нас свои правила, в другой стране – свои. Прежде чем куда-то ехать, стоит узнать, что можно, а что нельзя. Даже подавая визитку в деловой сфере, вы должны понимать, как это сделать правильно, так как каким-то жестом можете оскорбить человека.
Кроме того, сейчас в Москве при приеме на работу уже есть графа «Знания делового этикета». Человек приходит на собеседование и просто ожидает своей очереди, а специалист компании наблюдает, как он сидит, как он себя ведет, и делает выводы, можно ли доверить ему что-то важное или позвать на встречу с иностранцами. У нас в городе в этом плане пока проще, но я думаю, что и в Барнаул это придет. В Центральной России интерес к протоколу огромный, этому учат и взрослых, и детей, услуги эти там стоят больших денег.
– А к Вам кто обращается чаще?
– Обычно я работаю с компаниями, и в основном с теми, которым важны межкультурные коммуникации. Им необходимо знать, как правильно встретить иностранцев, понять, что им подарить. В некоторых странах есть определенная сумма, на которую можно сделать подарок, а есть те, где вообще от партнеров подарки принимать нельзя. Большую роль играет деловой дресс-код: к делегации из Китая ни в коем случае нельзя выходить в джинсах – это может оскорбить людей.
Другой важный аспект – гостеприимство в офисе: в некоторых фирмах секретарь, предлагая кофе или чай, просто небрежно кидает эту фразу. А важно, напротив, показать клиентоориентированность, сервис, свое радушие.
– А как работники этих компаний воспринимают ваши занятия?
– Работники компаний реагируют по-разному, мне кажется, это зависит от должности: люди с более высоким статусом очень заинтересованы. Иногда у меня возникают такие полемики, что душа радуется. Например, как-то на занятиях был молодой человек, который изучал инаугурацию Владимира Путина, и мы обсуждали, в чем кто был одет и многое другое – это все важно.
– А кто еще, кроме бизнесменов, с Вами работает?
– Востребованы занятия среди детей, в основном по столовому этикету. Кроме того, я преподаю в модельной школе. Женщины очень интересуются, как снять элегантно одежду, как сесть за стол, куда поставить сумочку.
– А сколько времени требуют занятия?
Все зависит от цели. Столовый этикет можно понять за несколько часов, а если человек захочет изучить викторианскую эпоху, то это, конечно, займет больше времени.
Несколько полезных советов от Евгении Скиба:
1. Приходя в ресторан с сумочкой, женщина может поставить ее на сидушку стула за собой, так как дамы обычно не сидят, откинувшись на спинку. Если у сумки есть ножки, ее можно поставить на пол. Но это зависит от страны: в России это позволительно, в Китае – нет. В некоторых ресторанах есть скамейки и пуфики для сумочек и телефонов
2. Телефон на стол класть нельзя. Если вы на деловой встрече, то его следует поставить на беззвучный режим. Если вы ждете звонка, то предупредите о нем собеседника заранее.
3. Полный куверт (сервировка) с 16 вилками и 16 ложками вы встретите только на очень торжественных мероприятиях. В таких случаях на столах есть меню, которое подскажет, какими приборами пользоваться. Но в целом запомните, что приборы нужно брать с краю и двигаться к тарелке.